Вопрос № 3. Функции и методы управления. Особенности управления регионом насовременном этапе.
Функции управления:Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики; Антимонопольное регулирование; Макроэкономическая стабилизация; Размещение ресурсов; Перераспределение доходов; Фискальная политика; Кредитно-денежная политика
Административные методыквалифицируются в качестве способов и средств прямогоили внеэкономического управляющего воздействия со стороны субъектовисполнительной власти на соответствующие объекты управления со сторонынезависимо от конкретной области общественной жизни. Свое выражение они находятв свершении субъектом управления таких действий, в содержании которыхпроявляется властное обеспечение должного поведения объектов.
Прямое их направлениеозначает, что субъект управления принимает
управленческое решение обязательное для адресата управления.
Экономические методыобычнохарактеризуются в качестве способов или средств экономического или косвенного воздействия со сторонысубъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объектыуправления. Главное при этом заключается в том, что с их помощью субьект управления добивается должного поведенияуправляемых путем воздействия на их материальныеинтересы, т.е. опосредствованно в отличие от способов прямого властноговоздействия.
· Энергетическаяполитика;
· Таможеннаяполитика;
· Кредитнаяполитика;
o Политикаобязательных резервов;
o Политикаколичественных кредитных ограничений (кол-во выданных кредитов);
· Налоговая политика.
Вопрос № 4. Роль экономических прогнозов в управлении экономикой. Методыпрогнозирования.
Уровень прогнозированияпроцессов общественного развития обуславливает эффективность планирования иуправления экономикой и другими сферами.Фактографические
· Опережающиеметоды (основаны на определенных принципах специальной обработкинаучно-технической информации, учитывающих ее свойство опережать прогресс наукии техники)
· Методы аналогий(выявление сходства в закономерностях развития различных процессов)
i. Математический (в качестве аналога для объектаиспользуют объекты другой физической природы, других областей науки и техники,имеющие математическое описание процесса развития, совпадающие с объектомпрогнозирования)
ii. Исторический
· Статистическиеметоды
iii. Экстраполяция (изучение динамики измененияэкономического явления в предпрогнозном периоде иперенесения найденной закономерности на некоторый период будущего)
iv. Моделирование
v. Корреляционные
vi. РегрессионныеЭкспертные
· Экспертные оценкис обратной связью
· Прямые экспертныеоценки
«Мозговая атака»
Метод «Дельфи»(служит для определения и оценки вероятности наступления тех или иных событий)
Вопрос № 10. Формыи методы государственного регулирования рыночной экономики.
Меркантилизм – ГР необходимо.Классики – ГР не нужно, рынок саморегулируется. Кейнс – в процессе эк. спада только ГР можетстабилизировать. 2 пол. ХХ века – расширение масштабов ГР.
Методыпрямого государственного воздействия:определение стратегических целей развития экономики их выражение в индикативных и других планах, целевых программах; государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг; нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции (стандартизация); правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.р.; лицензирование некоторых видов деятельности и внешнеторговых операций; экологический контроль.
Прямые методыгосударственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительногоматериального стимула или опасности финансового ущерба и базируются на силегосударственной власти.
Методыкосвенного государственного воздействияналогообложение, его уровень и систему налоговых льгот; регулирование цен, их уровня и соотношений; платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы; таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.
Методы косвенногогосударственного регулирования экономических процессов опираются в основном натоварно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночномхозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственнойдеятельности.
Методы носят экономический иадминистративный характер (важен баланс).
Формы государственного воздействия:Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики; Антимонопольное регулирование; Макроэкономическая стабилизация; Размещение ресурсов; Перераспределение доходов; Фискальная политика; Кредитно-денежная политика.
Вопрос № 11. Инфляция, ее определение и измерение. Причиныинфляции и ее влияние на экономическое развитие.
Инфляция – это рост цен натовары и услуги (переполнение денежной массой, путей товарного обращения). Онапроявляется когда спрос повышается относительно текущего предложения.
P = MV/Y
где Р = уровень цены
М = денежная масса в экономике
V= скоростьоборачиваемости денег в экономике
Y= реальный объем производства в экономике
ΔP =(ΔM)(ΔV)/(ΔY)
Существует три наиболееиспользуемых показателя инфляции: индекс потребительских цен (ИПЦ) — измеряет инфляцию на уровне потребителя; индекс цен производителя (ИЦП) — измеряет инфляцию на уровне производителя; дефлятор валового национального продукта (ВНП) — обращает внимание на общее движение цен в отдельно взятой экономике.
Эффектыинфляции на стоимость инвестиции будут зависеть часто от того, является ли онаожидаемой или непредсказуемой. Ожидаемая инфляция может быть использована врасчетах денежных потоков и ставок дисконтирования во время анализа, истоимость инвестиции может основываться на этом.
Немедленным эффектомповышающегося темпа инфляции является падение стоимости облигации иповышение цен на акции (в особенности цикличных акциях как лесных, химическихпредприятий и драгоценных металлов), а также понижение стоимости инвестицийчувствительных к изменению процентных ставок.
Подавленная илискрытаяинфляция проявляется при фиксированных ценахнедостаточного развития производства ибыстром росте платежеспособного спроса, ведет к товарному дефициту.
Открытая инфляция. Рост цен, отказгосударства от регулирования воспроизводственного процесса переход от первой ковторой был характерен для нашей страны в период Гайдаровской либерализации ценв 1992 году.
Вопрос № 12. Приватизация как элемент трансформирования российской экономики.
Всемирный Банк:способы приватизации:
· прямая продажа активов;
· массовая приватизация по ваучерным схемам;
· выкуп контрольногопакета акций менеджментом и/или работниками;
· публичное предложение;
· ликвидация;
· безвозмездная передача муниципальныморганам;
· акционирование;
· акционерное государственное предприятие с участием иностранногокапитала.
Этапы приватизации в России:
1. Акционирование и ваучернаяприватизация(1992 – 1994 гг.) — началось формирование институциональных основ рыночной экономики инаметились вполне определенные тенденции изменения социальной структуры набазе формирования частного сектора.
2. Денежная приватизация(1995 г.) – не смогла эффективно заработать по 3 причинам: 1) назаключительном этапе ваучерной приватизации в целяхоживления затухавшего спроса были выставлены на торги и проданы пакеты акцийнаиболее привлекательных для инвесторов компаний; 2) у потенциальных инвесторовименно в это время появилась серьезная альтернатива для денежных вложений—рынокгосударственных ценных бумаг; 3) из-за крайне низких темпов денежнойприватизации на передний план выдвинулась задача поступлений в бюджет, оттеснивинвестиционную целевую составляющую.
Проблемыбыли неизбежны и в основном могут быть сведены к следующему.
1. Несовершенство, неразвитость институтов собственностив переходных экономиках, отсутствие механизмов самонастройки и компенсациисторонних воздействий позволяют государству в лице чиновничьей номенклатурыфактически сохранять полностью или частично контроль над приватизированнымиактивами.
2. Нет никаких гарантий, что вслед за юридическимизменением формы собственности на государственные активы изменятся сами собойэкономические отношения в распределении ресурсов. На самом деле регулированиересурсной базы, как правило, сохранялось в руках государства безотносительно кформе собственности на активы. И необходимы большие дополнительные усилия,чтобы действительно разделить собственность и власть после смены юридическогостатуса.
3. В трансформирующихся экономиках переход правсобственности не ведет автоматически к изменению системы управления и контроля.Опыт всех стран свидетельствует о неизбежности конфликтов по вопросампрофессионального управления и контроля между новым и старым менеджментом,внешними и внутренними инвесторами приватизированных компаний даже независимоот их размеров.
Вопрос № 14. Иностранные инвестиции. Цели, формы и методыпривлечения.
Привлечениеиностранных инвестиций в российскую экономику является одной из важнейшихзадач, которые предстоит в ближайшие годы решить экономическому руководствуРоссии. Цели:пополнение собственного капитала российских предприятий в целях долгосрочного развития путем размещения акций российских акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов; аккумулирование заемных средств российскими предприятиями для реализации конкретных проектов путем размещения среди портфельных инвесторов долговых ценных бумаг российских эмитентов; пополнение федерального и местных бюджетов субъектов Российской Федерации путем размещения среди иностранных инвесторов долговых ценных бумаг, эмитированных соответствующими органами власти; эффективная реструктуризация внешнего долга Российской Федерации путем его конвертации в государственные облигации с последующим размещением их среди зарубежных инвесторов.финансирования как конкретных проектов в сфере производства, так и бюджетной сферы (через увеличение внешнего государственного долга); существенное повышение конкурентоспособности отечественного производства путем внедрения современных технологий, привносимых иностранными инвесторами в российскую экономику (что особенно важно для экспортноориентированных отраслей); создание новых рабочих мест предприятиями с иностранными инвестициями, что способствуют повышению уровня занятости населения России и снижению социальной напряженности; конкуренция предприятий с иностранными инвестициями со “старыми” российским предприятиями на внутреннем рынке может иметь существенное значение в борьбе с монополизмом; в долгосрочной перспективе “встраивание” России в мировой цикл движения капитала будет способствовать интеграции страны в мировое хозяйство и нахождению оптимальной “ниши” во всемирном разделении труда.
Прямые — иностранный инвестор получает контроль над предприятием на территории Россииили активно участвует в управлении им;
Портфельные — участие иностранного инвестора в управлении предприятием отсутствует иливесьма пассивно (в большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынкесвободно обращающихся ценных бумаг).
Методы:привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе — путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ); регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу; привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции; создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны; привлечение (допуск) иностранных портфельных инвесторов на рынок государственных (муниципальных) облигаций внутренних займов, как правило, номинированных в национальной валюте; размещение государственных (муниципальных) облигаций, специально предназначенных для зарубежных инвесторов, на зарубежных финансовых рынках.
Вопрос № 16. Методы регулирования внешнеэкономической деятельности.
Внешнеэкономическая политика— это деятельность, регулирующая экономические отношения страны с другимигосударствами.Тарифные методы
· Таможенные тарифы на импорт – специфические (фикс. сумма с единицыизмерения); адвалорные (в видепроцента от таможенной стоимости товара); фискальный и протекционистскийхарактер.
· Тариф на экспорт – мера дляподдержания достаточного предложения на внутреннем рынке
· Таможенный союз – беспошлинная торговля или единый тариф.Нетарифные методы
· Квотирование
· Добровольные экспортные ограничения — страна– импортер устанавливает квоту, а страны – экспортеры сами берут на себяобязательства по ограничению экспорта в данную страну; вводятся либо врезультате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угрозприменить более жесткие протекционистские меры
· Экспортные субсидии — прямые(выплата дотации производителю при его выходе на внешней рынок ); косвенные ( путем льготного налогообложения,кредитования, страхования и т.п.)
· Демпинг — следствие государственнойвнешней политики, когда экспортер получает субсидию
· Международные картели
· Экономические санкции
Вопрос № 17. Фискально-бюджетная политика. Ее роль ифункции в системе государственного управления.
Фискально-бюджетнаяполитика– мероприятия государства помобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основефинансового законодательства страны.
Фискальная политика предполагаетиспользование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средствагосударственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решенияразличных социальных задач.
ДискрециональнаяФП(сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходовс целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость,инфляцию и экономический рост)
В период спада:
· увеличения государственных расходов;
· снижения налогов;
· сочетания роста государственных расходов со снижениемналогов.
В условиях инфляции:
· уменьшения государственных расходов;
· увеличения налогов;
· сочетания сокращения государственных расходов срастущим налогообложением.
Политика автоматических (встроенных) стабилизаторов (встроенные, стабилизаторы – экономический механизм,который автоматически реагирует на изменение экономического положения безнеобходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства).
Налоги
Государственный бюджет (подлежащая перераспределениючасть национального дохода. Бюджет организован в виде баланса доходов ирасходов за отчетный период.)
Дефицит бюджета и величина государственного долга — это важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной проблеметрадиционно уделяется большое внимание.
Вопрос № 18. Кредитно-денежная политика. Ее роль и функциив системе государственного управления.
Кредитно-денежнаяполитика оказывает самое непосредственное влияние на такие важнейшиемакроэкономические показатели, как ВНП, занятость и уровень цен. Рассмотримобщую схему такого воздействия.
Высшая конечная цель КДПзаключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реальногообъема ВНП. Проводником КДП является Центральный Банк страны, а объектамиявляются предложение и спрос на денежном рынке.
Инструментырегулирования денежной массы в обращении:
· операции наоткрытом рынке, т.е. на вторичном рынке казначейских ценных бумаг (Путемпокупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральныйбанк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства,либо изъять их оттуда.);
· политика учетнойставки, т.е. регулирования процента по займам коммерческих банков уцентрального банка (Учетную ставку устанавливает центральный банк. Уменьшениеее делает для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся получитькредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызываяувеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставкиделает займы невыгодными.);
· изменениенорматива обязательных резервов (если центральный банк увеличивает нормуобязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банкови к уменьшению денежного предложения; при уменьшении нормы обязательныхрезервов происходит расширение предложения денег).
Вопрос № 22. Формы и методы управления инновационными процессами в современнойэкономике.
Цели инновационной политики:
· выделение ееприоритетов, разработка механизмов их реализации;
· активизацияразвития инновационной инфраструктуры, расширение практики вторичногоиспользования в этих целях производственных площадей и ресурсов;
· ускорениепринятия закона об инновационной деятельности;
· принятие мерпо развитию финансовой системы для привлечения в инновационную областьвнебюджетных источников финансирования, оздоровление кредитной сферы, развитиевенчурных и страховых механизмов и др.
Инструментыинновационной политики государствапрограммы технологического развития, формируемые для решения задач отраслей и способствующие выявлению точек экономического роста, технологическому перевооружению тех производств, которые способны дать максимальный эффект для экономики в целом; отдельные инновационные проекты высокой степени коммерциализации, обеспечивающие экономически значимый эффект на конкретных производствах.
Прямые методы
Косвенные методыКредитные методы (преобразование кредитной и банковской систем, льготные условия кредитования) Налоговая система Амортизационная система (Повышение норм амортизации и увеличение сумм отчислений расширяет финансовые возможности предприятий и повышает их инвестиционную активность)
Вопрос № 25. Основные понятия теории эффективности
Содержаниеэффективности производства.В основе экономического прогресса лежит повышение эффективностипроизводства. Специфическое содержание эффективности в каждой системехозяйства определяется общественной формой производства, его целевойнаправленностью, своеобразием факторов и результатов производства. На всехэтапах исторического развития общество интересовал вопрос: ценой каких затрат иресурсов достигается конечный производственный результат?
Эффективностьобщественного производства —это соотношение конечного результата производства — продуктаП и затрат совокупного труда Т на его получение. Иными словами, критериемэффективности общественного производства является достижение наивысших результатовс наименьшими затратами. В наиболее общей форме эффективность общественногопроизводства можно выразить как отношение П: Т.
В национальной экономике эффективность общественногопроизводства измеряется величиной национального дохода, а по отдельнымрегионам, отраслям, объединениям и предприятиям — величиной чистой продукции,отнесенных к соответствующим затратам общественного труда, а также темпамироста этих показателей. Важным требованием эффективности общественногопроизводства является производство потребительных стоимостей, в наиболееполной мере соответствующих покачеству и составу потребностям общества. Радикальная экономическая реформа,всесторонняя демократизация общественной жизни создают предпосылки дляповышения эффективности общественного производства. Показатели эффективности. Для характеристики эффективностипроизводства применяется система показателей, таких как качество продукций,соответствие ее общественным потребностям, производительность труда, фондовооруженность, фондоотдача, фондо — и материалоемкость. Рост качествапродукции — важнейший показатель эффективности производства. Расширениевыпуска высококачественной продукции — признак интенсивного типа развития производства,характерная черта научно-технического прогресса. Эффективность производстванаходит свое отражение в достижении соответствияего результатов общественным потребностям. Главным показателемэффективности производства является производительность труда. Некоторыеэкономисты их отождествляют. Производительностьтруда выражается в количестве по-гребительныхстоимостей, произведенных в единицу времени, или величиной времени,затрачиваемого на единицу продукции. Повышение производительности труда зависитот квалификации работников, их опыта, уровня организации производства. Напроизводительность труда влияет величина и особенно качество фондовооруженноститруда. Последняя измеряется отношением стоимости фондов к затратам живого труда(численности работников). Фондо-отдача характеризует эффективность использования основныхпроизводственных фондов и измеряется количеством продукции, приходящейся наданную величину основных фондов. Фондоемкость —стоимость основных производственных фондов на единицу объема производствапродукции. Снижение фондоемкости означает рост эффективностивоспроизводства и использования основных производственных фондов. Материалоемкость — один из важныхпоказателей эффективности использования материальных ресурсов — сырья, материалов,топлива, энергии и т.д. Она определяется отношением стоимости материальныхзатрат к величине произведенной продукции.
Обобщающими показателями экономической эффективностиявляются норма прибыли и уровень рентабельности. Прибыль в рыночных условиях — главная цель предпринимательства икритерий эффективности производства. Показателем эффективности здесь выступаетнорма прибыли как отношениеполученной прибыли к затратам на производство.
Рентабельностьхарактеризует результативностьиспользования средств производства и трудовых ресурсов. Она определяется какотношение полученной предприятием прибыли к сумме основных и оборотных фондов.Управление рентабельностью (планирование, обоснование и анализ-контроль)находятся в центре экономической деятельности предприятий, работающих на рынок.
В условиях перехода к рыночной экономике изменяютсясодержание и показатели эффективности производства. Поскольку основой рыночнойэкономики и предпринимательства является прибыль, в качестве первичного хозрасчетногопоказателя экономической рентабельности выступает максимизация прибыли наединицу затрат и ресурсов при высоком качестве продукции, работ и услуг,обеспечение конкурентоспособности.
В новых условиях сохраняется и общенациональныйпоказатель эффективности: максимизация национального дохода, валовогонационального продукта на единицу затрат и ресурсов при повышающемся уровнеблагосостояния народа. Общенациональная эффективность производства зависит отэффективности производственной деятельности первичных ячеек производства(предприятия, объединения, акционерные общества, совместные предприятия). Чемэффективнее производственная деятельность первичных звеньев, тем вышеэффективность национальной экономики, тем больше у общества ресурсов для решениясоциальных и экономических задач.
Возрастает связь экономических показателей эффективностис социальными. Чем выше экономические результаты, тем выше должны быть исоциальные результаты и наоборот. Социальные результаты выражаются в такихпоказателях, как повышение уровня жизни, увеличение свободного времени,улучшение условий труда и экологической обстановки в регионе.
Пути и факторыповышения эффективности производства.Повышению эффективности общественного производстваспособствуют освоение достижений научно-технической революции, научнаяорганизация труда, рациональная система специализации и кооперирования производства,развитие инициативы и самостоятельности трудовых коллективов, структурная иорганизационная перестройка национальной экономики, совершенствование хозяйственногомеханизма, использование преимуществ международного разделения труда,совершенствование системы стимулирования и мотивации труда.
Факторами повышения эффективности общественногопроизводства можно считать научно-технические, организационно-экономические,социально-психологические и внешнеэкономические условия функционированияпроизводства.
Вопрос № 26. Затраты производства: классификация, принципы формирования и управления.
1. Материальныезатраты
- сырья и материалов;
- покупныхматериалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов;
- запасных частей;
- износаинструментов;
- работ и услугпроизводственного характера;
- транспортных услуг;
- природного сырья;
- топлива;
- покупной энергии;
- потерь отнедостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли
2. Оплата труда
3. Отчисления насоциальные нужды
4. Амортизацияосновных фондов
- линейный способ;
- способуменьшаемого остатка;
- способ списаниястоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
- способ списаниястоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг).
5. Прочие затраты
Вопрос № 28. Прибыль как экономическая категория. Классификация прибыли. Особенностиформирования и использования.
Прибыльпредставляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельностипредприятия. Экономическая прибыль — это разность между валовым доходом и экономическими издержками. Валовая прибыль характеризует конечный финансовый результатхозяйственной деятельности предприятия и представляет собой сумму прибыли отреализации товаров, основных фондов и доходов от внереализационныхопераций, уменьшенных на единицу расходов по этим операциям. Чистая прибыль — это та часть валовойприбыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль.
Правилов максимизации прибыли заключается в выборе такого объема производства иреализации товара, чтобы его цена равнялась долговременным предельнымиздержкам. — Предельные издержки представляют собой дополнительные переменныеиздержки, связанные с каждой дополнительной единицей выпуска, реализациипродукции. -Фирмы, как правило, решают задачу максимизации прибыли надолговременный период. Распределение