Реферат на тему:
Основные эстетическиекатегории
План
Ведение
Глава 1. Трагическое игероическое: понятие сущность, особенности
1.1 История осознаниятрагического начала в человеческой жизни
1.2 К вопросу осоотношении трагического и героического
Глава 2. Местогероического в повседневной деятельности сотрудника
ОВД
2.1 К вопросу онравственном воспитании личности
2.2 Нравственноевоспитание в трудах Чернышевского Н.Г.
Заключение
Список использованнойлитературы
Практические задания
Введение
Прежде чемприступить рассмотрению вопроса о основных эстетических категориях, следуетопределится с понятием что такое эстетика вообще. Но прежде также нужноуказать, то, что данная тема очень обширная. Эстетка это наука, имеющая многокатегорий, в том числе трагическое и героическое тоже следует отнести ккатегории эстетики рассмотреть данную тему в рамках одного реферата оченьтрудная задача, поэтому после того, как мы определимся понятиями, что такоеэстетика мы должны определить рамки, которые должны рассматриваться в даннойработе.
Итак,эстетика – это древняя наука, на сегодняшний день она определяется следующимобразом: «эстетика – это наука о неутилитарных субъект-объектных отношениях, врезультате которых субъект в процессе конкретно-чувственного восприятия особогокласса объектов или созидания их достигает состояний абсолютной личной свободыи полноты бытия, сопровождающихся духовным наслаждением».[1]. Данное определениеможет означать, что эстетика может быть связана с другими науками, историей,философией, исскуством, культурой, в современных условиях как подмечает БоревЮ.Б.[2]».Сегодня эстетикапредставляет собой науку о природе эстетического и его функциях, о законахэстетической деятельности и восприятия, об эстетическом освоении (познании ипреобразовании) природы и общественной жизни. Основная фундаментальная проблемасовременной эстетики – соотношение художественного образа и его объекта, вопросхудожественного отражения действительности. Изучение данной проблематикипредполагает анализ художественных произведений и процесса художественноготворчества, но не ограничивается этим. В последнее время все шире используютсяне только методы философии, но и психологии, кибернетики, семиотики и многихдругих наук и областей теоретической деятельности».
И уж если мыопределили современные направления эстетики, то нужно определится и ссовременными категориями данной науки. Категории (греч. kategoria — «высказывание, признак») —наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщиесвойства и отношения явлений действительности и познания и являющиесярезультатом логического обобщения эмпирического (основанного на опыте)материала.[3].
Трагическое —эстетическая категория, характеризующая напряженное переживание конфликта,связанное с преодолением, преображением (катарсисом), страданиями или аффектамигероя. В рамках философского анализа трагическое — форма драматическогоосознания и переживания человеком конфликта с силами, угрожающими егосуществованию и приводящими к гибели человека или важных духовных ценностей.Трагическое предполагает не пассивное страдание человека под тяжестьювраждебных ему сил, а его свободную, активную деятельность, восстание противрока, судьбы, обстоятельств и борьбу с ними. В трагическом человек раскрываетсяв переломный, напряженный момент своего существования. Сфера трагическогонаходится в той области действительности, где человек в своей деятельностисталкивается с явлениями, которые пока еще не познаны им и не подвластны еговоле.
Следует полагать,что данное определение, а именно вот эта его часть» Трагическое предполагает непассивное страдание человека под тяжестью враждебных ему сил, а его свободную,активную деятельность, восстание против рока, судьбы, обстоятельств и борьбу сними трагической категории эстетики очень подходит при определении позициисотрудника внутренних дел, поэтому мы будем рассматривать в данной работеэстетку поведения сотрудника внутренних дел в рамках выделенной нами позиции.Целью данной работы является краткий анализ становления эстетики в её нынешнемвиде, не заглянув в историю, мы не сможем правильно оценить сегодняшнее понятиетрагического и героического; а так же рассмотрение вопроса о нравственномвоспитании проблеме жизни с точки зрения современной эстетики применительно ксотруднику органов ОВД и выделение наиболее важных, на наш взгляд, моментов.
Глава 1 Трагическоеи героическое: понятие сущность, особенности
1.1 Историяосознания трагического начала в человеческой жизни
«Платон невместил в рамки своей эстетики высшее достижение античного искусства –трагедию: человечество, не сумевшее разумом обуздать страсти и жить счастливо,не должно умножать свои страдания изображением трагедии на сцене; трагедия недоставляет удовольствия; она – бедствие и бич для людей. Платон отказываетсяпринять в государство трагическую музу, ибо это значило бы допустить, чтобы внем царило страдание вместо мудрых законов».[1].
Мы полагаем,что современные понятия трагического в эстетике, сложились далеко не сразу и неслучайно, ведь не даром эстетика тесно связана с историей, философией,культурологией и исскуством. Это может означать только одно – анализ историиразвития трагической категории эстетики поможет лучше сознать современнуюдействительность.
На первыйвзгляд, может показаться, что трагическое не имеет никакого отношения кэстетике. Например, трагедия японского города Хиросимы, погибшего от сброшеннойна неё атомной бомбы в 1945году. Очевидно, этот вопрос волновал и древнихлюдей, например, Аристотель Высоко ценивший, по мнению Борева Ю. Б.трагедию,определяет её так»: «Итак, трагедия есть подражание действию важному изаконченному, имеющему определенный объем, подражание при помощи речи, в каждойиз своих частей различно украшенной; посредством действия, а не рассказа,совершающее путем сострадания и страха очищение (катарсис) подобных аффектов». [2].
Катарсис(очищение) – термин, служивший для обозначения одного из сущностных моментовэстетического воздействия искусства на человека. Пифагорейцы разработали теориюочищения души от вредных страстей путем воздействия на нее специальноподобранной музыкой. Платон не связывал катарсис с искусствами, понимая его какочищение души от чувственных устремлений, от всего телесного, затеняющего иискажающего красоту идей. Собственно эстетическое осмысление катарсиса былодано Аристотелем, который писал, что под действием музыки и песнопенийвозбуждается психика слушателей, в ней возникают сильные аффекты (жалости,страха, энтузиазма), в результате чего слушатели «получают некое очищение иоблегчение, связанное с удовольствием…». Он также указал на катартическоевоздействие трагедии, определяя ее как особого рода «подражание посредствомдействия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищениеподобных аффектов»[.3].
Сущностьфеномена трагического эстетического заключается в изображении неожиданновозникших страданий и гибели героя, свершившихся не по причине несчастногослучая, но как неизбежное следствие его (как правило, вначале неосознаваемых)проступков или вины, обычно предопределенных судьбой, роком, «безысходнойэмпирией» — некой независимой от человека внешней могучей силой.
Геройтрагедии, как правило, предпринимает попытки борьбы с роковой неизбежностью,восстает против судьбы и погибает или терпит муки и страдания, демонстрируяэтим акт или состояние своей внутренней свободы по отношению к внешнепревышающей его силы и возможности стихии. Зрители (читатели) трагедии, активносопереживая герою, к концу трагического действа испытывают эстетическийкатарсис, чистое эстетическое наслаждение.
При этомзритель сознает, что трагедия происходит на сцене театра, а не в жизни, о чемне дают забыть и все «украшения» трагедии, в результате чего он испытываетнаслаждение от трагедии, которое определяется не побочными эффектами. Вся последующая историяэстетики в понимании трагического, так или иначе, вращалась вокругаристотелевского определения трагедии, развивая или переосмысливая те или иныеего положения, но, не отказываясь от них в принципе и не добавляя к ним чего-топринципиально нового.
Трагическоетесно связано с возвышенным и героическим, поскольку предполагает героическуюличность, стремящуюся к достижению возвышенных целей.
Следовательно,напрашивается вывод о том что, существование трагического начала в человеческойжизни было осознано первоначально в художественной форме — в мифах и легендах,затем в жанре трагедии. По всей видимости, такое понимание трагическогопросуществовало достаточно долго, потому-то некоторые изменения в пониманиитрагического произошли, по мнению исследователей, например, того же Бычкова В.В. только ХVII веке появляются анализы трагедии как литературного жанра — у Н.Буало, Д. Дидро, Г. Э. Лессинга, давшего моралистическое толкование Аристотеля,Ф. Шиллера.[4].
В течениевсей истории происходит пересмотр взглядов на трагическое подтверждение мынаходим у того же Борева Ю Б., например, он приводит пример взглядов на эту темупредставителей эпохи просветителей Дидро и Лессинга, которые оспаривает точкузрения классицизма, считавшего, что трагическим героем может быть тольковыдающаяся, «противостоящая толпе» личность. Герой трагедии может быть иобыденным человеком[.5].
Гегель видиттему трагическое в самораздвоении нравственной субстанции как области воли исвершения, Составляющие её нравственные силы и действующие характеры различныпо своему содержанию и индивидуальному выявлению, и развёртывание этих различийнеобходимо ведёт к конфликту[.6]
Кантутверждал: трагедия возбуждает чувство возвышенного, комедия – чувствопрекрасного. По Гегелю «основной пункт» теоретической проблематики трагического– природа целей трагического героя – «стремление к абсолютному». Всеобщийхарактер целей трагической личности он демонстрирует на примере «Фауста» Гете:герой этой «философской трагедии» неудовлетворен наукой, с другой стороны –проявляет интерес к светской жизни и земным удовольствиям..[7].
Шопенгауэрвидит сущность Трагическое в самопротивоборстве слепой воли, бессмысленномстрадании, гибели справедливого. Ницше характеризует трагическое как изначальнуюсуть бытия — хаотическую, иррациональную и бесформенную[8].
Марксизм-ленинизмдал общественно-историческое понимание Трагическое, считая его объективнымипредпосылками антагонизмы эксплуататорского общества, характерное для негоотчуждение человека и его деятельности.[9].
После анализатрудов представленных авторов, возникает ощущения, что в представлениях отрагическом в эстетике существует существенная путаница. Однако понятно однотрагическое – это борьба противоположностей так следует понимать, на нашвзгляд, современную категорию трагического в эстетике. Только следует отличатьтрагическое в жизни и в искусстве. С позиции сотрудника органов МВД нужновоспринимать жизненную сторону, которую следует понимать как случайноевыходящее из обычных рамок трагической необходимости, поэтому всегда вызываетгорестные чувства. Трагическийгерой всегда проявляет высокую жизненную активность, которая на какое-то времяоказывается сильнее противоборствующих сил, поэтому трагический герой возвышен,такова должна быть, на наш взгляд, жизненная позиция сотрудника органов МВД егопонимания трагического в эстетике.
В Средниевека – суть трагического не героизм, а мученичество; центральный персонаж тут –мученик. Это трагедия не очищения, а утешения, чуждая катарсису. Логика средневековойтрагедии: утешься, ведь бывают страдания горше, а муки тяжелее у людей, ещеменьше, чем ты, заслуживающих этого. Такова воля Бога [10].
На рубежеСредневековья и Возрождения возвышается Данте. На его трактовке трагическоголежат глубокие тени Средневековья и сияют солнечные отблески надежд Новоговремени. У Данте еще силен средневековый мотив мученичества[11].
ЭпохаВозрождения и барокко ищет причину мира и его трагедий в самом мире. Искусство Возрождения ибарокко обнажило социальную природу трагического конфликта, утвердилоактивность человека и свободу его воли. Казалось бы, трагедия Гамлета в технесчастьях, которые на него обрушились. Но подобные несчастья обрушились и наЛаэрта. Почему же он не воспринимается как трагический герой? Лаэрт пассивен, аГамлет сам сознательно идет навстречу неблагоприятным обстоятельствам.[12].
Итак, Вантичной трагедии необходимость осуществлялась через свободное действие героя.Средние века преобразовали необходимость в произвол провидения. Возрождениесовершило восстание против необходимости и против произвола провидения иутвердило свободу личности, что неизбежно оборачивалось ее произволом.Ренессансу не удалось развить все силы общества не вопреки личности, а черезнее; и все силы личности – через общество и во благо ему.
В эпохуклассицизма из нерасторжимого и нерасчлененного ранее единства трагедиявычленила как самостоятельные начала общественное и индивидуальное в характерегероя. Трагедия раскрывает смысл жизни. Для героя эпохи классицизма смысл жизнираздвоен: он и в личном и в общественном счастье человека.[12].
Критическийреализм раскрыл трагический разлад личности и общества. В трагедии Пушкина«Борис Годунов» заглавный герой хочет использовать власть на благо народа. Нона пути к власти он совершил зло – убил невинного царевича Димитрия. И междуБорисом и народом пролегла пропасть отчуждения, а потом и гнева. Пушкинпоказывает, что не существует зла во благо, слезинкой, а тем более кровьюребенка нельзя достичь всеобщего счастья. Могучий характер Бориса напоминаетгероев Шекспира. Однако у Шекспира в центре трагедии – личность. У Пушкина –судьба человеческая – судьба народная; деяния личности впервые сопрягаются сжизнью народа. Народ – и действующее лицо трагедии истории и высший судья поступковее героев, таким образом, гений Пушкин так де приложил свою руку в прямом ипереносном смысле в осмыслении понятия трагического.
Какова же,наконец, сущность трагического, «Трагедия – суровое слово, полноебезнадежности. На нем холодный отблеск смерти, от него веет ледяным дыханием.Но подобно тому, как свет и тени заката делают предметы для зрения объемными,сознание смерти заставляет человека острее переживать всю прелесть и горечь,всю радость и сложность бытия. И когда смерть рядом, в этой пограничнойситуации ярче видны краски мира, его эстетическое богатство, чувственнаяпрелесть, величие привычного. Для трагедии смерть – момент истины, когдаотчетливей проступают, правда и фальшь, добро и зло, сам смысл человеческогосуществования.
Итак, трагическое1) раскрывает гибель или тяжкие страдания личности; 2) показываетневосполнимость для людей ее утраты; 3) утверждает бессмертие погибающейличности (бессмертие человека осуществляется в бессмертии народа, в жизни людейнаходят свое продолжение общественно ценные начала, заложенные в человеке и егодеяниях, а для религиозного сознания погибающего ждет потустороннее бытие, также зависящее от общественно ценного – праведного прижизненного бытия); трагедия– всегда оптимистическая трагедия, в ней даже смерть служит жизни; 4) выявляетактивность трагического характера по отношению к обстоятельствам; 5) даетфилософское осмысление состояния мира и смысла жизни человека; 6) вскрываетисторически временно неразрешимые противоречия; 7) трагическое в искусстверождает чувство скорби (по поводу гибели героя), сочетаемое с чувствамиторжества и радости (по поводу его нравственного величия и бессмертия); 8)оказывает очищающее воздействие на людей (катарсис).[13].
Сделаемопределённые выводы: Философы,пытаясь раскрыть сущность трагического, рассматривали такие проблемы, каксвобода и необходимость, смерть и бессмертие, трагическая вина, и т. д. Впроцессе осмысления трагического трагедия как драматургический жанр искусствабыла разделена на типы: трагедия судьбы, трагедия характера, трагедия абсурда. Для того чтобы избежатьсмешения понятий, надо категориально различить «трагическое» и «трагедию».«Трагическое» как эстетическая категория, которая отражает одну из сторонэстетического сознания, понимается здесь в двух неразрывных, но относительносамостоятельных значениях: как трагическое в действительности и трагическое вискусстве.
1.2 К вопросуо соотношении трагического и героического
ХХ век — веквеличайших социальных потрясений, революций, войн, кризисов, бурных перемен,создающих то в той, то в другой точке земного шара сложнейшие напряжённейшиеситуации. Поэтому теоретический анализ проблемы трагического для нашихсовременников в известном смысле есть самоанализ и осмысление мира. Другуюсторону состояния мира охватывает эстетическая категория героическогоВзаимодействие трагического и комического наиболее полно соответствует духуэпохи и состоянию мира. Не случайно все высшие художественные ценности, покоторым потомки будут судить о нашей эпохе и её искусстве полны комедийного илитрагедийного пафоса. Во время культовых празднеств в честь богов скорбь поповоду их смерти сменялась радостью и весельем по поводу их воскресения. Помере нарастания общественных противоречий природная основа мифов усложнилась иболее социализировалась: со смертью и воскресением богов стали связыватьупования на избавление от земных страданий, надеждой на вечную жизнь.
Издревлечеловек не мог смириться с небытием: размышления о смерти приводили к идеебессмертия, в небытии люди отводили место злу и провожали его туда смехом.Парадоксально, но о смерти говорит не трагедия, а сатира. Сатира доказываетсмертность живущего и даже торжествующего зла, а трагедия утверждаетбессмертие, раскрывает доброе и прекрасное начало в человеке, которыеторжествуют, побеждают, несмотря на гибель героя.
В жизни людейтрагическое и героическое переплетено между собой, один и тот же факт можетбыть для одного человека героическим, а для другого трагичным.
В своейслужебной деятельности сотрудники ОВД чаще, чем кто-либо сталкиваются страгическим. Это гибель сослуживцев, товарищей при выполнении своего долга, этонеобходимость, чуть ли не ежедневно, выезжать на место преступления и т.д.,встречаться с родственниками сослуживцев, погибших от руки бандитов илитеррористов. Это работа в следственных судебных органах, в местах исполнениянаказания, где особенно наглядно проявляются противоречия между требованиямиобщества, закона и желаниями, потребностями отдельных личностей.
Какэстетическая категория трагическое в деятельности сотрудников ОВД представленав публикациях в прессе, в художественных произведениях, в документальных ихудожественных фильмах, отражающих эту деятельность.
При этомчитатель, зритель испытывает не только сострадание к жертвам, восхищениегероизмом работников ОВД, но и если это талантливо написанный очерк, снятыйфильм переживает катарсис (очищение), что являлось необходимым условиемгреческой трагедии.
СотрудникиОВД зачастую сталкиваются не только с трагедиями и с трагическим в чистом виде,но и в его диалектике с героическим. Например, это может выражаться внесоответствии повода к совершению преступления и его последствия. Особожестокое убийство может быть совершено потому, что жертва преступления обозвалубийцу смешной «кличкой», показавшейся тому оскорбительной. Тесное переплетениетрагического и героического особенно наглядно проявляется в практикеследователей, участковых, которым приходится расследовать преступления,совершённые на бытовой почве, разбирать дрязги соседей, возникающие по мелочнымсмешным поводам. Диалектику трагического и комического мы можем увидеть вработе самих сотрудников ОВД, не всегда являющимися грамотными и компетентнымиспециалистами, которые могут, например, составляя протокол осмотра местапроисшествия написать: «На месте преступления был обнаружен труп 28 лет,который при жизни был мужчиной».
Какэстетическая категория трагическое и героическое, в деятельности работниковОВД, проявляется в изображении в кино, литературе, где в большинстве случаевприсутствует героизм. На наш взгляд, это правильно, так как современныесредства массовой информации, так же как и во времена Аристотеля представляютзрителям «трагедии», которые осмысливаются как трагическое и героическоепроисходящие на самом деле, предающееся нам через исскуство.
Глава 2 Местогероического в повседневной деятельности сотрудника ОВД
2.1 К вопросуо нравственном воспитании личности
эстетическийтрагический героический нравственный
Какопределяет категорию трагического в своей книге Любимова Т.Б.[1]. «Трагическое мы определяемкак 1) экзистенциал, 2) качество жизненной ситуации и 3) эстетическуюкатегорию, фиксирующие принципиально неразрешимый жизненный конфликт и егоценностные отражения в искусстве и литературе. Трагическое знаменует моментоторванности единичного человека от общинно-круговой поруки, на нем суммируетсяи сбывается вина клана, племени, народа, семьи или собственного неразумия,навлекающего гнев богов и месть инспирируемых ими исполнителей правежа».
В России, нанаш взгляд, трагическому придана универсальная функция — быть онтологическимпринципом мирового исторического движения и условием расширения горизонтовсамосознания и богообщения.
Немало ярких,незабываемых героических событий вошли в историческую летопись человечества.Борьба за революционное преобразование общества и социальный прогресс,национально-освободительное движение немыслимы без величайших взлетовчеловеческого духа, без героического. Трудно переоценить его роль в трудовойдеятельности, в научном, художественном прогрессе общества. Исключительновелико нравственное его значение — героическое оказывает мощное воспитательноевоздействие на множество людей, способствует формированию благородных, гуманныхжизненных целей, стойкой идейной, активной гражданственной позиции.Значительное место принадлежит героическому в искусстве. Многовековая историяпоследнего свидетельствует о неослабевающем интересе к художественномувоссозданию ратных и трудовых свершений, подвигов, суровой, напряженнойгероической борьбы.
«Рольгероического в жизни общества не только велика, но и необычайно многообразна.Отсюда разносторонний интерес к его теоретическому осмыслению, который нашелотражение в трудах крупнейших мыслителей прошлого. Ценные идеи о природе,воспитательном значении, роли героического в общественной жизни, егоособенностях в искусстве высказывались Дж.Вико, Ф.Шиллером, Н.Г.Чернышевским Вистории философии проблема героического не раз становилась предметомспециального изучения: ей посвящены труды Дж.Бруно, А.Рено, Т.Карлейля.[2].
Актуальнопроблема героического и в наши дни. Между тем следует отметить, что Героическое — сложный поструктуре и необычайно богатый в своих проявлениях феномен. Подвиг нередкобывает, связан с достижением политических целей, удовлетворением государственныхинтересов, в его основе могут лежать нравственные, религиозные и другие мотивы.Многоаспектность героического предполагает возможность различных подходов к егоизучению. Однако следует заметить, что некоторые моменты, такие, скажем, какполитические, религиозные, могут присутствовать в виде целей, мотивов вгероическом, но могут и отсутствовать в нем.
Посколькунравственные и эстетические факторы в той или иной форме проявляются в любомподвиге, они присущи героическому. Это позволяет считать этико-эстетическийанализ необходимым и достаточным для изучения сущности героического ирассматривать его как основу философского подхода к данному явлению.
Некоторыеисследователи, например, Мовчан В.С[.3], вводят такое понятие как «нравственно – эстетическое вприроде героического, автор видит её в том, что добровольное и «добросовестное исполнение нравственногодолга, заключенное в героическом поступке, переживается и расценивается самимгероем, общественным мнением в тесной связи с эстетическими моментамиэмоционального подъема, чувством о радости и восторга от сознания победы»[.4].
Рассматриваявопрос о героическом в повседневной жизни работника МВД, следует, прежде всего,обратится к вопросу о том, как следует понимать данный термин, работнику МВД, сточки зрения эстетики. Восприятие героического у каждого человека разное. Усотрудника МВД, оно должно быть ярко выражено, так как он встречается с этимпонятием в эстетике каждый день и воспринимает его как обычное дело.Представления сотрудника МВД о героическом в повседневной жизни должны бытьнеразрывно связаны с его нравственными представлениями, то есть другимисловами, что бы сотрудник МВД, воспринимал повседневную жизнь и работу какгероическое он должен быть нравственно воспитан. Этим нравственным воспитаниемтак же занимается эстетика.
«С давнихвремен эстетическое и нравственное воспитание были тесно взаимосвязаны. Недаромдревние греки применяли термин «калокагатия», составленный из двух слов:«kalos» — красота и «agathos» — добрый, хороший. «Калокагатия» давала реальныйпрообраз такой личности, у которой нравственная и физическая красота пребываютв нерасторжимом единстве, а внутренний мир и внешний облик составляют ясную иуравновешенную гармонию[5].
Эстетическоеи нравственное начала имеют много общего: духовный мир, поведение вобщественной и личной жизни человека. Эстетическое воспитание не сводитсятолько к внешнему, воспринимаемому чувствами. Прекрасным, например, мы называемтакого человека, который соединяет в себе внешнюю привлекательность свнутренней, духовной красотой, с красотой чувств и мыслей.
С другойстороны, нравственное в человеке не сводится только к внутреннему, а выражаетсяи вовне — в поступках, воспринимаемых чувствами. Этика, мораль, нравственность- это, прежде всего, принципы и нормы поведения людей по отношению друг к другуи к обществу. Другими словами, любой поступок работника МВД, рассказывает оченьмногое об его нравственном воспитании, о том, как он воспринимает героическое вповседневной жизни. В эстетике существует ещё такое понятие как культураповедения. Очень хорошую, на наш взгляд, трактовку данного термина даётКомарова А.И.[6]. «Культура поведения — этосовокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневныхпоступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики,эстетической культуре».
На нашвзгляд. на рассмотрении вопроса о нравственном воспитании. следует остановитсяподробнее. Ведь в кодексе профессиональной этики сотрудника ОВД чётко сказано:«1. Соблюдение принципов, норм и правил поведения, установленных Кодексом,является нравственным долгом каждого сотрудника органов внутренних делнезависимо от занимаемой должности и специального звания». [7].
Еслисотрудник обязан соблюдать кодекс неукоснительно, выполнять нравственный долг,то он должен чётко определить для себя, что такое нравственный долг и что такоенравственное воспитание?
Разобраться вэтом вопросе нам должны помочь так же представители философской и эстетическоймысли, например, Н.Г.Чернышевский, который является самым крупным, по нашемумнению, просветителем России, хотя родоначальником является все-таки Белинский.Но именно Чернышевский представил свою диссертацию по эстетке в 1855 году дляполучения степени магистра словесности, которую, в последствии сумел защитить.
СогласноЧернышевскому, жизнь в ее оптимальной форме проявляется в человеке, поэтомучеловек выступает критерием выявления любой красоты, он предстает вопределенном смысле (как наиболее совершенная форма жизни) идеалом прекрасногои субъектом, определяющим прекрасное в остальном мире. Полнота жизни, поЧернышевскому, составляет содержание прекрасного, и определяется она согласнопредставлениям человека, его эстетическому восприятию («радости»), т.е. наоснове субъективного фактора: «прекрасное то, в чем мы видим жизнь так, как мыпонимаем и желаем ее, как она радует нас[8] (курсив Чернышевского. – В.Б.). Все в жизни, несоответствующее нашим представлениям о ее полноте, не имеет отношения кпрекрасному, а в искаженных формах болезни, несчастья, уродства расцениваетсякак безобразное («безобразие» у Чернышевского). Возникает безобразное толькокак следствие каких-то несчастных обстоятельств, препятствующих реализациижизни в ее полноте. Поэтому «стремление к жизни, проникающее органическую природу,есть вместе и стремление к произведению прекрасного» [9].
Этопрекрасное Чернышевский называет «объективно прекрасным, или прекрасным посвоей сущности» и отличает его от «совершенства формы», к которому считаетприменимым гегелевское понимание «единства идеи и формы» или соответствияпредмета своему назначению[10]. Тем самым он достаточно далеко разводит понятия прекрасного исовершенного, оставляя за прекрасным полный приоритет в эстетике. Чернышевскийвыделяет три основных класса проявления прекрасного: в действительности, вфантазии и в искусстве, и выше всего оценивает первый класс.
Культураповедения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой- усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действияработника МВД, Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанностьличности.
Многовнимания в свой работе Чернышевский уделил искусству. Подробно разбираяосновные виды искусства: живопись, скульптуру, музыку, архитектуру, поэзию(литературу), – он рассматривает их с позиции упрощенного миметизма,буквального подражания реальной (видимой) действительности и постоянноконстатирует, что каждый из видов «неизменно ниже природы и жизни». Так,рассмотрев произведения Шекспира, Гете, Шиллера, Пушкина, Лермонтова, Гоголя,Чернышевский делает парадоксальный для эстетической диссертации вывод: «Итак,вообще, по сюжету, по типичности и полноте обрисовки лиц поэтическоепроизведение далеко уступает действительности; но есть две стороны, которымиони могут стоять выше действительности, – украшение события прибавкой эффектныхаксессуаров и соглашение характера лиц с теми событиями, в которых ониучаствуют»[11].
Главнымназначением искусства (всех его видов без исключения, подчеркиваетЧернышевский) является «воспроизведение природы и жизни», воспроизведениеинтересных для человека сторон действительности, под которой он понимает нетолько видимый мир, но и внутренний мир его мечты, чувств, переживаний.Литература к тому же иногда служит «объяснительницею жизни», нередко выносит«приговор о явлениях жизни».[12].
Никакихсомнений, что труд Чернышевского должен быть хорошо изучен сотрудником МВД, приосвоении курса эстетики.
«Для человекаодних знаний мало. Необходимо воспитывать самые чувства людей, их души. Одно изглавных человеческих чувств, отличающее его от зверя и приближающее его к небу,- эстетическое чувство …совершенно забыто при нашем воспитании. Между темэстетика даёт жизнь. Наука, лишенная эстетики, сушит её; религия без эстетикине трогает души; война, необлагороженная эстетическим чувством, превращаетрыцарей в убийц; революция без эстетики принимает уродливые формы и превращаетсвободу в распущенность. Эстетика облагораживает и оживляет всё, к чему онаприкасается» К.С. Станиславский. [13].
У каждогопоколения есть свои воспитатели, у ребёнка это педагогический коллектив, а уработника МВД, это в первую очередь, после заложенных им воспитанием в учебномзаведении и в семье общих человеческих ценностей, прежде всего устав, освоивнаиболее значимые аспекты нравственности работник МВД, на наш взгляд, должендействовать согласно уставу. Устав, по нашему мнению, должен занять местогероического в повседневной жизни сотрудника МВД. Обратимся к данному вопросуподробнее. Если обратится к кодексу моральной этики сотрудников МВД, то мынайдём в нём очень много ассоциаций с героическим и трагическими другимосновными категориями эстетики, в том числе и с комической.
НастоящийКодекс служит целям: установления нравственно-этических основ служебнойдеятельности и профессионального поведения сотрудника; Если вспомнить, то какформировались категории эстетики, как менялись взгляды философов напредставления о трагическом, как философы пытались дать объяснение чемотличается театральная трагедия от жизненной трагедии, а мы сделали вывод отом, что восприятие жизни должно быть как борьба противоположностей. Данноепонятие очень подходит к сфере деятельности работника МВД, так как он борется спреступностью прямой противоположностью самому себе.
Обратимся кстатьям кодекса.» Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутреннихдел Российской Федерации является профессионально-нравственным руководством,обращённым к сознанию и совести сотрудника».[14].
Совестьсотрудника в данном случае, на наш взгляд, не может определятся кодексом онадолжна быть заложена заранее, путём нравственного воспитания будущего одействующего сотрудника внутренних дел. Данные кодекс предназначен длясотрудника готового его выполнять, а на это способны далеко не все. Кодексомсотрудник ОВД обязан руководствоваться, каждый день, находясь на службе. А этозначит, что сотрудник ОВД, следующий данному кодексу выплоняяя каждодневнуюработу совершает нечто героическое, наполняя свою службу и жизнь повседневнымиподвигами. Однако многое и работы сотрудника ОВД, может быть следственнойтайной. Театр, литература, кино – это те средства, которые раскрывают людямнекоторые тайны «героических будней сотрудников МВД».
Хорошоподготовленный сотрудник, по нашему мнению, должен проникнуться духомтрагического, так как его следует понимать в повседневной жизни (об этом былонаписано выше) и выполнять устав на автомате про такого сотрудника можно будетсказать, что он нравственно воспитан и подготовлен и население, которое онпризван защищать может ему доверять.
«6.Неукоснительное соблюдение принципов и норм Кодекса является важным факторомкачественного выполнения оперативно-служебных задач, необходимым условиемобщественного доверия и поддержки деятельности органов внутренних дел»[15].
«1. Соблюдение принципов,норм и правил поведения, установленных Кодексом, является нравственным долгомкаждого сотрудника органов внутренних дел независимо от занимаемой должности испециального звания.[16].
2.2 Смыслжизни как нравственна проблема сотрудника органов МВД
Нельзя, понашему мнению, рассматривая вопрос, о героическом в повседневной жизнисотрудника органов МВД, без определения эстетического понятия смысла жизни.
Смысл жизни — только человеческий феномен. Никто из живых существ, кроме человека, незадумывается над смыслом бытия, не поднимается выше своих физическихвозможностей.
Проблемасмысла жизни реальна только там, где ставится вопрос о целом, целостностижизни, о взаимосвязи ее начала и конца и потому — о том, что после жизни. Какпроблема, смысл жизни существует лишь для того, кто задался целью понять доконца свое поведение, свою траекторию жизни. Иными словами, «зачем» жизнипоявляется там и тогда, где и когда человек начинает сопрягать ее «откуда» и«куда».
Смысл жизни — это не только ее понимание, но и самооправдание: само по себе существование несамодостаточно, человека оно не удовлетворяет. Под смыслом жизни скрываетсяубеждение, что жизнь достойна того, чтобы ее прожить.
Этиказатрагивает вопросы смысла жизни. Этой проблеме много лет Эту тему изучаютсоциологи, психологи, этики, эстетики и философы. Но однозначного ответа наэтот вопрос нет и поныне. Отсюда совершенно правомерен вывод о невозможностиумозрительного ответа на вопрос о смысле жизни, так как это вопрос не столькотеоретический, сколько жизненно-практический.
Проблемасмысла жизни в науке. Размышления над проблемами смысла жизни, нельзяигнорировать ту первоначальную сферу, в которой она как проблема может неосознаваться, но в которой она назревает именно как проблема. Сфераэта-повседневность. Человек и только он сам определяет своё предназначение исмысл жизни. Поиск цели жизни имеет в своей основе мысль о ценностичеловеческой жизни, причём ценности не только для самого человека, но и дляобщества, для других людей.
Смысл жизниопределяется, прежде всего, конкретными историческими условиями, интересами ипотребностями, общими историческими задачами данного класса. В конечном счёте,смысл жизни определяется объективно существующей системой общественныхотношений.
Личностноепонимание смысла жизни.
Никто и ничто не избавит человека от необходимости строить смысл своей жизни, как строятдом, как сажают деревья вокруг него.
Подлинноепонимание смысла жизни является результатом высокого развития и зрелостисамосознания. Здесь люди не только понимают свой субъективный мир и не только ине столько познают свою относительную самостоятельность, автономность,личность, но и познают объективные общественные отношения.
Подлинноепонимание смысла жизни предполагает предвидение; предвосхищение событий жизни.Оно оказывает непосредственное влияние на весь ход жизни. В деятельностиносителей подлинного понимания смысла жизни наличествует нерасторжимая связьвремён. Для них прошедшее – это не прошлое, безвозвратно ушедшее в небытие, асвой собственный опыт, продолжающий воздействовать на течение всей их жизни.
Всё этоговорит о том, что люди становятся носителями подлинного понимания смысла жизнив результате осмысления своего социального бытия и действительности.
Роль человекав формировании ценностных ориентаций.
Человек,преследующий высокие идеалы и цели, энергично вмешивается в жизненные процессы,ускоряя их, сознательно вносит в действительность красоту, гармонию добра,становясь, сами при этом нравственно красивыми. Научное понимание смысла жизнисохраняет непосредственную наглядность жизненных явлений, становясь, сродничувству прекрасного.
Смыслчеловеческой жизни (в самом широком понимании) состоит, следовательно, всоциальной деятельности, в которой происходит опредмечивание деятельной сущностичеловека и которая направлена не на потребление, а на преобразование.Удовлетворяя свои потребности, человек тем самым развивает их, что лежит воснове развития содержания жизни. Однако цели сами по себе не могут наполнятьжизнь человека смыслом и счастьем, ибо делать – это ещё не действительность, авсего лишь возможность.
Она имеетобъективную значимость, смысл лишь постольку, поскольку выражает закономерностиреальной жизни, должна быть превращена в нечто реальное, материальное, т.е.воплотиться в процессе деятельности в определённый результат. До тех пор, покацели не реализована в конкретной жизнедеятельности людей, она останется тольковозможностью, целью-мечтой, далеко от объективной действительности.
Вопрос смыслажизни и ценностных ориентаций не исчерпаем. Каждая наука трактует егопо-своему, но неоспоримо влияние на формирование этих понятий исторических,социальных, экономических и политических процессов. Каждый человек долженопределить цель своей жизни и определить свои, и только свои ценностныеориентации. В современном мире трудно выжить, а ещё труднее жить достойно. Ичтобы не стать расходном материалом в “машине” социальных преобразований, нужнонайти своё место в жизни и обществе, определив смысл своей жизни. Ибоотсутствие этого смысла или его потеря равносильно гибели.
ХХ век сталпереломным и переходным этапом во всех сферах бытия человеческого. Об этоммного писали, пишут и будут писать. Серьезное осмысление этого глобальнейшегоперелома в человеке, его бытии, менталитете, в цивилизационном процессе,культуре и всех ее сферах фактически только начинается, ибо сам процесс отнюдьне достиг еще своего апогея, и мы все включены в него в качестве более илименее активных участников. Большое же, по словам поэта, «видится на расстоянии»,которого пока нет. Не нам, к счастью (ибо ответственность велика), делатьзначительные обобщения, поэтому сегодня в сфере мыслительных практик больше вмоде самая крайняя маргиналистика и увлечение мельчайшими, милыми и приятнымисердцу любого маргиналиста частностями и крохами со стола техногеннойцивилизации. Тем не менее, начать подготовку почвы для таких будущих обобщений(если для них настанет время) все-таки по силам тем, кто и сегодня еще несовсем утратил вкус к традиционному, классическому мышлению.
Нужна литакая подготовка? Полагаю, что да, ибо обрыв нити духовной традиции при любомситуативном цивилизационном раскладе дело все-таки малопродуктивное. Когда-топоследствия этого отзываются очень болезненно, и начинается кропотливаяархеология: склеивание из обломков того, о чем остались только смутныепредставления, да причудливые мифы. Разумнее, кажется, не доводить дело доархеологии и псевдомифологии, хотя и у них, несомненно, есть своикультурологические достоинства.
По мнениюБычкова В.В.»[1] главный парадоксэстетической сферы заключается в том, что если сама наука эстетика – предельноэлитарная дисциплина, доступная в своих основаниях пониманию далеко не многих,то элементарный эстетический опыт с древнейших времен органически присущпрактически каждому нормальному человеку и достигает (часто без специальнойподготовки) высокого уровня у творцов художественной культуры (всех видовискусства), хотя большинство из них даже не подозревают этого, а многие никогдаи не слышали слова «эстетика». Однако почти все и тоже с древних времен знают иупотребляют слова «красота», «прекрасно», «искусно», «совершенно» и некоторыедругие, непосредственно касающиеся предмета эстетики, и даже полагают, чтоимеют понятие о том, что это такое. Здесь тоже одна из объективных причинвульгаризации и профанации эстетики. Проблема в том, что, обладая элементарным,а иногда и относительно высоким эстетическим вкусом, почти каждый такойобладатель почему-то считает, что этого вполне достаточно, чтобы авторитетно ибезапелляционно судить о любых формах проявления красоты, обо всех явленияхискусства и другой художественной деятельности, не имея специальнойфилософско-эстетической и искусствоведческой подготовки. И судят!».
Следовательно,опираясь на, приведённое выше, мнение Бычкова В.В у каждого сотрудника органоввнутренних дел должно сложится верное понимание смысла жизни с точки зренияэстетки, грамотный сотрудник должен понимать смысл жизни, да и в том числесмысл героического в совей повседневной жизни верно, а не искажённо, инымисловами, он должен чётко отличать сценическую трагедию от трагедии жизненной иреагировать быстро как того требует долг и кодекс.
Заключение
Итак, мырассмотрели одну из самых значимых категорий современной эстетки трагическую. Входе рассмотрения возникли проблемы в понимании данного термина и её трактовки.Подведем некоторые итоги. В начале данной работы нами ставилась задачаопределения современного понятия категории трагическое после анализа истории еёвозникновения. Согласно этому анализу в представления древних мыслителей (Платон,Аристотель), а так же мыслителей средневековья (Кант, Гегель, Лессинг и других)трагическое родилось в прямом смысле на сцене и перешло в реальный мир снекоторыми отличиями. что человек сам должен понимать чётко. где театр, а гдереальная жизнь. научить этому наш предки не могут. это личное сознание каждогочеловека. Однако выяснились и некоторые существенные противоречия в трудах вышеуказанных авторов о роли человека в трагической категории эстетики человека, а именно,по мнению некоторых героем может стать только выдающаяся личность (Дидро о иЛессинг), противостоящая толпе, а классики утверждали, что героем может статьобыденный человек. Приведенный выше анализ работы Н.Г Чернышевского так же недаёт чёткого ответа на этот вопрос. Более того, после ознакомления с трудомЧернышевского возникает ощущение, что он считал, что человек сам должен выбратьпуть к своему нравственному воспитанию. Поэтому в данной работе мы остановилисьнад вопросом о нравственном воспитании и о смысле жизни для человека. Вывод:современная эстетка — это наука о личности, о её формировании поступках,взглядах, убеждениях. Применительно к сотруднику органов внутренних дел,которые, безусловно, должен быть личностью, это борьба с преступностью, то естьборьба двух противоположностей как у трагика Шекспира. Что касается вопроса,может ли обыкновенный человек стать героем, то следует дать положительныйответ: нравственно воспитанный человек всегда герой.
Деятельностьлюдей вовлекает окружающий мир в сферу их интересов и ставит его явления вопределенное отношение к человечеству. Человек обладает относительно явлениймира той степенью свободы, в какой он освоил эти явления. Все это создаетэстетическое богатство мира: его предметы обладают многообразными эстетическимисвойствами. Прекрасное, возвышенное, безобразное, низменное, трагическое,комическое, ужасное, прелестное, чудесное предстают как разные формы проявленияэстетического.
В заключении,следует отметить, что в данной работе не был рассмотрен такой вопрос какделовое общение. Это тоже сфера, которую затрагивает эстетика. Однако поделитсянекоторыми мыслями в заключении все-таки стоит.
Деловоеобщение — это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми вслужебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированына достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названногопроцесса является регламентированность, то есть подчинение установленнымограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями,профессиональными этическими принципами.
Известны«писаные» и «неписаные» нормы поведения в той или иной ситуации официальногоконтакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловымэтикетом. Его основная функция — формирование правил, способствующихвзаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т. е.целесообразность и практичность. Современный отечественный служебный этикетимеет интернациональные признаки. Для сегодняшнего сотрудника ОВД очень важновладеть навыками делового общения. в том числе и согласно уставу.
Чтобы общениекак взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующихэтапов:
Установкаконтакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представлениесебя другому человеку;
Ориентировкав ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы;
Обсуждениеинтересующей проблемы;
Решениепроблемы.
Завершениеконтакта (выход из него).
Служебныеконтакты должны строиться на нравственных началах, исходить из взаимныхзапросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничествоповышает трудовую и творческую активность, является важным фактором в работесотрудника органов ОВД.
Таковы, понашему мнению, должны быть приоритеты современного сотрудника органоввнутренних дел.
Списокиспользуемой литературы
1 Бычков В.В. Эстетика:Учебник. М.: Знание,2002г — 378с.
2 Борев Ю.Б. Эстетика:Учебник. М.: Прогресс. 2004г — 356с.
3 Борев ЮБ. ОТрагическом. М.: Советский писатель, 1961г — 392с.
4 Комарова А.И.Эстетическая культура личности. М.: Знание, 2004г – 241с.
5 ЛюбимоваТ.Б.Трагическое как эстетическая категория. М.: Знание 1989г — 64с.
6 Мовчан М.В. Героическоев системе эстетических категорий Львов.: В.ш.1986г. – 150с.
7 Чернышевский Н.Г.Статьи по эстетике. Соцегиз, 1938г. – 36с.
8 Кодекс профессиональнойэтики сотрудника органов внутренних. ОВД. М.: Щит-М. 2009.
Практическиезадания
1. Какие,на Ваш взгляд, науки наиболее близки по воспитательной функции с эстетикой?(этика, философия, искусствознание, культурология)
Чтобыответить на этот вопрос нужно проанализировать все представленные в данномвопросе науки. Сначала мы попытаемся дать им собственное определение, а потомдать главный ответ на главный вопрос. Этика – это наука очень сходная сэстетикой, но это, мы полагаем, всё — таки наука философская объёктом еёизучения является добро и зло, а так же мораль. Сама же философия — наукапомогающая сформировать целостную картину мира. Исскуствознание – определяетсякак комплекс наук, изучающих исскуство – литературу, театр, кино и другое.Культурология изучает человека, общество, культуру. Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что все науки так или иначе связаны сэстетикой, так как эстетика изучает и исскуство и культуру и общество ичеловека и его жизненную позицию, но больше всех, мы полагаем, связь имеетфилософия, которая изучает и что важно представляет полную картину мира иявляется истоками всех выше перечисленных наук. Потому что – то одной изглавных задач в работе сотрудника ОВД является получение и сбор полной идостоверной информации для дальнейшего её использования в своей служебнойдеятельности.