--PAGE_BREAK--Глава I.Основные элементы современной банковской системы России и их характеристика.
1.1. Банк как элемент банковской системы и его роль в экономике страны
Под банковской системой понимается совокупность кредитных институтов внутри страны, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма, с внутренними взаимосвязями между ними. Главным элементом банковской системы является банк. Это, в свою очередь означает, что он должен:
ü обладать такими родовыми свойствами, которые позволяют ему быть органичной частью целого: иметь статус банка, лицензию на право совершать банковские операции и др., функционировать по общим правилам игры;
ü функционировать в рамках общих и специфических законов, юридических норм общества;
ü быть способным к саморегулированию, развитию и совершенствованию;
ü взаимодействовать с другими элементами банковской системы.
Банки как элементы банковской системы могут успешно развиваться только во взаимодействии с другими ее элементами и, прежде всего, с банковской инфраструктурой, под которой понимается такая совокупность элементов банковской системы, которая обеспечивает жизнедеятельность банков. Принято различать два блока банковской инфраструктуры: внутренний, обеспечивающий стабильность банка изнутри, и внешний, обеспечивающий стабильность банка в его взаимодействии с внешней средой. Внутренний блок включает ликвидность банка, специализацию банка, законодательные нормы, внутренние правила совершения операций, структуру аппарата управления банком, построение учета, аналитической базы, наличие ресурсов, структуру имеющихся денежных средств. Внешний блок занимается научным, информационным и кадровым обеспечением, а также включает в себя и законодательную базу, межбанковскую конкуренцию, экономические условия и др. [8, с. 17 – 21].
Условием нормального функционирования рынка банковских услуг является финансовая надежность банков, для чего банки обязаны создавать резервы, размер, порядок формирования и использования которых устанавливается Центральным Банком.
В банковскую систему входят также некоторые специальные финансовые институты, которые выполняют банковские операции, но не имеют статуса банка, другие учреждения, образующие банковскую инфраструктуру и обеспечивающие жизнедеятельность денежно-кредитных институтов.
Производя денежные расчеты, кредитуя предприятия, выступая посредником в перераспределении капитала, банки существенно влияют на деловую активность и общую эффективность экономики, так как банки обладают финансовой мощью и значительным денежным капиталом, а их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Они являются посредниками в отношениях между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением, тем самым удовлетворяя интересы как производителя, так и потребителя. Кроме того, известный факт, что банковская деятельность играет очень важную роль и в движении капиталов.
Таким образом, в экономике любой страны банковская система занимает особое положение, которое определяется тем, что банки – это воплощение и заемщика, и кредитора в одном лице. Но, несмотря на все вышеперечисленные достоинства банковской системы, она одновременно несет в себе опасность повышенного социально-экономического риска. Поэтому во всех странах с развитой рыночной экономикой банковская деятельность регулируется специальным законодательством. Кроме того, слаборазвитая, неэффективная банковская система таит в себе риск обвала и, следовательно, великого кризиса в экономической жизни любой страны.
Банковская система в переходной и рыночной экономике исполняет, таким образом, следующие главные роли.
ü Развитая структура коммерческих банков управляет системой платежей, которая обеспечивает выполнение предприятиями и частными лицами обязательств друг перед другом.
ü Банки наряду с другими финансовыми посредниками направляют сбережения населения к фирмам и коммерческим предприятиям.
ü Коммерческие банки, действуя в соответствии с кредитно-денежной политикой Центрального банка Российской Федерации, регулируют количество денег, находящихся в обращении.
Стабильный и умеренный рост денежной массы, поддерживаемый в совокупности Центральным банком Российской Федерации и коммерческими банками, при соответствующем росте объема производства обеспечивает постоянство уровня цен. Задача кредитно-денежной политики сводится еще и к обеспечению, по возможности, полной занятости и роста реального объема производства.
1.2. Структура банковской системы России и ее особенности
Мировая банковская история не знает аналога тому, что произошло в российской банковской системе. За кратчайший срок в стране возникло около 2500 самостоятельных банков, немало кредитных учреждений, осуществляющих отдельные банковские операции. В США, для сравнения, чтобы создать 1000 банков, потребовалось около 80 лет – с 1781г. по 1860 г. Однако в полной мере считать этот факт великим достижением не стоит. Как полагают многие исследователи, ученые, российские банки пока абсолютно не готовы работать и зарабатывать на Западе, являясь совершенно неконкурентоспособными по отношению к западным банкам. И только оказавшись непосредственно на зарубежных рынках, коммерческие банки России начинают понимать, как далеко оторвались от них конкуренты в различных сферах банковской жизни: в системах расчетов, обслуживании массового клиента, создании центров комплексного сервиса промышленных, торговых и иных компаний и др.
Современная банковская система России представляет собой систему переходного периода.В настоящее время в Российской Федерации сформирована двухуровневая банковская система: первый уровень – Центральный банк России, второй уровень – коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.
В самом общем, схематическом виде банковская система России может быть представлена следующим образом [1, c. 22]:
Рис.1. Схема банковской системы России
Центральный банк – это денежно-кредитное учреждение, находящееся на верхнем уровне двухуровневой банковской системы и выполняющее задачи эмиссионного центра страны, «банка банков», банка правительства, главного расчетного центра страны и органа регулирования экономики [7, c.27]. Осуществляя руководство всей кредитной системой страны, Центральный банкпризван регулировать кредит и денежное обращение, контролировать и стабилизировать движение обменного курса национальной валюты, сглаживать своим влиянием перепады в уровне деловой активности, цен и занятости, стимулировать рост национальной экономики на здоровой финансовой основе.
В настоящее время в структуре Центрального банка Российской Федерации функционирует 25 департаментов и 2 управления.
Центральный банк России определяет порядок регламентации, регулирования и контроля над деятельностью коммерческих банков, порядок выделения централизованных кредитных ресурсов, устанавливает экономические нормативы деятельности коммерческих банков и др.
Коммерческие банки – это универсальные кредитные организации, имеющие исключительное право осуществлять в совокупности все банковские операции на финансовом рынке. Ониобразуют костяк кредитной системы страны.
Характерная особенность коммерческих банков заключается в том, что основной целью их деятельности является получение прибыли (в этом состоит их «коммерческий интерес» в системе рыночных отношений), а главное их предназначение – привлекать сбережения и распределять их между заемщиками. Пополнение оборотных средств на предприятии и предоставление потребительского кредита – это классическая функция коммерческих банков. Кроме этого банки оказывают массу специальных услуг государству, предприятиям и населению. Это и чековое обслуживание, и рассчетно-кассовые операции, выдача денег под заклад имущества, предоставление ссуд в иностранной валюте, финансирование рисковых, венчурных проектов, лизинг оборудования и другие банковские операции и услуги (подробнее коммерческие банки, их функции, операции рассматриваются ниже в данной главе).
Кредитные учреждения(небанковские кредитно-финансовые институты) – это учреждения, формально банками не являющиеся (не имеющие банковской лицензии), но основная деятельность которых связана с оказанием финансовых услуг и осуществлением операций, во многом аналогичных банковским. По этой причине кредитные учреждения также называют «околобанками» (от англ. near-banks) [7, c. 57].
Видов учреждений-финансовых посредников, осуществляющих отдельные банковские операции, в переходной экономике России очень много. Это:
ü кредитные союзы, общества, товарищества и кооперативы;
ü сберегательные кассы и кассы взаимопомощи;
ü финансовые компании;
ü пенсионные фонды;
ü эмитенты ценных бумаг;
ü арендные (лизинговые) фирмы;
ü благотворительные фонды;
ü инвестиционные фонды;
ü страховые компании;
ü ломбарды;
ü посреднические (факторинговые) фирмы;
ü риэлторские фирмы;
ü брокерские и дилерские фирмы;
ü трастовые отделы бирж и др.
Однако в большинстве случаев наименование того или иного учреждения из данного перечня имеет немного общего с действительной его деятельностью. Отличительные особенности возникновения, функционирования и регулирования этих учреждений, за некоторым исключением, еще не определены в должной мере; круг выполняемых ими банковских (и не банковских тоже) операций в значительной мере размыт; экономические, финансовые и другие механизмы, собственно отличающие эти операции друг от друга, еще мало отработаны. Но, несмотря на это, рынок финансовых услуг постепенно наполняется, между финансово-кредитными институтами начинают развиваться элементы конкуренции.
В связи со всем вышесказанным можно выделить основные особенности современной российской банковской системы:
1. В настоящее время на территории Российской Федерации сконцентрировано достаточно большое количество кредитных институтов (в том числе коммерческих банков и прочих учреждений банковского рынка), и это несмотря на то, что с нарастанием кризисных явлений, начиная с 1996 г., в финансово-кредитной сфере число учреждений начало уменьшаться.
2. Наибольшее количество субъектов банковского рынка остается сконцентрированным в российской столице. На данный момент в Москве действуют более 40% кредитных институтов от их общего числа по России, тогда как в Санкт-Петербурге, который в плане развития финансовой инфраструктуры идет вслед за столицей, действует не более 4% соответствующих банковских учреждений. В сельской же местности и в дальних районах России обслуживанием организаций и населения занимаются в основном филиалы Сбербанка РФ. Отсюда следует третья особенность банковской системы России.
3. В современной России концентрация активов продолжает оставаться у крупнейших банков, причем особое место занимает Сбербанк РФ, доля которого в общем объеме вкладов населения составляет около 80%.
4. Банковский рынок Российской Федерации разделен на множество более мелких относительно обособленных местных рынков, так как каждый город, область, край имеют ярко выраженную региональную ориентацию, специализацию на финансовом рынке, и потому не имеют филиалов своих банков в других субъектах Российской Федерации.
5. Достаточно высокая прибыльность банковской деятельности, а также невысокий уровень обслуживания клиентов привели к увеличению на банковском рынке небанковских кредитных организаций («околобанков»), которые и сегодня играют важную роль в предоставлении финансовых услуг физическим и юридическим лицам.
6. Деятельность банков, действующих сегодня на российском рынке, в отличие от банков в странах с развитой рыночной экономикой ориентирована в основном на получение прибыли. Участие же кредитных ресурсов в реальном инвестиционном процессе ограничено, поэтому из-за ограниченности инвестиций современная двухъярусная структура банковской системы России не в полной мере отвечает потребностям сегодняшнего дня. Слабость производственного капитала лишает всю совокупность экономических отношений надежного фундамента и не дает оснований назвать капитал действительно доминирующей категорией современной российской экономики [7, c.30 – 31].
Итак, в общем виде рассмотрев структуру современной банковской системы Российской Федерации, остановимся подробнее на двух основных типах банковских институтов – Центральном банке Российской Федерации и коммерческих банках.
1.3. Центральный банк Российской Федерации (Банк России): правовое положение, цели, функции и операции на финансовом рынке
Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» в редакции от 3 февраля1996 г. и другими законами, прежде всего – Гражданским кодексом Российской Федерации, а также иными нормативными актами, среди которых важное место занимают Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации. Конституция, в частности, устанавливает особый конституционно-правовой статус Центрального банка РФ, определяет его исключительное право на осуществление денежной эмиссии и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля.
§ Правовое положение
Высшим органом Банка России является Совет директоров, состоящий из Председателя Банка России и 12 членов, которые работают на постоянной основе. Совет директоров определяет направления деятельности Центрального Банка Российской Федерации и осуществляет руководство и управление над ним.Совет директоров во взаимодействии с Правительством разрабатывает единую государственную денежно-кредитную политику и обеспечивает ее выполнение.
Наряду с ним функционирует вне банка Национальный банковский совет, в состав которого включаются представители Президента, представители высших органов законодательной и исполнительной власти и эксперты. Общаячисленность совета не превышает15 человек. Члены совета утверждаютсяГосударственной Думой по представлению Председателя Банка России. Совет регулярно, не реже1 раза в квартал, обсуждает концепцию развития банковской системы и вопросы единой государственной кредитно-денежной политики, включая регулирование денежных ресурсов.
В единую централизованную систему Банка России также входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, вычислительные, расчетно-кассовые центры, полевые учреждения, учебные заведения, необходимые для полноценной деятельности Банка России. Как уже было сказано выше, в структуру центрального аппарата Банка России входят 25 департаментов и 2 управления; в совокупности они осуществляют реализацию возложенных на Центральный банк РФ функций, в процессе исполнения которых все департаменты и управления Банка России тесно взаимодействуют между собой.
Банковское законодательство – это законодательство федерального уровня; субъекты Российской Федерации не вправе принимать законодательные акты, регулирующие банковскую деятельность.
Согласно правовым актам, банки – это кредитные организации. При этом законодательство выделяет два вида кредитных организаций: банки и небанковские кредитные организации, которые имеют исключительное право привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещая привлеченные средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности, а также открывать и вводить банковские счета физических и юридических лиц. Банковская деятельность возможна лишь после получения лицензии на совершение всех или отдельных банковских операций, которые выдает Центральный Банк. Он же осуществляет и регистрацию банков.
Банковское законодательство отражает интересы двух сторон – банка и его вкладчика, обеспечивая клиенту:
ü право на открытие счета в банке;
ü право на получение отсрочки платежа банку;
ü возможность в определенных случаях самостоятельно выполнять некоторые банковские операции;
ü возможность участия в Совете банка, банковских ассоциациях;
ü сохранение банковской тайны;
ü защита вкладов клиента и др.
Принцип независимости, отраженный в ст. 1, 2 и 5 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»,– ключевой элемент статуса Центрального банка Российской Федерации. Это проявляется, прежде всего, в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Это означает, что Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права, вместе с тем обладающий полномочиями, по своей правовой природе относящимися к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.
Другим принципом деятельности Банка России (и всех остальных банков) является право на открытие неограниченного количества счетов любым клиентам, что позволяет последним избегать оперативного применения санкций за нарушение договорных обязательств.
Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, но нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права по изданию различных нормативно-правовых актов по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Эти акты обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти местного самоуправления, а также всех физических и юридических лиц. Однако этим не исчерпывается участие Банка России в законодательном процессе: помимо издания собственных правовых актов, он заключает проекты федеральных законов, нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, непосредственно касающиеся выполнения Банком России своих полномочий.
Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью, несмотря на то, что его уставной капитал и иное имущество являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах. Свои интересы Банк России имеет право защищать в судебном порядке, в том числе в судах иностранных государств, международных судах и третейских судах.
Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и по обязательствам государства, а кредитные организации и государство не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России, государство или кредитные организации принимают на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента и вправе защищать свой статус и полномочия в судебном порядке.
По Конституции Российской Федерации, Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение. Помимо этого, Государственная Дума РФ также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и принимает по ним решения; проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основными целями деятельности Банка России являются: защита, укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам, а также обеспечение его устойчивости; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется независимо от органов государственной власти (ст. 75 Конституции Российской Федерации и ст. 5 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России.
Поставленные перед Центральным банком Российской Федерации цели определяют его функции, которые сформулированы в ст. 4 Федерального закона Центрального банка российской Федерации [16].
§ Функции и операции
1. Банк России взаимодействует с Правительством РФ, разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику по развитию рыночной экономики, направленную на защиту и обеспечение устойчивости денежного обращения и покупательной способности рубля.
Сохранение исторически сложившейся денежной единицы необходимо для восстановления обращения денег в прежнем масштабе цен. Введение суррогатов денежной единицы и подделка законных денежных знаков преследуется по закону.
Выпуск денежных знаков нового образца находится в компетенции Совета директоров Банка, который утверждает их купюры, образцы и защитные сетки. Для обеспечения бесперебойного обращения денег на Центральный банк возложен контроль над производством, транспортировкой и хранением денежных знаков, а также созданием их резервных фондов.
2. Центральный банк Российской Федерации монопольно осуществляет эмиссию наличных денег, что находится только в его компетенции, а также организует их обращение. Выпуск денег – главный источник ресурсов Банка России.
Эмиссия денег осуществляется в двух формах: деньги банковского оборота при кредитовании коммерческих банков; наличные деньги, обеспечивающие кассовые операции по обслуживанию народного хозяйства и бюджета. Величина денежных средств, поступающих в обращение, зависит от соотношения приходной и расходной частей кассовых программ банка. Поэтому при росте предпринимательской деятельности происходит постоянное превышение расходной части программы над приходной и, следовательно, увеличивается и выпуск денежных средств. Эта функция Банка России закреплена в ст. 23 закона о Центральном Банке Российской Федерации.
3. Банк России является кредитором коммерческих банков на основе рефинансирования портфеля их ресурсов. Под рефинансированием банков понимается предоставление ЦБ РФ кредита коммерческим банкам. Рефинансирование осуществляется путем проведения кредитных аукционов, предоставления ломбардного кредита и переучетного кредита. Предоставление кредитов происходит по ставкам рефинансирования, которые устанавливает Центральный Банк. С помощью уровня ставки рефинансирования Центральный Банк способен регулировать некоторые экономический процессы в стране (например, устанавливая весьма высокую ставку рефинансирования, Банк России стремиться к ограничению темпов роста инфляции путем «сжатия» денежной массы, находящийся в обращении).
4. Центральный банк Российской Федерации устанавливает правила и порядок осуществления расчетных операций, способы совершения платежей, формы бланков денежных документов, а также этапы их бухгалтерской обработки в Российской Федерации, обеспечивая тем самым организацию безналичных расчетов всего народного хозяйства. Все предприятия, организации и учреждения обязаны хранить свои денежные средства на счетах (расчетных или текущих) в банках и совершать операции только по этим счетам.
5. Центральный Банк Российской Федерации устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и статистической отчетности о работе банков.
Важнейшие из них – правила кредитования предприятий и хозяйственных организаций коммерческими банками, главным условием которых является вложение полученных средств в эффективное коммерческое мероприятие. Правила Центрального Банка также предусматривают осуществление контроля над целевым расходом и своевременным возвратом предоставленных в кредит средств.
Правила ведения кассовых операций имеют большое значение для ограничения налично-денежного обращения, сокращения издержек и ускорения оборота наличных денег.
Порядок совершения эмиссионных, расчетных, кредитных и кассовых операций по соответствующим счетам Центрального и коммерческих банков отражают правила бухгалтерского учета, которыми предусмотрены формы балансов и оборотных ведомостей различных кредитных учреждений.
Правила статистической отчетности содержат основные условия составления отчетных форм и таблиц о работе банков применительно к участкам их деятельности. Отчет о годовой деятельности Центрального Банка предоставляется Государственной Думе, Правительству и Президенту РФ.
6. Банк России осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, для чего рассматривает пакет документов, которые включают в себя протокольные решения учредителей об открытии нового банка; список учредителей; устав банка; вступительный баланс на день открытия банка; заключительный баланс на конец отчетного года; финансовый план банка; справку о трудовой деятельности Председателя, его заместителя и главного бухгалтера банка, образцы подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться имуществом банка и его денежными средствами.
Банк России также принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии на право ведения банковских операций. Банковская лицензия не предоставляется страховым компаниям, ломбардам, благотворительным и пенсионным фондам, риэлторским фирмам, так как они, являясь небанковскими кредитно-финансовыми институтами, не имеют права совершать банковские операции. Если же организация таковой не является, Центральный Банк, рассмотрев пакет документов, принимает решение об открытии нового кредитного учреждения. Входящий также в ряд полномочий Банка России отзыв лицензий производится при нарушении уставных требований банка и федерального законодательства в области банковской деятельности.
7. Банк России осуществляет постоянный государственный надзор за деятельностью кредитных организаций с помощью расчетно-кассовых центров банка, получающих необходимую информацию о ликвидности, платежеспособности и финансовом состоянии коммерческих банков. Расчетно-кассовые центры являются проводниками денежно-кредитной политики Правительства и Центрального Банка. Главными целями государственного контроля над работой коммерческих банков являются: обеспечение их ликвидности, сохранность средств вкладчиков и предотвращение возможных банкротств.
8. Центральный Банк Российской Федерации реализует облигации государственных займов и осуществляет кредитование расходов федерального бюджета за счет своего эмиссионного фонда.
9. Банк России осуществляет в соответствии с законодательством Российский Федерации регулирование золотовалютных резервов страны и валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки. Являясь главным депозитарием золотовалютных резервов государства, Центральный Банк России организует все операции по купле-продаже золота и иностранных валют по ценам спроса и предложения на золотых и валютных рынках. Официальный курс рубля по отношению к доллару США и другим иностранным валютам устанавливается Банком России.
10. Центральный Банк России принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса страны в целях контроля над состоянием внешней торговли, платежей и золотовалютных резервов Центрального Банка. В балансе отражается соотношение платежей, которое в области внешней торговли имеет большое значение для курса рубля по отношению к иностранным валютам, и соотношение поступлений в страну инвалюты, на основе чего рассчитывается сальдо баланса. При ухудшении платежного баланса Банк прибегает к валютным интервенциям на межбанковских биржах, поддерживая тем самым установленный валютный коридор, что в свою очередь позволяет создавать дополнительные резервы, укрепляющие валютные позиции Центрального Банка.
11. В целях осуществления названных выше функций Центральный Банк Российской Федерации проводит анализ и прогнозирование состояния экономики страны в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикуя соответствующие материалы и статистические данные[4, c. 97 – 107].
Все перечисленные функции Центрального Банка Российской Федерации тесно взаимосвязаны. Центральный Банк выполняет их, опираясь на коммерческие банки и другие структуры финансового рынка, но не вмешиваясь в их оперативную деятельность. Успешное выполнение этих функций позволяет создать необходимые предпосылки для выполнения Банком России функций регулирования всей денежно-кредитной системы страны и, следовательно, регулирования экономикой нашей страны.
Но, как было сказано выше, в двухуровневую банковскую систему России помимо высшего уровня, представленного Центральным Банком РФ, входит второй, более низкий уровень – уровень коммерческих банков. Без изучения принципов функционирования коммерческих банков невозможно в полной мере описать банковскую систему России на современном этапе ее развития.
1.4. Коммерческие банки
Коммерческий банк – это коммерческое предприятие, главным в деятельности которого является реализация экономических интересов и получение прибыли. Он выполняет практически все виды банковских операций. Исторически сложившимися функциями коммерческих банков являются прием вкладов на текущие счета, краткосрочное кредитование промышленных и торговых предприятий, осуществление расчетов между ними, посредничество в кредите, стимулирование накоплений в хозяйстве, посредничество в операциях с ценными бумагами и др.
Ресурсы коммерческого банка – это его собственный капитал и привлеченные на возвратной основе денежные средства юридических и физических лиц, сформированные банком в результате проведения пассивных операций, которые в совокупности используются им для проведения активных операций. (Пассивные и активные операции коммерческого банка мы рассмотрим чуть позже.) В рыночной экономике ресурсы коммерческих банков имеют первостепенное значение. Они служат необходимым активным элементом банковской деятельности, и коммерческий банк может осуществлять свои операции только в пределах имеющихся у него ресурсов. Характер этих операций жестко зависит от качественного состава ресурсной базы банка.
§ Основные принципы деятельности
Банковская деятельность, в коммерческом банке в частности, — очень выгодная и перспективная деятельность, руководствующаяся рядом принципов. Главным из них является прибыльность. Рассмотрим следующую схему:
Рис.2. Схема основного принципа деятельности банка
Из данной схемы видно, что прибыль банка образуется из разности процентов, взимаемых с клиентов и выплачиваемых им по банковским операциям, а также за счет комиссионных сборов за оказываемые услуги. Банковская прибыль имеет собственное название — маржа. Прибыльность также является основным показателем деятельности банка; без прибыльности, доходности банк не может существовать.
Другой важный принцип деятельности коммерческого банка следует из первого и заключается в наиболее дешевом приобретении капитала и продаже его по наиболее высокой ставке. Но в деятельности банка все должно соответствовать интересам клиента, и рисковать банк может только величиной своего капитала. Отсюда – следующий принцип деятельности, основанный на том, что коммерческий банк – рисковое предприятие, и должен работать только в пределах реально имеющихся ресурсов, неся при этом полную экономическую ответственность за результаты своей деятельности.
§ Классификация
На данный момент в России действует около 1,5 тыс. коммерческих банков, при этом каждый из них обладает своими специфическими особенностями. Поэтому каждый коммерческий банк можно отнести к той или иной группе из следующей классификации коммерческих банков.
По форме собственности в России банки образованы на основе любой формы собственности: государственной, частной, коллективной, акционерной, смешанной и др. Исключается возможность создания банка одним физическим и юридическим лицом, так как уставный капитал коммерческого банка должен быть сформирован средствами трех и более участников.
По форме создания и способам формирования уставного капитала банки бывают паевые, созданные в форме товариществ с ограниченной ответственностью и акционерные, созданные в форме акционерных обществ (закрытого и открытого типов). Паевые коммерческие банки не являются собственниками своего капитала, так как участники такого типа банков (пайщики) не передают ему права собственности на свою долю капитала, а сохраняют ее за собой. Акционерные коммерческие банки закрытого и открытого типов выступают собственниками капитала основателей банка (акционеров).
По размеру банки бывают крупные, средние и мелкие. Здесь учитывается величина активов банка, его капитал, величина оплаченного уставного капитала, наличие филиалов и т.д.
По объему и разнообразию операций выделяют: универсальные коммерческие банки, осуществляющие разнообразные виды операций, и специализированные банки, осуществляющие ипотечные, инвестиционные, инновационные и другие операции.
По наличию филиальной сети различают банки, имеющие филиалы, и не имеющие их. Филиалами банка считаются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения и осуществляющие все или часть его функций.
По сфере деятельности – специальные банки (например, банки развития), финансирующие отдельные целевые, региональные программы, и банки, не ограниченные деятельностью в определенных отраслях и программах.
По срокам выдаваемых кредитов могут быть банки, которые предоставляют краткосрочные и долгосрочные ссуды [4, c. 129 – 131].
§ Основные операции и услуги
Определение банка как учреждения, которое аккумулирует свободные денежные средства и размещает их на возвратной основе, позволяет выделить в его деятельности пассивные и активные операции.
Пассивные операции – это операции, посредством которых банки формируют свои ресурсы для проведения кредитных и других активных операций. К ним относятся: привлечение вкладов (депозитов) юридических и физических лиц; открытие и ведение счетов граждан, предприятий, организаций; выпуск собственных ценных бумаг (акций, облигаций), финансовых инструментов (векселей, депозитных и сберегательных сертификатов); займы, полученные из других банков и т.д.
Активные операции – операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы. К ним относятся: краткосрочное и долгосрочное кредитование производственной, социальной, инвестиционной и научной деятельности предприятий и организаций; предоставление потребительских кредитов населению; приобретение ценных бумаг; лизинг; факторинг; инновационное финансирование и кредитование; долевое участие средствами банка в хозяйственной деятельности предприятий; займы, предоставляемые другим банкам.
Современный коммерческий банк – это универсальное предприятие, стремящееся развивать как можно больше видов операций и услуг. При разнообразии проводимых банками операций их можно разделить на отдельные группы.
ü Кредитные операции – это операции кредитора по размещению свободных ресурсов заемщику на условиях платности, срочности и возвратности, причем банки могут выступать в этих операциях как в роли кредиторов, так и в роли заемщиков, получая кредиты в Центральном Банке и других коммерческих банках.
ü Расчетные операции – хранение средств клиентов, движение, перемещение их с помощью обращения платежных инструментов. Для осуществления этих операций клиент открывает в банке счет.
ü Кассовые операции – операции банка по приему и выдаче денег и ценностей клиентам банка через операционную кассу банка.
ü Межбанковские операции – расчеты между банками и другими кредитными учреждениями, которые могут осуществляться через расчетно-кассовые центры, клиринговые учреждения и корреспондентские счета банков.
ü Вексельные операции – операции с векселями: учет, принятие на инкассо для получения платежей и для оплаты их в срок, выдача ссуд до востребования по специальному ссудному счету под обеспечение векселей. Эти операции коммерческий банк совершает как с собственными векселями, так и с векселями других предприятий.
ü Операции с ценными бумагами – это и выпуск собственных ценных бумаг, финансовых инструментов для увеличения уставного фонда акционерного банка, для привлечения заемных средств и совершение актов купли-продажи с ценными бумагами других предприятий и банков. Такой тип операций называют курсовыми операциями. Другими словами, банки могут выпускать, покупать, продавать, хранить платежные документы и ценные бумаги.
ü Операции с иностранной валютой – покупка у российских и иностранных юридических и физических лиц и продажа им наличной валюты, находящейся на счетах и вкладах.
ü Комиссионные (посреднические) операции – различного рода операции по купле-продаже, производству и принятию платежей, в которых банки выступают в роли посредников и консультантов по различным сделкам.
ü Финансовые операции – операции, которые осуществляются банком при реализации государственных, акционерных и других облигационных займов; то есть банк берет на себя обязательство выплачивать капитал держателям облигаций. Среди наиболее важных финансовых операций и услуг коммерческого банка можно выделить факторинговые, лизинговые и трастовые операции.
Факторинг представляет собой разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента. Основой факторинговой операции является покупка банком (или факторинговой фирмой) счетов-фактуры поставщика на отгруженную продукцию на условиях немедленной оплаты и передача поставщиком банку (или факторинговой фирме) права требования платежа с дебитора. Целью факторинга является устранение риска, являющегося неотъемлемой частью любой кредитной организации. Основой осуществления факторинговых операций является договор факторинга.
Лизинговые операции – предоставление на условиях аренды на долгосрочный период машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. При проведении лизинговой операции существует ряд рисков, поэтому участники сделки, как правило, страхуются от любого рода рисков.
Трастовые илидоверительные операции выполняются банком от имени и за счет стороны (доверителя), на возмездной основе, если это предусмотрено действующим законодательством или установлено в договоре поручения по согласованию сторон. Трастовые операции носят посреднический характер и всегда конкретны. Их суть заключается в передаче клиентами банкам своего имущества для последующего инвестирования этих средств от имени их владельцев и по их поручению на различных финансовых рынках с целью получения прибыли для клиентов, с которой банки взимают определенную плату в виде банковской комиссии. Одним из перспективных направлений развития трастовых операций в России может стать сотрудничество коммерческих банков с инвестиционными фондами, частными пенсионными фондами и др.
ü Учредительские операции – операции по основанию новых предприятий.
Все перечисленные операции банки могут проводить как в российских рублях, так и в иностранной валюте. Законодательством запрещено банкам осуществлять операции по производству материальных ценностей и торговле ими, а также страхование всех видов [4, c. 132 – 133].
Баланс коммерческого банка – это сводная итоговая таблица, в которой отражены обобщенные статьи, характеризующие пассивные и активные операции на определенную дату. В этой таблице наглядно представлены два раздела: актив и пассив, между которыми должно существовать равенство, что призвано обеспечить оптимальные отношения между привлеченными и размещенными ресурсами с тем, чтобы обеспечивать соответствующий уровень ликвидности банка. (В приложении 1 наглядно представлен баланс Банка России в 2003 г.)
Ликвидность коммерческого банка(от лат. liquidus– жидкий, текучий) – это его возможность легко, своевременно (быстро) и полно обеспечивать выполнение своих долговых и финансовых обязательств перед всеми контрагентами. Это в свою очередь определяется наличием достаточного собственного капитала банка, оптимальным размещением и величиной средств, размещаемых по статьям актива и пассива баланса с учетом соответствующих сроков. На практике ликвидность банка определяется по оценке ликвидности его баланса: баланс банка считается ликвидным, если средства по активу позволяют за счет быстрой их реализации покрыть срочные обязательства по пассиву.
Таким образом, ликвидность коммерческого банка базируется на постоянном поддержании объективно необходимого соотношения между тремя ее составляющими— собственным капиталом банка, привлеченными и размещенными банком средствами. Потеря банком ликвидности приводит в итоге к его неплатежеспособности, после чего как следствие наступает банкротство.
§ Взаимоотношения с Банком России
Центральный Банк Российской Федерации— высший орган банковского регулирования и контроля над деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений. В процессе взаимоотношений с коммерческими банками ЦБ РФ стремится к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов. Он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков. Однако ЦБ РФ определяет порядок создания новых коммерческих банков, контролирует его соблюдение и выдает лицензию на право осуществления банковской деятельности.
Коммерческие банки являются основными каналами практического осуществления денежно-кредитной политики Центрального Банка. ЦБ РФ устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения и регулирования кредитных операций и денежного обращения.
Как уже отмечалось, наряду с операциями на открытом рынке, рефинансированием, валютным регулированием и другими экономическими методами проведения кредитной политики ЦБ РФ использует метод формирования обязательных резервов. Это метод прямого воздействия на состояние денежной массы в обращении.
Резервы представляют собой сумму денег, которую коммерческий банк обязан постоянно хранить на отдельном счете в ЦБ РФ. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам банка, а также порядок их депонирования в ЦБ РФ устанавливаются Советом директоров. При нарушении утвержденных нормативов обязательных резервов ЦБ РФимеет право взыскать в бесспорном порядке с коммерческого банка сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном им размере, но не болеедвойной ставки рефинансирования.
Деятельность коммерческих банков затрагивает имущественные и социальные права широкого круга граждан, предприятий, организаций, фирм, которые являются их акционерами, вкладчиками и кредиторами, поэтому государство в лице Центрального Банка осуществляет наблюдение и контроль над устойчивостью каждого банка и всей банковской системы.
Банк России устанавливает обязательные для коммерческих банковправила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности. Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать от банков необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.
Для подготовки банковской и финансовой статистики, анализа экономической ситуации Банк России имеет право также запрашивать и получать необходимую информацию и у федеральных органов исполнительной власти. Поступившие от банка данные по конкретным операциям не подлежат разглашению без согласия банка.
Наряду с экономическими методами, посредством которых ЦБ РФ регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы.
Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе России [7, c. 33 – 38].
Итак, рассмотрев и охарактеризовав основные элементы банковской системы Российской Федерации, перейдем ко второй части нашего исследования, а именно к оценке состояния современной банковской системы нашей страны, основных ее проблем, направлений реформирования и развития.
продолжение
--PAGE_BREAK--Глава II.Характеристика банковской системы Российской Федерации на период с 2000 по 2003 гг.: направления реформирования, проблемы и перспективы развития.
Как уже было сказано выше, банковская система является частью единого экономического организма, от состояния которого во многом зависит развитие общества в целом. К сожалению, в условиях переходной экономики банковская система России еще не реализовала всех своих возможностей. Более того, многие исследователи и рейтинговые агентства оценивают современную банковскую систему России, как одно из самых слабых мест в экономике страны. И даже продемонстрировав значительный рост, начиная со второго полугодия 1999 г., она все еще играет незначительную роль в развитии реальной экономики и, будучи от нее зависимой, банковская система не обладает пока достаточным экономическим потенциалом; велико еще число кредитных организаций, неустойчивых в финансовом положении; в деятельности банковской системы наблюдается ряд противоречий, которые снижают эффективность хозяйствования.
На протяжении всего периода экономических реформ в нашей стране большое внимание уделяется проблеме развития банковского сектора. В перспективе российской банковской системе, Центральному банку и законодателям, всем экономическим ведомствам и Правительству необходимо сделать многое для сохранения национальной банковской системы как самостоятельной части мирового банковского сообщества. И это возможно, хотя потребует больших усилий по многим направлениям.
Стратегия развития банковского сектора России, которую утвердило правительство, нацелена на усиление стабильности и повышение эффективности в банковской системе. С учетом этого Центральный Банк предполагает, что количество банков сократится, а оставшиеся банки будут вынуждены повысить капитализацию и увеличить открытость своей деятельности.
В число возможных мер входит улучшение условий деятельности для иностранных инвесторов в банковской сфере и ужесточение контроля над выдачей лицензий новым банкам. Так, уже в июле 2002 года сократился период рассмотрения Центральным Банком заявлений и расширился список сотрудников, чьи профессиональные качества и деловая репутация должны подвергаться проверке. Теперь, помимо главных исполнительных директоров и главных бухгалтеров кредитных организаций, этот список включает заместителя главного бухгалтера и членов коллегиальных исполнительных органов. Кроме того, Центральный Банк России требует предоставления банковского бизнес-плана, детальные правила подготовки которого не определены; однако организации должны описывать свои финансовые, кадровые и технические ресурсы и предоставлять обоснованную оценку их способности осуществлять успешную деятельность в изменяющихся конкурентных условиях. Все эти меры, в свою очередь, предусматривают повышение ответственности учредителей и акционеров банков за деятельность находящихся в их собственности кредитных организаций [9, с. 159].
Успешное принятие законов, направленных на повышение устойчивости банковской системы, ознаменовало собой определенные сдвиги в осуществлении банковской реформы. Ряд принятых в 2001 г. изменений и дополнений к банковскому законодательству предоставляет более широкие полномочия органам банковского надзора и регулирования. Но такой подход вряд ли будет способствовать достижению целей реформы банковской системы России. До тех пор пока инспекторы будут осуществляют контроль над коммерческими банками, а не сотрудничать с ними, банковские управляющие вряд ли станут предоставлять заслуживающую доверия информацию, опасаясь возможного риска.
Серьезное направление реформирования банковской системы – это ликвидация банков, у которых отозваны лицензии. К началу 2003 г. ликвидации подлежало более 1000 банков; к тому времени были уже приняты решения о ликвидации и сформированы ликвидационные комиссии. Но процесс решения данной проблемы шел и сейчас идет крайне медленно. Перед нами встает законодательная и правоприменительная проблема. Технология ликвидации банков, у которых уже отозваны лицензии, и взаимоотношение судов с банками тоже вызывает беспокойство. Возникает проблема в развитии судебной реформы, где должно быть целое направление по данным вопросам. Возможно, этим должны заниматься специализированные суды, специалисты, понимающие, что такое банк, отзыв лицензии и разбирающиеся в других банковских и юридических операциях.
Решение затронутых и многих других не указанных здесь проблем зависит не только от Банка России, но и других ведомств. В целях дальнейшего развития банковская система, безусловно, должна быть реформирована. Для этого должен быть проведен целый комплекс мер не только по рассмотренным проблемам современной банковской системы России, но и по ряду других, требующих немедленного рассмотрения правительственными и другими органами: и по реструктуризации (реформированию, капитализации «проблемных» банков, подлежащих ликвидации), и совершенствованию законодательства, и введению новой финансовой отчетности по международным стандартам, и развитию технологий и системы платежей. Если мы будем это понимать и решать проблемы совместно и комплексно, то добьемся большего позитивного результата.
Вопреки первоначальным ожиданиям, после кризиса 1998 г. власти не взяли на себя ведущую роль в процессе восстановления банковской системы. До сегодняшнего дня было лишь очень мало случаев банкротства крупных неплатежеспособных банков. Напротив, такие банки получали финансовую поддержку из государственных средств и в настоящее время продолжают работать, в небольших объемах аккумулируя средства предприятий и частных лиц.
На данный момент в России насчитывается около 1,3 тысяч действующих банков и небанковских кредитных учреждений, причем этот показатель почти в 1,5 раза ниже, чем в 1996 г. (Более подробная информация о количестве зарегистрированных и действующих банков представлена в Приложении 2.) Более того, российская банковская система по международным стандартам просто не сопоставима с аналогичными системами развитых стран. Это, прежде всего, проявляется в размерах капитала и величине аккумулированных активов: совокупный собственный капитал 200 наиболее крупных банков России меньше капитала банка любой страны, входящего в первую «двадцатку» крупнейших банков мира; по совокупным активам всю российскую банковскую систему можно приравнять к 30-му банку США по величине активов в порядке их уменьшения. При этом доля мелких и средних банковских учреждений с уставным фондом до 5 млн евро составляет 85%. То есть существенная часть банковской системы состоит из средних и мелких банков с низким уровнем капитализации, зачастую выступающих исключительно в качестве казначейских департаментов «родительских» структур [12, c. 12]. Причем более 50% общих банковских активов страны составляет сумма валюты баланса 12 крупнейших банков России (из них более 20% аккумулирует Сбербанк). Этот факт свидетельствует о высокой степени концентрации активов в современной банковской системе России. (Эти и другие особенности российской банковской системы мы уже рассматривали в Главе I, в разделе: «Структура банковской системы России и ее особенности».)
Также важно отметить, что роль банковской системы России в экономике страны по-прежнему очень мала. Общие активы банков РФ на начало 2002 г. составляли 3,16 трлн руб., тогда как объем ВВП на тот же период был оценен в 9040,8 млрд руб. В то же время общий размер займов, выданных банками, составляет лишь 16,2% от ВВП, в то время как в странах Центральной и Восточной Европы эта цифра достигает 60%. Это служит неоспоримым доказательством того, что в экономике России роль банков все еще невелика. Этот факт, с одной стороны, говорит о том, что в скором времени банки окажутся просто не в состоянии предоставлять кредитные ресурсы в объемах, необходимых для роста экономики в кратко- и среднесрочной перспективе в результате нехватки капитала и других источников ресурсов. С другой же стороны, слабая роль банковской системы в национальной экономике существенно снижает риск распространения проблем банковского сектора на другие отрасли экономики [14, c. 27].
Но, несмотря на это, в настоящее время нагрузка на российскую банковскую сферу систематически увеличивается, так как темпы роста производства и инвестиций все больше зависят от притока банковских кредитов.
Тем не менее, еще весной 2001 г. Центральный Банк России объявил, что российская банковская система полностью оправилась от кризиса 1998 г., а большинство банков, урегулировав свою задолженность перед кредиторами, завершили финансовое оздоровление.
Действительно, данные свидетельствуют о некотором повышении роли банковского сектора в реальной экономике – российская банковская система медленно преодолевает разрушительные последствия кризиса августа 1998 г.
После кризиса развитие банковской системы в России шло по качественно иной модели, чем в первой половине 90-х гг. Банки все больше выступают в качестве банковских посредников между субъектами хозяйственных отношений, то есть начинают ощутимо выполнять свою главную экономическую функцию. Исследователи российской банковской системы подчеркивают рост активности банков по наращиванию кредитования экономики в послекризисный период: кредиты банков реальному сектору экономики превысили 1 трлн руб. Более того, темпы прироста ресурсной базы уже начали отставать от темпов роста кредитования: с октября 2000 г. по июнь 2002 г. это превышение составило около 110 млрд руб., или 8% всех выданных кредитов; в результате соотношение кредиты/депозитная база к июлю 2002 г. достигло 93%, что на 7 процентных пунктов выше, чем в начале 1998 г. Следует отметить, что качественных изменений в отраслевой структуре кредитования не произошло. Коммерческие банки все еще неохотно занимаются кредитованием малого бизнеса. Многие банки, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, предоставляют займы малым и средним предпринимателям, используя для этого средства, выделенные именно на эти цели зарубежными и международными кредитными организациями. Наиболее же активно банки предоставляют деньги предприятиям экспортно-ориентированных отраслей, доля заимствований которых намного превышает долю заимствований отраслей, ориентированных на внутренний рынок. В целом же объемы кредитования реального сектора не соответствуют потребностям развития экономики [14, c. 28].
Также весьма актуальной остается проблема доверия к банкам со стороны их клиентуры. Ведь кризис 1998 г. в корне подорвал доверие населения к российским банкам. Поэтому можно предположить, что вклады частных лиц вряд ли будут являться существенным источником формирования пассивов российских банков в ближайшее время. Кроме того, продолжающаяся утечка капитала из частного сектора способствует переводу крупных объемов финансовых ресурсов не в экономику и затем в инвестиции, а, наоборот, за границу. Продолжающаяся стагнация корпоративных депозитов, в свою очередь, вынуждает российские банки стремиться увеличивать долю вкладов населения в своих обязательствах. Эта тенденция становится все более заметной, несмотря на повышение издержек и рисков, связанных с такими операциями. Депозиты домашних хозяйств в российских банках в средине 2002 г. насчитывали 872 млрд руб., что на 24% выше, чем в начале 2002 г., и на 55% выше, чем год назад (в 2001 г.). Депозиты населения, номинированные в иностранной валюте, росли особенно быстро – в первом полугодии 2002 г. они увеличились в долларовом исчислении на 26%, хотя на сегодня более 66% всех вкладов сделаны в рублях. Положительная динамика увеличения вкладов частных лиц в рублях и в валюте, начавшаяся в 2000 г., может служить сигналом возвращения доверия населения к банковской системе[14, c. 28].
Но, к сожалению, правительственное решение вопроса о гарантировании вкладов населения в банках задерживается, что создает неравные условия для деятельности Сберегательного банка и других коммерческих банков. Согласно данным Госкомстата, на данный момент на долю национального Сберегательного банка (Сбербанка) приходится около 75% общего объема депозитов домашних хозяйств и более 20% всех активов банковской системы (к примеру, ближайший конкурент имеет только 2% рынка депозитов физических лиц).Являясь крупнейшим банком России, он формирует ценовые условия в банковском секторе, оказывает решающее влияние на выполнение функций банковской системы страны.Обладая широкой филиальной сетью, едиными технологиями корпоративного управления филиалами, Сбербанк является достаточно устойчивой и управляемой структурой. Практически все кризисы банковской системы он пережил самостоятельно, без помощи основного акционера, оставаясь самой прибыльной банковской структурой. После кризиса 1998 г. Сбербанк, ставший наиболее надежной финансовой организацией для вкладов домохозяйств, был единственным банком, постоянно развивающим свою деятельность на рынке розничных банковских услуг. При помощи государственной поддержки существенно увеличилась и доля Внешторгбанка. Вообще же доля государства в 110 банках превышает 25% капитала. Многие клиенты и вкладчики рассматривают государственное участие в капитале банка в качестве гарантии сохранности их вложений. Это, в свою очередь, делает очень сложной для других банков задачу привлечения денег населения и выход на сколь либо серьезные позиции в секторе розничного банковского бизнеса.С другой же стороны, наибольший вклад в рост национального богатства посредством снижения кредитных ставок, превращения сбережений в инвестиции могут внести крупные банки и финансово-промышленные группы [14, c. 28].
Но сегодня и другие банки стремятся закрепиться на рынке розничных банковских услуг. Во II квартале 2002 г. три банка, которые активно увеличивали объемы вкладов населения, «Никойл», «Импексбанк» и «АкБарс», вошли в составляемый Центральным банком рейтинг тридцати крупнейших по активам российских банков. Кроме того, среди «выживших» после известного кризиса оказались несколько средних и мелких банков, которые в настоящее время бурно развиваются. В основном это региональные банки, роль которых до кризиса была очень ограничена, но которые не имели серьезных позиций в государственных ценных бумагах. Сейчас же некоторые из них смогли попасть в «тридцатку» крупнейших банков России. Такие финансовые институты, как МДМ-Банк, БашКредит (УралСиб) банк и питерский Промстройбанк, играют все более заметную роль в банковской системе.
«Альфа-банк» – второй крупнейший российский банк по объему вкладов населения, третий по величине активов и восьмой по величине прибыли – поставил своей целью создать сеть из трехсот отделений в крупнейших российских регионах к 2009 г.
Среди всех банков российской банковской системы некоторую роль играют и иностранные банки. Тот факт, что на сегодня фактически нет формальных препятствий для входа иностранных банков на российский рынок, играет позитивную роль. Но, несмотря на это, иностранные банки не спешат переходить к активным действиям, занимая выжидающую позицию, поскольку в их памяти еще слишком свежи воспоминания о потерях в 1998 г. По данным Госкомстата, на 1 июля 2001 г. доля иностранных банков составляла 6,15% от всех активов банков, расположенных на территории России. При этом наиболее активным и удачливым банком на российском рынке является Citibank, по размеру активов занимающий 11-е место. Сегодня иностранные банки предпринимают определенные попытки продвижения на российском рынке, что может увеличивать конкурентное давление на российских участников рынка, а в долгосрочной перспективе даже может повлиять на доминирующую роль Сбербанка и других ведущих российских банков, тем более что иностранные банки представляют собой «безопасную гавань» в нестабильной бизнес-среде России [14, c. 27]. (Цифровые показатели величины прибыли некоторых российских банков представлены в Приложении 3.)
Если же говорить о связях между российскими финансовыми структурами и их иностранными партнерами, то необходимо подчеркнуть, что кризис 1998 г. и связанные с ним скандалы, резко ухудшающие имидж российских финансовых институтов, сильно ослабил связи российских банковских структур с иностранными. В результате постоянно продолжающихся скандалов-пережитков кризиса многие российские банки находятся в заведомо худшем положении по сравнению со своими иностранными конкурентами из-за страны своего происхождения. Зачастую иностранные контрагенты выставляют им худшие цены или просто отказывают в соответствующих лимитах.
Но хочется отметить, что отношения между российскими банками постепенно восстанавливаются, что ведет к повышенной активности на рынке межбанковских кредитов. Более того, в настоящий момент в портфелях некоторых банков межбанковские кредиты порой превышают вложения в ценные бумаги и размеры кредитных портфелей.
Если же говорить о текущей макроэкономической ситуации, то можно сказать, что она стабилизируется и способствует развитию банковской системы. Скорее всего, продолжительный экономический рост вызовет новый всплеск интереса к банковским услугам, что, по мнению экспертов, в 2003 – 2005 гг., позволит макроэкономическим условиям развития российской экономики оставаться умеренно благоприятными. Однако в настоящее время банки не способны выполнять ведущую роль в экономике страны, так как многие из них все еще не оправились после кризиса и находятся в состоянии неопределенности. По-прежнему одним из важнейших препятствий на пути реорганизации всей экономики и банковской системы является политическая нестабильность. Однако присутствие сильного политического лидера в лице президента В.В. Путина имеет огромное значение для создания образа стабильности и восстановления международного доверия к России.
Нынешний же уровень развития банковской системы адекватен уровню развития экономики. При этом по целому ряду параметров банковская система превосходит нынешний уровень развития экономики, а именно, в большей степени рыночно ориентирована, чем остальные секторы, и менее монополизирована. Изменения в состоянии реального сектора нашли свое отражение в деятельности банков России. Это проявилось в увеличении количества банков, которые постоянно увеличивали кредитование экономики, в росте долгосрочных кредитов, вложений в негосударственные ценные бумаги. Произошло превращение российской банковской системы из чистого должника внешнего мира в его чистого кредитора.
Улучшение макроэкономических показателей, небольшое повышение политической стабильности, приверженность правительства к проведению курса реформ – все это лежало в основе недавнего повышения рейтинга России. Совокупное же действие этих факторов улучшило возможности страны по обслуживанию долга.
Заключение.
Подводя итог проделанной работе, необходимо отметить следующее. Мы стоим перед весьма важным этапом развития банковской системы России и экономики страны в целом. И от того, какие задачи будутпоставлены, и как определятся пути их решения, зависит наше будущее.
Кризис финансовой системы в России обострил споры по поводу выбора оптимальной модели ее дальнейшего развития. Однако, решая стратегически важные вопросы судьбы национальной финансовой системы и роли банков в ней, исходить следует, прежде всего, из интересов реального сектора экономики, потребностей его развития и задач интеграции в мировую экономическую систему.
К сожалению, несмотря на все признаки улучшения ситуации в банковской системе России, пройдет еще много времени, прежде чем она будет действовать на основе стандартных бизнес-практик. Банковская система еще не смогла преодолеть все последствия кризиса, а для увеличения ее роли в экономике было сделано очень мало.
Но, несмотря на продолжающиеся проблемы в финансовой среде, финансовое положение банков существенно улучшилось со времен кризиса. Стабильность в банковской системе России, которая наблюдается в 2000 – 2003 гг., определяется положением в экономике России, поэтому улучшение микро- и макроэкономических показателей объясняется экономическим ростом, стимулирующим развитие банковской системы, за которым наблюдалось повышение и политической стабильности и приверженность правительства к проведению курса реформ. Основной целью дальнейшего развития денежно-кредитной сферы является укрепление устойчивости банковского сектора, исключающее возможность возникновения системных банковских кризисов. Кроме того, происходит медленное восстановление доверия населения к банковской системе, о чем говорит растущий объем депозитов.
Но, к сожалению, налицо и наиболее слабые стороны банковской системы РФ, которые, безусловно, ставят под угрозу всю экономическую жизнь страны. Это и отсутствие реальных финансовых посредников; и ограниченные возможности по предоставлению кредитов; икрайне незначительный размер собственного капитала в большинстве российских банков;ибольшие внешние заимствования;и в целом низкий уровень капитализации российских банков. Финансовые кризисы и скандалы, имеющие место в российской банковской сфере, подрывают репутацию российских банков на мировой арене, а также и доверие ко всей банковской системе.
Но в целом, анализ деятельности Банка России по выполнению возложенных на него ст. 3 и 4 Закона о Банке России основных задач и функций показывает, что Центробанк и есть тот элемент системы, который непосредственно осуществляет управление банковской системой. Деятельность Банка России в целом соответствует требованиям Кодекса надлежащей практики в сфере денежно-кредитной и финансовой политики Международного валютного фонда.
В настоящее время реформы в банковском секторе продолжаются. Стратегическими целями этих преобразований являются: укрепление устойчивости банковской системы в целом, предотвращающее кризисы и перепады в экономической, а, следовательно, и в банковской сфере; повышение качества реализации банковским сектором функций по аккумулированию, трансформации в кредиты и инвестиции сбережений населения, средств предприятий и других физических и юридических лиц; предотвращение использования кредитных организаций для недобросовестной коммерческой практики, что, безусловно, является весьма негативным явлением в банковской системе любой страны.
Преодолевая все вышеперечисленные недостатки банковской системы России, поддерживая все положительные направления ее развития и принимая все необходимые меры по реформированию в банковской сфере, мы, возможно, добьемся главных целей экономического регулирования нашей страны – улучшение финансового положения государства, повышение роли российских банков, их конкурентоспособности на мировой арене, недопущение новых экономических кризисов, так губительно действующих на все стороны жизни Российской Федерации и ее многомиллионного населения.
Список литературы:
1. Банковская система России / Под ред. Л.И. Абалкина – М.: ТОО Инжиниринго-консалтинговая компания «ДеКа», 1995.-112 с.
2. Геращенко В.В. О состоянии и перспективах развития банковской системы России //Деньги и кредит. 2000. №7. С. 8-12.
3. Демичев А. Банковский сектор и экономика //Экономист.2001. №11. С.55-60.
4. Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 471с.
5. Захаров В.С. Проблемы банковской системы //Деньги и кредит. 2002. №1. С.21-24.
6. Колесников В.И., Кроливецкая Л.П. Банковское дело: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 464 с.
7. Коробова Т.Г. Банковское дело: Учебник. – М.: Юристъ, 2002. – 751 с.
8. Лаврушин О.И. Банковское дело: Учебник. – М.: Финансы и статистика. 1998. – 608 с.
9. Обзор экономики России. Основные тенденции развития.2002 г. III, IV: Пер. с англ. – М., 2002.
10. Парамонова Т.В. Проблемы развития банковской системы России // Деньги и кредит. 2000. №11. С. 3-9.
11. Петров А.Е. Состояние банковской системы России //Наука и промышленность России. 2002. №10. С. 44-52.
12. Саркисянц А.Г. Банковская система России и направления ее реформирования // Финансы. 2001. №2. С. 12-15.
13. Семенов С.К. Экономика России и банки // Финансы и кредит. 2002. №15. С.14-16.
14. Шимачек П. Банковская система России – перспективы благоприятны //Рынок ценных бумаг. 2002. №8. С.25-29.
15. http: //www.
cbr.
ru официальный сайт ЦБ РФ.
16. Нормативные документы:
· Закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности»
· Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»
· Конституция Российской Федерации.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Баланс Банка России в 2003 году
(млн. руб.) [15]
продолжение
--PAGE_BREAK--