МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
СОЧИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ИИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По курсу «Региональная экономика иуправление» на МУП
На тему «Экономические (прямые икосвенные) регуляторы регионального развития
Выполнил
Третьякова К.Н.
Студент 6 курса
Специальности Государственное и
Муниципальное управление
Группа ГМУ-211
Проверил
Маковецкий И.П.
Сочи,2006
ПЛАН
Введение…………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Методы проведениярегиональной политики и специфика региональных комплексныхпрограмм……………………………………………………………………….4
1.1. Методыпроведения региональной политики и формирование рыночных структур врегионах……………………………………………………………………………………………4
1.2.. Специфика региональных комплексных программ развития, их структура итиповой классификатор………………………………………………………………………………………8
1.3.Состав и структура комплексной программы………………….…………………………12
Глава2. Региональные финансы……………………………………………………….17
2.1. Сущность и состав региональных финансов, их роль вэкономическом и социальном развитии территории…………………………………………………………………………….17
2.2. Региональные бюджеты- главная финансовая базарегиональных органов власти..…..20
2.3. Региональные внебюджетные фонды………………………………………….………….25
Заключение………………………………………………………………………………………27
Список использованной литературы………………………………………………………….28
Введение
Различают прямыеи косвенные методы проведения региональной политики. В первом случае государствоактивно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствованиетерриториальной структуры хозяйства (создание центров роста, промышленныхпарков, инфраструктуры в районах предпочтения и прочее). Во втором- государствочерез финансовую (налоговую, таможенную) систему стремится создатьсоответствующий экономический «климат» в тех или иных районах длястимулирования их ускоренного развития и для управления миграционными потоками.
Методы прямогоучастия государства в регулировании регионального развития тесно связано садминистративными. В числе этих методов- осуществление государственныхрегиональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельныхструктурообразующих инвестиционных проектов, размещение заказов на поставкупродукции для общегосударственных нужд ( в том числе для поддержки проблемныхрегионов) посредством контрактной системы.
Государственноерегулирование регионального развития с помощью экономического механизмаосуществляется на различных уровнях управления: федеральном, региональном,межрегиональном и местном.
Федеральныеорганы должны регулировать процессы организации производства в экстремальныхрайонах и в районах нового освоения; реализации крупных экологических исоциальных программ.
Региональныеорганы управления основное внимание должны уделять использованию местныхресурсов, экологическим и социальным проблемам.
Основнымисточником финансирования региональных социальных программ становятся бюджеты республик, краев, областей, местныебюджеты. В целях поддержки малообеспеченных групп населения уже сформированы республиканскийфедеральный и территориальные фондысоциальной поддержки населения. Основнымисредствами реализации социальной политики будут предоставление бюджетных ивнебюджетных субсидий, установление более высоких уровней заработной платыработникам бюджетных отраслей, доплатк пенсиям, пособиям и т. п.
Глава 1.Методы проведения региональнойполитики и специфика региональных
комплексных программ
1.1.
Различают прямыеи косвенные методы проведения региональной политики. В первом случаегосударство активно участвует в капиталовложениях, направленных насовершенствование территориальной структуры хозяйства (создание центров роста,промышленных парков, инфраструктуры в районах предпочтения и прочее). Вовтором- государство через финансовую (налоговую, таможенную) систему стремитсясоздать соответствующий экономический «климат» в тех или иных районах длястимулирования их ускоренного развития и для управления миграционными потоками.
Методы прямогоучастия государства в регулировании регионального развития тесно связано садминистративными. В числе этих методов осуществление государственныхрегиональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельныхструктурообразующих инвестиционных проектов, размещение заказов на поставкупродукции для общегосударственных нужд ( в том числе для поддержки проблемныхрегионов) посредством контрактной системы.
Развитиерыночной экономки предполагает более широкое применение методов экономического регулирования, включающих созданиеспециальных фондов регионального развития (федеральных, областных и др.), которые должны аккумулировать финансовые ресурсы для решения различных региональныхпроблем: проведения политики субвенции для предприятий, находящихся в сложных социально-экономических и экологических условиях;привлечения частных инвесторов для решения задач региональной политики; компенсациидополнительных затрат, которые несут хозяйствующие субъекты при размещении своих предприятий в районах со сложнымиусловиями; предоставления налоговой скидки «на истощение недр», т. е. в связи систощением запасов природных ресурсов, что особенно актуально длярайонов с экстремальными условиями; установления льготных ставок арендной платыпри изъятии площадей под строительствопредприятий, имеющих важное значение для совершенствования отраслевой итерриториальной структуры экономики;введения регионально-дифференцированной амортизации, позволяющейпредприятиям, расположенным в районах сосложными условиями, финансировать ускоренную амортизацию собственногопроизводства; применения повышенных цен наэкологически чистую продукцию; введения санкций для предприятий, загрязняющих окружающую среду особенно в v наиболее неблагополучныхрегионах.
Государственное регулирование региональногоразвития с помощью экономического механизмаосуществляется на различных уровняхуправления: федеральном, региональном, межрегиональном и местном.
Федеральныеорганы прежде всего должны регулировать процессы организации производства в экстремальных районах и в районах нового освоения; реализации крупныхэкологических и социальных программ;организации межрегиональных и межгосударственных экономических связей.
Региональные органы управленияосновное внимание должны уделятьиспользованию местных ресурсов, рационализации структуры хозяйств, экологическим и социальнымпроблемам.
Спецификарегионов предопределяет целесообразность использования в каждом конкретном случае своего набора экономических рычагов и стимулов.
Успешноепроведение экономических реформ требует всестороннего учета региональной специфики в осуществлении основных направлений общегосударственной политики.
Вобласти финансовой и налоговой политики в связи с расширениемэкономической самостоятельности субъектов Федерации следует повысить долюбюджетов республик, краев, областей в общих бюджетных ресурсах. Одновременно сэтим необходимо обеспечить на всейтерритории России функционирование единой налоговой системы с федеральными, местными и муниципальными налогами, механизмом горизонтального ивертикального перераспределения доходов между регионами. Наличиемногоканальной системы определяется необходимостью иметьсамостоятельные, устойчивые источникидоходов федерального бюджета для решениятех задач, которые в соответствии с Федеративным договором отнесены к ведению федеральных органов власти.
Вместе стем, исходя из уровня экономического и социального развития, безработицы, экологической обстановки врегионах, возможна региональная дифференциация ставок регулирующих налогов, оставляемых на местах. Централизованныесредства (субвенции) из федерального бюджета предусматривается выделятьрегионам лишь на достижение таких целей,которые невозможно решать за счет других источников финансирования(преодоление последствий стихийных бедствийи чрезвычайных ситуаций, решениекритических социальных проблем), а также на реализацию государственныхрегиональных программ.
Основнаяцель регионального аспекта социальной политики заключается в недопущениивозникновения в регионах острых социальных конфликтов, снятиинапряженности в районах повышенной социальной опасности. К таким, требующимпостоянного внимания, районам относятся районы нового хозяйственного освоения с суровыми природными условиями,старопромышленные районы соструктурной безработицей и общей экономической депрессивностью, аграрным перенаселением (Северный Кавказ), территории с недостаточной финансово-экономическойбазой для устойчивого социальногоразвития (Забайкалье, Тыва, Калмыкия, Дагестан).Особое внимание намечается уделить также социальному развитию районов проживания малочисленных народов.
Основнымисточником финансирования региональных социальных программ становятся бюджеты республик, краев, областей, местныебюджеты. В целях поддержки малообеспеченных групп населения уже сформированы республиканскийфедеральный и территориальные фондысоциальной поддержки населения. Основнымисредствами реализации социальной политики будут предоставление бюджетных ивнебюджетных субсидий, установление более высоких уровней заработной платыработникам бюджетных отраслей, доплатк пенсиям, пособиям и т. п.
В области инвестиционной политики вусловиях сокращения государственныхцентрализованных капитальных вложений главный упор должен быть сделан на создание условий для привлечения частных и иностранных инвестиций, средствакционерных компаний. Необходимо стимулировать проекты, позволяющие рационализировать территориальную структуру производства,способствующие повышению уровнякомплексности хозяйства региона и решению важнейших народнохозяйственных задач.
В целях повышения инвестиционнойактивности в регионах предусматриваетсявыплата инвестиционных премий за сооружение объектов, практиковать гарантии на ссуду, оказывать помощь вприобретении земель под строительные площадки, способствовать предоставлению льготных кредитов наинвестирование, созданию территориальных и межпроизводственных консорциумов, акционерныхобществ для завершения ранее начатого строительства объектов, в которых заинтересованы территории.
Методомстимулирования экономики в условиях экономического кризиса, воздействующим наоживление темпов роста производства,а также осуществления структурной перестройки, будет использование инвестиционного налогового кредитадля поощрения капиталовложений вслабые районы и прогрессивные отрасли, требующиеновых инвестиций.
Важноеместо отводится налоговым и амортизационным льготам в целях стимулированияструктурной перестройки экономики регионов. Важное значение региональный аспект имеет для реформирования внешнеэкономической деятельности. Внастоящее время в этой сфересоздалось такое положение, когда под давлением руководства отдельных республик, областей правительство предоставляет соответствующим местным администрациямряд льгот и особых прав по квотированию экспорта товаров, уплате экспортных пошлин, обязательной продаже экспортерамичасти валютной выручки органамисполнительной власти. В результате этой малоупорядоченной деятельности существенно увеличивается несбалансированность бюджета, осложняется общероссийскоерегулирование внешнеэкономическойдеятельности. Поэтому необходимо пересмотретьусловия деятельности регионов на внешнем рынке, создавая примерно равныевозможности для всех регионов. Это не означаетущемления прав субъектов Федерации в самостоятельном осуществлениивнешнеэкономической деятельности, а направлено на обеспечение экономической безопасности России. Исключения должныраспространяться главным образом на создаваемые свободные экономические зоны.
1.2. Специфика региональных комплексных программ развития, их структура итиповой классификатор
К настоящему времени в России уже накоплензначительный опыт разработки разноуровневыхрегиональных программ. Несмотря наразличия в ведомственной и территориальной принадлежности их разработка должна проводиться наединой методологической основе, аразличия в методических подходах к их составлению должны сводиться к учету специфики особенностей развития соответствующиххозяйственных комплексов и территорий.
Обострениепроблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостьюустранения неоправданной неравномерности социально-экономическогоположения регионов, потребностью освоенияприродных ресурсов, поддержания экологическогоравновесия, совершенствования территориальной структуры хозяйства, обеспечения занятости населения ит. д. В этих условиях оправданоиспользование новых, эффективных методов воздействия на экономику. Кчислу таких методов относится программно-целевоепрогнозирование, которое позволяет квалифицированно и надежно, в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития отдельных районов в увязке с единойрегиональной политикой государства.
Разработка региональных программ — это целенаправленныйпроцесс мобилизации всех возможностейрегионов различных экономических уровней.
Региональные программыпредставляют собой разновидность целевыхкомплексных программ и служат инструментом регулированияи управления региональной стратегиейэкономического, социального инаучно-технического развития, формой хозяйственной деятельности,способом приоритетной концентрации ресурсов решениянеотложных, первоочередных проблем.
Различаютследующие виды региональных программ: межгосударственные, государственные (федеральные) и собственно региональные,формируемые и реализуемые по отраслевому признаку, комплексные. Узкоспециализированные программы, какправило, разрабатываются в составе целевых федеральных программ, например «Здравоохранение в России». В ее составепрактически по всем регионам разрабатываются соответствующие программы —«Здравоохранение в регионе», в которыхопределяются потребности в финансовыхресурсах по источникам финансирования, материальных ресурсах, кадрах и т. д. Сумма финансовых ресурсов по источникам финансирования и других ресурсов порегиональным
Программам составляет общую потребность в них в целом пофедеральной целевой программе. Вкомплексные программы социально-экономическогоразвития регионов включаются все узкоспециализированные программы, среди которых значительный удельный занимают программы социальной ориентации(здравоохранение, просвещение, культура, торговля, коммунальноехозяйство, отдых и т.д.). Комплексныепрограммы по соответствующему регионупозволяют произвести увязку всех узкоспециализированных программ по потребности во всех видах ресурсов определить приоритетность их решения по срокам.
Региональныепрограммы классифицируются по нескольким признакам (территориальная принадлежность, содержание решаемых проблем, масштабность программной задачи, отраслевая локализация, характервозникновения проблем и др.) Выделение признаков и соответствующих им классов программ служит условием поиска общихзакономерностей в процессе ихформирования и реализации. Классификационные признаки отражают содержание проблемы, характеризуют объекты программ, особенности управления ими и т.д.
Каждаярегиональная программа характеризуется одновременно несколькими классификационными признаками.Например, конкретная региональная (местная) программа может быть по территориальнойпринадлежности — областной; по функциональном ориентации — экологической; помасштабности проблемы — узкоспециализированной; по продолжительности —среднесрочной и т. д.
Вместе стем изучение практики программирования на местах свидетельствует о недостатках в использовании этой формы хозяйствования. Отмечаются перенос способовобщегосударственного» программированияна региональный уровень, бессистемность в разработке и принятии территориальных программ. Не устранения попытки осуществления чрезмерно большогоколичества одновременно реализуемыхне увязанных между собой мелких и частным программ. Программы не проходят объективную экспертизу, содержатзавышенные потребности в финансовых и материальной технических ресурсах. Не проводятся расчетыпотребности во всех видахобеспечивающих средств и эффективности их использования. Проекты часто формируются без учета ресурсногопотенциала регионов и реальныхвозможностей государственной поддержки. Неправильно устанавливаются срокизавершения программ и отдельныхмероприятий. Не создании организационно-управленческие и нормативно-законодательные основырегионального программирования.Разработка региональных программ осуществляется на условияхострого дефицита информации и невозможности учета всех объективных факторов настадии проектирования. Не организованастатистика по выполнению программ.
Совершенствование программированияпредполагает решение целого комплексавопросов, связанных с изменением методологии и технологии управления, преобразованием организационных! структур, разработкой определенной системы стимулови экономических нормативов с учетомтребований рынка. Устанавливаются общий порядок и правила разработки иреализации региональных (республиканских, краевых, областных, городских ит. д.) программ.
Спецификарегиональных программ заключаетсяв том, что они формируются и реализуются на уровне республик, краев,областей, городов федерального значения, вытекают из общегосударственных и территориальных интересов. Отборрегиональных проблем для программирования проводится, как правило,территориальными органами власти и управления. Программные мероприятияосуществляются в границах географически ограниченного региона единицы административно-территориального деления РоссийскойФедерации (республика, край, область, города федерального значения). Управление проектированием и реализациейпрограмм обеспечивается структурамиисполнительной власти региона. Финансированиепрограмм осуществляется в основном за счет субсидий государства — это втом случае, когда та или иная проблемаимеет федеральное значение и не может быть решена только за счет средств региона. Используются также другиеисточники финансирования (иностранные инвестиции, частные капитале вложения и др.).
Региональные программы отличаютсяотносительно небольшими по сравнению сгосударственными программами объемами работи ресурсных затрат и обладают строгой целевой направленностью, точной адресностью, конкретнымограничением временных интервалов иувязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой России. Программы одногорегиона согласовываются с системой аналогичных и связанных программ приграничных территорий. Механизм реализации программ вписывается в комплекс хозяйственно-рыночных отношений региона и системуобщероссийского рынка. Основные задачи региональных программ:
• комического, социального и научно-техническогоразвития;
• формированиеоптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;
• сбалансированное(бездефицитное) региональное хозяйствованиев условиях рынка;
• максимально полное иэффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсоврегиона;
• развитие производстви сфер в соответствии с государственнойселективной структурной политикой;
•
• преодолениепоследствий стихийных бедствий и техногенных аварий;
•
• духовноевозрождение регионов, сохранение их исторического наследия, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно-политической и правовойобстановки.
1.3.
Состав и структура комплексной программы социально-экономического развития региона представляют перечень ивзаиморасположение разделов,отражающих содержательную и функциональнуюхарактеристики принятого к реализации программного проекта.
Каждое программное задание и программа в целом оцениваютсясистемой количественных икачественных показателей, из которых используютсяследующие:
-показатели целевой программы;
-показатели эффективности конечных результатов, гдеоцениваются экономические,социальные, научно-технические, экологическиеи другие эффекты, в полной мере отражающиеполезность (ожидаемую, полученную) осуществления программы, эффективность обслуживания ею соответствующих пользователей.Различают показатели прямого эффекта (результат от реализации программы);перераспределенного эффекта(воздействие программы на сопряженные сферы деятельности; полного эффекта (сумма прямого и перераспределенного эффекта). Показатели эффекта программымогут быть как абсолютными, так исравнительными (исчисляются как приростпо сравнению с началом осуществления программы).Для характеристики конечных результатов могут быть использованы также показатели, отражающие отношение эффекта к затратам;
-специфические показатели, необходимость и состав которых устанавливаются в зависимости от характера иособенностей каждой программы;
-показатели выполнения работ врамках программы (этапы ипромежуточные результаты);
-параметры и оценки клиентныхгрупп, характеризующие пользователейпрограммы;
-показатели ресурсных (финансовых, материально-технических, природных, трудовых, информационных,временных) затрат, необходимых длявыполнения заданий программы. Оцениваютсяпрямые затраты (связанные с компенсацией негативных последствий программы) и общие (сумма прямых и сопряженных затрат за вычетом доходов,полученных по программе).
Помимоназванных выше показателей разрабатываются формулировки программныхмероприятий и работ, отдельных ее подпрограмм, а также другие показатели,необходимые для эффективного управленияпрограммой.
Процесс отбора территориальных проблем,подлежащих решению на программной основе,является многоэтапным. Выделяются триосновные этапа:
• отбор региональныхпроблем, требующих решения;
• обоснованиевозможности решения проблем программным методом;
• проблем программным методом.
Отбор проблем включает в себя следующие процедуры:
• комплексное изучениепринятой концепции и прогнозов функционированияэкономики региона;
• (экономический потенциал, внутренние и внешниетенденции развития, динамика товарного рынка, движение основных фондов производства, конъюнктурамежрегиональных
связей и внешней торговли, уровень удовлетворения производственных, научных, социальных потребностей идр.);
• проблемные ситуации (фиксациянеудовлетворенности какой-либопотребности, разрыв между желаемым и достигнутым уровнями развития и др.);
• выделение и описаниепроблем, требующих неотложного решения;
• структурный,качественный анализ выделенных проблем (выявлениесоподчиненности и взаимосвязей выделенных проблем;
• рассмотрениепроблем, подлежащих решению в увязке с совокупностью уже решаемыхрегиональных проблем.
Обоснованиевозможности решения проблем программным методом выключает:
· шения проблемпрограммно-целевым методом (выявление наличия у проблем программныхпризнаков — конечность во времениреализации, локализуемость проблемного объекта, неразрешимость проблемы в заданные сроки на основе других методов и форм управления и др.);
· анализ преимуществ и недостатков использованияпрограммного метода для устранениявыявленных проблемных ситуацийприменительно к условиям региона;
· обобщение и систематизация накопленного врегионе опыта применения программногометода;
· оценкавозможности использования программного подхода в регионе в условиях рыночных отношений.
Экспертнаяоценка целесообразности решения проблем программным методом содержит следующие процедуры:
· предварительная ресурсная оценка каждой изпредлагаемых к решению проблем(потребность в финансовых, материальных, земельных, трудовых, информационных ивременных ресурсах);
· определениересурсных возможностей региона и сопоставление их с потребностями для решения проблем;
· расчетполезной результативности решения каждой из проблем, конкретизация конечныхрезультатов;
· определениеэкономической эффективности реализации проблемпрограммным методом;
· ранжированиепроблем для программирования по значимостии приоритетности, формирование каталога проблем;
· принятие решения о разработке конкретныхпрограмм.
Технология разработкирегиональных целевых комплексных программвключает в себя следующие основные этапы:
формированиеперечня одновременно реализуемых программ и принятие решения об ихразработке. Перечень составляется на основе отобранного и согласованного с экспертизой списка территориальных проблем, подлежащих решению на программнойоснове. Формируется банк целевых программ территории. Рекомендуется не принимать к единовременной реализации избыточноеколичество программ, превышающеересурсные возможности, реализуемыетекущими мерами. Предлагается на этапе формирования перечня программ затратить больше усилий исредств для обоснованияцелесообразности их разработки, установления оптимальных параметров, увязки с другими потребностями региона,а также с образом жизни и обычаямилюдей. Не проработанные решения, как показывает опыт, влекут за собойнеоправданные, невозместимыепотери;
определениеоргана программно-целевого управления, ответственного заформирование и реализацию программы. Определяется функциональный«Заказчик» программы и «Исполнитель» программы.Взаимоотношения между «Заказчиком» и «Исполнителем» программ регламентируются на основе заключаемыхконтрактов на разработку конкретнойпрограммы;
определение головного разработчика проектапрограммы и соисполнителей. Выбор головногоразработчика (как правило, научно-исследовательскаяпроектная организация, специально созданная комиссия, рабочая группа)целесообразно проводить на конкурснойоснове по согласованию с «Заказчиком» и ответственным «Исполнителем». В качестве головного разработчикамогут быть как местная организация(всех форм собственности), так и специализированные организации, другихрегионов или творческие коллективы,составленные из представителей разных ведомств и имеющих соответствующийопыт/решения поставленных в программе проблем.В конкурсе допускается участие организаций государственного (ведомственного) подчинения. Головнойразработчик осуществляет организационное и научно-методическоеруководство деятельностью всехсоисполнителей, ответственных за подготовку отдельных программ; формирует проекттерриториальной программы в сводном виде и представляет его заказчику.Соисполнители подбираются с учетом ихстатуса и полномочий, а также наличии квалифицированныхкадров и опыта аналогичных работ. Взаимоотношения головного разработчика и соисполнителей также регламентируются контрактами с «Исполнителем»программы;
разработкатехнического задания напроектирование программ! На основеутвержденного перечня программ организация-заказ чик подготавливает и выдаетголодному разработчику исходное задание на формирование региональнойпрограммы, которое дол) содержать:
• развернутуюформулировку главной цели, основных подцелейи задач программы с количественно определенными конечными показателями;
• примерный составпрограммы в рамках региона;
• ориентировочный составпредприятий (организаций), участвующихв реализации программы;
• ориентировочнуюпотребность в материально-технических, топливно-энергетических,земельных, трудовых ресурсах, прочих видах ресурсов;
• объем предполагаемыхзатрат на разработку программы с указаниемисточников и порядка финансирования;
• указания поорганизации разработки, согласованию и рассмотрению программы и др.
Головнойразработчик, руководствуясь исходным заданием, подготавливает и согласовывает с«Заказчиком»:
• общую схемупрограммы и организационный план ее составления;
• координационныйплан, в котором всем соисполнителям определяются содержание, порядок исроки завершения работ по проектированию,объемы и источники их финансирования;
• необходимыеметодические материалы, формы и показатели для соисполнителей;
проектированиепрограммы. Проектированиеосуществляется на стадиипланово-бюджетных расчетов и начинается с детального анализа исходного состояния проблемы и прогноза,экономических и других последствий.На основе предпрограммных проработок (схемыразвития и размещения производительных сил районов, схемы формированиятерриториально-производственных комплексов, научно-исследовательские и проектно-изыскательские разработки идр.) осуществляется изучение состояния проблем, форм и способов ее решения,производится отбор исходной информации, необходимой для проведенияпоследующих оценок и расчетов.
Стержнеманализа выступает изучение ретроспективы состояния проблемы. Привлекаются динамические ряды показателей,характеризующих, например, уровни удовлетворения потребностей в программном продукте (продуктах) запредшествующие годы; затраченныересурсы на покрытие этих потребностей, отставание от н