УЧРЕЖДЕНИЕОБРАЗОВАНИЯ
«Могилевский колледж Министерства внутренних дел РеспубликиБеларусь»
Цикл социально-экономических дисциплин
Зачетная книжка № 80
Вариант № 7
Контрольная работа
по дисциплине
«Профессиональная этика»На тему«Профессиональнаядеформация сотрудников ОВД»
слушателя ОЗО 3 курса 1 взвода
Могилевского колледжа МВД Республики Беларусь
Балабана Олега НиколаевичаМогилев, 2008
ПЛАН
Введение……………………………………………………………..…………...3
1. Понятие, причины и последствия профессиональной деформацииличности сотрудника ОВД……………………………………………………....................4
2. Роль нравственного и эстетического воспитания в преодолениипоследствий профессиональной деформации………………………….……..12
Заключение ………………………………………………………….…………..17
Список использованных источников и литературы………………………….19
ВВЕДЕНИЕ
Как известно любая профессиональнаядеятельность накладывает свой заметный отпечаток на характер человека. Так, не секрет,что многие педагоги, длительное время работающие в системе образования, отличаютсяповышенной категоричностью, уверенностью в своей правоте, непринятием другой точкизрения, авторитарностью позиций, стремлением «поучать». Активное занятиедеятельностью в сфере торговых отношений способствует формированию таких личностныхчерт, как практицизм, расчетливость, ориентация на личную выгоду, потребительскоеотношение к другим людям. Подобные специфические изменения в личности определяютсясодержанием, организацией и условиями осуществления деятельности, развиваются постепенно,со временем закрепляются и, в итоге, превращаются в относительно устойчивые психологическиехарактеристики личности и являются признаками профессиональной деформации.
Специфика самой правоохранительнойдеятельности, сложность условий ее осуществления, психоэмоциональные и физическиеперегрузки благоприятствуют сравнительно быстрому развитию профессиональной деформацииличности сотрудника ОВД. Несомненно, внутриличностные изменения, происходящие счеловеком, отражаются на его поступках, стиле общения, предпочтениях, поведениив целом на службе и в быту.
Цель даннойработы — раскрыть сущность профессиональной деформации сотрудников органов внутреннихдел, ее объективные и субъективные причины, а также роль нравственного и эстетическоговоспитания в ее профилактике.
1. Понятие, причины и последствия профессиональной деформации личностисотрудника ОВД.
Рассматривая профессиональныедеформации в общем плане, Э.Ф. Зеер отмечает: "… Многолетнее выполнение однойи той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости,обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных уменийи навыков, снижению работоспособности...
Профессиональнаядеформация — это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельностии личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другимиучастниками этого процесса, а также на развитии самой личности"[1].
Применительнок сотрудникам правоохранительных органов, профессиональная деформация представляетсобой результат искажения профессиональных и личностных качеств работника органаправопорядка под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды.Иначе еще можно сказать, что у человека выработался стереотип поведения, вызванныйособенностями его работы, способный доставлять много хлопот ему и окружающим[2].
Профессиональной деформацииподвержены работники практически всех подразделений органов внутренних дел: уголовныйрозыск, следствие, исправительно-трудовые учреждения и др. Регулярно встречаясьс преступным миром, с различного рода преступлениями — убийства, грабежи, кражи,изнасилования, сотрудник милиции должен всегда оставаться человеком, верным принципамобщечеловеческой морали. Но это не всегда удается. Рано или поздно специалист привыкаетк особенностям работы, становится порой равнодушным, или, наоборот, у него вырабатываетсянетерпимость, раздражительность, неоправданная жестокость. Профессионал как бы деформируется,отступает от тех требований, которые предъявляются специалисту.
Одна из самыхчастых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, — это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал,а также специфика его деятельности.
Другой не менееважной причиной профессиональной деформации является разделение труда и все болееузкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет,по решению типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но иформирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стилиобщения.
В психологическойлитературе выделяют три группы факторов, ведущих к возникновению профессиональнойдеформации: факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, факторыличностного свойства, факторы социально-психологического характера[3].
К факторам, обусловленнымспецификой деятельности правоохранительных органов, следует отнести:
— детальную правовуюрегламентацию деятельности, что наряду с позитивным эффектом может приводить к излишнейформализации деятельности, элементам бюрократизма;
— наличие властныхполномочий по отношению к гражданам, что порой проявляется в злоупотреблении и необоснованномих использовании сотрудниками;
— корпоративностьдеятельности, которая может быть причиной возникновения психологической изоляциисотрудников органов правопорядка и отчуждения их от общества;
— повышенная ответственностьза результаты своей деятельности;
— психическиеи физические перегрузки, связанные с нестабильным графиком работы, отсутствием достаточноговремени для отдыха и восстановления затраченных сил;
— экстремальностьдеятельности (необходимость выполнения профессиональных задач в опасных для жизнии здоровья ситуациях, риск, непредсказуемость развития событий, неопределенностьинформации о деятельности криминальных элементов, угрозы со стороны преступникови др.);
— необходимостьв процессе выполнения служебных задач вступать в контакт с правонарушителями, чтоможет приводить к усвоению элементов криминальной субкультуры (использование уголовногожаргона, обращение по кличкам и т.п.).
К факторам, отражающимособенности сотрудников органов правопорядка, относятся:
— неадекватныйвозможностям сотрудника уровень притязаний и завышенные личностные ожидания;
— недостаточнаяпрофессиональная подготовленность;
— специфическаясвязь между некоторыми профессионально значимыми качествами личности сотрудника(так, решительность в сочетании с пониженным самоконтролем может развиться в чрезмернуюсамоуверенность и т.п.);
— профессиональныйопыт;
— профессиональныеустановки (например, восприятие действий других людей как возможных нарушителейзакона может привести к обвинительному уклону в деятельности, глобальной подозрительностии др.);
— особенностисоциально-психологической дезадаптации личности органов правопорядка, приводящиек проявлению агрессивности, склонности к насилию, жестокости в обращении с гражданамии др.;
— изменение мотивациидеятельности (потеря интереса к деятельности, разочарование в профессии и др.).
К факторам социально-психологическогохарактера относятся:
— неадекватныйи грубый стиль руководства подчиненными;
— неблагоприятноевлияние ближайшего социального окружения вне службы (например, семьи, друзей и др.);
— низкая общественнаяоценка деятельности органов правопорядка, что порой ведет к безысходности в деятельностисотрудников органов внутренних дел, возникновению профессионального бессилия и неуверенностив необходимости своей профессии.
Таким образом,профессиональная деформация развивается под влиянием факторов, относящихся к внешнейсреде деятельности (общение с правонарушителями, решение задач применения к ниммер профилактики и пресечения и т.д.), а также факторов внутрисистемного взаимодействия(отношение с руководителем и сослуживцами, совместное выполнение служебных задачи т.д.).
Профессиональнаядеформация в своем развитии проходит три основных уровня: начальный, среднийи глубинный, по разному влияющие на эффективность служебной деятельности.
Начальный уровень характеризуется незначительными, извнемалозаметными, изменениями в личности. Сотрудник познает и овладевает профессиональнойдеятельностью, формируя собственный стиль ее выполнения, но еще не попадает в фатальнуюзависимость от службы.
На этом уровне профессиональная деформация, как правило, не оказывает заметногоотрицательного влияния на эффективность служебной деятельности, а даже содействуетрешению конкретных оперативно-служебных задач. Это достигается за счет психологическойзащиты, которая состоит в снижении остроты восприятия отрицательных, психотравмирующихфакторов деятельности, их осознании и оценки как неминуемых, будничных, обычных.Такое упрощение уменьшает психическое напряжение до уровня, мобилизующего личность,оптимизирует эмоциональное самочувствие, делает минимально достаточными психологическиезатраты на выполнение деятельности.
Средний уровеньдеформации характеризуетсясущественными количественно-качественными изменениями. Наблюдается постепенная гипертрофия,или заострение, чрезмерная выраженность профессионально важных качеств, дальнейшаяих трансформация в свою противоположность. Так, присущая милиционеру внимательностьпревращается в подозрительность, уверенность — в самоуверенность, самообладание,спокойствие — в равнодушие, требовательность — в придирчивость, усердие — в педантизми т.п.
Отдельные психологическиечерты, которые субъективно начинают оцениваться как второстепенные, а то и лишниеподавляются, а в дальнейшем и вовсе атрофируются, исчезают. Теряется убежденностьв законопослушности граждан, возможности эффективной борьбы с правонарушениями,в необходимости проявлять в своей работе такие чувства, как сопереживание, понимание,желание и готовность оказать помощь.
По отношению клюдям, и, прежде всего, к объектам своей служебной деятельности формируется предвзятоеотношение, состоящее в том, что в человеке отыскивается и принимается во внимание,прежде всего, то, что подтверждает профессиональные стереотипы («любой гражданин- потенциальный правонарушитель», «докажи, что ты невиновный», «преступник,а тем, более рецидивист не подлежит исправлению» и т.п.) и откидывается какслучайное и неважное все другое. Проявляется склонность к обвинению как внутренняяустановка сотрудника ОВД на виновность подозреваемого, однобокое толкование, недооценкаего доводов. Все это возникает вследствие подозрительности, снижения самокритичности,неумения посмотреть на свои действия и обстоятельства дела объективно.
Стиль служебного общения переносится на внеслужебное поведение. Сотрудник можетнастолько идентифицироваться с профессией, что вне собственной воли остается милиционеромво всех сферах внеслужебной жизни. Конкретными проявлениями этого являются, например,занятие в общественном транспорте места наиболее удобного для обзора, переворачиваниебумаг с записями при появлении другого человека, невольная фиксация внешности граждан,номерных знаков автомобилей, неуместное употребление профессионального юмора, жаргонаи т.п.
Профессиональныеинтересы начинают занимать устойчивое доминирующее место и подчиняют себе все другие.Казалось бы, в этом нет ничего вредного, в особенности для деятельности. Но работниквсе больше воспринимает и оценивает окружающую среду с позиции пользы для службы,интересуется только тем, что можно непосредственно использовать в работе. Постепенно,но неуклонно ограничивается круг внеслужебного общения, теряется ощущение общностис разными слоями населения. Наконец служебная деятельность оказывается самодовлеющей,единственно важной и желательной сферой активности личности. Наблюдается желаниепод разными поводами подольше находиться на службе при отсутствии в этом объективнойнеобходимости, стойкое любопытство к служебным делам при нахождении вне службы (вовнерабочее время, выходные, отпуск)
Завершается формированиедостаточного профессионального опыта. Выучив, образно говоря, все главные тайныдеятельности, сотрудник начинает хорошо ориентироваться в том, какими нормами иобязанностями можно пренебрегать или подменять их собственным толкованием без особогориска понести ответственность за это. Понимание сущности законопослушного поведениястановится сугубо субъективным и произвольным: «Для достижения цели все средствадопустимы», «Если нормы права отягощают или мешают, их можно не придерживаться».В основе этого лежат дефекты правосознания работника милиции, его нравственно-волеваяненадежность, психологическая неустойчивость. Последняя состоит в невозможностипротивостоять давлению со стороны заинтересованных людей — должностных лиц, коллегпо службе, самого объекта деятельности, его родственников и др.
На глубинномуровне деформационныеизменения поражают всю личность, которая попадает в полную зависимость от профессиональнойсферы. Сотрудник начинает оценивать себя как непревзойденного профессионала, снисходительнои пренебрежительно относиться к мыслям, которые не совпадают с его собственной позицией(«что они в этом понимают, по сравнению со мной они дилетанты»), болезненнореагирует на критику и контроль за своей деятельностью, жестко ориентируется наличный опыт, включая презумпцию собственной непогрешимости («я всегда действуюправильно, так как все знаю»). Могут актуализироваться социально нежелательныечерты характера: жестокость, мстительность, грубость, вседозволенность, цинизм;возникают и становятся доминирующими определенные психические состояния — разочарование,скука, раздражительность.
Возникает социопрофессиональнаяизоляция: с одной стороны, ощущение общности, в частности, корпоративной с узкимкругом желаемых для общения партнеров, с другой — равнодушное, подозрительное отношениек разным категориям граждан.
Что касается эффективностислужебной деятельности, то на глубинном уровне деформации при общем благополучиимогут возникать серьезные срывы и неудачи, связанные с ослаблением внутреннего контроля,самоуверенностью, потерей творческого подхода к решению новых задач и соответствующегоотношения к собственному профессиональному опыту.
Избежать формированияпризнаков профессиональной деформации возможно. Легче это удается людям с развитойрефлексией, умением объективно оценивать собственную личность, видеть истинные причинывнутриличностных изменений, не «прятаться» от самого себя за щадящимисамооценку объяснениями собственных поступков. Широкий кругозор, интересы внеслужебногокруга, общение с людьми иной сферы деятельности позволяют не зацикливаться лишьна служебных вопросах, гармонично развиваться, личностно расти. Важным являетсяспособность «оставлять на рабочем месте» решение служебных задач, психологическипереключаться на взаимоотношения с родными и близкими, грамотно организовывать отдых.Однако все это возможно лишь при наличии у сотрудника адекватной самооценки, активнойпозиции в отношении собственной личности, жизнедеятельности, ориентации на личностныйи профессиональный рост.
Итак, специфика правоохранительной деятельности, в том числе необходимостьвступать во взаимодействие с правонарушителями, нередко содержит в себе элементыотрицательного воздействия на личность. При отсутствии у сотрудника достаточногоуровня психологической и нравственной устойчивости часто наблюдается развитие егопрофессиональной деформации. При этом профессиональная деформация негативно влияетна деловое общение работника и эффективность его служебной деятельности, нарушаетцелостность личности, снижает её адаптивность, устойчивость.
2. Роль нравственного и эстетического воспитания в преодолении последствийпрофессиональной деформации.
Существенную роль в преодолениипрофессиональной деформации сотрудников ОВД играет нравственное и эстетическое воспитание.
Нравственное воспитание — это процесс активного и целенаправленноговоздействия на сотрудников с целью формирования у них положительных нравственныхкачеств. Чтобы понять особенности системы нравственного воспитания, необходимо раскрытьего основные принципы: целенаправленность, сочетание высоких требований с уважениемк личности, воспитание в коллективе и через коллектив, индивидуальный подход, преемственность,активность и самодеятельность воспитуемых.
Целенаправленность — это такая воспитательная деятельность,когда воспитатель ясно представляет себе кого и как он собирается воспитывать, какиекачества должны быть сформированы у подчиненного, какие убеждения следует у неговыработать, какие чувства развить. Для того, чтобы поставить перед собой конкретныецели, необходимо изучать своих подчиненных, их черты характера, темперамента, ихвзгляды и убеждения. Только в этом случае можно добиться положительных результатов.
Сочетание высоких требованийс уважением к личности. Стремясь сформировать у своих подчиненных те, или иные качества ни в коемслучае нельзя их оскорблять, унижать чувство собственного достоинства. В противномслучае результаты воспитания будут резко негативными. Данный принцип предостерегаеттакже против двух неверных подходов в воспитании, которые, к сожалению, все ещеимеют место: 1) авторитарного воспитания — ориентирующегося на жесткое принуждениеи подавление; б) либерального воспитания — склоняющегося к всепрощенчеству.
Воспитание в коллективеи через коллектив. Поройвоздействие коллектива на сотрудника оказывается более действенным, чем меры дисциплинарные.
Следует иметь в виду,что воспитательные возможности коллектив реализует только в том случае, если в немсложилась благоприятная моральная атмосфера. Если же в коллективе царит взаимнаянеприязнь, покрывательство дурных поступков в форме «круговой поруки», то морально-воспитательноевоздействие такого коллектива оказывается крайне отрицательным.
Принцип индивидуальногоподхода к своим подчиненнымпредполагает учет особенностей каждой личности: ее характера, темперамента, уровнязнаний способностей, сильных и слабых сторон. Воспитательное воздействие не должнобыть одинаковым для всех. Одни люди лучше реагируют на строгое и требовательноеотношение к ним, другие, наоборот, отзываются на похвалу и поддержку, а от резкихупреков замыкаются в себе и теряют интерес к делу.
Преемственность. Данный принцип требует преемственности,последовательности воспитательных воздействий, чтобы каждый вновь назначенный руководительподразделения знал, к чему стремился и чего добивался его предшественник.
Активность и самодеятельностьвоспитуемых. Успех нравственноговоспитания во многом зависит от того, насколько вам удалось организовать самостоятельнуюдеятельность подчиненных.
Если у самого человека установкибудут прямо противоположными, следовательно, все наши воспитательные усилия сведутсяк нулю.
Задачами нравственного воспитанияявляются: формирование положительных нравственных качеств у сотрудников органоввнутренних дел; борьба с антиподами морали, имеющими место в среде сотрудников органоввнутренних дел (стяжательство, бюрократизм, нарушения дисциплины, подхалимство,угодничество, взяточничество, пьянство).
Стяжательство — это такаяжизненная позиция, когда накопление материальных ценностей становится главной, аиногда и единственной целью существования человека. Стяжатель — человек стремящийсяк безудержному приобретению денег и вещей. Страсть к накоплению оказывает разрушительноевлияние на человека. По мере того, как материальные ценности выдвигаются на первыйплан, возвышенные духовные побуждения угасают. Круг интересов такого человека резкосужается: все то, что не связано с личной выгодой теряет значение, становится неинтересным.Работа, положение дел в коллективе, радость или горе товарища оставляют корыстолюбивогочеловека равнодушным. По-прежнему ряд сотрудников органов внутренних дел страдаеттаким пороком, как пьянство.
Злоупотребление спиртныминапитками снижает физические и умственные способности человека, происходит его деградация.Губительно сказывается на потомстве. Употребление спиртного очень часто способствуетсовершению сотрудниками аморальных поступков и даже преступлений.
Следует иметь в виду, чторазличные антиподы тесно связаны друг с другом. Например, стяжательство — с бюрократизмом,взяточничеством. Чтобы осуществить свои конкретные цели стяжатель стремится создатьвпечатление своей полезности и важности, тормозит решение даже мелочных вопросов,ожидая подношений и взяток. Как правило, сотрудник, приобретя один порок, в скоромвремени становится обладателем целого ряда соответствующих пороков, которые нередко,затем, приводит его на скамью подсудимых.
Все это влияет на авторитеторганов внутренних дел, на отношение к нам населения.
Основными методами нравственноговоспитания являются: убеждение, пример, моральный авторитет руководителя, принуждение,меры дисциплинарного воздействия.
Убеждение – это воздействие на личность, в ходекоторого происходит усвоение норм, ценностей, принципов морали.
Личный пример. В примере всегда ощущается конкретность,единство слова и дела.
Моральный авторитет руководителя. Данный метод эффективен при условии,что и сам руководитель обладает высокой нравственной культурой.
Принуждение – данный метод может быть использован,если подчиненный не реагирует на вышеперечисленные средства.
Эстетическое воспитание — это целенаправленная система формированиячеловека, который не только воспринимает прекрасное, но и стремится жить и творитьпо законам красоты.
Основными задачами эстетическоговоспитания являются: формирование эстетических вкусов, идеалов, развитие способностиправильно понимать эстетические ценности; формирование у сотрудников потребностиутверждать прекрасное в своей деятельности — в труде, в образе жизни, в быту.
Эстетическое воспитание играетбольшую роль в повышении культуры служебной деятельности, способствует эффективностиработы и росту престижа органов внутренних дел. Сейчас нашей стране как никогданужна не только высокопрофессиональная, но и интеллигентная милиция, которую населениеуважает и оказывает всяческую поддержку.
Основнымипринципами эстетического воспитания являются: принцип всеобщности эстетическоговоспитания и художественного образования, принцип единства эстетического и нравственноговоспитания, принцип комплексного воздействия различных видов искусства, принциптворческой самодеятельности работников ОВД
Принцип всеобщности эстетическоговоспитания и художественного образования. Чтобы понимать прекрасное, необходима соответствующаяподготовка, т.е. художественное образование.
Принцип единства эстетическогои нравственного воспитания. Сотрудник, который эстетически развит, как правило, является и высоконравственнымчеловеком. И он не позволит себе напиваться, сквернословить, грубить.
Принцип комплексного воздействияразличных видов искусства. Эстетически развитый человек должен обладать хотя бы минимумом знаний иразличных видов искусства.
Принцип творческой самодеятельностиработников ОВД. Необходимоизучать способности своих подчиненных, их увлечения и их всячески поощрять.
Методы эстетического воспитанияаналогичны методам нравственного воспитания. К основным из них относятся: убеждение,личный пример, поощрение, принуждение, меры дисциплинарного воздействия.
Итак,в современных условиях значительно возрастают уровень требований к моральному обликуи культуре сотрудников органов внутренних дел. Ведь справиться с возросшими задачамиспособны работники, обладающие не только соответствующим уровнем профессионализма,но и надлежащим уровнем нравственной и эстетической культуры. Эта задача решаетсяв настоящее время в ходе нравственного и эстетического воспитания сотрудников органоввнутренних дел.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Специфика правоохранительнойдеятельности, в том числе необходимость вступать во взаимодействие с правонарушителями,нередко содержит в себе элементы отрицательного воздействия на личность. При отсутствииу сотрудника достаточного уровня психологической и нравственной устойчивости частонаблюдается развитие его профессиональной деформации.
Профессиональнаядеформация представляет собой результат искажения профессиональных и личностныхкачеств работника органа правопорядка под влиянием отрицательных факторов деятельностии окружающей среды.
Профессиональнаядеформация развивается под влиянием факторов, относящихся к внешней среде деятельности(общение с правонарушителями, решение задач применения к ним мер профилактики ипресечения и т.д.), а также факторов внутрисистемного взаимодействия (отношениес руководителем и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т.д.).
Профессиональнаядеформация проявляется негативными изменениями в профессиональной деятельности ив поведении. Однозначно связывается обсуждаемое явление с негативными изменениямисоциально-психологической структуры личности. Например, меняются стереотипы поведения,профессиональные привычки, стиль общения и навыки, которые затрудняют успешное осуществлениепрофессиональной деятельности. Проявлениями профессиональной деформации при этоммогут быть формальное отношение к выполнению функциональных обязанностей, переносбольшей доли специфических профессиональных действий, стереотипов и установок наповедение вне работы и другие. Также профессиональная деформация вызывает нежелательныепреобразования и собственно психических характеристик индивида. Речь идет о психическихпроцессах, состояниях, свойствах, качествах, и структуре личности, включая ее сознательныеи подсознательные компоненты. Эти преобразования влекут за собой изменения в отрицательнуюсторону профессиональных возможностей личности и ее склонностей.
Для профилактикипрофессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов, прежде всего,требуется проведение серьезных научных исследований с целью разработки комплексапредупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развитияпредпосылок и проявлений столь нежелательного и социально опасного явления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВИ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зеер Э. Ф. Психологияпрофессий. — Екатеринбург, 1997.
2. СтоляренкоА. М… Прикладная юридическая психология. — М.,2001.
3. Буданов А. В. Педагогикаличной профессиональной безопасности сотрудников ОВД. — М., 1992.