Реферат по предмету "Этика"


Развитие представлений о прекрасном

Содержание
красота гармония прекрасное эстетический
Введение
1. Развитие представлений о прекрасном
2. Отражение совершенства, красоты, гармонии и прекрасное в эстетике
3. Эстетическаядеятельность, красота, гармония и прекрасное
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
Всякая наука пользуется понятиями, тоесть логическими образами, фиксирующими свойства предмета. В каждой науке (и вестествознании и обществоведении) имеется своя специфическая система понятий,отражающая те или иные законы действительности. Помимо отражательной функциисистема понятий позволяет упорядочивать имеющийся научный опыт и, вместе с тем,объяснить явления посредством знания законов.
В системе научных понятий имеютсятакие понятия, которые составляют основу той или иной науки, являются еетеоретическим фундаментом. Такие фундаментальные понятия науки называютсякатегориями.
В каждой развивающейся науке,достигшей определенных обобщений, имеется своя совокупность категорий. Имеютсяподобные категории и в эстетике: прекрасное — безобразное, возвышенное —низменное, комическое — трагическое и др.
В данном реферате рассмотримследующие понятия эстетики: совершенство, красота,гармония и прекрасное.

1. Развитие представлений опрекрасном
У первых древнегреческихнатурфилософов в единстве выступают эстетическое и космологическое: прекрасное— это вселенски прекрасное, это всеобщая гармония и красота мироздания (слово «космос»означает одновременно: мироздание, мир, украшение, наряд, красота, порядок,гармония; и не случайно это слово имеет единый корень со словом «косметика»).
Разрабатывая проблемымузыкальной акустики, пифагорейцы впервые воплотили идею математическогоподхода к красоте. Они дали математическое выражение соотношения тонов:отношение октавы к основному тону равно 1:2, квинты — 2:3, кварты — 3:4 и т. д.
Красота гармонична.Причем гармония выступает там, где есть неравенство, единство многообразного.Равное и непротиворечивое в гармонии не нуждается. Там же, гдепротивоположности находятся в «соразмерной смеси», там благо,здоровье человека. Музыкальная гармония — частный случай гармонии мировой, еезвуковое выражение. Красота выступает как мера гармоничности и истинностибытия, как мера созвучности космосу.
Пифагорейцы развивалиучение о «гармонии сфер»: планеты окружены воздухом и прикреплены кпрозрачным сферам. Интервалы между сферами соотносятся между собой, какинтервалы тонов октавы. Планеты движутся, издавая звуки, и высота звука зависитот скорости их движения. Однако наше ухо не способно уловить мировую гармониюсфер. Эти фантастические представления пифагорейцев — свидетельство их наивнойи жизнерадостной уверенности в том, что Вселенная — прекрасно звучащий оркестр.
Для Гераклита гармония нестатичное равновесие, как для пифагорейцев, а движущееся, динамическоесостояние.
Сократ отождествлялпрекрасное и полезное: эстетическое — производное от утилитарно-практическойзначимости предмета. Искусно разукрашенный щит, плохо защищающий воина отврагов, нельзя, с его точки зрения, назвать прекрасным, но прекрасен пусть даженеукрашенный щит, хорошо выполняющий свою основную функцию. Однако трудносогласиться с утверждением, которым логически завершалась сократовскаяконцепция: корзина с навозом прекрасна, если она полезна.
Аристотель выдвинулпринцип соразмерности человека и прекрасного предмета: "… ни чрезмерномалое существо не могло бы стать прекрасным, так как обозрение его, сделанное впочти незаметное время, сливается, ни чрезмерно большое, так как обозрение егосовершается не сразу, но единство и целостность его теряются...". ПоАристотелю, прекрасное — не слишком большое, не слишком маленькое. Этопо-детски наивное суждение содержит в себе гениальную идею. Красота здесьвыступает как мера, а мерой всего является человек. Это в сравнении с нимпрекрасный предмет не должен быть «чрезмерным».
Аристотелевская концепцияпрекрасного теоретически соответствовала гуманистической художественнойпрактике античного искусства. Греческий Парфенон, например, в отличие отегипетской пирамиды не слишком большой и не слишком маленький: он достаточномаленький, чтобы не подавлять человека, и достаточно большой, чтобы выразитьвеличие афинян, его создавших.
В средние векагосподствовала концепция божественного происхождения красоты (Фома Аквинский,Тертуллиан, Франциск Ассизский): бог, одухотворяя косную материю, придает ейэстетические свойства. Чувственная красота казалась греховной и наслаждение ею— недозволенным.
В противовес этомугуманисты эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Шекспир) утверждали красотусамой природы и радость ее восприятия. Искусство они рассматривали как зеркало,которое художник держит перед природой.
Эстетика классицизма(Буало) сводила прекрасное к изящному, и уже не вся природа в ее цветении ибуйстве, а лишь подстриженная, ухоженная природа, как, скажем, Версальскийпарк, выступала в качестве прекрасного. Высшим предметом искусства классицизмпровозгласил красоту в общественной жизни, отождествляемую им с добром и государственнойцелесообразностью.
Французские просветители XVIII в. (Вольтер, Дидро и др.) вновьрасширяют сферу красоты и возвращают ее всей действительности. Для нихпрекрасное — естественное свойство самой природы, так же как вес, цвет, объем ит. д. Однако непонимание роли практики, роли общественного производства иметафизический характер мышления не дали возможности просветителямпоследовательно материалистически объяснить сущность прекрасного.
Немецкая классическаяэстетика внесла ряд диалектических идей в понимание природы прекрасного. Канттрактовал прекрасное как объект незаинтересованного отношения. Подход Гегеля кэтой категории пронизан историзмом. В прекрасном он видел один из этаповобщемирового движения духа (абсолютной идеи). В своем развитии дух обретаетгармоническое единство с материальной формой, идея находит полное и адекватноевыражение в форме, и это прекрасно. Такого состояния абсолютная идея достигаетв век классического искусства (Древняя Греция). Красота для Гегеля — сфераискусства. Он принципиально не анализирует красоту природы.
Русский революционныйдемократ Н. Г. Чернышевский полагал, что «прекрасное есть жизнь,соответствующая нашим понятиям о том, какой она должна быть». Егоконцепция ориентирована на материалистическую философию.

2. Отражение совершенства, красоты, гармонии и прекрасное в эстетике
Прекрасное — эстетическая категория,характеризующая явление с точки зрения совершенства, как обладающее высшейэстетической ценностью. В истории культуры были выработаны различные характеристикипрекрасного. Прекрасное определялось как гармония, симметрия, ритм,пропорциональность, целесообразность, внутренне присущая предметам мира, атакже мера в звуковых и цвето-световых отношениях, характеризующая внешнийоблик явлений и т. д. Эти конкретно-чувственные проявления прекрасного можнобыло бы продолжать до бесконечности, так как они относятся к эмпирическимобъектам. Основной же вопрос, волновавший мыслителей всех времен и народов, это— какова природа прекрасного? И здесь можно вычленить ряд наиболее характерныхподходов.
1. Прекрасное — объективное свойство самих вещей. Такой подходк прекрасному был сформулирован уже в раннегреческой натурфилософии, гдепрекрасное трактовалось как вселенская гармония, красота мироздания, Космос.Такая трактовка прекрасного в той или иной форме воспроизводится вдомарксистской материалистической эстетике, в эстетике французскогоПросвещения. Для них прекрасное — естественное свойство самой природы, такоекак вес, цвет, объем и т. д.
2. Действительность эстетически нейтральна, источникпрекрасного таится в душе индивида. Красота:— результат определенноговосприятия субъектом явлений действительности, «суждений вкуса», «вчувствования»,«проецирования духовного богатства на действительность» и т. д.
3. Прекрасное — есть результат соотнесения свойств объективнойдействительности с человеком как мерой красоты или с его практическимипотребностями, идеалами и представлениями о прекрасном в жизни. При этомподходе прекрасное истолковывается как высшая ценность, в которой выраженообъективно-эстетическое значение явлений, но которое осваивается черезсубъективные эстетические оценки, сквозь призму вкусов и идеалов людей.
Третий подход является доминирующим вистории культуры. Основоположниками такого подхода являются древнегреческиемыслители Сократ, Платон, Аристотель. Они, рассматривали красоту не как чистоприродное свойство вещей, а как свойство особого рода, как результатэстетически-духовного отношения человека к миру. Характеристика прекрасного,данная Н. Г. Чернышевским: «прекрасное есть жизнь, соответствующая нашимпонятиям о том, какой она должна быть», является наиболее точнымвыражением этого подхода. Марксистская эстетика внесла в этот подходсоциально-исторический аспект. Связав субъективные оценки человека сконкретно-историческими, социальными условиями бытия людей, спредметно-практической деятельностью человека по преобразованиюдействительности, марксистская эстетика рассматривает прекрасное объективноесвойство мира, определяющее значимость его предметов для человечества как сферуосвоенности мира человеком и потому и сферу свободы. С позиций этого подходапредметы, явления, можно считать прекрасными, когда они выступают какобщественно-человеческие ценности, воплощающие утверждение человечества в миреи характеризующие его свободу.
С гносеологической точки зренияпрекрасное — это мысленный образ реального предмета. Вместе с тем, прекрасноепредполагает определенную идеализацию отражаемого предмета и доведение егогармоничности и совершенства до определенного завершения. В этом планепрекрасное есть построенная воображением мысленная модель предмета, гармоничныечерты которого доведены мыслью до предела, высказаны до конца.
Такой, выработанный творческоймыслью, категориальный образ позволяет так или иначе аттестовать реальнуюдействительность различными мерами красоты и совершенства, давать ейэстетическую оценку и вступать с ней в определенные отношения.
Указанный категориальный образпозволяет ориентировать опыт художника и служить методологическим обеспечениемего творческой деятельности.
3. Эстетическая деятельность, красотаи гармония
Первые эстетические мысли обискусстве, о том, что такое красота, мы находим в древнейших восточныхтрактатах «Веды», «Авеста», у античных философов, врелигиозных средневековых сочинениях. Древнегреческие философы обсуждалипроблемы красоты и прекрасного, разрабатывали понятия «калокагатия» (соединениепрекрасного и добра), «мимесис» (поначалу означавшее подражаниеактера природе).
В Древней Греции возникли трагедия икомедия, процветало искусство. Слово «хор» («chorus») у древних греков означало хоровод с пением. Хотя столь распространенного сегодня термина «искусство»у древних греков не было. Свидетельство тому древнегреческий термин «техне»- это и мастерство, и искусство, и знание. Греческий мастер выступалодновременно в роли творца идеи и ее технического разработчика; художника,рисующего в своем воображении облик предмета, и ремесленника, воплощающего свойзамысел в природном материале. Его талант был многогранен, но оценивался покрасоте, практичности и качеству создаваемых им вещей. «Техне»древних греков известно по предметам гончарного, оружейного и ювелирного дела,храмам, скульптурам, парусникам и пр. Часто безымянные, они сохранилииндивидуальность автора, стиля, композиции.
В «Поэтике» Аристотелярассматривал понятие «катарсис» — очищение, эмоциональная разгрузка; магическое очищение душиот грязи чувственности, телесности; одна из целей и одно из следствийтрагедийного жанра. Аристотель считал, что цель трагедии — совершить катарсисдуши человека, «очищение от страстей» «возбуждением состраданияи страха».
Немецкий философ, поэт и музыкантвторой пол. XIX вв. Ф. Ницше выделял вдревнегреческой культуре конструктивные «аполлоновские» искусства (архитектура,скульптура, живопись), которым были присущи соразмерность, гармония исимметрия. Их цель — созерцание, а не выражение чувств. Экспрессивные «дионисийские»искусства (танец, поэзия, музыка) он ассоциировал с предельным выражениемэмоций, темперамента, страстности; достижением «катарсиса». Ведущий вних танец был неразрывно связан с музыкой и поэзией.
В эпоху Просвещения И. Винкельман («Историяискусства древности», 1764 г.), развитие искусства (проходящего черезстадии роста, созревания и увядания) рассматривал как результат измененияпредставлений об идеальной красоте человеческого тела. В историидревнегреческого искусства эти изменения привели к смене четырех стилей:древнейшего, высокого, изящного и подражательного. Вершиной развития античногоискусства И. Винкельман считал «высокий» идеал красоты, воплощающийблагородную простоту, спокойное величие, гармоническое единство душевного ителесного начал в человеке. И. Винкельман писал, что развитие искусстваобусловлено как природными факторами (климат), так и общественными (влияние «государственногоуправления и вызванного ими склада мыслей»). Идеалом искусства он назвалпорожденное свободой древнегреческое искусство, воплощение «благороднойпростоты и спокойного величия». Идеи И. Винкельмана оказали большоевлияние на философов и деятелей европейского искусства конца XVIII — первой пол. XIX вв.
Исходя из значимостиприродного мира для социума, представители природнической концепции пришли квыводу, что главный источник красоты заключен в природе. Они доказывали, чточеловек еще не появился на Земле, а красота была уже разлита в окружающем мире,ибо она такое же неотъемлемое свойство объектов, как их физические качества.Явления природы прекрасны сами по себе, независимо от нашего к ним отношения.
Действительно, явленияподлинного искусства всегда заключают в себе притягательную силу разнообразныхгармонических проявлений природы, наполненных возвышающего очарования. Июльскийливень, блистание зарниц, рассвет, первый снег, цветение садов… многоедругое обладает неизъяснимой художественной силой, ибо ими творится жизнь.Поэтому художник старается найти метафору, проливающую свет на это грандиозноетворчество, великое торжество гармонии.
Вот почему в историифилософской мысли эстетические категории, характеристики, оценки выводилисьнередко из тех или иных естественных качеств вещей, прекрасное ставилось в одинряд с физико-химическими и биологическими свойствами материи. Природническоепонимание прекрасного развивалось в работах И.Б. Астахова, Ш.М. Германа, В.К.Скатерщикова, Ю. Линника, Г.И. Поспелова, И.Ф. Смольянинова. Считалось также,что основой красоты является целесообразность, которая оттачивалась напротяжении миллионов лет. В романе «Лезвие бритвы» И. Ефремов достаточнообстоятельно обосновывает идею, согласно которой сущностью красоты являютсяцелесообразность и жизненная энергия. По его мнению, у идеально красивойженщины должны быть большие глаза, ровные, плотно посаженные зубы, высокая шея,длинные ноги, широкие бедра, тонкая талия, высокая грудь, густые волосы, прямойнос, гладкая кожа, густые, не очень широкие брови, длинные ресницы. Именно этикачества анатомически целесообразнее, так как способствовали выживанию рода сдревнейших времен. Чем больше глаза, тем больше поверхность сетчатки и лучшевести обзор местности. Стройная, длинная шея, тонкая талия придают телу большуюгибкость, быстроту движений. Длинные густые волосы давали возможность лучшесогревать ребенка от холода, защищать от непогоды на заре развития цивилизации.Главное назначение густых бровей — отводить пот от глаз. Длинные ноги делалиженщину более приспособленной к быстрому, легкому бегу. Следовательно, все этисвойства, доказывал И. Ефремов, обеспечивали высокий уровень жизнеспособности,они целесообразны, совершенствуясь на протяжении многих тысяч лет, и поэтомуимеют высокую эстетическую значимость, причем независимо от индивидуальныхвкусов, расовых особенностей, культурных традиций.
Но если красота рождаетсянезависимо от вкусовых пристрастий, типов культур, то почему существует великоемногообразие интерпретации видов как природной, так и человеческой красоты?Известно, например, что у многих народов идеалом прекрасного признавался оченьполный человек, так как полнота олицетворяла богатство и социальное положение.Символом мужской красоты в Китае являлся тучный, с круглым животом чиновник — мандарин. Можно вспомнить и дородных женщин Рубенса, и пышнотелых красавицКустодиева. В Древней Греции чрезмерно развитая грудь считалась непривлекательной.Поэты красивую грудь сравнивали с незрелым виноградом. «Спросите северногоиндейца, что такое красота, — писал Ч. Дарвин, — и он ответит: широкое, плоскоелицо, маленькие глаза, высокие скулы, низкий лоб, большой широкий подбородок,толстый крючковатый нос, желто-коричневая кожа и груди, висящие до пояса».
Недооценка роли субъектав формировании эстетического отношения и даже попытка его «нейтрализации»,приводила, например, Ю. Линник к утверждению, что все живое прекрасно. Черви измеи внесли «великолепный вклад в сокровищницу природных лент и бордюров».И далее: «Если освободиться от всякого рода предрассудков, связанных спиявками, то надо честно признать, что это очень изящные существа».
Это далеко неединственная точка зрения, которая игнорировала специфику эстетическогомировосприятия. Считалось, что восприятие явлений природы часто затемняетсяцелым рядом личных и общественных ассоциаций, предубеждений. Но еслиосвободиться от этих субъективистских моментов и стать к явлению в независимоепознавательное отношение, то объект природы непременно предстанетпривлекательным, прекрасным. Именно поэтому для ученого-биолога нетотвратительных животных. (Но в том то и дело, что, нейтрализуя личностныймомент, правильнее вести речь о познавательном, а не об эстетическом отношениик миру. Ибо в эстетическом восприятии человек всегда соотносит самого себя стем или иным предметом, явлением.) И как логическое завершение приведенныхрассуждений делался вывод: «Объективность эстетического означает, что оноприсуще самой действительности, существует независимо от нашего к немуотношения, что вещи и явления прекрасны или безобразны сами по себе».
Однако в этом случаеупускается из виду тот принципиальный факт, что природа сама по себе и природакак общая предпосылка человеческого бытия — не одна и та же природа. В первомслучае — это физическая реальность, т.е. природа естественнонаучного описания,во втором — реальность культурно-исторического бытия людей, возможность,ставшая действительностью в результате деятельности человека. Все объектыматериального мира, вовлеченные в систему социокультурных связей, оставаясьсамими собой, не теряя ни атома своей вещественности, приобретают еще особоесверхприродное, «сверхчувственное» содержание, свое второе — идеальное — бытие. Это двойное существование природных объектов и. процессовобусловлено состоянием общества, субъекта, содержанием культурно-историческихсвязей, в силу которых происходит модификация природной реальности, и предметы,внешнего мира получают право на свой «культурный лик».
Высказывая много верныхнаблюдений, сторонники природнического подхода к красоте в полемике спредставителями других направлений не учли еще одну, но весьма существеннуюособенность. Дело в том, что эстетическое восприятие заключает в себеаксиологический момент, оценку, которая всегда связана с субъектом. Вот почемуприродники оказались не в состоянии объяснить многие грани возникновения иразвития феномена прекрасного.
Успешное развитие точныхнаук привело к тому, что в истории эстетического познания сформироваласьустойчивая тенденция, связанная с верой в возможность «измерить»,подвергнуть научному анализу параметры прекрасного, найти идеальнуюгеометрическую основу, «первоэлемент» красоты, придав тем или инымпризнакам, соотношениям универсальное значение.
Одна из первых и наиболееплодотворных попыток математизации сущности эстетического мироотношенияотразилось в понятии античной культуры «золотое сечение», котороевключало в себя такое геометрическое соотношение пропорций, при котором целоетак относится к своей большей части, как большая к меньшей. Яркимпредставителем такого подхода был ваятель Поликлет из Аргоса, живший в V в. до н.э., написавший сочинение «Канон».В нем отразилось очевидное стремление математически обосновать идеальныесоотношения человеческой фигуры, чтобы на этой основе создать возвышенный,гармонический художественный образ. Согласно убеждениям Поликлета, в идеальнойпропорциональной системе человеческая голова должна составлять 1/7 всего роста,лицо и кисть руки 1/10, ступня 1/8. Воплощением этого золотого правила сталистатуи юноши-копьеносца «Дорифор», «Диадумен», «Раненаяамазонка».
В средние века Августинрассматривал математику как мерило «эстетичности» предметовокружающего мира. Акцентируя внимание на некоторых формальных признаках, онутверждал, что равнобедренный треугольник прекраснее, чем неравносторонний, ибопоследний содержит меньше равенства. Квадрат с эстетической точки зренияпредпочтительнее, чем треугольник; круг превосходит по красоте все остальныефигуры.
Особенно большой интереск возможностям математического исчисления прекрасного, поиску идеальныхпропорций проявляется в период подлинного расцвета научных знаний, начиная сэпохи Ренессанса. Так, например, геометризм в художественном творчествестановится более продуманным, научно взвешенным. Если в античной культуре ростчеловека делился на семь частей, то Альберти в целях достижения предельнойточности в изобразительном искусстве делит его на 600, а Дюрер на 1800 частей.Не случайно само понятие «искусство» для Дюрера и многих егосовременников ассоциируется с научным знанием. Фиренцуола, размышляя о тайнечеловеческой красоты в трактате «О красотах женщин», доказывал, чтоидеальная форма «мужчины сводится к квадрату, ибо мужчина, распростершийруки крестом, имеет от конца среднего пальца одной руки до конца среднегопальца другой руки ту же длину, как от нижнего края ступни до вершины головы.Эта фигура должна бы иметь высоту, по крайней мере, девяти голов… Идеальныйрост женщины не должен превышать семи голов».
Абсолютный ключ кразгадке сущности прекрасного предлагал английский художник У. Хогарт. Визвестном трактате «Анализ красоты» (1753 г.) он приходит к выводу, что настоящая «линия красоты» есть волнистая, змеевиднаялиния, так как она представляет собой органичное соединение единства имногообразия. Всякий предмет является тем более привлекательным, чем более ондвижется в этих волнистых линиях. Все живое погружено в эту змеевидность. Так,мускулы и кости человеческого тела состоят из волнистых линий. В этом планесимметрия и прямолинейность антиподы красоты. В обоснование своегоуниверсального принципа Хогарт ссылался на авторитет Микеланджело, которыйоднажды дал такое наставление своему ученику: в основу композиции необходимокласть фигуру пирамидальную, змеевидную и поставленную в одном, двух или трехположениях. В этом правиле заключается вся тайна искусства.
Активизации поисковформалистических основ прекрасного содействовала, в определенной мере, точказрения Д. Дидро, который утверждал, что красота — это то, от чего пробуждаетсяв уме идея соотношения. Понятие порядка, симметрии, пропорции столь же реальны,отчетливы и ясны, как и понятия длины, величины, глубины, качества, числа.
Однако наиболее заметноевлияние на развитие формалистической тенденции оказали некоторые идеи И. Канта.Хотя понятие красоты тесно увязывалось у него с представлением о цели, однакоэто представление носило формальный, субъективный характер. Так как в отличиеот религиозной интерпретации о фундаментальной, реальной целесообразностиМироздания, эстетическая целесообразность у Канта относилась сугубо к формепредмета. «Красота — это форма целесообразности предмета, поскольку онавоспринимается в нем без представления о цели». Немецкий философ приходитк установлению идеи нормы — своего рода идеального воплощения внешнего облика — которая является принципиально важной для эстетического восприятия. «Нормакрасоты — средняя величина для данного класса предметов и явлений. Если возникаетнеобходимость представить себе силуэт красивого мужчины, то следует взятьтысячу изображений мужчин, наложить их друг на друга. Наиболее затемненнаячасть и будет служить эталоном. Так же обстоит дело с образом красивой лошадиили собаки (определенной породы). Этот идеал красоты можно и просто вычислить,найдя средние показатели размеров тех или иных частей тела». И хотя Кантзамечает, что нет необходимости прибегать к реальным обмерам, что можно вполнеположиться на динамическую силу воображения, он все же не выходит за рамкиформалистического понимания проблемы.
Развивая эти идеи, ещеодин немецкий философ, Г.Т. Фехнер, утверждал, что законы красоты должны бытьподтверждены экспериментально, подвергнуты тщательной проверке точно так же,как законы, открытые физиками в области движения тел. Именно эксперимент былдля него признаком объективности и научной точности в эстетике. Фехнерпопытался даже вывести коэффициент красоты, проведя собственные опыты истараясь понять, каким геометрическим фигурам тот или иной испытуемый отдаетпредпочтение.
Формалистическую позициюв понимании прекрасного отстаивали Л. Уитмер, Э. Пирс, Д. Р. Мейджер, И. Кон,В. Вундт, О. Кюльпе, И. Ф. Гербарт, Й. Цейзинг. В. Унгер, Р. Циммерман, Й.Дурдик.
Заслуги представителейэтого направления заключались в том, что они сосредоточили внимание наобъективных характеристиках эстетического объекта, которые доступны измерению,выявили определенные типы идеальных соотношений, пропорций, которые позволилиперевоссоздать мир по законам красоты, «управлять» эстетическимиформами.
Вместе с темматематическое мышление оказалось не в состоянии постигнуть сущностьпрекрасного, обосновать основные закономерности функционирования эстетическогосознания. В рамках формалистического направления происходила абсолютизация роликоличественных соотношений, внешних признаков, мира «чистых форм»,недооценивались содержательные аспекты, смысловая насыщенность, глубина,эмоциональность, интуитивность эстетического мировосприятия, что приводило кподмене всеобщих универсальных закономерностей частными проявлениями мировойгармонии.
Таким образом,исследование основных концепций красоты показывает, что эстетическое сознаниекак одно из самых сложных, интегративных духовных явлений невозможно вывести изодного источника. Феномен прекрасного — это проблема не только функционированияличностного сознания, но и особенностей строения Космоса, конкретных природныхобъектов, законов общественного развития. В целом, несмотря на острую полемику,представителей различных подходов объединяло понимание прекрасного как меры,симметрии, пропорциональности, целесообразности, ритмичности, гармонии.

Заключение
Универсальностьпрекрасного, его энергичность, возможность глубокого воздействия на внутренниймир личности способствовали поддержанию постоянного теоретического интереса ксущностным проявлениям эстетического мироотношения. В истории культурывосприятие красоты рассматривалось через призму взаимоотношений объективного исубъективного, природного и общественного, физического и метафизического,земного и божественного. Вопрос об источнике прекрасного оказался самым сложными дискуссионным. Обладают ли предметы и явления эстетическими свойствами? Вкакой мере феномен красоты детерминируется особенностями человеческого восприятия,законами социального развития? Какова «степень метафизичности»прекрасного? Исходя из ответов на эти вопросы и сформировались основныеконцепции красоты.
Идеалистическаяинтерпретация прекрасного органично вырастает из трансцендентальности мифологическогомироотношения в результате углубления рефлексии. В ней отразилось осознаниебеспредельности Мироздания, удивление вселенским совершенством, жаждаприобщения к метаэмпирической гармонии Космоса. Так разрабатывается ивсесторонне обосновывается образ абсолютно совершенного бытия, инициируетсяпримат сверхчувственной реальности, красоты самой по себе, которая не зависитот случайных, временных, изменчивых форм, относительных проявлений, вихревогопотока становления.
С возвышением обществанад природой, возрастанием творческой инициативы субъекта происходитабсолютизация значимости индивидуального мироощущения в формированииэстетической реальности. Наиболее зримо эта тенденция проявляется в культуреНового времени. Представители субъективистского понимания прекрасногодоказывали, что главный источник эстетического восприятия заключен в субъекте икрасота представляет собой проекцию духовного богатства индивида на эстетическинейтральную действительность. Человек постигает вещи не такими, какими они существуютсами по себе, а воспринимает эманацию собственной души в окружающий мир.Прекрасное объективно не существует, а привносится субъектом. Сами по себепредметы и явления окружающей реальности ни красивы, ни возвышенны, ниуродливы. Все в эстетическом восприятии решается сугубо индивидуально.
В культуре XIX — XX вв. особое значение приобретает общественническая концепцияпрекрасного, представители которой опирались на марксистский подход в пониманиидуховных явлений. Феномен красоты с этой точки зрения рассматривался какабсолютно зависимый от способа производства материальных благ. Считалось, чтоэстетическая ценность природных объектов не отражает их естественные свойства.Природные явления приобретают эстетическую значимость благодаря ассоциациям,возникающим на почве трудовой деятельности, связанных с материальным уровнемразвития того или иного общества. Красота есть сугубо социальное и дажеклассовое порождение.

Список использованной литературы
1. Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе. Изд.: М., 1973. – С.121.
2. Бучков В.В. Беседы об эстетике. Изд.: М., 2002. – С. 144.
3. Коган М.С. Эстетика как философская наука. Изд.: Петрополис — 1997. –С96.
4. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство.— М., 1980. – С. 134
5. БессоновБ. Н. Человек. Пути формирования новой личности.— М., 1988. – С. 78.
6. Кривцун О.А. Искусство в системе общественных отношений. М., 1997. – С. 143.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.