Реферат по предмету "Экономическая теория"


Издержки производства и прибыль 5

--PAGE_BREAK--
Предельные

Предельные издержки (МС) — это издержки, связанные с выпуском дополнительной единицы продукции.

Предельные издержки равны изменению общих издержек, деленному на изменение объема произведенной продукции, т. е. они, отражают изменение издержек в зависимости от количества выпускаемой продукции. Поскольку постоянные издержки не меняются, то постоянные предельные издержки всегда равны нулю, т. е. MFC = 0. Поэтому предельные издержки — это всегда предельные переменные издержки, т. е. MVC = МС. Из этого следует, что увеличивающаяся отдача переменных факторов сокращает предельные издержки, а понижающаяся отдача — наоборот, их увеличивает.

Предельные издержки показывают, какова величина затрат, которые фирма понесет при росте производства на последнюю единицу продукции, или тех средств, которые она сэкономит в случае уменьшения производства на данную единицу. В том случае, когда дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции меньше средних издержек уже произведенных единиц, производство данной следующей единицы понизит средние общие издержки. Если же издержки на следующую дополнительную единицу будут выше, чем средние издержки, ее производство повысит средние общие издержки. Изложенное относится к короткому периоду.

В практике российских предприятий и в статистике используется понятие «себестоимость», под которой понимается денежное выражение текущих издержек производства и реализации продукции. В состав затрат, включаемых в себестоимость, включаются расходы на материалы, накладные расходы, заработная плата, амортизация и т. д. Различают следующие виды себестоимости: базисная — себестоимость прошлого периода; индивидуальная — сумма затрат на изготовление конкретного вида изделий; перевозок — затраты на транспортировку грузов (продукции); реализованной продукции, текущая — оценка реализованной продукции по восстановленной себестоимости; технологическая — сумма затрат на организацию технологического процесса изготовления продукции и оказания услуг; фактическая — на основе данных фактических затрат по всем статьям себестоимости за данный период.

Следует подчеркнуть, что о разделении издержек на постоянные и переменные можно говорить только применительно к краткосрочному периоду функционирования фирмы. Другими словами, исходя из анализа видов издержек и их динамики, мы можем провести различие между краткосрочным и долгосрочным периодами функционирования фирмы. В краткосрочном периоде постоянные издержки остаются неизменными, фирма может изменять объем выпускаемой продукции только с помощью изменения величины переменных издержек. В долгосрочном периоде все издержки становятся переменными, то есть это достаточно длительный временной интервал для того, чтобы фирма могла изменить свои производственные мощности. Так при наличии безработицы и нахождении на рынке труда работников соответствующей квалификации легко увеличить объем производства за счет массы живого труда. Аналогичная ситуация может иметь место при использовании дополнительных ресурсов сырья или энергии. Естественно, что при этом приходится учитывать специфику производства. Так, прирост объема продукции (например в производстве мебели по индивидуальным заказам ) можно легко получить путем привлечения дополнительных рабочих. Но совершенно иная ситуация складывается, когда необходимо расширить производственные мощности, площади производственных помещений и т.п. Здесь необходимое время измеряется месяцами, а иногда, скажем, в тяжелом машиностроении или металлургии – годами. Из этого следует, что просто необходимо при экономическом анализе различать краткосрочный и долгосрочный периоды. С точки зрения экономики, суть различия состоит в возможности изменения производственных мощностей. В рамках краткосрочного периода невозможно ввести в строй новые производственные мощности, но возможно повысить степень их использования. В пределах долгосрочного периода можно расширить производственные мощности. Конечно, рамки этих периодов для различных отраслей различны. Деление на два периода имеет большое значение при определении стратегии и тактики фирмы в максимилизации прибыли .

Издержки производства в краткосрочном периоде: общие, постоянные, переменные, средние, предельные.

В одной и той же отрасли действуют не одинаковые, а совершенно разные фирмы с разными масштабами, организацией и технической базой производства, а значит, и с разным уровнем издержек. Сравнение средних издержек фирмы с уровнем цены дает возможность оценить положение этой фирмы на рынке .

В условиях совершенной конкуренции при любом сложившемся уровне цены существует своего рода «внешний предел», при котором производители вступают в данную отрасль или же выталкиваются из нее. Повышение цены обусловливает появление новых фирм и сохранение старых. Снижение цены приводит к тому, что предприятия с высоким уровнем издержек становятся убыточными и должны данную отрасль покинуть .

Ниже показаны три возможных варианта положения фирмы на рынке. Если линия цены Р лишь касается кривой средних издержек АС в минимальной точке М, то фирма в состоянии лишь покрыть свои минимальные издержки. Точка М в данном случае является точкой нулевой прибыли .



Следует особо подчеркнуть, что говоря о нулевой прибыли, мы не имеем в виду, что фирма вообще не получает никакой прибыли. Как уже было показано, в издержки производства включаются не только затраты на сырье, оборудование, рабочую силу, но и процент, который фирмы могли бы получить на свой капитал, если бы вкладывали его в другие отрасли. Иными словами, нормальная прибыль как нормальная отдача от капитала, определяемая путем конкуренции во всех отраслях с одинаковым уровнем риска, или вознаграждение фактора предпринимательства, является составной частью издержек. Обычно фактор предпринимательства рассматривается как постоянный фактор. В связи с этим нормальная прибыль относится на постоянные издержки .

Если средние издержки ниже цены, то фирма при определенных объемах производства ( от Q1 до Q2 ) получает в среднем прибыль более высокую, чем нормальная прибыль, т.е. сверхприбыль, или квазиренту . Наконец, если средние издержки фирмы при любом объеме производства выше рыночной цены, то данная фирма терпит убытки и разорится, если не будет реорганизована или не уйдет с рынка.

Динамика средних издержек характеризует положение фирмы на рынке, однако сама по себе не определяет линии предложения и точки оптимального объема производства. Действительно, если средние издержки ниже цены, то на этом основании мы можем лишь утверждать, что в интервале от Q1 до Q2 находится зона прибыльного производства, а при объеме производства Q3, которому соответствуют минимальные средние издержки, фирма получает максимальную прибыль на единицу продукта. Однако означает ли это, что точка Q3 – это точка оптимального объема производства, где фирма достигает своего равновесия? Производителя, как известно, интересует не прибыль на единицу продукции, а максимум общей массы получаемой прибыли. Линия средних издержек не показывает, где достигается этот максимум .

В связи с этим необходимо рассмотреть так называемые предельные издержки, т.е. дополнительные издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции наиболее дешевым способом. Предельные издержки получаются как разность между издержками производства n единиц и издержками производства n-1 единиц: МС=ТСn-ТСn-1. Ниже показана динамика предельных издержек .

Кривая предельных издержек не зависит от постоянных издержек, потому, что постоянные издержки существуют независимо от того, производится ли дополнительная единица продукции. Сначала предельные издержки сокращаются, оставаясь ниже средних издержек. Это объясняется тем, что если издержки на единицу продукции убывают, следовательно, каждый последующий продукт стоит меньше средних издержек предшествующих продуктов, т.е. средние издержки выше предельных. Последующий рост средних издержек означает, что предельные издержки становятся выше предшествующих средних издержек. Таким образом, линия предельных издержек пересекает линию средних издержек в ее минимальной точке М.

Производство дополнительной единицы продукции, порождая дополнительные издержки, с другой стороны, приносит и дополнительный доход, выручку от ее продажи. Величина этого дополнительного, или предельного дохода ( выручки) представляет собой разность между валовой выручкой от продажи n и n-1 единиц прoдукции : MR=TRn-TRn-1. В условиях свободной конкуренции, как известно, производитель не может повлиять на уровень рыночной цены, и, следовательно, продает любое количество своей продукции по одной и той же цене. Это значит, что в условиях свободной конкуренции дополнительный доход от продажи дополнительной единицы продукции будет при любом объеме одинаков, т.е. предельный доход будет равен цене: MR=P .

Введя понятия предельных издержек и предельного дохода, мы можем теперь более точно определить точку равновесия фирмы, или точку, где она прекращает производство, добившись максимально возможной при данной цене массы прибыли. Очевидно, что фирма будет расширять объем производства, пока каждая дополнительно произведенная единица продукции будет приносить дополнительную прибыль. Другими словами, пока предельные издержки будут меньше, чем предельный доход, фирма может расширять производство. Если предельные издержки начнут превышать предельный доход, фирма будет нести убытки .

Ниже показано, что с увеличением производства кривая предельных издержек (МС) идет вверх и пересекает горизонтальную линию предельного дохода, равного рыночной цене Р1, в точке М, соответствующей объему производстваQ1. Любое отклонение от этой точки приводит к потерям для фирмы либо в виде прямых убытков при большем объеме производства, либо в результате сокращения массы прибыли при уменьшении выпуска продукции .



Таким образом, условие равновесия фирмы, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде можно сформулировать следующим образом: МС=MR. Любая фирма, добивающаяся прибыли, стремится установить такой объем производства, при котором соблюдается это условие равновесия. На рынке совершенной конкуренции предельный доход всегда равен цене, поэтому условие равновесия фирмы приобретает вид МС=Р .

Соотношение предельных издержек и предельного дохода – это своего рода сигнальная система, которая информирует предпринимателя о том, достигнут ли оптимум производства или можно ожидать дальнейшего роста прибыли. Однако нельзя точно определить получаемую фирмой массу прибыли на основании динамики предельных издержек, поскольку, как уже отмечалось, они не учитывают постоянных издержек .

Общая прибыль, получаемая фирмой, может быть определена как разность между валовой выручкой (TR) и валовыми издержками (ТС). В свою очередь, валовая выручка вычисляется как произведение количества продукции на цену (TR=QxAC). Таким образом, лишь соединив проведенный ранее анализ предельных издержек и предельного дохода с анализом динамики средних издержек, можем точно определить объем получаемой прибыли.

Рассмотрим три возможных рыночных ситуации.



Когда линия предельного дохода лишь касается кривой средних издержек, валовая выручка в точности равна валовым издержкам. Прибыль фирмы будет нормальной, поскольку цена ее продукции равна средним издержкам .

Если на каком-то интервале линия цены и предельного дохода располагается выше кривой средних издержек, то в точке равновесия М фирма будет получать квазиренту, т.е. прибыль, превышающую нормальный уровень. При оптимальном объеме производства Q2 средние издержки будут равны С2, следовательно, валовые издержки составят площадь прямоугольника OC2LQ2. Валовая выручка (прямоугольник OP2MQ2) будет больше, и площадь заштрихованного прямоугольника C2P2ML покажет нам общую массу получаемой сверхприбыли.

На третьем рисунке показана иная ситуация: средние издержки при любом объеме производства превышают рыночную цену. В этом случае даже при оптимальном объеме производства (МС=Р) фирма несет убытки, хотя они и меньше, чем при других объемах производства ( площадь заштрихованного прямоугольника P3C3LM минимальна именно при объеме производства Q3) .

Рассмотрим эту последнюю ситуацию подробнее. От убытков в рыночной экономике не застрахован никто. Поэтому, если в силу тех или иных причин (например неблагоприятной конъюнктуры рынка ) Фирма не получает прибыли, то она должна минимизировать убытки. Если рассматривать поведение фирмы в краткосрочной перспективе, когда она по-прежнему остается на данном рынке, то что для нее предпочтительнее – продолжать работать и производить продукцию или временно остановить производство? В каком случае убытки будут меньше ?

Обратим внимание, что когда фирма ничего не производит, она несет только постоянные издержки. Если же она производит продукцию, то к постоянным издержкам добавляются переменные, но при этом фирма получает и некоторый доход от продаж. Поэтому, чтобы понять, когда фирма минимизирует убытки, надо сопоставить уровень цены не только со средними издержками (AC), но и со средними переменными издержками (AVC) .

Рассмотрим ситуацию, показанную ниже :



Рыночная цена Р1 ниже минимальных средних издержек, но выше минимальных средних переменных издержек. При оптимальном объеме производства Q1величина средних издержек производства составит отрезок Q1M, величина средних переменных издержек – отрезок Q1L. Следовательно, отрезок ML – это средние постоянные издержки. Если фирма продолжает работать, то ее валовая выручка ( прямоугольник OP1EQ1) будет меньше полных издержек ( прямоугольник OCтMQ1), но при этом будут покрыты переменные издержки ( прямоугольник OCvLQ1) и часть постоянных издержек. Размер убытков будет измеряться площадью прямоугольника P1C1ME . Если же фирма остановит производство, то убытки составят всю величину постоянных издержек ( прямоугольник CvCтML). Таким образом, пока цена выше минимальных средних издержек, фирме в краткосрочном периоде выгоднее продолжать производить продукцию, поскольку в этом случае минимизируются убытки. Если цена равна минимальным средним переменным издержкам, то для нее безразлично, продолжать производство или останавливать его. Если же цена упадет ниже минимальных средних переменных издержек, тогда производство продукции должно быть прекращено .

Мы видели, что при изменении цены фирма будет изменять объемы производства, двигаясь вдоль кривой МС . Другими словами, восходящая ветвь кривой предельных издержек (выше точки минимальных средних переменных издержек ) является фактически кривой ее краткосрочного предложения. Суммируя индивидуальные кривые предложения всех фирм какой-то одной отрасли, получаем кривую совокупного отраслевого предложения. По мере постепенного повышения цены различные фирмы, работающие в данной отрасли, расширяют свое производство и свое предложение. Изменение рыночной цены на какой-либо товар будет происходить до тех пор, пока совокупный спрос на продукцию отрасли не сравняется с совокупным отраслевым предложением. Такое равенство достигается при определенном уровне цены, которая после этого имеет тенденцию сохранять этот уровень в течение краткосрочного периода .

Издержки производства в долгосрочном периоде: кривая планирования (кривая А. Пигу), эффект масштаба производства.

Проведенный выше анализ положения фирмы на рынке совершенной конкуренции описывал ситуацию в краткосрочном временном интервале. Что изменится в нашем анализе, если мы будем рассматривать ситуацию на рынке в более длительном промежутке времени? По мере увеличения рассматриваемого периода времени, во-первых, для отдельной фирмы исчезает различие между постоянными и переменными издержками, и все издержки становятся переменными, а во-вторых, на рынке в целом изменяется число фирм .

Рассмотрим сначала, что происходит с издержками фирмы в долгосрочном периоде. При планировании долгосрочного расширения или сокращения объемов производства фирма не может ограничиться только увеличением или сокращением переменных издержек (кол-ва нанятых работников, используемого сырья, полуфабрикатов и т.д. ). В этом случае эффективность производства снизится, поскольку при сохранении неизменными производственных мощностей (постоянных издержек ) нарушится оптимальное сочетание факторов производства. Для увеличения получаемой прибыли фирма стремится к снижению средних издержек, поэтому в долгосрочном периоде она изменяет свои размеры при изменении объемов производства. Поскольку при этом меняется величина постоянных издержек, то фирма как бы «переходит» на новую кривую средних издержек (АС).

Как новая кривая АС, соответствующая большему размеру фирмы, расположена относительно старой кривой АС? Это зависит от действия эффекта масштаба. Ниже показаны несколько вариантов краткосрочных кривых средних издержек фирмы, соответствующих разным объемам производства и разному действию эффекта масштаба .



При возрастающей отдаче от масштаба производства пропорциональное увеличение всех затрат приводит к снижению средних издержек ( переход от кривой АС1 к АС2). При убывающей отдаче от масштаба, когда объемы производства слишком велики, пропорциональное увеличение всех затрат приводит к повышению средних издержек (переход от кривой АС3 к АС4 ). Многие отрасли характеризуются постоянной отдачей от масштаба в широких пределах изменения объема выпуска. В этом случае минимальные средние издержки при разных размерах фирмы одинаковы. U-образная линия LAC , огибающая все возможные краткосрочные кривые средних издержек, представляет собой долгосрочную кривую средних издержек: ее нисходящий участок соответствует возрастающей отдаче от масштаба, а восходящий участок – убывающей отдаче от масштаба. При изменении своего размера фирма каждый раз «переходит» на новую краткосрочную кривую АС и в то же время движется вдоль долгосрочной кривой LAC. Таким образом, изменяя величину всех вовлекаемых в производство ресурсов, фирма стремится оптимизировать свой размер и минимизировать долгосрочные средние издержки .

Рассмотрим теперь, как изменяется равновесие фирмы при изменении числа фирм в отрасли. Обратимся снова к рисунку :



Если рыночная цена выше средних издержек и фирма получает квазиренту, то в этом случае новые фирмы, привлеченные возможностью получить сверхприбыль, будут стремиться в эту отрасль. В условиях совершенной конкуренции существенных барьеров, препятствующих появлению в отрасли новых фирм, нет. Поэтому предложение продукции начнет расти, и в результате конкуренция между фирмами приводит к снижению цены и исчезновению квазиренты.

Когда ситуация на рынке складывается для фирмы неблагоприятно и цена на ее продукцию оказывается ниже средних издержек, то фирма, оказавшаяся в таком положении, уходит с рынка, и предложение продукции сокращается. При прочих равных условиях, цена начинает возрастать, пока фирма не будет получать нормальную прибыль .

Наконец, если цена равна минимальным средним издержкам, то в этом случае не наблюдается тенденции к изменению числа функционирующих фирм, данная конкурентная отрасль находится в состоянии полного долгосрочного равновесия, условие которого можно записать следующей формулой : МС = Р = АС = LAC

Графически условие равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде показано ниже :



Можно сделать вывод, что в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде достигается экономическая эффективность как с точки зрения использования ограниченных ресурсов в данном процессе производства, так и с точки зрения их распределения между различными производственными процессами .

С одной стороны, условие Р = АС показывает, что фирма достигает равновесия при равенстве цены и минимальных средних издержек, то есть в производстве используются наиболее эффективные технологии с наименьшим расходованием ресурсов. Кроме того, условие АС = LAC предусматривает, что фирма имеет оптимальные размеры, когда краткосрочные средние издержки равны минимальным долгосрочным средним издержкам .

С другой стороны, условие Р = МС показывает, что цена как мера предельной полезности данного продукта равна предельным издержкам как мере альтернативной стоимости дополнительной единицы продукта. Таким образом, это условие показывает, что ограниченные ресурсы распределены в соответствии с предпочтениями потребителей .

Одной из важнейших проблем макроэкономики является вопрос о том, существуют ли в конкурентной денежной экономики достаточно мощные внутренние механизмы, способные устранять избыточные спрос и предложение путем установления некоторой равновесной системы цен.

Дебаты по этому поводу разгорелись после опубликования “Общей теории” Кейнса в 1936 году. Кейнс отрицал, в полном противоречии с господствовавшей тогда доктриной, что гибкость цен и заработной платы буде обеспечивать равновесие рынков. Он утверждал, что даже в условиях конкурентной экономики может устанавливаться равновесие при неполной занятости.

Дебаты породили множество контраргументов. Первое весомое возражение Кейнсу было выражено в 1943 году и принадлежало английскому экономисту Артуру Пигу (Arthur Pigou, 1877-1959). Он доказал существование такого регулирующего механизма, как эффект богатства, или эффект реальных денежных (кассовых) остатков, который имеет автоматическую тенденцию движения экономики к равновесию при полной занятости несмотря на “ликвидные ловушки” и прочие препятствия (до Пигу эффектом богатства также занимался Харберлер (Harberler) в 1941 году). Модификация эффекта богатства была названа в честь исследователя эффектом Пигу (отличия эффекта Пигу описаны ниже).

“Словарь современной экономической теории” определяет эффект Пигу следующим образом: это “непосредственный эффект реальных денежных остатков, представляющий собой рост спроса на потребительские товары в результате пересмотра индивидами инвестиционного портфеля в соответствии с изменениями реальных денежных остатков”.

Реальные денежные остатки — это стоимость находящихся в распоряжении экономических агентов денег, измеренная количеством товаров и услуг, которые за них можно получить.

Теорию эффекта Пигу развили такие известные экономисты, как Патинкин (Patinkin), Фридман (Friedman), Джонсон (Johnson), а также ряд других.

2. Корректировка кейнсианской модели с учетом эффекта Пигу.

Как известно, Кейнс утверждал, что в экономике может устанавливаться равновесие при любом уровне безработицы. Артур Пигу развил теорию потребительской функции таким образом, что в его модели потребление зависело не только от дохода, но и от реального богатства, и тем самым показал, что утверждения Кейнса носят ограничительный характер. Теория эффекта Пигу говорит о том, что изменение реального чистого богатства частного сектора влияет на совокупные планируемые потребительские расходы. Важно отметить тот факт, что Пигу определял свой эффект для рынка, где есть несколько форм богатства, и поэтому эффект Пигу несколько отличен от эффекта реальных денежных (кассовых) остатков, где единственной формой богатства являются деньги. Это различие будет играть важную роль в анализе, однако, оба эффекта в прочем сходны, описывают один и тот же механизм, и автор, описывая общие теоретические соображения, будет считать названия взаимозаменяемыми там, где это не представляет ущерба для смысла.

Микроэкономический уровень.

Каковы же предпосылки включения эффекта Пигу в кейнсианскую теорию? Для ответа на этот вопрос вспомним некоторые положения кейнсианской теории. Кейнсианская модель предполагает, что кривая IS может пересекать горизонтальную ось при нулевой ставке процента, то есть Кейнс не отрицал существования положительных значений сбережений даже при нулевой ставке процента. А раз это так, то, по утверждениям Пигу, непременно должен действовать эффект Пигу. Чтобы понять его рассуждения, рассмотрим двухпериодную модель потребления индивида, максимизирующего полезность при распределении расходов на потребление между настоящим и будущим. Упрощенные условия модели таковы: абсолютный уровень цен будущего периода равен уровню цен данного периода, индивид имеет перед началом первого периода какие-то активы, имеет доходы в первом периоде, а во втором периоде доходов не получает, а живет на процент от имеющихся у него активов. Если известны реальная стоимость активов перед началом периода, получаемый реальный доход в первом периоде и ставка  процента, то бюджетная линия определяется однозначно.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Эффект масштаба производства.

В долгосрочном временном интервале фирма может менять все используемые факторы производства. Иными словами, все издержки бу­дут выступать в качестве переменных. Анализ изменения долгосрочных издержек важен для выбора стратегии фир­мы в области масштабов своей деятельности. Например, стоит ли создавать для выпуска заданного объема товаров одно крупное пред­приятие или несколько мелких? Какой вариант позволит минимизи­ровать издержки? Если размеры нашей фирмы удвоились (построили новое здание, закупили новое оборудование), в какой пропорции изменится объем выпускаемой продукции? Почему мы наблюдаем на практике, что в автомобильной, металлургической промышлен­ности существуют крупные предприятия, в то время как производ­ство одежды, сфера услуг сосредоточены, как правило, на мелких фирмах? Допустим, наша хлебопекарня выпекает булочки. Проанализиро­вав издержки, мы пришли к выводу, что минимальными они будут при производстве 1000 булочек ежедневно. Если фирма будет выпекать большее количество булочек, то ее средние издержки возрастут. Нивелировать действие закона убывающей отдачи можно только расширив масштабы производства, открыв новый цех с новым обо­рудованием. На этом новом, более крупном предприятии закон убывающей отдачи начнет действовать при большем объеме выпуска и минимальные издержки на одну булочку будут достигнуты при выпечке 2000 штук еже­дневно. Если мы и дальше будем расширять наше предприятие, то минимальные издержки при производстве 3000 булочек будут выше, нежели при производстве 2000 булочек. Минимальными издержки будут при производстве 2000 булочек ежедневно. Чем объясняется такое положение кривой средних долгосрочных издержек фирмы? Экономисты связывают его с так   называемым положительным и отрицательным эффектом масштаба. Эффект масштаба будет положительным, если при увеличении размеров предприятия средние издержки уменьшаются, и отрицательным — если увеличиваются.

Существует много объяснений эффекта масштаба. Экономия, обусловленная расширением масшта­ба производства, вызвана тем, что:

-  по мере роста размеров предприятия увеличиваются возможности использования преимуществ специализации в производстве и Управлении;

— на более крупных предприятиях может применяться высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование;

— больше возможностей для диверсификации деятельности, раз­вития побочных проводств, выпуска продукции на базе отходов основного производства.

Отрицательный эффект масштаба возникает в связи с нарушением управляемости в чрезмерно крупной фирме:

— снижается эффективность взаимодействия между ее отдельны­ми подразделениями, фирма становится неповоротливой, теряется гибкость;

— затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством фирмы;

— в отдельных подразделениях фирмы возникают локальные ин­тересы, противоречащие интересам фирмы в целом;

— с ростом размеров увеличиваются издержки на передачу и обра­ботку информации, необходимой для принятия решений, и т.п.

Эффект масштаба проявляется в отдельных отраслях по-разному. Существуют отрасли, где средние издержки достигают минимума при очень большом объеме выпускаемой продукции, достаточном для удовлетворения рыночного спроса. Это отрасли так называемой есте­ственной монополии. С точки зрения экономии издержек в них целе­сообразно существование одной крупной фирмы. К естественным монополиям относятся, например, предприятия электро-, газо- и водоснабжения крупного города. Деятельность естественных моно­полий регулируется специальным законодательством со стороны государства. Анализ издержек фирмы в кратко- и долгосрочном периодах, при­веденный выше, является необходимым, но не достаточным условием при планировании выпуска продукции на ближайшее время и на перспективу. Минимизация издержек — это не самоцель, а лишь средство повышения прибыли или сокращения убытков, а в конечном счете — обеспечения стабильности и устойчивости положения фир­мы в рыночной экономике. На следующем этапе анализируются до­ходы фирмы, а также прибыли и убытки на различных временных интервалах.

Эффект масштаба может быть положительным, если при увеличении размеров предприятия средние издержки уменьшаются, и отрицательным  – если они увеличиваются.

Кроме того, фирма может иметь постоянную отдачу от изменения масштабов производства, когда при достаточно значительном изменении объемов производства у фирмы отсутствуют как положительный, так и отрицательный эффекты масштаба. На протяжении этого времени средние долгосрочные издержки не изменяются. Например, исследование производства электроэнергии выявило, что долгосрочные издержки снижаются до тех пор, пока объем производства не достигает 20 млрд. кв. – час. в год. После этого затраты на кв. – час. остаются неизменными долгое время.

Положительный эффект масштаба обусловлен следующими причинами:

·по мере роста размеров предприятия увеличиваются возможности использования преимуществ специализации в производстве и управлении;

·на более крупных предприятиях может применяться высоко производительное и дорогостоящее оборудование, осуществляться инвестирование научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ (НИОКР);

·крупное предприятие имеет больше возможностей для диверсификации производства, развития побочных и вспомогательных производств, выпуска продукции из отходов основного производства и т. п.

Со временем, расширение фирмы достигает своего экономического предела и ведет к росту издержек производства. Отрицательный эффект масштаба возникает в связи с нарушением управляемости слишком крупной фирмы:

·снижается эффективность взаимодействия между подразделениями фирмы;

·фирма теряет гибкость;

·затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством фирмы;

·резко увеличиваются затраты на передачу и обработку информации, необходимой для принятия решений;

·в отдельных подразделениях фирмы возникают свои интересы и представления о развитии подразделения, которые могут противоречить общей стратегии развития фирмы.

Положительный и отрицательный эффекты масштаба производства являются важнейшими факторами, определяющими структуру каждой отрасли (см. рис. 8.6).

Существуют отрасли, где долгосрочные АС достигают минимума при очень большом объеме выпуска продукции (LАС1). Это отрасли так называемой естественной монополии. С точки зрения экономии издержек в таких отраслях целесообразно существование одной крупной фирмы. Это фирмы занимающиеся электро–, газо– и водоснабжением города.

В случае, когда положительный эффект масштаба невелик, а отрицательный возникает очень быстро, минимально эффективный размер предприятия определяется небольшим объемом производства (LАС2). В таких отраслях существует много относительно мелких фирм, они оказываются более эффективными, чем крупномасштабные производители. Это многие виды розничной торговли, сферы услуг, сельскохозяйственные работы, швейная, обувная, хлебопекарная промышленность.

Существуют также отрасли, в которых положительный эффект масштаба исчерпывается достаточно быстро, а отрицательный не вступает в действие до тех пор, пока не будут достигнуты довольно значительные масштабы производства (LAС3). Это значит, что в таких отраслях одинаково успешно могут существовать как мелкие, так и крупные фирмы. Отрасли по производству мебели, деревообработке, упаковке мяса и др. имеют постоянную отдачу от роста масштабов производства. Поэтому здесь одинаково эффективны предприятия разных размеров.



    
Экономическая природа прибыли.

Прибыль является важнейшей категорией рыночной экономики. 

Существует несколько трактовок понятия прибыль. Например, К.Маркс в «Капитале» определил прибыль как модифицированную, затемняющую свою сущность прибавочную стоимость. Источником прибавочной стоимости автор «Капитала» полагал эксплуатацию, неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих. По Марксу, это внешняя форма проявления сущности буржуазного экономического строя, буржуазных производственных отношений. Таким образом – эксплуатация – это главное, что лежит в самой основе марксистской трактовке прибыли.

Современная экономическая мысль рассматривает прибыль как доход от использования факторов производства, т.е. труда, земли и капитала. Отрицая прибыль как результат эксплуатации, присвоения неоплаченного наемного труда, можно выделить следующие определения прибыли. Во-первых, прибыль – это плата за услуги предпринимательской деятельности. Во-вторых, прибыль – это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой. В-третьих, прибыль – это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности. Риск может быть связан с выбором того или иного управленческого, научно-технического или социального решения, с тем или иным вариантом природно-климатических условий. Риск может быть связан и с непредсказуемыми обстоятельствами – стихийные бедствия, межнациональные и межгосударственные конфликты и т.п. Результаты риска могут быть кардинально различны – большая прибыль и, наоборот, ее уменьшение или даже разорение фирмы. В-четвертых, это так называемая монопольная прибыль. Она возникает при монопольном положении производителя на рынке или при естественной монополии. Монопольная прибыль по большей части неустойчива.

В качестве прибыли в рыночной экономике понимают вознаграждение за использование специфического фактора производства – предпринимательства. Предпринимательство является специфическим фактором, так как в отличие от капитала и земли – неосязаемо и не выступает в материально-вещественной форме. Поэтому с данных позиций довольно трудно определить количественно полученную предприятием прибыль.

В микроэкономике понятие прибыль определяется как величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими издержками, разница между доходами и расходами.

Прибыльпредставляет собой разницу между доходами, полученными фирмой в результате реализации продукции и расходами, связанными с производством, продажей данного товара или услуги.

В отличие от заработной платы, которая имеет строго фиксированный характер, прибыль представляет собой остаточный доход.

Виды прибыли:

1.                      Валовая прибыль — прибыль, которая представляет собой разницу между выручкой и издержками на производство продукции.

2.                      Чистая прибыль — валовая прибыль за вычетом всех налогов и отчислений

3.                      Бухгалтерская прибыль — выручка минус бухгалтерские издержки

4.                      Экономическая прибыль — выручка минус экономические издержки (риск предпринимателя).

Важным для фирмы источником дохода является учредительская прибыль, которая образуется как разница между суммой, полученной от продажи акций по открытой подписке, и реальным капиталом, помещенным в предприятие. Она присваивается учредителями данного акционерного общества.

Источники прибыли:

Прибыль создается в сфере производства, но свою специфическую экономическую форму она приобретает в сфере обращения. Существует ряд факторов, которые определяют размер прибыли. К этим факторам относят:

1.    уровень производительности труда — если растет производительность труда, то увеличивается количество продукции и увеличивается общая масса прибыли;

2.    снижение издержек производства — экономия материальных и трудовых затрат;

3.    изменение структуры производства и ассортимента производимой продукции в сторону повышения высокоприбыльных видов продукции

4.    уровень цен (повышение)

5.    скорость общего оборота авансируемого капитала — ускорение оборачиваемости капитала фирмы ведет к экономии основных и оборотных средств, а отсюда к росту объемов производимой продукции;

6.    распределение валовой прибыли на чистую прибыль и размер всех прочих отчислений (налогов и платежей).

Современные теории прибыли.

Все теории прибыли можно разделить на 2 группы:

1.    субъективные

2.    объективные

               I.             Субъективные теории прибыли — объясняют ее наличием тем фактором, что эта прибыль является своего рода платой предпринимателю за риск.

            II.             Объективные теории прибыли. Здесь выделяют следующие направления:

             1.             классическое,где прибыль является воплощением прибавочной стоимости, которая создается в процессе эксплуатации наемных работников

             2.            оно дает структурное объяснение прибыли (связанное с различными типами рыночных структур). Эта теория объясняет наличие и существование прибыли тем фактом, что существуют различные рыночные структуры на рынке несовершенной конкуренции.

             3.           конъюнктурное объяснение прибыли, то есть прибыль связывают с объективной ситуацией на рынке.

Функции прибыли:

1.                      распределительная — создание фондов денежных средств, обеспечивающих финансирование принятых к реализации программ и стратегий, поддержа­ние оптимальной структуры капитала, сведение к минимуму риска банк­ротства;

2.                      стимулирующая — снижение издержек производства, внедрение инноваций и технических усовершенствований.

3.                      оценочная — прибыль служит для оценки производственной и коммерческой деятельности предприятия, при этом используется показатель уровня рентабельности конкретного вида продукции, который находится как отношение прибыли к затратам на производство этой продукции (исчисляется в процентах);

 Бухгалтерская и экономическая прибыль.

В экономической теории существует несколько подходов к объяснению возникновения и развития фирм:

– фирма представляет собой организационно-экономическую систему, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг;

– фирма – это общность людей, объединенных одними мотивами действия;

– фирма – результат необходимости минимизации риска и неопределенности (Ф. Найт);

– фирма – совокупность взаимовыгодных контрактов, вызванных необходимостью уменьшения транзакционных издержек (Р. Коуз).

Многие ученые считают, что важнейшим открытием XX в. является открытие особого класса издержек – транзакционных. Они включают:

а) издержки по поиску контрагентов обменных сделок;

б) издержки ведения переговоров и согласования условий контрактов;

в) издержки, связанные с защитой прав собственности и т.д.

Общим в теориях фирм является обоснование принципа стремления к получению максимальной прибыли при минимальных издержках. Прибыль определяется как разность между совокупной выручкой и совокупными издержками

PF=TR-TC.

Издержки определяются, изменяются и классифицируются с точки зрения экономистов, которых интересует деятельность фирмы, и бухгалтеров, которых интересует финансовый отчет и баланс фирмы.

Экономисты учитывают все издержки: эксплицитные (явные) и имплицитные (неявные, упущенные), поскольку они оказывают влияние на решения, принимаемые экономистом в бизнесе.

Поскольку экономисты и бухгалтеры учитывают издержки различными способами, методы исчисления прибыли также не являются идентичными.

Экономическая прибыль исчисляется как разность валового дохода фирмы и всех альтернативных издержек (внешних и внутренних) производства поставляемых фирмой товаров и услуг.

Элементом экономических издержек является нормальная прибыль. Это нормальное вознаграждение, которое удерживает предпринимателя в данной сфере деятельности. Если оно не обеспечивается, предприниматель поменяет эту деятельность или предпочтет заработную плату прибыли. Бухгалтерская прибыль рассчитывается как разность валового дохода фирмы и только эксплицитных издержек производства.



Различия экономического и бухгалтерского подходов к издержкам и прибыли.

Принципы максимизации прибыли: два подхода.

1. Сравнение валового дохода и валовых издержек при каждом объеме производства:

а) TR>TC. Фирма имеет экономическую прибыль и может увеличивать объем производства до критической точки TR=TC;

б) TR

– фирма может продолжать функционировать в краткосрочном периоде, если при всех объемах производства ее выручка превышает переменные издержки: TR>VC. Выручка обеспечивает возмещение переменных издержек, часть постоянных — производство следует продолжать;

– фирма банкрот, если при всех уровнях производства убытки превышают потери постоянных издержек. Фирма минимизирует убытки путем остановки производства.

2. Сравнение предельного дохода и предельных издержек:

а) MR>MC. На каждой такой единице продукции фирма получает больше дохода от ее продажи, чем прибавляет к издержкам, производя эту единицу;

б) MR=MC. Фирма максимизирует прибыль на оптимальном объеме производства;

в) MR

Нормальная прибыль.

Под нормальной прибылью понимается минимальное вознаграждение предпринимателю, удерживающее его в выбранной им отрасли деятельности. Если получаемая прибыль ниже нормальной (определенный процент на вложенный капитал, который различается в зависимости от вида деятельности), то капитал устремляется в другую сферу. Бегство капиталов из неприбыльной отрасли в дальнейшем приведет к росту ее прибыльности, если спрос на данные товары (услуги) постоянен, и тогда самый меньший по массе капитал сможет получить нормальную прибыль. Если же предприниматели в данной сфере деятельности получают более высокую, чем нормальная, прибыль, то в эту отрасль устремится дополнительный капитал из отраслей, получающих нормальную прибыль, и тем самым уровень прибыли снизится до нормального. Нормальная прибыль соответствует средней норме прибыли на капитал (НПК).

Нормальная прибыль в теории экономики – это доход предпринимателя (бизнесмена), который покрывает все издержки экономической деятельности, включая также альтернативные издержки, связанные с нереализованными возможностями (абстрактные денежные потери, не имеющие отношение к фактическим, но весьма полезны в бизнесе для оценке стоимости альтернативного выбора). Все это определение – нормальная прибыль.

Монопольная прибыль как следствие монопольной власти.

Монопольная власть — это возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать. Степень монопольной власти отдельного продавца зависит от наличия близких заменителей его товара и от его доли в общих продажах на рынке. Обладание монопольной властью отнюдь не означает, что данная фирма должна быть чистой монополией. В качестве предпосылки монопольной власти выступает то, чтобы кривая спроса на продукцию данной фирмы имела наклон вниз. В этом случае фирма имеет возможность изменять цену (повышать, понижать) на свой товар посредством изменения объема товара, предлагаемого ею. Обладание монопольной властью — это свобода устанавливать цену на свой товар.

Если конкурентная фирма может максимизировать прибыль, лишь варьируя объем выпуска, то фирма-монополист может достигнуть этой цели, варьируя или объем выпуска, или уровень цен.

Проблема воздействия монополизма на поведение фирмы вытекает из теории монопольного спроса. Поскольку монополист выступает единственным производителем данного продукта, то спрос на его продукт будет совпадать с рыночным спросом, а кривая спроса на производство продукта монополистом будет совпадать с кривой рыночного спроса, которая является убывающей, и объем продаж можно увеличить лишь путем понижения цены. Вследствие этого предельный доход будет меньше, чем цена товара, поэтому кривая предельного дохода MR лежит всегда ниже кривой спроса. Изображая спрос в виде прямой наклонной линии, находим, что предельный доход составляет половину угла наклона линии спроса.



Спрос на продукцию монополистической фирмы.

В качестве измерителя монопольной власти считается величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Этот метод определения монопольной власти был предложен в 1934 г. экономистом Аббой Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера:

L = (P-MC)/P.

Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы Р = МС и L == 0. Чем больше L, тем больше монопольная власть.

Данный коэффициент монопольной власти может быть также выражен в терминах эластичности спроса, с которой сталкивается фирма:
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.