Міністерствоосвіти та науки України
Кременчуцькийуніверситет економіки інформаційних технологій і управління
КОНТРОЛЬНА РОБОТА
з дисципліни
Основи наукових досліджень
2010 г.
№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 Матем модель Ф.И.О. № варианта 1.7 2.1 3.3 4.3 5.1 6.5 7.10 8.3 7
1.7Розкрити сутність структурних одиниць наукового напрямку:
1)комплексна проблема;
2)тема;
3)наукове питання;
2.1З яких елементів складаються наукові дослідження?
3.3Навести способи та прийоми аналізу апріорної інформації за темою науковоїроботи
4.3 Навестиприклади одержання нових наукових результатів з використанням методу проб іпомилок
5.1Охарактеризуйте основні типи задач які вирішуються при теоретичних дослідженнях
6.5Представити алгоритм пошуку оптимального рішення задачі наукового дослідженнямза двома показниками
7.1Навести приклад наближеної моделі об’єкту дослідження на мікрорівні
8.3Розглянути аналогії топологічних рівнянь
Математичнамодель №7
1. Роскрити суть структурних одиниць наукового напрямку:
1) комплексна проблема;
2) тема;
3) наукове питання;
Структура — внутреннее устройство, компоненты объектавместе с их взаимосвязями.
Нау́ка —особый вид познавательной деятельности, направленный на получение, уточнение и производствообъективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе имышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянноеобновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научныхзнаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественныеявления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие —прогнозировать. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаютсяфактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.
Структурными единицами направления являются комплексные проблемы, проблемы, темы и научные вопросы.
Комплексная проблема включает в себя несколько проблем.
Научная проблема – это совокупность сложных теоретических или практических задач, совокупность тем научно-исследовательской работы. Проблема охватывает значительную область исследования и имеет перспективное значение. Проблема может быть отраслевой, межотраслевой, глобальной.
Проблема состоит из ряда тем.
Тема — это научная задача, охватывающая определенную область научного исследования. Она базируется на многочисленных исследовательских вопросах.
Под научными вопросами понимают более мелкие научные задачи, относящиеся к конкретной области научного исследования. Результаты решения этих задач имеют не только теоретическое, но, главным образом, и практическое значение, поскольку можно сравнительно точно установить ожидаемый экономический эффект.
Темы могут быть теоретическими, практическими и смешанными.
Теоретические темы разрабатываются преимущественно с использованием литературных источников.
Практические темы разрабатываются на основе изучения, обобщения и анализа фактов.
Смешанные темы сочетают в себе теоретический и практический аспекты исследования.
При разработке темы или вопроса выдвигается конкретная задача в исследовании разработать новую конструкцию, прогрессивную технологию, новую методику и т. д.
Выбору тем предшествует тщательное ознакомление с отечественными и зарубежными источниками данной и смежной специальности.
Постановка (выбор) проблем или тем является трудной, ответственной задачей, включает в себя ряд этапов.
Первый этап — формулирование проблем. На основе анализа противоречий исследуемого направления формулируют основной вопрос — проблему — и определяют в общих чертах ожидаемый результат.
Второй этап включает в себя разработку структуры проблемы. Выделяют темы, подтемы, вопросы. Композиция этих компонентов должна составлять древо проблемы (или комплексной проблемы). По каждой теме выявляют ориентировочную область исследования.
На третьем этапе устанавливают актуальность проблемы, т. е. ценность ее на данном этапе для науки и техники. Для этого по каждой теме выставляют несколько возражений и на основе анализа, методом исследовательского приближения, исключают возражения в пользу реальности данной темы. После такой «чистки» окончательно составляют структуру проблемы и обозначают условным кодом темы, подтемы, вопросы.
При выборе важно уметь отличать псевдопроблемы от научных проблем. Псевдопроблемы (ложные, мнимые), какую бы не имели внешнюю форму, в основе своей имеют антинаучный характер.
После обоснования проблемы и установления ее структуры научный работник (или коллектив), как правило, самостоятельно приступает к выбору темы научного исследования. По мнению некоторых ученых, выбрать тему зачастую более сложно, чем провести само исследование. К теме предъявляют ряд требований.
Тема должна быть актуальной, т. е. важной, требующей разрешения в настоящее время.
Это требование одно из основных. Критерия для установления степени актуальности пока нет.
Так, при сравнении двух тем теоретических исследований степень актуальности может оценить крупный ученый данной отрасли или научный коллектив. При оценке актуальности прикладных научных разработок ошибки не возникают, если более актуальной окажется та тема, которая обеспечит большой экономический эффект.
Тема должна решать новую научную задачу. Это значит, что тема в такой постановке никогда не разрабатывалась и в настоящее время не разрабатывается, т. е. дублирование исключается. Дублирование возможно только в том случае, когда по заданию руководящих организаций одинаковые темы разрабатывают два конкурирующих коллектива в целях разрешения важнейших государственных проблем в кратчайшие сроки. Таким образом, оправданное дублирование тем (разработок) иногда может быть одним из требований.
Тема должна быть экономически эффективной и должна иметь значимость. Любая тема прикладных исследований должна давать экономический эффект в народном хозяйстве. Это одно из важнейших требований.
На стадии выбора темы исследования ожидаемый экономический эффект может быть определен, как правило, ориентировочно. Иногда экономический эффект на начальной стадии установить вообще нельзя. В таких случаях для ориентировочной оценки эффективности можно использовать аналоги (близкие по названию и разработке темы).
При разработке теоретических исследований требование экономичности может уступать требованию значимости. Значимость, как главный критерий темы, имеет место при разработке исследований, определяющих престиж отечественной науки или составляющих фундамент для прикладных исследований, или направленных на совершенствование общественных и производственных отношений и др.
2. З яких элементів складаються наукові дослідження?
Процесс научного исследования в норме должен подчинятьсяопределённому порядку:
1. Выявление противоречия в научном знании и постановка проблемы.
2. Определение объекта, предмета, цели и задач исследования
3. Выдвижение рабочей гипотезы и эмпирических гипотез.
4. Теоретическое обоснование и описание.
5. Планирование исследования.
6. Проведение исследования.
7. Проверка гипотез на основе полученных данных
8. В случае опровержения старой – формулирование новой гипотезы.
Существуют общие для всей науки типы исследований:
Фундаментальное исследование направлено на познание реальности без учета практического эффектаот применения знания.
Прикладное исследованиепроводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решенияконкретной практической задачи.
Монодисциплинарные исследования проводятся в рамках отдельной науки (в данном случае — психологии).
Междисциплинарные исследования требуют участия специалистов различных областей и проводятсяна стыке нескольких научных дисциплин. К этой группе можно отнести генетическиеисследования, исследования в области инженерной психофизиологии, а также исследованияна стыке этнопсихологии и социологии.
Комплексные исследованияпроводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятсяохватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемойреальности.
Однофакторное,или аналитическое, исследование направленона выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.
Исследования по цели их проведения можно разделить на несколькотипов:
Поисковыеисследования. Проводятсяс целью решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подобным методом.Иногда аналогичные исследования называют исследованиями «методом тыка»: «Попробуемтак, может, что-то и получится». Научные работы такого рода направлены на получениепринципиально новых результатов в малоисследованной области.
Критические исследования. Они проводятся в целях опровержения существующей теории,модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативныхгипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в техобластях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеютсяапробированные методики для осуществления эксперимента.
Уточняющее исследование. Это самый распространённый вид исследований. Их цель —установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирическиезакономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом,изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется,на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание.
Воспроизводящее исследование. Его цель —точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежностии объективности полученных результатов. Результаты любого исследования должны повторитьсяв ходе аналогичного эксперимента, проведенного другим научным работником, обладающимсоответствующей компетенцией. Поэтому после открытия нового эффекта, закономерности,создания новой методики и т.п. возникает лавина воспроизводящих исследований, призванныхпроверить результаты первооткрывателей. Воспроизводящее исследование — основа всейнауки. Следовательно, метод и конкретная методика эксперимента должны быть интерсубъективными,т.е. операции, проводимые в ходе исследования, должны воспроизводиться любым квалифицированнымисследователем.
Приведённые две классификации исследований призваны облегчитьпуть учёного к цели исследования. С одной стороны, учёный ставит себя в строгиерамки типа и вида исследования, с другой стороны получает возможность наиболее глубокопроработать свою проблему, т.к. за каждым типом исследования стоит огромный рядконкретных методов.
Фундаментальное исследование требует применения аналитическихметодов. Авторы фундаментальных исследований (чаще говорят – фундаментальных трудов)обращаются к существующим теоретическим положениям, пытаясь развить, доработать,усовершенствовать их путём детального анализа (вспомним труды К.Г. Юнга, В. Райха,К. Хорни – они создали свои теории на базе или отталкиваясь от других), рассматриваютцелую науку в новой парадигме (философско-психологическая концепция в трудах С.Л.Рубинштейна, информационная модель человека в трудах зарубежных учёных и др.), либообращаются к новым, малоизученным базовым явлениям (к таким относятся труды З. Фрейда,А. Адлера, Ф. Перлза и др.). Фундаментальность работ корифеев психологии состоитв том, что они смогли, не отбрасывая опыта своих предшественников, развить теориюдо такого уровня, чтобы через её призму можно было рассматривать и целую науку –психология, и целое общество, и отдельного человека. Целостность и масштабностьфундаментальных работ делает их малопригодными для решения конкретной практическойпроблемы, однако сама постановка проблемы требует обращения к фундаментальным знаниям.
Прикладные исследования всегда проводятся в рамках ужесуществующей теории или нескольких теорий. Результатом таких исследований являютсясведения об эффективности различных методов решения проблем, прогностические выводы,нормативные данные по конкретной выборке людей и другие данные, касающиеся решенияконкретной задачи, проблемы.
В большинстве психологических научных трудов используетсямонодисциплинарный подход. Однако фундаментальные труды всегда содержат данные издругих наук. К примеру, в лекциях по общей психологии А.Н. Леонтьева можно найтимассу сведений из области биологии, антропологии, лингвистики, К. Леонгард в труде«Акцентуированные личности» привлекает данные из медицины и психиатрии, прекрасноесочетание психологии и антропологии можно видеть в работах К.Г. Юнга, часто встречаютсяработы, сочетающие в себе психологию и социологию, историю, философию и другие науки.
Комплексные исследования необходимы в случае неясностиструктуры изучаемого объекта. В этом случае строится теоретическая модель структуры,затем все её компоненты проверяются на достоверность, после чего модель уточняется.Так, объектом комплексного исследования может стать ценностно-мотивационная сфераличности, структура семейных отношений, особенности взаимодействия в группе. Каквидим, в приведённых примерах нет ясного указания на то, что исследовать (не выделенпредмет), а лишь указана сфера исследования. В таком случае перед исследователемстоит задача найти такое оптимальное количество параметров (факторов, особенностей),которое позволит без значимых потерь описать структуру изучаемого объекта.
Однофакторные исследования направлены на изучения одногофактора, явления. Чаще всего этот фактор является неделимым (целостным). К примеру,можно исследовать роль установки при запоминании, динамику агрессии у школьников,влияние особенностей темперамента на успешность в бизнесе и т.д. Однофакторные исследованиямогут носить и менее прикладной характер, к примеру, можно исследовать роль архетипаматери в украинской культуре, взаимосвязь чувства безопасности и любви к родинеи т.д. Однофакторные исследования требуют большой аналитической работы, так какчтобы доказать значимость изучаемого фактора и выдвинуть какие-либо первичные положениянеобходимо проанализировать очень много особенностей взаимодействия этого факторас другими.
Типичной ошибкой многих начинающих исследователей являетсянепонимание масштаба их работы. Так, в однофакторном прикладном исследовании можетвдруг обнаружиться «теоретическая часть», напоминающая по объему учебник, в комплексномисследовании «рациональная» мысль может свести причину всего сущего к одному-двумфакторам либо наоборот – может быть взято слишком много факторов. Междисциплинарноеисследование требует так же и междисциплинарного мышления, привлечение «интересныхфактов из поведения животных» является недопустимым в психологии, если оно необоснованно.
Выбор вида исследования по его цели является важным шагом.В современной психологической науке очень редко используются поисковые исследования,т.к. большинство используемых понятий и открытых явлений уже описаны с большим илименьшим успехом, либо есть схожие теоретические описания. Нужно различать поисковоеисследование как разновидность исследования и «метод тыка» внутри критического илиуточняющего исследования. Типичная ошибка начинающих исследователей-психологов –это использование множества тестов в одном исследовании, чтобы потом найти в полученныхданных какую-нибудь закономерность. Конечно, использование таких масштабных инструментов,как опросник СМИЛ, 16-PF, тестов Айзенка даёт огромное количество информации какдополнительной, так и основной, но нужно помнить, что можно использовать не весьтест, а отдельные его шкалы, необходимые для достижения поставленных задач.
Критические исследования требуют досконального изученияобъекта критики. Сама суть научного знания – его опровержимость, делает критическоеисследование очень важным в процессе научного поиска. Воспроизводящее и уточняющиеисследования являются основой всей науки и способствуют её постепенному и закономерномуразвитию.
Порядок научного исследования предполагает чёткое определениекомпонентов научного аппарата, таких как проблема работы, актуальность, объект,предмет, гипотеза и т.д.
Проблема исследования – теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения.Этот вопрос должен соответствовать двум критериям:
· Объективность. Возникновение проблемы должно быть продиктованообъективными факторами.
· Значимость. Проблема должна иметь теоретическое или прикладноезначение для науки.
Проблема является основой всей работы. Следовательно, нужночетко, ясно, корректно сформулировать проблему. Она может быть осознана в виде проблемнойситуации, нерешенного вопроса, теоретической или практической задачи и т.п.
Формулировка проблемы научного исследования — это, по сути,кристаллизация замысла научной работы. Поэтому правильная постановка проблемы —залог успеха. Чтобы верно обнаружить проблему, необходимо понять, что уже разработанов выбранной теме, что слабо разработано, а чего вообще никто не касался, а это возможнолишь на основе изучения имеющейся литературы.
Проблема — это своего рода граница между знанием и незнанием.Она возникает тогда, когда прежнего знания становится недостаточно, а новое ещене приняло развитой формы.
Актуальность работы — одно из основных требований, предъявляемых к научной работе.В обосновании актуальности определяется уровень изученности в психологииизбранной проблемы, указывается степень ее новизны для современной науки, даетсякраткий обзор истории исследований в русле данной проблемы. Здесь же выделяетсяименно та часть проблемы, которая еще не получила должного освещения в науке, ноимеет большое значение для раскрытия психологических механизмов и закономерностейпроблемы в целом.
Определить актуальность темы — означает также подчеркнутьее связь с важными аспектами тех или иных социальных проблем современности, решениюкоторых может способствовать ее исследование.
Обоснование актуальности темы должно соответствовать следующимконкретным требованиям:
во-первых, должныбыть кратко освещены причины обращения именно к этой теме именно сейчас;
во-вторых, должнабыть раскрыта актуальность обращения к этой теме применительно к внутренним потребностямнауки — объяснить, почему эта тема назрела именно сейчас, что препятствовало адекватномураскрытию ее раньше, показано, как обращение к ней обусловлено собственной динамикойразвития науки, накоплением новой информации по данной проблеме, недостаточностьюее разработанности в имеющихся исследованиях, необходимостью изучения проблемы вновых ракурсах, с применением новых методов и методик исследования и т.д.
Исследование можно считать актуальным лишь в том случае,если актуально не только данное научное направление, но и сама тема актуальна вдвух отношениях: ее научное решение, во-первых, отвечает насущной потребности практики,а во-вторых, заполняет пробел в науке, которая в настоящее время не располагаетнаучными средствами для решения этой актуальной научной задачи.
Объект — этоизбранный элемент реальности, который обладает очевидными границами, относительнойавтономностью существования и как-то проявляет свою отделенность от окружающей егосреды. Объект порождает проблемную ситуацию и избирается для изучения.
Объект психологического исследования — это определеннаяпсихологическая реальность, на которую направлена познавательная деятельность исследователя.
Предмет — этосвойства, стороны, отношения, особенности, процессы данного объекта, которые выделяютсядля изучения. Таким образом, в одном и том же объекте может быть выделено множествопредметов исследования.
Определение предмета исследования означает и установлениеграницы поиска, и предположение о наиболее существенных в плане поставленной проблемысвязях, и допущение возможности их временного вычленении и объединения в одну систему.В предмете в концентрированном виде заключены направления поиска, важнейшие задачи,возможности их решения соответствующими научными средствами и методами.
Точное определение предмета избавляет исследователя отзаведомо безнадежных попыток «объять необъятное», сказать все, притом новое об объекте,имеющем в принципе неограниченное число элементов, свойств и отношений. Формулированиепредмета исследования – результат учета задач, реальных возможностей и имеющихсяв науке эмпирических описаний объекта, а также других характеристик исследования.
Цель – это обоснованноепредставление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска. Посуществу, в цели формулируется общий замысел исследования. Поэтому она должна бытьсформулирована кратко, лаконично и предельно точно в смысловом отношении. Как правило,определение цели позволяет исследователю окончательно определиться с названием своейнаучной работы, ее темой.
Задачи – действия,которые в своей совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать,чтобы цель была достигнута. Важно выстроить такую последовательность задач, котораяпозволяла бы определить «маршрут» научного поиска, его логику и структуру.
В научных работах задачи ставятся как перед теоретическойчастью, так и перед эмпирической. Для теоретического анализа ставятся задачи типа«Раскрыть психологическое содержание понятия ...», «Определить психологическую структуруфеномена ...» и т.п. Задачи эмпирического исследования формулируются примерно так::«Установить зависимость ...», «Разработать и апробировать методику ...», «Изучитьвлияние… на развитие ...» и т.п.
Гипотеза — этопредположение о фактах, связях, принципах функционирования и развития психическихявлений, не имеющих эмпирического или логического обоснования, или обоснованныхнедостаточно.
Гипотеза не может быть истинной или ложной, поскольку утверждение,содержащееся в ней, носит проблематичный характер. О гипотезе можно говорить лишькак о корректной или некорректной по отношению к предмету исследования.
По масштабу применения гипотезы разделяют на:
1. Рабочая гипотеза — отражает основное содержание исследования, которое выводится из общих знанийи теорий и служит в качестве руководства для более глубоких размышлений.
2. Эмпирические гипотезы — конкретизация общих для данного исследования гипотез.Эти гипотезы являются частными следствиями рабочей гипотезы.
3. Статистические гипотезы – гипотезы сформулированные в терминах математическойстатистики. Служат для организации сравнения и обработки полученных данных. Наличиеэтой гипотезы обязательно, так как она организует процесс статистической обработкиданных так же, как гипотеза исследования организует процесс исследования. При проверкестатистических гипотез используются два понятия: Н1(гипотеза о различии)и Н0(гипотеза о сходстве). Как правило, ученый ищет различия, закономерности.Подтверждение первой гипотезы свидетельствует о верности статистического утвержденияН1, а второй— о принятии утверждения Н0— об отсутствии различий.
Виды гипотез можно разделить на гипотезы о наличии:
А) явления;
Б) связи между явлениями;
В) причинной связи между явлениями.
Отличаясь от предположения, психологическая гипотеза должнасоответствовать следующим методологическим требованиям: логической простоты и непротиворечивости,вероятности, широты применения, концептуальности, научной новизны и верификации.
Первое требование – логической простоты – предполагает, что гипотеза не должна содержать в себеничего лишнего. Ее назначение – объяснять как можно больше фактов возможно меньшимчислом предпосылок, представлять широкий класс явлений, исходить из немногих оснований.Часто излишним является некое предварительное вступление перед формулировкой гипотезы:в результате констатирующего эксперимента сделано предположение, что..., в результатепредварительного изучения указанной проблемы и анализа предмета исследования выдвинутагипотеза… и т. п.
Требование логической непротиворечивости расшифровывается следующим образом: во-первых, гипотезаесть система суждений, где ни одно из них не является формально-логическим отрицаниемдругого; во-вторых, она не противоречит всем имеющимся достоверным фактам, в-третьих,соответствует установленным и устоявшимся в науке законам. Однако последнее условиенельзя абсолютизировать, иначе оно станет тормозом для развития науки.
Требование вероятности гласит, что основное предположение гипотезы должно иметьвысокую степень возможности ее реализации. Иначе говоря, гипотеза может быть и многоаспектной,когда помимо основного предположения имеются и второстепенные. Некоторые из нихмогут и не подтвердиться, но основное положение должно нести в себе высокую степеньвероятности.
Требование широты применения необходимо для того, чтобы из гипотезы можно было бы выводитьне только те явления, для объяснения которых она предназначена, но и возможно болееширокий класс других явлений.
Требование концептуальности выражает прогностическую функцию науки: гипотеза должнаотражать соответствующую концепцию или развивать новую, прогнозировать дальнейшееразвитие теории.
Требование научной новизны предполагает, что гипотеза должна раскрывать преемственнуюсвязь предшествующих знаний с новыми.
Требование верификации означает, что любая гипотеза может быть проверена. Какизвестно, критерием истины является практика. В психологии и педагогике наиболееубедительны те гипотезы, которые проверяются опытно-экспериментальным путем, новозможен также вариант логических операций и умозаключений.
Опираясь на эти требования можно сформулировать ряд практическихрекомендаций для описания гипотезы исследования:
– она не должна включать в себя слишком много предположений(как правило, одно основное, редко больше);
– в нее нельзя включать понятия и категории, не являющиесяоднозначными, не уясненные самим исследователем;
– при формулировке гипотезы следует избегать ценностныхсуждений;
– гипотеза должна быть адекватным ответом на поставленныйвопрос, соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;
– требуется безупречное ее стилистическое оформление, логическаяпростота;
– соблюдение преемственности с уже имеющимся знанием.
Научная новизна — это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия«впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследованияв целом. Чаще всего научная новизна сводится к так называемому элементу новизны.Элементы новизны могут присутствовать как в теоретических положениях (закономерность,принцип, концепция, гипотеза и т.д.), так и в практических результатах (правила,рекомендации, средства, методы, требования и т.д.)
Научная новизна может заключаться в уточнении данных окаком-либо психологическом феномене, в дополнении сведений о том или ином психическомявлении, процессе, в определении внутренних и внешних детерминант возникновения,развития и формировании психического образования; в определении структуры какого-либопроцесса и критериев его оценки, в выявлении зависимости между исследуемыми переменными,а также в разработке средств влияния на развитие каких-либо свойств, качеств и т.д.
Практическая значимость — работы может состоять в разработке системы коррекционнойработы, программы формирования какого-либо качества, методики диагностики отдельныхкачеств, свойств, состояний, в разработке психолого-педагогических рекомендацийи т.д.
3. Навести способи та прийоми аналізу інформації за темоюнаукової роботи
Сущность научной информации
Научная информация — это логическая информация, получаемая методами опытно-рационального познанияобъективного мира в любой сфере деятельности людей, не противоречащая господствующейсистеме научных представлений и используемая в общественно-исторической практике.
Научная информация — логически организованная информация,получаемая в процессе научного познания и отображающая явления и законы природы,общества и мышления [4, 152].
Документальные источники информации. Основные понятия и определения
В научно-информационной деятельности (НИД) важнейшим источникомнаучной информации и средством ее передачи в пространстве и времени служит научныйдокумент.
Документом признается любой материальный объект, которыйфиксирует или подтверждает какие-либо знания и может быть включен в определенноесобрание. В этом широком смысле к документам относятся не только надписи, рукописии печатные издания, но и произведения искусства, нумизматические памятники, музейныеэкспонаты минерального, ботанического, зоологического или антропологического характера.
Научным документом считается материальный объект, содержащийзакрепленную научную информацию, предназначенный для ее передачи во времени и пространствеи используемый в общественной практике.
По форме научные документы различают [3, 84]:
— текстовые (книги, журналы, рукописи и т.д.);
— графические или изобразительные (чертежи, схемы, графики,планы, карты, диаграммы и т.п.);
— аудиовизуальные (звукозаписи, кинофильмы, диапозитивыи др.).
Первичные источники информации
Книга как пример первичного документа. Книгой называется книжное издание объемом свыше 48 страниц.Под книжным изданием, в свою очередь, понимается «издание в виде блока скрепленныхв корешке листов печатного материала любого формата в обложке или переплете».
Научная книга — важнейшее средство обобщения научной информации. В книгах публикуются теоретическиеисследования, освещается опыт, достигнутый в тех или иных областях практическойдеятельности, разрабатываются стратегические проблемы науки, хозяйства и культуры.Книга служит незаменимым средством образования, обучения и воспитания. По некоторымданным ряда стран научные книги составляют примерно от 20 до 25 % всех выпускаемыхкниг.
Для научно-информационной деятельности можно выделить следующиенаиболее важные виды книг [2, 16]:
— монографии;
— сборники;
— материалы научных конференций;
— справочники;
— учебники и руководства;
— официальные издания.
Роль книги как источника научной информации несколько ослабляетсятем фактором, что ее написание и издание требует длительного времени. Это можноотнести к недостаткам книг. Основное время при подготовке книг к изданию уходитна рецензирование рукописей и ожидание очереди перед редактированием. Практика книжныхиздательств показывает, что рукописи, сданные авторами в текущем году, включаютсяв план редакционной подготовки лишь на следующий год. Для книг по социальным и гуманитарнымнаукам характерно более медленное устаревание содержащейся в них информации по сравнениюс книгами по естествознанию и технике.
К первичным документам и изданиям, помимо книг, относятсяпериодические и продолжающиеся издания, депонированные рукописи научных работ, специальныевиды технических изданий и непубликуемые научные документы.
Периодические и продолжающиеся издания. Периодическим изданием считается произведение печати, выходящеерегулярно через определенные или неопределенные промежутки времени отдельными, неповторяющимися по содержанию выпусками под единым заглавием. Периодическое изданиерассчитано на заранее неограниченную продолжительность выхода в свет и обычно имеетодинаковое оформление.
Журналом называетсяпериодическое издание, регулярно выходящее еженедельными, ежемесячными, двухмесячными,квартальными или полугодовыми выпусками, одинаково оформленными и содержащими статьиили иные материалы по научно-техническим, общественно-политическим, художественнымили другим вопросам. В них содержится новейшая информация, освещающая последниедостижения в науке и технике.
По сравнению с книгами журнальные статьи публикуются значительнобыстрее.
Газетами считаютсяпериодические издания, преимущественно ежедневные, выходящие два или три раза внеделю, еженедельные, в которых публикуются материалы о текущих, главным образом,общественно-политических событиях. Обычно газета в соответствии со своей редакционнойполитикой на основе печатаемых материалов стремится создать такую «информационнуюкартину мира», которая бы предопределила отношение читателей к происходящим событиям,содействовала формированию определенных убеждений, а также определенных мотивови стимулов поведения.
Свежесть и новизна сведений, публикуемых в газетах, делаетих ценным источником информации. Вместе с тем, рекламный стиль, присущий многимгазетам, часто служит препятствием для размещения в них информации подлинно научногохарактера.
Депонированные рукописи научных работ. Система депонирования (от лат. depono — кладу) рукописейнаучных работ возникла в связи с тем, что возможность выпуска в свет научных публикацийстала отставать от числа рукописей, которые, по мнению рецензентов, заслуживалиопубликования.
В общем смысле процедура депонирования такова. Рукописьстатьи, доклада или книги готовится к публикации в соответствии со стандартнымитребованиями, предъявляемыми редакцией журнала или издательством. Но вместо публикацииона принимается на хранение в уполномоченный орган научно-технической информации.Сведения о депонированной рукописи, которая по статусу приравнивается к полноценнойнаучной публикации, размещаются в специальном каталоге. Любой желающий может ознакомитьсяс рукописью в библиотеке информационного органа, либо заказать ее копию.
Депонирование рукописей научных работ ни в коей мере неявляется актом дискриминации их значимости. Кроме того, оно дает авторам рукописейи некоторые преимущества перед авторами опубликованных материалов:
— информация о депонированных рукописях становится известначитателям на один-полтора года раньше, чем в случае их опубликования, когда многовремени уходит на редакционно-издательские процессы;
— при депонировании значительно менее остро ощущается проблемаобъема статьи или даже монографии, что дает возможность отразить в рукописи всенеобходимые материалы;
— депонирование облегчает положение аспирантов и соискателейученых степеней, так как Высшая аттестационная комиссия приравнивает депонированныерукописи к опубликованным работам, а задержка с опубликованием нередко отодвигаетзащиту диссертаций на долгий срок.
В конечном счете, депонирование рукописей — всего лишьмера, призванная временно и частично компенсировать несоответствие между количествомнаучных работ по определенной проблеме и наличием возможностей опубликовать их вспециальных изданиях.
Специальные виды технических изданий. К специальным видам технических изданий относят государственныестандарты, межотраслевые и отраслевые технические документы, описания изобретенийк авторским свидетельствам и патентам, технические каталоги и прейскуранты на материалыи оборудование, материалы технической информации и обмена опытом.
Стандартами называются научно обоснованные техническиедокументы, которые определяют типы, виды, марку продукции, нормативы ее качества,методы испытаний, упаковку, маркировку, транспортирование и хранение, а также устанавливаютобщетехнические величины, единицы измерений, термины и обозначения.
Стандарты устанавливаются для того, чтобы обеспечить высокоекачество промышленной и сельскохозяйственной продукции, для унификации деталей иузлов машин и отдельных изделий. Они позволяют улучшить использование материалов,энергии и топлива, сократить сроки проектирования и снизить себестоимость продукции,служат средством информации о технических достижения.
Важным документальным источником научно-технической информацииявляются описания изобретений к авторским свидетельствам и патентам. Они позволяютпроследить историю любого изобретения или открытия, а также выяснить современноесостояние и направление развития технической мысли в соответствующей области.
Технические каталоги (они называются также промышленнымиили торговыми каталогами) — это перечни изделий, выпускаемых промышленным предприятием(объединением) или продаваемых торговой организацией. Обычно они содержат техническиеописания изделий, которые сопровождаются иллюстрациями и чертежами.
Каталоги фирм зарубежных стран принято называть фирменнымикаталогами. Они издаются отдельными фирмами, концернами и торговыми объединениямив целях рекламы.
Поскольку в каталогах часто не указываются цены на оборудованиеи материалы, то приходится еще пользоваться отдельно издаваемыми прейскурантамии ценниками. Прейскуранты — это документы, имеющие временное значение, так как указываемыев них цены непрерывно меняются.
К перечисленным видам изданий относят и материалы техническойинформации и обмена опытом, в которых освещаются новые достижения в области промышленногопроизводства и техники. Они отличаются большим разнообразием в содержании и оформлениии издаются в виде отдельных книг и их серий, брошюр, периодических изданий и листовок.В качестве примера можно назвать информационные листки, которые обычно выпускаютсясериями.
Непубликуемые научные документы. Основными видами непубликуемых научных документов (илитак называемой «серой литературы» — «gray literature») являются научно-техническиеотчеты и диссертации. Эти документы содержат большое количество ценной информации,значительная часть которой не попадает на страницы научных изданий. Удельный веснепубликуемых научных документов в общем потоке первичных печатных источников научнойинформации достаточно велик (не менее 30 %) и продолжает расти.
Научно-технические отчеты (или отчеты о результатах законченных научно-исследовательскихи опытно-конструкторских работ) служат важным источником научно-технической информации,необходимым для дальнейшего развития науки и техники, внедрения их достижений впроизводство и для усовершенствования технологических процессов.
Диссертацией называетсянаучное исследование, представленное на соискание ученой степени, авторефератом- изложение основных положений диссертации, составленное автором для предварительногоознакомления с ними научной общественности.
В нашей стране диссертации как таковые не публикуются,но подвергаются строгой библиографической регистрации. Хотя они существуют в единичныхэкземплярах, но изложенные в них идеи и факты считаются официально введенными внаучный оборот.
Авторефераты диссертаций публикуются ограниченным тиражом (100-150 экземпляров).Они помечаются грифом «На правах рукописи», однако обладают всеми правами произведенияпечати.
Вторичные источники научной информации
Вторичные документы и издания представляют собой конечные результаты аналитико-синтетическойпереработки (АСП) первичных научных документов. К ним относятся библиографическиепособия, реферативные журналы, обзоры, сигнальная информация, каталоги и картотеки,вспомогательные указатели и справочная литература.
Библиографические пособия. Область знания, предметом которой является учет, описание,систематизация и качественный анализ произведений печати или рукописей, а такжесоставление библиографических указателей, называется библиографией (или библиографоведением).
Библиографическими пособиями (БП) называются систематизированныесведения о произведениях печати, составленные в результате библиографической деятельностии имеющие преимущественно форму указателей, списков и обзоров литературы.
Реферативные журналы. Реферативным журналом (РЖ) называется периодическое издание,публикующее рефераты научных работ и иногда другие вторичные информационные материалы(БО, аннотации) во взаимосвязи с информационно-поисковым аппаратом, включающим содержание(оглавление), рубрикацию (классификационную схему) издания и вспомогательные указатели.
Обзоры. Ежегодныеобзоры развития исследований в различных областях науки и техники известны сравнительнодавно. Например, Лондонское физическое общество публикует «Report on progressin physics» с 1934 года.
Библиографический обзор — это обзор, содержащий характеристику первичных документовкак источников информации, появившихся за определенное время или объединенных покакому-либо общему признаку.
Реферативный обзор строится на основе извлечения и систематизации определенных данных из первичныхнаучных документов. Он обычно содержит сведения о новейших достижениях в той илииной области и позволяет судить о состоянии и тенденциях развитии определенной отраслиили отдельного вопроса.
Аналитический обзор является результатом всестороннего анализа первичных научных документов,содержит аргументированную оценку материала и дает обоснованные рекомендации относительноперспектив развития и использования соответствующих достижений науки и техники.Обзоры такого рода могут рассматриваться как научно-исследовательские работы и нередкосоставляют важную.
Сигнальная информация. Сигнальная информация (СИ) — довольно широкий и неопределенныйтермин, обозначающий различные виды информационных изданий
Каталоги и картотеки. Каталоги являются наиболее древним видом вторичных документов.Старейшим из дошедших до нас каталогов признается список литературных произведенийна шумерской глиняной плитке, относящейся к 2000 г. до н.э. Наибольшее распространениекаталоги и картотеки получили в библиотеках.
Вспомогательные указатели. Вспомогательные указатели являются важной составной частьюмногих первичных и вторичных документов и изданий. Речь идет об указателях авторов,заглавий, названий учреждений, персоналий, предметных и иных указателях к монографиям,сборникам, энциклопедиям, библиографиям и другим документам и изданиям. Вспомогательныеуказатели (их иногда называют «ключами») позволяют отыскивать в научных документахи изданиях сведения, которые не выявлены группировкой материала в основном тексте.Эти указатели значительно повышают научную и справочную ценность научных документови изданий.
Справочная литература. Справочная литература предназначена для быстрого получениякаких-либо сведений научного, прикладного или познавательного характера. В ней содержатсярезультаты теоретических обобщений, основные научные факты, математические и физико-химическиевеличины, материалы производственного характера, сопровождающиеся большим количествомтаблиц, графиков, чертежей и формул. Среди справочной литературы наибольшее значениеимеют общие и отраслевые энциклопедии, производственные справочники, толковые словари,дву- и многоязычные словари, а также биографические словари и справочники.
4. Навести приклади одержання нових наукових результатівз використанням методу проб і помилок
Результатом наукової діяльності у будь якій сфері знаньє виявлення нових або уточнення відомих раніше, проте недостатньо досліджених, фактіві закономірностей.Для науковця не є достатнім тільки встановлення наукового факту,важливо дати йому пояснення з позиції сучасної науки, з’ясувати його теоретичнеабо практичне значення. Саме це і є суттю будь-якого дослідження, що має завершуватисявисновками та рекомендаціями.Суттєве значення для проведення ефективного творчогопроцесу має методологія наукового дослідження.Йти шляхом “проб і помилок”, за умови існування апаратуфілософсько-правових методів дослідження, що склався історично, є неприпустимимкроком.Метод «Проб и ошибок»
ЭдвардТорндайк (1874—1949) наряду с И.П. Павловым считается основателем научного методаисследования процесса обучения у животных в контролируемых лабораторных условиях.Переход к строгой количественной оценке действий подопытного животного сделал Торндайкаосновоположником экспериментальной психологии животных. Э. Торндайк, считал способностьк обучению показателем интеллекта. Наблюдая за решением задач в условиях эксперимента,ученый пришёл к выводу, что интеллект животных позволяет им действовать путем проби ошибок и постепенно обучаться правильной реакции, поэтому в его монографии «Animalintelligence» (1911) говорилось только об этой стороне интеллекта животных, но нео собственно зачатках мышления. Сложное научение путем «проб и ошибок» и формированияновой индивидуальной двигательной реакции в элементарной форме присутствует у низшихживотных, начиная уже с плоских червей.Введенные Торндайком в практику лабораторногоисследования методы (в том числе и метод «проблемных ящиков») позволяли количественнооценивать ход процесса научения. Торндайк первым ввёл графическое изображение успешностивыработки навыка — «кривую научения». Ход опытов и результаты изображались графическив виде кривых, где на оси абсцисс отмечались повторные пробы, на оси ординат — затраченноевремя (в минутах).[15][16]Э. Трондайк использовал «проблемный ящик» длявозбуждения психической активности животных, направленной на решение определённыхповеденческих задач. Психолог не обнаружил следов понимания в процессах решенияживотными задач, в предлагаемых им проблемных ситуациях. При этом стоит отметить,что ученый ставил перцептивные задачи перед животными. (Перцептивная задача, можетбыть решена без опоры на мышление.)
Типичнойзадачей на перцептивном уровне, является известная задача «обхода препятствия».Выбор обходного пути, как и всякая другая чисто перцептивная задача, может, конечно,у человека решаться и на мыслительном уровне, однако это лишь специфически высший,но частный случай решения задачи такого типа. «Вектор" траектории обходногопути задается структурой перцептивного поля и не требует для его «извлечения»никаких специальных преобразований. Таким образом гештальт-психология, исследовавшаяпроцесс решения такого типа задач животными (в частности, антропоидами), не располагаякритериями для проведения четкой границы между перцепцией и мышлением, отождествилаперцептивный выбор с мышлением (пониманием).5. Охарактеризуйте основні типи задач які вирішуються притеоретичних дослідженнях
Метою теоретичних досліджень являється виділенняістотних зв'язків між досліджуваним об'єктом і навколишнім середовищем, поясненняй узагальнення результатів емпіричного дослідження, виявлення загальних закономірностейі їхня формалізація.
Задачами теоретичного дослідження є: 1) узагальненнярезультатів дослідження, перебування загальних закономірностей шляхом обробки йінтерпретації дослідних даних; 2) розширення результатів дослідження на ряд подібнихоб'єктів без повторення всього обсягу досліджень; вивчення об'єкта, недоступногодля безпосереднього дослідження; 3) підвищення надійності експериментального дослідженняоб'єкта (обґрунтуванні параметрів і умов спостереження, точності вимірів).
Теоретичні дослідження повинні бути творчими,їх метою є одержання нової, цінної інформації. Спростувати існуючі або створитинові наукові гіпотези, глибоко пояснити процеси або явища, що раніш були незрозумілимиабо недостатньо вивченими, зв'язати воєдино різні явища, тобто знайти стрижень досліджуваногопроцесу, науково узагальнити велику кількість дослідних даних — усе це неможливобез теоретичного творчого мислення.
Творчий процес удосконалює відоме рішення.Удосконалювання являється процесом переконструювання об'єкта мислення в оптимальномунапрямку. Коли переробка досягає границь, визначених раніше поставленою метою, створюєтьсяпродукт розумової праці, наприклад гіпотеза дослідження, тобто наукове передбачення.Процес удосконалювання приводить до своєрідного, оригінального рішення. Оригінальністьвиявляється в самостійній, неповторній точці зору на процес або явище.
Теоретичне дослідження має кілька стадій:вибір проблеми, знайомство з відомими рішеннями, відмовлення від відомих шляхіврішення аналогічних задач, перебір різних варіантів рішення. Творче рішення частоне укладається в заздалегідь намічений план. Іноді оригінальні рішення з'являються«раптово», після здавалося б тривалих і марних спроб. Часто вдалі рішення виникаютьу фахівців суміжних областей, на яких не тисне вантаж відомих рішень. Творчий процеспредставляє відмову від звичних представлень і погляд на явища з іншої точки зору.
Власні творчі думки, оригінальні рішеннявиникають тим частіше, чим більше сил, праці, часу затрачається на постійне обмірковуванняоб'єкта дослідження, чим глибше науковець захоплений дослідницькою роботою. Успішневиконання теоретичних досліджень залежить не тільки від кругозору, наполегливостіі цілеспрямованості науковця, але і від того, якою мірою він володіє методами іспособами наукового дослідження.
Теоретичне дослідження завершується формуваннямтеорії, не обов'язково зв'язаної з побудовою її математичного апарату. Теорія проходитьу своєму розвитку різні стадії від якісного пояснення і кількісного виміру процесівдо їхньої формалізації й у залежності від стадії може бути представлена як у видіякісних правил, так і у виді математичних рівнянь (співвідношень).
7. Навести приклад наближеної моделі об’єктудослідження на мікрорівні
Точне рішення крайових задач вдається одержатилише для деяких окремих випадків. Тому загальний спосіб їхнього рішення полягаєу використанні різних наближених моделей. В даний час найбільш широке поширенняодержали моделі на основі інтегральнихрівнянь і моделі наоснові методу сіток.
Основна ідея побудови моделі на основі інтегральнихрівнянь полягає в переході від вихідного диференціального рівняння в часткових похіднихдо еквівалентного інтегрального рівняння, що підлягає подальшим перетворенням.
Сутність методу сіток складається в апроксимаціїшуканої безперервної функції сукупністю наближених значень, розрахованих у деякихточках області — вузлах.Сукупність вузлів, з'єднаних певним чином, утворить сітку. Сітка, у свою чергу, є дискретною моделлю області визначення шуканоїфункції.
Застосування методу сіток дозволяє звестидиференціальну крайову задачу до системи нелінійних у загальному випадку алгебраїчнихрівнянь щодо невідомих вузлових значень функцій.
У загальному випадку алгоритм методу сіток складається з трьохетапів.
Етап 1. Побудова сітки в заданій області(дискретизація задачі).
Етап 2. Одержання системи алгебраїчних рівняньщодо вузлових значень (алгебраізація задачі).
Етап 3. Рішення отриманої системи алгебраїчнихрівнянь.
Найбільше часто використовуються два методисіток: 1) метод кінцевих елементів(МКЕ); 2) метод кінцевих різностей (МКР). Ці методи відрізняютьсяодин від одного на етапах 1 і 2 алгоритму. На етапі 3 методи практично ідентичні.
8. Розглянути аналогії топологічних рівняньСкладання топологічної матриці
Для формування рівнянь слід скласти топологічну матрицюF, яка називається матрицею «контур-вітка». Ця матриця відображаєструктуру так званих особливих контурів. Особливий контур утворюється, якщо до деревадодати тільки один зв’язок. При цьому в отриманому контурі напрямок цього зв’зкувказує позитивний напрямок для цього особливого контура. Якщо при обході контураза цим позитивним напрямком вітка співпадає, то вона дає в стрічку матриці позитивнуодиницю. Якщо напрямок вітки протилежний позитивному напрямку в контурі, то в стрічціповинна бути записана від’ємна одиниця. Якщо вітка не входить до особливого контура,то в матриці цьому елементу відповідає нульовий елемент, при цьому нулі можна невписувати в матрицю, залишаючи ці клітки матриці пустими. Стрічки топологічної матрицівідповідають зв’язкам, а стовпці відображають вітки графа електричної системи. Томукількість стрічок у топологічній матриці повинна дорівнювати кількості зв’язків,а кількість стовпців — кількості віток. Рекомендується розташовувати стовпці й стрічкитопологічної матриці відповідно до порядку E-C-R-L-J, що приймається при виборідерева, і відповідні назви ребер елементів надписувати над кожним стовпцем і злівабіля кожної стрічки.Топологічні рівняння у матричній формі
Топологічні рівняння електричної системи складають у матричнійформі за рівняннями Кірхгофа. Для цього слід скласти чотири вектори (матриці-стовпці)для струмів і напруг віток та зв’язків:
Vв-вектор напруг на вітках графа;
Vс-вектор напруг на зв’язках;
Iв-вектор струмів на вітках графа;
Iс-вектор струмів на зв’язках.
Тепер система топологічних рівнянь в матричній формі можебути подана у вигляді таких рівнянь:
Vс = -FVв ;
Iв = FтIс .
Перше рівняння відображає контурні рівняння для напруг,що складаються для системи особливих контурів. Друге рівняння відображає рівняннядля струмів для системи особливих розрізів. Під розрізом розуміють сукупність ребер,при розриві яких граф розпадається на дві окремі частини, однією з яких може бутинавіть окремий вузол — в цьому разі такий розріз називається канонічним. Рівняннядля струмів канонічного розрізу співпадають із загальновідомим формулюванням першогозакону Кірхгофа, а більш загальною формою цих рівнянь є рівняння для струмів будь-якогорозрізу, навіть неканонічного (в теоретичній електротехніці можна зустріти поняттяузагальненого вузла, який, по суті, уособлює поняття розрізу).
Матриця Fт в другому рівнянні являє собою транспонованутопологічну матрицю. Щоб отримати транспоновану топологічну матрицю, необхідно стрічкитопологічної матриці записати у вигляді стовпців.6. Топологічні рівняння у скалярній формі
Для отримання топологічних рівнянь у скалярній формі достатньоздійснити матричні операції множення. Ця операція здійснюється за правилом «стрічкана стовпець», згідно з яким треба обрати в лівій матриці стрічку, а в правій- стовпець, а далі кожний елемент стрічки помножити на відповідний елемент стовпця,а отримані добутки слід скласти. Одержаний результат дорівнює елементу матриці-результату,номер стрічки якого дорівнює номеру стрічки лівої матриці, а номер стовпця — номерустовпця правої матриці.
Кількість рівнянь, отриманих від першого матричного рівняння,визначається кількістю зв’язків в орієнтованому графі системи, а кількість рівняньвід другого матричного рівняння ‑ кількістю віток у дереві орієнтованого графасистеми. Таким чином, загальна кількість топологічних рівнянь дорівнює кількостіребер орграфа електричної системи. Однак ці рівняння не дають можливості отриматиоднозначні результати розв’язання, оскільки кількість невідомих змінних, що міститьсянавіть в цій системі, перевищує кількість рівнянь. Дійсно, для кожного резистора,конденсатора і котушки індуктивності маємо дві невідомі змінні, а для кожного джерелаелектричної енергії існує лише одна невідома змінна. Загальна кількість невідомихзмінніх дорівнює подвійні кількості пасивних елементів (резисторів, конденсаторів,котушок індуктивностей), збільшена на кількість джерел енергії. Таким чином, длязнаходження всіх невідомих змінних не вистачає рівнянь, кількість яких дорівнюєкількості пасивних елементів. Ці рівняння можуть бути записані як так звані компонентнірівняння.
Математична модель №7
Скласти диференціальне рівняння трансформатора щодо напруги
U1 і U2. Електричні параметри трансформаторанаведені на малюнку де r1, L1, i1 – опір, індуктивністьі тік первинної обмотки; r1, L1, i1 – те ж длявторинної обмотки; R – опір навантаження; U1 і U2 — вхіднанапруги трансформатори; Ь – кофіцієнт взаємоіндукції обмоток.
/>
Список літератури
1. Перхач В.С. Математичні задачі електроенергетики.Львів: Вища школа, 1989.- 464 с.
2. Электрические системы: Математическиезадачи электроэнергетики: Учебник /Под ред. В.А.Веникова.- М:, Высш. шк., 1981.-288 с.
3. Лудченко А.А., Лудченко Я.А., ПримакТ.А.Основы научных исследований: Учеб. пособие/ Под ред. А.А. Лудченко. — 2-е изд., стер. — К.: О-во «Знания», КОО,2001. — 113 с.
4. http://psystat.at.ua/publ/3-1-0-13
5. Румшинский Л.З. Математическая обработка результатов эксперимента. — М.:Наука, 1971. — 192 с.
6. Сиденко В.М., Грушко ИМ. Основы научных исследований. — Харьков: Вища шк., 1979.— 200 с.
7. Чкалова О.Н. Основы научных исследований. — К.: Вища шк., 1978. — 120с.