Министерство образования Российской Федерации
Сыктывкарский государственный университет
Факультет психологии и социальной работы
Кафедра социальной работы
Реферат
Организация психокоррекционной работы с дезадаптивнымидетьми и подростками
Исполнитель:
студентка 731 группы
_________ С. В. Конакова
«_______» _______ 2005 г.
Сыктывкар 2005
Содержание
Введение 3
Глава 1. Социальная и психическая характеристикадезадаптированных детей иподростков 4
Глава 2.Организация психокоррекционной работы с дезадаптивными детьми и подростками 8
Заключение 24
Литература 25
Введение
В последние годы зарегистрирован небывалый ростчисла правонарушений, совершенных несовершеннолетними. По данным МВД РФ в 2003г. зарегистрировано около 10 тысяч случаев вовлечения несовершеннолетних всовершение преступления или антиобщественную деятельность. При этом 9,6% всехпреступлений, зарегистрированных в 2003 г. (т. е. около 250 тысяч) совершенынесовершеннолетними или с их участием. Несопоставимость данных позволяетсделать вывод: подростковая преступность становится все более самостоятельной,организованной и профессиональной. Сравнительный анализ преступностинесовершеннолетних за 1991-2000 гг. (по данным МВД РФ) не внушает оптимизма:если в 1991 г. несовершеннолетними совершены 503 убийства, то в 1997 – 1350, в 1991г. 2338 разбойных нападений, в 2000 г. – 5300, в 1991 г. на долю подростковпришлось 173 тыс. преступлений, в 2003 г. – около 250 тыс. Сходные данныеприводятся и в Государственном докладе «О положении детей в РоссийскойФедерации» (2002).[1]
В связи с этим всёбольший интерес приобретает проблема ресоциализации подростков с криминальнымповедением. Криминальная среда производит необратимые процессы в психикеподростка. Причастность к антисоциальным группировкам, необходимостьнеукоснительного следования определённым нормам на фоне частого злоупотреблениянаркотиками и алкоголем приводит к формированию невротических и психотическихрасстройств личности. Особенно это усугубляется в условиях воспитательныхколоний. Вот почему таким подросткам нужна экстренная психологическая помощь,позволяющая приостановить деструктивные процессы развития психики до того, какони станут необратимыми. Помощь психолога должна быть комплексной, направленнойна постепенное, поэтапное прохождение по пути социализации.
Глава1. Социальная ипсихическая характеристика дезадаптированных детей и подростков.
Совокупность социальных факторов (семейных,школьных, микроокружения, общественных в целом) оказывает существенное влияниена развитие и психическое состояние ребенка, его социальную активность. Можно суверенностью говорить, что социальные факторы определяют и характер социальнойактивности – ее положительную или отрицательную направленность. В зависимостиот диспозиции этих факторов лечебное, коррекционное и педагогическоереабилитационное воздействие приобретает различное значение и играет разныероли: от ведущей до факультативных.
К факторам рискадезадаптации ребенка относятся: алкоголизм, асоциальная личностная деформация икриминальность родных; психопатические черты у родителей в виде психическойригидности с повышенной аффективной возбудимостью, а также их незрелость иизолированность, неустойчивая самооценка, снижение толерантности к стрессам иличностные проблемы: потребность родителей установить жесткий контроль надребенком; амбивалентные отношения; одиночество и плохое здоровье матери.Эмоциональное отвержение ребенка и плохое обращение более вероятны, когдасуществует совпадающее влияние деструктивных факторов: психологические(психопатологические) особенности родителей (опекунов), конфликтныевнутрисемейные отношения, негативное влияние других членов семьи и асоциальногоокружения, безразличное отношение общества к фактам плохого обращения сребенком.
В подростковом и юношескомпериодах дезадаптация проявляется преимущественно на личностном уровне ивыражается в социально-психологической деформации личности с формированиемантиобщественных ценностных установок. Таким образом, у частинесовершеннолетних (от 40 до 55%) переход от стадии делинквентности кустойчивому криминальному поведению сопровождается аккумуляцией негативных,дезадаптирующих влияний и закреплением антиобщественных ценностных ориентаций;у другой части несовершеннолетних асоциальное поведение обусловлено недефектами правосознания, а нарушениями психического развития и отклонениями вэмоционально-волевой, интеллектуальной сферах с чертами задержанногопсихического дизонтогенеза, личностной незрелости, «детской» мотивациипроступков.
К детям социального рискадезадаптации следует относить следующие группы: дети, лишенные родительскогопопечения (сироты); дети с криминальной активностью, не достигшие возрастауголовной ответственности (14 лет); дети и подростки, находящиеся в связи сантисоциальным поведением в специальных воспитательных и исправительныхучреждениях (специальные школы, ПТУ, воспитательные колонии).
Эти группы детей«социального риска» существенно различаются характером дезадаптации. В каждойиз групп детей прямые и косвенные дезадаптирующие воздействия могут быть связаныс семейной депривацией, острым или хроническим психосоциальным стрессом,асоциальным влиянием неформальных подростковых групп.
Социально-психиатрическиеисследования показывают, что нарушения социализации у детей групп «риска»сопровождаются нервно-психическими расстройствами широкого спектра: задержкаэмоционального и личностного развития с симптомами регресса; аффективные,психосоматические нарушения и психогенные личностные реакции; стойкиеаномально-личностные развития и состояния. Отдельные варианты нарушений,реализующиеся через асоциальную личностную деформацию, имеют ведущее значение вделинквентности и криминальной активности; другие типы расстройств выступаюткак фактор «патологической почвы».
Следовательно, разработкапроблем оказания социально-психиатрической помощи несовершеннолетним снарушениями развития и поведения является социально значимой в связи с широкойраспространенностью явлений семейной, школьной и социальной дезадаптации вдетско-подростковой среде, а также тяжестью ее последствий в видебезнадзорности и повышенной криминальной активности детей и подростков.
Для оценкипсихологических коррекционных мер прихарактеристике психического состояния дезадоптированных детей иподростков необходимо пользоватьсякритериям групп психического здоровья[2].
Перваягруппа психического здоровья (частота встречаемости до 9,0 — 10,0 %). В этой группе детей и подростков неопределяется признаков психических отклонений; в прошлом не устанавливаетсявоздействие каких-либо патологических факторов с документально подтвержденнымипсихическими расстройствами. Безнадзорность и отклоняющееся (девиантное)поведение связано с конфликтными семейными ситуациями, школьной дезадаптацией,ситуативными социально-средовыми обстоятельствами. Признаки устойчивойсоциально-психологической деформации личности отсутствуют.
Втораягруппа психического здоровья (частота встречаемости до 35,0%). На периодосвидетельствования клинически выраженные психические расстройства отсутствуют.По анамнестическим и медицинским данным в прошлом имеются указания на бытовыетравмы, инфекции, интоксикации, рецидивирующие соматические заболевания сотклонениями психосоциального развития, эпизодами невротических,аффективно-поведенческих, гипердинамических, органических (эмоционально-лабильных,астенических) расстройств. На момент обследования констатируются признакиакцентуаций характера; психологического пубертатного криза; резидуальнойцеребрально-органической недостаточности без стойких нарушений психическихфункций; задержанного психосоциального развития с личностной незрелостью,легкими эмоционально-волевыми отклонениями, ограниченностью познавательныхинтересов и низким общеобразовательным уровнем. Отмеченные признаки в анамнезе и статусенедостаточны для клинического диагноза. Средовая дезадаптация с безнадзорностью преимущественно связана с формирующейся социально-психологическойдеформацией личности и педагогической запущенностью.
Третья группа психического здоровья (частотавстречаемости составляет до 30,0% случаев).Средовая дезадаптация детей сбезнадзорностью и девиантным поведениемсочетается с психическими нарушениями пограничного уровня — резидуальнаяэкзогенно-органическая патология, психический и дисгармонический инфантилизм,повторяющиеся патохарактерологические реакции и патохарактерологическоеформирование личности. Отсутствуют признаки психического заболевания иликлинически выраженной декомпенсации патологического состояния. Семейная,школьная дезадаптация сочетается с парциальной адаптированностью в микросоциальной среде асоциально ориентированных сверстников.
Четвертая группа психического здоровья (частота встречаемостисоставляет от 15 до 17,0% случаев). Нарушения поведения сбезнадзорностью носят патологический характер, определяется клинически выраженнымисостояниями (отдаленные последствия раннего органическогопоражения головного мозга, формирующаяся психопатия, патологический пубертатный криз). Средовая дезадаптацияохватывает сферу и семейных, и школьных, и межличностных отношений.
Пятая группа психического здоровья(частота встречаемости составляет от 5,0до 6,0%). Патологические формы поведения с безнадзорностьюсопровождаются клинически выраженной декомпенсацией патологического состояния,признаками патологического процесса смалопрогредиентным течением без признаков обострения и дефекта (органический процесс с малопрогредиентным илирегредиентным течением) или с признаками обострения или с дефектом. По тяжестисостояния применение мер принудительного воспитания невозможно; ведущими являютсямеры динамичного психиатрического наблюдения при вторичности мерсоциально-профилактического учета. Направление в специальные (коррекционные) школы противопоказано.
Такимобразом, при клинико-психологическом исследовании у детей и подростков с безнадзорностьюи девиантным поведением выявляются следующие личностно-психологическиеособенности, которые должны учитываться при психопрофилактической ипсихокоррекционной работе:
· когнитивным дефицитом, неразвитостьюпознавательных способностей;
·
· аффективная заряженность,склонность к импульсивным реакциям на фрустрирующие ситуации, низкий уровень стимулов, вызывающихагрессивные формы реагирования,малодифференцированная направленность реакций агрессивного типа.
Глава2. Организация психокоррекционной работыс дезадаптивными детьми и подростками.
В качестве профилактических и комплексных реабилитационных мер,направленных на социализацию несовершеннолетних правонарушителей и детей группыриска по совершению правонарушений и другим формам асоциальной активности,различными исследователями и практиками предложены сотни программ. Обобщаяподходы разных авторов к проблеме асоциального поведения несовершеннолетних,можно сформулировать следующие положения:
· Делинквентное поведение подростков является специфическим этапомсоциальной дезадаптации. По мере взросления делинквентность закрепляется вкачестве поведенческого паттерна и продолжается во взрослой жизни в формекриминальной активности.
· Формирование делинквентного поведения обусловлено фактором раннейдесоциализации (в основном за счет семейной депривации и влияния асоциальногоокружения).
· В основе формирования делинквентного поведения лежат механизмыдепривации, конфликтно-стрессового вытеснения (отторжение от школы,социализированных сверстников) и идентификации с подражанием и фиксациейстереотипов асоциального поведения.
· Для комплексной оценки делинквентного поведения необходимо учитывать:социальную ситуацию и десоциализирующие факторы, механизм формирования делинквентногоповедения, клинические факторы, клинико-психопатологические факторы, включаявозрастной и динамический аспекты, социальный прогноз. С учетом комплексавыявленных факторов необходимо проводить реабилитационные мероприятия.
· Реабилитационные мероприятия должны проводиться в рамках учреждений немедицинского профиля, а социального при участии врачей-психиатров в качествеконсультантов.
Средисовременных реабилитационных программ можно условно выделить 5 типов[3].Они весьма удачно соответствуют основным клиническим формам, наблюдаемым средиподростков с асоциальным поведением.
Программытворческой реализации. Их задача – демонстрация подросткам их индивидуальностии ценности для общества через творческую реализацию. Эти программы хороши длядетей с сохранным интеллектом и без выраженных нарушений внутрисемейныхотношений.
Программытрудовой реализации. В рамках этих программ основной упор делается наприобретение подростками трудовых и профессиональных навыков. Они более всегоподходят для подростков со сниженным интеллектом и с выраженной органическойцеребральной патологией. При этом социальная работа с подростками требуетвмешательства со стороны психиатра, который должен вести лечебную работу параллельнос программой социальной реабилитации.
Программысоциальной реализации. Они наиболее оптимальны для подростков, составляющихгруппу риска по совершению криминальных актов. Эти подростки нуждаются ввовлечении в социальные мероприятия на уровне школы, клубов по интересам,спортивных клубов и т.д.
Программыресоциализации. В программы ресоциализации целесообразно включать подростков снарушениями семейных отношений, грубой педагогической запущенностью и стойкойкриминальной активностью. Следует включать в эти программы несовершеннолетних споведенческими нарушениями, вызванными психическим расстройством. На первомэтапе подростки получают лечение и приобретают навыки обучения. На втором этапев отношении подростков с расстройствами личности и поведения реализуетсяпрограмма творческой реализации, в отношении подростков с интеллектуальнойнедостаточностью – программа трудовойреализации.
Комплексныепрограммы ресоциализации. Используются в отношении подростков, страдающихнаркоманиями и алкоголизмом, осужденных к лишению свободы и отбывающихнаказание и т.д.
С учетом этих факторов намисоздана диагностическая система ТАКСА (Тестовый Автоматизированный КомплексСтратегии Адаптации), которая в 2002-2003 прошла апробацию в ЦВИНП ГУВД г.Москвы. Необходимость подобной системы обусловлена прежде всего тем, что вбольшинстве организаций социальной защиты, занимающихся реабилитациейподростков, отсутствуют врачи-психиатры, которые могли бы оказыватьдиагностическую, консультационную и лечебную помощь подросткам.
Дляподростков в ходе реабилитационной работы можно использовать как групповые, таки индивидуальные коррекционные и психотерапевтические методы. Групповые формыво многом предпочтительнее, но индивидуальные в ряде случаев являютсянеотъемлемой частью реабилитационной программы. В целом в пользу групповых формработы свидетельствуют: общие законы формирования групп, соответствующиепринципам естественного построения структуры подросткового коллектива сприсутствием лидера, «экспертов», группы поддержки («пелитона»), отверженных иоппозиции, образующих динамичную и крайне чувствительную к внешнему воздействиюсистему обоюдных внутренних отношений; приобретение подростками опыта положительного социальноговзаимодействия, закрепление социально одобряемых или хотя бы социальнодопустимых форм межличностного контакта в группе и на межгрупповом уровне;подростки получают от других членов группы необходимую им поддержку, делятсявнутри группы информацией, которая воспринимается при передаче от сверстникаболее достоверной, нежели при получении от старших (врача, учителя, социальногоработника,), в зависимости от своих способностей и уверенности в своих силахони могут в части случаев выполнять активные роли, а части – оставатьсязрителями, осуществляя таким образом общий групповой терапевтический эффект;группа способствуют личностному росту, в ней легче выражать свое эмоциональноесостояние, усваивать новые модели поведения, в том числе и в процессевзаимодействия с руководителем группы (психотерапевтом, психологом).Немаловажным плюсом групповой работы является экономический эффект: групповаяработа значительно дешевле.
В ходе групповой работы в группе протекаютпараллельно несколько процессов, которые в совокупности (независимо от типагруппы, формы руководства группой, направления терапии) приводят к следующимэффектам: сплоченности группы, росту надежды на благополучный исход, единству,универсализации форм реагирования, росту альтруизма, обмену информацией,межличностному обучению и личностному индивидуальному росту, развитию навыковобщения, подражанию другим членам группы, катарсису. Достижение катарсисаявляется переломным этапом в работе группы и конкретного участника: достигаетсяоблегчение, снимаются индивидуальные препятствия для продуктивной работы,растет уверенность в себе, что в целом отражается на качестве работы группы.
Среди форм групповой работы, которые могут бытьприменены в отношении подростков правонарушителей, следует выделить:тренинговые группы, гештальт-группы, группы арт-терапии, психодраматическиегруппы, группы трасактного анализа, группы телесно-ориентированной терапии.Ниже подробно проанализирована работа указанных групп.
Тренинговые группы[4].
Тренинговыегруппы могут быть различными по составу. Одна и та же тренинговая методикаможет быть адаптирована для малых (5-7 человек), средних (8-15 человек) ибольших (16-25 и более участников) групп. Разумеется, возможности помодификации методик не безграничны, но опыт показывает, что для работы с каждойновой группой в сценарий работы неизбежно вносятся изменения, что однако немешает, как правило, достигать поставленных перед группой целей.
Тренинговая группа функционирует в качестве группыобучения, группы самопрезентации, позволяет осуществлять экспериментирование вобласти подачи информации, приобретения коммуникационных навыков, поведенческихнавыков и разработку поведенческих стратегий. В последнем случае особенно важнавозможность моделирования ситуаций и выработки поведенческих стереотипов, в томчисле, если речь идет о ситуациях провоцирующих, имеющих внутренний«криминогенный заряд». Многие зарубежные исследователи, изучавшие опыттренинговых групп (преимущественно в США и Канаде) давно пришли к выводу, чтоособую пользу групповая терапия оказывает на лиц, чьи внутренние установки иличные навыки расходятся с традиционными, в том числе – с доминирующими вгруппе. Этот факт, в частности, позволяет объединять в единую группу детей изпопуляции социального риска и их «благополучных» сверстников: то, чтооказывается неосуществимым в рамках школьного класса (большинство социальнонеблагополучных подростков становятся изгоями в школьном коллективе), успешнореализуется в процессе тренинга. Итогом работы является таким образом, нетолько обучение, но и формирование коллективных отношений на качественно новомуровне.
В качестве примера приведем план разработанного иапробированного нами тренинга, направленного на профилактику злоупотребленияПАВ подростками группы риска[5].
Употребление психоактивных веществ (ПАВ) (веществ,вызывающих зависимость), включая наркотические вещества, является проблемойномер один среди психических расстройств, формирующихся вследствие действиядизадаптационных механизмов. По современным статистическим данным, большинствонаркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, и болееполовины лиц, регулярно употребляющих ПАВ – подростки. Ведущее место в снижениичисла наркоманов занимает профилактика наркотической зависимости, и в первуюочередь – среди молодежи.
Главная отличительная черта профилактики наркотической зависимости –разъяснение подросткам не столько медицинских последствий употребления ПАВ, окоторых подростки в общих чертах осведомлены, сколько последствий социальных.Для подростков особенно актуально мнение не медицинских экспертов, но ихвозрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период. Наиболееэффективным методом профилактической работы являются в указанном контекстетренинговые занятия.
Предлагаемый тренинграссчитан на 8 часов работы, большую группу – 20 человек. В ходе некоторыхупражнений ведущему приходится выполнять роль игрока, что дает ему преимуществообщения «на равных» с подростковой аудиторией.
Цель тренинга: обозначить проблемы,связанные с наркоманией и предупреждение первого употребления наркотиков идругих психоактивных веществ.
Задачи тренинга:
· повышениеуровня информированности детей о проблеме наркомании;
· изменениеотношения детей к наркомании;
· умениесказать «Нет наркотикам»;
· формированиемотивации к сохранению здоровья.
Тренинг включает:
· введение,в состав которого входят игра-разминка, подвижные упражнения, знакомство вгруппе, сообщение тренером условий тренинга, правил работы,
· оценкууровня информированности участников, их личного опыта,
· игру«Спорные утверждения» в ходе которой участникам предоставляется возможностьвысказать свое мнение по самым острым вопросам,
· показфильма о зависимостях,
· игру«Ассоциации», в ходе которой оценивается характер эмоционального восприятиязависимости подростками,
· игру«Словесный портрет», где на основе выработанных ассоциаций участники описываютобраз человека, злоупотребляющего психоактивными веществами,
· ролевуюигру «Семья», где участники, разбившись на команды, представляют сценки изсемейной жизни наркоманов, лиц с зависимостью от алкоголя, токсических веществ,
· ролевуюигру «Марионетки», в которой участникам предоставляется возможностьпочувствовать себя в роли «ведомого», человека, лишенного правасамостоятельного волеизъявления,
· игру«Отказ», в рамках которой участники отрабатывают тактику вежливого,мотивированного отказа от предложений сверстников и старших «попробовать» ПАВ,
· заключение. Подобный набор игр обусловлен важной последовательностьюсобытий, положенных в основу сценария тренинга: от ознакомления с проблемой,постановки вопроса через эмоциональные переживания личного и микросоциальногоуровня к мотивированному отказу от ПАВ. Тренинг апробирован на подростках вЦентре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП) ГУВД г.Москвы, учащихся спецшколы г. Анна Воронежской области, воспитанниках рядадетских домов и социальных приютов г. Москвы, учащихся средних школ.
Такимобразом, предложенный план тренинга отвечает основным принципам тренинговойгруппы: содержит элементы обучения, формирования группового стандартаповедения, приобретения поведенческих навыков, стратегий разрешения конфликтныхи индивидуально трудно преодолеваемых ситуаций. Подобные тренинги показалидостаточно высокую эффективность.
Отдельныйподход в рамках тренинговых групп демонстрируют представителибихевиористического направления. Основное отличие в работе групп в данномслучае проявляется в намеренном подавлении групповых процессов, достигаемомавторитарным руководством тренером и отчасти – переносом на всю группу методовиндивидуальной терапии без учета законов групповой динамики. Многие авторырекомендуют подобную стратегию тренинга для подростков, поскольку именно вподростковом возрасте возникает необходимость делать выбор, порой определяющийвсю судьбу человека. Задачи, которые ставятся в группах, здесь несколько иные:необходимо дать подросткам навыки межличностных отношений, удовлетворенияпотребностей, уверенности в себе, релаксации.
Гештальт-группы.
Историягештальт-групп неразрывно связана с принципами гештальт-терапии Ф. Перлза,разработанными на основе работ психоаналитиков, прежде всего – К. Хорни и В.Райха. Сам Ф. Перлз рассматривал гештальт-психотерапию как индивидуальнуюработу с пациентом. Сегодня, напротив, наиболее активно развивается еегрупповая форма. Цель работы группы – достижение ее участниками зрелости (впонимании Ф. Перлза – оптимального состояния личности, возникающего припреодолении тревоги, страха, осознании своих возможностей и умения добиватьсявсего своими силами) путем перехода к новым, продуктивным формам поведения.Группа в данном случае оказывает каждому участнику поддержку, создает условиядля переживания нового опыта, вносит в индивидуальную работу каждого участникаэлемент «драматизации», создает общий фон, которым является сам групповойпроцесс взаимодействия. В ходе групповой работы терапевт осуществляет шестьосновных подходов в отношении каждого участника.
К ним относятся:
· развитие навыков осознания (т.е. приобретение непосредственного опытаосознания и усвоения собственных переживаний здесь и сейчас),
· интеграция полярностей: с точки зрения Ф. Перлза и его последователейвсе, что мы воспринимаем как борьбу с другими, есть конфликт с самим собой; врамках интеграции полярностей используют методики «горячего стула», «пустогостула», что похоже на ряд упражнений в психодраме;
· облегчение доступа к чувствам – включает анализ чувств, в основном –путем разыгрывания ролей, в которых можно проявлять свои чувства: ролей родителей,учителя, товарищей, себя в детском (дошкольном) возрасте;
· анализ фантазий и сновидений – включает перенос их в настоящее,переживание в условиях группы, отождествление с персонажами сновидений, в томчисле – неодушевленными, проработка этих образов;
· принятие ответственности – прежде всего на уровне применения личногоотношения к своим действиям; например, один и тот же тезис можно осознавать вразличной степени личности: «подросткам нельзя пить водку» совсем нетождественно «мне нельзя пить водку» и тем более «я не буду пить водку»;
· преодоление сопротивления – особый шаг, характерный для многихнаправлений психотерапии; для Ф. Перлза (1973) сопротивление выражается в том, что участник группы отказываетсявыполнять упражнения, как бы «вовремя одергивает себя»; как правило,сопротивление – следствие внутреннего напряжения, защиты, и снимается путемустановления доверительных отношений (прежде всего – с самим собой).
В нашейработе с подростками мы использовали упражнения на преувеличенное или противоположноеповедение. Сначала подростков просили выбрать какое-либо поведение, котороекаждому кажется наиболее нежелательным. В ряде случаев группа сама решала,какое поведение (которое сам участник за собой не замечает) следуетпроработать. Если участник не замечает за собой такой склонности, емупоручалось вести себя именно так, только максимально утрировать подобный типповедения; если подросток признавал за собой ту или иную особенность, егопросили вести себя нарочито противоположным образом. После двух-трех повторенийв группе и оценки группой работы участника удавалось в 30-40% случаевликвидировать или трансформировать данный поведенческий паттерн [6].
Группы арт-терапии.
Арт-терапия (терапияискусством, терапия творчеством) является одним из наиболее доступных и весьмапродуктивным методом работы с подростками. Основу работы составляет не столькосам процесс творчества, сколько общение с терапевтом на уровне символов,образов.
Кроме работы с образами, сам процесс выполнениязадания (картины, скульптуры, рисунка и т.д.) способен решить ряд проблем напути к следующим целям:
· наладить отношения между пациентом (группой) и терапевтом. Идеальныйвариант – когда терапевт ведет занятия по арт-терапии один, если же емупомогает котерапевт (художник) то их отношения должны быть гармоничными;
· сконцентрировать внимание на собственных чувствах, переживаниях,проработать как зрительные, так и кинестетические ощущения;
· повысить самооценку по мере достижения успехов в искусстве,приобретения технических навыков живописи, ваяния;
· получить материал для психологической и психотерапевтической оценки,интерпретации рисунков;
· проявить (пускай в символах) чувства и ощущения, которые пациент привыкподавлять или не склонен делиться ими с терапевтом открыто.
Задания в ходе терапевтической работы носят характерспонтанного творчества или выполнения сформулированных терапевтом сюжетов.Следует учитывать, что арт-терапия является не столько самостоятельнымнаправлением в терапии, сколько представляет собой реализацию основных идейпсихоанализа, гештальт-терапии, гуманистического направления психотерапии вцелом. Этим определяется практически неограниченный набор упражнений и техник,которые могут быть использованы. В работе с подростковыми группами арт-терапияявляется одним из перспективных направлений.
В ряде случаев арт-терапевтический эффектреализуется спонтанно, например, в процессе обучения подростков рисованию,шитью, лепке, резьбе по дереву. Приходилось наблюдать занятия кружков резьбы имягкой игрушки в спецшколе для подростков с девиантным поведением (г. АннаВоронежской обл.). За год занятий в группе подростков, систе