Реферат по предмету "Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика"


Основные положения экономической программы развития России с 2000 до 2010 года

Школа № 7             Реферат
на тему: Основныеположения экономической программы развития России с 2000 — 2010 год

                                                    Выполнил: 
                                     ученик 11«А» класса                                      
                     Костин Д. М.
                       
                                        
                                      Проверил: Есин А. Е.Рузаевка(Мордовия) 2001



Основныеположения новой экономической
программыразвития России до 2010 года

Центрстратегических разработок под руководством А. Грефа направил в правительствопроект Стратегии развития РФ до 2010 года. Россия, считают разработчикипроекта, должна ответить на те вызовы, которые стоят сегодня перед ней, и нерастерять остатки «лидерского» ресурса, а в дальнейшем — развить иприумножить его. В среднесрочной перспективе необходимо предотвратитьдальнейшее увеличение разрыва между Россией и развитыми странами, а вдолгосрочной перспективе — восстановить и упрочить позицию России как одной изстран — лидеров мирового развития. И чтобы воспользоваться «окномвозможностей», важно определить, какой путь ведет к реализации потенциалаи сбалансированному развитию. Реально возможны три варианта развития:радикальная либерализация, восстановление дирижистского социального государстваи модернизация экономики на основе либеральных принципов при сохранениизначительной
ролигосударства в реализации базовых общественных функций.
Стратегияразвития основана на третьем варианте. Сценарий модернизации, основанный навысвобождении частной
инициативы иусилении роли государства в обеспечении благоприятных условий хозяйствования,включая финансовую и социальную стабильность, балансирует элементы двух другихвариантов стратегии. В чем же преимущества выбранного пути? Вместо социальногогосударства (патернализма) и приватизации социальных функций (радикальноголиберализма) создается «субсидиарное» государство, которое обеспечиваетсоциальные гарантии в той мере, в которой общество не может этого сделать
самостоятельно.Вместо полной закрытости или открытости страны делается ставка на активнуюинтеграцию России в мировое сообщество и хозяйство при одновременной защитероссийских производителей от недобросовестной конкуренции со стороныиностранных участников рынка. Это — политика
здравогосмысла, предлагающая реальные решения соответствующих проблем с учетомсуществующих на сегодня бюджетных и общих ресурсных ограничений. Программа модернизации,таким образом, позволяет минимизировать
социальныеиздержки преобразований и отражать угрозы финансового кризиса. Именно сценариймодернизации позволит достичь цели радикального повышения уровня жизнинаселения на основе самореализации каждого

гражданина,снижения социального неравенства, сохранения независимых и культурных ценностейРоссии, восстановления экономической и политической роли страны в мировомсообществе. Эта цель и является целью стратегии развития России до 2010 года.Достижение этой цели, говорится в проекте, невозможно без раскрепощенияобщества, позволяющего включить его внутренние источники  развития. В стране должно возобладатьоптимистическое мировосприятие,
должновосстановиться практически полностью утраченное доверие между гражданами игосударством, между гражданами и бизнесом, между бизнесом и властью. Нашемуобществу необходима обновленная система ценностей, отвечающая
традициямРоссии и требованиям современности: свобода, ответственность, доверие, высокаяценность личности. Своей цели нужно добиваться за собственный счет исобственными усилиями. Путь к процветанию — добросовестный труд, честнаяконкуренция, сознательная законопослушность.
ГРЕФ ПРЕДЛАГАЕТ ПУТИНУ МОДЕРНИЗАЦИЮ ЭКОНОМИКИ

Единственныйответ на вызовы и угрозы, с которыми столкнулась российская экономика, — достижение устойчиво высоких темпов экономического роста. Это позволит решитьнакопившиеся социальные проблемы, повысить уровень благосостояния и укрепитьмеждународные позиции страны.
Дляширокомасштабной модернизации экономики необходимо создать и гарантироватьблагоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, проводитьпредсказуемую и стимулирующую рост макроэкономическую политику, осуществитьструктурную перестройку экономики. Только быстрое развитие национальногокапитала, формирование
благоприятногоделового климата, обеспечение экономической свободы, говорится в проектестратегии развития, превратят Россию в страну, привлекательную для инвестиций.Исходные условия — это утверждение прав частной собственности (прежде всего наземлю и недвижимость) и обеспечение их защиты, создание равных условийконкуренции, развитие устойчивых и эффективных финансовых институтов.Государство также должно найти оптимальный баланс во взаимоотношениях с частнымпредпринимательством, постепенно отказаться от практики избыточноговмешательства в дела бизнеса. Это позволит четко очертить сферугосударственного регулирования, повысить его эффективность. Структурнаяполитика государства будет переориентирована с оказания
поддержкинеэффективным предприятиям на развитие инфраструктуры, обеспечение мобильностирабочей силы, поддержку «новых» секторов (прежде всего инновационныхи информационных), стимулирование реструктуризации и реформированияпредприятий, естественных монополий. На структурную перестройку экономикидолжна быть нацелена и
приватизация.Государство будет также стимулировать диверсификацию экспорта с постепеннымувеличением продукции обрабатывающих отраслей, особенно высокотехнологичной.



ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

Ключевыезадачи первого этапа модернизации, который должен в основном завершиться в 2000году, — создание базовых законодательных основ, обеспечивающих новые условияхозяйствования и приведение обязательств государства в соответствие с егоресурсами.

На второмэтапе (2001-2003 годы) необходимо начать реализацию экономической политики,основанной на новых принципах (дерегулирование экономики, гарантии правсобственности и равных условий конкуренции, концентрация усилий на выполнениидругих базовых общественных функций). Инвестиционную активность государствапредлагается
сосредоточитьна обновлении всего спектра производственной инфраструктуры, а также насоздании финансовой инфраструктуры рынка, адекватной новым условиям.
Основнымфактором экономического роста на этом этапе будет развитие «новогосектора» на базе высвобождаемой предпринимательской инициативы.

Третий этап(2004-2010 годы) должен стать периодом масштабной структурной перестройкиэкономики, которая будет стимулироваться всем комплексом социально-экономическихфакторов — накоплением новых инвестиций, растущей внешней конкуренцией,созданием более эффективных механизмов перетока капитала и рабочей силы. Этотпериод будет связан с ростом покупательной способности


национальнойвалюты, переходом денежно-кредитной политики к механизмам регулированияпроцентных ставок. Доля государства в перераспределении валового внутреннегопродукта будет снижаться по мере роста экономики, обеспеченного высокойинвестиционной активностью, включая иностранные инвестиции.
КЛЮЧЕВАЯ ЗАДАЧА

Кардинальноеулучшение предпринимательского и инвестиционного климата в Россиирассматривается как ключевая задача предстоящего десятилетия, без решениякоторой модернизация и экономический рост будут невозможны.
Речь идет обулучшении общих условий хозяйствования, развитии финансовых рынков иинститутов, дерегулировании экономики. Имеется в виду коррекция формгосударственного вмешательства в экономику, отказ от избыточного
бюрократическогорегулирования и повышение эффективности
действийгосударственной власти в тех сферах, где ее участие абсолютно необходимо иэффективно. Для ослабления бюрократического давления на бизнес, повышенияуровня
экономическойсвободы всех участников хозяйственной деятельности предлагаются такие меры:снижение барьеров выхода на рынок; устранение излишнего и неэффективногоадминистративного регулирования предпринимательской деятельности; обеспечениесогласованности действий федеральных и региональных органов власти.
СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Основноенаправление — повышение конкурентных преимуществ
российскойэкономики на внутренних и внешних рынках.
Для этогопредусмотрено:
1. Содействиеповышению конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг навнутреннем и мировом рынках и обеспечение структурного маневра в сторонуувеличения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степеньюпереработки, и отраслей сферы услуг.
2. Исправлениенакопленных структурных деформаций — реструктуризация убыточного сектораэкономики, искусственно поддерживаемого системой бюджетных субсидий,невостребуемых налоговых недоимок и неплатежей естественным монополиям.

3. Завершениетрансформации малоэффективных институтов экономики (структуры госсобственности,товарных и финансовых рынков, инновационных механизмов, системыгосударственного регулирования и ряда других) в институты, отвечающиетребованиям современной рыночной экономики.
4. Ускоренноеразвитие и перестройка экономической системы,
предприятий ирынков в процессе общемировой экономической
трансформации,проходящей на базе новых информационных технологий, усиления глобальных ирегиональных интеграционных процессов.


БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ

1.Конкурентный рынок как главный регулятор экономического развития. Формированиеконкурентной среды через создание равных условий для всех хозяйствующихсубъектов.
2. Минимизацияи оптимизация государственного вмешательства в экономику. Задачей государствабудет формирование предпосылок для появления эффективного частногособственника.
3. Открытостьэкономики, которая не может быть эффективной, оставаясь вне глобальногомирового рынка. Любые меры протекционизма должны носить временный иэкономический, а не запретительный характер.
4.Либерализация экономической деятельности на микроуровне. Устранениемногочисленных ограничений и препятствий для развития бизнеса на микроуровне.Вместе с тем реальная либерализация деятельности всех субъектов рынка иснижение вмешательства государства в функционирование конкретных предприятийдолжны сопровождаться целенаправленными и
настойчивымидействиями государства по формированию стратегических направлений развитияроссийской экономики.
АКТИВНОЕ ПОЗИЦИРОВАНИЕ НА РЫНКАХ

Достижениеустойчивых темпов экономического роста при позитивных сдвигах в структуреэкономики и обеспечение роста реальных доходов населения делают возможнойстратегию структурного маневра, основанного на сценарии «активногопозицирования на рынках». Эта стратегия базируется на


постепенномизменении сложившейся структуры экономики за счет имеющихся преимуществотраслей, конкурентоспособных на мировом рынке, при последовательномраспространении импульсов роста в смежные отрасли промышленности и другиенародно-хозяйственные комплексы.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

В формефедеральных государственных унитарных предприятий ныне существует 14 тыс.предприятий, в форме учреждений — 23 тысячи. Государство является акционером в2500 акционерных обществах, где его доля превышает 25% уставного капитала. Авсего государство участвует в 3900 товариществах и обществах. В отношении 580 акционерныхобществ используется специальное право на участие Российской Федерации в их
управлении — «золотая акция». В федеральной собственности находятся 100% акций 382акционерных обществ. В 470 акционерных обществах государство владеет более 50%,еще в
1601акционерном обществе имеет 25-50% акций и менее чем 25% в 863 акционерныхобществах.
К 2004 году входе приватизации предложено сократить государственный сектор экономики до 1,5- 2,5 тысячи предприятий.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ


2000 г.

Созданиезаконодательной базы бюджетных реформ (налоговая реформа, сокращение избыточныхобязательств государства, разграничение полномочий на всех уровнях бюджетнойсистемы), инвентаризация бюджетных расходов, реализация Бюджетного кодекса,ускоренное завершение перехода на казначейскую систему

2001 г.

Трансформациясистемы социальной защиты, обеспечение прозрачности бюджетной системы,максимальная консолидация внебюджетных фондов


2002-2004 гг.

Переход кновой структуре бюджетных расходов, характеризующейся низкой долей субсидийэкономике и высоким объемом социальных обязательств

2005-2010 гг.

Переход кновому распределению полномочий бюджетов (после снижения долговой нагрузки нафедеральный бюджет), дополнительное снижение налогового бремени
Прогнозы развития

1. Добыча газадолжна возрасти на 15,9 — 10,5%, нефти — на 8,7 — 2,3 и твердых энергоносителей- на 33 — 20,4%. Производство электроэнергии потребуется увеличить на 34 — 16%.Ныне доля экспорта достигает 40% по нефти и 35% по газу. Рост экспортаэнергетических ресурсов к 2010 году прогнозируется на 19 — 15%.

2. В период2000-2002 годов среднегодовые темпы роста промышленного производства составятоколо 6-8%, топливных отраслей — до 20, отдельных отраслей машиностроения — до20, а пищевой и легкой промышленности — соответственно 7 и 11%. Важнейшаяособенность периода 2003-2007 годов — переход к непрерывному инновационномупроцессу.

 3. В 2010 году доля продукции обрабатывающихотраслей в общем объеме промышленного производства увеличится с 53% в 1999 годудо 65%, а доля продукции топливно-сырьевых отраслей сократится с 47 до 35%.

4. Реализацияпредлагаемой стратегии должна обеспечить темпы роста ВВП как минимум 5% в год всреднем на протяжении 10-летнего периода. Это позволит увеличить объем ВВПпримерно на 26-28% к 2004 году и на 70% к 2010 году (в сравнении с 1999 годом).


ОСНОВНЫЕ БЛОКИСТРАТЕГИИ

СОЦИАЛЬНАЯПОЛИТИКА

Пенсионная реформа
Реформирование образования
Стратегия реформирования здравоохранения
Политика в сфере культуры
Стратегия жилищной политики и развития
жилищно-коммунального хозяйства
Трудовые отношения и занятость населения



МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Создание благоприятного предпринимательского
и инвестиционного климата
Общие условия хозяйствования
Защита прав собственности
Выравнивание условий конкуренции
Дерегулирование экономики
Улучшение информационного обеспечения
бизнеса, реформирование бухучета и статистики
Развитие финансовых рынков и институтов
Реформирование банковской системы
Развитие фондового рынка
и инвестиционных институтов
Развитие рынка страховых услуг
СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Основные направления структурной политики (цели изадачи, основные этапы и инструменты реализации,
направления развития промышленности, инфраструктурыи сферы услуг)
Управление государственной собственностью
Инновационное развитие экономики
Развитие транспортной инфраструктуры
Реформирование естественных монополий
Развитие топливно-энергетического комплекса
Развитие оборонно-промышленного комплекса

Развитие аграрно-промышленного комплекса
Развитие рынка земли и недвижимости
Государственная внешнеэкономическая политика
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Основные направления бюджетной политики
Реформирование налоговой системы
и таможенной политики
Реформа межбюджетных отношений
Денежно-кредитная политика
Платежная система




































Использованыйисточник :



1.«Экономика и жизнь», № 24, 2000 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :