Реферат по предмету "Экономическая теория"


Социальная политика Республики Беларусь 2

--PAGE_BREAK--
2.   
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РБ

В качестве перспективной для Республики Беларусь избрана модель социальной ориентированной рыночной экономики. Однако, формируя свою экономическую модель, следует учитывать экономическую и политическую специфику страны, менталитет народа, а также зарубежный опыт решения социальных проблем. Также следует отметить, что в силу социальности экономических отношений любая экономическая система имеет соответствующую социальную составляющую, содержит в себе в большей или меньшей мере социальные элементы, а потому любые экономические реформы влекут за собой соответствующие социальные преобразования. Результатом такого реформирования экономики должно стать создание такой экономической системы, которая сочетала бы в себе преимущества современного высокоразвитого рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защиты граждан.

Процесс создания белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики в переходный период связан с рядом проблем:

1) проблема создания данной модели не сводится к простому обеспечению максимально большего числа жителей страны средствами существования, к перераспределению доходов в целях оказания социальных услуг населению;

2) данная модель должна создавать условия для самостоятельного обеспечения индивидами достойного уровня жизни путем активной и инициативной деятельности. Если такая деятельность затруднена или невозможна по объективным причинам, тогда государство должно оказывать поддержку, частично компенсируя утраченные доходы, не гарантируя максимальные;

3) проводя социальную политику, направленную на снижение вмешательства государства в решение индивидуальных социальных проблем граждан, следует учитывать менталитет людей и прошлую специфику. Раньше патерналистская политика государства в социальной сфере полностью снимала с людей заботу о решении собственных социальных проблем, лишая их стимулов к борьбе за существование и самореализацию. Поэтому в переходный период не все люди могут и готовы воспользоваться предоставленными возможностями для самореализации. Если этого не учитывать, то это может привести к расколу общества, социальной напряженности;

4) социальная поддержка людей не должна ограничиваться только поддержкой малообеспеченных слоев населения и тех, кто не включен в общественное воспроизводство (пенсионеры, учащиеся, инвалиды). Она должна включать в себя и людей, занятых в общественном воспроизводстве (через регламентирование в законодательной форме продолжительность рабочего дня и недели, оплаты труда, отпуска, определении прав работника при приеме на работу и увольнении);

5) социально ориентированная экономика должна эффективно функционировать и обеспечивать экономический рост, поскольку достигнутый уровень экономического развития является определяющим фактором преобразований в социальной сфере;

6) данная модель должна строиться на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан, свободы предпринимательства, выбора профессии и места работы, обеспечение взаимосвязи благосостояния работника и результатов его труда [15, с.57].

Социально ориентированная рыночная  экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики. Осуществляя перераспределение национального дохода через бюджет, государство реализует систему социальных программ. Система социальных программ сформировалась в развитых странах после второй мировой войны и получила название «государство благосостояния».

В социальной сфере господствующее место занимает государственный сектор. В зависимости от величины государственного сектора в той или иной стране социальная политика имеет свои особенности. На практике это выражается в разных масштабах социальной политики государства. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределительной деятельности государства. Ограниченная социальная политика означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферой [13, с.356].

Важнейшим условием развития человеческого потенциала являются стабильность общества, эффективная социальная политика государства, призванная создать необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная стабильность развития общества в Республике Беларусь должна обеспечиваться проведением эффективной социальной политики, критериями которой являются:

реализация приоритетов социальной политики как одного из важнейших условий устойчивого развития общества;

гарантии прав на свободу человека и на свободную реализацию трудового и интеллектуального потенциала с тем, чтобы трудоспособный гражданин смог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие;

дифференциация социальной политики в отношении различных слоев населения; адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения;

взаимная солидарная ответственность всех субъектов (государство, предприниматели, профсоюзы, население) за результаты социального развития;

права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, на духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи, бережное отношение к историческому наследию предков и на преемственность поколений, сохранение самобытности национальных традиций.

Главной целью социальной политики Республики Беларусь в долгосрочной перспективе является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения. Для реализации этой цели основными направлениями социальной политики в Республике Беларусь должны являться:

создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;

последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;

формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности;

обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров;

повышение уровня пенсионного обеспечения, повышение социальной защиты нуждающихся на основе усиления адресности оказания помощи, рационализации системы льгот, улучшения социального обслуживания.

Приоритетной задачей национальной экономики Республики Беларусь является необходимость приближения по уровню и качеству жизни населения нашей страны к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики.

Важнейшим звеном социальной политики Республики Беларусь является система государственных стандартов, которая предполагает целенаправленную деятельность государства в вопросах гарантированного и более справедливого удовлетворения материальных и духовных потребностей граждан. Для решения отмеченных вопросов 11 ноября 1999 г. был принят Закон Республики Беларусь «О государственных социальных стандартах». В данном Законе минимальный социальный стандарт определен как минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека, выражаемый в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных общедоступных социальных услуг, социальных пособий и выплат. При этом бесплатные и общедоступные услуги определяются как услуги, предоставление которых гарантируется государством за счет финансирования республиканского и местных бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов, доступных для всех по возможности приобретения и пользования [15, с.25].

Правительство Республики Беларусь с участием республиканских объединений, нанимателей и профсоюзов устанавливает государственные минимальные социальные стандарты, определяет порядок применения, а также пересматривает их не реже одного раза в пять лет, если иное не предусмотрено законодательством.

Система минимальных государственных социальных стандартов в Республике Беларусь включает 44 норматива: в области ЖКХ – 13, образования – 10, культуры – 1, связи – 4, транспорта – 6, социальной поддержки и социального обслуживания – 1, здравоохранения – 4, торговли и бытового обслуживания – 4, физической культуры и спорта – 1[15, с.26].

В области оплаты труда государственными минимальными социальными стандартами является минимальная заработная плата. Законом Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» установлена правовая основа определения минимальной заработной платы и её применения. Минимальная заработная плата применяется исключительно в сфере трудовых отношений как государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной нормы труда.

Размер минимальной заработной платы является обязательным в качестве низшей границы оплаты труда работников.

Размеры минимальной заработной платы (месячной и часовой) устанавливаются ежегодно исходя из потребностей работника в материальных благах и услугах, экономических возможностей республиканского и местных бюджетов, а также нанимателей, соотношения между её размерами и социальными нормативами (бюджетом прожиточного минимума, а в дальнейшем — минимальным потребительским бюджетом), обеспечивая при этом ежегодное поэтапное сближение их размеров.

Указом Президента Республики Беларусь от 27 сентября 2010 г. № 490 «Об установлении на ноябрь-декабрь 2010 г. размеров заработной платы» на ноябрь-декабрь 2010 г. месячная минимальная заработная плата установлена в размере 400000 руб., часовая – 2360 руб. [8].

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в республике в январе-сентябре 2010 г. увеличилась к уровню соответствующего периода 2009 г. на 18,6 процента, и составила — 1167,1 тыс. руб., в том числе в сентябре — 1305,1 тыс. руб. (рис. 1).

В сентябре 2010 г. её уровень у работников промышленности составил 1461,3 тыс. руб., строительства – 1788,5, транспорта – 1530,5, связи – 1455,2, сельского хозяйства – 879,2 тыс. руб.

В бюджетной сфере среднемесячная заработная плата за этот период увеличилась на 16,7 процента и составила 896,2 тыс. руб., в том числе в сентябре — 1003,9 тыс. руб.

В сентябре 2010 г. заработная плата врачей составила 1692,4 тыс. руб., учителей – 1047,7 тыс. руб., профессорско-преподавательского состава – 1746,4 тыс. руб.

Реальная среднемесячная заработная плата работников в республике увеличилась в январе-сентябре 2010 г. на 10,8 %.

Межотраслевая дифференциация в оплате труда работников в отраслях экономики, с учётом подотраслей, за 9 месяцев 2010 года составила 3,1 раза и снизилась по сравнению с 2000 годом в 2,2 раза [8] (см. Приложение 1).

На особом контроле государства оказываются такие показатели как минимальный прожиточный бюджет, прожиточный минимум и бюджет прожиточного минимума.

Законом Республики Беларусь «О формировании  и использовании минимального потребительского бюджета» установлена правовая основа  определения и использования минимального потребительского бюджета. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Минимальные потребительские бюджеты утверждаются ежеквартально постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в ценах последнего месяца квартала  для 8 социально-демографических групп населения.

Минимальный потребительский бюджет применяется как социальный норматив для прогнозирования изменений уровня жизни населения; усиления социальной поддержки нуждающихся граждан; формирования системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение потребления граждан к научно обоснованному уровню.

В настоящее время среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи их четырех человек служит основой для определения права граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 147 утверждены следующие размеры среднедушевых минимальных потребительских бюджетов в ценах сентября 2010 г. на период с 1 ноября 2010 г. по 31 января 2011 г.: семьи из 4-х человек – 459620 руб.; молодой семьи с одним ребенком – 473920 руб.; трудоспособного населения – 575960 руб.; пенсионеров – 478250 руб.; студентов – 437430 руб.; детей в возрасте до 3-х лет – 364120 руб.; детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет – 443910 руб.; детей в возрасте от 6-ти до 14-ти лет – 514890 руб. [8].

Прожиточный минимум – это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья [15, с.10].

Законом Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» установлена правовая основа определения прожиточного минимума и его использования. Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам и ежеквартально утверждается постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

Бюджет прожиточного минимума как социальный норматив используется для анализа и прогнозирования уровня жизни населения; оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям); обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий.

 Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1567 от 26 октября 2010 г. утверждены следующие размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах сентября 2010 г. в расчете на один месяц на период с 1 ноября 2010 г. по 31 января 2011 г.:  в среднем на душу населения – 283050 руб.; для трудоспособного населения – 302490 руб.; для пенсионеров – 252230 руб.; для детей-студентов – 302950 руб.; для детей в возрасте от 3 до 16 лет – 345380 руб.; для детей в возрасте до 3 лет – 251830 руб.

Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах сентября 2010 года по статьям расходов: продукты питания – 54,0 %; плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги – 16,0 %; предметы гардероба – 17,4 %; бытовые и транспортные услуги – 6,6 %; товары бытового и хозяйственного назначения – 3,3 %; взносы и платежи – 0,5 %; предметы первой необходимости, санитарии и лекарства – 2,2 % [8].

Об эффективной социальной политике  свидетельствуют сокращения имущественного неравенства населения, снижения уровня бедности.  В рамках реализации Плана мероприятий на 2010 год по выполнению Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы в январе-сентябре  2010 г. достигнуты следующие результаты:

  — обеспечено трудоустройство на новые рабочие места, созданные республиканскими и местными органами государственного управления, 133,4 тыс. человек (76,1 % к годовому заданию), в том числе на рабочие места, созданные с использованием бюджетных ссуд – 2,2 тыс. безработных (83,4 %);

  — оказано содействие в трудоустройстве на постоянную работу 159,1 тыс. человек, из них 103,8 тыс. — безработных (соответственно, 76,3  и 81,2 %);

  — направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 19,3 тыс. безработных (73,7 %), из них 8,2 тыс. – женщин, 13,0  тыс. – молодежи в возрасте 16-29 лет;

  — трудоустроено 1,4 тыс. безработных из числа выпускников высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, а также прошедших профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики» (84,9 % к заданию);

  — на постоянную работу трудоустроено 16,8 тыс.  безработных, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда,  из них  9,6  тыс. – в счет установленной брони;

  — организована адаптация к трудовой деятельности 430 инвалидов  (95,1 %);

  — профинансированы и компенсированы нанимателям затраты  на приобретение специализированного оборудования для создания 93  рабочих мест и трудоустройства инвалидов;

  — оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 2,3 тыс.  безработным (82,2  %);

  — на новое место жительства и работы переселено 315 семей безработных (86,5 %);

  — в оплачиваемых общественных работах приняли участие 75,5 тыс. человек, в том числе 39,0 тыс. безработных (соответственно, 83,5 и 79,3 %);

  — в свободное от учебы время организована трудовая занятость для 32,5 тысяч человек из числа студенческой и учащейся молодежи (134,7 %).

В сельской местности обеспечено создание  рабочих мест для трудоустройства 16,5 тыс. человек, в том числе 767 – в агрогородках. Из общего количества рабочих мест 434 создано нанимателями за счет  выделенных бюджетных ссуд. Особое внимание уделяется стабилизации ситуации на рынке рабочей силы в малых и средних городских поселениях (далее – малые города). За январь-сентябрь 2010 г. в них создано 24,1 тыс. рабочих мест, или 94,7 % к заданию. Из общего количества рабочих мест 1,1 тыс. создано нанимателями за счет выделенных бюджетных ссуд.

В целях обеспечения занятости населения в малых городах органами по труду, занятости и социальной защите гор(рай)исполкомов в рамках Государственной программы:  оказано содействие в трудоустройстве на постоянное место работы 42,5 тыс. чел, в том числе 26,9  тыс. безработным, направлено на профессиональное обучение 3,9 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации предпринимательской деятельности  659 безработным, в оплачиваемых общественных работах приняли участие 23,1 тыс. человек, в том числе 10,3 тыс. безработных.

В результате принятых мер в малых городах республики количество безработных по сравнению с началом года уменьшилось на 1118 человек (с 7558 человек на 1.01.2010 до  6440 на 1.10.2010), или на 14,8 %, количество вакансий увеличилось с 6,1 тыс. до 9,9 тыс. рабочих мест, или на 62,9 %. Напряженность на рынке труда малых городов сократилась с 1,2  безработного на вакансию на 1.01.2010 (по республике 1,2) до 0,7 на 1.10.2010 (по республике 0,6). Этот показатель варьируется от 0,9  в Брестской и  Витебской областях до 0,4  в Минской.

Итоги текущего мониторинга показывают, что существенного ухудшения ситуации с регистрируемой безработицей не наблюдается. Ситуация на рынке труда остается стабильной, управляемой, контролируемой и не выходит за рамки прогнозных показателей Государственной программы (см. Приложение 2).

Уровень безработицы в течение третьего квартала стабилизировался  и составлял 0,8 % к численности экономически активного населения (задание Программы — 1,2 -1,5 %) [8].

Состав безработных по данным на 1.10.2010 представлен в Приложении 3.

Важнейшей составляющей системы социальной защиты является пенсионное обеспечение. В настоящее время в органах по труду, занятости и социальной защите различные виды пенсий получает более 2,4 млн. человек.

Гарантированное Конституцией Республики Беларусь право на пенсионное обеспечение реализуется через Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон), другие законодательные акты.

Законом закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой.

Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях предоставляется мужчинам — по достижении 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, женщинам — по достижении 55 лет при стаже работы не менее 20 лет. Обязательным условием для реализации права на пенсию является наличие не менее 5 лет работы с уплатой обязательных страховых взносов.

При исчислении размера пенсии учитывается стаж работы до назначения пенсии и заработок, с которого уплачивались обязательные страховые взносы. До 2000 года пенсия исчислялась из заработка за любые 5 лет подряд из последних 15 лет работы. С 2000 года указанные периоды увеличиваются на 1 год (в 2000 году пенсия исчислялась из заработка за любые 6 лет подряд из последних 16 лет работы, в 2001 году – за 7 лет из последних 17 лет и т.д.).

Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту установлен в размере 25 % наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала (статья 23 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии по инвалидности I и II групп установлен в размере 100 %, по III группе — 50 %, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) — 100 % минимального размера пенсии по возрасту (статья 31 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца установлен в размере 100 % минимального размера пенсии по возрасту, детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот (при условии неполучения в связи со смертью родителя ежемесячной страховой выплаты) – 200 % минимального размера пенсии по возрасту (статья 38 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии за выслугу лет установлен в размере 100 % минимальной пенсии по возрасту (статья 50 Закона).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 1999 г. № 1976 к трудовым пенсиям, исчисленным в минимальном размере, установлена доплата в размере 15 % средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий в связи с ростом средней заработной платы в соответствии со статьей 70 Закона (далее – доплата к минимальным пенсиям).

К пенсиям отдельных категорий пенсионеров устанавливается надбавка на уход (статьи 25, 33, 41-1, 50-1 Закона) и (или) повышение пенсий (статья 68 Закона).

Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначаются социальные пенсии. Согласно статье 73 Закона эти пенсии исчисляются из наибольшей величины утвержденного Правительством Республики Беларусь бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала в следующих размерах:

инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства, – 85 %; инвалидам с детства II группы – 75 %; инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям в случае потери кормильца (пункт «а» части третьей и часть четвертая статьи 35 настоящего Закона) на каждого ребенка – 65 %; инвалидам III группы – 55 %; лицам, достигшим возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет, – 50 %; детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья: первой – 60 %, второй – 65 %, третьей – 75 %, четвертой – 85 %.

Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в области пенсионного обеспечения является последовательное повышение уровня пенсий. Перерасчет пенсий осуществляется: в связи с ростом средней заработной платы; в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

В соответствии со статьей 70 Закона перерасчет трудовых пенсий в связи с ростом средней заработной платы работников в республике осуществляется, если ее рост в истекшем квартале по сравнению с аналогичной величиной, примененной при предыдущем перерасчете пенсий, составил более 15 %. В случае, если за календарный год оснований для перерасчета пенсий не возникнет, с 1 ноября трудовые пенсии перерасчитываются в обязательном порядке на основании средней заработной платы работников в республике за III квартал.

С  1 ноября 2010 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 октября 2010 г. № 544 «О повышении пенсий» к социальным пенсиям установлена  ежемесячная доплата в размере 40 тыс. руб. детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, инвалидам I, II и III групп (в том числе инвалидам с детства), детям, потерявшим кормильца.

Дополнительные расходы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты в связи с выплатой с 1 ноября 2010 г. пенсии в новых размерах составят 135,7 млрд. руб/.[8].

Семья является одним из социальных устоев общества и одновременно одной из важнейших его ценностей. В становлении и жизнедеятельности семьи, формировании  нравственных устоев общества роль матери имеет определяющее значение. Поэтому проблемы материнства и детства находятся в центре внимания общественности и государства.

Созданию условий для полноценного выполнения семьей ее основных функций  призвана содействовать государственная семейная политика, которая  является одним из приоритетных направлений в социальной сфере. 

Система социальных пособий, гарантий и льгот семьям, воспитывающим детей, в Республики Беларусь является одной из самых эффективных среди стран СНГ. Нормативно-правовая база постоянно совершенствуется в целях усиления социальной защиты семей с детьми.

С 1 января 2010 г. размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет увеличен до 100  % бюджета прожиточного минимума (далее – БПМ). В целях стимулирования рождения второго ребенка размер единовременного пособия в связи с рождением ребенка дифференцирован в зависимости от очередности рождения детей в семье: на первого ребенка — 5 БПМ в среднем на душу населения, на второго и последующих -  7 БПМ.

Всего системой пособий в 2009 году охвачено свыше 440,0 тыс.  детей, что составляет 25 % от их общего количества, в том числе по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет — 99 %.  При этом ежемесячные пособия на детей до 3 лет назначаются безотносительно совокупного дохода семьи, а на детей старше 3 лет – с учетом совокупного дохода. Пособия на детей семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, ребенка, инфицированного вирусом иммунодефицита человека или больного СПИД, в возрасте до 18 лет, назначаются независимо от совокупного дохода на члена семьи.

Существенной формой социальной поддержки семей с малолетними детьми является обеспечение бесплатным питанием детей первых двух лет жизни. Право на данный вид помощи имеют семьи, у которых среднедушевой доход в месяц не превышает 100 % бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.  Количество получателей данного вида социальной поддержки в 2009 году составило  более 56,0 тыс. человек (26,7 % от общего количества детей данного возраста). 

Семьям при рождении тройни и более детей бесплатное питание для детей первых двух лет жизни предоставляется независимо от совокупного дохода семьи. Такие семьи также имеют право на бесплатную услугу  няни до исполнения детям 3-летнего возраста.

При рождении двоих и более детей оказывается государственная социальная поддержка в виде единовременной выплаты на приобретение детских вещей первой необходимости в размере 2 БПМ на каждого ребенка.

Достигнуты успехи в решении жилищных проблем многодетных, а также молодых семей путем предоставления финансовой поддержки государства в погашении задолженности по кредитам, выданным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья.

В целях снижения налоговой нагрузки при воспитании детей многодетным родителям, имеющим троих и более детей в возрасте до восемнадцати лет или родителям, воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, предоставляется стандартный налоговый вычет в размере 150,0 тыс. рублей на каждого ребенка в месяц (Налоговый кодекс Республики Беларусь).

Отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет по желанию семьи вместо матери предоставляется отцу либо другому родственнику, осуществляющему уход за ребенком. 

Работникам, жены которых находятся в отпуске по беременности и родам, предоставляется право использовать свой трудовой отпуск в период отпуска по беременности и родам, предоставляемого жене.

В целях усиления социальной защищенности матерей, работающих по контрактной форме, установлено, что с матерью, приступившей к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, с ее согласия наниматель обязан продлить (заключить новый) контракт на срок не менее чем до достижения ребенком возраста пяти лет.

Об эффективности социально-экономических мер в отношении белорусских семей свидетельствует тенденция увеличения рождаемости, которая наблюдается в республике с 2004 года. А в 2007 году — впервые после 1995 года — Беларусь перешагнула 100-тысячный рубеж (на свет появилось 103 тыс. 626 детей).

В 2009 году тенденция увеличения рождаемости сохраняется. Так, число родившихся в январе-декабре 2009 года по данным текущей статистики составило 109813 человека, что на 1903 человека или 1,8 процента больше, чем в аналогичном периоде 2008 года.

В январе-декабре 2009 года как в целом по республике, так и в областях наблюдался рост общего коэффициента рождаемости. Так, в целом по республике общий коэффициент рождаемости составил 11,6 (в аналогичном периоде 2008 года – 11,1). Самый высокий коэффициент рождаемости отмечен в Брестской области (12,3 на 1000 населения), самый низкий – в Витебской (10,3 на 1000 населения) (см.Приложение 4, 5).

Общая задача социальной политики в отношении семьи – способствовать укреплению ее потенциала, создавать условия для его максимальной реализации в целях полноценного выполнения семьей ее основных функций. То, как решается эта задача, в значительной степени зависит от положения женщин в обществе, от степени их участия в процессах принятия решений, интеграции в процессы общественного развития, от того, как распределяются внутрисемейные роли, каковы возможности для сочетания профессиональных и семейных функций для лиц с семейными обязанностями.
                продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Эффективность использования основных фондов государственного унитарного сельскохозяйственного
Реферат Особенности правового регулирования труда женщин и лиц с семейными
Реферат Тильзитский мир. Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого Война и мир, т. II, ч. 2, гл. XXI.
Реферат эпоха возрождения и идеи гуманизма
Реферат Ulysses Essay Research Paper Alferd Tennysons
Реферат Западная Русь
Реферат Foreign Aid Essay Research Paper As time
Реферат Fallacies In Writing Essay Research Paper When
Реферат Общебиологические основы адаптации организма спортсмена к физическим нагрузкам
Реферат Особенности страхование имущества физических лиц
Реферат The Satire Of Jonathan Swift Revealed Essay
Реферат Функциональные модели универсального нейрокомпьютера
Реферат Равновесие в рыночной экономике
Реферат Предмет и методы философии
Реферат Коносамент: юридическая природа. Виды и содержание по КТМ РФ 1999г.