Государственная академия сферы быта и услуг
ПоволжскийТехнологический Институт СервисаКафедра «Экономика и управление»Курсовая работа
по дисциплине«Основы прогнозирования
экономического и социального развития»
на тему: «Прогнозная оценкауровня безработицы
и ее социально-экономическихпоследствий»
Выполнила Глушкова Л.Ю.
Проверила Асфяндярова З.Н. Группа Эз – 501
Тольятти – 1999г.
Содержание.
Стр.
Введение. 3
I. Теоретические проблемы регулирования безработицы. 5
1.1.Показатели и формы безработицы, их специфика. -
1.2.Причины безработицы в переходной экономике. 7
1.3.Социально-экономические последствия безработицы. 9
II. Анализ и оценка фактического уровня безработицы и еесоциально-экономических последствий. 12
2.1.Проблемы занятости населения России на современном этапе. -
2.2.Динамика и структура безработицы в России. 17
III. Прогнозная оценка уровня российской безработицы и еесоциально-экономических последствий в 1999 – 2005 годах. 21
Заключение. 28
Списокиспользуемой литературы. 29
Введение.
В 1992г., впервыепосле 1930 года, когда была закрыта последняя биржа труда, в России былизарегистрированы первые десятки тысяч безработных. Появление безработных, авместе с ними и возрождение проблемы безработицы оказалось прямо связанным сосуществляемым в настоящее время переходом к рыночной экономике.
Рынок предъявляет и требуетсовершенно иного, нежели сложилось в российской практике, уровня трудовыхвзаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективныемеханизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старыепроблемы занятости, растет безработица.
На протяжении многихдесятилетий политика управления трудовыми ресурсами в СССР отталкивалась не отинтересов человека, а от потребностей, определяемых общей направленностью экономикина преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена задаче преодолениянехватки кадров, изыскания дополнительных источников рабочей силы дляукомплектования растущего числа рабочих мест. Это привело к практически полномуисчерпанию трудовых ресурсов и чрезмерному вовлечению в народное хозяйствоженщин и лиц пенсионного возраста с ограниченной трудоспособностью. В СССРдлительное время существовало такое явление, как нерациональная сверхзанятость.При этом на предприятиях и в организациях имел место раздутый управленческий ивспомогательный персонал, количество вакантных рабочих мест в производственнойсфере исчислялось миллионами и одновременно существовала безработица.
Переход к рыночной экономикенеизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. Сперестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих накачественные характеристики рынка рабочей силы. Свертывание деятельностицентральных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальных и горизонтальныхэкономических связей, установленных в условиях командно-административнойсистемы без учета интересов территорий и трудовых коллективов, резкое ухудшениесоциально-экономического положения и обострение межреспубликанского (в пределах СНГ) движения населения негативносказалось на эффективности использования накопленного производственногопотенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного населения рабочимиместами, способствовало возникновению локальных очагов безработицы.
Наиболее угрожающим факторомроста безработицы и массового высвобождения людей из производства являетсяразвал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства накрупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения. Разрывгоризонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств попоставкам продукции сопровождаются снижением объемов продукции, сокращениемчисла рабочих мест и работающих. Перестройка системы управления и политическогоустройства общества сопровождается сокращением числа занятых на руководящихдолжностях в аппаратах государственного управления, в армии. Возникаетспецифический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессиональнонепригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной инепроизводственной сфер.
Безработица представляет собоймакроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействиена каждого человека. В современных условиях экономического хаоса потеря работыдля большинства людей означает снижение жизненного уровня, часто вплоть дополной нищеты, и наносит серьезную психологическую травму. Поэтомунеудивительно, что проблема безработицы часто является предметом многочисленныхдискуссий и исследований.
Целью данной работы являетсяисследование сущности безработицы, причин ее возникновения и развития, а также,опираясь на анализ современного положения на российском рынке труда,осуществление прогноза ее возможного уровня на ближайшее будущее.
I. Теоретические проблемы регулирования безработицы.
1.1. Показатели и формы безработицы, их специфика.
В экономической теориииспользуется два показателя, которые могут обрисовать объективную картинуэкономической нестабильности на рынке труда. Это уровень безработицы и средняяее продолжительность.
Показатель уровня безработицы используется дляизмерения масштабов безработицы и измеряется как доля официально зарегистрированныхбезработных к численности занятых в производстве.
Продолжительность безработицы характеризует среднее времяперерыва в работе.
Различают безработицу фрикционную, структурную, институциональную,циклическую, добровольную.
Фрикционная безработицаотражает текучесть кадров, связанную с переменой рабочих мест, местажительства. Среди совокупной рабочей силы какая-то часть постоянно находится вдвижении, перемещаясь на новые рабочие места. Этот тип безработицы включает всебя людей, которые незаняты в связи с переходом с одной работы на другую и втечение недели рассчитывают приступить к работе на новом месте, а такжеработников в тех отраслях, где временные увольнения являются нормой безвлияния на общий уровень дохода людей, например, в строительстве. В период внедренияновых достижений технического прогресса, такое движение становится не только неизбежным, но и более интенсивным. В какой-то мере эта безработица является желательнойт.к. многие рабочие переходят с низкопродуктивной, малооплачиваемой работы наболее высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокиедоходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, аследовательно, и больший реальный объем реального национального продукта.
Структурная безработицапо существу является углублением фрикционной. С течением времени в структурепотребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые,в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за такихизменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается.Спрос на другие профессии, включая новые, увеличивается. Возникает безработица,т.к. рабочая сила реагирует на это изменение медленно и ее структура неотвечает новой структуре рабочих мест.
Разница между структурной и фрикционной безработицейвесьма неопределенная. Существенное различие состоит в том, что у “фрикционных” безработных есть навыки, которые онимогут продать, а структурные безработные не могут сразу получить работу безпереподготовки. Фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, аструктурная более долговременная и поэтому считается более серьезной проблемой.
Институциональная безработицавозникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна.Допустим, неполна информация о вакантных рабочих местах. Уровень безработицыбыл бы ниже при налаженной работе системы информации. В этом же направлениидействует завышенное пособие по безработице или заниженные налоги на доходы. Вэтом случае возрастает продолжительность безработицы т.к. гасятся стимулы дляэнергичных поисков работы.
Циклическую безработицувызывает спад производства во время промышленного кризиса, депрессии, спада,т.е. фаза экономического цикла, которая характеризуется недостаточностьюобщих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услугиуменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причинециклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитомспроса. С переходом к оживлению и подъему число безработных обычно становитсяменьше.
Добровольная безработица вызванатем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своемупсихическому складу или по иным причинам не хотят работать.
Такимобразом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтомуполная занятость — нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. В тоже время понятие “полнаязанятость”не означает полногоотсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурнуюбезработицу совершенно неизбежной, следовательно, уровень безработицы приполной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы.Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в томслучае, когда циклическая безработица равна нулю.
Завершая характеристику формбезработицы, хотелось бы подчеркнуть, что для России, находящейся в состоянииперехода от прошлой жизни в условиях «реального социализма» к некоему (пока ещенепонятно к какому именно) новому качеству, становится реальностью действие такназываемого «всеобщего законакапиталистического накопления», в свое время сформулированного К. Марксомприменительно к буржуазному обществу классического периода — периода середины XIX века. Тогда, по словамМаркса, нарастание безработицы, абсолютного и относительного обнищания масс наодном полюсе; нарастание богатства, концентрация и централизация капитала — надругом, было законом воспроизводства буржуазного общества.
Борьба наемных работников идругих общественных сил буржуазных стран на протяжении не одного столетия (аособенно — в течение XX века)привела к тому, что в развитых странах этот закон сегодня фактически недействует или проявляется в иных, переходных формах. В отличие от этих странпочти полная пассивность наемных работников бывшего «социалистического лагеря»в сочетании с рождением примитивных форм «номенклатурного капитализма» привелак тому, что для экономики переходного общества во многих странах сталохарактерно действие тенденции нарастания социально-экономической поляризации впереходных обществах, чем-то напоминающей всеобщий закон капиталистическогонакопления. В условиях системного кризиса здесь происходит огромная поляризацияобщественного богатства, концентрация капитала в руках бывшей номенклатуры и«новых богатых» — на одном полюсе; не только относительное, но и абсолютное обнищание,нарастание безработицы — на другом полюсе. Разрыв доходов между 10% наиболеебогатых и наиболее бедных семей в России уже вдвое превышает аналогичныйпоказатель в развитых странах Западной Европы. Более того, он превышает дажеразрыв, характерный для новых индустриальных государств. Безусловно, такоеположение не может продолжаться бесконечно долго, и важнейшей задачей сейчасявляется поиск путей преодоления такого рода противоречий и, в частности,преодоления безработицы в переходной экономике России. Возможно, начинать такойпоиск следует начинать с выявления причин возникновения российской безработицы.
1.2. Причины безработицы в переходной экономике.
Среди конкретных причин,обусловливающих сокращение занятоститрудоспособного населения в России,можно отметить следующие:
Первая причина коренится в том, что характерной чертой советскойэкономики являлась чрезмернаячисленность производственного персонала (в том числе вспомогательного иуправленческого) предприятий. Влитературе уже давно отмечался тот факт, что на советских предприятиях, всравнении с аналогичными по профилю иобъему производства в западных странах, было занято в два-три раза большеработников. Наличие избыточного персонала тормозило внедрение новой техники итрудосберегающих технологий, препятствовало росту производительности труда. С другой стороны, необходимость оплачивать излишних работниковнеоправданно завышала издержкипроизводства с вытекающим отсюдаослаблением конкурентоспособности производимых товаров. Наличие чрезмерного количества рабочих местозначало искусственный дефицит рабочей силы, а он подрывал дисциплину труда,способствовал широкому распространению«выводиловки» в оплате работников, подавлению у них стимула к лучшей работе.
В основе такой ситуации лежало,во-первых, то, что экономические ведомства и директора советских предприятий руководствовалисьукоренившимся догматом экономической теории о принципиальной несовместимости социализма и безработицы;во-вторых, то, что излишек рабочей силы оказывался практически полезен дляотбывания предприятием различных административно взваливаемых на негоповинностей, не относящихся к характеруего деятельности: участие в уборке урожая, в обеспечении сохранности продукциина базах, в строительстве объектов соцкультбыта, в уборке улиц и т.п. Наконец,- и это, наверное, главное, — излишек персонала можно было с успехом использовать для традиционных авралов по выполнениюплана в самом конце месяца, квартала или года. Короче, долгие годы существовалаустойчивая и весьма массовая скрытаябезработица.
Директора государственныхпредприятий нередко и по сей день склонны мириться с наличием избыточногоперсонала. Иное дело — частные собственники, которые берут под контрольпредприятия в результате их приватизации: они стремятся иметь оптимальное количество работников, т.е. возможноменьшее. Таким образом, эта причина безработицы состоит в том, что сам фактперехода к частной собственности и рыночным принципам хозяйствованияозначает выталкивание в ряды безработныхзначительных масс людей, которые былибезработными и раньше, но в форме не открытой, как сейчас, а скрытой.
Вторая причина. Переход к рыночным критериям оценки хозяйствованияпредприятий обнаруживаетнесостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться креальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. Такиепредприятия едва ли реально приватизировать обычным способом (кому нужны акциибанкротов?), их придется предварительно санировать, а затемуже целиком продавать физическим или юридическим частным лицам, согласным испособным расплатиться с долгами и осуществить производственные инвестиции. Очевидно, что эти новые собственники рискнут стать таковыми лишь имея полнуюсвободу освобождения от груза ненужного персонала. А это — еще один канал,пополняющий безработицу.
Третья. Многие госпредприятия восприняли либерализацию цен как возможность ихбесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть свои чрезмерныеиздержки, но и значительно увеличить доход (прибыль и зарплату). На первыхпорах это широко удавалось. Однако такоеположение не может сохраняться долго.Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся бумерангом многократного удорожаниясырья, энергоносителей, комплектующих, и в конечном счете — кризисом неплатежейпо всем технологическим цепочкам. Онпоразил не толькопотенциальныхбанкротов, но и многие предприятия, продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не можетбыть оплачена ее потребителями. Этот кризис — еще один фактор, питающийбезработицу.
Четвертая. Рыночные реформы ведут к успеху только еслисопровождаются глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватываетне только микроэкономику (реструктуризацию конкретныхпредприятий), но и макроэкономику: ведетк концентрации ресурсов на развитии только тех отраслей,которые имеют реальные перспективыуспеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и,соответственно, к свертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуетсяспросом. Очевидно, что в России, для экономики которой характерны глубокие диспропорции, прежде всего огромноеразбухание группы А, служившей базой форсированного роста ВПК, такая перестройка породит массовую структурную безработицу.
Пятая. Наряду с приведенными выше факторами массовой безработицы внаших условияхдействуют и репродуцирующие безработицу специфические факторы. Имеются в виду разрывы сложившихсяхозяйственныхсвязей между бывшими союзными республикамиСССР (ныне независимыми государствами),а также между Россией и странами Восточной Европы. Эти разрывы резко ухудшилиположение предприятий и поматериально-техническому снабжению, и посбыту продукции, что опять-таки не может не питать безработицу. Говоря оспецифических для бывшего СССР факторах, нельзя обойти и известный факт наличияявно гипертрофированного ВПК. Нормализация его удельного веса в экономикеслужит весьма ощутимым фактором в уменьшении общего количества рабочих мест, тем более, что решение проблем конверсиивоенных предприятий оказалось напрактике делом далеко не простым и небыстрым. Поэтому неудивительно, что на сегодня безработица приняла наиболееострые формы именно в районах концентрации военных заводов.
1.3. Социально-экономические последствия безработицы.
Проведение прогноза будущегороссийской безработицы требует, прежде всего, разобраться в вопросе: «Что жепредставляет собой нынешний уровень безработицы для российской экономки и длякаждого конкретного человека?».
То, что безработица несетощутимые экономические потери для страны ясно каждому, но каковы же реальныемасштабы этих потерь? Обратимся к цифрам (см. табл. 1 и 2).
Таблица 1.
Экономические потери РФ отсуществующего уровня официально зарегистрированной безработицы (данные за1998г.)
№ п/п
Виды экономических потерь
Расчетная сумма
1.
Потери по возможному фонду оплаты труда зарегистрированных безработных
23,5 млрд. руб.
2.
Потери по возможному начислению подоходного налога с заработной платы
3,2 млрд. руб.
3.
Расходы Гос. фонда занятости на выплату пособий зарегистрированным безработным
7,2 млрд. руб.
4.
Потери по возможному начислению в социальные фонды с заработной платы
10,4 млрд. руб.
5.
Потери от существующего уровня неполной занятости (недополученная заработная плата + недоначисления в социальные фонды + невыплата подоходного налога
22,7 млрд. руб.
Итого:
Расчетная сумма экономических потерь от существующего уровня официальной безработицы
63,8 млрд. руб.
Таблица 2.
Экономические потери РФ отсуществующего уровня безработицы, определенной по методологии МОТ.
№ п/п
Виды экономических потерь
Расчетная сумма
1.
Потери по возможному фонду оплаты труда безработных
68,4 млрд. руб.
2.
Потери по возможному начислению подоходного налога с заработной платы
9,3 млрд. руб.
3.
Потери по возможному начислению в социальные фонды с заработной платы
30,3 млрд. руб.
4.
Расходы Гос. фонда занятости на выплату пособий зарегистрированным безработным
7,2 млрд. руб.
5.
Потери от существующего уровня неполной занятости (недополученная заработная плата + недоначисления в социальные фонды + невыплата подоходного налога
22,7 млрд. руб.
Итого:
Расчетная сумма экономических потерь от существующего уровня безработицы, определенной по методологии МОТ
128,6 млрд. руб.
Данные, предложенные в таблице,складываются из потерь по возможному фонду оплаты труда безработных, потерь повозможному начислению подоходного налога с физических лиц, потерь по возможнымначислениям в социальные фонды, расходов Государственного фонда занятостинаселения на выплату пособий, потерь из-за явления неполной занятости.
Рассмотрим их внимательнее.
Потери по возможному фонду оплаты труда безработных - это средства, которые могли бытьполучены в виде заработной платы, еслибы безработные были заняты в экономике. Если бы люди их получили, то истратилив основном на покупку продуктов питания, предметов первой необходимости,коммунальные платежи и т.д., а также отложили бы на «черный день» или длядорогостоящей покупки, это так называемый отложенный спрос. Все эти финансовыесредства российская экономика потеряла. Как потеряли их и местные и федеральныебюджеты, которые при нормальном развитии событий получили бы налоги.
Далее. Так как безработные неполучили заработную плату, то социальные фонды лишились соответствующихпроцентов. Поскольку это финансовые потери социальных фондов федеральногоуровня, они входят составной частью в экономические издержки безработицы.
Понятно, что расходыГосударственного фонда занятости населения на выплату пособий являются потерямуже в силу своего экономического смысла.
Теперь проанализируем потерииз-за неполной занятости. Это явление у нас очень распространено. На многихпредприятиях люди работают в режиме неполной рабочей недели (дня) или находятсяв административных отпусках. Естественно, они недополучают часть заработной платы.Каковы при этом экономические потери? Вычтем недопроизведенный ВВП,недополученный фонд заработной платы, подоходный налог, отчисления в социальныефонды.
Приведем расчеты потерь. Они производилисьисходя из того, что существующий уровень неполной занятости эквивалентен 1,3млн. условных работников, не занятых в течение 1998г. Есть 2 варианта. Первыйосновывается на уровне официальной безработицы, второй – исходя из уровнябезработицы, определенной по методологии МОТ. Расчетная сумма потерь от уровняофициально признанной безработицы составляет 63,8 млрд. руб. Это минимальная сумма экономического урона для страны.Расчетная сумма потерь от уровня безработицы, определенной по методологии МОТ,составляет 128,6 млрд. руб. Так как при расчете учитывалась общая численностьбезработных, а не только стоящих на учете в службе занятости, второй вариантпредставляется более правдоподобным.
Что же это за сумма?Подсчитаем: сумма экономических потерь от безработицы составляет почти половинуот всех инвестиций в основной капитал производственного назначения за прошлыйгод (263,5 млрд. руб.).
Необходимо учитывать, чтоприводимая расчетная сумма потерь включает в себя только явные потери отбезработицы. Комплексный учет всех негативных факторов, присущих российскомурынку труда и трудовым ресурсам, может дать цифру, существенно превышающую128,6 млрд. руб.
Существуют закономерности. Так,закон Оукена гласит, что если фактический уровень безработицы превышаетестественный уровень на 1%, то отставание ВВП составляет 2,5%. Тогда отставаниеРоссии из-за сложившегося уровня безработицы (общей) можно оценить в 10-15% отсуществующего и составляет за 1998г. 270-400 млрд. руб.
А это значит, что толькорешение проблемы безработицы (достижение ее естественного уровня) даст экономическийрост в стране дополнительно 10-15% за год.
Но это лишь экономическаясторона проблемы. У проблемы безработицы есть и социальная сторона, не менеевесомая и важная для развития общества.
В настоящее время государствоберет безработных на иждивение, обеспечивая им прожиточный минимум. Но при этомостается масса проблем. Дело в том, что нынешний размер прожиточного минимумане в состоянии обеспечить нормальный жизненный уровень в условиях постоянногонеконтролируемого роста цен не только на предметы роскоши, но и на предметыпервой необходимости. Отсюда, проблемы роста преступности, количествасамоубийств, возрастание числа разводов. Так, повышение уровня безработицы на1% приводит к росту преступности на 7-8%. По данным исследований, годбезработицы укорачивает жизнь человека на 5 лет. Возрастает число нервных ифизических расстройств, снижена сопротивляемость к болезням. Симптомы депрессиивстречаются у каждого второго безработного. Алкоголь и наркотики частостановятся единственным средством снятия озлобленности и агрессивности,появляющихся уже на шестом месяце вынужденного безделья. По негативному влияниюна самочувствие людей безработица в развитых странах стоит в одном ряду спреступностью и СПИДом. Поэтому даже при относительно большом пособии побезработице она не является благом. В России за годы рыночных реформ резковозросла доля работников, считающих безработицу недопустимой ни при какихобстоятельствах: с 37 до 67% среди рабочих и с 29 до 54% среди служащих.
Таким образом, проблемабезработицы является актуальной не только для каждого конкретного россиянина, но и затрагивает общегосударственныеинтересы, что требует применения активной государственной политики в областизанятости. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержаниисбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости впрограммах экономических преобразований.
II. Анализ и оценка фактического уровня безработицы и еесоциально-экономических последствий.
2.1. Проблемы занятости населения России на современном этапе.
Процесс реформирования экономики России показал, чтонаряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, междунаучно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями труда и его оплатой, существуютчисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активностинаселения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточнойтерриториально-отраслевой мобильностьюкадров, не всегда соответствующей рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров,неразвитостью инфраструктуры рынка труда.
С одной стороны, в ходерадикальных экономических преобразований в России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сферезанятости, о которых часто предупреждала пресса, пока не наблюдается.Официальная безработица растет относительно умеренными темпами.
С другой стороны, многиепроблемы занятости приняли глубинный характер. Речь идет об увеличении скрытойбезработицы, о росте доли лиц, обращающихся в службу занятости, среди всех лиц,испытывающих трудности с поиском работы (до 30%), о повышении доли выпускниковучебных заведений среди всей безработной молодежи. Одновременно быстрымитемпами развивается занятость в теневой экономике, масштабы которой оцениваютсяв 10-15 млн. человек.
В России величина совокупнойбезработицы определяется исходя из количества граждан, ищущих работу и зарегистрированных в качестве безработных вЦентрах занятости (ЦЗ). Следовательно, из числа безработных исключаются те, ктоне имеет работу, ищет ее, но при этом в качестве безработного незарегистрирован. Сегодняшняя информация о масштабах безработицы,предоставляемая Госкомстатом, занижает подлинный уровень безработицыприблизительно в 5 раз. Некоторыероссийские экономисты-аналитики видят в сознательном занижении уровняофициальной безработицы причины финансового характера, так как Государственныйфонд занятости способен сегодня обеспечить финансирование региональныхпрограмм занятости только при уровне безработицы не более 3%.
Так, в отчете Госкомстата за1997 г. сообщается, что официальный статус безработного имеют 2,5 млн.человек, то есть 3,4% экономически активного населения. Такие цифры явно несоответствуют картине спада производства, а только подтверждают, что фактическуюситуацию на рынке труда определяет скрытая безработица.
Международная организация труда (МОТ) провела исследование,показавшее, что уровень безработных в РФ значительно выше официально признанного.Директор МОТ Гай Стандинг, составлявший отчет по результатам исследования,заявил, что российские источники “самым бесчеловечным образом” скрывают истинное положение вещей. По данным МОТ безработица вРоссии в 1997 г. составила 9,5% (16,72 млн. чел.). Причина такого расхожденияданных Госкомстата и МОТ в том, что людям не выгодно регистрироваться вкачестве безработных (с уходом с номинальной работы человек лишается льгот), апредприятия стараются держать “мертвыедуши” чтобы сократитьналоги.
Занижение уровня безработицы в ЦЗ, возможно,связано не только с самой процедурой регистрации безработных, но и сприсвоением статуса безработного.
Реальный недоучет и,недооценка российской безработицы заложены в самом механизме действия Законао занятости, принятого в 1991 г. и впервые с 20-х годов узаконившегобезработицу в России. Можно назвать по крайней мере восемь причин нежеланиялюдей, потерявших работу, обращаться в ЦЗ, вследствие чего они исключаются изофициальной статистики безработицы.
1. На протяжении более 70 летбезработица рассматривалась как незаконное явление. Психологическое неприятиебезработицы и самих безработных до сих пор сохраняется в общественном сознании.Это в равной степени относится как к тем, кто теряет работу и до последнегомомента пытается трудоустроиться собственными силами, так и к тем, кто нанимает рабочую силу через ЦЗ.
2. В настоящее время в Россиисуществует около 2500 бирж труда, что явно недостаточно для такой огромнойстраны. Население плохо информировано о территориальном расположении данныхслужб, значительна удаленность ЦЗ от ряда населенных пунктов, особенно всельской местности, где расстояние до ближайшего ЦЗ может превышать 80 км.
3. Закон о занятости включаетположение о том, что граждане России, получающие выходное пособие от предприятия (организации), не могут претендовать на пособие по безработице. Это означает, что многие изчисла потерявших работу и получивших выходное пособие как минимум в течениедвух месяцев не видя смысла обращаться в ЦЗ, то есть немалая частькраткосрочных безработных по-видимому, исключается из официальных данных.
4. Предполагается, чтопредприятие, высвобождающее работников, должно информировать их о необходимостирегистрации в районном ЦЗ. Однако у предприятий нет ни стимулов, ни обязанностей выполнять эту функцию. Более тогопредприятие, сокращ