--PAGE_BREAK--
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стоны, к снижению цен, а с другой – к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в виде налоговых поступлений. Все это и определяет роль малых предприятий в развитии экономики страны.
В 1995 г. в Росси насчитывалось более 900 тыс. малых предприятий, на которых трудилось около 9 млн. человек (доля малых предприятий в ВВП составляла 15,5%). На 1 апреля 2005 г. число зарегистрированных малых предприятий составляло 989 тыс. с числом занятых 7,6 млн. человек (доля малых предприятий в ВВП – 10%). То есть за десять лет никакого рывка не произошло. Проблема – в реальной недооценке властью малого предпринимательства. А ведь значение этого сектора выходит далеко за рамки сугубо экономических параметров.
Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие в Российской Федерации малого предпринимательства. К ним относятся: слабость действия механизма государственной помощи, неразвитая финансово-кредитная поддержка, несовершенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, ограниченный доступ к производственным площадям, слабая судебно-правовая зашита малых предприятий, давление со стороны органов власти, криминальных структур, а также крупных предприятий и др.
Итак, для решения основных проблем малого предпринимательства необходимы:
1. планомерная и регулярная работа по разработке и корректировке стратегий развития малых предприятий на федеральном, региональном и местом уровнях, а также предъявлению результатов этой работы общественности;
2. «демонтаж» препятствий, связанных в основном с незаконной деятельностью отдельных представителей региональных властей;
3. создание и поддержание в работоспособном состоянии базовых элементов предпринимательской инфрастуктуры – судебной системы и рынка деловой недвижимости.
В настоящее время доля малого бизнеса в экономике России в 4 раза меньше, чем в зарубежных странах. Это наш недостаток сегодня, но зато это огромный резерв роста в будущем. Причем если политика государства станет по-настоящему благоприятной для предпринимательства, такое будущее может и должно быть не отдаленным, а самым ближайшим. Малый бизнес способен превратиться в один из главных локомотивов российской экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агеев А. Предпринимательство: проблемы собственности — М.: Издательство ЭКМОС, 1999. – 322 с.
2. Бахвалов Т. Союзники // Бизнес-журнал. — 2004. — № 11. – С. 24 – 50.
3. Бусыгин А. Предпринимательство: Основной курс – М.: ИНФА – М, 2002. – 264 с.
4. Грасмик К. Малые высокотехнологичные предприятия в экономике России. // ЭКО. – 2005. — №8. – С. 145-161.
5. Иванов Д. Малый бизнес составил рейтинг регионов, где нарушаются права предпринимателей // Российская газета. — 2004. – №10. – с. 5.
6. Иоффе А. Малому бизнесу не встать с колен без поддержки государства // Человек и труд. — 2006. — №1. – С. 61 – 80.
7. Ичитовкин Б. Малые формы хозяйствования. — М.: Экономика, 1991. – 244 с.
8. Клепач А., Яковлев. А. О роли крупного бизнеса в современной российской экономике // Вопросы экономики. — 2005. — № 8. – С. 12 – 32.
9. Коротецкий Ю. Малый бизнес – большая политика // Малое предпринимательство. — 2005. — №12. – С. 20 – 30.
10. Кукшнер К. Большой кредит для малого бизнеса // Российская газета. – 2004. — №115. – с. 67 – 73.
11. Курс экономики. – 3-е изд., доп. / Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФА — М, 2001. – 716 с.
12. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. – 544 с.
13. Лебедева Л. США: малое предпринимательство, как образ жизни // Человек и труд. — 2005. — №9. – с. 6 – 13.
14. Ленц Е. Центр развития среднего бизнеса / /Бизнес-журнал. — 2005. — № 13. – с. 33 – 49.
15. Малое предпринимательство: Учебное пособие. — 2-е издание М.: ИНФРА-М, 2002. – 243 с.
16. Миронов С. Как малому стать большим // Малое предпринимательство. — 2005. — №9. – с. 50 – 60.
17. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика. Германский опыт и российский путь. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 800 с.
18. Папава В. Роль государства в современной экономической системе // Вопросы экономики. — 1999. — № 11. – С. 12-25.
19. Ременный А. О малом и среднем бизнесе // ЭКО. – 2005. — №5. – С. 64-73.
20. Российский статистический ежегодник 2005
21. Свердлова Т.Н. Российский малый бизнес – рейтинг регионов // Человек и труд. — 2005. — №8. с. 10 – 15.
22. Тарасов Е.Д. Факторы успеха в российском бизнесе // Вопросы экономики. — 2005. № 7. – с. 44 – 57.
23. Титов Д.П. Гарантийный фонд для малого бизнеса // Экономика и жизнь. — 2005. — №24. – с. 19 – 29.
24. Угодников К. Страна с недоверием относится к крупному бизнесу // Страна.ру. 1 декабря 2004. – с. 23 – 41.
25. Урисон Я. Инвестиционный климат в России и привлечение иностранных инвестиций. // Вопросы экономики. – 1994. — № 8. – С. 85 — 94.
26. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г.) //СПС «Гарант»;
27. Ханин Г. Состояние и перспективы роста экономики в начале 21 века. // ЭКО. – 2005. — №12. – С. 70-83.
28. Чижов А. До самых до окраин // Бизнес для всех. — 2005. — №31. – с. 21 – 31.
29. Экономика и управление малой фирмой: Учебное пособие. / Под ред. Мишуровой И.В. – М.: ИНФА – М, 2002. – 289 с.
30. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В. П. Грузинова. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 535 с.
31. Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб: Изд. СПб ГУЭФ, Изд. «Питер», 2002. – 544 с.
32. Экономическая теория: Учеб. Для студ. Высших учебных заведений / Под ред. В.Д. Камаева, — 6-е изд., перераб. и доп… – М.: изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 640с.
33. Экономический и юридический словарь. / Под ред. А.Н. Азрилияна — М.: Институт новой экономики, 2004. – 702 с.
34. www.investmarket.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=327877
35. www.ress.ru/published/smbusiness6.htm
36. www.rcsme.ru – официальный сайт по поддержке малого предпринимательства.
продолжение
--PAGE_BREAK--