Реферат по предмету "Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика"


Понятие жизненного цикла экономической информационной системы

Министерство экономического развития и торговли РФ
Российскийгосударственный торгово-экономический университет
Омский институт (филиал)
Кафедрабухгалтерского учета и аудита
Контрольная работа по дисциплине
«Информационные системы вэкономике»
Вариант№1
«Понятиежизненного цикла экономической информационной системы»
                                        Выполнила
                                                          Студентка 5 курса УФФ    
                                                        Специальность 060500  
                                                                          «Бухгалтерский      учетанализ  и         
                              аудит»
                                                   Заочного отделения
                                                                           З/к У-02-61
                                                             Бурцева Елена Сергеевна
                                     Проверил                                                     
                                            Огрызков В.Е.
                         
ОМСК 2007
Содержание
Введение
1.    Информационныесистемы: структура, информационные потоки. Понятие информации в системе.
     2. Технологияи методы обработки экономической информации. Типовой   технологический процесс обработки данных иполучения информации.
     3. Жизненный цикл экономическойинформационной системы (ЖЦ ЭИС).
Введение
Всоответствии с кибернетическим подходом система управления представляет собойсовокупность объекта управления, например предприятия, и субъекта управления — управленческого аппарата. Оба компонента системы управления связаны прямой иобратной связями. С учетом сферы применения выделяются:     
техническиеинформационные системы;
экономическиеинформационные системы;
информационныесистемы в гуманитарных областях и др.
Экономическаяинформационная система (ЭИС) — система, предназначенную для хранения, поиска ивыдачи экономической информации по запросам пользователей.
Всвязи с большим количеством функциональных особенностей для ЭИС может бытьвыделено множество различных классификационных признаков. Так, в соответствии суровнем применения и административным делением можно различать ЭИС предприятия,района, области и государства.
Вэкономике с учетом сферы применения выделяются:
банковскиеинформационные системы;
информационныесистемы фондового рынка;
страховыеинформационные системы;
налоговыеинформационные системы;
информационныесистемы промышленных предприятий и организаций (особое место по значимости ираспространенности в них занимают бухгалтерские ИС);
статистическиеинформационные системы и др.
Врамках информационной системы любой организации мы будем иметь дело сдокументами и документооборотом. Документ — информационное сообщение вбумажной, звуковой или электронной форме, оформленное по определенным правилам,заверенное в установленном порядке. Документооборот — система создания,интерпретации, передачи, приема и архивирования документов, а также контроля заих исполнением и защиты от несанкционированного доступа.
Посколькумы имеем дело с организациями, работающими в экономической области, то, преждевсего нас интересует экономическая информация. Это совокупность сведений о социально-экономических процессах, служащих для управления ими и коллективами людей.
Характеристикиэкономической информации: большие объемы, многократное повторение циклов ееполучения и преобразования в установленные временные периоды (месяц, квартал,год и т.д.), многообразие источников и потребителей, значительный удельный весрутинных процедур при ее обработке. Используя системный подход, можно сказать,что ЭИС, как и всякая другая система, состоит из элементов (или подсистем),находящихся в определенных отношениях друг с другом. Наиболее общим разделениемподсистем ЭИС является выделение обеспечивающей и функциональной частей
Обеспечивающаячасть ЭИС состоит из информационного, технического, программного,организационного, правового и других видов обеспечения.
Функциональнаячасть ЭИС — фактически является моделью системы управления объектом иформируется в зависимости от таких факторов, как: уровень управления, видуправляемого ресурса, сфера применения, функции и период управления.
Составзадач в ЭИС определяется следующими факторами:
важностьютой или иной функции управления;
возможностьюформализации управленческих процедур;
уровнемподготовки персонала управления к использованию компьютеров;
наличиеминформационной базы и технических средств.
1. Информационныесистемы: структура, информационные потоки. Понятие информации в системе.
Сегодня обработка экономической информации сталасамостоятельным научно-техническим направлением с большим разнообразием идей иметодов. Отдельные компоненты процесса обработки достигли высокой степениорганизации и взаимосвязи, что позволяет объединить все средства обработкиинформации на конкретном экономическом объекте понятием “экономическаяинформационная система” (ЭИС). Детальное изучение ЭИС опирается на понятия “информация”и “система”.
Довольно-таки распространенным является взгляд наинформацию как на ресурс, аналогичный материальным, трудовым и денежнымресурсам. Эта точка зрения отражается в следующем определении. Информация — это новые сведения позволяющие улучшитьпроцессы, связанные с преобразованием вещества, энергии и самой информации.
Информация неотделима от процесса информирования,поэтому необходимо рассматривать источник информации и потребителей информации.Информацией являются сведения, расширяющие запас знаний конечного потребителя.
Выделяются три фазы существования информации.
1. Ассимилированная информация—представлениесообщений в сознании человека, наложенное на систему его понятий и оценок.
2. Документированная информация—сведения, зафиксированныев знаковой форме на каком-то физическом носителе.
3. Передаваемая информация—сведения,рассматриваемые в момент передачи информации от источника к приемнику.
Основная масса информации собирается, передаетсяи обрабатывается с помощью знаков. Знаки—этосигналы, которые могут передавать информацию при наличии соглашения об ихсмысловом содержании между источниками и приемниками информации. Набор знаков, для которых существуетуказанное соглашение, называется знаковойсистемой. Многие знаковые системы, естественно, нельзя четко ограничить,однако при обработке информации на электронных вычислительных машинах наличиеточного перечня знаков обязательно.
Информация на пути от источника к потребителюпроходит через ряд преобразователей—кодирующие и декодирующие устройства,вычислительную машину, обрабатывающую информацию по определенному алгоритму ит. д. На промежуточных стадиях преобразования смысловые свойства сообщенийотступают на второй план ввиду отдаленности потребителя, поэтому понятие “информация”заменяется на более общее понятие “данные”.
Данные представляют собой набор утверждений,фактов и (или) цифр, лексически и синтаксически взаимосвязанных между собой.Лексические отношения (часто называемые парадигматическими) отражают постоянныесвязи в структуре языка, например “род—вид”, “целое—часть”. Связи междуотдельными частями сообщения отражаются синтаксическими (синтагматическими)отношениями Они являются переменными; например, положение запятой в фразе“Казнить нельзя помиловать” определяет тот или иной ее смысл. В тех случаях,когда различие между информацией и данными нет необходимости подчеркивать, ониупотребляются как синоним.
Чтобы определить понятие “экономическаяинформация”, надо очертить рамки экономических процессов. “В наиболее общейформе экономическими процессами являются производство, распределение, обмен ипотребление материальных благ. Информация об указанных процессах называется экономической информацией.
Для обработки экономической информации характернысравнительно простые алгоритмы, преобладание логических операций (упорядочение,выборка, корректировка) над арифметическими, табличная форма представленияисходных и результатных данных.
К важнейшим признакам, по которым обычноосуществляется классификация циркулирующей экономической информации, относятся:
1. отношение к данной управляющей системе. Этотпризнак позволяет разделить сообщения на входные, внутренние и выходные;
2. признак времени. Относительно временисообщения делятся на перспективные (о будущих событиях) и ретроспективные. Кпервому классу относится плановая и прогнозная информация, ко второму—учетныеданные. По времени поступления разделяются периодические и непериодическиесообщения;
3. функциональные признаки. Формируетсяклассификация по функциональным подсистемам экономического объекта. Например,информация о трудовых ресурсах, производственных процессах, финансах и т.п., вдругом разрезе—на данные планирования, нормирования, контроля, учета иотчетности.
Понятие системы охватывает комплексвзаимосвязанных элементов, действующих как единое целое.
Среди известных свойств систем целесообразнорассмотреть следующие — относительность, делимость и целостность.
Свойство относительностиустанавливает, что состав элементов, взаимосвязей, входов, выходов, целей иограничений зависит от целей исследователя. Реальный мир богаче системы.Поэтому от исследователя и его целей зависит, какие стороны реального мира и скакой полнотой будет охватывать система. При выделении системы некоторыеэлементы, взаимосвязи, входы и выходы не включаются в нее из-за слабого влиянияна остающиеся элементы, из-за наличия самостоятельных целей,, плохосогласующихся с целью всей системы, и т. д. Они образуют внешнюю среду длярассматриваемой системы.
Делимостьозначает, что систему можно представить состоящей из относительносамостоятельных частей — подсистем, каждая из которых может рассматриваться каксистема. Возможность выделения подсистем (декомпозиция системы) упрощает ееанализ, так как число взаимосвязей между подсистемами и внутри подсистем обычноменьше, чем число связей непосредственно между всеми элементами системы.Выделение подсистем проводит исследователь, и оно условно.
Свойство целостностиуказывает на согласованность цели функционирования всей системы с целямифункционирования ее подсистем и элементов.
Надо также иметь в виду, что система, какправило, имеет больше свойств, чем составляющие ее элементы.
2. Технология и методы обработки экономическойинформации. Типовой технологический процессобработки данных и получения информации.
Информационная технология обработкиданных предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которымимеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартныепроцедуры их обработки. Эта технология применяется на уровне операционной(исполнительской) деятельности в целях автоматизации некоторых рутинныхпостоянно повторяющихся операций управленческого труда, на данном уровнерешаются следующие задачи:
— обработка данных об операциях, производимыхфирмой,
— создание периодических контрольных счетов осостоянии дел в фирме,                
— получение ответов на всевозможные текущиезапросы и оформление их в виде бумажных документов или отчётов.
Пример рутинной операции: операция продажи товаровфирмой, в результате которой формируется выходной документ для покупателя ввиде чека или квитанции.  
Типовой технологический процесс обработки данных иполучения информации:
                                                                                                                                                                                            

Сбор данных
База данных
Обработка данных
Группировка
Сортировка
Агрегирование
Вычисление
Созд-е отчётов
Периодически[х
По запросу

Сбор данных: по мере того как фирма производит продукцию илиуслуги, каждое её действие сопровождается соответствующими записями данных.
Методы обработки экономической информации: Группировка: первичные данные обычноимеют вид кодов, выражающих определённые признаки объектов и используемых дляидентификации и группировки записей. Сортировка:упорядочивание последовательности записей. Агрегирование: уменьшение кол-ва данных путём расчётов итоговыхи средних значений. Вычисление:включают арифметические и логические операции, позволяют получать новые данные.
Создание отчётов: необходимо создавать документы для руководства иработников фирмы, для внешних партнёров. Документы могут создаваться по запросуили в связи с проведённой фирмой операцией; периодически в конце каждогомесяца, квартала или года.
3. Жизненный цикл экономической информационнойсистемы (ЖЦ ЭИС).
ЭИС – это совокупность внутренних и внешнихпотоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов,средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработкеуправленческих решений. Это система обслуживания работников управленческихслужб, выполняет технологические функции по накоплению, хранению, передаче иобработке информации. Она складывается, формируется и функционирует врегламенте, определённом методами и структурой управленческой деятельности,принятой на конкретном экономическом объекте, реализует цели и задачи, стоящиеперед ним.
Примеры ЭИС: ИС по отысканию рыночных ниш(регистрируемые данные о покупателях позволяют определять группы покупателей,их состав и запросы, посылать потенциальным покупателям рекламу, предоставлятьпостоянным покупателям скидки и т.д.); ИС по снижению издержек производства(отслеживает все фазы производственного процесса, способствует улучшениюконтроля, более рациональному планированию и использованию персонала, как следствие,снижению себестоимости производимой продукции).    
ЖЦ – период создания и использования ЭИС,охватывающий её различные состояния, начиная с момента возникновениянеобходимости в данной ЭИС и заканчивая моментом её полного выхода изупотребления у пользователей. ЖЦ состоит из 4-х стадий: предпроектной,проектной, внедрения и функционирования. Каждая стадия делится на этапы ипредусматривает составление документации, отражающей результаты работы:
1) Предпроектное обследование.
Формировании требований, изучение объектапроектирования, выбор варианта концепции системы, создание и утверждениетехнико-экономического обоснования и технического задания на проектированиесистемы.
2) Проектирование.
Техническое проектирование: ведётся поиск наиболеерациональных проектных решений, создается и описываются все компоненты системы,результаты работы отражаются в техническом проекте (для него характерноотсутствие жёсткой привязки к конкретной технической среде, на состав иструктуру технического проекта существует ГОСТ)
Рабочее проектирование: принятые ранее проектныерешения конкретизируются и привязываются к конкретному оборудованию, конкретнойтехнологической среде (оформляется в виде рабочего проекта, который передаётсязаказчику для внедрения); происходит корректировка структур баз данных,подготовка инструкций по установке и эксплуатации (оформляются в видедолжностных инструкций исполнителям-специалистам, реализующим своипрофессиональные функции с использованием технических средств управления)
Способы проектирования:
А) индивидуальное ручное проектирование(возможности способа ограничены сложностью решаемых задач, способ имеет высокуюудельную стоимость, требуется высокая квалификация проектировщика, редко применяется)
Б) типовое проектирование (типовой проектдорабатывается до требований конкретного заказчика, малозатратный способ,хорошо там, где предполагается многократное использование проекта)
В) использование готовых проектов (непредусматривает доработки в соответствии с потребностями пользователя)
В связи с большой трудоёмкостью процессапроектирования становится рентабельным построение и использование СистемАвтоматизации Процессов Проектирования (САПР).
3. Ввод системы в действие
подготовка к внедрению: установка техническихсредств, загрузка баз данных, обучение персонала, проведение опытных испытанийвсех компонентов системы, сдача в промышленную эксплуатацию: оформляется актомприёма-сдачи работ
Модели ЖЦ ЭИС:
-Каскадная: переход на следующий этап послеполного окончания работ по предыдущему этапу
-Поэтапная модель с промежуточным контролем:межэтапные корректировки обеспечивают меньшую трудоёмкость разработки посравнению с каскадной моделью, однако время жизни каждого из этаповрастягивается на весь период разработки
-Спиральная: делает упор на начальные этапы ЖЦ,предварительное и детальное проектирование. Наиболее сложные этапы ЖЦ –предпроектное обследование и проектирование. У последующих этапов невысокаясложность и трудоёмкость. Ошибки, допущенные на этапах анализа ипроектирования, порождают на этапах внедрения и эксплуатации трудные, частонеразрешимые проблемы.
Списоклитературы
1.Брага В.В. Компьютеризация бухгалтерского учета:учебное пособие для вузов/ ВЗФЭИ.-М.: «Финстатинформ»,1996.
2.Диго С.М. проектирование и использование базданных: Учебник. -М.: Финансы и статистика, 1995.
3.Мишенин А.И.Теория экономических информационныхсистем: Учебное пособие. –М .: Финансы и статистика, 2000.
4. Семенов М.И. идр. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ М.И.Семенов, И.Т. Трубилин, В.М. Лойко, Т.П. Барановская; Под общей ред. И.Т. Трубилина.– М.:Финансыи статистика, 2001.
5. Советов Б.Я.Информационная технология: Учебник.- М.: Высшая школа,1994.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.