Реферат по предмету "Философия"


Взгляды Платона и Аристотеля на общественное устройство. Зарождение русской философии

Московская Академия Предпринимательства при Правительстве г.Москвы Благовещенский филиал Контрольная работа по философии Выполнила студентка: 1курса группа № Б-533 Проверила: г. Благовещенск План 1. Платон и Аристотель - «вершины» древнегреческой философии 2. Зарождение русской философии 3. Смысл жизни человека.

1. Платон и Аристотель - «вершины» древнегреческой философии Яркую и содержательную страницу в истории развития знаний и представлений о человеке, общественных формах его бытия вписала философия античности Совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца 7в.до н.э. и в древнеримском рабовладельческом обществе со2 в. до н.э Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур - их имена и идеи не стерлись в памяти человечества.

В трудах античных философов образный стиль мышления уже соседствует со стремлением использовать строгие понятия и логически стройные умозаключения, космологические сюжеты постепенно уступают место человеческим проблемам. Рассмотрим более обстоятельные взгляды Платона и Аристотеля на общественное устройство. Платон (428/427-348/347 до н.э.) - древнегреческий философ идеалист, ученик Сократа, основатель объективного идеализма, автор свыше 30 философских диалогов «софист», «парменид»,

«теэтет», «государство» и др Он пытался понять причины возникновения неравенства людей, несправедливости в организации общественной жизни. Он считал, что люди нуждаются в совместном поселении для удовлетворения потребностей в пище, жилье, одежде. Такое совместное поселение называется государством. Отстаивая идеалистический взгляд на мир, Платон активно боролся против материалистических учений своего времени. Широко использовал учения Сократа, пифагорейцев,

Парменид и Гераклита. Для объяснения бытия развивал теорию о существовании бестелесных форм вещей, которые называл «видами» или «идеями» и которые отождествил с бытием. «Идеям» Платон противопоставил небытие, отождествленное с материей и пространством. Чувственный мир по Платону, порождение «идей» и «материи», занимает срединное положение между ними. «Идеи» вечны, «занебесны», не возникают, не погибают, безотносительны, не зависят от пространства и

времени. В центре космологии Платонова учение о «мировой душе», психологии - учение о том, что душа заключена в темницу нашего тела, но способна к перевоплощениям. Платон различал виды познания в зависимости от различий познаваемых предметов. Достоверное познание возможно только об истинно сущих «видах». Источником такого познания служат воспоминания бессмертной души человека о мире идей, созерцаемом ею

до вселения в смертное тело. О чувственных вещах и явлениях возможно не знание, но только вероятное мнение. Между «идеями» и чувственными вещами Платон поместил математические объекты, доступны рассудочному познанию. Метод познания - «диалектика наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления.», под которой Платон понимал двойной путь: восхождение по ступеням обобщение понятий вплоть до высших родов и обратное нисхождение от самых общих понятий к понятиям все меньшей общности.

При этом процесс нисхождения касается только «видов», но не чувственных единичных вещей. По своим политическим взглядам Платон был представителем афинской аристократии. В учении об обществе изобразил идеальное аристократическое государство, существование которого основано на рабском труде: государством правят «философы»; его охраняют «стражи», или «войны»; ниже этих обоих разрядов свободных граждан - «ремесленники», то есть которым руководят одорёные и хорошо подготовленные,

высоко нравственные люди, действительно способные мудро управлять государством. Основным принципом идеального государства Платон считал Справедливость. Руководствуясь справедливостью, государство решает самые важные задачи: · защита людей · обеспечение их материальными благами · создания условий, для их творческой деятельности и духовного развития Платон подразделял людей на три группы: 1. мудрецы - те, у кого развито чувство справедливости,

разумное начало. 2. «войны и стражи» - те, кто отличается мужеством, храбростью и чувством справедливости. 3. ремесленники - те, кто должен заниматься физическим трудом. В представлениях Платона, индивидуальное должно быть полностью подчинено всеобщему: не государство существует ради человека, а человек живет ради государства. По словам Маркса также утопия Платона была афинской идеализацией кастового строя

Египта. Маркс также отметил, что Платон гениально понял роль разделения труда в образовании греч, «полиса». Учение Платона играло видную роль в дальнейшем эволюции идеалистической философии. Аристотель (384-322 до н.э.) - древнегреческий философ и энциклопедический ученый, основоположник науки логики Наука о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира, о развитии самого познания. и ряда отраслей специального значения. Маркс называл его «величайшим мыслителем древности».

Р. в Стагире Вост. побережье полуострова Холкидика ;образование получил в Афинах, в школе Платона. Подверг критике платоновскую теорию бестелесных форм, однако полностью преодолеть платоновский идеализм не смог, колеблясь «между идеализмом и материализмом Ленин В.И.Т.29.С.258». Основал в Афинах собственную школу. Развивал идеи Платона, Аристотель выделил наряду с государством семью и селение как особые типы общения,

но государство поставил над всем. Аристотель не отрицал частную собственность и считал, что опорой государства должны быть средние слои общества. Крайне бедных он относил гражданам «второй категории», очень богатых подозревал в применении «противоестественного способа» приобретения состояния. К основным задачам государства философ относил недопущение чрезмерного роста политической власти личности, предотвращение излишнего накопление имущества гражданами, удержание в повиновении рабов.

Как и Платон, Аристотель не признавал рабов гражданами государства, утверждая, что те, кто не в состоянии отвечать за свои поступки, не могут воспитать в себе многие добродетели, те - рабы по природе и могут осуществлять лишь волю других. В философии Аристотель различал: 1. теоретическую часть-учение о бытие, его частях, причинах и началах. 2. практическую - о человеческой деятельности 3. поэтическую - о творчестве.

Предмет науки-общее, постигаемое умом. Но общее существует только в чувственно воспринимаемом единичном и познается через него: условие познания общего-индуктивное обобщение, а оно невозможно без чувственного восприятия. Аристотель признавал четыре причины: 1. материю, или пассивную возможность становления 2. форму (сущность, суть бытия), действительность того, что в материи дано лишь как возможность 3. начало движения 4. цель Вся природа рассматривается у Аристотеля в виде последовательных переходов от «материи»

к форме и обратно. Однако в материи Аристотель видел только пассивное начало, всю же активность приписывал к форме, к которой сводил начало движения и цель. Конечным источником всякого движения у Аристотеля является бог - «неподвижный перводвигатель». Тем не менее, объективно-идеалистическое учение Аристотеля о форме во многих отношениях «объективнее и отдалённее, общее, чем идеализм Платона, а потому в натурфилософии чаще материализму

Ленин В.И.Т.29.С.255» Формальная логика Аристотеля тесно связана с учением о бытии, с теорией истины, т.к. в логических формулах Аристотель видел вместе с тем формы бытия. В учении о познании Аристотель отличал знание достоверное (Аподейктика обозначает абсолютно достоверное знание, доказуемое непререкаемым образом.) от вероятного, относящегося к области «мнения» (Диалектика Наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления.).

Однако через язык оба эти вида знания связаны у Аристотеля между собой. Опыт, по Аристотелю не есть последняя инстанция в проверке мнения, и высшие посылки науки непосредственно усматриваются в качестве истинных не чувствами, а умом. Однако умозрительно постигаемые, высшие аксиомы знания не даны нашему уму от рождения и предполагают деятельность: собирание фактов, направление мысли на факты и т.д.

Последняя цель науки, по Аристотелю - определение предмета, а его условие - соединение дедукции с индукцией. Т.к. по Аристотелю нет такого понятия, которое могло бы предикатом всех других понятий и, следовательно, различные понятие не могут быть обобщены в едином общем роде, то Аристотель указал категории, т.е. высшие роды, к которым сводятся остальные роды истинно сущего. В космологии Аристотель отверг учение пифагорейцев и разработал геоцентрическую систему, сохранившую

власть над умами вплоть до появления гелиоцентрической системы Коперника. В этике Аристотель высшей добродетельной деятельностью признал созерцательную деятельность разума . Моральный образец Аристотеля - бог, или совершеннейший философ, «мыслящие себя мышление». В учении об обществе Аристотель доказывал, будто отношения рабовладения укорены в самой природе. Наивысшими формами государственной власти Аристотель считал формы, при которых исключена возможность

своекорыстного использования власти и при которых власть служит всему обществу. Колебания Аристотеля в философии определили двойственность его последующего влияния: материалистические тенденции его учения сыграли важную роль в развитии прогрессивных идей в философии феодального общества, эдиалистические элементы были раздуты средневековыми церковниками, сделавшими из учения Аристотеля «мертвецкую схоластику Средневековая школьная философия.».

В целом же древнегреческие мыслители отстаивали идею первенство государства перед личностью. В их трудах государство обладало широкими правами по отношению к человеку, вопрос же о правах человека по отношению к государству вообще не ставился. 2. Зарождение русской философии (XI - XVII вв.) Философская мысль в России начинает зарождаться в XI в. под влиянием процесса христианизации. Становление русской философии относится к периоду расцвета

киевской Руси. Стимулирующие воздействие на ее формирование и развития после крещения Руси (10в.) имела духовная, в том числе философская, культура античности и Византии, «источник знания» Иоанна Домаскина, «Шестоднев» Иоанна экзарха Болгарского и др.) что нашло отражение в ряде литературных памятников русской мысли сб. «Пчела», «Диоптра», «Изборники» Святослава и др.;10-13 вв.) .

Первым древнерусским философом был киевский митрополит Илларион, давший осмысление общественной жизни конца10- начала 11 в поставивший вопрос о месте русского народа в мировой истории, обосновывавший общечеловеческую значимость духовных ценностей христианства. «Слово о законе и благодати»Русская философия, начиная с ее ранних этапов, отличалась большим интересом к социально - нравственной проблематике, практической этике. «Поучение

Владимира Мономаха», «Послания» Климента Смолятича и Никифора(12в.) и др. Идеи философско-исторического характера содержались в летописях. «Повесть временных лет»(11-12в.) трактовала о происхождении государства на Руси, о ее месте среди других стран мира. Процессы возвышения Москвы, борьбы против нашествия Орды нашли отражение в «Задонщине» (14в.), в «Сказании о князьях

Владимирских» (15в.) и других сочинениях. Господство церкви не исключало идеологических противоречий, споров пример: между «иосифлянами» и «нестяжателями»-15в появление течений, противостоящих церковной ортодоксии и феодальному гнету так называемый ересей. Радикальные ереси содержали элементы рационализма, выступления М. Башкина, Ф. Косого-16в. соединялись с оппозиционными народными движениями, выражали тенденции реформационно-

гуманистического типа, повышение внимания к человеку, критика пороков феодального общества нашли отражение в творчестве Максима Грека (16в.). Острая - социально классовая борьба в религиозном облачении проявилась в столкновении никониан и старообрядцев - сторонников и противников церковной реформы (17в.) Памятником этой борьбы стало «житие», написанное Аввакумом, одним из столпов «старой» веры. Подъем русской философии на новый уровень был связан с открытием высших учебных заведений:

Киево - Могилянской (1631) и Славян - греколатинской (1687) академий, где читались философские курсы. Со второй половины 18в. в русской философии утверждается Просвещение Козельский, Десницкий, Батурин Будучи близким западноевропейскому, оно характеризовалась рядом специфических черт, прежде всего сосуществованием не только просветительских, но и более ранних, возрожденческих и реформационных идей. Влиятельным духовно-общественным движением 18- начало19 в. было

русское масонство, проявлявшееся в различных формах, примыкавших к Просвещению, Новиковмежконфессиональному христианству, С.В. Лабзона также разного рода мистическим религиозно - этическим исканиям. Эпоха просвещения положила начало той линии русской философии, которая была связана с достижениями науки, опытом Французской и Американской революций, поиском путей к свободе человека.

Заслуга в становлении этой линии принадлежит Ломоносову, который стал основателем материалистической традиции, проявившейся во взглядах декабристов и революционных демократов. В 20-40х гг. 19в. в России возникают философские кружки, служившие не только для интеллектуального общения, но и для апробации различных социальных проектов: кружок «любомудров», кружки Станкевича, Петрашевского и др. В 30-е годы в связи с кризисом механистического, метафизического материализма

в русской философии происходит переориентация в сторону идеалистической диалектики; большую известность приобрели идеи немецкой классической философии, особенно Шеллинга, оказавшего влияние на натурфилософские построения русских мыслителей, на переход на позиции идеализма и религии Чаадаева. Особенности социального развития ставят в центр внимания русской философии осмысление национальных задач, перспектив будущего

России.западники и славянофилы Соединение философских идей Гегеля с теориями западноевропейского социализма на русской почве положило начало социалистической традиции в России (Белинский, Герцен, Огарев). Обогащение идеями гегелевской диалектики, Фейербаха, утопического социализма, русской философии в 60-е годы формирует прогрессивное направление, ядром которого явилась философская школа Чернышевского (Добролюбов,

Писарев, Щелгунов и др.) творчески переосмысливая традицию русского просвещения, оно вносит новые черты в материалистический антропологизм. Просветительская тенденция в 70-90 гг. находит продолжение в философии народничества, оказавшей большое воздействие на русскую культуру и освободительное движение (Лавров, Бакунин, Ткачев, Михайловский, Мечников и др.). При всей утопичности и противоречивости народнических теорий классики марксисткой мысли видели в них воплощение демократической альтернативы русскому самодержавию

и деспотизму. Своеобразие русской философии проявилось в ее тесной связи с художественной культурой, идеями великих русских писателей (Достоевского, Толстого и др.) эта линия русской философии включает осмысление таких проблем, как отчуждение человека, его свобода и ответственность, соотношение между научным, социальным и нравственным прогрессом. Крупнейшим представителем русской идеалистической философии конца 19в. является Соловьев, создатель философии всеединства, оказавшей значительное влияние на последующую

русскую идеалистическую и религиозно - философскую мысль, особенно на софиологию С.Н и Е.Н. Трубецких и богоискательство (Мережковский, Бердяев, Розанов, Булгаков и др.). Получили распространение такие философские направления, как феноменология (Г. Г. Шпет), персонализм (А.А. Козлов, Л.М. Лопатин) интуитивизм (Лосский), причем некоторые из них предвосхитили аналогичные построения на западе (направление, религиозный экзистенциализм

Бердяева и Шестова). Серьезные достижения были в исследовании философских проблем общественных и естественных наук: в области философии и права - Чичерин, П.И. Новгородцев, в психологии Сеченов, Введенский, И.П. Павлов, В.М.Бехтерев, в истории и социологии - С.М.Соловьев, В.О. Ключевский, Ковалевский, Н. И. Кареев, ПА Сорокин. Самобытностью отмечено направление так называемого русского «космизма» (Федоров

Циолковский, Флоренский Вернадский, А.Л. Чижевский и др.). После октября многие русские мыслители идеалисты выехали или были высланы из СССР и продолжали теоретическую деятельность в эмиграции (Бердяев ильин и др.). Специфическую особенность русской философии составляет широкая историческая география ее идейных контактов, охватившая как Запад, так и Восток. В ее развитие внесли вклад представители различных народов

России и близких ей стран: - грек М. Триволис (Максим Грек ,16в.), хорват Ю. Крижанич (17в), украинцы Сковорода, Прокопович, молдаванин Кантемир (18в) армянин Налбандян, азербайджанец Ахундов, грузин И. Чавчавадзе, казах Ч.Валиханов (19в) и др. В последние годы интерес к русской философии значительно возрос как в нашей стране, так и за рубежом.

Глубокое осмысление отечественного философского наследия - важный фактор формирования исторической памяти, высокой нравственной культуры, понимания определяющего значения гуманистических ценностей в современном мире. 3. Смысл жизни человека Человек - телесное существо. Природно-биологическая организация человека обуславливает с неизбежностью признания того очевидного факта, что он, как и все живое на земле, смертен. Человек единственное существо, которое осознает свою

смертность. И это осознание смерти ставит перед ним вопрос: может быть смерть не неизбежна? Религии мира дают ответ на этот вопрос. Следовательно, отсюда формируется вопрос о смысле жизни. Религиозные учения утверждают, что жизнь на земле - очень важный этап бытия индивида. Главный смысл земного бытия индивида состоит в том, чтобы подготовить его к жизни вечной. В христианстве земная жизнь истолковывается как время спасения души, способ соединения человека с

Богом. Атеистические концепции утверждают, живи, то есть удовлетворяй свои потребности, обеспечивай биологическое и духовное существование и радуйся. Марксистский подход: все хорошее, доброе, нравственное, что создал человек, остается с ближними, не пропадает. Мы продолжаем жить в своих детях, внуках, более дальних потомках. Что такое смысл жизни? Регулятивное понятие, присущие всякой развитой мировоззренческой системе, которое

оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность. Подвергая теоретическому анализу, представление массового сознания о смысле жизни многие философы исходили из признания некой неизменной «человеческой природы», конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни, основное назначение человеческой деятельности. Отсюда вытекали их представления о возможности преобразовать

мир, чисто духовными средствами. Претендуя на универсальность, эти теоретические истолкования смысла жизни фактически обосновывали такие цели и идеалы, в которых выражались их интересы господствующих классов. В ряде современных социальных теорий смысле жизни по-прежнему усматривается либо в реализации внеисторических задач, либо в достижении определенных потребительских стандартов и индивидуального благополучия или же провозглашается бессмысленность и абсурдность любой деятельности ввиду ее отсутствия у нее какой

либо объективной направленности. Распространены и теории, отрицающие возможность научно достоверного ответа на вопрос о смысле жизни согласно марксисткой точки зрения, существование человека определяется социальными условиями; он является активной силой, существенным образом влияет на социальное развитие, ускоряя или замедляя его. Единство противоположностей личного и общественного вернее их мера, измеряющаяся на разных этапах истории и в разных общественно-экономических формациях и определяет смысле человеческой

жизни, ее ценность. Она не является надличной или надобщественной, но диалектически объединяет цели и смысле жизни человека и общества, которые могут находиться в непримиримом противоречии или все более совпадать по мере движения общества к разумному и гуманному состоянию. Это движение связано с постоянным изменением меры личного и общественного, с все более глубокой индивидуализацией личности и вместе с тем ее единением с обществом его целями и смыслом его существования и развития.

Эта устремленность в будущие придает смысл и ценность человеческой жизни, как на индивидуальном, так и на социальном уровне. Таким образом, подлинный смысл жизни «тайна бытия» человека заключены в содействии разрешению назревших задач общественного развития, в созидательном труде, в ходе которого формируются предпосылки для всестороннего развития личности. Лишь такая форма жизнедеятельности человека обладает объективной ценностью и смыслом. Список использованной литературы 1.

Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой - «человек и общество» - М 2000. 2. Горбачев В.Г.Основы философии. Курс лекций М-1998. 3. И.Т.Флорова Философский словарь - М 1991. 4. Философия курс лекций - А.А.Радугин-М 2001.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Буддлея
Реферат Гримм Вильгельм и Якоб
Реферат Формы собственности и формы предпринимательской деятельности в условиях рынка
Реферат Политические мифы и сферы их распространения
Реферат Отражение идеи развивающего обучения у различных авторов
Реферат Математичне моделювання та диференціальні рівняння
Реферат Позолоченная ручка
Реферат Размещение угольной промышленности России
Реферат Pea Ridge Essay Research Paper Pea Ridge
Реферат African American Perception Essay Research Paper AbstractEuropean
Реферат Договор поставки и его регулирование в Гражданском кодексе России
Реферат Абсорбція лікарської речовини в організмі
Реферат Международная экономика (кон.раб N2 по теме Организация и планирование научно-исследовательской и
Реферат Cовременные представления об образовании Солнечной системы
Реферат Острая внебольничная правосторонняя очаговая пневмония в нижней доле история болезни