Реферат по предмету "Этика"


Понятие, виды и функции дизайна

--PAGE_BREAK--23. Методы исследования структуры дизайнерской проблемы
1. Матрицы взаимодействий. Сущность – обеспечить системный поиск взаимосвязей между элементами в рамках данной проблемы.

2. Сеть взаимодействий. Сущность – отразить схему взаимосвязей между элементами в рамках проектной проблемы.

3. Анализ взаимосвязанных областей решения. Сущность – выявить и оценить все совместимые комбинации частичных решений проектной проблемы.

4. Трансформация системы. Сущность – найти способы трансформации системы с целью ликвидации присущей ей недостатков.

5. Проектир-е нововведений путем смещения границ. Сущность – сместить границы нерешаемой проектной проблемы, чтобы для ее решения можно было использовать знания из смежных областей.

6. Проектир-е новых функций. Сущность – создание радикально новой конструкции, способной привести к новым моделям поведения и спроса.

7. Классификация проектной информации. Сущность – разделить проектную проблему на поддающиеся решению части.

8. Определение компонентами по «Александру». Сущность – найти правильные физич-е компоненты конкретной структуры, кот. можно было бы изменять независимо друг от друга в соответствии с последними изменениями среды.
24. Методы расширения области поиска проектных решений
Методы:

1. мозговая атака. Цель: стимулировать группу лиц генерированию большого кол-ва идей. Мозговая атака повышает как кач-во так и колич-во идей. Вероятность натолкнуться на хорошую идею среди большого их выбора увеличивается. Наиболее различный подход к мозговой атаке состоит в том, чтобы рассмотреть её как чрезвычайно быстрый способ генерир-я необходимого разнообразия идей, кот. могут послужить основой для серьёзного поиска решения. Методом мозговой атаки можно рассматривать любую проблему, если она достаточно просто и ясно сформулирована.

2. синектика. Цель: направить спонтанную активность мозга и нервную систему на исследование и преобразование проектной проблемы используя различные аналоги.

3. Ликвидация тупиковых ситуаций. Суть – найти новые направления поиска, если очевидная область поиска не дала приемлемого решения.

План действий: имеется ряд способов изменяющие подход решения проблемы, когда в тупике. Несколько типов, каждый из кот. может оказаться достаточным для ликвидации тупиковой ситуации:

1. правило преобразования, которому можно подвергнуть имеющееся неудовлетворенное решение или какие-нибудь его части.

2. Поиск новых взаимосвязанных между частями имеющихся неудовлетворенных решений.

3. Переоценка проектной ситуации.

4. Морфологические карты. Цель – расширить поиск решений проектной проблемы. Суть — морфологические карты предназначены для стимулир-я аналитического мышления и гарантирование того, что ни одно новое возможное решение проектной проблемы не будет упущено. Преимущество – для оформления матрицы требуется мало времени. В карте перечисляется спектр ластичных решений, т.е альтернативных средств осуществления каждой функции.
25. Стратегии проектирования
Стратегии проектирования — это определенная последоват-ть действий, выбираемая проектировщиком или группой проектировщиков с целью преобразования исходных технологического задания в готовый проект.

Существуют разные стратегии.

Самая идеальная – линейная – из цепочки последующих действий, в кот. каждое действие зависит от исхода предыдущего, но не зависит от результатов общего действия.

Циклическая стратегия – это если после получения результатов на одной стадии приходится возвращаться к одному из предыдущих результатов.

Разветвлённая стратегия – когда действия проектировщика не зависит одно от другого. В эту стратег. могут входить этапы очень выгодные в том отношении, что позволяет увеличить колич-во людей одновременно с задачей.

Альтернативные этапы – кот. позволяет в определённой степени в соответствии с исходом предыдущих этапов.

Адаптивная стратегия – отличается тем, что в них с самого начала определяется только 1-е действие. Надёжным, но ограниченным вариантом адаптивных стратегий является превращения. Этапы:

заново оценить существующее решение

исследование нескольких мелких изменений

приспособить существующее решение к изменению

«Случайный поиск» — нет стратегии, плана, метод «тыка» — это стратегия отличающаяся абсолютным отсутствием плана, но в нескольких случаях оказывается научным методом.

Стратегия пригодна, когда необходимо найти множество отправных точек для независимого поиска в широком поле неопределённости.
26. «Мозговая атака» — метод группового генерирования большого количества дизайнерских идей
Цель: стимулировать группу лиц генерированию большого количества идей

План действий:

1.Отобрать группу лиц для генерации идей,

2.Довести до сознания участн-в., что приветств-ся любые идеи, что участн-ки должны попытаться комбинировать или усовершенствовать идеи предложенные другими.

3.Зафиксировать выдвижение идей и дать им затем оценку.

Мозговая атака повышает как кач-во так и колич-во идей. Вероятность натолкнуться на хорошую идею среди большой их выборки увелич-ся. Наиболее различный подход к мозговой атаке сост. в том, чтобы рассмотреть её как чрезвычайно быстр. способ генерирования необход-го разнообразия идей, кот. может послужить основой для серьёзного поиска решения. Непосредственно ценным выходом мозговой атаки, явл. не сама идея, а категории, на кот. они разбиваются в процессе классификации. Выбор практических осуществимых идей из большого, случайного множества, возможно лишь после того как проектная ситуация будет достаточно подробно исследована. Методом мозговой атаки можно рассматривать любую проблему, если она достат. просто и ясно сформулирована.

Этот метод можно использовать на любой стадии проектир-я. Его можно также использовать для генерирования информации или формулирования восприятия анкеты. 6-ть чел. за 1,5 часа могут выдвинуть – 150 идей.
27. Синектика — метод направления спонтанной активности мозга на исследование и преобразование проектной ситуации
Цель: направить спонтанную активность мозга и нервную систему на исследование, и преобразование проектной проблемы, используя различные аналоги.

План действий:

1. тщательно подобрать группу специалистов в качестве самостоятельного отдела разработки

2. предоставить группе попрактиковаться в использовании аналогов для ориентации спонтанной активности мозга и нервной системы на решение предложенных проблем

3. передать группе сложные проблемы, кот. не могут решить основные организации и представить ей достаточ. время для их решения

4. представ-ть работы группы основн. организац-м для оценки и внедрения.

Использование аналогов 4-х типов:

A. прямые аналоги (их часто наход. в биологич. системах, решающих сходные проблемы).

B. субъектные аналоги (конструктор представляет себе, как можно использ-ть своё свойство, благо для достиж-я искомого результата).

C. символические аналоги (это поэтич. метафоры и сравнения, в кот. характеристики одного предмета отождествляют с характер. др).

D. фантастич-е аналоги (представить себе вещи такими, какими не явл-ся, но какими бы мы их хотели видеть).

Задача синектики состоит в том, чтобы выявить общие решения некот-х пробл-м. Синектическая группа не расположена данными, кот. позволили быть ей судить о целесообразном изготовлении предметов. Этот метод имеет своей целью ликвидир-ть серьёзные несоответствия во внутр-й структуре существующих решений, направлений. На удовлетворение во внутрен-й структуре сущ-т решения, направленные на удовлетворение некот. осознанной потребности.
28. Ликвидация тупиковых ситуаций — метод дизайнерского поиска идей в случае, если область поиска не дала приемлемого результата
Цель: найти новое направления поиска, если очевидная область поиска не дала приемлемого решения.

План действий: имеется ряд способов измен-ть подход решения проблемы, когда в тупике:

I. Правило преобразования, котор. можно подвергнуть имеющееся неудовлетворительное решение или какие-нибудь его части.

II. Поиск новых взаимосвязанных между частями имеющихся неудовлетворенных решений.

III. Переоценка проектной ситуации.

Напр.: Если перед проектировщиком стоит проблема, предотвратить образования луж на тротуарах вокруг зданий во время сильных ливней, он берет за основу, такой заведомо непригодный способ, как естественное испарение воды из луж, и смотрит, какие синонимы к следующему слову – испариться – имеются. Он найдёт след. выражения – исчезнуть, скрыться, улетучиться, выветриться, выдохнуться, рассосаться и т.д. Это сразу же натолкнёт на ряд идей решения проблемы: Н: выражение «скрыться» может навести на мысль о перфорированном настиле; «улетучиться» — об отсасывания воды с помощью очистной машины; «рассосаться» — на мысль об использовании пористого покрытия.

Сущ-т следующие способы ликвидации тупиковой ситуации:

1. записать условие, позволяющее реализовать решение

2. записать последствия, кот. возникнут при отсутствии решения

3. можно выйти из затруднения неоднократно возвращ-сь к первичной функцион-й потребности, кот. обязательно должна быть удовлетворёна, чтобы проект вообще был принят.

Рекомендации по решению проблем:

разделить на части и выделить основную проблему

предположить, что проблема решена и вернуться от последствий назад, к основной структуре

использовать каждую логическую методику

использовать типологический метод для изуч. структуры

использовать метод аналогии

найти возможный алгоритм, т.е. метод для облегчения вычисления

сделать «дикие» произвольные предложения

взять правдоподобное, но заведомо непривычное решение и раскритиковать его

взять невозможное решение и раскритиковать его

отрицать, что проблема вообще существует

отвлечь себя, предаться приятному занятию


29. Составление морфологических карт — метод расширения области поиска решений дизайнерской проектной проблемы
Цель: расширить поиск решений проектной проблемы.

План действий:

1. определить функции приемлемых вариантов, для способности выполнения данной задачи

2. перечислить на карте широкий спектр частных решений, т.е. альтернативных средств осуществления каждой функции

3. выбрать по 1-му частичному решению для каждой функции

Морфологические карты предназначены для стимулир-я решения и гарантирование того, что ни одно новое возможное решение проектной проблемы не будет упущено. Преимущество состоит в том, что для оформления матрицы требуется немного времени.

Основная трудность заключается в определении функции, кот. была бы:

1. существенна для любого решения

2. независима друг от друга

3. охватывающая все аспекты проблемы

4. немногочисленна, что бы можно было составить матрицу допускающеую быстрое решение

Принцип отбора оптим-х решений заключается в том, чтобы из каждого ряда выбрать именно то решение, кот. получает наивысшее колич-во очков, по некоторым критериям успеха: вес, стоимость, стабильность и т.д.

Недостатки метода: как для выявления функций, так и для поиска приемлемой комбинации решений требуется знание структуры и проблемы, которую сам метод не раскрывает.

Преимущество: он позволяет проекту расширить проблемы.

Этот метод успешно применяется для поиска решений ряда новых проектных проблем самого различного характера.


30. Анализ взаимосвязанных областей решений как один из методов исследования структуры дизайнерской проблемы
Цель: выявить и оценить все совместимые комбинации, частности решений проектной проблемы; анализ взаимосвязанных областей решения; рассмотрение вопросов несовместимости комплекса целей в пределах одной работы, посредством выявления и оценки всех совместимых комбинаций частичных решений проектной проблемы.

План действий:

1. Выявить несколько возможных вариантов в каждой области решений.

2.Указать, какие варианты несовместимы друг с другом (для этой цели используются методики матриц и сетей)

3. Перечислить все наборы вариантов, которые можно объединять друг с другом, не опасаясь их несовместимости.

4. При наличии единого количественного критерия для выбора вариантов (например, стоимость) найти совместимые наборы вариантов, наилучшим образом удовлетворяющие данному критерию.

5. Эскизное предложение по выбранному критерию.
31. Проектирование новых функций как метод создания радикально новой конструкции, способной привести к новым моделям поведения и спроса
Это, когда переходит на совершенно новый уровень решения, осуществления данной конструкции, когда в случае, неких тупиковых ситуаций, есть некоторое насыщение функций. Подход к созданию совершенно новой конструкции, которая вывела бы решение на новый уровень.

Пример:

От поршневого двигателя к реактивному двигателю .

1.                 Выявить функции каждого конкретного элемента существующего решения

Элементы — Вспомогательные функции


Поршневой двигатель — Преобразование энергии горения жидкого топлива в энергию механического движения

Пропеллер — Преобразование энергии механического движения в силу тяги

2.                 Охарактеризовать осн. функцию, для кот. указанные функции явл. вспомогательными.

«Преобразование энергии жидкого топлива в силу тяги».

3.                  Охарактеризовать изменения осн. функции, кот. могут привести к улучшению данной проектной ситуации.

«Создание более высокой силы тяги при большем к. п. д. и более высоких скоростях полета».

4.                  Объединить решения 2 и 3 пунктов для получения новой основной функции.

«Преобразование энергии жидкого топлива в большую силу тяги при высоких скоростях воздушного потока».

5.                  Найти альтернативные решения разделения новой осн. функции на вспомогательные и закрепить каждую из них за новыми конкретными элементами.

В реактивном двигателе осуществлено объединение элементов существующих конструкций газотурбинного и реактивного двигателей, что дает следующие элементы и вспомогательные функции:

Новые вспомогательные функции — Новые элементы

Всасывание воздуха — Впускное сопло

Ускорение воздуха — Компрессор

Преобразование топлива в газовый поток с высокой скоростью частиц — Камеры сгорания

Преобразование части энергии газа в энергию компрессора — Турбина

Направление газового потоками преобразование его энергии в силу тяги — Выхлопное сопло
32.Основные типы проектных задач
Проектные задачи могут быть разных типов:

1. Проектирование простейших предметов и механических устройств.

а) Проектирование простейших, главным образом бытовых, предметов;

б) Проектирование несложных механических устройств.

2. Проектирование приборов и механизмов со сложной пластической формой

и объемно-пространственной структурой.

а) Проектирование приборов;

б) Проектирование передвижных ручных механизмов;

в) Проектирование самодвижущихся машин и механизмов

3. Проектирование крупногабаритного промышленного или лабораторного оборудования.

В пределах цеха машины связаны между собой определенным производственным процессом, поэтому при их проектировании учитывается связь между смежным оборудованием.

4. Проектирование средств транспорта

Специфические особенности проектной задачи здесь состоят в том, что нужно найти связь наружных и внутренних форм, уяснить особенности их масштаба и формообразования, применения материалов.

5. Проектирование в комплексе предметных объектов

При формообразовании здесь используется принцип подобия формы, в некоторых случаях – выделение главного элемента. Одна из труднейших задач создания ансамбля — это правильное масштабное решение малых и больших объемов при сохранении единства их формы.

6. Проектирование предметной среды

В сферу деят-ти дизайнера входит проектирование производственных, жилых и общественных интерьеров. Существует некоторая типология пространства, в том числе внутреннего (интерьерного). Здесь, во-первых, выделяется пространство, развивающееся в глубину. Во-вторых, выделяется пространство, развивающееся фронтально. В-третьих, выделяется концентрическое пространство, кот. развивается вокруг какого-то объекта, имеющего, как правило, определенное предназначение.
33.Особенности проектирования простейших предметов и механических устройств
а) Проектирование простейших, главным образом бытовых предметов

Несмотря на кажущуюся простоту вещей данного типа (сюда в основном входит посуда), в данном случае необходимо решить несколько задач: установить зависимость формы от функц-го назнач-я предмета (как наиболее обуславливающего фактора); найти органическую взаимосвязь внешней формы изделия с технологическими свойствами материалов, из которых оно изготавливается, и с его конструктивной основой; определить пластич-й характер предмета, целесообразность и гармоничность его внешней формы, найти присущую данному изделию масштабность.

б) Проектирование несложных механических устройств

Сюда относятся такие изделия, как, например, часы, телефонные аппараты, осветит-я аппаратура и др. Увязка внутр-го содержания с внешн. формой, проблема связи механизма и внешней оболочки предмета осущ-ся здесь в самой элементарной форме. Но даже при проектир-ии несложных приборов и механизмов уже приходится иметь дело с вопросами удобства пользования объектом. От такого рода предметов требуется больше информативности — сама форма предмета, его строение должны как бы пояснять способ действия. Трактовка внешней формы предмета и его деталей должна раскрывать функц-ю сущность устройства, говорить о его содержании и назначении.
34.Особенности проектирования приборов и механизмов со сложной пластической формой и объемно-пространственной структурой
а) Проектирование приборов

Относит-я сложность устройств, многообразие технических компонентов в данном виде изделий обусловливают и усложнение их пластич-й формы. Сложность функц-го устройства соответственно влияет на сложность композиционной задачи.

Форма данного вида изделий обычно не создает предпосылок к раскрытию их внутр-го устройства: оно бывает полностью скрыто и информативность прибора достигается за счет вынесенных деталей — окуляров, объективов, тумблерами и кнопками.

б) Проектирование передвижных ручных механизмов

Ручные механизмы редко бывают компактными. Их композиция сочетает в себе открытые рабочие органы. Несмотря на свою незначит-ю величину, ручные механизмы часто имеют довольно сложную объемно-пространственную структуру. Перед проектировщиком возникает задача правильного расположения центра тяжести, кот. обеспечивало бы удобство работы и связанное с этим зрительное равновесие.

в) Проектирование самодвижущихся машин и механизмов

Самодвижущиеся машины и механизмы имеют отличия от машин, приводящихся в движение усилиями рук. Если по отнош. ко всем ранее рассматривавшимся механизмам чел-к в процессе функционир-я находился рядом с ними, то здесь он включается в самое пространство машины и как бы окружен ее частями.

В данной ситуации формируется рабочая зона оператора с приборным щитком, органами управления, спец. сиденьем. Значит, число функц-х и конструктивных требований усложняет поиски композиционного единства всей пространственной структуры.

Компоновка рабочего места в данном случае требует своего спец. осмысления. Для обеспечения физиологически правильной рабочей позы, органы управления размещают по отнош. к оператору в наиболее благоприятных зонах справа и слева от сиденья, скомпоновав их в группы по функц-м признакам. К кабине предъявляется целый ряд эксплуатационных требований — оптимальные условия обзора, защита от шума, атмосферных осадков, жары, холода, удобства посадки.
35.Особенности проектир-я крупногабаритного промышл-го и лабораторного оборудования
В пределах цеха, машины связаны между собой определенным производственным процессом, поэтому при их проектир-ии учитывается связь между смежным оборудованием: продумывается подача сырья или полуфабрикатов, перегрузка изделий, рассчитываются все возможные перемещения в пределах примыкающей к машине зоны. Система «человек-машина» в этом случае становится очень сложной. Промышленное и лабораторное оборудование может иметь самое разнообразное объемно-пространственное строение.

Иную специфику имеет другая группа объектов — различные виды пультов управле-я, хотя при внешнем их отличии от промышл-го оборудования некоторые общие задачи остаются теми же. Внутреннее устр-во пультов обычно закрыто, наружу выводятся только органы управл-я и информации, а также коммуникации.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.