Содержание
1 Правда как высшаяценность
2. Чем был вызвандуховный переворот в жизни Л.Н. Толстого?
3. Месть, мещанство, мораль, мотив, мужество
Список использованной литературы
1 Правдакак высшая ценность
Средивысших нравственных ценностей немаловажное значение имеет правда и тесносвязанное с ней понятие правдивости.
Слово«правда» перекликается с другими родственными ему словами — правый, правильный,и имеет по меньшей мере три смысла.
Во-первых, оно означает некоторыйобразцовый порядок бытия и человеческих отношений, которому необходимонеукоснительно следовать для того, чтобы на земле воцарились гармония междулюдьми. В этом ракурсе содержание слова «правда» совпадает с понятиемсправедливости, хотя, пожалуй, в большей степени акцентирует момент идеальностии онтологической укорененности названного образцового порядка. Именно в таком случаеговорят «надо жить по правде», или «правда восторжествует». Правда являетсяздесь чем-то вроде высшей инстанции, выносящей в конце концов свой приговор[1].
«Правдоискательство»столь характерное для России, занято поисками именно этой «высшей правды»,которая выразила бы себя в справедливом людском или божественном суде, прикотором злые и жестокие будут наказаны, а хорошие и добрые — вознаграждены.«Высшая правда» как бы возносится над многоликой эмпирией жизни, над ее грязьюи мелочностью, несправедливостью и бессмысленностью. Она — выше фактичности,является более глубинной и основной силой, чем простой событийный ряд. В этомсмысле «высшая правда» противостоит «правде жизни», понятой как механическаяподборка негативных примеров. Она настолько же фундаментальней «суммынегативных фактов», насколько океанская волна значительней, чем пена и щепки наее поверхности. Тот, кто живет «по правде» — живет по нравственному закону, побожьим заповедям, по человеческой совести, и никогда не скажет: «Все кругомгадкие и скверные, это — правда жизни, зачем же мне быть добрым и щедрым?».Правда не сводится к реестру ужасов из «желтых» газет, она надэмпирична ивзывает к человеческому в человеке.
Вреальном общении «порядок правды» выражает себя в открытости между людьми, втом, что они честны друг с другом, не лгут, не предают, не подличают. Правда вмежличностной коммуникации и в отношениях между группами проявляется в доверии,во внимании и отзывчивости, она предполагает взаимопомощь, поддержку,стремление и способность понять другого, а также раскрыть себя — свои намеренияи планы. Правда исключает всякую эксплуатацию, корыстное и расчетливоеиспользование другого как всего лишь инструмента для достижения собственныхцелей.
Второйсмыслпонятия «правда» означает соответствие наших представлений объективномуположению дел. Все знают с детства, что надо «говорить правду», то есть нелгать, не искажать реальной картины событий, не сочинять небылиц, которыевыдаются за факты. Тот, кто в этом смысле следует правде — не лжет и необманывает, является правдивым человеком. Правдивость — это освещение событийили высказывание своих взглядов такими, как они есть, без подмены и камуфляжа.«То, что вчера произошла драка — это правда» — в данном случае правдой являетсяфакт, о котором спрашивают, имел ли он место. Или «То, что я люблю вас, этоправда» — правдивое признание утверждает факт внутренней жизни говорящего.Правда внешних и внутренних фактов позволяет индивидам общаться в рамкахединого поля понимания, без недоумений, опасений и смыслового тумана.Правдивость делает индивидов доступными друг другу для совместного переживанияи действия. Правдивость, говорил Монтень, лежит в основе всякой добродетели.Действительно, только честное, правдивое отношение к другим людям являетсясобственно-моральным, ибо оно предполагает признание чужого достоинства. Мысами не желаем быть обманутыми, объегоренными, «обведенными вокруг пальца», ине должны поступать подобным образом по отношению к другим[2].
Правдакак адекватная характеристика ситуации противостоит обману или лжи (в данномслучае ложь и обман мы используем как синонимы, хотя можно установить различиямежду этими понятиями). Если правда соединяет людей, делает их способными кполноценной коммуникации, то обман означает разрыв, отчуждение, взаимноенедоверие. Обманывающий как правило своекорыстен, он искажает положение вещей длятого, чтобы в чем-то ущемить других и утвердить или возвысить себя, чтобыобогатиться или получить власть нечестно — за чужой счет.
Правдатесно связана с достоинством человека: тот, кто уважает себя самого, не бываетнизким лжецом и хитрым обманщиком, он стремится избежать всякого притворства инечестности, стыдится быть уличенным во лжи, не хочет вводить в заблуждениедругих людей, ибо уважает их и ценит. Тот же, кто охотно лжет, не ценит и неуважает других, он ставит их в глупое положение, мешает правильносориентироваться, безжалостно сбивает их с толку. Однако, при этом он теряет исобственное достоинство.
Делов том, что нет на свете ничего тайного, что не стало бы явным. Практическилюбой обман рано или поздно бывает разоблачен, а человек, единожды солгавший,потом вызывает у окружающих устойчивое недоверие. Как можно верить и доверятьтому, кто не чурается исказить факты, возвести напраслину на других, ктодезориентирует людей вокруг себя и своими ложными обещаниями заводит их втупик! Лжеца не уважают, его презирают и опасаются, от общения с ним стараютсяуклониться. Любителя обманывать не порекомендуют на хорошую работу, непригласят в гости, с ним не желают водиться. Вот почему обвинение во лжисчитается глубоким оскорблением, посягательством на нашу честь: меня, честногочеловека, подозревают в обмане! Если я честен, подобные подозренияоскорбительны и обидны. Впрочем, обидно и досадно бывает и уличенному лжецу.Обманщики часто как бы скрывают от самих себя собственный порок, называя его неложью, а умом, ловкостью, сообразительностью, хитростью, или всякий разнамереваются обмануть «в последний раз». Разоблачение демонстрирует им степеньих собственного падения, указывает на резкое расхождение с общепринятыминормами нравственности.
Огражденли правдивый человек от необоснованных обвинений во лжи? Думается, не всегда.Там, где нет непосредственной возможности проверить объективную ситуацию, мыможем только доверять или не доверять словам конкретной личности. Однако, настороне правдивого его моральная правота, которая дает ему уверенность в себе инадежду на торжество той самой «высшей правды», которая возносится наднесовершенством фактов и их эмпирических проверок и, в конечном счете,правильно расставляет все «точки над и». «Высшая правда» нередко выступает некак однократно выявленный факт, но как процесс, который может развертываться вовремени, и давать благие плоды верных оценок, к сожалению, уже после того, как«без вины виноватый» уходит из жизни или из активной деятельности.
Естьеще и третий смысл, в котором употребляется слово «правда». Он указывает нам нато, что «высшая правда» — не абстрактна, и каждый прикасается к ней по-своему исо своих позиций. Здесь уместно сравнить правду и истину — два понятия,которые, казалось бы, говорят нам об одном и том же. Однако между ними естьсущественные различия. Об истине мы говорим прежде всего в теоретическом инаучном знании. Истина — одна для всех, это устоявшееся представление о некихзаконах или законе, которые характерны для той или иной сферы действительности.Научной истине противостоит не обман, а заблуждение — неадекватноепредставление, возникшее в ходе познания, однако, без чьего бы то ни было злогоумысла. Заблуждение непреднамеренно, это лишь результат «блуждания ума»,который в поисках истины забрел немного не туда. Старым истинам могутпротивостоять гипотезы, высказывающие «новые истины», но за гипотезами не стоитособый партикулярный интерес. Научные истины базируются на фактах, но несводятся к ним, и, наконец, научные истины не переживаются остро-эмоционально.При всей страстности отдельных ученых теоретические исследования — сфера разумаи рассудка[3].
Иноедело — правда. В определенном смысле правд много — у каждого своя правда. Этозначит, что в нравственном понятии правды мы касаемся частной партикулярнойпозиции человека, его стремления оправдать — то есть обосновать и укоренить в«высшей правде» свою личную точку зрения. У детей и родителей, у хозяина иработника, у мужа и жены бывают порой диаметрально противоположные взгляды на«правду», даже если все эти люди выросли и воспитались в единой системеморальных представлений. Эти «маленькие правды» не общезначимы, напротив, онисугубо конкретны, индивидуальноличностны, вырастают из практического интереса,потребностей, желаний, и потому приобретают эмоционально-страстный облик. За«свою правду» люди готовы сражаться и умирать. Такой правде противостоит чужая«неправда», понятая как несправедливость, враждебность, посягательство на моеблагополучие. Чужая неправда предстает как агрессивная и преднамеренная, еетолкуют как непременно включающую в себя ложь, необоснованные претензии иамбиции. Но что же делать с этим множеством расколотых «правд», таких боевитыхи «высшей правде» — нахождение согласия, общего языка, условием котороговыступает собственно-нравственное понимание других людей как таких желичностей, обладающих интересами, правами и достоинством. Без поиска согласия,без взаимной благожелательности и готовности к пониманию и уступкам нет и«общей правды», которая останется только мечтой. Полнота правды выражается вполноте выраженных в ней точек зрения, в полноте доброй воли, при которой людиоказываются способны решить вместе возникающие у них проблемы.
Полнотасовместной правды означает правдивость каждого, кто участвует в «переговорах»,правдивость, которая исключает ситуацию «камня за пазухой», потаенных мнений искрытых намерений. Быть честным с другими не всегда легко. Иногда гораздоудобнее солгать, присочинить или так истолковать положение вещей, что онополностью потеряет первозданный облик. Обманывать порой весьма выгодно, ложьбывает эффективной и дает быстрые плоды. Однако, обман, лежащий в основесерьезных и долговременных договоренностей уподобляет их замку, построенному назыбучем песке — совместно созданное может в любое мгновение обрушиться. Правдабывает горька, но созданное на ее фундаменте не разрушить никаким бурям.Впрочем, у вопроса о лжи и правде есть и другая сторона. Всякую ли правду надоговорить в глаза человеку? Надо ли инвалиду громко объявлять, что он — инвалид,а некрасивой женщине, что она — некрасива? Можно ли создать что-нибудь наоснове «правды», которая ранит и убивает? Это чисто нравственная проблема,которая может быть сформулирована так: зачем в каждом конкретном случае мыговорим «резать правду-матку», попирая при этом чужое достоинство, унижаясобеседника, мрачно сгущая обстоятельства и выставляя на первый план своепревосходство. Однако, в этом случае речь не идет о правде, а только о злостномсамоутверждении под флагом правды.
Оправде в подлинном смысле слова речь может идти только тогда, когда мы сообщаемоб обстоятельствах максимально объективно, даем самый широкий веер возможныхследствий из наличной ситуации, поддерживаем уверенность и достоинство другого,какую бы правду мы ему не сообщали.
Правыфилософы Востока, которые считают, что правда должна быть всегда подана вдостаточно приятной вежливой форме, в противном же случае она из правдыпревращается в «кривду», а то и в откровенную ложь[4].
2 Чембыл вызван духовный переворот в жизни Л.Н. Толстого?
Сознательнаяжизнь Толстого подразделяется на две равные половины по 32 года, из которыхвторая отличается от первой как день от ночи. Речь идет об изменении, котороеявляется одновременно духовным просветлением — о радикальной смене нравственныхоснов жизни. В сочинении «В чем моя вера?»[5]Толстой пишет: «То, что прежде казалось мне хорошо, показалось дурно, и то, чтопрежде казалось дурно, показалось хорошо. Со мной случилось то, что случается счеловеком, который вышел за делом и вдруг дорогой решил, что дело это емусовсем не нужно, — и повернул домой. И все, что было справа, — стало слева, ивсе, что было слева, — стало справа». Первая половина жизни Льва Толстого, повсем общепринятым критериям, сложилась очень удачно, счастливо. Граф порождению, он получил хорошее воспитание и богатое наследство. В жизнь онвступил как типичный представитель высшей знати. У него была буйная разгульнаямолодость. В 1851 годах служил на Кавказе, в 1854 годах участвовал в оборонеСевастополя. Однако его основным занятием стала писательская деятельность. Хотяповести и рассказы приносили славу Толстому, а большие гонорары укреплялисостояние, тем не менее его писательская вера стала подрываться. Он увидел, чтописатели играют не свою собственную роль: они учат, не зная, чему учить, инепрерывно спорят между собой о том, чья правда выше, в труде своем они движимыкорыстными мотивами в большей мере, чем обычные люди, не претендующие на рольнаставников общества. Не отказавшись от писательства, он оставил писательскуюсреду и после полугодового заграничного путешествия (1857) занялся педагогическойдеятельностью среди крестьян (1858). В течение года (1861) служил мировымпосредником в спорах между крестьянами и помещиками. Ничто не приносилоТолстому полного удовлетворения. Разочарования, которые сопровождали каждую егодеятельность, стали источником нарастающего внутреннего смятения, от которогоничто не могло спасти. Нараставший духовный кризис привел к резкому инеобратимому перевороту в мировоззренческих взглядах Толстого. Этот переворотявился началом второй половины жизни. Вторая половина сознательной жизни Л.Н.Толстого явилась отрицанием первой. Он пришел к выводу, что он, как ибольшинство людей, жил жизнью, лишенной смысла — жил для себя. Все, что онценил — удовольствия, слава, богатство, — подвержено тлену и забвению. «Я, — пишет Толстой, — как будто жил-жил, шел-шел и пришел к пропасти и ясно увидал,что впереди ничего нет, кроме погибели». Ложными являются не те или иные шаги вжизни, а само ее направление, та вера, точнее безверие, которое лежит в ееосновании. А что же не ложь, что не суета? Ответ на этот вопрос Толстой нашел вучении Христа. Оно учит, что человек должен служить тому, кто послал его в этотмир — Богу и в своих простых заповедях показывает, как это делать.
Толстойпробудился к новой жизни. Сердцем, умом и волей он принял программу Христа ипосвятил свои силы целиком тому, чтобы следовать ей, обосновывать ипроповедовать ее. Вопрос о том, чем была обусловлена столь резкая переменажизнеустоев Л.Н. Толстого не имеет удовлетворительного объяснения однаконекоторые предположения можно сделать на основе его произведений.
Духовноеобновление личности является одной из центральных тем последнего романаТолстого «Воскресение»[6](1899), написанного им в период, когда он вполне стал христианином инепротивленцем. Главный герой князь Нехлюдов оказывается присяжным по делудевушки, обвиняемой в убийстве, в которой он узнает Катюшу Маслову — соблазненнуюим некогда и брошенную горничную своих тетушек. Этот факт перевернул жизньНехлюдова. Он увидел свою личную вину в падении Катюши Масловой и вину своегокласса в падении миллионов таких Катюш. «Бог, живший в нем, проснулся в егосознании», и Нехлюдов обрел ту точку обзора, которая позволила по-новомувзглянуть на жизнь свою и окружающих и выявить ее полную внутреннюю фальшь.Потрясённый Нехлюдов порвал со своей средой и поехал вслед за Масловой накаторгу. Скачкообразное превращение Нехлюдова из барина, легкомысленногопрожигателя жизни в искреннего христианина началось в форме глубокогораскаяния, пробудившейся совести и сопровождалось напряженной умственнойработой. Кроме того, в личности Нехлюдова Толстой выделяет по крайней мере двепредпосылки, благоприятствовавшие такому преображению, — острый, пытливый ум,чутко фиксировавший ложь и лицемерие в человеческих отношениях, а также ярковыраженная склонность к переменам. Второе особенно важно: «Каждый человек носитв себе зачатки всех людских свойств и иногда проявляет одни, иногда другие ибывает часто совсем не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самимсобою. У некоторых людей эти перемены бывают особенно резки. И к таким людямпринадлежал Нехлюдов».
Еслиперенести толстовский анализ духовной революции Нехлюдова на самого Толстого,то видно много схожего. Толстому также в высшей степени была свойственнасклонность к резким переменам, он пробовал себя на разных поприщах. На опытесобственной жизни он испытал все основные мотивы, связанные с мирскимипредставлениями о счастье, и пришел к выводу, что они не приносят успокоениядуши. Именно эта полнота опыта, не оставлявшая иллюзий, будто что-то новоеможет придать жизни смысл, стала важной предпосылкой духовного переворота.
Чтобыжизненный выбор получил достойный статус, в глазах Толстого он должен былоправдаться перед разумом. При таком постоянном бодрствовании разума малооставалось лазеек для обмана и самообмана, прикрывавших изначальнуюбезнравственность, бесчеловечность так называемых цивилизованных форм жизни. Вих разоблачении Толстой был беспощаден.
Есть аналогияс нехлюдовской моделью и в том, как протекал духовный кризис Толстого. Онначался с непроизвольных внутренних реакций, свидетельствовавших о неполадках встрое жизни, «со мною, — пишет Толстой, — стало случаться что-то оченьстранное: на меня стали находить минуты сначала недоумения, остановки жизни,как будто я не знал, как мне жить, что мне делать, и я терялся и впадал вуныние. Но это проходило, и я продолжал жить по-прежнему. Потом эти минутынедоумения стали повторяться чаще и чаще и все в той же самой форме. Этиостановки жизни выражались всегда одинаковыми вопросами: Зачем? Ну, а потом?».
Также внешнимтолчком к духовному преображению Толстого мог послужить 50-летний рубеж жизни.50-летие — особый возраст в жизни каждого человека, напоминание, что жизньимеет конец. И Толстому оно напоминало о том же самом. Проблема смертиволновала Толстого и раньше. Толстого смерть, в особенности смерть в формезаконных убийств, всегда ставила в тупик. В 1866 году он безуспешно защищал всуде солдата, ударившего командира и обреченного на смертный приговор. Особенносильно подействовали на Толстого смертная казнь гильотиной, которую он наблюдалв Париже в 1857 году, а позже — смерть любимого старшего брата Николая в37-летнем возрасте в 1860 году. Толстой давно стал задумываться над общимсмыслом жизни, соотношении жизни и смерти. Однако раньше это была боковая тема,теперь она стала основной, теперь уже смерть воспринималась как скорый и неизбежныйконец. Встав перед необходимостью выяснить личное отношение к смерти, Толстойобнаружил, что его жизнь, его ценности не выдерживают проверки смертью. «Я немог придать никакого разумного смысла ни одному поступку, ни всей моей жизни.Меня только удивляло то, как мог я не понимать этого в самом начале. Все этотак давно всем известно. Не нынче завтра придут болезни, смерть (и приходилиуже) на любимых людей, на меня, и ничего не останется, кроме смрада и червей.Дела мои, какие бы они ни были, все забудутся — раньше, позднее, да и меня небудет. Так из чего же хлопотать?». Эти слова Толстого из «Исповеди» раскрываюти природу, и непосредственный источник его духовного недуга, который можно былобы обозначить как панику перед смертью. Он ясно понял, что только такая жизньможет считаться осмысленной, которая способна утверждать себя перед лицомнеизбежной смерти, выдержать проверку вопросом: «Из чего же хлопотать, радичего вообще жить, если все будет поглощено смертью?». Толстой поставил передсобой цель — найти то, что не подвластно смерти[7].
3 Месть,мещанство, мораль, мотив, мужество
Месть — вредящие действия, произведённые из побуждения ответить на реальную или мнимуюнесправедливость, причинённую ранее[8].
Мещанство — сословие в дореволюционной России, включавшее различные категории городскихжителей (ремесленников, мелких домовладельцев, торговцев и т.п.)[9].
Мораль — этическихценностей, которые признаются человеком.
Мотив — движущая сила человеческого поведения, его деятельности.
Мужество — этическая категория, обозначающая совокупность качеств, ожидаемых от мужчины.
Списокиспользованной литературы
1. Е.В. Золотухина-Аболина. Современная этика:истоки и проблемы. Ростов н/Д. 2001 г.
2 Золотухина-АболинаЕ.В. Курс лекций по этике. Ростов-на-Дону, 2004 г.
3 КузьменкоГ.Н. Этика. – М., 2002 г.
4. Де Джордж Р. Деловая этика в 2-х томах, Спб.,2001 г.
5 Толстой Л.Н. В чем моя вера? // Толстой Л.Н.Полн. собр. соч. в 53 т. Т. 23.
6. Л Н. Толстой. Собрание сочинений в восьмитомах. Т. 6. М., «Лексика», 1996. Режим доступа:ilibrary.ru/text/1462/index.html
7. Л.Н. Толстой о смысле жизни. Режим доступа:www.levtolstoy.org.ru/lib/op/author/105
8. Википедия – свободная энциклопедия. ru.wikipedia.org/wiki/Месть
9. Большая советская энциклопедия. Режим доступа:slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00047/81400.htm