САРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ИКОНКРЕТНОЙ ЭКОНОМИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА: “Стратегия социально – экономическогоразвития России”
Руководитель
Работы: Беляева Г.Д.
Автор: Михалёв А.О.
Оценка:5(отл.)
г. Саров
©2004г.
Содержание:
1.Введение---------------------------------------------- 3стр.
2.Основныеположения новойэкономической
программы развития России до 2010 года — 4стр.
3. Ключевая Задача – Структурная Политика- 6стр.
4. Прогнозыразвития — 8стр.
5. Основные блоки стратегии — 9стр.
6. Открытость Экономики — 10стр.
7. Необходимые меры — 19стр.
8. Россия и ВТО---------------------------------------- 25стр.
9. Заключение — 27стр.
10. Используемая литература — 28стр.
Введение:
Мериломвеличия любой мировой державы является рост экономики и уровень благосостоянияее граждан. Только имея ясную и понятную для каждого гражданина страныстратегию социально-экономического развития, Россия сможет стать экономически иполитически мощной державой, население которой будет богатым и многочисленным.
Сточки зрения экономической теории существует два крайне полярных вариантаразвития экономики любой страны, в основе каждого из них лежит рынок сбытапродукции. Первый вариант – исключительная ориентация развития экономики навнешний рынок, второй – формирование внутреннего потребительского рынка за счетактивного производства отечественной продукции.
Реализацияпервого сценария развития будет и дальше ориентировать нашу экономику напоставку за рубеж сырья, полностью превращая Россию в сырьевой придатокмирового рынка. Социальные и экономические последствия такого сценария вполнеочевидны: кредитная, валютная политика, а также общее состояние российскойэкономики будут находиться в полной зависимости от мировой конъюнктуры. В такихусловиях неминуемо будут происходить «утечка» высокопрофессиональных кадров зарубеж, сокращение числа научных исследований, ослабление обороноспособности страны,потеря ее позиций на международной арене.
Второйвариант предполагает ориентацию исключительно на собственные силы, проведениеизоляционной политики, крайней формой которой является автаркия, т.е.замкнутость, закрытость государства. Такой сценарий развития неминуемо приведетк отсталости государства в области применения новейших научно-техническихразработок, к высоким издержкам производства тех товаров, по которым мы неимеем конкурентных преимуществ по сравнению с другими странами, и к другим отрицательнымпоследствиям. Таким образом, излишняя ориентация экономики России только навнешний или на внутренний рынок может стать препятствием на пути формированиягосударства со стабильно высоким уровнем экономического роста. В связи с этимнаиболее оптимальным сценарием развития современного государства являетсясочетание двух вариантов: формирование внутреннего потребительского рынка иразумная открытость экономики при одновременной активизации внешнеэкономическойпротекционистской деятельности.
Основные положения новойэкономической
программы развития Россиидо 2010 года.
Центр стратегических разработок под руководством А. Грефа направил в правительство проект Стратегии развития РФдо 2010 года. Россия, считают разработчики проекта, должна ответить на тевызовы, которые стоят сегодня перед ней, и не растерять остатки «лидерского»ресурса, а в дальнейшем – развить и приумножить его. В среднесрочнойперспективе необходимо предотвратить дальнейшее увеличение разрыва междуРоссией и развитыми странами, а в долгосрочной перспективе – восстановить иупрочить позицию России как одной из стран – лидеров мирового развития. И чтобывоспользоваться «окном возможностей», важно определить, какой путь ведет креализации потенциала и сбалансированному развитию. Реально возможны триварианта развития: радикальная либерализация, восстановление дирижистского социального государства и модернизацияэкономики на основе либеральных принципов при сохранении значительной
роли государства в реализации базовых общественных функций.
Стратегия развития основана на третьем варианте. Сценариймодернизации, основанный на высвобождении частной
инициативы и усилении роли государства в обеспечении благоприятныхусловий хозяйствования, включая финансовую и социальную стабильность, балансируетэлементы двух других вариантов стратегии. В чем же преимущества выбранногопути? Вместо социального государства (патернализма) и приватизации социальныхфункций (радикального либерализма) создается «субсидиарное» государство,которое обеспечивает социальные гарантии в той мере, в которой общество неможет этого сделать
самостоятельно. Вместо полной закрытости или открытости страныделается ставка на активную интеграцию России в мировое сообщество и хозяйствопри одновременной защите российских производителей от недобросовестнойконкуренции со стороны иностранных участников рынка. Это – политика
здравого смысла, предлагающая реальные решения соответствующихпроблем с учетом существующих на сегодня бюджетных и общих ресурсныхограничений. Программа модернизации, таким образом, позволяет минимизировать социальныеиздержки преобразований и отражать угрозы финансового кризиса. Именно сценариймодернизации позволит достичь цели радикального повышения уровня жизнинаселения на основе самореализации каждого
гражданина, снижения социального неравенства, сохранениянезависимых и культурных ценностей России, восстановления экономической иполитической роли страны в мировом сообществе. Эта цель и является цельюстратегии развития России до 2010 года. Достижение этой цели, говорится впроекте, невозможно без раскрепощения общества, позволяющего включить еговнутренние источники развития. В странедолжно возобладать оптимистическое мировосприятие,
должно восстановиться практически полностью утраченное довериемежду гражданами и государством, между гражданами и бизнесом, между бизнесом ивластью. Нашему обществу необходима обновленная система ценностей, отвечающая
традициям России и требованиям современности: свобода,ответственность, доверие, высокая ценность личности. Своей цели нужнодобиваться за собственный счет и собственными усилиями. Путь к процветанию –добросовестный труд, честная конкуренция, сознательная законопослушность.ГРЕФ ПРЕДЛАГАЕТПУТИНУ МОДЕРНИЗАЦИЮ ЭКОНОМИКИ
Единственный ответ навызовы и угрозы, с которыми столкнулась российская экономика, — достижениеустойчиво высоких темпов экономического роста. Это позволит решить накопившиесясоциальные проблемы, повысить уровень благосостояния и укрепить международныепозиции страны.
Для широкомасштабной модернизацииэкономики необходимо создать и гарантировать благоприятный инвестиционный ипредпринимательский климат, проводить предсказуемую и стимулирующую ростмакроэкономическую политику, осуществить структурную перестройку экономики.Только быстрое развитие национального капитала, формирование
благоприятного деловогоклимата, обеспечение экономической свободы, говорится в проекте стратегииразвития, превратят Россию в страну, привлекательную для инвестиций. Исходныеусловия – это утверждение прав частной собственности (прежде всего на землю инедвижимость) и обеспечение их защиты, создание равных условий конкуренции,развитие устойчивых и эффективных финансовых институтов. Государство такжедолжно найти оптимальный баланс во взаимоотношениях с частным предпринимательством,постепенно отказаться от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса. Этопозволит четко очертить сферу государственного регулирования, повысить егоэффективность. Структурная политика государства будет переориентирована соказания
поддержки неэффективнымпредприятиям на развитие инфраструктуры, обеспечение мобильности рабочей силы,поддержку «новых» секторов (прежде всего инновационных и информационных),стимулирование реструктуризации и реформирования предприятий, естественных монополий. Наструктурную перестройку экономики должна быть нацелена и
приватизация. Государство будет также стимулировать диверсификациюэкспорта с постепенным увеличением продукции обрабатывающих отраслей, особенновысокотехнологичной.
КЛЮЧЕВАЯ ЗАДАЧА
Кардинальноеулучшение предпринимательского и инвестиционного климата в Россиирассматривается как ключевая задача предстоящего десятилетия, без решениякоторой модернизация и экономический рост будут невозможны.
Речьидет об улучшении общих условий хозяйствования, развитии финансовых рынков иинститутов, дерегулировании экономики. Имеется в видукоррекция форм государственного вмешательства в экономику, отказ от избыточного
бюрократическогорегулирования и повышение эффективности
действийгосударственной власти в тех сферах, где ее участие абсолютно необходимо иэффективно. Для ослабления бюрократического давления на бизнес, повышенияуровня
экономическойсвободы всех участников хозяйственной деятельности предлагаются такие меры:снижение барьеров выхода на рынок; устранение излишнего и неэффективногоадминистративного регулирования предпринимательской деятельности; обеспечениесогласованности действий федеральных и региональных органов власти.СТРУКТУРНАЯПОЛИТИКА
Основноенаправление – повышение конкурентных преимуществ
российскойэкономики на внутренних и внешних рынках.
Дляэтого предусмотрено:
1.Содействие повышению конкурентоспособности отечественных производителей товарови услуг на внутреннем и мировом рынках и обеспечение структурного маневра в сторонуувеличения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степеньюпереработки, и отраслей сферы услуг.
2.Исправление накопленных структурных деформаций – реструктуризация убыточногосектора экономики, искусственно поддерживаемого системой бюджетных субсидий, невостребуемых налоговых недоимок и неплатежей естественныммонополиям.
3.Завершение трансформации малоэффективных институтов экономики (структурыгоссобственности, товарных и финансовых рынков, инновационных механизмов,системы государственного регулирования и ряда других) в институты, отвечающиетребованиям современной рыночной экономики.
4.Ускоренное развитие и перестройка экономической системы,
предприятийи рынков в процессе общемировой экономической
трансформации,проходящей на базе новых информационных технологий, усиления глобальных ирегиональных интеграционных процессов.БАЗОВЫЕПРИНЦИПЫ
1.Конкурентный рынок как главный регулятор экономического развития. Формированиеконкурентной среды через создание равных условий для всех хозяйствующихсубъектов.
2.Минимизация и оптимизация государственного вмешательства в экономику. Задачейгосударства будет формирование предпосылок для появления эффективного частногособственника.
3.Открытость экономики, которая не может быть эффективной, оставаясь внеглобального мирового рынка. Любые меры протекционизма должны носить временный иэкономический, а не запретительный характер.
4.Либерализация экономической деятельности на микроуровне.Устранение многочисленных ограничений и препятствий для развития бизнеса на микроуровне. Вместе с тем реальная либерализациядеятельности всех субъектов рынка и снижение вмешательства государства вфункционирование конкретных предприятий должны сопровождаться целенаправленнымии настойчивыми действиями государства по формированию стратегическихнаправлений развития российской экономики.АКТИВНОЕПОЗИЦИРОВАНИЕ НА РЫНКАХ
Достижениеустойчивых темпов экономического роста при позитивных сдвигах в структуреэкономики и обеспечение роста реальных доходов населения делают возможнойстратегию структурного маневра, основанного на сценарии «активного позицирования на рынках». Эта стратегия базируется напостепенном изменении сложившейся структуры экономики за счет имеющихсяпреимуществ отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке, припоследовательном распространении импульсов роста в смежные отраслипромышленности и другие народно-хозяйственные комплексы.ГОСУДАРСТВЕННАЯСОБСТВЕННОСТЬ
Вформе федеральных государственных унитарных предприятий ныне существует 14 тыс.предприятий, в форме учреждений – 23 тысячи. Государство является акционером в2500 акционерных обществах, где его доля превышает 25% уставного капитала. Авсего государство участвует в 3900 товариществах и обществах. В отношении 580акционерных обществ используется специальное право на участие РоссийскойФедерации в их управлении – «золотая акция». В федеральной собственностинаходятся 100% акций 382 акционерных обществ. В 470 акционерных обществахгосударство владеет более 50%, еще в 1601 акционерном обществе имеет 25-50%акций и менее чем 25% в 863 акционерных обществах. К 2004 году в ходеприватизации предложено сократить государственный сектор экономики до 1,5 – 2,5тысячи предприятий.Прогнозыразвития
1.Добыча газа должна возрасти на 15,9 – 10,5%, нефти – на 8,7 – 2,3 и твердыхэнергоносителей – на 33 – 20,4%. Производство электроэнергии потребуетсяувеличить на 34 – 16%. Ныне доля экспорта достигает 40% по нефти и 35% по газу.Рост экспорта энергетических ресурсов к 2010 году прогнозируется на 19 – 15%.
2. Впериод 2004-2005 годов среднегодовые темпы роста промышленного производствасоставят около 6-8%, топливных отраслей – до 20, отдельных отраслеймашиностроения – до 20, а пищевой и легкой промышленности – соответственно 7 и11%. Важнейшая особенность периода 2005-2007 годов – переход к непрерывномуинновационному процессу.
3. В2010 году доля продукции обрабатывающих отраслей в общем объеме промышленногопроизводства увеличится с 53% в 1999 году до 65%, а доля продукциитопливно-сырьевых отраслей сократится с 47 до 35%.
4.Реализация предлагаемой стратегии должна обеспечить темпы роста ВВП как минимум5% в год в среднем на протяжении 10-летнего периода. Это позволит увеличитьобъем ВВП примерно на 26-28% к 2005 году и на 70% к 2010 году (в сравнении с1999 годом).
ОСНОВНЫЕ БЛОКИ СТРАТЕГИИ
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Пенсионнаяреформа
Реформированиеобразования
Стратегияреформирования здравоохранения
Политикав сфере культуры
Стратегияжилищной политики и развития
жилищно-коммунальногохозяйства
Трудовые отношения и занятость населенияМОДЕРНИЗАЦИЯЭКОНОМИКИ
Созданиеблагоприятного предпринимательского
иинвестиционного климата
Общиеусловия хозяйствования
Защитаправ собственности
Выравниваниеусловий конкуренции
Дерегулирование экономики
Улучшениеинформационного обеспечения
бизнеса,реформирование бухучета и статистики
Развитиефинансовых рынков и институтов
Реформированиебанковской системы
Развитиефондового рынка
иинвестиционных институтов
Развитиерынка страховых услугСТРУКТУРНАЯПОЛИТИКА
Основныенаправления структурной политики (цели и задачи, основные этапы и инструментыреализации,
направленияразвития промышленности, инфраструктуры и сферы услуг)
Управлениегосударственной собственностью
Инновационноеразвитие экономики
Развитиетранспортной инфраструктуры
Реформированиеестественных монополий
Развитиетопливно-энергетического комплекса
Развитиеоборонно-промышленного комплекса
Развитиеаграрно-промышленного комплекса
Развитиерынка земли и недвижимости
Государственнаявнешнеэкономическая политикаМАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯПОЛИТИКА
Основныенаправления бюджетной политики
Реформированиеналоговой системы
итаможенной политики
Реформамежбюджетных отношений
Денежно-кредитнаяполитика
Платежнаясистема
Открытость экономики
Открытостьэкономики, направленная на более активную интеграцию России в мировоехозяйство, позволит нам занять достойное место в международном разделении трудаи тем самым увеличить долю готовых товаров российского производства на мировыхрынках. Кроме того, перенимая опыт зарубежных стран, Россия сможет создаватьболее конкурентоспособную на внешних рынках продукцию. Однако в настоящее времяноменклатура товаров отечественного производства, поставляемых на экспорт,довольно скудна: на цветные металлы, нефть, газ, космические технологии ипродукцию оборонного промышленного комплекса приходится 90% от общего объемаэкспортируемой продукции. Поэтому в долгосрочном плане структуру российскогоэкспорта нужно менять в сторону увеличения доли готовых товаров и услуг.
Очевидно,в ближайшее время рынки зарубежных стран не смогут стать основными для сбытаготовых отечественных товаров, поэтому нам необходимо развивать внутреннийпотребительский рынок.
Дляэтого необходимо, с одной стороны, повысить платежеспособный спрос населения,преимущественно ориентированного на приобретение отечественной продукции, сдругой – активизировать производство высококачественных и конкурентоспособныхотечественных товаров.
Повышениеплатежеспособного спроса, особенно наименее защищенных слоев населения, а такжесокращение «пропасти» между наименее бедными и наиболее состоятельными слояминаселения являются одной из первоочередных задач страны на ближайшуюперспективу.
Даннаяпроблема в настоящее время приобретает особую остроту, так как разрыв в уровнежизни малообеспеченных и богатых людей огромен.
Вцелом население России можно разделить на две совершенно неравные части. Первуючасть составляет узкий круг очень богатых людей, вторую – небольшая часть людейсо средним уровнем дохода, а также те, кто находится за чертой бедности. Долябогатых людей составляет не более 3%, в то время как на среднее и бедноенаселение приходится около 97%, из которых к населению с доходами нижепрожиточного минимума относится более 40% населения.
Всвязи с этим реальными участниками внутреннего потребительского рынка из145-миллионного населения нашей страны являются лишь 40 миллионов человек, аостальные зарабатывают недостаточно для того, чтобы осуществлять регулярныепокупки, и поэтому потребляют только товары первой необходимости. В условиях,когда покупательной способностью обладает менее 30% населения, поднятьэкономику страны невозможно. Залогом устойчивого экономического развития любогогосударства является существование широкой прослойки среднего класса.
Такимобразом, изменение сложившейся структуры покупательной способности российскогонаселения должно быть сконцентрировано на тех 97% населения, которые являютсяпотенциальными потребителями преимущественно товаров отечественногопроизводства.
Какихконкретных результатов в повышении материального благосостояния населения намудалось достичь за последние несколько лет?
Рядпреобразований, проведенных в социальной сфере, в частности реформированиетрудового и пенсионного законодательства, увеличение расходов федеральногобюджета, направляемых на выделение льгот и субсидий малоимущим гражданам, ужепозволили несколько улучшить материальное положение наименее защищенных слоевнаселения.
Повышениеразмеров заработной платы и пенсии является важным, но не единственным факторомулучшения благосостояния граждан. Особая роль в данном случае отводитсяреформам трудового и пенсионного законодательства.
НовыйТрудовой кодекс, вступивший в силу с 1 февраля 2002 года, направлен наулучшение условий работы граждан. Кодекс усиливает защиту прав работников черезустановление таких видов защиты, как государственная и профсоюзная, а такжевпервые предоставляет работнику право на самозащиту. Трудовой кодекспредусматривает существенные изменения в области усиления прав профсоюзов наконтроль за обеспечением соблюдения законодательства о труде, четкорегламентирует права и обязанности работодателя и механизмы разрешенияиндивидуальных и коллективных трудовых споров.
Крометого, в Кодексе установлено, что размер оплаты труда не может быть нижепрожиточного минимума, при этом оплата труда должна осуществляться беззадержек. Кодекс также запрещает дискриминацию в сфере труда, содержитограничения в отношении сверхурочной работы, работы в ночное время, в выходныеи праздничные дни и др.
Пенсионнаяреформа направлена на переход от распределительной пенсионной системы кнакопительной, что позволит создать условия для увеличения доходов нынешнихпенсионеров, а также для накопления пенсионного капитала населениемтрудоспособного возраста.
Важнымнововведением пенсионной реформы является то, что пенсионеры, продолжающиетрудовую деятельность, теперь имеют право на получение заработной платы ипенсии в полном объеме без каких-либо ограничений.
Пенсионнаяреформа также предоставила гражданам, продолжающим трудовую деятельность,возможность распоряжаться частью своих пенсионных накоплений и инвестировать ихкак в государственные ценные бумаги, так и в акции и облигации российских ииностранных эмитентов с целью наращивания собственного пенсионного капитала.
Новоепенсионное законодательство также предусматривает, что к пенсионным средствам,помимо государственного Пенсионного фонда, будут также допущенынегосударственные пенсионные фонды. При этом негосударственные пенсионныефонды, через которые будет осуществляться инвестирование накопительной частитрудовой пенсии, должны носить дополнительный добровольный и необязательныйхарактер. Создание такой схемы инвестирования части пенсий позволит населениюсамостоятельно делать выбор, куда направить свои пенсионные накопления – вПенсионный фонд, который разместит пенсионные деньги в консервативныеинструменты с невысокой, но гарантированной доходностью, или внегосударственные пенсионные фонды, способные предложить своим участникам болеерисковые инвестиционные портфели с большей доходностью.
Подобнаясистема инвестирования части пенсий позволит не только увеличить размервыплачиваемой пенсии, но и сможет стать реальным источником инвестирования вэкономику.
Увеличениевнутреннего платежеспособного спроса населения само по себе будет оказыватьпозитивное влияние на развитие отечественного производства, так как деньгиграждан в конечном итоге попадут на потребительский рынок. Однако этогонедостаточно для формирования потребительского рынка. Более того, повышениеплатежеспособного спроса, не сопровождающееся увеличением производства товаров,может привести к «давлению» на рубль и росту инфляционных процессов, что окажетотрицательное воздействие на экономику страны в целом.
Такимобразом, рост доходов населения должен быть обязательно подкреплен насыщениемпотребительского рынка товарами и услугами отечественного производства, а это,в свою очередь, возможно через создание благоприятного предпринимательскогоклимата за счет грамотного проведения бюджетной, налоговой, кредитно-денежной,банковской, инвестиционной, административной, судебной политики.
Вэтом направлении удалось достичь определенных положительных результатов. Запоследние несколько лет российская правовая система стала более эффективной сточки зрения адаптации отечественных предприятий к изменяющимся экономическим исоциальным условиям и, таким образом, позволила несколько активизироватьэкономическую жизнь в стране. Этому способствовало, в частности, принятие рядафедеральных законов, направленных на дебюрократизациюэкономики, на реформирование земельного и судебного законодательства, созданиеболее понятных правил и эффективных условий приватизации государственного имуниципального имущества.
Вчастности, Земельный кодекс, вступивший в силу 25 октября 2001 года, позволилрешить ряд накопившихся проблем. А именно, закрепил частную собственность наземлю, существующую во всем цивилизованном мире, что позволило вывести землииз-под нелегального оборота и поставить продажу земель под государственныйконтроль. Кроме того, Кодекс предоставил возможность хозяйствующим субъектамприобретать земельные участки, на которых располагаются объекты ихнедвижимости, что направлено на повышение инвестиционной привлекательностироссийских предприятий, особенно малых и средних.
Новыйзакон о приватизации государственного и муниципального имущества, вступивший всилу в марте 2002 года, также оказал позитивное воздействие на экономику. Онпозволил сделать процесс приватизации более открытым, прозрачным и плановым, атакже исключает субъективный подход при выборе способов приватизации. Крометого, закон предусмотрел более широкое вовлечение в процесс приватизациисубъектов малого и среднего бизнеса.
Судебнаяреформа ознаменовалась вступлением в силу обновленных редакций ряда федеральныхзаконов, устанавливающих новый порядок назначения судей, определения сроковполномочий председателей и заместителей председателей судов, а также предельныйвозраст пребывания в должности судей. При этом конечной целью реформированиязаконодательства должно стать создание условий справедливого и быстрогоразбирательства дел, касающихся предпринимательской деятельности.
Чтокасается проведения административной реформы, то в данном случае речь идет обизменении работы громоздкого, неповоротливого, неэффективного государственногоаппарата. Нынешние функции государственного аппарата не приспособлены длярешения стратегических задач. Государственный аппарат должен быть эффективным икомпактным. С 1 июля 2004 года вступил в силу Кодекс Российской Федерации обадминистративных правонарушениях.
Обновленнаяредакция Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»направлена на существенное сокращение количества лицензируемых видовдеятельности, что также должно оживить нашу экономику.
Такимобразом, за последние несколько лет была проделана большая работа пореформированию законодательства, направленная на решение наиболее насущныхпроблем страны. Произошедшие преобразования, безусловно, оказали позитивноевоздействие на нашу экономику и позволили нам сделать шаг вперед в своемэкономическом развитии.
Однакосложившаяся экономическая ситуация показывает, что всего этого оказалосьнедостаточно для достижения поставленной цели по созданию емкогопотребительского рынка. Более того, многие из предпринятых мер не только непривели к формированию потребительского рынка, но и создали препятствия на путик реализации этой цели.
Благоприятноевоздействие на сокращение существующей «пропасти» между наименее обеспеченнымии наиболее богатыми слоями населения могла бы оказать грамотная налоговаяполитика. Однако ряд положений налогового законодательства не способствуетулучшению уровня жизни наименее обеспеченных слоев нашего населения.
Например,с 1 января 2001 года была принята единая ставка подоходного налога в размере13%. Кажущееся уменьшение налогового бремени для большинства налогоплательщиковоказалось лишь мифом. В 2000 году, когда действовала прогрессивная шкала, поставке 12% подоходный налог платили 92% населения, а по ставке 20% и 30 % –соответственно 6% и 2% населения. Таким образом, облегчение налоговой нагрузкипроизошло лишь для 8% наиболее богатой части населения. Для оставшихся 92%населения с низкими доходами, которые должны стать основными потребителямитоваров отечественного производства, ничего положительного с точки зренияувеличения реальных располагаемых доходов не произошло.
Некоторыеположения Налогового кодекса также не позволяют создать благоприятныйпредпринимательский климат в стране. Действующий Налоговый кодекс носитисключительно фискальный характер и полностью утратил регулирующую функцию, спомощью которой государство должно стимулировать развитие тех или иныхпроцессов экономики.
Отрицательнона реальном секторе экономики отразились изменения, связанные с налогом наприбыль. С 1 января 2003 года ставку по налогу на прибыль организаций сократилис 35% до 24%, одновременно отменив все льготы по этому налогу. При этомПравительством такие изменения объяснялись как необходимые для резкого сниженияналогового бремени.
Вдействительности, для большинства налогоплательщиков налоговое бремя по этомуналогу увеличилось, поскольку действовавшая ранее эффективная ставка налога наприбыль с учетом льгот составляла около 20%.
Такимобразом, с одной стороны, мы говорим о необходимости создания благоприятныхусловий для инвестирования в реальный сектор экономики, с другой стороны, напрактике препятствуем достижению поставленной цели.
С 1января 2002 года предприятия, инвестировавшие в производственную сферу(капитальное строительство, приобретение оборудования) и тем самым создававшиерабочие места и валовой внутренний продукт за счет своей прибыли, имеливозможность не платить налог на прибыль с сумм инвестиций, что стимулировалоотечественных производителей к инвестиционной активности. В настоящее времятакой порядок полностью отменен, что сдерживает вложения отечественныхпредприятий, направляемых на развитие собственного производства. Это сделанопод предлогом необходимости сокращения налоговых льгот, забывая о том, чтоналоговая система, кроме фискальной функции, имеет еще и регулирующую функцию.
Крометого, ухудшилось финансирование предприятиями научно-исследовательских иопытно-конструкторских работ, которые они ранее могли осуществлять за счетсобственных средств.
Предприятиямалого и среднего бизнеса, являющиеся важным фактором развития любой страны,также испытывают на себе негативные стороны Налогового кодекса, который вообщеликвидировал все стимулирующие механизмы развития бизнеса такого масштаба.
Вчастности, Кодексом была упразднена процедура формирования оборотных средств вовновь созданных малых предприятиях, предусмотрен более фискальный характеруплаты налога на добавленную стоимость и налога на вмененный доход, чтоприводит к авансированию бюджета и разорению малых предприят