МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ»
Факультет экономики ипредпринимательства
Кафедра экономической теории
Допустить к защите в ГАК:
Декан ФЭП,профессор
______________В.В.Сизов
______________2004 г.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА
“ТЕНЕВАЯ”ЭКОНОМИКА:ПРИЧИНЫ, МАСШТАБЫ, И ПУТИ ОГРАНИЧЕНИЯ В РОССИИ
Научный руководитель:
К.Э.Н. профессор
__________________ В.С. Цитленок
Автор работы:
Студент группы ЭП-10
___________________И.А.Козюков
Томск 2004
оглавление
TOC o «1-3» Введение… PAGEREF _Toc66156148 h 4
Глава 1. Анализ уровня развития “теневой” экономики вроссии… PAGEREF _Toc66156149 h 7
1.1. Причины развития “теневой” экономики… PAGEREF _Toc66156150 h 7
Глава 2. Формы “теневой” деятельности… PAGEREF _Toc66156151 h 11
2.1. Виды “теневой” экономики, связанные с особенностями экономическойлиберализации в россии… PAGEREF _Toc66156152 h 13
2.2. Условия формирования “теневой” экономики… PAGEREF _Toc66156153 h 21
2.3. Формирование “теневой” экономики в финансовой и банковской сфере PAGEREF _Toc66156154 h 22
2.4. Рынок ценных бумаг… PAGEREF _Toc66156155 h 25
2.5. Пенсионное обеспечение… PAGEREF _Toc66156156 h 26
Глава 3. Оценка влияния “теневой” деятельности на экономику России PAGEREF _Toc66156157 h 27
3.1. Основные причины ухода предприятий в теневую экономику… PAGEREF _Toc66156158 h 27
3.2. Факторы увеличения объема “теневой” экономики… PAGEREF _Toc66156159 h 28
3.3. Негативные последствия экономики переходного периода… PAGEREF _Toc66156160 h 30
3.4. Стабилизирующее влияние “теневой” экономики… PAGEREF _Toc66156161 h 34
3.5. Дестабилизирующее влияние “теневой” экономики… PAGEREF _Toc66156162 h 35
3.6. Что сильнее — факторы стабилизации или дестабилизации?… PAGEREF _Toc66156163 h 38
3.7. Структура “теневой” экономики… PAGEREF _Toc66156164 h 39
3.8. Понятие отмывания денег, полученных преступным путем… PAGEREF _Toc66156165 h 42
3.9. Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем PAGEREF _Toc66156166 h 45
3.10. Операции, подобные отмыванию денег… PAGEREF _Toc66156167 h 46
3.11. “теневая” экономика и налоговая преступность… PAGEREF _Toc66156168 h 47
3.12. Неучтенные операции… PAGEREF _Toc66156169 h 48
3.13. Сокрытие части оборота… PAGEREF _Toc66156170 h 50
3.14. Псевдооперации… PAGEREF _Toc66156171 h 50
Глава 4. Пути ограничения роста “теневой” деятельностина экономику России PAGEREF _Toc66156172 h 52
4.1. Практикуемые подходы к “высветлению” “теневой” экономикиPAGEREF _Toc66156173 h 52
4.2. Проблемы ослабления “теневой” экономики… PAGEREF _Toc66156174 h 56
4.3. Создание правовых экономических условий по сокращению “теневой”экономики… PAGEREF _Toc66156175 h 69
Заключение… PAGEREF _Toc66156176 h 74
Список использованной литературы… PAGEREF _Toc66156177 h 76
Введение
В экономической науке есть немалонеисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабыэкономического явления и степень его изученности были бы настольконесопоставимы. Эта проблема “теневой” экономики, которая охватывает все сферыжизнедеятельности общества.
“теневая”экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет: этофеномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить,так как практически вся информация, которую удается получитьучёному-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.
“теневая”экономика представляет интерес, прежде всего с точки зрения всего влияния напротекание большинства обычных, нормальных, экономических явлений процессов:формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономическогороста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, чтопредставляет опасность для экономической безопасности и суверенитетагосударства в целом и совершенно .очевиднанеобходимость их анализа.
Цель данной работы –выявить основные причины и предложить способы ограничения роста теневогосектора в экономике России. Для достижения цели необходимо решить задачи:
1. Дать анализ уровня развития теневого сектора вроссийской экономике.
2. Выявить формы теневых операций.
3. Раскрыть негативный эффект “теневой” деятельности наэкономику России.
4. Выявить пути ограничения роста “теневой” деятельностив России.
Существуетточка зрения, что реформы 90-х гг. являются экономическим “послесловием” кглубинным процессам роста “теневой” криминальной экономики, происходившим вгоды застоя. Реформы лишь высвободилиприсущие “теневой” экономике автономные механизмы регулирования, связанные,прежде всего, с насилием.
Вкачестве компенсирующего противовеса, смягчавшего жесткие хозяйственныерегламентации и способствующего выживанию самой огосударствленной системы,выступал негосударственный сектор, включавший промысловую кооперацию (до 1960г.), потребкооперацию, колхозы, личное подсобное хозяйство и даже частнуюпрактику (к 1985 г. было зарегистрировано 64 тыс. человек, занимавшихся частнойпрактикой). Негосударственный сектор, в определенном смысле, создал правовые иматериальные предпосылки функционирования теневых отношений.
Однаковласти понимали, что без негосударственного сектора и неформальных отношенийогосударствлённая хозяйственная система не могла существовать, тому есть немалопримеров.
Официальнообъемы подрядно-строительных работ в целом по стране в 1960-1980 гг.планировались существенно выше, чем имевшиеся в них учтенные производственныересурсы. Но работавшие в то время неформальные бригады (часто преследуемые)создали практически всю сельскую производственную и бытовую инфраструктуру(коровники, бани, школы, магазины и т.п.).
Неформальныеотношения не без заинтересованности и участия властей тонко вписывались всистему хозяйствования на протяжении всех лет существования советской системы.При необходимости они использовались властями в политических целях:
· 30-е годы – в форме борьбы с неразоблаченным“кулаком”;
· 60-70-е – с “частником”;
· 80-е – с “лицами, получающими нетрудовые доходы”;
· 90-е – с новыми предпринимателями – “кооператорами”.
Владельцычастных подсобных хозяйств периодически считались социальным злом, хотядлительное время продовольственный фонд в стране по многим продуктамрассчитывался и планировался без учета потребностей сельского населения. Такимобразом, самообеспечение считалось неформальным отношением.
Достаточносложен анализ способов и видов, в которых проявлялись подлинные неформальныеотношения. Каждый из носителей выбирал свои, удобные ему способы исходя изсоциально-экономических, территориальных, национальных и других особенностей,условий и традиций. В России с ее исторической тенденцией тяготения кколлективистским традициям долгое время преобладающей формой самоорганизациинаселения и соответственно реализации неформальных отношений были (и остаются)многообразные виды кооперации.
Во-первых,существовали неформальные кооперативы, которым были присуще соответствующиепринципы и черты: преобладание экономического равенства внутри кооператива,обособленность по отношению к другим организациям и защита своих групповыхинтересов. Во-вторых, были семейные образования с главенством лидера,действующего в интересах семьи.
Доходы,которые контрагенты “теневой” экономики получали в системе административногораспределения ресурсов, были весьма значительны:
31,8 млрд. руб.в 1975 г.,52,5 млрд. руб. в 1980; 74,3 млрд. руб. в 1985, 55,3 млрд. руб. в первом полугодии1989г. Соответственно по отношению к фонду оплаты труда в СССР эти доходысоставили: 13,8%; 17,9%; 21,1%; 25,4%.Глава 1. Анализ уровня развития “теневой” экономики вРоссии1.1. Причины развития “теневой” экономики
Становление современной “теневой”“экономики в России можно отнести на конец 60-х — начало 70-х годов. Именно вэто время существенный рост потребностей населения вызвал и рост спекуляции какпервоначальной формы нелегального бизнеса. Главные причины ее развития — опережающий рост доходов против относительно низких темпов товарного наполненияпотребительского рынка, государственный волюнтаризм при установлении розничныхцен, которые, как правило, не отражали общественно-необходимые затраты труда напроизводство товаров, система натурального распределения материальных благ.
Становление “теневой”“ экономики происходило на фоне борьбы факторовкак сдерживающих, так и стимулирующих развитие этих процессов. К сдерживающимфакторам можно отнести следующие;
- низкаястепень дифференциации населения по уровню материального достатка;
- отсутствиекрупных денежных сбережений у большинства населения;
- жесткоезаконодательство и практика работы правоохранительных органов;
- массовоесознание, негативно воспринимающее обход закона в корыстных целях;
- ограниченностьзапросов населения из-за отсутствия информации.
К стимулирующим факторам относятся:
- ростпотребностей вместе с ростом доходов у всех слоев населения;
- опережающаядинамика доходов в сравнении с ростом производительности труда, относительнонизкие темпы роста производства потребительских товаров и услуг;
- прогрессирующийрост надежных накоплений у населения;
- -возрастающеежелание “овеществить“ денежные средства, как способ спасения их от инфляции;
- -сдерживаниеэкономической инициативы, уход активных предпринимателей в “теневой”“ бизнес;
- накоплениеотносительно больших средств в руках дельцов “теневой”“ экономики и сращиваниеее с уголовной преступностью;
- естественноестремление населения максимально поднять свои доходы, используя в этих целяхлюбые способы, что в условиях ограничения легальных возможностей толкает людейв сферу “теневого“ бизнеса;
- монополизмв экономике, диктат производителя, полная бесправность конечного потребителя — населения.
К 80-м годам “теневая“ экономикабыстро прогрессировала. Возросла коррумпированность государственных чиновников.Появились организованные преступные группы, тесно связанные с “теневиками“.
Чрезвычайно высокими темпами рослиобороты “черного“ рынка. Часть отраслей, ориентированных на оказание услугнаселению, “почернела“ практически полностью — ремонт автомобилей, продажастроительных материалов, мебели, строительство домов, ремонт жилищ.
Одним из главных стимулов резкогорывка в развитии “теневой”“ экономики на фоне общей экономической стагнацииявился известный указ 1985 года о борьбе с пьянством и алкоголизмом.Отрицательное влияние его на социально-экономическую обстановку в России труднопереоценить. Благодаря этому решению из потребительского рынка был почти изъятодин из самых массовых товаров народного потребления, приносившийфантастические доходы государству. В государственном бюджете образовалась дыра,которую заполнить было нечем. Из-за снижения общего предложения товаров и услугпри одновременном росте личных доходов резко возросло давление напотребительский рынок. Повсеместно расцвела спекуляция винно-водочнымиизделиями. Население активно и во все расширяющихся масштабах стало заниматьсясамостоятельным производством алкоголя, резко выросла продажа самогона.
Одно из самых негативных последствийуказа состоит в том, что благодаря ему дельцы “теневого“ бизнеса аккумулировалив своих руках огромные средства. Их влияние на экономику резко возросло, властьгосударства заметно снизилась. Дельцы “теневого“ бизнеса смогли организовыватьискусственный дефицит определенных товаров. Так, летом 1990 года были закрытына ремонт от половины до двух третей всех табачных фабрик одновременно.Предложение упало, к нормальному спросу добавился ажиотажный. цена на табак успекулянтов стремительно взлетела, а их доходы оценивались в миллиардах рублей.
Принятые несколько ранеезаконодательные акты о развитии кооперации и индивидуальной трудовойдеятельности тоже стимулировали рост “теневой”“ экономики, так как далиреальную возможность отмывать “грязные деньги“ без особого риска.
В конце 80-х годов начавшиесямежнациональные конфликты резко подняли спрос на оружие и боеприпасы — увеличились хищения их с военных объектов, предприятий-производителей.Прогрессирующими темпами стало расти незаконное производство и торговля оружия.
Неудачи реформы цен в апреле 1991года привели к полному развалу потребительского рынка, повсеместному ивсеобъемлющему дефициту, неконтролируемости денежной эмиссии. “Черный“ — рынокукрепил свое влияние в торговле традиционными для этого сектора экономикитоварами (алкоголь, табак, мебель, видеотехника, автомототехника, импортнаяодежда и обувь, косметика), оказании услуг (ремонт автомобилей, строительстводомов и построек). А к середине 1992 года начался захват позиций по всемуспектру товаров и услуг, в том числе и на продовольственном рынке.
Ослабление на протяжении последних5-7 лет правоприменительной практики, особенно по экономическим преступлениям,также сказалось на росте “теневой”“ экономики. В эти годы, даже судя позарегистрированным органами МВД преступлениям, преступность стала иметь болеекорыстную направленность, чем раньше, и эти процессы продолжают нарастать.Вместе с тем население практически перестало доверять правоохранительныморганам и все реже стало обращаться к ним за помощью.
В 1992 году, в связи с некоторойактивизацией экономической жизни в России, были относительно исправленыдиспропорции между экономическими возможностями страны, уровнем доходовнаселения, ценами на потребительские товары. Это, бесспорно. объективно сужаетбазу “теневой”“ экономики. Одновременно жесткое налоговое законодательство приотсутствии системы контроля за его исполнением, опять-таки объективно работаетна развитие теневых форм экономической деятельности, сокрытие доходов, подкупгосударственных чиновников. Усилившаяся социальная дифференциация, разделениена бедных и богатых, поляризация экономических интересов разных социальныхгрупп, резкий рост потребностей определенной части общества при крайне скромныхвозможностях других — все это стимулирует рост “теневой”“ экономики. Вступлениестран СНГ в мировое сообщество, учитывая общую социальную нестабильность ислабость государственных структур в республиках бывшего СССР, такжеспособствует тому, что “теневая“ экономика будет поддерживаться из-за рубежа.Процессы разгосударствления и приватизации, бесспорно, усугубят криминогеннуюобстановку в экономической сфере и будут стимулировать подкуп должностных лиц,сокрытие доходов.
Глава2. Формы “теневой” деятельности
Главными инаиболее типичными формами “теневой” экономической деятельности являютсяследующие три блока:
· законная деятельность по производству товаров вдомашних хозяйствах и ими же потребленных, не подлежащая официальномурегистрированию и налогообложению (например, сельскохозяйственное производствов подсобных хозяйствах). Это весьма полезная для общества деятельность и еенеобходимо всячески стимулировать.
· законная деятельность, которая в целях уклонения отуплаты налогов скрывается или преуменьшается, а также осуществляется безсоответствующих лицензий. Этот вид “теневой” экономической деятельностиохватывает значительную часть экономики, начиная от крупных предприятий, фирм,финансовых структур и кончая деятельностью мелких некооперированных предприятийс неформальной занятостью (например, временные бригады строителей). Эта часть“теневой” экономики представляет угрозу экономической безопасности страны,во-первых, в виде сокрытия доходов и налогов, а во-вторых, в виде созданиякриминальной экономической среды;
· нелегальная деятельность, представляющая собойзапрещенные законом производство и распространение товаров и услуг (например,производство и распространение наркотиков, оружия, проституция, контрабанда), атакже деятельность, представляющая собой незаконное получение доходов, несвязанных с производством товаров и услуг (например, рэкет, мошенничество).Этот вид “теневой” экономики представляет собой прямую угрозу безопасностиличности, общества и государства.
ГоскомстатРоссии учитывает в своих расчетах только два первых вида “теневой” экономики,то есть деятельность в домашних хозяйствах, а также скрываемую и преуменьшаемуюэкономическую деятельность, увеличивающую величину ВВП. Эту часть “теневой”экономики можно называть неформальнойэкономикой.
Неформальнаяэкономика
Параметрынеформальной экономики были определены при расчете системы национальных счетов(СНС) за 1995 год. Параметры неформальной экономики на тот момент выгляделиследующим образом:
Досчеты вВВП, относящиеся к неформальной экономике
Структураотраслевого распределения нарушений налогового законодательства в крупных иособо крупных размерах по отраслям за 1995-1997 годы (1997 год — I полугодие)представлена ниже: Используемая при оперативных (месячных) расчетахинформационная база не позволяет с достаточной степенью точности определитьпараметры неформальной экономики. По косвенным данным можно предположить, чтоудельный вес неформального сектора с 1995 года несколько возрос и достиг 23-25% ВВП, причем наиболее заметно этот показатель рос во второй половине прошлогогода. В последние месяцы сколько-нибудь существенного роста доли неформальногосектора не наблюдается. В развитых странах эта часть “теневой” экономики обычнооценивается в 10-15 %, хотя разные методы дают большой разброс в величине этогопараметра.
Незаконнаяэкономика
Вместе стем можно назвать достаточно большое число операций с финансовыми инефинансовыми активами, которые не увеличивают ВВП, но являются по своей сутиэкономическими. Это — криминальные действия, не связанные с производствомлюбых товаров и услуг, но ведущие к перераспределению национального богатства.Как правило, эти действия не являются добровольными со стороны одного изучастников операции. К этой группе операций относятся воровство, грабежи,мошенничество. Эти операции не учитываются Госкомстатом России при расчетеобъема макроэкономических показателей, так как не влияют на величину ВВП. Нонет оснований не включать их в состав “теневой” экономики. Эту часть “теневой”экономики следует называть незаконнойэкономикой.
По мнениюнекоторых авторов публикаций на эту тему, “теневая” экономика составляетпорядка 40-45 % к ВВП.
Применительнок неформальной экономике стоит задача “ее вывода из тени“ путем созданияэкономических условий, делающих более выгодным и надежным заниматься официальнозарегистрированной экономической деятельностью.
Применительнок незаконной деятельности необходимо, во-первых, ликвидировать экономическиеусловия, позволяющие и стимулирующие незаконную деятельность, и, во-вторых,выявить ее правоохранительными органами и пресечь. 2.1.Виды “теневой” экономики, связанные с особенностями экономической либерализациив России
Главной причиной роста “теневой” экономики в России, помнению многих исследователей, была “незавершенная либерализация“. Иначе говоря,из всего набора “экономических свобод“ (свобода конкуренции, свободаценообразования и др.) одни были введены, другие — нет, одно делать было можно,а другое (также необходимое для нормальной работы рыночного механизма,например, продавать и покупать землю) — нельзя. В тех сферах, где свободуформально разрешили, отсутствовали ее гарантии, защита со стороны государства.Наоборот, преобразования были проведены так, что у населения и деловых людей России появиласьбоязнь привлечь к себе, своей деятельности и своей организации вниманиегосударства и должностных лиц даже тогда, когда никаких нарушений правил изаконов не было. С начала преобразований возник раскол между государством иобществом, раскол, которого не было во времена горбачевской перестройки. Людиперестали доверять власти, у них возникло стремление полностью исключитькакие-либо контакты с государством и чиновниками. Население и деловые людиРоссии стремились вступать с чиновниками прежде всего в неформальныеотношения, как с частными лицами, а с государством -иметь дело не как сформальной организацией, призванной выполнять властные функции, а как смножеством частных лиц, каждое из которых обладает определенной властью иможет оказать частные услуги. Эта атмосфера, в свою очередь, благоприятствоваларазвитию “теневой” экономики и явилась следствием определенных особенностейреализованной в России реформы. Можно выделить из них шесть важнейших.
Первая особенность -возникновение делового тандема чиновника и предпринимателя. Преобразованиябыли проведены так, что предприниматели попали в зависимость от чиновников.Произошла приватизация функций государства отдельными группами чиновников.Рыночные реформы предполагали резкое повышение частной хозяйственной активностилюдей и соответственно сокращение властных полномочий государства в экономике.В то же время эти преобразования способствовали значительному усилениюнеопределенности функций, прав, возможностей и ответственности государственныхчиновников разного ранга. Они же как люди, обладавшие самыми значительными посравнению с другими социальными группами деловым опытом и инициативностью,сумели с наибольшей выгодой для себя воспользоваться открывшейся экономическойсвободой. Они фактически приватизировали свои рабочие места и стали выполнятьдолжностные обязанности (или не выполнять их), насколько это отвечало ихчастным экономическим интересам. В результате, когда предпринимательобращается к государству за защитой своих интересов, он ее от органа власти неполучает. Тогда деловой человек нанимает в частном порядке сотрудниковкакой-нибудь государственной спецслужбы или правоохранительных органов инапрямую платит им деньги, как другим работникам своей фирмы. В своейдеятельности люди фактически стремятся игнорировать государство и действуюттак, как будто его не существует. Уплата же налогов рассматривается населениемкак двойное налогообложение, поскольку все покупают государственные услуги вчастном порядке, в конкретном объеме, который требуется тому или иномупредпринимателю или другому частному лицу. В обществе формируетсясоответствующая социально-психологическая атмосфера, когда уклонение от уплатыналогов — норма, следование которой не осуждается.
Важнаяособенность рыночных преобразований в России состоит в том, что чиновникииспользуют свои рабочие места (точнее, власть и информацию, с ними связанные)как один из ресурсов для частного предпринимательства. Ясно, чтоосуществляемое ими предпринимательство носит “теневой” характер так же, как ипредпринимательство частных фирм, являющихся их партнерами по бизнесу.
Вторая особенность -чрезмернобольшая роль государства в экономике. Она находит свое выражение в двух формах.Во-первых, в сохранении значительного государственного сектора без прежних экономическихи правовых ограничений. Весьма велика доля госсектора в промышленности (большаячасть военно-промышленного комплекса). Осталась государственной существеннаячасть энергетики, топливно-энергетического комплекса. Естественно, госсекторутребуются прямые или косвенные дотации из бюджета. В свою очередь, на основераспределения бюджетных дотаций вырастает особый сектор “теневой” экономики,когда высокопоставленные чиновники через систему “дружественных“ им фирмразворовывают или “прокручивают“ государственные деньги. Далее эти деньги“отмываются“, вкладываются в экономику или переводятся за рубеж и т.д.Во-вторых, в чрезмерном и практически бесконтрольном вмешательстве государствав экономическую деятельность. К ней относится создание государственных,полугосударственных или негосударственных “уполномоченных“ компаний, черезкоторые частные фирмы обязаны выполнять какие-либо насущные функции (например,создание муниципального банка, через который все организации региона обязаныосуществлять расчеты с бюджетом, энергетиками, железной дорогой и др.).Функционирование компаний подобного типа — источник “теневой” активности, таккак предприниматели, стремясь получить разрешение на свою деятельность илижелая обойтись без “уполномоченных“, вынуждены им платить.
Другойисточник теневых отношений — лицензирование разных видов хозяйственнойдеятельности. Оно ставит частные фирмы в зависимость от органов власти иотдельных чиновников и дает последним большие возможности для извлечениятеневых доходов. Достаточно распространенная практика — выдача лицензий накакую-нибудь деятельность частным фирмам (например, аптекам) так, чтополучившие их становятся монополистами в одном из районов города. Ясно, что для“обхода“ этого положения конкуренты вынуждены платить. Наконец, прямое силовоеподавление конкуренции органами власти в пользу “дружественных“ им компаний.Часто это делается в самых прибыльных отраслях (в торговле бензином, металлами,нефтью, в строительстве), когда деятельность конкурентов подавляется с помощьюмилиции, налоговой полиции, проверок состояния экологической и противопожарнойбезопасности, запрещения землеотвода или сдачи земли в аренду и т.п. В такомслучае органы власти производят принудительное распределение рыночных ниш,отдавая самые выгодные секторы рынка “дружественным“ фирмам, которые, в своюочередь, отчисляют в пользу этих органов и/или отдельных чиновников частьполученной сверхприбыли.
Вмешательство государственных органов в экономику всегда ведетк искусственному неравенству в положении различных частных фирм, всегда (прямоили косвенно) приносит выгоды одним и приводит к потерям у других. Значит, оностимулирует обратное влияние частного бизнеса на государственные органы с цельюкомпенсировать потери (у одних) и увеличить выгоды (у других). В российскихусловиях, когда нет общепризнанных цивилизованных законов, традиций и этики вовзаимоотношениях бизнеса и государства, это неизбежно ведет к росту “теневой”активности (к подкупу чиновников или, наоборот, их заказным убийствам, если ихдействия могут лишить фирму доходов и т.п.). В результате чрезмерноевмешательство государства в экономику при его слабости и зависимости отразличных групп интересов порождает благоприятные условия для роста “теневой”экономики.
Третья особенность -сохранениепрежних (характерных для советской системы) форм монополизма и появление новых.Первые связаны с деятельностью государства. Так как государство сохранилопрямой контроль за работой ряда секторов экономики, это создает монополизм,порождающий теневую активность. Например, сохранение государственного контроляза золотодобычей (как и за добычей большинства видов полезных ископаемых) иограничение доступа туда частного капитала служат источником существованиячерного рынка торговли золотом, оборот которого составляет многие десятки, авозможно, и сотни килограммов в год.
Ещеодин источник монополизма — деятельность бывших министерств, ведомств и ихподразделений. Хотя формально РАО “Газпром“, РАО “ЕЭС России“ и т.п. — негосударственные структуры, они сохранили прежние связи и влияние вгосаппарате, доступ к конфиденциальной государственной информации. Однакосейчас они не связаны прежними ограничениями, касающимися государственныхведомств. Это — “квазичастные“ фирмы, представляющие собой гибрид частнойкомпании и государственного ведомства. Такие компании регулируют целые секторысовременной экономики России. Особенно много их в самых прибыльных сферах — вдобыче и продаже топливно-энергетических ресурсов и во внешнеэкономическойдеятельности. Некоторые из них обладают финансовой мощью, сопоставимой поразмерам с бюджетом небольшого европейского государства. Они почти автономны ивключают набор организации, позволяющих им реализовывать все функции, которыетрадиционно выполняют государство и общество, — от газет и телекомпаний дочастных армий и сельскохозяйственных предприятий. В силу этих особенностейони практически закрыты от общественного и государственного контроля, что даетширокие возможности для развития “теневой” деятельности. К числу самыхраспространенных ее видов относятся уклонение от уплаты налогов, незаконноеукрывание части валютной выручки за рубежом и манипуляции с векселями и акциями,выпускаемыми такими компаниями.
Вто же время между “квазичастными“ монополиями и правящими группировкамисуществует определенный социальный договор. Последние в периоды относите