Федеральное агентство пообразованию
ГосударственноеОбразовательное Учреждение
Высшего ПрофессиональногоОбразования
«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической теориифакультета гуманитарного образования
Контрольная работа
Экономика России
“Формирование рынка труда вроссийской экономике”
Выполнил:
студент гр. МУз06№ 069048
Иванов Евгений
Анатольевич
Проверил:Балакина
Элеонора Вячеславовна
Кемерово 2007
План
1. Введение………………………………………………………………………..3
2. Основная часть…………………………………………………………………4
2.1 Трудовые ресурсы…………………………………………………………….4
2.2 Экономическая активностьнаселения……………………………………..10
2.3 Образовательнаяструктура занятости……………………………………...11
2.4 Профессиональнаяструктура занятости…………………………………...13
3. Выводы…………………………………………………………………………14
4. Список использованнойлитературы…………………………………………16
1.Введение
В современном мире невозможноорганичное развитие производства, сферы услуг, экономики в целом без наличиясоответствующих времени и условиям трудовых ресурсов. Человек трудился современ его появления на земле. Труд, как всеобщее условие обмена веществ междучеловеком и природой, представляет собой вечное и естественно условиечеловеческой жизни. Обязательным условием процесса труда является соединениеработника, обладающего совокупностью физических и духовных способностей к труду- рабочей силой, со средствами производства. Следовательно, главной производительнойсилой общества являются трудовые ресурсы.
Разработка, использование и развитиевысокосложных технологий, распространение компьютерной и информационной техникитребуют наличия трудовых ресурсов соответствующего типа и подготовки. И однимиз ключевых аспектов рыночных преобразований становится политика интеллектуализацииобщественного труда.
Для российской экономики особенноважно то, что современный рынок труда формируется под влиянием широкого спросана рабочую силу новаторского типа и одновременно ответного массового выхода нарынок труда кадров, хорошо подготовленных к труду в условиях интенсивныхнаучно-технических перемен, способных к активной преобразующей деятельности.
В области совершенствования трудовыхресурсов особое значение приобретает воспитание личности, направленное наразвитие ее творческого мышления и инициативы. Ключевым становитсяиндивидуальный подход. Возникает типичная ситуация, когда каждый человек навсех стадиях обучения получает знания, исходя из уровня своего интеллекта.Время обучения также индивидуально.
Для России очень важно систематическиизучать опыт эффективного использования качественно новой, предполагающейвысокую профессиональную и научную подготовку рабочей силы — трудовых ресурсовбудущего, которые в настоящий момент в экономике России и других стран СНГ используютсяплохо и занимают низшее положение по оплате труда.
Современная рыночная экономикапредъявляет новые требования к рабочей силе: участие в развитии производствапрактически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстроменяющейся по своим характеристикам и технологически все более сложнойпродукции; снижение себестоимости изделий путем совершенствования методовпроизводства и уменьшения затрат.
2.Основнаячасть
2.1Трудовые ресурсы.
Под трудовыми ресурсами понимают частьнаселения страны, обладающую необходимым физическим развитием, умственными способностямии знаниями для осуществления полезной деятельности.
^Во-первых, в зависимостиот возраста все население может быть разделено на три неравные части:
1) лица моложе трудоспособноговозраста (от рождения до 14 лет включительно);
2) лица в трудоспособном возрасте:женщины от 15 до 54 лет, мужчины от 15 до 59 лет включительно;
3) лица старше трудоспособноговозраста, т.е. пенсионеры; женщины с 55, мужчины с 60 лет.
Во-вторых, в зависимости отспособности к труду различаются лица трудоспособные и нетрудоспособные(неработающие инвалиды).
К трудовым ресурсам относятся:
• население в трудоспособномвозрасте, за исключением неработающих инвалидов I и II групп и пенсионеров,получающих пенсии по возрасту на льготных условиях;
• работающие лица пенсионноговозраста;
• работающие подростки в возрасте до15 лет.
Главное изменение возрастной структуры населениясостоит в том, что доля детей и подростков неуклонно сокращается, а удельныйвес пожилых людей растет.
В настоящее время в Россиинаблюдается рост численности населения трудоспособного возраста и старшей возрастнойгруппы.
Численностьдетей и подростков снижается еще с конца 80-х годов в связи с низкой рождаемостью.Число лиц, входящих в трудоспособный возраст, ежегодно увеличивается. Резкоснижается численность старшей возрастной группы в связи с выходом на пенсиюмалочисленного поколения 40-х годов рождения.
Но после 2006 г. естественная убыльтрудоспособного населения России резко возрасла: на 3 млн чел. за 2005—2010 гг.и свыше 5 млн за 2010-2015 гг.
Рост численности населениятрудоспособного возраста (с 84,5 до 87 млн чел. за 1996-2000 гг.) привел кувеличению предложения рабочей силы. Одновременно уменьшается демографическаянагрузка на работающее население (отношение населения моложе и старше трудоспособноговозраста к населению трудоспособного возраста).
Рост демографической нагрузки — какдлительная тенденция — связан, в частности, с проблемой старения населения. Вдемографическом смысле население считается старым, если доля лиц в возрасте60 лет и старше превышает 12%. В России старение населения наступило довольнопоздно — в 60—70-е годы как под воздействием довольно резкого снижения рождаемости,так отчасти и под влиянием снижавшейся смертности (доля населения старше 60лет повысилась с 9% в 1959 г.до 16,3% в 1979 г.и 18,5% в 1989 г.).В то же время два фактора тормозят тенденцию к старению российского населения:
а) приток в страну иммигрантов, средикоторых преобладает молодежь и лица среднего возраста, и б) высокая смертностьи крайне низкая продолжительность жизни населения. В результате доля лиц 60 лети старше в населении России к 1996 г. сократилась до 16,8%.
С точки зрения соотношения трудоспособныхи нетрудоспособных возрастов Россия на период 1996—2010 гг. вошла вблагоприятный период, который необходимо использовать для подготовки к тем временам,когда старение неизбежно повлечет за собой сокращение трудовых ресурсов, в частностидля снижения смертности, особенно в младших и средних возрастах (это несколькозамедлит старение населения).
В дореформенный период российскаярабочая сила заметно отличалась по своим структурным характеристикам отрабочей силы других стран, особенно — стран со зрелой рыночной экономикой. Приналичии гипертрофированного промышленного сектора слабо был развит секторуслуг: спрос на услуги искусственно подавлялся в пользу спроса на товары;система снабжения и сбыта отличалась сверхцентрализацией; господствовалаидеология, согласно которой производительным признавался только труд попроизводству товаров (отсюда — противопоставление сфер «материального» и «нематериального» производства).Профессиональная структура занятости была смещена в пользу «синеворотничковых»профессий, связанных с физическим трудом, многие «беловоротничковые» профессиибыли представлены в недостаточной степени либо вообще отсутствовали. Хотяэкономика располагала многочисленным контингентом высокообразованной рабочейсилы, система образования была ориентирована на выработку узкоспециализированныхтехнических навыков в ущерб общим знаниям и умениям.
Шоки переходного процесса фактически«взорвали» прежнюю структуру занятости, сложившуюся в плановую эпоху. Подвлиянием столь масштабных изменений отраслевая структура российской занятостистала качественно иной (табл. 1). Хотя самой крупной отраслью экономики, как ипрежде, остается промышленность (в ней, по имеющимся оценкам, сосредоточенопорядка 22—24% всех работников), по сравнению с дореформенным периодом ее вкладв совокупную занятость резко уменьшился — почти на 9 п. п. Обратный процесснаблюдался в торговле, вклад которой в совокупную занятость, напротив,увеличился на 9 п. п. Это позволило ей переместиться на второе место в спискеотраслей по численности работников, так что сегодня она аккумулируетзначительно большую долю рабочей силы, чем сельское хозяйство, строительствоили транспорт и связь. Заметно возросла также доля занятых в государственномуправлении (в настоящее время здесь трудится приблизительно каждый двадцатыйработник). Примерно по одному дополнительному процентному пункту «прибавили» загоды реформ здравоохранение, образование и финансы, тогда как ЖКХ и культурасохранили свое представительство практически на дореформенном уровне. Единственнойотраслью сферы услуг, удельный вес которой в совокупной занятости сократился(почти на 2 п. п.), была наука.
Дореформенную российскую экономику,когда во вторичном секторе было сконцентрировано свыше 40% всех занятых, можно былопо праву считать сверхиндустриализированной. Но в пореформенный период доляэтого сектора уменьшилась на 1/4, — до 30%. За то же время доля занятых в сфереуслуг увеличилась почти на 15 п. п., и сегодня здесь сосредоточено уже 60% всехроссийских работников.
По доле занятых в торговле (15%)Россия не уступает странам Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). В то же времяудельный вес работающих на транспорте оказывается в ней непропорционально велик— 9% (впрочем, у этого отклонения есть очевидное объяснение — размеры страны).
Т а б л и ц а I
Распределение занятых по основнымотраслям российской экономики, по данным БТР (1990 и 2004 гг.) и ОНПЗ (1992 и2004 гг.) (в %)*
Отрасли экономики
БТР
ОНПЗ
1990 г.
2004 г.
1992 г.
2004 г.
Промышленность
30,3
21,5
31,2
24,0
Сельское и лесное хозяйство
13,2
10,8
13,3
9,4
Строительство
12,0
7,9
7,6
7,5
Транспорт
6,6
6,6
8,4
1,6
Связь
1,2
1,4
6,5
Оптовая и розничная торговля,
общественное питание
7,8
17,2
8,1
15,6
Жилищно-комунальное хоз-во,
непроизводственные виды
бытового обслуживания
4,3
4,8
3,8
4,8
Здравоохранение, физическая
культура и соц. обеспечение
5,6
7,1
5,9
7,3
Образование
7,9
9,0
8,3
9,1
Культура и искусство
1,7
1,9
1,4
1,7
Наука и научное обслуживание
3,7
1,8
2,8
1,2
Финансы, кредит, страхование,
пенсионное обеспечение
0,5
1,4
0,9
1,5
Управление
2,1
4,8
4,2
7,1
Другие отрасли
3,1
3,8
4,1
2,6
* Использована классификация ОКОНХ
Напротив, в общественном питании ифинансовых услугах налицо очевидный и очень глубокий провал. Здесь занятосоответственно 1,9% и 1,4% российских работников, что в полтора-два разаменьше, чем в наиболее развитых странах ЦВЕ. Необходимо также отметить, чтохотя в России достаточно много работников занято оказанием деловых услуг (почти6%), значительная их часть трудится в науке и научном обслуживании. В результате при исключении работающих внауке и научном обслуживании российская занятость в «рыночных» деловых услугах«съеживается» до крайне малой величины. Обратный пример демонстрируютсоциальные услуги — здравоохранение и особенно образование. Здесь, наоборот,наблюдается сверхвысокая концентрация рабочей силы — соответственно 6,9% и9,1%. Парадоксально, но в российской системе образования занято почти вдвое (!)больше работников (в относительном выражении), чем в германской. Какследствие, по сравнению с другими странами российская структура занятости оказываетсярезко смещена от «рыночных» услуг в пользу социальных.
И все же, несмотря на указанныеотклонения, мы можем констатировать, что сегодня Россию уже нельзя относить кчислу сверх-индустриализованных стран, как это было до начала реформ, С точкизрения распределения рабочей силы доминирующим сектором российской экономикивыступает сектор услуг, где сосредоточено почти 2/3 всех занятых. Поэтому еевполне можно отнести к экономикам постиндустриального типа или, по меньшеймере, к экономикам, вплотную к нему приблизившимся.
Сегодня структура российскойзанятости, включает три примерно равные части (табл. 2), состоящие из групп свысокой (руководители, специалисты высшего и среднего уровня квалификации),средней (квалифицированные рабочие, работники, занятые подготовкой информации,работники сферы обслуживания) и низкой профессиональной квалификацией(сельскохозяйственные, полуквалифицированные и неквалифицированные рабочие).
Таблица2
Распределениезанятых в российской экономике по профессиональным группам, 1997 и 2005 гг. (в%)*
1997 г.
2005 г.
Руководители
6,3
7,0 (7,2)
Специалисты высшего уровня квалификации
14,8
16,9 (17,5)
Специалисты среднего уровня квалификации
15,0
14,2 (14,7)
Служащие, занятые подготовкой информации
3,2
3,1(3,2)
Работники сферы обслуживания
10,8
13,9 (14,4)
Квалиоицированные рабочие сельского хозяйства
2,8
4,9 (1,6)
Квалифицированные рабочие промышленности
17,0
16,0 (16,5)
Полуквалифицированные рабочие
14,8
12,8(13,3)
Неквалифицированные рабочие
15,2
11,2 (11,6)
* По данным ОНПЗ за соответствующие годы. В скобкахприведены оценки, характеризующие распределение занятых по профессиональнымгруппам при исключении лиц, производящих продукцию в ЛПХ для реализации нарынке.
2.2 Экономическая активностьнаселения.
Начиная с 1993 г. в России осуществленпереход на международную систему квалификации состава населения. Всоответствии с данной квалификацией трудовые ресурсы делятся на экономически,активное и экономически неактивное население.
•Экономическинеактивное население —та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы. Включает следующиекатегории:
• учащиеся, студенты, слушатели икурсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях;
• лица, получающие пенсию по старостии на льготных условиях;
• лица, получающие пенсию по инвалидности;
• лица, занятые ведением домашнегохозяйства, уходом за детьми, больными родственниками и т.п.;
• отчаявшиеся найти работу, т.е.прекратившие поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но которыемогут и готовы работать;
• другие лица, которым нетнеобходимости работать независимо от источника дохода.
Структура трудовых ресурсовпо полу характеризуется преобладаниеммужчин (53,3%) над женщинами (46,7%). Это связано с тем, что трудоспособный возраст у мужчин на5 лет выше.
Однако такое соотношение меняетсяиз-за возрастания смертности мужчин в трудоспособном возрасте.
2.3Образовательная структура занятости.
В пореформенный период российскаяэкономика продолжала активно вовлекать работниковсо все более высокой формальной образовательной подготовкой(рис. 1). Поданным переписей населения, за период 1989—2002 гг. численностьзанятых с законченным высшим профессиональным образованием возросла почти на30%, с незаконченным высшим — на 80% и со средним профессиональным — почти на20%. Таким образом, трансформационный кризис не смог прервать долгосрочнуютенденцию к опережающему росту численности работников с дипломами вузов иссузов. Напротив, группы, расположенные в центральной и нижней частиобразовательной шкалы, быстро сжимались. Так, контингент работников сначальным профессиональным и со средним (полным) общим образованием уменьшилсяна 1/3, с основным общим — на2/3, а с начальным и ниже — на 90%.
Эта разнонаправленная динамика вомногом объяснялась чисто демографическими факторами. Старшие поколения имели всвоем составе сравнительно много лиц с низкой и сравнительно мало лиц с высокойобразовательной подготовкой. Среди младших поколений ситуация была обратной.Соответственно по мере того, как, достигнув пенсионного возраста, старшие когортыпокидали рынок труда, численность работников с основным и начальнымобразованием сокращалась.
Динамикачисленности занятых с различными уровнями образования, по данным переписейнаселения 1989 и 2002 гг.
(в %, 1989 г.= 100%, занятое население 15 лет и старше)
Рис.1
И наоборот: по мере того как молодыекогорты достигали трудоспособного возраста, поступали в ссузы или вузы, азатем выходили на рынок труда, численность работников со средним и высшимпрофессиональным образованием возрастала. Похоже, что уже в ближайшейперспективе этот механизм смены поколений приведет к практически полномувымыванию с рынка труда лиц с невысокой образовательной подготовкой.
Как соотносятся между собойотраслевые и образовательные характеристики российской рабочей силы?Обладатели вузовских дипломов предпочитают работать в промышленности (18%),торговле (12%), здравоохранении (9%), образовании (19%) и государственномуправлении (свыше 12%). К тем же отраслям тяготеют и выпускники ссузов. В отличиеот них работники с начальным профессиональным и средним (полным) общим образованиемотдают предпочтение промышленности, строительству, транспорту и торговле. Чтокасается рабочей силы с основным или начальным общим образованием, то для нееведущей сферой приложения труда оказывается не промышленность, как для всехостальных групп, а сельское хозяйство. Здесь занято соответственно 31 и 59%работников, принадлежащих к этим группам.
Наиболее знаниеемкими отраслямироссийской экономики являются информационное обслуживание, деловые услуги,геология, образование, наука, финансы и государственное управление, где высшееобразование имеют от 1/3, до 2/3,всех занятых. Противоположный полюс представлен сельским хозяйством, а такжетранспортом и ЖКХ, где вузовские дипломы есть лишь у 7—14% работников.
В России преобладает подготовка потехническим, инженерным и сельскохозяйственным специальностям, в чемсказывается инерция советского периода (значительная часть которого пришлась наиндустриализацию). В то же время наша страна серьезно отстает от развитыхстран в подготовке специалистов в области гуманитарных и социальных наук, атакже медицины.
Структура знаний и навыков среднего истаршего поколений, сформировавшаяся в условиях принципиально иной, чемрыночная, социально-экономической системы, во многих случаях не соответствуетпотребностям современного народного хозяйства России.
2.4Профессиональная структуразанятости.
Из-за имеющихся информационных ограниченийтраектории изменения занятости в различных профессиональных группах удается сдостаточной степенью достоверности реконструировать лишь для периода 1997—2005гг.). За эти годы численность работников сферы обслуживания выросла почти в 1,5раза, специалистов высшего уровня квалификации — почти на 1/3, руководителей —на 1/4, специалистов среднегоуровня квалификации, служащих, занятых подготовкой информации, иквалифицированных рабочих — примерно на 10%. Численность полуквалифицированныхрабочих осталась почти неизменной. В то же время неквалифицированных рабочихстало меньше на 15%, а сельскохозяйственных рабочих (без учета лиц, производящихпродукцию в ЛПХ для реализации на рынке) — на 40%. Таким образом, опережающиетемпы роста демонстрировали наиболее квалифицированные профессионалыые группы(а также работники сферы обслуживания), тогда как численность наименееквалифицированных групп либо сокращалась, либо оставалась неизменной.
3. Выводы
1. Россия переживает с начала 90-хгодов затяжной демографический кризис, обусловленный как долговременнымипричинами (преобладание современного типа воспроизводства населения,демографическое старение), так и действием относительно краткосрочных факторов— социально-экономического кризиса 90-х годов.
2. На динамику трудовых ресурсовРоссии существенное влияние оказывает тенденция изменения возрастной структурынаселения — сокращение доли детей и подростков и рост удельного веса пожилых ипрестарелых. Вместе с тем на рубеже XX и XXI в. наметилось повышение долинаселения трудоспособного возраста.
3. Интеллектуальный потенциалнаселения России продолжает возрастать, несмотря на затяжнойсоциально-экономический кризис 90-х годов. Однако профессиональная подготовкарабочей силы по довольно широкому кругу специальностей во многих случаях несоответствует потребностям рыночной экономики и современного уровня техники.
В пореформенный период структура российской занятости претерпела кардинальныеизменения и во многих отношениях стала более «стандартной». Так, наблюдалосьрезкое сжатие вторичного сектора экономики с параллельным расширениемтретичного сектора, в результате чего основная часть российской рабочей силыоказалась сконцентрирована в сфере услуг. Правда распределеиие работников поотраслям внутри самого третичного сектора выглядит достаточно необычно — из-заявно выраженной смещенности от деловых услуг в пользу социальных.
Однако самая сильная печать «атипичности» (можносказать уникальности), лежит, несомненно на образовательной структуре росийскойрабочей силы. По доле работников с третичным образованием Россияпрочно удерживает первое место в мире, а по доле работников с вузовскими дипломами входит в группулидеров.
Несмотря на определенныеположительные результаты в области регулирования рынка труда в последние годы(принятие ряда законов, организация структуры управления, проведениеобследования населения) российский рынок труда еще не сложился. В нем слабодействуют рыночные регуляторы, он остается разбалансированным по основнымпараметрам. Главная причина — сохранение тех факторов, которые обусловилиунаследованную от недавнего прошлого систему использования трудовых ресурсов,характеризующуюся завышенным спросом на рабочую силу и заниженным требованием кее качеству.
4.Список использованнойлитературы
1. Виноградов В.В Экономика России:Учебное пособие. — М.: Юрист, 2001.
2. Капелюшников Р. Структура российской рабочей силы:особенности и динамика / Р.Капелюшкин // Вопросы экономики.- 2006.- № 10.-С.19-40.