Содержание
Введение
3
1.
Финансовая система России на современном этапе.....
....................5
1.1.
Понятие финансовой системы........................................
....................5
1.2.
Структура финансовой системы.....................................
....................7
1.3.
Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы........................................................
..................10
1.4.
Общая характеристика звеньев финансовой системы.
..................13
2.
Управление финансовой системой.................................
..................23
2.1.
Управление финансами, виды и методы.......................
..................23
2.2.
Задачи и функции органов управления финансами.....
..................35
2.3.
Направления развития финансовой системы Российской Федерации....................................................
..................42
Заключение.......................................................................
..................49
Список используемой литературы.................................
..................51
Приложения......................................................................
..................52
Введение
Надежная финансовая система является стержнем в развитиии успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильностиэкономики в целом. Эта система являетсяосновой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей егоповседневные операции. Очень важная задача — создать надежную финансовуюсистему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных, ценных бумаг.
В последние годы вопросами создания надежнойфинансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящаетсязначительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектамэтого вопроса не достигнуто.
Так, например, западные крупные экономисты не дают четкогоопределения финансовой политики. С. Фишер и еще два экономиста не выделяют финансовуюполитику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяяопределение фискальной политики. Аналогично рассматривают указанную проблему инекоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности С. Л. Брю и К. Р. Макконнелл совмещаютпонятия фискальной политики и финансово-бюджетнойполитики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядокгосударственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полнойзанятости и не инфляционного национального продукта.
Подфинансовой политикой, марксисты, видят в первую очередь совокупностьгосударственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, ихраспределению и использованию для осуществления государством его функций,указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовойполитики, на развитие производительных сил и производственных отношений определяютсяобъективными закономерностями экономического развития, общественно-политическимстроем страны.
Цельисследования определяет постановку следующих задач:
— датьопределение финансовой системе и рассмотретьее структуру;
— изучить мнения различных авторов по поводу составафинансовой системы России;
— рассмотрение не только главного звена финансовой системы – бюджетной системы, но и внебюджетные и муниципальные фонды, финансыпредприятий, организаций и учреждений, финансы страхования, кредиты;
— рассмотреть видыуправления финансами, а также задачи и функции органов управления;
— направления развитияфинансовой системы России.
1. Финансовая система России на современном этапе
1.1 Понятие финансовой системы
Функции и роль финансовреализуются через финансовую систему, с помощью которой осуществляетсяраспределение и перераспределение денежных средств в экономике страны.Финансовая система представляет собой встроенный элемент экономической системы,обслуживающий субъекты экономики, обладающие избытком или недостатком денежныхсредств.
Финансовые отношенияхарактеризуются общими чертами, а именно все они:
§ осуществляют перераспределениевалового внутреннего продукта и национального дохода;
§ участвуют в формировании фондов денежныхсредств и их использовании;
§ контролируют и регулируютраспределительный процесс;
§ выступают преимущественно в денежнойформе.
Пройдядлительный эволюционный путь развития, финансовые отношения приобретаютразнообразные формы проявления. Это обусловлено усложнением хозяйственныхсвязей, расширением рынка, функций и задач государства. Из общей совокупностифинансов постепенно выделяются отдельные финансовые отношения со своимиспецифическими особенностями, образуя конкретную финансовую категорию.
Финансовые категории обладают определенными признаками:функциями, задачами, ролью, целью функционирования. Например, налоги в отличиеот финансовых отношений имеют четыре основные функции, выступают важнейшимэлементом воздействия на экономические и социальные процессы страны и др.
Расширениевзаимосвязей между главными экономическими агентами национальной системы(хозяйствующими субъектами, населением, государством) создает условия дляпоявления финансовых звеньев.
Финансовые звенья– это группировка отдельных финансовыхкатегорий с общими признаками. К ним, к примеру, относятся бюджет, финансыдомашнего хозяйства. Бюджет, как финансовое звено объединяет такие финансовыекатегории, как налоги, государственный кредит, государственные расходы.
Наличиезвеньев финансовой системы определяется существованием самостоятельныхэкономических субъектов, участвующих в хозяйственной жизни. Экономическийсубъект – это юридическое или физическое лицо, являющееся носителем прав иобязанностей. В современных рыночных отношениях участвуют четыре экономическихсубъекта: государство, регион, хозяйствующий субъект, гражданин (физическоелицо).
Следовательно, финансовая система вэкономическом аспекте – это внутреннее строение финансов, совокупность входящихв них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляетспецифическую группу финансовых отношений. В литературе, помимо рассмотренного,встречается применение термина «финансовая система» и в другом смысле – каксистемы финансовых органов. Однако такая подмена понятий ведет к размываниюпонятия предмета изучения.
Итак, финансоваясистема в целом представляет собой совокупность финансовых отношений, выступающихв виде взаимосвязанных и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которыераспределяют и используют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов,домохозяйств, государства, а также специальных финансовых институтов.
В рамкахфинансовой системы осуществляется разнообразная деятельность, в том числепланирование, финансирование, инвестирование, налогообложение, страхование,финансово-бухгалтерская деятельность, аудит, финансовое инспектирование и др.
1.2. Структура финансовой системы
Вопрос оструктуре финансовой системы РФ является дискуссионным, и наиболее частовыделяют от 2 до 5 звеньев.
Финансоваясистема РФ претерпела кардинальные изменения с распадом Советского Союза. До1991 г. Она включала финансы материального производства, финансынепроизводственной сферы и общегосударственные финансы (государственный бюджетСССР, имущественное, личное и иностранное страхование, государственный кредит).
Государственныйбюджет СССР объединял союзный бюджет, государственные бюджеты союзных республики государственный бюджет социального страхования. В союзном бюджете в 1970-1990гг. концентрировалось 50-52% общегообъема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республикприходилось 48-50%, из которых 35%находилось в распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% — в местныхбюджетах.
Насовременном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:
· бюджетная система, состоящая изгосударственных и местных муниципальных образований, внебюджетные целевыегосударственные и муниципальные фонды;
· финансы предприятий, организаций,учреждений;
· кредит (государственный,муниципальный и банковский).
Подобноемнение о содержании финансовой системы широко распространено средипредставителей финансово-правовой науки[1].
Вместе стем в экономической финансовой литературе высказано суждение о более узкомсоставе финансовой системы, исключающее из нее кредит в связи с присущими емуособенностями. Однако ссылка на наличие особенностей у кредита при обособленииего от финансов представляется не убедительной, поскольку и каждое другое изназванных звеньев финансовой системы обладает своей спецификой, одновременновзаимодействуя между собой в качестве составных частей единой системы.Взаимодействует с ними и кредит. Другие представители финансовой науки, неупоминая среди звеньев финансовой системы банковский кредит, государственныйкредит в него включают.
При этом всовременной литературе отмечается целесообразность расширительного толкованияфинансов, включения в них и банковского кредита.
Всясистема финансов России в целом состоит из двух укрупненных подсистем:
1. государственных и муниципальныхфинансов;
2. финансов хозяйствующих субъектов.
Этиукрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формированиядоходов и денежных фондов в свою очередь делятся на более частные подсистемы(звенья).
Как ужеговорилось выше, вопрос о структуре финансовой системы России разными авторамивидится по-разному. В данной работе мы рассмотрим модель финансовой системы,предложенную авторами М.В. Романовским и О.В. Врублевской, которая представленана рис.1.1
SHAPE * MERGEFORMAT
Система финансов России
Финансы хозяйствующих субъектов
Государственные и муниципальные финансы
Коммер-ческие предприя-тия и организа-ции
Финансовые посредники
Бюджетная система
Государственный кредит
Бюджеты:
Пенсионного фонда
Фонда социального страхования РФ
Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования
Федеральный бюджет
Территориальные бюджеты субъектов РФ
Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)
Некоммер-ческие организа-ции
Рис. 1.1 Подсистемы и звенья системы финансов
Государственные имуниципальные финансы:
· бюджетнаясистема;
· внебюджетныефонды;
· государственныйкредит.
Финансы хозяйствующихсубъектов:
· коммерческихпредприятий и организаций;
· финансовыхпосредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховыхорганизаций и других финансовых институтов);
· некоммерческихорганизаций.
1.3. Дискуссионные вопросы составаи структуры финансовой системы РФ
В литературе финансоваясистема, её состав и структура представлены по-разному.
Не смотря на то, что все авторывыделяют один основной критерий, по которому происходит разделение финансовойсистемы на сферы и звенья (роль субъекта в общественном воспроизводстве), мывидим всё же расхождения в структуре.
Основным из дискуссионныхвопросов является выделение страхования как самостоятельной сферы финансовойсистемы. Например, такие авторы как Галицкая С.В., Вавилов Ю.Я., Родионова В.М.выделили три сферы финансовой системы: финансы экономических (хозяйствующих)субъектов, страхование, государственные и муниципальные финансы. Причемструктура этих сфер тоже различна у разных авторов.
Автор Вавилов Ю.Я. в сфере страхованиявыделяет два звена (см. Приложение 2):
1. Некоммерческое (государственноестрахование);
2. Коммерческое страхование.
Автор Родионова В.М. выделяет 5 звеньев (см. Приложение3):
1. Социальное страхование;
2. Личное страхование;
3. Имущественное страхование;
4. Страхование ответственности;
5. Страхование предпринимательскихрисков.
Автор Галицкая С.В. также выделяет 5 звеньев (см. Приложение 4):
1. социальное;
2. личное;
3. имущественное;
4. ответственности;
5. предпринимательских рисков.
Другое мнение можноувидеть в работах Поляка Г.Б.,который не включает страхование в состав финансовой системы (см. Приложение 1).
Значит перед нами встаетеще один вопрос: если всё же ряд авторов выделяют страхование как отдельнуюсферу, то каков же её состав? На этот вопрос пока нет однозначного ответа.
Все авторы выделяют какотдельную сферу финансы субъектов хозяйствования, хотя можно увидеть, что интерпретацияэтого названия у авторов разная. Отчего зависит такое расхождение и каквсё-таки правильно называть эту подсистему, вот еще один вопрос.
Автор Романовский М.В. выделяет сферу финансы субъектовхозяйствования и делит её на (см. Приложение5):
1. Коммерческие предприятие иорганизации;
2. Некоммерческие организации;
3. Финансовые посредники.
Родионова В.М. выделяет сферуфинансы предприятий, учреждений, организаций и выделяет в ней следующие звенья:
1. финансы предприятий, функционирующихна коммерческих началах;
2. финансы учреждений и организаций,осуществляющих коммерческую деятельность;
3. финансы общественных объединений;
По Вавилову Ю.Я. финансыэкономических (хозяйствующих) субъектов делятся на:
1. финансы коммерческих организаций;
2. финансы некоммерческих организаций;
3. финансы ПБОЮЛ;
4. финансы домохозяйств.
Ковалёва А.М. выделяет финансыхозяйствующих субъектов (см. Приложение6):
1. государственных;
2. муниципальных;
3. частных;
4. акционерных;
5. арендных;
6. общественных;
Поляк Г.Б. выделяет сферу децентрализованные финансыи делит их на:
1. финансы предприятий, организаций (коммерческихи некоммерческих);
2. финансы домашнего хозяйства.
Таким образом, еще однимважным вопросом является состав сферы финансов субъектов хозяйствования.
Аналогичные расхожденияпроисходят в сфере государственные и муниципальные финансы.
Поляк Г.Б.выделил сферу централизованные финансы и в ее составе:
1. федеральный бюджет;
2. территориальные финансы;
3. специальные внебюджетные фонды.
По Вавилову в состав сферы государственные и муниципальные финансы входят:
1. Федеральные финансы;
2. Финансы Субъектов Федерации;
3. Местные финансы;
Родионовав составе государственных финансов выделила:
1. Государственный бюджет;
2. Внебюджетные фонды;
3. Государственный кредит;
Ковалёвавыделила сферу общегосударственныефинансы и в её составе:
1. государственный бюджет;
2. внебюджетные фонды;
3. государственный кредит;
4. фонды страхования;
5. фондовый рынок.
По системе Романовского сфера государственные имуниципальные финансы включает в себя бюджетную систему и государственныйкредит. В свою очередь бюджетная система делится: на федеральный бюджет, территориальные бюджеты субъектов РоссийскойФедерации, бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты), бюджетыПенсионного фонда, фонда социального страхования РФ, Федерального итерриториальных фондов обязательного медицинского страхования.
1.4. Общая характеристика звеньевфинансовой системы
Бюджетная системаявляется одним из наиболее важных институтов любого государства, эффективностьфункционирования которое оказывает непосредственное влияние качествоэкономического роста на уровеньобщественного благосостояния.
Средства, аккумулируемые в рамках бюджетнойсистемы, составляют финансовую основу функционирования органов государственнойвласти и местного самоуправления обеспечивающую решение задач и выполнениефункций государствам и муниципалитетом. Целью функционирования бюджетнойсистемы является построение социально-ориентированного общества посредствомраспределения и перераспределения ресурсов.
Стабильностьфункционирования бюджетной системы– один из наиболее важных показателей,характеризующий устойчивость экономики и, прежде всего состояние ее социальнойсферы.
Построение современнойбюджетной системы началось в 1991 году и проходило на фоне серьезныхпреобразований в российской экономике, которые в значительной степениопределили первостепенные задачи, стоящие перед бюджетной системой. Особоеместо среди них занимают необходимость адоптации российской экономики крыночным условиям хозяйствования, обеспечение экономической стабильности истимулирование инвестиционной активности в национальной экономике.
Бюджетная система РФ– это основанная на экономическихотношениях и государственном устройстве регулируемая нормами права совокупностьфедерального бюджета, бюджетов Субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетовгосударственных внебюджетных фондов.
В Российской Федерациисложилась трехуровневая бюджетная система:
1 уровень – федеральный бюджет ибюджеты государственных внебюджетных фондов;
2 уровень – бюджеты субъектов РФ ибюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3 уровень – местные бюджеты.
В унитарных государствахбюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленныеместные бюджеты.
Одним из наиболеезначительных этапов в развитии российской бюджетной системе было принятие в1998 году бюджетного кодекса РФ, который установил общие принципыбюджетного законодательства РФ и определил правовые основы функционированиябюджетной системы.
Бюджетный кодекс РФ
SHAPE * MERGEFORMAT
Законы, принятые на соответствующий год
Законы, регулирующие бюджетные правоотношения
Законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ
Правовые акты органов местного самоуправления о местных бюджетах
Федеральные
законы
Законы
субъектов РФ
Законы органов местного самоуправления
Федеральный закон о федеральном бюджете
Рис. 1.2. Современное бюджетное законодательство РФ
Российская бюджетнаясистема едина, но при этом все бюджеты, входящие в нее, являютсясамостоятельными и не включаются друг в друга.
Взаимосвязь междуотдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системыпринято называть бюджетным устройством. Следовательно, бюджетное устройство –это организация взаимосвязи между звеньями бюджетной системы, основанная направовых нормах. Бюджетное устройство включает структуру бюджетной системы,бюджетную классификацию, принципы построения бюджетной системы и бюджетов.
Например, системаорганизации государственных финансов США характеризуется отсутствием единства.Это означает, что каждое подразделение государственного управления (федерация,штаты, местные органы) самостоятельно составляет и утверждает свой бюджет,разрабатывает и осуществляет налоговую политику, управляет долгом.
Через бюджетную системуперераспределяется около ¾ всех денежных средств, весь государственныйдолг страны.
SHAPE * MERGEFORMAT
Б
Ю
Д
Ж
Е
Т
Прогноз (план) социально-
экономического развития
Финансовый план (баланс доходов и расходов)
Обеспечение социальной
политики
Реализация проблем поддержки
и реструктуризация отраслей
народного хозяйства
Баланс денежных доходов
и расходов населения
Обслуживание государственного долга (или долга субъекта федерации)
Финансовый план (балансы)
отраслей предприятий
Денежно-кредитная система
Воспроизводственные процессы
Регулирование экономических процессов
Реализация функций управления,
субъекта федерации
Реализация инвестиционных
программ
Налоговая система Рис. 1.3. Экономическоесодержание бюджета
Бюджетное устройство.
Большое значение вобеспечении стабильности финансовой системы РФ имеет федеральный бюджет.Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономическойполитики, которая проводится Правительством РФ. Через параметры федеральногобюджета государство регулирует темпы экономического развития, а такжевзаимоотношения с территориями. Федеральный бюджет является первым уровнембюджетной системы РФ.
Федеральный бюджет– центральное звено (Iуровень) бюджетной системы, обеспечивающеефинансирование общенациональных задач и функций. Он является основныминструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабахгосударства в целом. Именно на федеральном уровне происходит формированиеосновных направлений проводимой в стране бюджетной политики, обоснованиебюджетных приоритетов, определение базовых принципов построения межбюджетныхотношений. Федеральный бюджет — основной финансовый план государства,утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.
Бюджеты субъектов РФ(IIуровень) включаютв себя бюджеты республиканские, областные, краевые, автономных областей(округов), а также городские бюджеты городов федерального значения. Эти бюджетыпредназначены для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных кпредметам ведения субъектов РФ.
В Российской Федерации 89субъектов, что означает существование 89 региональных бюджетов. Региональнымбюджетом следует считать консолидированный бюджет, в который входят областнойбюджет и бюджеты муниципальных образований.
Областной бюджет– это бюджет региональных органоввласти, т.е. бюджет областного правительства. Региональный бюджет по своейструктуре зависит от того, чем является регион: республикой, краем, областью или округом.
Структура доходов ирасходов бюджетов субъектов Федерации следует рассматривать в увязке с ихполномочиями в области бюджетных отношений и распределением доходов и расходовмежду бюджетом регионального органа власти и местными бюджетам.
Формирование доходнойчасти региональных бюджетов происходит за счет трех групп доходов:
1. налоговые доходы – федеральные налогии сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы;
2. неналоговые доходы – доходы отиспользования имущества, находящегося в региональной собственности, суммыштрафов, конфискаций и компенсаций;
3. безвозмездные перечисления –поступления средств от бюджетов других уровней, поступления от нерезидентов,поступления от организаций.
В бюджетном кодексепредусматривается перечень конкретных расходов, финансируемых исключительно избюджетов субъектов Федерации:
-обеспечения функционирования органов законодательной и исполнительной властисубъекта РФ;
-обслуживание и погашение государственного долга субъекта РФ;
-проведение референдумов в субъекте РФ;
-обеспечение реализации региональных программ;
-содержание и развитие учреждений и организаций жилищно-коммунального хозяйства;
-прочие цели, связанные с реализацией полномочий субъекта РФ.
Местные бюджеты(бюджеты муниципальных образований)составляют IIIуровеньбюджетной системы РФ. Они предназначены для финансового обеспечения задач ифункций, отнесенных к предметам ведения органов местного самоуправления. Всоответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» с 2006 г. произошло разделение местныхбюджетов на бюджеты двух уровней (типов): муниципальных районов и городскихокругов, поселений.
Местныебюджеты играют важную роль в социально-экономическом развитии, обеспечениифинансирования детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальныхучреждений. Понятия «местный бюджет», «бюджет муниципального образования», «бюджеторганов местного самоуправления» следует рассматривать как синонимы.
Доходыместных бюджетов состоят:
— из закрепленных доходов, включающихв себя доходы от сдачи в аренду, штрафы, госпошлины, местные налоги и сборы;
— регулирующих доходов, включающих всебя федеральные налоги, налоги субъекта РФ;
— финансовой помощи, включающей всебя дотации, субвенции, средства фонда поддержки муниципальных образований,средства по взаимным расчетам.
Размеры муниципальных долей (в %)федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постояннойоснове, определяются законодательнымиорганами субъектов РФ.
Расходнаячасть местных бюджетов включает расходы, связанные:
— срешением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ изаконодательством субъекта РФ;
— осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местногосамоуправления;
— обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;
— обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам.
Для сравнения составрасходов местных бюджетов США более половины их общей суммы приходится на долюзатрат, связанных с финансированием государственной налоговой школы. Кром