Реферат по предмету "Экскурсии и туризм"


Усадьба графа Чапского

Содержание:
1.Вступление                                                                                      с.2
2.Экскурсия  по Станьковскому музею графаЧапского         с.3-12
3.  Род Гуттен-Чапских                                                                    с.13-15
4.Истории рода Чапских                                                                с. 16-21
5.Заключение                                                                                     с. 22
6.Список литературы                                                                        с.23



















1.Вступление
Памятники истории икультуры – неотъемлемая часть того, что определяет глубокое понятие слова«Отчизна». Они неразрывно связаны с исторической судьбой народа, создавшего их.
Памятники характеризуютэпохи и людей, которые жили в те времена. Показывают их культуру, чемувлекались.
Усадьба графа Чапскогоявляется памятником архитектуры, в усадьбе расположена большая библиотека – этохарактеризует Чапских как умных и образованных людей. Гуттен-Чапские внеслиогромный вклад в развитие культуры и образования.
















2.. Экскурсия по Станьковскому музею графа Чапского        
Строительствоусадьбы велось по заказу известного коллекционера, одного из основателейхудожественного музея в Кракове Э.Чапского. Одновременно закладывался паркпейзажного типа. В настоящее время парк вместе с усадебными постройками переданСтаньковской  восьмилетнейшколе-интернату, новое здание которое возведено в 1970 г. около севернойграницы участка на месте разрушенного в начале ХХ в. графского усадебного дома.
 Усадьба сформировалась на прямоугольномучастке территории, равнинный рельеф которой имеет плавный уклон в сторонуискусственного водоема, ограничивающего участок с южной стороны. С западнойстороны граница усадебного ансамбля проходит по главной улице. Ядро ансамблясформировалось в северо-западной части парка и включало усадебный дом (несохранился), кухонный флигель. По оси усадебного дома со стороны его дворового фасадапостроен павильон «скарбница». В восточной зоне парка сложился  комплекс из нескольких  хозяйственных построек и двух жилых домовпридворной службы. В этой зоне парка сохранился один жилой дом, занятый внастоящее время учебным пунктом Дзержинского районного объединениясельхозтехники. В северо-западном углу участка каменный амбар. От бывшегоусадебного дома к хозяйственному комплексу ведут три дорожки, которые сходятсяу ворот на восточной окраине парка. От ворот за пределы усадьбы уходит старая аллея.
  Усадебный дом был построен в 1880г. вромантическом стиле с использованием элементов средневековой архитектуры. Этобыл одноэтажный, протяженный по поперечной оси объем, накрытый пологойвальмовой крышей. Симметрия пространственной композиции здания нарушаласьугловой восьмигранной двухъярусной башней с кремальерами в завершении.Протяженный, прямоугольный в плане основной объем был накрыт пологой вальмовойкрышей, завершенной по центру прямым аттиком, в котором скрывались дымовыетрубы. Здание имело два симметрично расположенных парадных входа, выделенных наглавном фасаде ризалитами с угловыми гранеными зубчатыми башенками-пилонами икилеподным щипцом между ними. Килеподобными порталами были обрамлены и самиарочные дверные и оконные проемы. Пластику фасада кроме фигурных наличниковарочных проемов обогащали подоконные прямоугольные филенки, несложного профилякарниз. Центральное место во внутренней планировке здания отводилось парадномузалу, освещенному с двух сторон высокими окнами главного и дворового фасадов.Второй ярус угловой граненой башни не имел окон, а лишь четыре балкона и служилобзорной террасой, с которой воспринималась окружающая дом парковая панорама.Асимметрию, вносимую угловой башней в общую пространственную композициюусадебного дома, нивелировал мощный дуб, высаженный на специальном возвышении спротивоположной башне стороны фасада. Использование архитекторами асимметричнорасположенной вертикальной доминанты — широко распространенный прием вэклектической усадебной архитектуре Белоруссии второй половины ХIХ в., связанный с поиском новых, нигдене встречаемых и неповторимых решений здания. Средством достижения этой целибыл путь динамического решения композиции архитектурного объема за счетиспользования активной асимметрии (угловая башня), комбинации формразнообразных исторических стилей – древнерусского (килеподобные арки)средневекового замково-крепостного зодчества (кремальеры, угловыебашни-бойницы). В результате архитектором создан романтический образ феодальнойусадьбы, навевающий ностальгические воспоминания о далеком прошлом, с которымсвязывалось представление о благополучии, героизме и даже своеобразно понятойдемократии и свободе.
Павильон«скарбница» был построен из кирпича в 1880 г. специально для богатейшей библиотеки,нумизматической коллекции и художественного собрания владельца имения Э.Чапского. Архитектура павильона продолжает художественно-стилевую тему,воплощенную в главном здании усадебного комплекса. Романтическое сооружениепостроено в виде миниатюрного средневекового замка. Это двухэтажный квадратныйв плане павильон с угловыми, круглыми в сечении башнями. Последние завершеныпарапетом кремальер-бойниц, охваченным внизу профилированным карнизом иаркатурным поясом. На верхних площадках башен установлены миниатюрные, круглыев сечении шатровые башенки. Стены боковых и тыльного фасадов завершены щипцами,скрывающими шатровую четырехскатную крышу основного объема. Окна –прямоугольные на первом и стрельчатые на втором этаже- оформленыпрофилированными сандриками.Окна – башен узкие и высокие, словно бойницы вглухих стенах крепости. Центральный и единственный вход в здание выделенпрямоугольным профилированным порталом и легким ажурным балконом над ним,поддерживаемым выгнутыми орнаментальными кронштейнами (ковка по металлу).Лаконизм, обобщенность и геометрическая простата гладких архитектурных объемовконтрастируют с утонченными арочками, полукруглыми надоконными бровками,гирьками – побеленными элементами декора.
  Каждый из двух этажей имел по одному залу. Павильон, как и кухонный флигель, был связан с усадебным домом подземнымкоридором-переходом. Что позволяло посетителям из торжественного парадного заладома непосредственно перейти к знакомству с богатой художественной коллекциейпавильона-музея.
  В музее (скарбнице) была собрананумизматическая коллекция, которая славилась по всему краю. Здесь были монетыРоссии, Польши, Великого княжества Литовского, многих соседних государств.Среди особенно ценных и редких – динар Болеслава Храброго (около 1000 г.), золотой дукатВладислава Лакетки (около 1300 г.). Коллекция описана Эмириком Чапским в книге«Удельные, великокняжеские и царские деньги Древней Руси» (Пр., 1875г.) инаграждена Русским обществом специально выбитой серебряной медалью, а также в«Каталоге коллекций польских медалей и монет» (Петербург; Краков, 1871-1916.Т.1-5). Кроме монет и медалей  (около 11тыс. наименований) в музее много старых рисунков, гравюр, картин, описанных вособом  каталоге, изданном в Кракове в 1901 г.Среди них уникальныевиды белорусских городов (гравюры Матиса Цунта, Георгия Килияна, выполненные в1568 и 1580 гг. в Гродно), портреты магнатов(Радзивиллов, Сапег, Огинских, Тышкевичей и др.), простых людей (овчар Антон Галециз Новогрудчины). На 70 художественных полотнах увековечен Тадеуш Костюшко, на16 – Богдан Хмельницкий, на 10 – Адам Мицкевич. Интересны рисунки несвижскогогравюра Г. Маковского, посвященные битве русских и французских войск в 1812 г. при Березине.
  Здесь же находилась библиотека, насчитывавшаяоколо 20 тыс. томов. Занимала несколько комнат. В ней были уникальные издания,в том числе из белорусских типографий, — Брестская библия 1563 г., 10 могилевских, 10несвижских раритетов, книги с автографами А. Мицкевича, Я. Тышкевича, А.Ельского. В библиотеку вошли собрания книг Ю. Кобылинского из Минска,белорусского поэта В. Каратынского. Ряд книг имел надписи их владельцев.Собрана значительная коллекция рукописей, в том числе 31 на пергаменте,автографы А. Мицкевича, С. Манюшки, Ю. Немцевича, Одинца, рукописный сборникстихотворений, продиктованный А. Кобыльским А. Мицкевич. Часть этих рукописейдо начала первой мировой войны сохранялась в Станькове. В музее храниласьколлекция из 772 карт древнейших земель с конца ХV до середины ХIХ в. В музее была большая коллекция оружия,посуды (старинный фарфор), тканей, разных предметов декоративно-прикладногоискусства, старинная гданьская мебель, древние иконы. Среди них Слуцкие пояса,бокалы из стеклозавода Уручье. Ряд золотых, бронзовых, железных и каменныхпредметов взят из курганных раскопок, которые велись в окрестностях Станькова.Музейные коллекции дополняло уникальное собрание масонских знаков.
  В библиотеке было много книг из собранияЗалусских, вывезенных из Варшавы в Петербург. В коллекции широко представленыгеологические и минералогические собрания, которые по тому времени считалисьсамыми ценными в Европе.
  Кухонный флигель – произведение архитектурыпозднего классицизма. Построен в виде прямоугольного в плане объема поддвухскатной крышей. Цокольная часть и углы рустованы. Стены опоясаны упрощеннымантаблементом с модульонами. Флигель был связан с усадебным домом подземнымпереходом.
   Жилой усадебный дом построен из кирпича вовторой половине ХIХв. в эклектичном стиле с использованием элементов готики  и ампира. Два крыла Г-подобного в планездания имеют разную этажность: основное протяженное крыло одноэтажное, короткое– двухэтажное. Архитектурной выразительностью наделено двухэтажное крыло,торцевые фасады которого завершены четырехступенчатыми щипцами. Плоскостныестены раскрепованы межэтажным профилированным карнизом, угловым рустом. Входы в оба крыла зданиярешены стрельчатыми проемами. Окнами такой же формы расчленены стены первогоэтажа двухэтажного корпуса. Архитектурной пластикой наделен и торцевой южныйфасад протяженного крыла здания – пилястры, профилированные наличникипрямоугольных оконных проемов. Помещения здания имеют коридорную взаимосвязь.
   Амбар построен из тесаного с внешней стороныбутового местного камня в 1897 г. Прямоугольный в плане одноэтажный объем подполувальмовой крышей. Узкие окна-щели и входной арочный проем выложеныкирпичом, их оштукатуренное побеленное обрамление ярко читается на полихромномфоне бутовой кладки (так называемая кладка с изюмом). Простой местныйстроительный материал, лаконичное архитектурное решение – характерные свойствахозяйственных усадебных построек Белоруссии второй половины ХIХ – начала ХХ в.
   Коровник построен в том же утилитарномархитектурном стиле, что и амбар – бутовая кладка стен, арочные оконные идверные проемы выложены кирпичом и побелены. Перекрытие внутреннегопространства выполнено системой клинчатых сводов, покоящихся на двутавровыхжелезных балках. Низкий, прямоугольный в плане объем постройки накрыт пологойдвухскатной крышей.
   Парк – памятник садово-паркового искусствасередины ХIХв. Парк пейзажного типа с элементами романтизма, имеет равнинный рельеф. В нембыли оранжереи, теплицы и питомники. Парк занимает площадь (без озера ифруктового сада) около 15 га.Озеро парка создано искусственно путем запруды небольшой речки Рапусы,протекающей по южной окраине усадебной территории. С трех сторон был обнесенкаменной стеной (сохранилась фрагментарно).
   Основной парковый массив был расположенперед усадебным домом на пологом склоне прибрежной территории водоема. Парковыепосадки расчленялись тремя ландшафтно оформленными перспективами. Главная изних открывалась от усадебного дома, его видовой террасы на вершине башни взаречную сторону. Перед зрителем представал вид на большой газон с фонтаном (несохранился), два островка водоема и Николаевскую церковь на его противоположномберегу. Два последних плана ландшафтной картины живописно формировались вокругархитектурных сооружений – сияющей белизной беседки-ротонды и композиционноэффектной Николаевской церкви, сориентированной главным фасадом на усадебныйдом. Последний, располагаясь на вершине полого холма, обретал подчеркнутоепарковой композицией господствующее положение. Фланги газона, островки водоемаи церковь живописно оформлены посадками тополя, сосны, лиственницы, пихты елиобыкновенной, туи западной, каштана конского, клена остролистного и Шведлера.По сторонам бывшего усадебного дома произрастают сосна веймутова, вязобыкновенный плакучий, пихта сибирская, клен.
Втораяпарковая перспектива представляет собой прогулочный маршрут, пересекающий паркс запада на восток вдоль водоема. Он пролегает среди береговых посадок пихтысибирской, сосны веймутовой, белых тополей, дубов, ореха черного. Основнойвизуальный аспект этой зоны парка рассчитан на восприятие древесных кулис избелых тополей и открывающихся видов на противоположный берег искусственноговодоема в Станьково.
   Третья парковая перспектива такжеоткрывалась на заречный ландшафт от неоготического жилого дома. Перед ним былустроен просторный зеленый газон со старыми посадками дуба. В настоящее времяиз-за молодых посадок и береговых неорганизованных зарослей эта парковая зонаутратила первоначальные визуально-эстетические достоинства.
   Дендрологический состав парка включает свыше500 видов деревьев и кустарников, среди которых сосна веймутова, тополь белый,ель черная, дубоклен, каштан настоящий, орех черный, липа, можжевельник, туя,мадрина европейская, морва и другие. В прошлом парковые картины дополняли липаамериканская крупнолистная, клен полевой, клен-явор, грецкий орех, каштанпосевной, шелковица белая. 
   Беседка, расположенная на берегу озера придороге Дзержинск – Станьково, является памятником садово-парковой архитектурыклассицизма. Ее ротондально-колонная форма, часто встречаемая в дворцово-усадебномстроительстве как Белоруссии, так и России, и характерный усадебный антуражпослужили поводом для съемок здесь одного из фрагментов художественного фильма«Дубровский». Расположена на небольшом островке озера, органично вписана вбереговой парковый ландшафт. Предназначенная для уединенного отдыха, онаявляется и архитектурно оформленной площадкой для обозрения заречноголандшафта.
   Ворота восточного входа оформляют въезд вусадьбу со стороны д. Багрицовщинаы. Небольшое парковое сооружение построено изкирпича в 1880-1890 гг. Его архитектура соответствует общемухудожественно-стилевому характеру усадебных построек и представляет собойпереработку форм средневековой готики. Ворота решены трехпролетной стрельчатойаркадой с повышенной центральной частью, завершенной ступенчатым щипцом. Опорыаркады укреплены готическими контрофорсами. К воротам примыкаетдомик-караульня, объединенный с аркадой-проездом в единую архитектурнуюкомпозицию. Караульня – небольшой кубоподобный объем под двухскатной крышей; фасадыобработаны плоскими арочными нишами.
   Усадебно-парковый ансамбль в Станькове –памятник архитектуры романтизма ХIХ– начала ХХ в., в котором господствовали стилизаторские тенденции, ориентацияна использование приёмов и форм зодчества древности. Усадьба –высокохудожественное произведение садово-паркового искусства Белоруссиипейзажного стиля, в котором реализованы основные приёмы и достижения ворганизации ландшафтной среды, органического её соединения с окружающейприродой, архитектурными компонентами. Дзержинский райисполком, Станьковскийсельсовет прилагают большие усилия для того, чтобы сохранить и сделать ещёболее красивым древний парк в Станькове.    







3.Род Гуттен-Чапских
Гуттен-Чапские- древний немецкий род, получивший в XII веке титул графов Священной Римскойимперии. Со временем Гуттен-Чапские сблизились с польским королевским двором, апозже попали в Беларусь. Здесь они породнились с Радзивиллами.

Около 1400 года Владислав ЧетвертыйЯгайло за заслуги перед польским государством решил «натурализовать»фамилию Гуттенов и приблизить к Польскому двору. Роду была дарована фамилияЧапские, они были приписаны к гербу «Лелива» — шестиконечной звезденад полумесяцем на голубом фоне. Гербовым девизом стали слова «VITAMPATRIAE HONOREM NEMINI» («жизнь — отчизне, честь — никому»).

Так возникло официальное название фамилии — Гуттен-Чапские.
 Одним из ярких представителей рода был ЭмерикГуттен-Чапский. Он получил образование в Москве, Санкт-Петербурге и Берлине.При дворе русского императора занимал видные должности: губернатораНовгородской губернии и вице-губернатора Санкт-Петербурга, позже возглавилДепартамент лесного хозяйства. Находясь в этой должности, разошелся во взглядахс императором. Гуттен-Чапский считал, что нельзя бездумно раздаривать леса иземли придворным, которые не могут с умом распорядиться свалившимся богатством.Эмерик Гуттен-Чапский вышел в отставку и поселился в своем имении в Станьково.У него было двое сыновей – Карл и Ежи. Карлу отец оставил Станьково, а Ежи –Прилуки.

Карл Чапский был губернатором Минска с 1890 по 1901 годы. При этом 30-летнемкрупном помещике, землевладельце, заводчике и хозяине доходных домов в городепоявилась электростанция, водопровод, конка, телефонная станция общегопользования. Карл Чапский завершил строительство городского театра (ныне театримени Янки Купалы), способствовал созданию санитарной службы в городе, обществалюбителей спорта, женских общественных организаций, воскресных школ и детскихяслей, Минской женской гимназии. Городская дума подготовила проект о введениивсеобщего обязательного обучения детей. В период его деятельности на постугубернатора в Минске начали издаваться газеты «Минские губернские ведомости» и«Минский листок». В них впервые была опубликована поэма «Тарас на Парнасе». Вто время знатное происхождение и личное богатство предполагали служениеОтечеству. Недаром на гербе Чапских было начертано: «Жизнь – Отечеству, честь –никому». Примечательно, что губернатор почти ежедневно ездил на службу в Минскиз Станьково. Впрочем, в городе у него тоже был дом – располагался на нынешнейулице Карла Маркса, недалеко от театра Янки Купалы. Судя по старым фотографиям,губернаторский дом был значительно скромнее, чем современные коттеджи,построенные в окрестностях Минска, включая Прилуки. Накануне 50-летияОктябрьской революции минский дом графа Карла Чапского был взорван – невписывался в советский архитектурный стиль.

Ежи Чапский был предводителем дворянства и председателем сельскохозяйственногообщества Минской губернии. В его прилукском дворце обсуждались политическиепроблемы, хозяйственные дела. Минские помещики принимали участие в выставках,ярмарках и получали на них награды. Будучи высокообразованным человеком, ЕжиЧапский покровительствовал музыкантам и художникам.

У Ежи Чапского была большая семья – семеро детей. Во время родов последнегоребенка его жена Юзефа Каролина умерла. В Волчковичах на высоком берегу надозером стоит простой памятник из черного мрамора с крестом – это могила графиниЧапской.

Семья Чапских успела уехать из Беларуси в Польшу до всех революционныхпотрясений. Но от судьбы скрыться невозможно. Один из сыновей Ежи Чапского,Юзеф, вместе с другими польскими офицерами находился в Катынском лагере.Пережив голод, пытки, невероятные унижения, он смог избежать расстрела. Все этисобытия граф положил в основу своей книги «На нечеловеческой земле». ЮзефЧапский был консультантом режиссера Анджея Вайды, когда тот снимал фильм окатынской трагедии.
Более близкий к нашему времени Эмерик-Захарий-Николай-Северин участвовал вКрымской войне 1854 года, был Новгородским вице-губернатором,Санкт-Петербургским вице-губернатором, камергером императорского Двора,председателем Тюремного комитета и Лесного комитета Министерствагосударственных имуществ Российской империи при Александре II. Из-заразногласий с императором по поводу дарения лесных угодий ушел в отставку иобосновался в родовом имении в Станьково. Там он собрал огромнейшую коллекциюпредметов искусства, часть которой сегодня составляет филиал Национальногомузея Польши — Музей имени Эмерика Гуттен-Чапского в Кракове.








4.Историисвязанные с родом Чапских


История1                       
                                          КакТолстой спустился с чердака.
   Чудесные книги и зачинаются чудесно. В 1964году Анатолий Иосифович гостил у родной сестры в секретном тогда городкеСтаньково. Вместе с шурином они часто ходили за молоком для годовалогоплемянника к местному старику в деревню Каменка. Однажды «молочный» дедушкапопросил двух крепких ребят попилить ему дрова. Педагоги, а точнее, ужедиректора школ согласились и заготовили аборигену на всю зиму дровишек.Благодарный старик спросил благодетелей: как рассчитываться будем? Услышав жечто дровяная разминка сельским интеллигентам была только в охотку, предложил:полезайте на чердак и каждый выберите по книге. Как более смелый полезАнатолий. Книгой, которую решил оставить себе, было прижизненное изданиерассказов Толстого. Рассмотрев дома, приобретение более внимательно,Валаханович обнаружил на пожелтевших страницах экслибрис Чапских. Это кто ещетакие, подумал он тогда и начал расспрашивать станьковских старожилов.
   Старые люди прекрасно помнили живших здесьграфов. И вот ведь диво – вспомнили добрым словом!
   Уже позже, когда у Анатолия Иосифовичанакопилось много материалов про знатный род герба «Лелива», ему пришла в головусравнить станьковского  графа сяснополянским  Толстым. Оба сиятельствабыли тружениками, не гнушавшимися простой крестьянской работы. И даже моглинарядиться по-народному.
    Ну а то, что окрестные простолюдинырастащили после революции по чердакам –сараям бесценную графскую библиотеку,так времена были такие – грабительские.
    « Мы таксама бралi кнiгi з бiблiатэкi i неслi iх у лужы – адмочвалi у кнiжак вокладку – невялiкiя кавалкi матэрыi i марлi i выкарыстоувалi iх для шыцця сукенак для лялек. А кнiгi былi цяжкiя, вялiкiя, з каляровымi малюнкамi. Кнiгi гэтыя былi, вiдаць, вельмi дарагiя! I так гэтае багацце марна прапала з-затаго, што гэта было не «народнае», не «сялянскае», а графскае!» Из книгиВалахановича: воспоминания жительницы деревни Каменка Н. Градобоевой.



 История 2
Как спасали Зою Казей.
Чапсковедениештука заразная, «открытием чудным» мог даже стать валявшийся возле усадьбыкамень. В Станьково приметил Анатолий Валаханович огромную половинураспиленного валуна с глядящими на четыре стороны света рукотворнымиуглублениями. Местные жители  в ответ нарасспросы поведали: специально для графских детей делалось – чтоб не дрались.Добровольный искатель тут же вспомнил, что вторую половину этого камня саналогичными ямками видел в студенческие годы в Прилуках, где копал картошку.Точно, сказали ему: Чапским принадлежали ещё и Прилуки. А всего во владениябывшего начальника лесного департамента Российской империи, прибывшего изПетербурга в Станьково после размолвки с царём, Эмерика Чапского входило, 68деревень: Колосово, Негорелое, Волчковичи и другие – так называемый«станьковский ключ».
Исследовательстал по архивам да библиотекам собирать сведения про крутого норовом графаЭмерика. И впрямь имел его сиятельство твёрдый характер:  высказал в глаза царю всё, что думал проэксплуатацию лесов России. Отправленный за прямоту в 1879 году в отставку, долета 1880-го продолжал исполнять казённые обязанности: некем было заменитьспециалиста такого уровня.
ВСтаньково знающий леса как свои пять пальцев, Эмерик привёз много редкихдеревьев. Растущий «вверх конями» вяз Кампердауна  до сих пор сидит в Станьковском парке, хотяочень многие экзоты, увы, уже вырублены и погибли.
Авот со своими подданными граф был весьма милостив и справедлив.Валахановичу  рассказали старожилы протакой случай: бабушку будущего Героя Советского Союза Марата Казея графбуквально поставил на ноги. После того, как попала она в страшный переплёт:испуганный конь понёс телегу с сидящей на ней девушкой. Ноги бедняги запуталисьв упряжи и были буквально покрошены на осколки. Сердобольный граф лично возилеё по всем известным врачам, не позволив делать ампутацию, пока кости несрослись. Хромота, правда, осталась, зато и ноги тоже.

Роднаясестра Марата Ариадна Ивановна Казей подтвердила эту историю. Было дело: спасграф от безножия, за что та была всю жизнь ему благодарна.





История3
Как Эмерик Карлович поссорился с Карлом Эмериковичем.
Осевшийв 1880 году в Станькове Эмерик (а было ему тогда 52 года) занялся привидением впорядок  своей коллекции и библиотеки.Забот ему хватало, если только польская часть потянула на шесть вагонов. А ещётам была так называемая русистика – 5 тысяч экземпляров редких книг, картин,сокровищ, собранных во время служебных путешествий графа. Эльжбета, илипо-русски Елизавета, мужу усердно помогала. Богатств у графа было много:Слуцкие пояса, древние латы, монеты, редкие украшения. Подросшие сыновья не безинтереса следили за родительским занятием. Тем паче, что стали оба – и Кароль,и Ежи – вполне уважаемыми в обществе людьми. Старший, Кароль, можно сказать,вообще взлетел на карьерной лестнице – в тридцать лет в 1890 году сталгородским главою губернского Минска. Вопреки проискам недругов был избран наэту почётную должность. А поскольку в роду Чапских, как говорит Валаханович,откровенных дураков и лодырей не было, а водились трудолюбивые, причем, какправило, рыжеволосые, то развернул Кароль Эмерикович на своём посту бурнуюдеятельность: и первую конку в Минске пустил, и электростанцию построил, ителефонную станцию, и театр.
В1894 году решил жениться. На Марии Пусловской, девушке из рода не менеезнатного, чем его собственный. К тому времени отставной Эмерик поделил своивладения между двумя братьями: Станьково осталось Каролю, а Ежи отходилиПрилуки. Вот тут-то, и возник описанный ещё Тургеневым типичный для тех времёнконфликт отцов и детей. Женатый Кароль не собирался делить одну крышу сродителями. И стал показывать батюшке от ворот поворот.
Такосенью 1894 года состоялся отъезд великого коллекционера в Краков. А уже 8января 1895 года польская газета «Час» писала, что в Краков прибыла ценнейшаяколлекция графа Чапского всего пришло около 7 вагонов.



История4
Куда исчезла русская коллекция.
Польскуючасть коллекции рыжего Эмерика и нынче можно увидеть в Кракове – в музее,носящем его имя.
Авот с русской дела обстоят сложнее.
В1916 году, опасаясь нагрянувшей войны, Чапские отправили фамильные раритеты вМоскву. Но вывозимые в тыл сокровища, прямо как пропали без вести. Куда ониподевались – до сих пор неизвестно.
Большинствоисследователей списывает их пропажу на лихолетье военного времени. Однако былнайден документ, который свидетельствует, что ещё до рокового 1914 годанаследные раритеты уплывали из Станькова и Прилук. Это связывают, со страннымитратами Чапских. Скорей всего деньги были пожертвованы католической церкви.


История5
Как граф Юзеф получил посвящение от Ахматовой, а графЭмерик стал Соловьём-разбойником.
Послереволюционного 1917 неугодные новой власти Чапские стали разлетаться по свету,а их мудрые книги да покинутые образа – по окрестным крестьянским чердакам.Ближе всего наследникам Кароля и Ежи оказалась соседняя Польша. Смутное времядвадцатых годов, видимо, ещё вселяло надежды юным графам на возвращениесобственности. И если до последнего ждали чуда в Прилуках, то другие с оружиемв руках воевали против советской власти. 24-летний сын минского пивовара сфамильным именем Эмерик именно так и поступил в 1921 году: организовал подСтолбцами отряд из 56 человек и проводил боевые действия против Красной Армии.За что даже попал в сводки чекистов.
СынЕжи Юзеф был лишь на год старше своего двоюродного брата. Как польский офицерпопал в 1939 году в Старобельский концентрационный лагерь. В 1942 году вТашкенте познакомился с Анной Ахматовой, которая, по мнению многихисследователей, именно ему посвятила знаменитые строки:
Вту ночь мы сошли друг от друга с ума,
Светиланам только зловещая тьма,
Своебормотали арыки,
ИАзией пахли гвоздики…
ОбоимЧапским, принципе повезло: уцелев в невзгодах, прожили долгую жизнь.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.