Задание накурсовую работу
Статистическаяоценка потребления населением товаров и услуг
Исходныеданные: данные выборочного обследования бюджетов домашниххозяйств, отражающие сведения о расходах на потребление населением товаров иуслуг за 2002-2010 гг.
Переченьподлежащих разработке вопросов:
а) изучитьлитературу по теме;
б) провести статистическийанализ динамики потребительских расходов;
в) провестистатистический анализ сезонности проявления процесса потребления;
г) проанализироватьструктуру рассматриваемого процесса (на основе относительно показателяструктуры, координации, интенсивности), сравнить с другим регионом (городом,страной) на основе относительного показателя сравнения;
д) провестивариационный анализ процесса на основе абсолютных и относительных показателейвариации, различных видов дисперсий;
е) выявитьвзаимосвязи между доходами и потребительскими расходами на основекорреляционно-регрессионного анализа.
Перечень графическогоматериала:
Линейные, столбиковые,круговые диаграммы, характеризующие динамику потребления.
Датавыдачи задания «___»__________________ 2011 г.
Руководитель____________________________________
Исполнительстудент группы Э302П Д.А. Саяпова
Срокзащиты работы «___»__________________2011г.
АННОТАЦИЯ
Объект исследования: потребление населением товаров иуслуг.
Цель курсовой работы: статистическая оценка потреблениянаселением товаров и услуг.
Изучена литература потеме. Проведен статистический анализ динамики потребительских расходов.Проанализирована структура рассматриваемого процесса, проведено сравнение сдругими регионами на основе относительного показателя сравнения. Проведенвариационный анализ процесса на основе абсолютных и относительных показателейвариации, различных видов дисперсий. Выявлена взаимосвязь между доходами и потребительскимирасходами на основе корреляционно-регрессионного анализа.
Пояснительная записка: 31стр., рисунков 6, таблиц 12, библиограф 8.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретические основы потребления населением товаров иуслуг
1.1. Изучение потребления на базе выборки бюджетов домашних хозяйств
1.2.Динамика потребления населения и потребительских цен
2. Анализ уровня и структуры потребления населением товаров иуслуг
2.1. Анализ общего уровня потребления населением товаров иуслуг
2.2. Анализ структуры потребительских расходов
2.3. Изучение межрегиональной вариации потребительскихрасходов
2.4. Анализ влияния доходов населения на потребительскиерасходы
2.5. Методы выявления тренда
Заключение
Литература
Введение
Социальнаястатистика представляет собой одно из важнейших приложений статистическихметодов, исследующих количественную характеристику структуры общества, жизни идеятельности людей, позволяет выявить и измерить основные закономерности враспределении благ между социальными группами.
Потребление являетсязаключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся киспользованию произведенного продукта для удовлетворения определенныхпотребностей. Производство и потребление активно влияют друг на друга. Назначениепроизводства — служить потреблению. Уровень потребления, его динамика и структурасоставляют важнейшие элементы в жизни человека.
Основные задачистатистики потребления населения как важнейшей составляющей уровня его жизнисвязаны с разработкой системы показателей потребления, натуральных истоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительскойкорзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности идифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительскихцен, покупательной способности денег.
Целью курсовой работыявляется проведение статистического анализа потребления населением товаров и услуг.
Необходимо решить следующие задачи:
1. изучитьлитературу по теме курсовой работы;
2. проанализироватьтекущее состояние потребления населением товаров и услуг;
3. сделать прогноз одальнейшем изменении уровня потребления.
В качестве исследовательскогоинструментария использовались статистические методы корреляционного,регрессионного, анализа временных рядов и прогнозирования, табличные играфические методы представления результатов исследования.
Для обработки данныхиспользовался прикладная программа «Microsoft Excel».
Информационную базу исследованиясоставляют данные статистического сборника «Доходы, расходы, потребление исоциальная дифференциация населения республики Башкортостан» и бюллетеня«Отдельные показатели социально-экономического положения субъектов РФ»
1. Теоретические основы потреблениянаселением товаров и услуг
бюджет потребительскаяцена доход1.1. Изучение потребления на базе выборки бюджетов домашних хозяйств
На уровне домашних хозяйствпотребление изучается на основе выборочного обследования их бюджетов.Программой обследования предусмотрен сбор информации, характеризующей не толькодоходы, но и расходы населения. Расходы домохозяйств включают расходы напотребление и расходы, не связанные с потреблением. К последним относятсяналоги, отчисления на пенсии и социальное страхование, и другие страховыевзносы, денежные переводы, подарки.
Потребительские расходыохватывают все текущие расходы на товары и услуги независимо от того, полностьюили частично они были оплачены в течение обследуемого периода и предназначалисьли они для потребления внутри домашнего хозяйства. Потребительские расходысостоят из расходов на покупку продуктов питания (в том числе расходы напитание вне дома), алкогольных напитков, непродовольственных товаров и расходовна оплату услуг. В их составе не учитываются покупка ювелирных изделий, оплатаматериалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых или подсобныхпомещений. Бесплатные услуги по образованию, медицинские и другие услуги впотребительские расходы не включаются».
Потребление продуктовпитания учитывается в натуральных единицах и по стоимости. Натуральныепоказатели вычисляются в среднем на душу населения или в среднем на потребительскуюединицу.
К стоимостным показателямотносятся стоимость питания в домашних хозяйствах, которая состоит из денежныхрасходов на покупку продуктов, предназначенных для личного потребления внутридомашнего хозяйства, расходов на питание вне дома и стоимость натуральныхпоступлений продуктов питания.
Кроме того, используютсяструктурные показатели, отражающие долю расходов на питание в потребительскихрасходах, структуру расходов по видам продуктов питания, и показатели,характеризующие качество питания: его калорийность и содержание белков, жиров иуглеводов в потребленных продуктах.
Важным показателемявляется уровень индивидуального потребления как средний размер потребления надушу населения. Он рассчитывается в виде отношения годового объема потребленныхтоваров по видам к средней годовой численности населения как в целом, так и поотдельным его социальным группам, группам по доходу, возрасту, характерузанятий, другим признакам (полу, природно-климатическим и социальным условиям).
Помимо потреблениятоваров и услуг на душу населения применяется расчет и на условнуюпотребительскую единицу, или на эквивалентного потребителя. В качестве таковойпризнано потребление взрослого мужчины, занятого механизированным трудом. По отношению к нему разработана шкала переводныхкоэффициентов потребления продовольственных и непродовольственных товаров.
Изучение потреблениянепродовольственных товаров по программе выборки бюджетов домашних хозяйствосуществляется по следующим видам: расходы на одежду, белье, обувь, ткани,мебель и предметы домашнего обихода, товары культурно-бытового назначения,транспортные средства, гигиенические, парфюмерные и фармацевтические средства,табачные изделия, строительные материалы и другие непродовольственные товары.Натуральные показатели потребления вычисляются по потреблению обуви и тканей.По остальным непродовольственным товарам рассчитываются лишь стоимостные показатели,а также структура потребления.
Для исчисленияпоказателей обеспеченности населения соответствующими предметами товары разбиваютсяна 3 группы: товары недлительного пользования (срок использования — до 3-хлет); товары длительного пользования (срок использования — более 3-х лет);товары однократного пользования (продукты питания). Обеспеченность понимаетсякак степень распространенности данных товаров в личном пользовании граждан.Такого рода показатели лишь косвенно характеризуют потребление.
Потребляемые населениемтовары удовлетворяют различные потребности. По степени их значимости ониделятся на товары первой необходимости (продукты питания, жилье и т.п.),товары, менее необходимые (книги, телевизоры, стиральные машины и др.),предметы роскоши (деликатесные продукты питания, особо модная одежда, ювелирныеизделия, дорогостоящая мебель и др.).
Возрастающую роль впотреблении населения играют разнообразные услуги. Оценка их имеет своюспецифику. Услуги – особый вид потребительской стоимости, существующей в формеполезной деятельности для человека и общества. Время производства услугсовпадает со временем их потребления (услуга оказывается).
В статистике потребленияобъектом исследования выступают лишь услуги, оказываемые населению,удовлетворяющие потребности человека. Услуги же коллективного характера,удовлетворяющие общественные потребности (в сфере управления, обороны, правопорядка,науки и т.п.), к этой группе не относятся, хотя согласно международнымстатистическим стандартам они включаются в объем валового выпуска(производства) и потребления (промежуточного и конечного) услуг и отражаются всчетах производства и использования доходов Системы национальных счетов, в томчисле и сектора домашних хозяйств.
Не входят в объемпроизводства (и соответственно потребления) домашние и личные услуги,создаваемые членами домохозяйства для собственного конечного потребления,поскольку их производство полностью автономно и не влияет на остальную экономику.К ним относятся: уборка, украшение и техническое обслуживание жилья; приготовлениеи подача пищи; уход за детьми, воспитание и самообучение; транспортировка членовдомашнего хозяйства или их вещей; ремонт и техническое обслуживание потребительскихтоваров длительного пользования, выполняемые на дому.
В объем услуг,производимых для собственного конечного использования, учитываются два видауслуг, включаемых по счету производства в общий выпуск товаров и услуг. Этоуслуги по проживанию в собственном жилище (они оцениваются приближенно, вразмере затрат на обеспечение проживания в жилище) и домашние услуги, производимыенаемными работниками (слугами, поварами, садовниками и т.п.). Их стоимостьопределяется оплатой труда этих работников, включая и все виды компенсаций внатуральной форме (питание, жилье и т.п.).
Различаются услугиматериальные (производственные), воплощающиеся в материально-вещественной форме(ремонт одежды, обуви, предметов культурно-бытового и хозяйственногоназначения), и услуги нематериальные, которые проявляются в форме деятельности,удовлетворяющей бытовые, культурные, образовательные, медицинские и другиепотребности человека.
Услуги подразделяются наплатные (рыночные) и бесплатные (нерыночные). Программой выборочногообследования бюджетов домашних хозяйств предусмотрен учет расходов на оплатужилища и жилищно-коммунальных услуг, расходов на пошив и ремонт одежды и обуви,на ремонт электротоваров, культтоваров, металлоизделий, квартир, на возведениеи ремонт домов и других построек, на техническое обслуживание и ремонтавтомобилей и других мототранспортных средств, на оплату за обучение в системеобразования, медицинские услуги, санаторно-курортные услуги, культурно-просветительныеуслуги, услуги пассажирского транспорта и связи, услуги правового характера ипрочие виды личных услуг. К показателям потребления платных услуг относятся размероплаты в среднем на 100 лиц и структура расходов по видам услуг.
1.2.Динамика потребления населения и потребительских цен
Динамика потребления населения и потребительских ценизучается с помощью индексного метода.
Индексы общего физического объема потребления товаров иуслугпо населению в целом и на душу населения в среднем рассчитываютсяв агрегатной форме следующим образом:
по товарам в целом по населению
/>
на душу населения />
по услугам в целом по населению/>
на душу населения/>
Вместе по товарам и услугам: />
/>
Долгое время считалось, что агрегатные индексыявляютсялучшей формой индексов. Действительно, в определенном смысле они более аналитичны:помимо оценки динамики интересующих нас показателей по ним легко определяетсяабсолютное изменение физического объема потребляемых населением товаров и услугв стоимостном выражении–по населению в целом и в среднем на душу. Для этогонаходится разница между стоимостями продаж товаров и услуг в числителе изнаменателе индексов. Но применение агрегатного индекса предполагает наличиесопоставимых цен и тарифов и расчета стоимости всех продаж населению товаров иуслуг отчетного периода в этих ценах и тарифах, что является проблематичным.
Наша практика вслед за международной статистикой решаетэту проблему, применяя метод дефлятирования. Суть его заключается в пересчетестоимости продаж населению товаров и услуг отчетного периода в цены и тарифыбазисного с помощью сводного текуще-взвешенного индекса потребительскихценкак составного индекса дефлятора ВВП:
/>поскольку />
Только потом становится возможным расчет агрегатногоиндекса:
/>
Можно обойтись без сводного индекса потребительских цен,ограничившись индивидуальными индексами по отдельным товарам; услугам. Тогдаприменяется средний гармонический индекс физического объемав форме:
/>
где q1p1– стоимостьпродаж отдельных товаров и услуг в отчетном периоде, нетрудно представить, чтоэтот индекс тождествен агрегатному и отличается от него лишь формой.
Агрегатные индексы дают общую оценку динамики физическогообъема потребления населения, не выделяя значение индивидуальных индексовобъема и не показывая их роли в общем индексе. Международную практика используетбазисно-взвешенный индекс ценЛаспейреса, предложенный им в 1871 г. В агрегатной форме он имеет вид: />в форме среднего арифметического:
/>
В этом индексе в отличие от текуще-взвешенного структурапотребительских расходов населения по товарам, или уровень потребления в видепотребительской корзины, остается прежней – базисной, что позволяет оценить динамикупотребительских цен в чистом виде.
Частаясменяемость товаров и их моделей в потребительском наборе вынуждает киспользованию цепного метода в индексных расчетах. Нужна регистрация«живых» цен продаж. При замене товара на эквивалентный цены на негопроходят двойную регистрацию по старому и новому товарам, что приводит кцепному методу. Двойная регистрация при перемене товара обеспечиваетвозможность закончить старое звено и начать новое, предохраняя цепь динамики отразрыва. Звено вычисляется делением последующей цены нового звена на предыдущуюцену старого.
Фишер по-своему решил проблему различий в структурепотребительских расходов населения отчетного и базисного периодов, оказывающихсущественное влияние на значение текуще- и базисно-взвешенных индексовпотребительских цен. Он предложил «идеальный» индекс цен, вошедший висторию под его именем – индекс Фишера. Это средний геометрический индексизиндексов цен Пааше и Ласпейреса:
/>
Очевидно, этот индекс лишен реального экономического содержанияи представляет собой чисто математическую модель. Расчет его в нашем примеревозможен лишь в тех случаях, когда структура потребительских расходов населенияза два сравниваемых периода претерпела принципиальные, качественные изменения,что делает невозможным использование в качестве весов ни текущую, ни базиснуюструктуры расходов. В практике международной статистики цен индекс Фишера применяетсяпри оценке динамики цен внешней торговли и в двусторонних межгосударственныхсопоставлениях.
Сводный индекс потребительских цен нередко продолжаютназывать также индексом стоимости жизни. В этом качестве он и появился,так официально назывался в международной статистике. Действительно, индекс показывает,насколько изменились расходы населения на приобретение им фиксированного набораблаг и услуг (потребительские расходы, или стоимость жизни) в отчетном периодепо сравнению с базисным при неизменном, базисном, уровне потребления. При такомподходе изменения базисно-взвешенного индекса цен могут вызываться толькоизменениями цен, но не переменами в структуре потребления в результате изменениядоходов населения или появления новых товаров.
Индекс потребительских цен нередко фигурирует в сочетаниис индексом-дефлятором, являющимся относительно новым показателем дляотечественной статистики, но широко применяемым в других странах. Дефлятор –тот же индекс цен, но он шире, чем ИПЦ, поскольку включает не только цены потребительскихтоваров и услуг, но также цены инвестиционных товаров и услуг, т. е. оптовыецены. Следовательно, он характеризует общую динамику цен и тарифов для всейэкономики страны.
Индекс-дефлятор рассчитывается, как правило, за год, заболее длительный период дефлятор определяется уже рассмотренным цепным методом– путем перемножения всех годичных дефляторов в промежутке от отчетного добазисного года – первый метод.
Сводным дефлятором в статистике выступает дефлятор валовоговнутреннего продукта (ДВВП), являющегося на сегодня важнейшим макроэкономическимпоказателем в международной и отечественной системах национальных счетов.
Для исчисления дефлятора каждый компонент конечногоиспользования валового внутреннего продукта пересчитывается в цены предыдущегогода (постоянные цены). Полученные итоги затем суммируются. Покомпонентная переоценкаВВП в постоянных ценах в зависимости от имеющейся базы производится с использованиеминдексов цен и индексов физического объема (или динамики натуральных индикаторов).
Сам дефлятор ВВП отчетного года к предыдущему получаетсякак частное отделения ВВП отчетного года в текущих ценах на тот же ВВП в постоянныхценах предыдущего года. В результате дается и оценка динамики физическогообъема ВВП и всех его компонентов.
Второйметод дефлятирования (с помощью индексовфизического объема, или динамики натуральных индикаторов) применяется, вчастности, для переоценки в постоянные цены расходов на конечное потреблениегосударственных и некоммерческих общественных организаций, когда указанныерасходы прошлого года экстраполируются по индексу, полученному на основединамики натуральных индикаторов или численности занятых в этом секторе работников.
Сводный индекс потребительских цен и дефлятор ВВПвыступают важнейшими показателями инфляции – обесценения денег при несоответствиистоимости товарной массы массе денег в обращении.
В мировой практике учет инфляции осуществляется либо путемпереоценки имеющихся активов по курсу какой-либо стабильно конвертируемойвалюты, либо с помощью исчисленных в официальной статистике индексов инфляции,которые были в данном учебнике рассмотрены. Этот способ имеет определенныепреимущества и наиболее распространен.
Результат инфляции – падение покупательной способностиденег. Индекс покупательной способности денегявляется важнойхарактеристикой уровня жизни. Он представляет собой изменение объема товаров иуслуг из фиксированного их набора, которые можно приобрести на одинаковую суммуденег в отчетном и базисном периодах. Следовательно, это величина, обратнаяиндексу цен:
/>
(в варианте базисно-взвешенного индекса) и
/>
(в варианте текуще-взвешенного индекса). В качествеобщего индекса цен при этом берется дефлятор ВВП.
2. Анализ уровня и структуры потреблениянаселением товаров и услуг2.1. Анализ общего уровня потреблениянаселением товаров и услуг
Для изучения потреблениянаселением РБ товаров и услуг были использованы данные статистического сборника«Доходы, расходы, потребление и социальная дифференциация населения республикиБашкортостан».
В таблице 1 представленаисходная информация для анализа
Таблица 1
Потребительскиерасходы на человека в месяц, руб. 2002 2004 2007 2008 2009 2010
Все население 403,4 1100,7 2311,5 2526,1 3308,9 4202,9
Городское население 482,8 1325,3 2845,9 3136,6 4167,4 4934,0
Сельское население 261,5 680,5 1294,5 1432,4 2037,4 3120,1
Рассчитаем абсолютные приросты, темпыроста и темпы прироста расходов на потребление населением товаров и услуг зауказанный период по формулам:
/> (1)
/> (2)
/> (3)
/> (4)
/> (5)
Для расчетов в настоящемразделе используется программа MS Excel. Расчеты показаны в таблице 2.
Таблица 2
Показателидинамики потребительских расходов за период 2002 — 2010 гг.Период Потребительские расходы на человека в месяц, руб
Абсолютный прирост ∆хi Темп роста Тр Темп прироста Тпр базисный цепной базисный цепной базисный цепной 2002 403,4 2004 1100,7 697,30 697,30 2,73 2,73 1,73 1,73 2007 2311,5 1908,10 1210,80 5,73 2,10 4,73 1,10 2008 2526,1 2122,70 214,60 6,26 1,09 5,26 0,09 2009 3308,9 2905,50 782,80 8,20 1,31 7,20 0,31 2010 4202,9 3799,50 894,00 10,42 1,27 9,42 0,27
Анализируя таблицы ирисунки можно сделать несколько выводов. В течение всего рассматриваемогопериода уровень расходы на потребления населением товаров и услуг растут идостигают максимального значения в конце периода. Это можно связать с постояннымростом цен на товары и услуги, а также с улучшением благосостояния населения иувеличением количества потребляемых товаров и услуг. Таким образом, зарассматриваемый период потребительские расходы выросли на 3799,5 рублей начеловека в месяц или в 10,42 раза.
Наибольшие темпыприроста, составляющий 173 %, зафиксирован в 2004 году. В дальнейшем до 2008года происходит значительное снижение прироста до 9%. Далее изменения приростане столь значительно и можно предположить, что в связи со стабилизациейэкономики изменение потребительских расходов будет не столь значительным.
Проверим статистическуюсовокупность, состоящую из величин потребительских расходов по месяцам за 2010 г. на однородность и оценим возможность исследования данной совокупности с применением статистическихметодов, а именно корреляционно-регрессионного метода анализа.
Составим таблицу 3 дляпроведения расчетов.
Таблица 3
Расчеты длявычисления обобщающих показателей
и показателейвариации№п/п Месяц
Потребительские расходы на человека в месяц, руб., />
/>
/> 1 январь 3691,88 -511,02 261138 2 февраль 3839,28 -363,62 132217,1 3 март 3951,58 -251,32 63160,07 4 апрель 4149,98 -52,92 2800,174 5 май 4129,08 -73,82 5448,9 6 июнь 3470,28 -732,62 536727,2 7 июль 3398,88 -804,02 646442,8 8 август 3949,68 -253,22 64118,68 9 сентябрь 5169,18 966,28 933703,5 10 октябрь 5125,28 922,38 850791 11 ноябрь 4902,28 699,38 489137 12 декабрь 4657,38 454,48 206555,1
∑ 50434,80 4192240
Средняя арифметическая:
/> руб. (6)
Дисперсия:
/> руб.2 (7)
Среднеквадратическоеотклонение:
/>руб. (8)
Коэффициент вариации:
/>(9)
Таким образом, можноутверждать, что изучаемая совокупность уровня потребительских расходов в 2010г.является однородной, так как коэффициент вариации /> 2.2. Анализ структуры потребительских расходов
Структурный анализпотребительских расходов проводится с помощью исследования относительногопоказателя структуры:
/> (10)
по годам. Рассчитанныеотносительные показатели структуры представлены в таблице 4.
Таблица 4
Структурныйанализ потребительских расходов 2001 2004 2007 2008 2009 2010
Городское население 119,68 120,41 123,12 124,17 125,95 117,40
Сельское население 64,82 61,82 56,00 56,70 61,57 74,24
Средние значения потребительскихрасходов городского населения превышает средние значения потребительских расходоввсего населения на всем изучаемом периоде. Максимальное превышениепотребительских расходов городского населения составляет 25,95% в 200 5году,минимальное – 17,4 в 2010 году. На промежутке 2002 - 2009 года идет стабильныйрост потребительских расходов городского населения, а затем идет его снижение.Потребительские расходы сельского населения снижаются на промежутке 2002 – 2007года, в дальнейшем с 2007 по 2010 год расходы растут. 2.3. Изучение межрегиональной вариации потребительских расходов
Изучение межрегиональнойвариации потребительских расходов проведем в виде сравнения объемов расходов поразличным регионам РФ. В качестве таких регионов было выбрано четыре:Московская область, Республика Башкортостан, Приморский край, РеспубликаИнгушетия.
Проведем анализзависимости потребительских от месторасположения региона, т.е. анализ того, какзависит объем выданных кредитов от региона. Для этого рассчитаем межгрупповую,внутригрупповую дисперсии по регионам и общую дисперсию по правилу сложениядисперсий.
Составим таблицу дляпроведения расчетов (таблица 5).
Таблица 5
Исходныеданные по потребительским расходам по четырем регионам Год Московская область Республика Башкортостан Приморский край Республика Ингушетия 2008 9030,4 8360,0 6262,0 1392,1 2009 9026,5 8435,9 6099,3 1523,5 2010 10249,0 9220,7 7035,6 1588,3
Вспомогательные расчетыдля вычисления дисперсий представлены в таблице 6.
Таблица 6
Расчеты длявычисления дисперсийГод Московская область Республика Башкортостан Приморский край Республика Ингушетия
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/> 2008 9030,4 -404,9 163944,0 8360,0 -312,2 97468,8 6262,0 -203,6 41466,5 1392,1 -109,2 11924,6 2009 9026,5 -408,8 167117,4 8435,9 -236,3 55837,7 6099,3 -366,3 134200,1 1523,5 22,2 492,8 2010 10249,0 813,7 662107,7 9220,7 548,5 300852,3 7035,6 570,0 324862,0 1588,3 87,0 7569,0 Σ 28305,9 993169,1 26016,6 454158,8 19396,9 500528,6 4503,9 20026,5
/> 9435,3 8672,2 6465,6 1501,3
Вычислим средниеарифметические величины и внутригрупповые дисперсии по каждой группе.
Внутригрупповые дисперсиипо каждой группе:
/> (11)
/> (12)
/> (13)
/> (14)
Средняя извнутригрупповых дисперсий:
/> (15)
Вычислим межгрупповуюдисперсию. Для этого предварительно определим общую среднюю как среднюювзвешенную из групповых средних:
/> (16)
Межгрупповая дисперсия:
/>/> (17)
Общая дисперсия поправилу сложения дисперсий:
/> (18)
Эмпирическоекорреляционное отношение:
/> (19)
Величина эмпирическогокорреляционного отношения, равная 0,99, характеризует существенную связь междугруппировочным и результативным признаками.
Вариация(среднеквадратическое отклонение) значений признака внутри каждой группынезначительна и составляет:
в первой группе: /> при />
во второй группе: /> при />
в третьей группе: /> при />
в четвертой группе: /> при />
Вариация значенийпризнака между группами составляет
/> при />
Итак, после проведенного анализадисперсий внутри каждой из образованных групп можно сказать, чтопотребительские расходы зависят от месторасположения региона, в которомпотребляются товары и услуги. 2.4. Анализ влияния доходов населения на потребительские расходы
Предположим, что потребительскиерасходы зависят от величины дохода. Проверим это предположение с помощьюкорреляционно-регрессионного анализа (КРА). КРА проведем с помощью программы MS Excel.
Этапы анализа:
1. Постановка целиисследования.
Определить наличие илиотсутствие зависимости между показателями дохода и потребительских расходов.Построить регрессионную модель этой зависимости, проверить её качество ииспользовать эту модель для анализа и прогнозирования.
2. Сбор исходнойстатистической информации.
Информацию дляисследования находим в статистических ежегодниках. Представим данные втабличной форме (таблица 7).
Таблица 7
Исходнаяинформация для КРАГоды Доходы на человека в месяц, руб Потребительские расходы на человека в месяц, руб 2004 1736,3 1100,7 2007 4153,1 2311,5 2008 5156,0 2526,1 2009 6819,7 3308,9 2010 8866,8 4202,9
Введем обозначения: xi – доходы, yi– потребительские расходы. Графическизависимость исходных данных представлена на рисунке 4.
/>
Рисунок 4 — Зависимость потребительских расходов от доходов
3. Оценка тесноты связимежду признаками.
3.1. Предположим, чтоизучаемые признаки связаны линейной зависимостью. Рассчитаем линейныйкоэффициент корреляции по формуле:
/>
Промежуточные расчеты представленыв таблице 8.
Таблица 8
Промежуточныерасчеты для определения параметров регрессииГоды
xi
yi xy
x2
y2 2004 1736,3 1100,7 1911145,41 3014737,69 1211540,5 2007 4153,1 2311,5 9599890,65 17248239,61 5343032,3 2008 5156 2526,1 13024571,6 26584336 6381181,2 2009 6819,7 3308,9 22565705,33 46508308,09 10948819 2010 8866,8 4202,9 37266273,72 78620142,24 17664368
∑ 26731,9 13450,1 84367586,71 171975763,6 41548942
/> (20)
/> (21)
/> (22)
/> (23)
/> (24)
/> (25)
/> (26)
/> (27)
Коэффициент линейнойкорреляции, равный 0,997, свидетельствует о наличии очень сильной связи.
3.2. Оценкасущественности коэффициента корреляции. Для этого найдем расчетное значение t-критерия Стьюдента:
/> (28)
По таблице критическихточек распределения Стьюдента найдем tкр при уровне значимости α=0,05 ичисле степеней свободы ν = 5-k-1 = 5-1-1=3. tкр = 3,18.Так как tрасч> tкр (22,3> 3,18), то линейныйкоэффициент считается значимым, а связь между xи y– существенной.
4. Построение уравнениярегрессии.
Этап построениярегрессионного уравнения состоит в идентификации (оценке) его параметров,оценке их значимости и значимости уравнения в целом.
4.1. Идентификациярегрессии. Построим линейную однофакторную регрессионную модель вида /> Для оценки неизвестных параметровa, a1 используется метод наименьшихквадратов, заключающийся в минимизации суммы квадратов отклонений теоретическихзначений зависимой переменной от наблюдаемых (эмпирических).
Система нормальныхуравнений для нахождения параметров a, a1 имеет вид:
/> (29)
После преобразованиясистемы получим:
/> (30)
/> (31)
Решением системы являютсязначения параметров: а0= 391,08; a1 = 0,43.
Уравнение регрессии:
/> (32)
Коэффициент детерминации:/>
Таким образом, судя порегрессионному коэффициенту а1=0,43, можно утверждать, что сувеличением дохода на 1 рубль потребительские расходы увеличивается в среднемна 0,43 рублей в месяц. Коэффициент регрессии а0=391,08 учитываетвлияние факторов, неучтенных в модели. В нашем случае влияние неучтенныхфакторов невелико.
Коэффициент детерминации /> показывает, что 99,4% вариациипризнака «потребительские расходы» обусловлено вариацией признака «доход аостальные 0,6% вариации связаны с воздействием неучтенных факторов.
4.2. Проверка значимостипараметров регрессии.
Для того, чтобы оценитьна сколько параметры а1, а0отображают исследуемыйпроцесс и не являются ли эти значения результатом случайных величин, рассчитаемсредние ошибки и t-критерииСтьюдента.
/> (33)
/> (34)
По таблице критическихточек распределения Стьюдента найдем tкр при уровне значимости α=0,05 ичисле степеней свободы ν = 3. tкр = 3,18. Так как tа0расч> tкр (8,44 >3,18), то параметр а0считается значимым. Так как tа1расч> tкр (22,4 > 3,18), то параметр а1считается значимым.
4.3. Проверка значимостиуравнения регрессии в целом.
/> (35)
По таблице критическихзначений критерия Фишера найдем Fкр = 10,13(при α=0,05, ν1=k=1, ν2=n-k-1=3). Так как Fрасч > Fкр (497 > 10,13), то для уровня значимости α=0,05 ичисле степеней свободы ν1=1, ν2=7 построенноеуравнение регрессии можно считать значимым.
5. Использованиерегрессионной модели для принятия управленческих решений (анализа,прогнозирования и т.д.).
Вычислим прогнозноезначение потребительских расходов для величины дохода хр=10000. Приуровне значимости α=0,05 точечное значение прогноза
/>(36)
Т.е. с доверительнойвероятностью p=1-α=1-0,05=0,95 можно предполагать,что прогнозное значение потребительских расходов при величине дохода, равной10000 рублей, составит около 4691,08 рублей.
Таким образом, врезультате проведения корреляционно-регрессионного анализа показано, что междувеличиной дохода и величиной потребительских расходов существует тесная связь.Изучаемые признаки связаны линейной корреляционной зависимостью. Найденыпараметры этой зависимости. Проведена комплексная оценка значимости, как параметроврегрессионного уравнения, так и регрессии в целом. Показана адекватностьпостроенного уравнения регрессии. Следовательно, регрессионная модель зависимостивеличины дохода и величины потребительских расходов может быть использована дляпринятия управленческих решений. 2.5.Методы выявления тренда
Тренд – основная тенденция развитиясоциально – экономического явления. К методам, позволяющим выявить трендотносятся:
1. метод укрупненияинтервалов;
2. метод скользящейсредней;
3. методаналитического выравнивания и некоторые другие.
Рассмотрим перечисленные выше методы.Исходные данные приведены в таблице 9.
Таблица 9
Потребительскиерасходы по месяцам№п/п Месяц
Потребительские расходы на человека в месяц, руб., /> 1 январь 3691,88 2 февраль 3839,28 3 март 3951,58 4 апрель 4149,98 5 май 4129,08 6 июнь 3470,28 7 июль 3398,88 8 август 3949,68 9 сентябрь 5169,18 10 октябрь 5125,28 11 ноябрь 4902,28 12 декабрь 4657,38
1. Метод укрупненияинтервалов.
Этот метод является наиболее простым.Его суть состоит в простом увеличении длины интервалов.
Таблица 10
Выявлениетренда методом укрупнения интервалов№п/п Месяц Потребительские расходы на человека в месяц, руб. Потребительские расходы на человека в квартал, руб. Потребительские расходы на человека в среднем за месяц, руб. 1 январь 3691,88 11482,74 3827,58 2 февраль 3839,28 3 март 3951,58 4 апрель 4149,98 11749,34 3916,45 5 май 4129,08 6 июнь 3470,28 7 июль 3398,88 12517,74 4172,58 8 август 3949,68 9 сентябрь 5169,18 10 октябрь 5125,28 14684,94 4894,98 11 ноябрь 4902,28 12 декабрь 4657,38
3827,58
2. Метод скользящей средней.
Главным недостатком этого методаявляется то, что ряды, полученные путем сглаживания, становятся короче, т.е. теряются исходные данные.
Таблица 11
Выявлениетренда методом скользящей средней№п/п Месяц Потребительские расходы на человека в месяц, руб. 3-х месячная средняя 5-ти месячная средняя 1 январь 3691,88 2 февраль 3839,28 3827,58 3 март 3951,58 3980,28 3952,36 4 апрель 4149,98 4076,88 3908,04 5 май 4129,08 3916,45 3819,96 6 июнь 3470,28 3666,08 3819,58 7 июль 3398,88 3606,28 4023,42 8 август 3949,68 4172,58 4222,66 9 сентябрь 5169,18 4748,05 4509,06 10 октябрь 5125,28 5065,58 4760,76 11 ноябрь 4902,28 4894,98 12 декабрь 4657,38
/>
Рисунок 5 –Выявление тренда методом скользящей средней
По 3-х месячной средней виднатенденция к увеличению начиная с июля, по 5-ти месячной – с июня. До этихмесяцев видна тенденция к снижению.
3. Метод аналитического выравнивания.
В основании этого метода лежит методнаименьших квадратов.
Таблица 12
Выявлениетренда методом аналитического выравнивания№п/п Месяц Потребительские расходы на человека в месяц, руб, y t
t2 ty 1 январь 3691,88 -11 121 -40610,7 2 февраль 3839,28 -9 81 -34553,5 3 март 3951,58 -7 49 -27661,1 4 апрель 4149,98 -5 25 -20749,9 5 май 4129,08 -3 9 -12387,2 6 июнь 3470,28 -1 1 -3470,28 7 июль 3398,88 1 1 3398,88 8 август 3949,68 3 9 11849,04 9 сентябрь 5169,18 5 25 25845,9 10 октябрь 5125,28 7 49 35876,96 11 ноябрь 4902,28 9 81 44120,52 12 декабрь 4657,38 11 121 51231,18 Итого 50434,76 572 32889,8
/>
/>
/>
/>
/>
/>
Рисунок 6 – Выявлениетренда методом аналитического выравнивания
Линия тренда имеет тенденцию кнебольшому увеличению.
Заключение
В курсовой проведенанализ литературных данных по исследуемой теме. Изучена динамика потреблениятоваров и услуг. Рассмотрены индексы, используемые при изучении динамики. Былирассмотрены понятие и сущность потребления, системы статистических показателейпотребительских расходов.
В ходе экономико-статистическогоанализа динамики потребительских расходов за 2002-2010 гг. было установлено,что, начиная с 2002 года, объем расходов на потребление расходов и услуг имеетдинамику стабильного роста. В связи с этим максимальный размер расходов наблюдалсяв 2010 году. За рассматриваемый период потребительские расходы выросли в 10,42раза. Это можно связать с постоянным ростом цен на товары и услуги, а также сулучшением благосостояния населения и увеличением количества потребляемыхтоваров и услуг. Наибольшие темпы прироста, составляющий 173 %, зафиксирован в 2004году. В дальнейшем до 2008 года происходит значительное снижение прироста до9%.
Анализ структурыпотребительских расходов показал, что доля потребительских расходов сельскогонаселения уменьшается на промежутке 2002-2007 года, а доля потребительскихрасходов городского населения растет. В дальнейшем тенденция меняется наобратную. Максимальное превышение потребительских расходов городского населениясоставляет 25,95% в 200 5году, минимальное – 17,4 в 2010 году.
В работе проанализированазависимость потребительских расходов от региона. В качестве таких регионов быливыбраны: Московская область, Республика Башкортостан, Приморский край,Республика Ингушетия. Между расходами на потребление товаров и услуг и региономвыявлена существенная тесная связь. Фактор региональной принадлежностиобъясняет 99% вариации потребительских расходов, оставшийся 1% обусловленнеучтенными факторами.
Проведенный в работеанализ влияния доходов на потребительские расходы показал, что между нимисуществует тесная линейная прямая связь. Построено уравнение регрессии: />. Установили, что параметрырегрессии и сама регрессия в целом, являются значимыми. Показана адекватностьпостроенного уравнения регрессии. На основе уравнения регрессии былспрогнозированы потребительские расходы при величине дохода, равной 10000рублей, он составил 4691,08 рублей.
Литература
1. Практикум потеории статистики: Учеб. пособие / Под ред. Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы истатистика, 2005. – 421с.
2. Курссоциально-экономической статистики. Учебник для вузов / Под ред. М. Г. Назарова.- М.: Финстатинформ, 2004. – 771с.
3. Гусаров В. М.Статистика: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 463 с.
4. Салин В. Н.Социально-экономическая статистика: Учебник для вузов. — М.: Юристъ, 2005. –461с.
5. Социальнаястатистика. Учебник для вузов / Под ред. И. И. Елисеевой. — М.: Финансы и статистика,2001. – 416с.
6. Теориястатистики: Учебник / Под ред. Р.А.Шмойловой.- М.: Финансы и статистика, 2009.- 450с.
7. Доходы, расходы,потребление и социальная дифференциация населения Республики Башкортостан.2007: Стат.сб. / Башкортостанстат. – Уфа, 2007. — 46 с.
8. Уровень жизнинаселения Республики Башкортостан. 2007: Стат. сб. / Башкортостанстат. – Уфа, 2007. – 92 с.