1. Основные этапы и направления развития экон. теории.
1. Физиография. XVI в. Англия, Франция. Опираясь на идеи Аристотеля иПлатона, физиографы считали, что в основе богатства страны лежит производство иобмен аграрной партии. Это, по их мнению, оправдывало феодальный труд иавтократическое управление.
2. Меркантилизм. XVII в., Англия. Меркантилисты считали, что источникомбогатства страны является торговля, в особенности внешняя. Для усилениянакопления богатства необходимо предоставлять большую свободу купцам и ограничитьвывоз золота и серебра из страны.
В 20 веке идеи меркантилизма перешли во фретейдерство(свободная торговля). Ее сторонники высказываются против различных ограниченийсвободной торговли и за отмену ряда всемирных торговых объединений.
3. Классическая политэкономия – классическая политэкономия(18 в.). В основе богатства страны лежит промышленное производство, малое вмешательствогос-ва в экономику и только собирать налоги
4. Неоклассицизм (19 век). Государству следует использоватьне только налоговые, но и денежно-кредитные инструменты регулирования экономики.
5. Маржинализм. Роль государства заключается врегулировании производственных возможностей общества, а именно предельнойполезности каждого продукта.
6. Институционализм (20 век) Государство должнорегулировать институты рынка путем регулирования прав собственности.
7. Марксизм (конец 19 в.). Капитал создается трудомнаемных рабочих и присваивается собственником капитала.
8. Кейнсианство. Рыночная экономика не способнасамостоятельно выйти из кризиса, поэтому необходимо усиление гос вмешательства.Для недопущения кризиса необходимо поддерживать совокупный спрос на постоянномуровне.
2. Предмет, цели и задачи экон. теории.
Экономика – наука об отношениях между людьми,фирмами и государством по поводу производства, распределения и потребленияразличных благ.
Экономическая теория изучает закономерности, процессыи явления, вытекающие из экономических отношений, а также сами отношения,практика же изучает результаты и характеры этого воздействия на различныхэкономических агентах (производ. сферы, соц. сферы и т.д.)
Благо – средство для удовлетворения различных потребностейлюдей. Для их удовлетворения используются экономические ресурсы: исчерпаемые(ископаемые, воздух, вода, лес) и неисчерпаемые (деньги, труд и предпринимательскаяспособность). Ограничение ресурсов порождает проблему экономического выбора:что производить, как и для чего производить. Решение этой проблемы – криваяпроизводственных возможностей.
3. Микроэкономика и макроэкономика. Методыэкономических исследований.
Микроэкономика – на уровне фирм, граждан; макроэкономика– на уровне гос-ва.
Для теоретических исследований широко используетсядиалектический метод: 1) все явления исследуются в развитии, т.е. исторически; 2) в развитии явленийвыделяются противоречия, препятствующие этому процессу и, с другой стороны,способствующие его качественному развитию; 3) научная абстракция, т.е. мысленноеотделение существенных элементов от несущественных. Инструменты диалектическогометода: анализ (разбиение целого явления на элементы – для выявления причин),синтез (мысленное воссоединение полученных рынков. Для определения последствий,т.е. для моделирования), индукция (восхождение от фактов – общейзакономерности, т.е. теория), дедукция (подведение теории под ряд фактов споследующим практическим анализом и корректировкой данной теории).
4. Потребности общества и их виды. Закон роста потребностей.
Это виды продукции, товаров, услуг, вещей, вкоторых нуждаются люди, которые они желают, стремятся иметь и потреблять,использовать. К потребностям относят не только то, что приносит пользу, крайненеобходимо для жизни, но и реальные запросы на предметы, которые могутоказаться для здоровья, но потребляются людьми в силу сложившихся привычек.Потребности разделяются на биологические и социальные (последние обусловленыобщественной природой человека). Кроме того, различают насыщаемые, имеющиечеткий предел, и ненасыщаемые потребности (образование).
5. Эконом. Ресурсы, их ограниченность и эффективность.Проблема эконом. Выбора.
Ограничение ресурсов порождает проблему экономическоговыбора: что производить, как и для чего производить. Решение этой проблемы –кривая производственных возможностей.
Аи В – два различных продукта. Совершенство технологии, ресурсообеспечение иразвитие эконом. Отношений сдвигает кривую производственных возможностей вправо.Различные варианты решения проблемы выбора порождают различные типы экономическихсистем (это совокупность отношений вэкономике, их объектов и субъектов: рыночная, командная, традиционная (решаетсявсе при помощи традиций))
6. Границы производственных возможностей.
Это график в виде линии, кривой, ограничивающейобласть производственных возможностей экономического субъекта. Внутри областипроизводственных возможностей находятся сочетание благ, товаров, которые могутбыть произведены с использованием имеющихся в наличии факторов производства(найдено в экономическом словаре).
7. Экономическая система. Типы и модели.
Экономическая система — это совокупность отношений в экономике, ихобъектов и субъектов: 1) рыночная экономика – проблемы решаются с помощьюконкуренции; 2) командная – проблемы решаются с помощью директив, приказов,властей; 3) традиционная – проблема решается на основе традиций, обычаев и т.д.
8.Общественное право: факторы, результат, стадии.
Чтобы жить, люди должны постоянно потреблять продуктыпитания, пользоваться одеждой, обувью, жильем, другими жизненными благами. Ачтобы это иметь, надо их производить. Процесс производства является основойжизни и развития человеческого общества. Т.к. производственный процесс всегдаосуществляется в обществе, производство даже отдельного ремесленника илифермера является ОБЩЕСТВЕННЫМ.
Экономическая система общества формируется наоснове общественного производства и направлена на его развитие и качественноеусовершенствование, что является базой для реализации разнообразных потребностейвсех членов общества. Производство имеет 2 важных стороны: оно одновременнопредставляет собой взаимодействие человека с природой и совокупность отношениймежду людьми. Человек для осуществленияпроизводства берет у природы материалы, использует землю, воду, атмосферу. Впроцессе производства люди также вступают в отношения между собой, решаявопросы присвоения ресурсов, организации и управления. Такие отношенияназываются ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ. Процесс производства состоит из следующих ЭЛЕМЕНТОВ:собственно труд, предметы труда и средства труда. ТРУД, или целесообразная деятельность,предполагает применение способностей и трудовых навыков людей, приложение ихфизических и умственных способностей. ПРЕДМЕТЫ ТРУДА v это все то, на чтонаправлен человеческий труд v почва, ткань, сырье, материалы. СРЕДСТВА ТРУДА vэто машины, оборудование, инструменты, с помощью которых работники воздействуютна предметы труда. К ним также относится инфраструктура v производственныездания, нефте- и газопроводы, мосты, каналы. В совокупности средства и предметытруда составляют средства производства. В процессе воспроизводства продуктпроходит следующие фазы: производство, распределение, обмен (процесс, во время которого одни продукты обмениваютсяна другие) и потребление. Все эти фазы взаимосвязаны.
9. Натуральное и товарное хозяйство. См. 1.
10. Товар и его свойства. Товар — это продукт труда, предназначенный длярынка, т.е. других членов общества, а не товаропроизводителей.
Всякий товаробладает двумя свойствами: 1) потребительная стоимость — полезность товараудовлетворять потребности членов общества. Источником потребительской стоимостиявляется конкретный труд, т.е. труд определенной направленности. Различныетовары обладают различной потребительской стоимостью. 2)Стоимость, меноваястоимость. Стоимость — количество общественно-необходимых затрат труда, воплощенныхв товаре. Источником стоимости является абстрактный труд, т.е. труд удаленныйот конкретного труда. Абстрактный труд характеризует затраты труда вообще.Меновая стоимость — определенные соотношения в обмениваемых товарах на рынке.Стоимость — внутреннее свойство товара, которое выражается на рынке, т.е. вобмене через меновую стоимость. Меновая стоимость — внешнее проявление стоимоститовара.
11.Деньги, их функции и свойства. Деньги –средство обращения, выполняющее двоякую роль в экономике: 1) средствообращения, несущее в себе определенное кол-во эквивалента стоимости всехтоваров и услуг; 2) товар, который можно купить и продать. Цена денег –процент, ставка по кредитам. Продажа денег осуществляется в виде кредитования.Сущность денег, как всеобщего товара выражается в их функциях: 1. Состоит втом, чтобы выразить стоимости товаров, т.е. эта функция выступает как мерастоимости. 2. Связанна с реальным меновым процессом, в котором деньги функционируюткак средство обращения по формуле: товар — деньги — товар. Эту функцию выполняютреальные деньги (наличные). 3. Как средство накопления и образования сокровищ.Эту функцию выполняет реальное золото, серебро, хотя на практике производителинакапливают не только золото, но и металлические, бумажные знаки денег.Происходит так же накопление сокровищ в виде предметов роскоши, изготовленныхиз золота, серебра, платины, но которые не функционируют непосредственно в видеденег. 4. Деньги как средство платежа.Это когда совершается купля товара при отсрочке на определенный срок, т.е.товара продажи в кредит. С наступлением срока должник уплачивает кредитору стоимостьтовара. В этой функции деньги используются при выплате заработной платы,пенсий, пособий, стипендий. В этой функции деньги так же функционируют приоплате всякого рода финансовых обязательств. Цена — денежное выражениестоимости. Служитдля косвенного измерения величины затраченного на производство товараобщественно-необходимого рабочего времени. Величина цены прямо пропорциональнастоимости товаров и обратно пропорциональна стоимости золота. Однако цена невсегда и не по каждому товару совпадает со стоимостью. Спрос равен предложению,а, следовательно, цена равна стоимости. Функции цены: 1) учетная — сводится кучету и измерению общественно- необходимых затрат труда в сфере производства иобращения; 2) стимулирующая — заключается в воздействии ее на темпы развития иэффективность общественного производства, на обновление ассортимента, повышениекачества продукции и т.д.; 3) распределительная — состоит в том, что с еепомощью осуществляется распределение и перераспределение совокупногообщественного продукта, национального дохода; 4) сбалансированная — проявляетсяпри сбалансировании спроса и предложения.
12. Рынок. Условия возникновения и развития.Функции и структура. Рынок — взаимодействие покупателей и продавцов, формирующее спрос ипредложение и устанавливающее цену. В процессе регулирования общественноговоспроизводства рынок выполняет шесть функций: 1) Информационная, т.е. распространение различной информации,необходимой человеку в рыночных условиях. 2) Посредническая. В условиях развитого разделения трудаэкономически обособленные производители могу обмениваться результатами своего труда. 3) Стимулированиеэффективного хозяйствования, рационального использования органическихресурсов человеком и обществом. С помощью механизма равновесных цен: а)максимально оптимально формируются структурные пропорции и объемпроизводства; б) обеспечивается рациональное распределение органических производственных ресурсов; в)вырабатываются наиболее технологические способы производства и достигаетсяминимизация издержек при высоком качестве продукции. 4) Распределения иобмена. Обеспечивается распределение иобмен между группами общества. 5) Функция пропорциональности. Рынокспособствует установлению соответствия между производством и потреблением. 6)Функция санирования. Через механизм конкурентной борьбы происходиточищение рынка от неконкурентоспособных предприятий. Формирование этого рынкаосуществляется на основе 2-х законов России: “О защите потребительского рынка”от 20.12.91г. “О защите потребителей” от 26.06.91г. Для формирования рыночнойсистемы в России необходим ряд условий и институтов: 1. Преобразование всистеме экономических отношений и образование новой системы. С 1992года в РФ был взят курс на плюрализм форм собственности. Этапы: а) ваучернаяприватизация
б) денежная приватизация 2. Обеспечение полнойнезависимости всех участников воспроизводственного процесса, действующих нарынке в сочетании с их экономической ответственностью. 3. Установление экономическойсистемы, базирующейся на экономикедоговоров, сделок между равноправными партнерами. 4. Введение свободных или мягко регулируемых цен. Существует диспропорция в соотношении розничных цен. В 1992 году былапроведена реформа, и сейчас существует три вида цен: а) устанавливаемыегосударством б) регулируемые государством в) цены свободного рынка 5.Формирование механизма эффективно действующей конкуренции. Для этоготребуется использование в определенныхсочетаниях экономических, технических и социальных предпосылок.
13. Собственность: права, виды, формы. Собственность – отношениепо поводу присвоения и отчуждения определенного объекта собственности (средствапроизводства, предметы потребления, труд работников, продукты интеллектуальноготруда). Формы собственности: 1) частная (присвоение осуществляется однимсубъектом или группой лиц); 2) общественная (присвоение осуществляется всемичленами общества); 3) трудовая (объект потребляется теми, кто его произвел); 4)нетрудовая (продукт потребляется не теми, кто его производил). Теория правсобственности получила развитие в 1960-х гг. Ее авторами были американскиеэкономисты: Коуз, Алчиан. Согласно данной теории, отношение собственностирегулируется 11 правами: 1) право владения, т.е. физического контроля надобъектом; 2) право пользования, т.е. извлечение дохода из объекта; 3) право насам доход от использования; 4) право управления; 5) право на капитальнуюценность объекта (на распоряжение его судьбой); 6) право на защиту от изъятия;7) право на завещание и наследование; 8) право на бессрочность владения; 9) ограничениена пользование во вред другим; 10) возможность изъятия объекта за счет уплатыдолга; 11) обязательство возврата объекта владельцу по истечению срокаиспользования. Два вида общей собственности: долевую и совместную. К долевойотносится собственность, при которой определена доля каждого из её участников,к совместной — собственность без определения долей.
15. Спрос. Закон и кривая спроса, факторы, влияющиена его изменение.Спрос – количество товаров и услуг, покупатели хотят купить по данной цене. Спрос бывает номинальный (потребностипокупателей) и платежеспособный (исходя из их доходов). На рисунке криваяспроса. P-цена, Q – кол-во товара, D-линия спроса. Факторы увеличения спроса: 1) ростдоходов потребителей; 2) повышение качества продукции и снижение ее цены. Законспроса: рост цен приводит к снижению величины спроса на товары при прочихравных условиях.
16. Предложение. Закон и кривая предложения,факторы, влияющие на изменение предложения. Предложение – кол-во товаров и услуг, которыепродавцы хотят продать по данной цене. На рисунке – кривая предложения. Факторыувеличения предложения: 1) внедрение новых технологий; 2) повышениепроизводительности труда. Закон предложения: с ростом цен на товарувеличивается объем предложения этого товара при прочих равных условиях.
17. Рыночное равновесие, дефицит и избыток. Рыночное равновесие – примерное равенство спросаи предложения на определенный товар в данное время и на данном рынке. Когда государстводиктует продавцам низкую цену (ниже точки равновесия), возникает дефицит, т.е.образуется определенное количество недопустимых товаров. Если продавец искусственноповышает цену выше равновесной, образуется избыток (перепроданное кол-вотоваров).
18. Эластичность спроса и предложения, варианты икоэффициенты эластичности.Эластичность – способность спроса и предложения оставаться постоянными приизменениях цены, доходов покупателей и других факторов. Виды эластичностиспроса: 1. Ценовая эластичность EPD=(∆D/D)/(∆P/P) (Е- эластичность, ∆D –абсолютное изменение спроса, ∆Р – абсолютное изменение цены, D и Р – первоначальное значение спроса и цены). 2.Эластичность спроса по доходу EID=(∆D/D)/(∆I/I) (I – доходы) 3. Перекрестная эластичность спроса EPD=(∆D1/D1)/(∆P2/P2). Коэффициент эластичности – показатель, характеризующиймеру чувствительности экономической величины по отношению к факторам, откоторых она зависит. Измеряется изменением количества экономической величины(например, величины спроса, предложения) при изменении фактора (например, цены)на единицу.
center>Граница эластичности спросаcenter>1) Для эластичности по цене и по доходу: а)0EPIDE>1– эластичный спрос. Он изменяется в большей степени, чем доходы покупателей. 2)Для перекрестной эластичности: а) 0EPID1 – товары взаимозаменяемые.
19. Конкуренция: виды и последствия, методы веденияконкурентной борьбы.Конкуренция – борьба среди продавцов или покупателей за самые выгодные условияпродаж или покупок. Виды: 1) межфирменная (за использование ограниченныхресурсов); 2) межотраслевая (между предприятиями в отрасли и между отраслями задоступ к той или иной части рынка); 3) межстрановая – между странами за доступк национальным рынкам. Формы конкуренции: 1) ценовая (путем установленияпривлекательной цены); 2) неценовая (путем расширения ассортимента, предоставлениясервиса, гарантий и т.д.).
20.Общая и предельная полезность. Ценность. Полезность– удовольствие, удовлетворение потребностей, исполнение запросов, которое получаютлюди от потребления товаров и пользования услугами. Общая полезность — это удовлетворение,которое получают от потребления определенного набора единиц товара. Предельнаяполезность — это приращение общей полезности в результате увеличения совокупностипризнаков. Ценность — это норма, понятие идеального, или должного, соотношениямежду благами в процессе обмена. В зависимости от происхождения этой нормыразличаются два вида ценности. 1. Нормативная ценность — это этически илиюридически определенная норма. Нормативная ценность — это «указная»(т. е. назначенная сверху) цена. 2. Типическая ценность — это цена, вдействительности уплачиваемая, которая сообразуется с «обычной» илифактической нормой.
21.Теория потребительского выбора. Кривая безразличия.Свое суверенное право потребитель может осуществлять только в условиях свободыпотребительского выбора. Иначе говоря, никто не должен решать за самогопотребителя, какие товары (или наборы товаров) из предлагаемых на рынке емуприобретать, а какие — нет. Кривая безразличия потребителя – кривая,построенная в координатах «количество товара А – количество товара Б», точкикоторой отражают сочетание товаров, выбираемое потребителем. Кривая отражаетвозможный набор вариантов, комбинаций этих товаров (благ), обладающиходинаковой полезностью для потребителя, вследствие чего ему безразлично, какойвыбрать набор из двух товаров, находящемся в количественном сочетании,соответствующем положению точек на кривой безразличия. Бюджетная линия – линия(кривая), точки которой соответствуют комбинации предельно возможногоколичества товаров в наборе, которые могут быть куплены исходя из ограниченногобюджета покупателя..
22.Равновесие потребителя и потребительская рента.Потребительское равновесие — ситуация, в которой потребитель не может увеличитьобщую полезность, получаемую при данном бюджете, расходуя меньше денег напокупку одного блага и больше — на покупку другого. Теория предельнойполезности утверждает, что при покупке известного количества единиц товарадалеко не всегда происходит эквивалентный (т.е. равноценный) обмен. Более того,довольно часто потребитель оказывается в выигрыше! Этот выигрыш называется«потребительской рентой», или «излишком потребителя».Какова же его природа? Дело в том, что покупатель приобретает товаропределенного вида в таком количестве, что предельная полезность последнейпокупаемой единицы, выраженная в денежной форме, равна цене товара.
23.Предприятия и фирма. Предпринимательство и его формы.Фирма – институт рынка, целью которого является получение прибыли. В процессесвоей деятельности фирма использует имеющийся у нее капитал и несет различныеиздержки. Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект с правамиюридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы,занимающийся различными видами экономической деятельности. Организационно-правовыеформы предпринимательской деятельности регламентируются российским и международнымзаконодательством, а также экономическими принципами. Различаютгосударственные, муниципальные, коллективные, индивидуальные (семейные, частные)предприятия.
ИЧП,ООО, Общество с дополнительной ответственностью, Муниципальное унитарноепредприятие (отличается от ООО главным учредителем – МУП), АО,Финансово-промышленная группа (объединение производителей продукции и еепродавцов, транспортных участников, банков).
24.Организационно-правовые формы предприятий. ОПФП- это определенные, установленные з-ном и нормами хоз-го права формыорганизации и стр-ры упр-ния. Они дают возможность чел-ку, гражданину,коллективу, обрести официальный, правовой статус хозяйствующего субъекта. Самостоятельно хозяйствующий субъект наз.предприятием, если он создан в порядке, установленным действующим законодат-воми осуществляет производство продукции, выполнение работ, оказание услуг в целяхудовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
ОПФПв целом зависят от форм собств-сти на имущественных комплекс предприятия. Т.обр., предприятия делятся на гос. (муниципальные) и частные (акционерные,кооперативные). Последние различаются в завис. от числа владельцев предпр-я, отответственности за деят-тью предпр-я, от способов вкл. капитала в общийкапитал. ИЧП основано на личной собственности граждан (одно лицо владеет иполучает весь доход и несет всю ответственность). Полное тов-щество основано надолевой собств-сти членов, и не является юр. лицом. Все члены несут полнуюответственность. Прибыль делется пропорц-но вкладам. Смешан. тов-щество(коммандитное) основано на долевой собст-сти. Оно вкл. действит. членов(комплементариев), к-рые несут полную ответств-сть, и членов-вкладчиков(коммандистов), несущих ответств-сть в пределах своего вклада. Смеш тов-во — юр. лицо. Тов-во с огр. ответ-стью (ТОО, акционерное общ-во закр. типа) — егоуставной капитал образ. только за счет вкладов учредителей. Каждый отвечает впределах своего вклада. Прибыль распред. пропорц. вкладу. Гл. особенность — запрет на продажу своих паев на открытом рынке. Акционерн. общ-во открыт. типа- денежн. средства образуется путем выпуска и продажи акций. Владельцами акциймогут быть юр. и физ. лица. Акционеры несут ответств-сть в пределах суммы своихакций. Направления и хар-р деят-ти АО м.б. различными, общей явл. цель — получ.прибыли. Объединение предпр-тий создается на основе договора (межфирм-госоглашения) в формах союза, ассоциации, концерна, межотрасл. или территор.объединений. Цель — в осуществлении дорогостоящих инвестиц. проектах, взаимномобслуживании участников ассоциации. Имущество явл. совместн. для ее членов. Концерны- это форма договорных крупных сверхобъединений обычно монопольного типа.Важнейший признак — единство собств-сти входящих в них фирм, предпр-тия,банков. Держателем контр. пакетов акций всех предпр-тий концерна явл.холдинговая компания. Мех-зм принятия решений в АО позволяет холдингу влиять нахоз., коммерч решения предпр-тий-членов концерна. холдинг направляет ихдеятельность в интересах концерна. Холдинг осуществляет централизацию и перераспределениефин средств участников концерна. Консорциумы — временное объединение предприятийобразуемые для решения конкретных задач, осуществление крупных инвестиционных,научно-технич., социал-х, экологич. проектов. Предпр-тие м.б. членом неск.консорциумов одновременно.
Хозяйств. ассоциация — объединение предпр-тия в целяхуглубления специализации и развития кооперац-х связей, организация совместнойдеятельности. Для нее характерны менее тесные связи между предприятиями,возможность одновременно быть членом сразу неск. ассоциаций, централизацияменьшего числа управленческих ф-ций, носящих сервисный хар-р.
25. Объединения предприятий (картели, синдикаты, тресты ит.д.) Картель — договорное объединение предприятий, в основе лежит соглашение о квотированииобъемов произ-ва, ценах реализации, условиях продажи, разграничении рынковсбыта. Каждое предприятие юридич. самостоятельно; Синдикат — форма договорногообъединения предприятий, предполагающая централизацию снабжения членовсиндиката и сбыта производимого ими продукта. Т. обр., устраняется конкуренциямежду его участниками в обл. сбыта и закупок сырья. Коммерческая самостоятельностьчленов синдиката утрачивается полностью, производственная — частично.Предприятие юридич. самостоятельно. Участниками синдиката м.б. не толькопредприятия, но и объединения, концерны, тресты; Тресты — форма объединенияпредприятий, при к-рой они полностью утрачивают свою юр., коммерч. и произв.самостоятельность и подчиняются единому управлению.
26. Цели функционирования прибыли. Целью функционирования фирмыявляется максимальное извлечение прибыли из деятельности. ???
27. Издерки и их классификация. Издержки – выраженные в денежнойформе затраты, обусловленные расходованием разных видов экономических ресурсов(сырья, материалов, труда и т.д.) в процессе производства и обращения продукции,товаров. Издержки бывают постоянные, переменные и предельные. Постоянные неизменяются с изменением объемов производства (зарплата управления,административные расходы, амортизация). В структуре постоянных издержкевыделяют полезные и бесполезные. Переменные издержки изменяются с изменениемобъемов производства. К ним относятся затраты на сырье, материалы, проценты покредитам, з/п производственных рабочих. Эти издержки делятся на прогрессивные,депрессивные и равномерные. Общая задача управления издержками фирмы – снижениебесполезных постоянных и прогрессивных переменных издержек. Предельные издержки– отношение приращения издержек к приращению объемов производства. Общие издержкипроизводства (сумма постоянных и переменных) неизбежно увеличиваются дакакого-то значения объемов производства, а затем уменьшаются (эффект масштаба).
28. Издержки в краткосрочном периоде. Графики издержек. Краткосрочным периодом называюттакой временной отрезок, в течение которого фирма не в состоянии изменить своипроизводственные мощности. Влиять на ход и результативность производства онаможет лишь путём изменения интенсивности использования своих мощностей. Постоянныеиздержки TFC — это такие издержки, величина которых не изменяется в зависимостиот изменения объёма производства. Наличие таких издержек объясняется самимсуществованием некоторых производственных факторов, поэтому они имеют местодаже тогда, когда фирма ничего не производит. На графикепостоянные издержки изображаются горизонтальной линией, расположенной параллельнооси абсцисс (рис. 1). К постоянным издержкам относят затраты на оплату трудауправленческого персонала, рентные платежи, страховые взносы, отчисления наамортизацию зданий и оборудования. Переменные издержки TVC — это издержки,величина которых изменяется в зависимости от изменения объёма производства. Кним относят затраты на оплату труда, приобретение сырья, топлива,вспомогательных материалов, оплата транспортных услуг, соответствующиесоциальные отчисления и т.п. Переменные издержки увеличиваются по мере роставыпуска продукции. Однако здесь прослеживается одна закономерность: вначалерост переменных издержек в расчёте на единицу прироста продукции идёт замедленнымитемпами, затем они растут всё возрастающими темпами. Здесь начинает сказыватьсязакон убывающей отдачи.
29. Издержки в долгосрочном периоде.Эффект масштаба. График.Долгосрочный период — такойвременной отрезок, в течение которого фирма в состоянии изменитьколичество всех используемых ресурсов, включая и производственные мощности. Вто же время этот период по своей продолжительности должен быть достаточен длятого, чтобы одни фирмы смогли покинуть данную отрасль, а другие, наоборот,войти в неё. Эффект масштаба: общие издержки (сумма постоянных и переменныхиздержек) увеличиваются до какого-то значения объемов производства, а затем уменьшаются.
33. Монополия и ее виды. Монопольная власть и ее показатели. Монополия – состояние рынка,при котором на нем присутствует один или несколько крупных продавцов. Товарявляется уникальным. Барьеры входа и выхода с рынка высокие (лицензионные, капитальные,информационные). Пути образования монополий: 1) естественный – возникает приразработке уникальных природных месторождений и при эксплуатации дорогостоящихсетевых конструкций (ж/д и т.п.) РАО «ЕЭС», «ГАЗПРОМ». Гос. регулирование естественныхмонополий регламентировано законом об естественных монополиях и обант