ВСТУПЛЕНИЕ
В самом центре Северного Кавказа, почти на одинаковомрасстоянии между Черным и Каспийским морями, располагается уникальная местность– Кавказские Минеральные Воды. «Маленькая Швейцария», «архипелаг скалистыхостровов», «знойная граница Азии» — как только не называли эти местапутешественники, покоренные их прелестью и красотой.
Ученые говорят о том, что около двадцати миллионов лет назадздесь бушевала вулканическая деятельность Эльбруса, результатом которой сталообразование семнадцати гор-лакколитов. Вслушайтесь в их названия: Бештау,Машук, Спящий Лев, Кинжал, Змейка… Они овеяны легендами и преданиями,преданиями древнего племени нартов – богатырей.
А разве может оставить кого-либоравнодушным величественная цепь горных вершин на горизонте? Будучи здесь, наВодах, А.С.Пушкин писал своему брату Левушке: «Жалею, мой друг, что ты со мноювместе не видел великолепную цепь этих гор, ледяные их вершины, которые издалина ясной заре кажутся странными облаками, разноцветными и неподвижными; жалею,что не всходил со мною на острый верх пятихолмного Бешту, Машука, Железнойгоры… Кавказский край — знойная граница Азии — любопытен во всех отношениях».
Удивительно богата и щедра кавказскаяземля: огромное количество минеральных источников из ее недр выбивается наружу.Миллионы людей пользуются этими бесценными дарами. Мы с гордостью говорим, чтонигде в мире нет места, в котором бы наблюдалось такое средоточие минеральныхисточников, как на Кавминводах. На относительно небольшой территории находятсяболее 100 источников минеральной воды 13 различных типов и уникальная целебнаягрязь озера Тамбукан.
О целебной силе минеральных источниковнародам Северного Кавказа было известно давно. Свидетельством этому являютсястаринные каменные ванны, вырубленные на склонах Горячей горы в Пятигорске, и каменнаяванна в Кисловодске. Сведения об удивительной местности, богатой целебнымиисточниками, не раз встречаются в записках путешественников и исследователей.Причем первое письменное упоминание датировано 1334 годом (записки известногоарабского путешественника Ибн Батуты). Но официальная история Кавминвод ведетотчет с 24 апреля 1803 года, когда был подписан знаменитый Рескрипт Александра1 «О признании государственного значения Кавказских Минеральных Вод и необходимостиих устройства».
Жемчужинами Кавминвод называютживописные города-курорты: Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки, Железноводск. Впоследнее время все чаще к этому списку добавляют и город Минеральные Воды, укоторого есть прекрасные возможности курортного лечения. Каждый из городовимеет свою прелесть и очарование. Самый южный, Кисловодск, по количествусолнечных дней превосходит лучшие курорты мира. Предгорное расположение курортаЕссентуки создает в нем удивительное сочетание горного и степного климатов.Самым маленьким. Но самым пленительным по природной красоте является тихий иуютный Железноводск. И наконец, центральную часть Кавминвод занимает самыйкрупный город-курорт Пятигорск, обладающий развитой лечебно-оздоровительной базой.
Кавказские Минеральные Воды уникальны ипо своим экскурсионным возможностям. Более ста интересных маршрутов предлагаютместные туристические фирмы. Обзорные экскурсии по городам-курортам позволятпоближе познакомиться с этими уникальными местами, с памятниками истории и культуры.
ПАВИЛЬОН БЮВЕТА № 4
МИНЕРАЛЬНОГО ИСТОЧНИКА № 4.
Одним из самых значительных периодов в жизниЕссентуков стало начало 20 века,когда курорт интенсивно развивался и привлекал пристальное внимание.Значительные средства выделяются в это время на благоустройство курортногопарка. Чтобы сделать его лучше и привлекательней, немало усилий приложилархитектор Н.Н.Семенов. Благодаря его стараниям в парке появились красивыепавильоны, были устроены удобные маршруты для прогулок и видовые площадки.
Своеобразие парку придали имногочисленные скульптуры, в основном на античные темы. Они сохранились не все,но те, что остались, до сих пор радуют глаз, напоминая о блестящей эпохе вжизни курортного парка. Вот уже девяносто лет его украшает скульптурная группа«Резвящиеся амуры», окруженная разноцветьем цветущих растений. Она словноподчеркивает строгие формы бювета источника № 4. Он является одним из самыхпопулярных в Ессентуках.
Открыл и описал этот щелочной источникпрофессор А.И.Нелюбин в 1823 году. На месте его выхода на поверхность былавырыта большая яма, в нее встроили деревянный сруб с крышкой, а затем, всередине 19 века, над ним поставили деревянную беседку. Скопившуюся минеральнуюводу подавали наверх с помощью насоса.
Позже беседку заменила просторная инарядная деревянная галерея-павильон, в которой можно было укрыться от солнца идождя. А в 1912 году архитектор Н.Н.Семенов разработал проект нового открытого каменного бювета.Павильон над ним, сохранившийся до наших дней, выполнен в популярном в те временанеоклассическом стиле.
ЕССЕНТУКСКАЯ ГРЯЗЕЛЕЧЕБНИЦА.
Несомненным украшением старой курортнойзоны Ессентуков является уникальное здание грязелечебницы. Оно построено в 1915году по проекту петербургского архитектора Шреттера. В основу проекта зодчийположил опыт греко-римской архитектуры. Это величественное сооружение поражаетклассической строгостью и красотой. Чтобы зрительно поднять его над горизонтом,перед главным входом был устроен углубленный дворик, где на пьедесталах застыливеличественные фигуры бога врачевания Асклепия и его дочери Гигеи, богиничистоты и здоровья. Четыре льва охраняют проходы, по которым идут на процедурыотдыхающие. Под лапами львов – придавленные змеи, символ побежденных болезней.Поражает взор главный фасад грязелечебницы с двумя рядами ионических колонн иизящным фронтоном. На стенах видны барельефные изображения богов издревнегреческой и древнеримской мифологии.
Войдя внутрь здания, отдыхающиепопадают в холл, свет в него проникает из окон, расположенных под потолком.Особое восхищение курортной публики вызывает центральный зал отдыха с верхнимсветовым фонарем, украшенный скульптурами богов и фресками. Здание имеет дваподземных этажа, где располагаются хозяйственно-технические службы.
Смело можно говорить о том, что вЕвропе нет сооружений подобного типа, которые могли бы по отделке, планировке,внутреннему убранству и архитектуре соперничать с этим. Первоначальногрязелечебница носила имя цесаревича Алексея, а после революции была названа вчесть наркома здравоохранения Н.А.Семашко.
ДВОРЕЦ ЭМИРА БУХАРСКОГО
Это чудо архитектуры, расположенное вКурортном парке Железноводска, по праву вызывает восхищение у гостей и жителейКавказских Минеральных Вод. Высокая башня минарета, узорчатые балконы,затейливая резьба в виде узбекских национальных орнаментов, отделка стенкерамическими плитками – все это придает зданию своеобразный восточный колорит.
Дворец строился как летняя резиденцияэмира бухарского. Он очень любил кавказские курорты и приезжал сюда едва ли неежегодно. Правителя привлекли уют и тишина Железноводска, неповторимая прелестьэтого небольшого курортного городка. Он выкупил один из участков подстроительство дачи. Проектировал ее известный архитектор В.Н.Семенов, авозводили дворец мастера каменных дел из Хорезма. Внутри он имел очень сложнуюпланировку с многочисленными лестницами, переходами и комнатами для аудиенций.Специальный мостик соединял дворец с другим зданием, в котором должен былнаходиться эмирский гарем.
В 1912 году строительство былозакончено, однако, владелец этого удивительного сооружения никогда в нем нежил. Во время работ с лесов упал рабочий и погиб, эмир счет это дурным знаком,предвещающим беду. И оказался прав: вскоре бухарское ханство прекратило своесуществование.
А железноводский дворец во все временаслужил людям. В годы гражданской войны в нем находился лазарет, затем – один изпервых санаториев. Сегодня в здании располагается один из корпусовсанатория им. Э.Тельмана. Мемориальныедоски на стене дворца напоминают о том, что когда-то здесь лечились КлараЦеткин, Н.К.Крупская и М.И.Ульянова.
ПУШКИНСКАЯ ГАЛЕРЕЯ.
На центральной площади железноводского парка на фонекудрявой зелени склонов Железной горы в 1902 году появилось необычноесооружение из металла и стекла – Пушкинская галерея. В окружении цветочныхклумб и розариев она напоминает нам легкий и воздушный сказочный замок.
Галерею заказала дирекция КавказскихМинеральных Вод варшавской фирме «Вл.Гостынский и К». Автором проекта, которыйосуществлял общее руководство работами, стал академик архитектуры Шиллер.Галерея была устроена удобно и практично. В одном ее крыле размещалсятеатральный зал, в другом – гостиная. К прогулочному залу подвели минеральнуюводу источников № 1 и № 2. Таким образом в Железноводске была решена проблемаразвлечения курортных больных, галерея стала выполнять роль курзала.
В театральном зале три-четыре раза внеделю устраивались спектакли, выступали певцы и музыканты, гастролировавшие наКМВ. Здесь играли В.Ф. Комиссаржевская и М.Савина, танцевала Айседора Дункан,публика рукоплескала джаз-оркестру Олега Лундстрема, Леониду Утесову, МайеКристалинской, Махмуду Эсамбаеву и другим выдающимся артистам.
Галерея по праву считается визитнойкарточкой г. Железноводска. К сожалению, время не пощадило ее. В 90-е годы 20века конструкции заметно обветшали, здание нуждалось в немедленной реставрации.Трудно шли восстановительные работы, все делалось очень тщательно и кропотливо.Большое содействие в проведении работ оказал известный кинорежиссерС.С.Говорухин. В настоящее время реставрация галереи завершена, зданиевозродилось в своем первозданном облике.
НАРЗАННАЯ ГАЛЕРЕЯ.
Своеобразной визитной карточкойКисловодска, города солнца и богатырского напитка, стало здание Нарзаннойгалереи. Оно протянулось почти на сто метров вдоль Курортного бульвара. Этооригинальное строение из серо-желтого песчаника в готическом стиле быловозведено по проекту главного архитектора Кавказских Минеральных Вод СамуилаУптона.
Строительство галереи было начато в1848 году и продолжалось десять лет. Уптону удалось объединить под одной крышейгалерею, источник и купальни. Изначально северная часть здания быладвухэтажной, наверху размещались номера для приезжих, а внизу – лечебноеотделение. Сегодня эту часть галереи занимает центральная городская библиотекас читальным залом.
В 1851 году над источником нарзана былустроен каменный колодец, ограждала его изящная металлическая решетка. Зданиегалереи перестраивалось несколько раз, его внешний облик незначительно менялся.В конце 19 – начале 20 века над источником появились мраморный барьер истеклянный колпак, которые в несколько измененном виде сохранились до нашеговремени.
Окончательная реконструкция галереибыла произведена в 1979 году по проекту архитектора А.Кремера. Стены основногопомещения были отделаны мрамором, полы – гранитом. Появился бассейн с фигуройкупальщицы. Сегодня это прекрасное просторное здание, в котором отдыхающиемогут попробовать подогретую и холодную минеральную воду, тот самый знаменитыйкисловодский нарзан, залог здоровья и долголетия.
ГЛАВНЫЕ НАРЗАННЫЕ ВАННЫ.
Это одно из самых красивых и оригинальныхзданий города-курорта Кисловодска. В начале 20 века бурно развивалсяКисловодский курорт, городу требовались новые бальнеологические учреждения,поэтому в 1901 году Курортное управление приняло решение о возведении новогованного здания. Автором этого уникального проекта, а впоследствии ируководителем строительства стал гражданский архитектор А.Н.Клепинин.
Ванны были построены из желтогопятигорского кирпича в мавританском стиле, по фасаду украшены лепными работамии облицованы майоликой. Автору проекта удалось обыграть небольшое понижениеместности: в северной части здания был возведен высокий фундамент и пристроенасказочная лестница с изящными перилами.
В нижнем этаже здания располагалось двабольших бассейна, в них подавался из машинного отделения подогретый нарзан. Навтором этаже размещалось гидропатическое отделение, а боковые крылья пристройкииспользовались для прогулок курортной публики.
Оригинальное здание Главных нарзанныхванн прекрасно вписывается в окружающий горный пейзаж. Оно является памятникомархитектуры республиканского значения и из года в год неизменно привлекаетгостей и жителей Кисловодска своим неповторимым восточным колоритом.
ДОМИК ЛЕРМОНТОВА.
В Пятигорске есть много памятных мест,связанных с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова. Но самое дорогое и любимое изних – маленький домик под камышовой крышей, который известен в городе какпоследний приют поэта. В нем прошли два последних месяца жизни Лермонтова, внем были написаны последние стихотворения, самые трогательные и проникновенные,сюда после дуэли, поздно вечером, было привезено тело поэта, здесь Пятигорскпрощался с Лермонтовым, отсюда его хоронили.
В 1912 году в доме был открытмемориальный лермонтовский музей, один из первых в России. Необыкновеннойпритягательной силой обладает это место: миллионы людей из разных уголков мирастремятся попасть сюда, отдавая дань памяти и почтения Лермонтову.
Самыми первыми и самыми дорогимиэкспонатами музея стали личные вещи поэта, рабочий письменный стол и кожаноекресло. Долгое время их хранили его родственники, а в 1912 г. они были переданыв дар музею. Из подлинных вещей домика сохранился маленький круглыйпреддиванный стол, за которым любил работать Лермонтов.
Излюбленным местом у поэта быланебольшая деревянная терраса, пристроенная к домику со стороны сада. По утрам,когда было тихо и все спали, он выносил сюда столик, садился и писал. В те времена здесь было очень тихо, спокойно иничто не мешало работе.
ПАМЯТНИК М.Ю.ЛЕРМОНТОВУ.
Глубоко символично то, что именно в Пятигорске,городе, овеянном поэтической славой Лермонтова, был установлен первый в Россиипамятник поэту. В течение долгих 18 лет шел сбор средств по подписке длясооружения монумента. Он является свидетельством поистине всенародной любви кпоэту. Был объявлен конкурс на лучший проект памятника. Победителем оказалсяскульптор А.М.Опекушин, автор знаменитого памятника А.С.Пушкину в Москве.
16 августа 1889 года состоялся праздникоткрытия памятника. Этот день запомнился всем жителям и гостям Пятигорска.Открытие прошло очень торжественно и празднично. А самым ярким приветствиемстала страстная речь молодого осетинского поэта К.Хетагурова.
Бронзоваяскульптура поэта водружена на высокий гранитный постамент. Лермонтов изображенсидящим на скале, у ног его – раскрытая книга. Забыв о ней, поэт устремил свойвзор вдаль, на манящие вершины Кавказа и седовласый Эльбрус. Кавказские горы нераз будили воображение поэта и дарили ему вдохновение:
Я счастливбыл с вами, ущелия гор;
Пять летпронеслось: все тоскую по вас.
Там виделя пару божественных глаз;
И сердцелепечет, воспомня тот взор:
Люблюя Кавказ!
ПОКРОВСКИЙ ХРАМ.
Если раньше город Минеральные Воды былизвестен в качестве крупного транспортного узла, то в последнее время он всечаще становится местом паломничестваправославных христиан. Сегодня в городе располагается один из крупных новыхроссийских храмов. В 1990 году было освящено место для его строительства иустановлен крест.
Автором проекта стал инженер-архитекториз Владикавказа Каурбек Макеев, который работал совершенно бескорыстно. Зданиевыстроено в лучших традициях старорусской архитектуры. Стены собора возведеныиз красного кирпича, ограда, купола и частично колокольня покрыты листовымжелезом. Во дворе располагаются двухэтажный терем-кухня, трапезная, воскреснаяшкола, крестильня. Звонница состоит из девяти колоколов, самый большой из нихбыл подарен семьей Колиевых. Глава семьи в настоящее время возглавляет один изкрупных производственных концернов «Колиев продукт».
14 октября 1997 года, в праздникПокрова Пресвятой Богородицы, храм был освящен. 8 августа 1998 года, в деньпамяти преподобного Феодосия Кавказского, сюда из церкви АрхистратигаМихаила были перенесены мощи святого,которого чтят как покровителя и заступника всех народов Кавказа. При этомсобытии присутствовало очень много людей, паломников из России и Иерусалима.Сегодня у каждого верующего человека есть возможность побывать в этом храме,приобщиться к чудотворным мощам старца Феодосия. Здесь же хранятся частичкимощей Серафима Саровского и Сергия Радонежского.