МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему «Предмет экономической теории. Методы экономического анализа»
Исполнитель:
студентка 3-го курса
группы А
специальности 0608
---
Руководитель:
Каюкова Е. В.
г. Южно-Сахалинск
2001 г.
План курсовой работы:
Введение
4
1. Предмет экономической теории
6
2. Методы экономической теории
14
3. Экономические законы
24
Заключение
30
Список использованной литературы
32
Введение
Экономическая теория не есть
набор уже готовых рекомендаций,
применимых непосредственно в
хозяйственной политике.
Она является скорее методом,
чем учением, интеллектуальным
инструментом, техникой мышления,
помогая тому, кто владеет ею,
приходить к правильным заключениям.
Джон Мейнард Кейнс
Первымповодом к изучению экономической теории является то, что эта теория имеет делос такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения:
— какие виды работ нужно выполнять?
— как они оплачиваются?
— сколько товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в периодскачущей инфляции?
— какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находитьподходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?
Впрошлом люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требовали, чтобыим было дано краткое, в одном предложении, определение этого предмета. И надосказать, что этот сильный спрос не испытывал недостатка в предложении. Вот некоторыеиз таких определений:
1.Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом иденежными сделками между людьми.
2.Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченныхпроизводительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения,например, машины, технические знания) для производства различных товаров (такихкак пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения ихмежду членами общества в целях потребления.
3.Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей,извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.
4.Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своимизадачами в области потребления и производства.
5.Экономическая теория есть наука о богатстве.
Этотперечень достаточно велик сам по себе. Однако, проведя час в соответствующемотделе хорошей библиотеки, грамотный человек сможет во много раз удлинить его.Втиснуть в несколько строк точное описание любого предмета, которое четкоотделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему вовсех вопросах охватываемым этим предметом дело весьма нелегкое. Экономическаятеория, несомненно, включает в себя все элементы, указанные как в этихопределениях, так и в тех, которые могли бы войти в более длинный перечень.
Еслизаставить специалиста выбрать из всех приведенных выше дефиниций лишь одну, тов наше время он, по всей вероятности, остановился бы на второй.
Экономическаятеория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди иобщество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают дляпроизводства различных товаров и распределения их в целях потребления внастоящем и будущем между различными людьми и группами общества.
1. Предмет экономической теории
«Экономическаятеория превратилась в царицу социальных наук. Это единственная отрасльсоциальных исследований, по которой присуждается Нобелевская премия».
РобертП. Хайлброннер
Экономическаятеория, подобно любой другой науке, имеет свой специфический предметисследования и использует при анализе этого предмета особые приемы изучения,совокупность которых составляет ее метод. Предмет и метод тесно связаны друг сдругом и в совокупности определяют границы той отрасли знаний, котораяпредставлена экономической теорией.
В этомразделе будет рассмотрен предмет экономической теории, а в следующем разделе –методы экономической теории.
Представленияо предмете экономической теории менялись в ходе углубления знаний охозяйственной деятельности людей и по мере усложнения самой этой деятельности.Долгое время считалось, что предметом науки являются причины ростаматериального благополучия людей. Недаром главный труд великого английскогоученого Адама Смита, опубликованный в 1776 году, назывался «Исследование оприроде и причинах богатства народов». В дальнейшем представления о предметеэкономической теории все больше начинают связываться с редкостью(ограниченностью) имеющихся в распоряжении людей ресурсов.
Действительно,все мы живем в мире ограниченных возможностей и редких ресурсов. За небольшимисключением, которым, скажем, является атмосферный воздух или солнечный свет,все, что окружает человека и чем он пользуется количественно и качественноограничено. Ограничено количество пригодных для производствасельскохозяйственной продукции земель, доступных для извлечения и использованияполезных ископаемых, запасов сырья, материалов и энергии. Редким ресурсомявляется время – в сутках всего 24 часа, а жизнь человека измеряетсяколичеством лет, отпущенных каждому из нас Богом. Сам человек несовершенен, егофизические и интеллектуальные возможности далеко не безграничны. Конечно,ограниченность ресурсов часто является относительной, поскольку возникают новыетехнологии, позволяющие увеличить производство различных благ, разрабатываютсяранее недоступные месторождения полезных ископаемых, создаются информационныесистемы, расширяющие объем приобретаемых человеком знаний. Однако все этиизменения, увеличивая объем доступных ресурсов, не могут сделать ихбезграничными.
Находящиесяв распоряжении человека ресурсы и возможности не только количественно икачественно ограничены, они имеют множество вариантов использования. Металлможет применяться для изготовления космических ракет и автомобилей, морских ивоздушных лайнеров и детских игрушек, трубопроводов и замков, тракторов итанков. Время можно использовать для изучения экономической теории илибездумного лежания на диване. Многовариантность применения различных ресурсовопределяется их природными свойствами, а альтернативность их использования –еще и относительной редкостью.
Категорияредкости ресурсов в экономической науке понимается как их недостаточность длядостижения огромного множества различных целей, которые ставят перед собойлюди. При этом предполагается, что потребности людей (в их развитии), лежащие воснове их целей, в принципе безграничны. Наличие безграничных потребностей вусловиях ограниченности возможностей для их удовлетворения всегда ставило передлюдьми проблему выбора способов и путей альтернативного использования редкихресурсов в соответствии со степенью важности тех целей, которые они перед собойставят.
Возвращаяськ характеристике предмета экономической теории, важно отметить, что он невключает изучение самих редких ресурсов как таковых (для этого существуютестественные и технические науки). Экономическая теория изучаетэкономическое поведение людей, т.е. такие их действия, которые связаны спроизводством, распределением, обменом и потреблением материальных инематериальных благ. Именно поэтому эта наука является гуманитарной,изучающей закономерности поведения человека.
Существуетмного различных определений предмета экономической теории. Наиболеераспространенной и общепризнанной в силу своей точности и лаконичности являетсяформулировка определения предмета науки, данная английским экономистомЛайонелом Роббинсом: «Именно формы, которые принимает человеческоеповедение, когда необходимо распорядиться редкими ресурсами, составляет единыйпредмет экономической науки… Экономическая наука – это наука, изучающаячеловеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченнымисредствами, которые могут иметь различное употребление»[1].
Экономическаятеория тесно связана со многими другими науками: философией, психологией,историей, демографией, статистикой, математикой, юриспруденцией и другими. ДжонМейнард Кейнс так писал об этом: «Настоящий экономист, знаток своего дела,должен быть наделен разнообразными дарованиями, – в определенной степени ондолжен быть математиком, историком, государственным деятелем, философом… Ондолжен уметь размышлять о частностях в понятиях общего и обращать полет своеймысли в одинаковой степени к абстрактному и конкретному. Он должен изучатьсовременность в свете прошлого – ради будущего. Ни одна черта человеческойнатуры или созданных человеком институтов не должна оставаться за пределами еговнимания»[2].
Итак,экономическая теория изучает деятельность людей в процессе производства,распределения, обмена и потребления экономических благ в условияхальтернативности целей и возможностей использования редких ресурсов. Именнопоэтому в круг ее интересов входит и поиск путей наиболее эффективногоиспользования редких ресурсов, т.е. такого их применения, при котором будутполучены максимальные желаемые результаты при минимальных затратах.
С точкизрения масштабов изучаемого объекта различают два уровня экономическогоанализа, которым соответствуют два раздела экономической теории –микроэкономика и макроэкономика.
Микроэкономика– такой раздел нашей науки, который предполагает анализ экономических действийиндивидов, отдельных домашних хозяйств, фирм и отраслей. Не случайно приставка«микро» означает «малый».
Макроэкономика– приставка «макро» означает «большой» – занимается изучением законовфункционирования всей национальной экономики в целом, а также входящих в неетак называемых агрегатов – домашних хозяйств, частного сектора,правительственного сектора. Под агрегатами (агрегированными показателями)разумеется совокупность отдельных экономических единиц, например, домашниххозяйств, которые в процессе экономического анализа рассматриваются как одноцелое. При этом в качестве объекта исследования выступают не только самиагрегаты, но и связи между ними, возникающие в процессе хозяйственнойдеятельности.
Несмотря на разницу в масштабах объекта исследованиямежду микроэкономикой и макроэкономикой нет «китайской стены» – некоторыепроблемы, как, например, налогообложение входят в круг интересов обоих разделовэкономической теории.
Приисследовании экономических процессов и явлений вне зависимости от того, ведетсяли анализ на микроэкономическом или макроэкономическом уровнях, различаютпозитивный и нормативный анализ, которые представляют, соответственно,позитивную и нормативную экономическую теорию. Разница между ними состоит вотсутствии или наличии оценочных суждений. Эта разница была четкосформулирована английским экономистом Джоном Невиллом Кейнсом (отцом Дж. М.Кейнса) в его книге «Предмет и метод политической экономии»: «позитивнаянаука…совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть;нормативная или регулятивная наука… совокупность систематических знаний,относящихся к тому, что должно быть»[3].
Позитивнаяэкономическая теория, таким образом, имеет своей задачей объяснение следствий,вытекающих из реального изменения обстоятельств. Она отвечает, например, навопрос: как изменится величина спроса на легковые автомобили определенной маркипри повышении цены на них на 10 %? Или: что будет с объемом инвестиций в рамкахнациональной экономики при темпе инфляции равном 15 % в месяц? Позитивнаяэкономическая наука свободна от личностных оценочных суждений исследователя и,по выражению М. Фридмена, «принципиально независима от какой-либо этической позицииили нормативных суждений… Короче говоря, позитивная экономическая наукаявляется или может являться «объективной» наукой точно в том же смысле, как илюбая из физических наук»[4].
Конечно,на практике подобная объективность в полной мере недостижима, – ведьэкономическая теория изучает отношения между людьми, затрагивает экономическиеинтересы, часто не совпадающие у различных людей, а то и прямо противоположные.Да и сами исследователи неизбежно находятся в определенной зависимости от техили иных этических, политических и других представлений, идей, взглядов,носящих оценочный характер. Будучи сами составной частью объекта исследования ине располагая всей полнотой информации о происходящем в экономической жизни,аналитики могут по этим причинам приходить к различным заключениям, чтосвидетельствует о том, насколько трудно быть объективно беспристрастным приисследовании явлений общественной жизни. Как метко заметил англо-американскийфилософ и математик А. Уайтхед: «Если бы теорема Евклида затрагивала финансовыеили политические интересы, то она была бы предметом самых яростных споров»[5].
Вотличие от позитивной экономической теории, отвечающей на вопрос «что будет,если...?» и постольку, с учетом оговорок, сделанных в предыдущем абзаце,претендующей на объективность, нормативная экономическая наука содержит четковыраженный оценочный компонент и пытается ответить на вопрос «что должно быть?»Приемлем ли для общества размер безработицы, сложившийся в настоящее время?Обеспечивает ли рынок справедливое распределение созданного богатства? Нужно липоддерживать мелкий бизнес? Совместим ли с данным темпом инфляции экономическийрост? Стимулирует ли установленный размер пособий по безработице увеличениепредложения на рынке труда и желательно ли оно? Эти и многие другие проблемы,связанные с оценкой желательности или нежелательности тех или иныхэкономических явлений и действий, пытается решить нормативная экономическаятеория.
Изсказанного становится ясно, насколько тесно связаны между собой экономическаятеория (особенно нормативная экономическая теория) и государственнаяэкономическая политика. В самом общем виде государственная экономическаяполитика может быть определена как комплекс мер, направленных на регулированиеповедения экономических агентов (потребителей и производителей), илипоследствий деятельности этих агентов для эффективного достижения поставленныхэкономических целей: экономического роста, научно-технического прогресса, болеесправедливого распределения доходов, полной занятости и других. Для достиженияпоставленных целей государство использует богатый арсенал средств – отадминистративных запретов на выброс вредных веществ в атмосферу до методов«тонкой настройки» экономики путем кредитно-денежной и налого-бюджетнойполитики.
Результативностьгосударственного управления во многом определяется компетентностьюгосударственных чиновников, их способностью предвидеть близкие и отдаленныерезультаты предпринимаемых действий, а также желательность или нежелательностьнаступающих последствий. Так, например, если государство будет «нажимать напечатный станок» для финансирования социальных расходов, то результатом будетинфляция, которая обесценит денежные доходы населения. Способность правильнопонять складывающуюся экономическую ситуацию, выбрать наиболее адекватные мерыгосударственного влияния на экономические процессы, просчитать последствияпринимаемых решений, максимизировать выгоды и минимизировать возможные издержкинапрямую зависит от того, насколько правильно и полно при проведении государственнойэкономической политики используются достижения позитивной и нормативнойэкономической теории. «Знал бы, где упал – соломки подложил!» – гласит народнаяпословица. Экономическая наука подкладывает амортизирующую «соломку» в форменаучно обоснованных предвидений при проведении экономической политики толькотем, кто базирует свою деятельность на глубоких знаниях основных принциповэкономической теории.
Основнымифункциями экономической теории являются:
1.Познавательная – позволяет расширять наши познания в области сложныхэкономических процессов в постоянно меняющемся мире.
2.Методологическая – дает теоретическую основу для исследований в прикладныхэкономических науках.
3.Практическая – позволяет сделать правильный выбор при проведениигосударственной политики.
4.Прогностическая – делает возможным предвидение в области краткосрочного идолгосрочного экономического развития.
2. Методыэкономической теории
Слово«метод» (от греческого methodos – «путь к какой-либо цели») означает способыпознания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений природы иобщественной жизни. Каждая наука имеет свой метод, особенности которогонеразрывно связаны с ее предметом. Метод науки призван обеспечить все болееглубокое постижение предмета, он сам рождается и совершенствуется в ходеполучения новых знаний, в известной степени предмет сам формирует метод и,наоборот, используемый метод исследования позволяет все более четко определятьграницы и содержание самого предмета[6].
Научнаяразработка метода экономической теории восходит к трудам древнегреческогоученого Аристотеля (384-322 года до нашей эры). Он впервые сформулировалосновные принципы познания экономической и других форм общественной жизни спомощью науки о законах и формах мышления – логики. Разработанные Аристотелемприемы познания, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия идругие широко используются до сих пор при анализе экономических явлений ипроцессов. Конечно же, в ходе развития и усложнения предмета экономическойтеории совершенствовались приемы и методы его познания, способы проверкиистинности получаемых в ходе научного анализа результатов.
Следуетразличать метод экономической науки в широком смысле слова, как совокупностьинструментов, приемов исследования и метод как синоним приема научного анализа,способа обработки данных (математический метод, например), формы демонстрациирезультатов анализа (графический метод).
Экономическаятеория выработала достаточно большое количество приемов поиска нового знания,отражающих специфику ее предмета. Действительно, экономические аспектычеловеческой деятельности не могут подвергаться анализу с помощью, например,химических реакций, сопротивления на разрыв или баллистических параметров, какэто делается в технических и естественных науках. Экономическая теория – наукагуманитарная, общественная, что сужает возможности экспериментирования в ходеизучения экономической жизни.
Экономическаянаука использует разнообразные приемы познания окружающей действительности,важнейшими из которых являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.
Анализ– это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельныесоставные части и изучение каждой из этих частей. Примером может служитьизучение закономерностей формирования рыночного спроса путем исследованияразличных определяющих его факторов – цен, доходов потребителей, ихпредпочтений и другого.
Синтез– это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления,изученных в процессе анализа, в единое целое. Так, рыночный спрос и егодинамика могут быть правильно поняты лишь при его рассмотрении как единствавходящих в него и определяющих его компонентов – цен, доходов потребителей идругого. Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанных стороны процессапознания.
Индукция– метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему.Например, полезность для конкретного потребителя каждого последующегоэкземпляра приобретаемого им аналогичного блага уменьшается. Отсюда можнопридти к выводу о том, что все потребители данного товара готовы будутпродолжать покупать этот товар только при условии снижения цен на него.
Дедукция(в применении которой, как известно, был силен Шерлок Холмс) – метод познания,предполагающий умозаключения от общего к частному. Например, общее заключение:военные имеют отличную осанку. Увидев на улице человека даже в гражданскойодежде, вы можете по его прекрасной выправке заключить, что он имеет отношениек армии. Кстати, именно так Шерлок Холмс угадал бывшую профессию доктораВатсона, военного врача.
Аналогия– метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления илипроцесса на неизвестные. При этом могут использоваться достижения в различныхобластях знаний. Так, широко применяется сравнение денежного обращения скровообращением в человеческом организме. Равновесие на рынке условноаналогично равновесию в физическом его понимании.
Экономическаядеятельность людей сложна и многообразна и изобилует противоречиями. Существуетмножество разных отраслей производства, между которыми на определенныхпринципах происходит распределение находящихся в ограниченном количествересурсов. Каждая отрасль состоит из десятков или тысяч крупных и мелкихпроизводителей, связанных друг с другом технологически, организационно или спомощью финансовых интересов. Каждый из входящих в отрасль производителейпреследует свои собственные интересы, конкурируя с другими производителями.Миллионы потребителей заинтересованы в приобретении высококачественных товаровпо низким ценам, а производители заинтересованы в противоположном. Меняютсявкусы, предпочтения, пристрастия, диктует свои требования изменчивая мода.Деятельность правительства вносит изменения в уровень доходов населения иусловия осуществления предпринимательской деятельности. Плохие погодные условиямогут повлиять на размеры производства в сельском хозяйстве, изменитьсложившуюся структуру потребительских расходов, повлиять на спрос на отдельныевиды продукции. Неравномерный экономический рост меняет уровень занятости, что,в свою очередь неизбежно влияет на колебания спроса, научно-техническийпрогресс меняет структуру производства, влияет на занятость и спрос на ресурсыи конечную продукцию. Список составляющих хозяйственной жизни можно продолжатьпочти до бесконечности. При этом все названные и неназванные элементы иобстоятельства экономической деятельности находятся в тесной связи друг сдругом и испытывают влияние друг друга.
Длятого чтобы не запутаться в мириадах фактов, не утонуть в их многообразии ипротиворечивости экономическая наука, желающая понять сущность явленийэкономической жизни и сформулировать причинно-следственные связи между ними,широко использует метод научной абстракции. Он состоит в выделенииглавного в объекте исследования и отвлечении (абстрагировании) от несущественного,случайного, временного, непостоянного. Уровень абстрагирования может бытьразличным в зависимости от тех задач, которые ставит перед собой исследователь.Чем более общий характер носят выявляемые закономерности, тем большим можетбыть уровень абстрагирования. Конечно, абстракция всегда беднее конкретнойреальности, но без нее невозможно сформулировать научные категории, которымиоперирует экономическая наука. Эти категории выражают сущность отдельных сторонисследуемых объектов. Так, например, имеющая широкое применение категория«величина спроса», отражающая зависимость между количеством товара, котороеготовы купить потребители, и ценой его единицы, предполагает абстрагирование отмногих параметров, характеризующих поведение потребителей на рынке, – измененийв их доходах, вкусах, предпочтениях, наличии традиций, личностных особенностейотдельных потребителей и т.д.
Методнаучной абстракции используется и для построения экономических моделей –упрощенных представлений о взаимосвязях между экономическими переменными.Экономические переменные представляют собой какие-либо натуральные или денежныевеличины, имеющие количественную оценку, например, объем производства,заработная плата, издержки, цены и т.д. Некоторые переменные в модели могутбыть представлены в качестве заданных (они называются параметрами). Параметрымогут определяться как внешними (экзогенными), так и внутренними (эндогенными)причинами. Так, размер издержек на продукцию фирмы может зависеть от величиныналога на прибыль, устанавливаемой государством, т.е. задается экзогенно, и отприменяемой технологии, которая выступает как эндогенный фактор.
Экономическиемодели создаются для выявления принципов, лежащих в основе экономическойдеятельности и предсказания последствий изменения тех или иных ее элементов.Научные выводы и заключения, формулируемые на базе исследования моделей,получили название гипотез, т.е. пробных утверждений о наличии (илиотсутствии) тех или иных причинно-следственных связей между определеннымипроцессами и явлениями экономической реальности. Примером может служить,например, гипотеза эффективного рынка, утверждающая, что цены акций нафондовой бирже учитывают и отражают всю имеющуюся публично доступнуюинформацию. Истинность или ложность выдвинутой гипотезы проверяется путемсопоставления ее с реальными фактами экономической действительности, выявленияее соответствия или несоответствия этим фактам. Способ проверки гипотезы наистинность называется верификацией. Способ проверки гипотезы на ложностьназывается фальсификацией. Сумма проверенных (верифицированных) гипотезобразует теорию, т.е. совокупность объединенных одним общим принципомнаучных положений, служащих объяснением ряду фактов экономическойдействительности.
Прианализе явлений экономической жизни может сложиться положение, при которомдостаточно достоверное объяснение фактам дают несколько разных по степенисложности теорий. В этом случае предпочтение обычно отдается наиболее простойтеории в соответствии с принципом «бритвы Оккама», названном так поимени английского философа Уильяма Оккама, предложившего еще в четырнадцатомвеке «сбривать» усложняющие теорию подробности, не являющиеся абсолютнонеобходимыми для объяснения наблюдаемых фактов и связей между ними.
В ходесоздания экономических моделей и разработки теорий экономическая наука познаетдействующие экономические законы, – объективно существующие устойчивыепричинно-следственные связи между явлениями экономической жизни. Закон спроса,например, показывает обратную зависимость между ценой большинства товаров иобъемом покупательского спроса на них. Важно подчеркнуть объективный характерэкономических законов – они существуют и действуют независимо от воли, сознанияили желания отдельных людей, объединений людей или государства. Эти законымогут быть познаны экономической наукой, но они не могут быть созданы ею.Выявление экономических законов является важнейшей функцией экономической наукии имеет огромное практическое значение, поскольку лишь на основе анализа этихзаконов можно формировать эффективную экономическую политику.
Припостроении экономических моделей, выработке теорий, выявлении экономическихзаконов экономическая наука широко использует метод функционального анализа,отражающий принцип взаимной зависимости экономических явлений. Функцией называетсяпеременная величина, зависящая от других переменных величин. Таким образом,функция выступает как зависимая переменная от аргумента – независимойпеременной. Например, функция спроса определяет спрос в зависимости от влияющихна него факторов (аргументов) – ожиданий потребителей, уровня их доходов,предпочтений и вкусов, цен товаров-заменителей и другого. В экономическойтеории чаще всего определяется функциональная зависимость между двумякатегориями, при этом остальные аргументы предполагаются неизменными. Этопроисходит потому, что одновременный анализ воздействия на функцию всех илибольшинства аргументов настолько усложнил бы сам процесс познания, что он сталбы практически невозможным. Примером вышесказанного может служить выявлениевлияния на спрос (функция) уровня цены на данный товар (аргумент). Всеостальные, кроме цены, аргументы считаются неизменяемыми. В данном случае можносказать коротко – спрос есть функция цены. Однако часто функция иаргумент могут меняться местами. Зависимой переменной может стать цена – ведьпри прочих равных условиях она тем выше, чем больше спрос на данный товар. Вэтом случае цена есть функция спроса.
Функциональныезависимости очень наглядно проявляются при использовании графических построенийв рамках эконометрического моделирования экономических процессов. Эконометрика– наука об экономических измерениях, результатами этой науки широко пользуетсяэкономическая теория. Использование графиков позволяет представитьфункциональные связи, как в статике, так и в динамике, определяемой изменениемразличных показателей. Графический метод, используемый экономистами,имеет одну интересную особенность – здесь независимая переменная (аргумент)обычно откладывается на оси ординат, а зависимая (функция) – на оси абсцисс,что связано со сложившимися в экономической науке традициями.
При выявлении причинно-следственных связей междуэкономическими явлениями можно часто наблюдать временной разрыв (болееили менее продолжительный) между причиной и следствием. Повышение цены, например,может почти мгновенно привести к сокращению величины спроса, а поступление вобращение необеспеченной товарной массой суммы денег вызовет инфляционный ростцен лишь через несколько месяцев. Однако и в том, и в другом случае причинапредшествует следствию. Значит ли это, что если одно событие наступает позжедругого, то именно оно является его причиной? Вовсе нет. Подобно тому, какзвонок будильника не является причиной наступления утра, многие последовательнонаступающие экономические события могут и не находиться в причинно-следственнойсвязи. Так, если после повышения цен на кожаные куртки, например, возрослиобъемы их продаж, то неправильным будет вывод о том, что рост цен явилсяпричиной увеличения спроса. Такой причиной могут быть совсем иные обстоятельства,скажем, капризы моды, сделавшие кожаные куртки товаром повышенного спроса.Выявление причинно-следственных связей в экономике, таким образом, являетсявесьма непростой задачей.
Трудности экономического анализа проявляются и впроцессе обобщения, то есть формулирования выводов, равно справедливых как дляотдельных элементов какого-либо явления, так и для всего явления в целом.Далеко не всегда правильность отдельных теоретических положений для части ицелого совпадают. Используя предыдущий пример, можно сделать вывод о том, чтоновый производитель кожаных курток, решившийся заняться их изготовлением попричине высокой доходности этого вида деятельности, получит прибыль. Но длясовокупности фирм этой отрасли появление новых производителей будет означатьрост предложения отрасли и, при прочих равных условиях, снижение цен иуменьшение размеров прибыли, а, возможно, и появление убытков.
Многиефункциональные зависимости в экономической теории исследуются с применением методапредельного анализа. Предельная величина в экономической науке – этодополнительная величина. Так, предельная полезность выступает какдополнительная полезность, получаемая потребителем от использованиядополнительной единицы продукта; предельный доход – дополнительный доход, получаемыйфирмой от продажи дополнительной единицы товара; предельные издержки –дополнительные издержки по производству дополнительной единицы продукции и т.д.Важнейшим принципом экономического анализа является сопоставление предельныхвыгод и предельных затрат при оценке состояния и перспектив деятельностиэкономических агентов. Ясно, что последние будут продолжать свою деятельность,как правило, тогда, когда предельные выгоды от нее будут больше, чем предельныезатраты, связанные с нею. Стимулы к продолжению экономической активностиданного рода исчезают, как только предельные затраты оказываются вышепредельных выгод.
Метод«предельных выгод – предельных затрат», как полагают сторонники«экономического империализма», позволяет анализировать не только экономическоеповедение. Предположим, что Вы хотите бросить камень в чужой огород. Какрационально мыслящий субъект Вы, конечно же, сопоставите Ваши предельныевыгоды, скажем, удовольствие от наблюдения за полетом и приземлением камня, ипредельные затраты, например, необходимость объясняться с соседом илиподвергаться с его стороны риску судебного преследования. Ваше решение будетзависеть от того, насколько правильно Вы оцените соотношение этих двухпредельных величин.
Вслучаях, когда решения одного экономического агента оказывают влияние нарешения других, экономи