2. Как классифицируются экскурсии посодержанию?
Классификация представляет собойраспределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам взависимости от их общих признаков.
Посодержанию экскурсии подразделяются на обзорные (много плановые) итематические.
Обзорныеэкскурсии, как правило, многотемные. Не случайно ихназывают многоплановыми. В них используется исторический и современныйматериал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов(памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, местзнаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и с/х предприятий и т.д.).
В обзорных экскурсиях события излагаютсякрупным планом. Это даёт общее представление о городе, крае, области,республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии – времясуществования города с первого упоминания о нём до сегодняшнего дня иперспективы развития.
Обзорные экскурсии имеют свои особенности.В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определённуюсложность. Независимо от места, где их готовят и проводят, они практическисхожи между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещаетсянесколько подтем. В то же время у обзорных экскурсийимеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями висторическом развитии, которые присущи определённому городу, области, краю.Например, военно-историческую подтему включают вобзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходиливоенные сражения.
Тематическаяэкскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия,то в её основу может быть положено одно или несколько событий, объединённыходной темой, а иногда более продолжительный период времени. Тематическиеэкскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие(экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурные.
Следует отметить, что тематическиеэкскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга.Например, исторический материал используется в экскурсиях наархитектурно-градостроительные темы; элементы природо-ведческихэкскурсий находят своё место в экскурсиях почти каждой группы тематическихэкскурсий. Всё зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсовпознавательного плана того или иного города или региона.
3. Какова классификация экскурсий
по составу участников?
Посоставу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные,для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т.д.
Особенности восприятия экскурсионногоматериала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержаниемероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.
1. По каким признакам классифицируютсяэкскурсии?
Классификацияпредставляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам,отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. В настоящее времяэкскурсии классифицируются по: а) содержанию; б) по составу и количествуучастников; в) по месту проведения; г) по способу передвижения; д) по продолжительности; е) по форме проведения.
Посодержанию экскурсии подразделяются на обзорные и тематические.
По составу и количеству участниковэкскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения,приезжих туристов, взрослых и школьников и т.д.
По месту проведения экскурсии бывают:городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающиеэлементы нескольких).
Поспособу передвижения – пешеходные и с использованием различных видовтранспорта. Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что создаваянеобходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа ирассказа.
Продолжительностьэкскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин) до суток. Краткосрочные туры(от 1 до 3-4 дней) называют маршрутом выходного дня, в них может бытьпредусмотрено несколько экскурсий разной продолжи-тельности.
Поформе проведения экскурсии могут быть различными: экскурсия-массовка,экскурсия-прогулка, экскурсия-лекция, экскурсия-концерт, экскурсия-спектакль,экскурсия-консультация, экскурсия-демонстрация, учебная экскурсия, рекламнаяэкскурсия.
4. Что такое тематическая экскурсия?
Тематическая экскурсияпосвященараскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в её основу можетбыть положено одно или несколько событий, объединённых одной темой, а иногдаболее продолжительный период времени. Тематические экскурсии подразделяются наисторические, производственные, природоведческие (экологические),искусствоведческие, литературные, архитектурные.
Следует отметить, что тематическиеэкскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга.Например, исторический материал используется в экскурсиях наархитектурно-градостроительные темы; элементы природо-ведческихэкскурсий находят своё место в экскурсиях почти каждой группы тематическихэкскурсий. Всё зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсовпознавательного плана того или иного города или региона.
17. Что общего и каково различие междуконтрольным и индивидуальным текстом?
Основное отличие индивидуального текста отконтрольного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и построен вполном соответствии с методической разработкой экскурсии. Материал размещаетсяв той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет чёткоеделение на части. Каждая из них посвящается одной из подтем.Составленный в соответствии с этими требованиями индивидуальный текстпредставляет собой готовый для «использования» рассказ. Индивидуальный текстсодержит полное изложение того, что следует рассказать на экскурсии. Приизложении сущности исторических событий не должно быть сокращений, оценки ихзначения. Не допускается также упоминание фактов без их датировки, ссылок наисточники.
5. Сущность рассказа.
Основные требования к рассказу.
Экскурсия представляет собой органическоесочетание средств предметной и изобразительной наглядности и важного дополненияк этому уникальному в своём роде сочетанию – слова. Важно в процессе проведенияэкскурсии обеспечить органическое единство между тем, что получает человек принаблюдении объектов и пояснениями экскурсовода. Итак, рассказ – это условно принятое в экскурсионном деле название устнойчасти экскурсии, т.е. сообщения и пояснения, которые экскурсовод даёт группе.Это образная информация о памятниках, исторических событиях и деятельностиконкретных исторических лиц. Рассказ является дополнением к показу зрительногоматериала; он не должен быть пространным; нельзя допускать превращениеэкскурсии в лекцию.
Рассказ экскурсовода выполняет 2 задачи:а) комментирует, поясняет, дополняет увиденное; б) реконструирует, восстанавливаетто, что не может в данный момент увидеть экскурсант. Рассказ – это звучащийиндивидуальный текст экскурсовода, исполненный им с соблюдением требованийустной публичной речи и представляющий образец монологической речи.
Основныетребования к рассказу: тематичность,конкретность, связанность, логичность, краткость, убедительность, доступностьизложения, законченность суждений, связь с показом, научность.
Особенность рассказа состоит в том, что онносит характер монолога. В то же время нужно отметить, что попытки превратитьчасть экскурсии в открытый и скрытый диалог повышают активность восприятияматериала.
В экскурсии используются две формырассказа:
а) повествовательныйрассказ, который даёт экскурсантам ясное представление о том, где и какимобразом происходили события;
б) реконструктивныйрассказ, задачей которого является восстановление перед мысленным взоромэкскурсантов того или иного объекта (здания, сооружения, памятного места).
Язык экскурсовода должен отвечатьопределённым критериям. Критерий ясности– доходчивость и доступность речи для аудитории. Критерий точности – соответствие содержания речи мыслямэкскурсовода, цели и теме экскурсии. Критерийчистоты речи – логически оправданное использование экскурсоводом языковыхсредств.
9. Отбор литературы и составлениебиблиографии
В ходе разработки новой экскурсиисоставляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах,которые раскрывают тему. Назначение списка – определить примерные границыпредстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощьэкскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретическогоматериала при подготовке текста. Перечень лит-рыразмножается в нескольких экземплярах для удобства в работе группы и техэкскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсий поданной теме. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы,разделы, страницы. При большом количестве литературных источников список можетбыть разделён на 2 части: «Основная лит-ра» и «Доп. лит-ра».
6. Предмет и виды экскурсионной методики
Экскурсионная методика представляет собойсовокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также суммуметодических приёмов подготовки и проведения экскурсий разных видов, наразличные темы и для различных групп людей.
Экскурсионная методика рассматривается внескольких аспектах: как основапрофессионального мастерства экскурсоводов; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельностиэкскурсовода. Методика помогает экскурсантам увидеть, запомнить и понятьзначительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Так происходитпотому, что методика лектора в значительной своей части основана на разногорода сообщениях и описаниях, лекционный рассказ ведётся в отрыве от объектовописания.
Предметомэкскурсионной методики является целенаправленное изучение, систематизация,формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методоввоспитания и обучения, а также методических приёмов, при помощи которыхработники экскурсионных учреждений осуществляют свою деятельность. Экскурсионнаяметодика обобщает опыт проведения экскурсий, разрабатывает и предлагает такиеметодические приёмы, которые оправдали себя на практике и обеспечиваютнаивысшую эффективность раскрытия и восприятия темы.
Экскурсионная методика состоит изнескольких самостоятельных, связанных друг с другом частей:
— методики разработки новой для данногобюро темы;
— методики разработки экскурсоводом новойдля него темы, но уже разработанной в данном бюро;
— методики подготовки экскурсовода кпроведению очередной экскурсии;
— методики проведения экскурсии;
— методики послеэкскурсионнойработы.
11. Составление индивидуальных текстов
Экскурсионная практика исходит из того,что основой рассказа экскурсоводаявляется индивидуальный текст, который определяет последовательность иполноту изложения мыслей, помогает экскурсоводу логично строить свой рассказ.Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно. Основой дляиндивид-го текста является контрольный текст.
У всех индивидуальных текстов при наличиихорошего контрольного текста будет идентичное содержание, но разные оборотыречи, разные слова, различная последовательность в рассказе, могут быть дажеразные факты, подтверждающие одно и то же.
Основное отличие индивидуального текста отконтрольного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и построен вполном соответствии с методической разработкой экскурсии. Материал размещаетсяв той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет чёткоеделение на части. Каждая из них посвящается одной из подтем.Составленный в соответствии с этими требованиями индивидуальный текстпредставляет собой готовый для «использования» рассказ. Индивидуальный текстсодержит полное изложение того, что следует рассказать на экскурсии. Приизложении сущности исторических событий не должно быть сокращений, оценки ихзначения. Не допускается также упоминание фактов без их датировки, ссылок наисточники.
Индивидуальность экскурсии состоит в том,что у экскурсоводов, ведущих экскурсию на одну тему, может быть различнаястепень эмоциональности. Они могут, находясь у одного и того же объекта,использовать различные приёмы показа и формы рассказа. Одно и то же положениеможет быть раскрыто на разных примерах. Текст следует писать от первого лица ивыражать свою индивидуальность.
10. Составление маршрута экскурсии
Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следованияэкскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится взависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательностиосмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимостиобеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута – способствоватьнаиболее полному раскрытию темы. Основные требования, которые должны бытьучтены составителями маршрута, — организация показа объектов в логическойпоследовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.
Существуют 3 варианта построениямаршрутов: хронологический, тематическийи тематико-хронологич.
Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии,посвящённые жизни и деятельности выдающихся людей. По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытиемопределённой темы в жизни города. Все обзорные экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу.Последовательность изложения материала по хронологии в таких экскурсияхсоблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.
Объекты, в зависимости от своей роли вэкскурсии, могут быть использованы как основныеи дополнительные.
Маршрут строится по принципу наиболееправильной последовательности просмотра объектов и намечается с учётомследующих требований:
— показ объектов следует проводить в опр.логической послед-ти, не допуская ненужных повторныхпроездов по одному и тому же участку маршрута, т.е. т.н. «петель»;
— переезд или переход между объектами недолжен занимать более 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз впоказе и рассказе;
— наличие благоустроенных остановок, вт.ч. санитарных, и мест парковки транспортных средств.
Рекомендуется к моменту проведенияэкскурсии иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость изменениямаршрута в ряде случаев вызывается транспортными «пробками», ремонтнымиработами на городских магистралях. Всё это должно быть учтено при созданииразличных вариантов маршрута.
27. Становление личности экскурсовода
Формирование личности экскурсоводапроисходит на всём протяжении становления профессии экскурсовода. Процессстановления личности начинается задолго до поступления экскурсовода на работу втуристскую фирму, музей, на выставку. Формирование всесторонне и гармоническиразвитой личности происходит на протяжении всей жизни человека: во время учёбыв общеобразовательной школе, техникуме или вузе; в коллективе, где протекаетего трудовая и общественная деятельность; в быту; на курсах подготовкиэкскурсоводов, в ходе взаимоотношений с экскурсантами.
13. Принципы отбора экскурсионныхобъектов
Показ объектов является частью, занимающейглавенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество,последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.
Для оценки объектов, которые включаются вэкскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:
Познавательнаяценность – связь объекта с конкретным историческим событием, с определённойэпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры,художественные достоинства памятника, возможность их использования вэстетическом воспитании участников экскурсии.
Известность объекта, его популярностьсреди населения (например, такие объекты, как Красная площадь, Останкинскаятелевизионная башня и др.).
Необычность(экзотичность) объекта. Имеется ввиду особенность, неповторимость памятникаистории и культуры, здания сооружения.
Выразительностьобъекта, т.е. внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном,окружающей средой – зданиями, сооружениями, природой. Преимущество отдаётсятому объекту, который наилучшим способом вписывается в местность, гармонирует сдругими объектами, с ландшафтом.
Сохранностьобъекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, егоподготовленности к показу экскурсантам.
Местонахождениеобъекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника,удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, природнаяобстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного длярасположения группы с целью наблюдения.
Временноеограничение показа объекта (по времени суток, по дням, месяцам, сезонам) –это когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости илисезонности.
33. Техника речи экскурсовода. Дикция.
Культурной называется речь, котораяхарактеризуется богатством словаря, широким использованием грамматическихконструкций, художественной выразительностью, логической стройностью,целесообразностью жестов и мимики.
Для экскурсовода важно иметь хорошую дикцию — чёткое, ясное произношение слогов, слов ицелых фраз. Недостатками речи являются шепелявость, гнусавость, вялостьпроизношения, недоговаривание окончаний фраз и слов.
Работу над языком экскурсовод начинает совладения техникой речи (дыхание, голос, дикция). Важно, чтобы дикция (манерапроизносить звуки и слова речи) была ясной и отчётливой. Прежде всего нужноустранить неясности, неразборчивость речи, отработать произношение слов,которые с трудом воспринимаются экскурсантами. Затем обращается внимание наторопливость или замедленность произношения. Каждое слово, в т.ч. и словаиноязычного происхождения, а также имена и отчества должны звучать чётко, бытьпонятными для экскурсантов.
Экскурсовод должен следить за интонациейсвоей речи, т.е. повышением и понижением голоса при произношении слов ипредложений. Речевая интонация должна быть логически оправданной, так какосновой рассказа является не только мысль, но и чувство. Оно придаёт окраскурассказу, показывает отношение экскурсовода к содержанию материала.
21. Навыки использования техникипроведения экскурсии
Эффективность любой экскурсии во многомзависит от техники её проведения, связи между методикой и техникой ведения. Ктехнике ведения экскурсии предъявляется ряд требований. В их число входят:
Знакомствоэкскурсовода с группой. Экскурсовод, войдя у автобус, знакомится с группой.Он здоровается с присутствующими, называет свою ФИО, экскурсионное учреждение,которое представляет, знакомит экскурсантов с водителем автобуса, т.е. начинаетэкскурсию вступлением.
У каждой темы своё вступление. Если составгруппы различен (например, местное население и приезжие туристы, взрослые идети), у одной и той же экскурсии будут разные вступления. Экскурсовод особоевнимание обращает на подготовку и исполнение вступления, которое позволяетустановить контакт с экскурсантами.
Выходэкскурсантов из автобуса (троллейбуса, трамвая). К выходу экскурсантовнужно заранее готовить. В тех случаях, когда это не делается, значительнаячасть группы остаётся сидеть в автобусе, не выходя для наблюдения памятников наместе их расположения. Количество остановок с выходом группы рекомендуетсяназвать во вступительном слове, пояснив значение таких выходов,заинтересованность экзотичностью, необычностью объекта. В случаях, когда вэкскурсиях устраиваются другие остановки, например, санитарные или дляприобретения сувениров, экскурсовод сообщает точное время отправления автобуса.
Расстановкагруппы у объекта. При разработке экскурсии, как правило, определяетсянесколько вариантов размещения группы для наблюдения экскурсионного объекта.Делается это на тот случай, когда место, определенное методической разработкой,занято другой группой или когда солнечные лучи светят в глаза, мешаяосматривать объект. Следует также обеспечить безопасность экскурсантов приосмотре объектов и при переходе через автомагистрали.
Передвижениеэкскурсантов от автобуса к объекту, от объекта к автобусу, между объектамиосуществляется группой. Место экскурсовода – в центре группы. Важно, чтобыгруппа не растягивалась. Темп движения группы зависит от состава группы (дети,молодёжь, средний возраст, пожилые люди), от рельефа местности.
Возвращениев автобус. Во время передвижения группы её возглавляет экскурсовод. Припосадке группы в автобус он стоит справа от входа и пересчитывает экскурсантов,которые входят в салон. Делается это незаметно. Убедившись в том, что собралисьвсе участники экскурсии, он входит в автобус последним и подаёт водителю знак оначале движения.
Местоэкскурсовода. Экскурсовод в автобусе должен занимать такое место, откудаему хорошо видны те объекты, о которых идёт речь на экскурсии, но чтобы в полеего зрения находились и все экскурсанты. В то же время экскурсанты должны еговидеть. Стоять экскурсоводу при движении автобуса не разрешается в целях безопасности.
Соблюдениевремени в экскурсии. В методической разработке указывается точное время,отведенное на раскрытие каждой подтемы в минутах. Нередкоэкскурсия по причинам, не зависящим от экскурсовода, значительно сокращается повремени. Виной тому – затянувшиеся сборы группы, опоздание автобуса и др. Уэкскурсовода остаётся один выход – сокращать время, отведённое на раскрытиетемы.
Техникапроведения экскурсии при движении автобуса. Рассказ во время движения вавтобусе должен вестись экскурсоводом в микрофон. Если его нет или плохофункционирует, вести рассказ во времядвижения бесполезно. В этом случае материалы о ближайшем участке маршрутаэкскурсовод даёт до начала движения, а в ходе движения сообщает только названияобъектов или местности.
Паузы в экскурсии. Экскурсовод недолжен говорить непрерывно. Между отдельными частями рассказа, рассказом иэкскурсионной справкой в пути, логическим переходом и рассказом об объекте исобытиях, с ним связанных, должны быть небольшие перерывы.
28. Темперамент экскурсовода
Характер проводимой экскурсии, еёособенности зависят от темперамента экскурсовода, который проявляется в егоповедении и характеризуется большей или меньшей силой чувств, длительностьюпереживаний, устойчивостью или быстрой сменой эмоций. В зависимости от типатемперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик) его поведениехарактеризуется определённой глубиной эмоций: горячностью, вспыльчивостью,спокойствием, различной реакцией на раздражители.
Проявление темперамента являетсярезультатом общей культуры человека, поведение которого может и должно бытьподчинено его воле и зависит от умения управлять своими эмоциями. Это важно вовзаимоотношениях с экскурсантами при проведении экскурсии. Эмоции, возникающиеу него под воздействием внешних и внутренних раздражителей, его плохоенастроение (излишне приподнятое или подавленное), не должны оказывать влияниена ход экскурсии. Умение взять себя в руки, обеспечить нужный тонус группеявляется важной составной частью экскурсоводческого мастерства.
Важное место в самостоятельной работе экскурсовода должны занятьформирование необходимых качеств, преодоление тех черт характера, которыемешают правильно организовать работу с экскурсантами. Работу по совершенствованиюпрофессионального мастерства экскурсоводов следует строить с учётомособенностей того или иного темперамента. Для экскурсовода- сангвиника,например, характерен быстрый темп речи, частая смена настроения, быстраяреакция на действия экскурсантов. Холерик при отсутствии должного контролянеуравновешен, вспыльчив, обидчив, тороплив в рассказе. Флегматик, наоборот,медлителен, мало общителен, обладает однообразными жестами и мимикой.Меланхолик характеризуется замкнутостью, недостаточной активностью, вялостьюдвижений.
Каждому экскурсоводу необходимо иметьясное представление о типах темперамента, источнике их рождения, роли их вформировании убеждённости у экскурсантов. Понимание этого позволяет ему вызватьу своих слушателей эмоции, влияющие на эффективность восприятия экскурсионногоматериала.
15. Что включает в себя подготовкаэкскурсии?
Создание новой экскурсии по любой теме –сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников.Экскурсия – это результат двух важнейших процессов: её подготовки и проведения.Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокоекачество проведения экскурсии при непродуманной подготовке.
В работе по подготовке новой экскурсииможно выделить 2 основных направления:
— разработка новой темы экскурсии (новойвообще или новой только для данного экскурсионного учреждения);
— подготовка начинающего или ужеработающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее разобраннойи проводимой в данном учреждении экскурсии.
Подготовка новой экскурсии проходит 3основных ступени:
— Предварительнаяработа – подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т.е. процесснакопления знаний по заданной теме, определение цели и задач экскурсии).Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построенаэкскурсия.
— Непосредственнаяразработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионногомаршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии,её основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написаниеконтрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболееэффективных методических приёмов показа и рассказа во время проведенияэкскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написаниеэкскурсоводами индивидуальных текстов.
Заключительнаяступень – приём (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсиируководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших своютему, до работы на маршруте.
32. Умения и навыки экскурсовода
Основу профессионального мастерства экскурсоводасоставляют его умения и навыки. Умения – освоенный субъектом способ выполнениядействий. Для формирования профессионального умения необходимы глубокие знания и умение владеть методическимиприёмами (т.е. умение воспользоваться конкретными практическими навыками дляприведения приёма в действие). Известны различные пути приобретения уменийэкскурсоводами: при повторении опыта других экскурсоводов, выполнении учебныхупражнений, прослушивании экскурсий и др. Одним из важных умений экскурсоводаявляется компоновка преподносимых экскурсантам знаний в любой комбинации, в томсочетании, в каком они необходимы для данной аудитории.
Навыкомназывают умение выполнять определённое действие. Это умение достигаетсянеоднократным повторением одного и того же упражнения. В результате у работникаприобретаются привычки, позволяющие ему выполнять эту работу более качественно.Для экскурсовода такими действиями являются процессы подготовки и проведенияэкскурсий. На основе приобретённых привычек формируются и совершенствуютсянавыки. Т.о., навык – этоотработанные практикой действия экскурсовода, которые производятся по одной итой же схеме. Навык может быть определён как более высокая степень умения.
Навыки экскурсовода можно разделить нанесколько групп: навыки разработки новой темя экскурсии; навыки показа объектовв экскурсии; навыки экскурсионного рассказа; навыки техники ведения экскурсии;навыки работы с экскурсионной аудиторией; навыки речевого этикета; навыкирекламы экскурсий; навыки прослушиванию экскурсии. Они могут быть подразделеныпо степени сложности, уровню автоматичности, наличию творческих элементов ит.д.
В ходе практической деятельности имеетместо процесс взаимодействия различных навыков (например, навыков речи идемонстрации объектов, показа памятников и использования наглядных пособий).Взаимодействие навыков выражается в комплексном использовании методическихприёмов, в их влиянии друг на друга. Повышение эффективности экскурсии связанос формированием экскурсионных навыков и постоянным их совершенствованием.