Министерство образования и науки Республики Казахстан
Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева
Кафедра экономической теории
натему:
«Свободныеэкономические зоны:
сущность,возможности»
Выполнил: Кожахметов М. У и А-13
Приняла: Ахметова Ш. Б.
Астана2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение___________________________________________________________ ___3
1. Характеристика свободныхэкономических зон_________________________4
1.1 Понятие, сущность, возможности СЭЗ__________________________________4
1.2 Виды свободных экономических зон___________________________________ 6
1.3 Привлечение инвестиций в СЭЗ______________________________________ 10
2. Свободные экономические зоныКазахстана___________________________16
2.1 Первые СЭЗ вКазахстане_______________________________ _____________16
2.2 Проблемы функционирования правового режима СЭЗ____________________18
2.3 Наличие налоговых и таможенных льгот делаетпривлекательным
климатСЭЗ для потенциальных инвесторов________________________________20
3. СЭЗ как приоритетное направление вэкономике_______________________23
3.1 Зоны внешней торговли______________________________________________23
3.2 Предпринимательскиезоны____________________________ ______________28
3.3Технологические парки___________________________________________ ___30
Заключение________________________________________ __________________34
Список использованной литературы________________________________ ____35
Приложение №1_______________________________________________________36
Введение
Успех проводимых реформ в Казахстане во многом зависит отумелого поиска и нахождения приоритетных направлений промышленной и региональнойполитики, которые на сегодняшний день еще не до конца сформировались. С другойстороны, стратегия Правительства на ускоренное проведение реформ и жесткийконтроль над бюджетными расходами находятся под постоянной критикой состороны общественности и влиятельных лоббистских группировок. Нам думается,что в такой ситуации одним из позитивных шагов на пути трансформацииэкономики может стать организация национальной системы свободных экономическихзон (СЭЗ), которая пока не включена в список приоритетных задач Правительства.Между тем назревшая потребность во всесторонней либерализации экономики, атакже ряд особенностей казахстанского постсоциалистического развития,включая этносоциальные, дают основания полагать, что данный вопросзаслуживает несравненно большего к себе внимания. При этом созданиенациональной системы свободных экономических зон в Казахстане требует учетаместной специфики и изучения зарубежного опыта. В данной работе мы покажемстановление и проблемы создания и функционирования СЭЗ в Казахстане, и обобщимопыт тех стран, в которых организация свободных экономических зон имелаположительный результат.
Целью данной курсовой работы является выявлениевозможностей свободных экономических зон, сущность, а также их значимость вмире.
Задачами данной курсовой работы являются:
§ Анализ свободных экономических зон в нашей стране
§ Выявление основных форм свободных экономических зон
§ Значение СЭЗ для экономики Казахстана
В первой главе рассматривается сущность экономических зони причины их создания.
Во второй главе анализируется становление СЭЗ в Казахстанеи их проблемы в развитии.
В третьей главе, посвященной мировому опыту создания СЭЗ,рассматриваются СЭЗ США.
1. Характеристикасвободных экономических зон
1.1 Понятие,сущность, возможности СЭЗ
Специальная экономическая зона(зона свободной торговли, зона свободного или совместного предпринимательства ит.д.), ограниченная часть национально-государственной территории, на которойдействуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальныхпредпринимателей (льготы таможенного, арендного, валютного, визового, трудовогорежима и т.д.), что создает условия для развития промышленности иинвестирования иностранного капитала. В конце 80-х годов в развитыхкапиталистических странах действовало около 600 подобных зон, через которыеосуществлялось почти 6 % мировой торговли. Такие зоны создаются для решениявнешнеторговых, общеэкономических, социальных и научно-технических проблем. [1]
По оценкам западных специалистов, к 2010 году через различныесвободные экономические зоны будет проходить до 30% мирового товарооборота.Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельностирассматривают СЭЗ как благоприятные образования, где можно получить сверхприбыль.Крупнейшие международные корпорации считают организацию собственногопроизводства в свободных экономических зонах важнейшим направлением своейэкспансии. [2]
Свободные экономические зоны представляют собой частьнационального экономического пространства, где используется особая системальгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, СЭЗ —это в той или иной степени обособленная географическая территория.
В научных публикациях и отчетах международных организацийдля характеристики разного рода зон используется термин «свободныеэкономические зоны». Однако этот термин не в полной мере отражает сущностьэтого явления. Так, во многих из них применяемые экономические правила, рычаги,специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенногоправового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы,стимулирующие предпринимательство. Фактически государство лишь сокращаетмасштабы своего вмешательства в экономические процессы.
Для большинства развивающихся стран свободные зоны посуществу являются специальными в смысле экстерриториальности, по условиям уровняжизни работников зоны, концентрации производственного потенциала и др. В силуэтого для таких зон больше подходит термин «специальные экономические зоны».
Для чего создаются свободные экономические зоны? Почемуони получили такое распространение в мире?
Создание свободных экономических зон рассматривается ихучредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Ихфункционирование связывается с либерализацией и активизациейвнешнеэкономической деятельности. Экономика свободных экономических зон имеетвысокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый иинвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций. [3]
Фактически свободные экономические зоны представляютсвоеобразные «ловушки» для мигрирующих в масштабах мирового хозяйствакапиталов.
Помимо привлечения иностранного капитала, задействуемогодля активизации экономических процессов внутри страны, созданиепроизводственных свободных экономических зон увязывают стремя основнымизадачами:
· стимулированиепромышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств;
· рост занятости;
· превращение зон вполигон по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национальногохозяйства.
Важной причиной образования свободных экономических зонявляется то, что часто страна не желает полностью открывать свою экономику дляпритока иностранного капитала или всеобъемлюще использовать особыйинвестиционный климат и поэтому использует частичную, локальную открытость ввиде спецзоны. [3]
Мировой опыт создания и функционирования свободных экономическихзон свидетельствует о том, что наряду с зонами, созданными для углубленияинтеграции с мировым рынком стимулирования международных экономических связей(зоны свободной торговли, экспортно-производственные, таможенные и др.), существуютзоны с особым режимом поощрения соответствующих видов деятельности и отраслейпроизводства. Например, зоны поощрения развития отсталых районов,индустриализации отсталых районов. Поэтому причины и цели создания свободныхэкономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга.Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, свободныеэкономические зоны создавались для реализации региональной политики, направленнойна оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах. В этих целяхпредпринимателям (мелким и средним) предоставлялась большая, чем в другихрайонах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программыне имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.
С подобной же целью создавались свободные экономическиезоны и в развивающихся странах, что обеспечивало превращение ранее отсталыхрайонов в динамично развивающиеся. Однако в отличие от промышленно развитыхстран в этих государствах упор при создании свободных экономических зон былсделан на привлечение иностранного капитала.
1.2 Виды свободных экономических зон
Организационно-функциональная структура свободных экономическихзон достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту илииную свободную экономическую зону однозначно, поскольку они обладают чертамимногих зон. Российскими специалистами разработана примерная классификация попризнаку хозяйственной специализации — по профилю деятельности большинствахозяйствующих в зоне фирм. Центральное место в классификации свободных,экономических зон отводится зонам промышленной обработки.
При организации свободных экономических зон используют дваразличных концептуальных подхода: территориальный и функциональный (точечный).В первом случае зона рассматривается как обособленная территория, где всепредприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности.Согласно второму подходу, зона — это льготный режим, применяемый копределенному виду предпринимательской деятельности независимо отместоположения соответствующей фирмы в стране.
Примером реализации первого подхода являются свободныеэкономические зоны Китая, зона «Манаус» (Бразилия), многиеэкспортно-производственные зоны в развивающихся странах. Результатом второгоподхода являются «точечные» зоны, представленные отдельными предприятиями(оффшорные фирмы, магазины «дьюти фри»).
Одной из простейших форм свободных экономических зонявляются свободные (беспошлинные) таможенные зоны (СТЗ). Эти зоны, как и свободные торговые зоны, относятся к зонам первого поколения.Они существуют с ХVII-XVIII вв. Эти зоны представляют собой транзитные иликонсигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработкитоваров, предназначенных для экспорта. Такие зоны часто называют бондовымискладами или свободными таможенными территориями. Свободные таможенные зоныосвобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров. Они имеются вомногих странах.
Зонысвободной торговли (ЗСТ) также широкораспространены в мире. Наибольшее развитие зоны свободной торговли получили вСША. Их создание предусмотрено специальным законом США от 1934 г., целью которого былопоощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек.
Такие зоны представляют собой ограниченные участки территорииСША, в пределах которых установлен льготный по сравнению с общим режимхозяйственной, в т. ч. внешнеэкономической деятельности. Законом былоустановлено, что при каждом официальном порте прибытия может быть создана, по крайнеймере, одна внешнеторговая свободная зона.
В соответствии с существующим законодательством США зонысвободной торговли, действующие на территории страны, подразделяются на зоныобщего назначения и специализированные (субзоны). Зоны общего назначениязанимают небольшое пространство (несколько кв. км) и находятся за пределаминациональной таможенной территории. В них осуществляются операции поскладированию и переработке ввезенных товаров (упаковка, сортировка,маркировка, доработка и т. п.).
Субзоны создаются для отдельных крупных компаний, деятельностькоторых выходит за рамки зон общего назначения. В субзонах производитсяэкспортная или импортозамещающая продукция. Субзоны являются результатомиспользования комбинации режимов зон свободной торговли и импортозамещающихпроизводственных зон. К середине 90-х годов в США насчитывалось около 500 зонсвободной торговли.
К числу простейших зон свободной торговли можно отнестиспециальные магазины «дьюти фри» в крупных международных аэропортах. С точкизрения режима, они рассматриваются как находящиеся за пределами государственныхграниц. К зонам свободной торговли относятся также и традиционные свободныегавани (порты) со льготным торговым режимом.
Промышленно-производственныезоны относятся к зонам второго поколения. Они возникли врезультате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товар,но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственнойдеятельностью.
Промышленно-производственные зоны создаются на территориисо специальным таможенным режимом, где производится экспортная илиимпортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми ифинансовыми льготами. Наибольшее распространение, особенно в развивающихсястранах, получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Современная модель таких зон берет начало от зональной структуры,созданной в 1959 г.в ирландском аэропорту Шэннон. Наибольший эффект от таких зон был получен в«новых индустриальных странах».
Логика образования экспортно-производственных зон былапредопределена экономикой развивающихся стран, когда с середины 60-х годоввозникла необходимость стимулирования промышленного экспорта и занятости засчет притока иностранных капиталов.
Технико-внедренческиезоны относятся к зонам третьего поколения (70-80-е годы). Ониобразуются стихийно или создаются специально с государственной поддержкойвокруг крупных научных центров. В них концентрируются национальные и зарубежныеисследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиесяединой системой налоговых и финансовых льгот.
Наибольшее число технико-внедренческих зон функционируетв США, Японии, Китае. В США их называют технопарками, в Японии — технополисами,в Китае — зонами развития новой и высокой технологии.
Самый известный в мире и крупнейший в США технопарк«Силикон Вэлли» (Кремниевая Долина) дает 20% мирового производства средстввычислительной техники и компьютеров. В нем занято около 20 тыс. работников.Всего в США более 80 подобных зон. В Японии в рамках специальных правительственныхпрограмм создано два десятка технополисов на базе ведущих научных организаций.В КНР подобные зоны также создаются, как правило, в ходе реализациигосударственных планов по развитию науки и техники. В середине 90-х годов вКитае функционировало более 50 зон развития новой и высокой технологии.Характерно, что в азиатских «новых индустриальных странах»технико-внедренческие зоны формируются как инновационные центры сложившихсяэкспортно-производственных зон, которые уже находятся в достаточной степениразвития как экспортно-производственные зоны, и им требуется переориентация навыпуск наукоемкой продукции.
Сервисныезоны представляют собой территории с льготным режимомпредпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различныефинансово-экономические, страховые и иные услуги.
К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны (ОЗ) и налоговыегавани (НГ). ОЗ и НГ привлекают предпринимателей благоприятным,валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской икоммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования.
Главное требование от компании, зарегистрированной в оффшорнойзоне и претендующей на получение налоговых и иных льгот, — это не бытьрезидентом страны, где находится оффшорный центр, и не извлекать на еготерритории прибыль. Налоговые гавани отличаются от оффшорных зон тем, что вних (НГ) все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготына все или некоторые виды деятельности. В настоящее время в мире насчитываетсяболее 300 оффшорных центров. Среди них налоговых гаваней около 70.
К числу стран, где уже давно функционируют оффшорныекомпании — Лихтенштейн, Панама, Нормандские острова, остров Мэн (Британия),Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария и др. Впоследнее десятилетие оффшорные зоны появились на Мальте, Маврикии, в ЗападномСамоа, Израиле, Малайзии (о. Лабуан) и других странах.
Промышленные, торговые, банковские, страховые и другиекомпании в оффшорных зонах либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия,Либерия), либо облагаются небольшим паушальным налогом (Лихтенштейн, Антильскиеострова, Панама, остров Мэн и др.). В Швейцарии, например, установлен болеенизкий размер налога, который может и не взиматься при определенных условиях.Льготный режим в оффшорных зонах определяется также отсутствием валютныхограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем уставного капитала,отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора,экстерриториальностью и др. Для стран, организующих оффшорные зоны, выгодасостоит в привлечении дополнительных иностранных капиталов, получении доходаот пребывания зарегистрированной компании в оффшорной зоне, созданиидополнительных рабочих мест для местных специалистов, что в целом способствуетразвитию национальной экономики.
Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском,страховом деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью, в трастовой(доверительной) деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций, вконсалтинге. По некоторым оценкам, капитал, задействованный в сфере оффшорногобизнеса, достигает 500 млрд. долл. В нем участвуют почти 2 млн. вкладчиков(юридических и физических лиц), и каждый год регистрируется несколько тысячновых компаний, увеличивающих объемы оффшорной деятельности.
Деятельность оффшорных зон оценивается специалистамивесьма неоднозначно. Многие сходятся во мнении, что оффшорные центры зачастуюявляются местом отмыва «грязных денег» и разного рода банковских афер. [4]
Комплексныезоны образуются путем установления особого, льготного посравнению с общим, режима хозяйственной деятельности на территории отдельныхадминистративных образований. К ним можно отнести 5 специальных экономическихзон Китая, «открытые районы» КНР, а также бразильскую зону «Манаус»,территорию «Огненная Земля» в Аргентине, зоны свободного предпринимательства,создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах.
В 90-е годы активизируются процессы по формированию международныхсвободных экономических зон.Так, имеется проект создания специальной экономической зоны Туманган(Туманцзян). Эта свободная экономическая зона должна быть создана на стыкеграниц России, Китая и КНДР. Проект рассчитан на 20 лет, его стоимость на первомэтапе оценивается в 90-110 млрд. долл.
СЗЗ предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии,Китая, КНДР и России. В свободной экономической зоне будет построен крупныйпорт, многочисленные промышленные предприятия с использованием китайской икорейской рабочей силы. Россия должна будет поставлять на эти предприятия сырьедля переработки. Предприниматели, организовавшие производство в свободнойэкономической зоне, будут пользоваться рядом льгот. Предусматривается, что зоныбудут иметь гибкие границы, к участию в совместном освоении могут подключатьсятакже и сопредельные районы.
Отработка деловых контактов не на межгосударственном, а нарегиональном уровне привела к появлению т. н. еврорегионов, как формыорганизации внешнеэкономического взаимодействия. Еврорегион представляет собойдобровольное объединение пограничных областей различных государств, преждевсего в хозяйственной сфере, с целью интенсификации связей друг с другом.Высшие органы власти каждой страны, осуществляющей свою деятельность в рамкахеврорегиона, делегируют данной области полномочия, способствующиеинтенсификации приграничных хозяйственных и иных связей. Активную роль в созданииеврорегионов играют Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, а также Украина иБеларусь. К середине 90-х годов созданы еврорегионы «Карпаты», «Буг»,«Померания». [4]
В 1994 г.подписано соглашение о создании российско-китайской торговой приграничной зоныв районе китайского города Суйфэнхэ. Совместное образование или использованиеприграничных свободных экономических зон с сопредельными странами ближнего идальнего зарубежья, особенно на границе с Китаем, Финляндией, Норвегией, вКалининградской области, может способствовать развитию приграничной торговли,реализации крупных совместных проектов на основе использования сырьевыхресурсов и производственных мощностей обеих сторон, прежде всего российских.
1.3 Привлечение инвестиций в СЭЗ
Созданиесвободных экономических зон (СЭЗ) вызывает в различных кругах обществадискуссии о целесообразности учреждения таких зон, об их задачах и целях,местах размещения и т.п. Эти обсуждения неизбежны, необходимы и являютсянеотъемлемой частью процесса утверждения нового явления в жизни страны.Поддержка со стороны прогрессивных политических и общественных организаций, правительства,отдельных политических деятелей и деловых кругов играет важную роль и можетсделать концепцию свободных экономических зон в стране и приемлемой, иработоспособной.
Не менееважно решение вопроса об участниках свободных зон – зарубежных и национальныхинвесторах. Именно состав участников определяет успех или неудачу этой новойформы хозяйствования в экономической системе страны, а они зависят, преждевсего, от реакции инвесторов, которые захотели бы вложить свои капиталы в зоны.Анализ мирового опыта показывает, что разработчики свободных экономических зонсталкиваются с трудностями, связанными не только с различием стимулирующихфакторов для иностранных и национальных инвесторов, но и с противоположным, апорой взаимоисключающим характером таких стимулов. То, что может быть основнымстимулом для иностранного инвестора (например, выход на внутренний рынок),может иметь второстепенное значение для национального инвестора.
Работасоздателей зон осложняется ещё и тем, что они сами пока не отдают себе отчета втом, что стимулы и побудительные мотивы могут по-разному пониматьсяиностранными и национальными инвесторами. Например, для местных инвесторовналичие в зонах хорошо развитой инфраструктуры может иметь большоестимулирующее значение для осуществления капиталовложений, а для иностранногоинвестора такой «стимул» является обязательным предварительным условиемрассмотрения возможности инвестиций в зону. При этом отправной точкой дляиностранного инвестора будет не уровень инфраструктуры в зоне, а уровень икачество инфраструктуры в собственной стране или в других зарубежных странах.Местные инвесторы могут считать условия, созданные в какой-либо конкретнойзоне, более чем исключительными и технически современными (например, системауправления), в то время как иностранные инвесторы могут быть настроены болеекритически. Это противоречие представляется непреодолимым и его необходимопринимать во внимание при разработке и реализации проектов зон.[5]
Расхождение воценках привлекательности свободных экономических зон не исключает возможности«консенсуса» с иностранными инвесторами. Фактором,стимулирующим иностранного инвестора участвовать в зоне, является не качествоинфраструктуры (это лишь предварительное условие), на беспошлинный импорттоваров и услуг, освобождение от налогов и другие льготы, а возможностьполучения прямого выхода на внутренний рынок. Не менее важно для них объеми возможность использования средств, получаемых в результате их деятельности взоне. Проблема здесь заключается в необходимости перевода прибыли за рубеж,включая дивиденды по находящимся в обороте акциям. Без решения этого вопросамногие фирмы будут воздерживаться от вложения значительных капиталов всвободные экономические зоны.
Прямыеиностранные инвестиции в свободные экономические зоны возможно рассматриватькак метод постепенной интеграции иностранных фирм в национальную экономику.Поэтому уже на стадии планирования СЭЗ необходимо предусмотреть возможностиустановления прямых и обратных связей иностранных фирм с местными предпринимателями.Такие связи призваны обеспечить получение местных сырьевых товаров,компонентов, полуфабрикатов, комплексного оборудования и услуг. Доступ кместным ресурсам является важным стимулом для иностранных инвесторов. Но напрактике добиться этого для иностранных фирм, действующих в зоне, можетоказаться достаточно трудным делом и потребовать длительного времени. Уделяябольшое внимание данному фактору, разработчики зоны стараются учитыватьследующие моменты.
Во-первых, многие местныересурсы, которые могли бы закупаться иностранными фирмами, уже являютсядефицитными в стране. А рост спроса врезультате выступления на рынке иностранных фирм, работающих в зоне, можеттолько осложнить ситуацию. Если речь идет о ближайшей перспективе, тоиностранные фирмы, руководствуясь своими собственными интересами, могутпреодолеть дефицит, оплачивая эти ресурсы по более высоким ценам. Но это можетускорить развитие инфляционных процессов и обострить проблему дефицита ресурсовдля других фирм, работающих в стране. В долгосрочном плане дополнительный спроссо стороны фирм, работающих в зоне, заставит местных поставщиков увеличитьпроизводственные мощности для удовлетворения этого нового спроса. Но такойпроцесс занимает несколько лет.
Во-вторых, качество и технологическийуровень местных ресурсов может не соответствовать стандартам, предъявляемым кэтим ресурсам иностранными фирмами, работающими в зоне. Это проблема, с которойиностранные фирмы сталкиваются во всех случаях, когда используют местныересурсы. Со временем местные поставщики постепенно повышают технологическийуровень своего производства. Однако это технологическое совершенствование непроходит автоматически. Если разрыв в уровнях технологии достаточно велик,иностранные фирмы могут принять решение о прекращении связей с местнымипоставщиками и продолжать свою деятельность в зоне, опираясь на своихтрадиционных поставщиков. Из этого следует, что необходима система методов,стимулов и организационных форм установления экономических и технологическихсвязей между иностранными фирмами свободных зон и местными предприятиями,работающими за её пределами.
В-третьих, необходимостьучета величины и уровня затрат, требуемых для установления прямых связей междуиностранными фирмами, работающими в зоне, и местными предприятиями. Ошибочнопредполагать, что местные фирмы, не задумываясь, будут снабжать иностранныефирмы товарами и услугами, соответствующими техническим стандартам покупателя иимеющимся в достаточном количестве. Такая ситуация скорее исключение, чем правило.А это означает, что солидные инвестиции должны быть вложены в расширениепроизводственных мощностей и повышение технологического уровня местныхпредприятий, находящихся за пределами зоны, а также в обеспечениепроизводственных связей между этими предприятиями и фирмами, действующими взоне. Такие инвестиции принесут пользу всей экономике (при условии, что фирмы,получившие новое развитие таким путем, будут поставлять товары и услуги и наместный рынок). Решение проблемы требует финансовых затрат, которые ранее,возможно, не предусматривались, а это увеличивает объем инвестиций на созданиесвободных экономических зон.
Наличие перечисленных проблем – дефицит сырьевых ресурсови финансирования, низкий технический уровень местных предприятий, низкоекачество местных товаров и услуг – обусловливает сложность решения вопросаустановления связи между действующими в зоне иностранными фирмами и местнымипредприятиями, действующими за пределами зоны. Из этого следует, что на первыхэтапах доступ к местным рынкам сырья не является сильным мотивом дляпотенциальных иностранных инвесторов. Тем не менее, возможность иметь доступ кместным ресурсам в долгосрочной перспективе может стать для них весомымаргументом.
Развитиеснабжения иностранных фирм в СЭЗ местными ресурсами относится к категориидосрочных мероприятий и нет серьезных оснований сомневаться в том, что хотя бынебольшое число потенциальных инвесторов может проявить готовность участвоватьв разработке таких ресурсов. Разработчики зон часто предполагают, что одним изосновных преимуществ для иностранных участников свободных экономических зонявляется уровень финансовых или других стимулов, предоставляемых правительствомстраны, создающей СЭЗ. Действительно, так и было при создании первых СЭЗ.Однако за прошедшие десятилетия число зон в мире настолько возросло, чтоотносительные преимущества для иностранных инвесторов (налоговые льготы,субсидии, освобождение импорта от пошлин, частично беспошлинный экспорт идругие) во многом, если не полностью, потеряли свое стимулирующее значение.[5]
Поскольку все страны, которые хотят иметь или имеютсвободные экономические зоны, предоставляют практически одинаковые льготы, тострана, которая желает использовать эти льготы в качестве основного стимула дляпривлечения иностранных инвестиций, должна будет предоставить болеесущественные льготы по сравнению с другими странами. Это будет настолько обременительно для страны вфинансовом отношении, что поставит под сомнение общую экономическую ифинансовую целесообразность учреждения таких зон. Льготы, которыепредоставляются в зонах, можно подразделить на две группы.
1. Общие льготы (обычно предоставляются всеми странами):
§ беспошлинный импорт товаров и услуг;
§ освобождение от уплаты налогов на период до 15 лет;
§ косвенные субсидии в виде предоставления в распоряжениефирмы обустроенной территории.
1. Специальные льготы (предоставляются конкретной страной):
§ Процентная скидка с налога на прибыль (до 50%)
§ Специальные субсидии для возмещения фирмам расходов за пределами страны;
§ Скидка иностранным фирмам при покупке оборудованияместного производства.
Многие льготы из группы общих льгот на самом деле являютсясимволическими и в стоимостном выражении равны нулю. Так введение 10-летнегольготного периода на вып