СОДЕРЖАНИЕ
Введение..................................................................................................................................... 2
Глава 1. Малое предприятие в рыночной экономике ....................................................... 4
1.1. Понятие и признакималого предприятия.................................................................. 4
1.2. Место малогопредпринимательства в экономике промышленно развитых
стран...................................................................................................................................... 6
1.3.Организационно-правовые формы малого предприятия..........................................8
1.4. Системагосударственной поддержки и регулирования малого
предпринимательства.......................................................................................................... 11
1.5. Преимущества инедостатки малого бизнеса............................................................. 13
Глава 2. Практические аспекты развития малогопредпринимательства в Республике Башкортостан на примере г. Салавата ................................................................................ 15
2.1. Развитие малого предпринимательства в г. Салават..............................................15
2.2.Показатели развития малых предприятий в г.Салават ........................................... 19
Заключение................................................................................................................................. 22
Список использованной литературы.....................................................................................23
Введение.
В Федеральном законе РФ «Огосударственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»говорится, что настоящий закон направлен на реализацию установленногоКонституцией Российской Федерации права граждан на свободное использованиесвоих способностей и имущества для осуществления предпринимательской или иной,не запрещенной законом экономической деятельности. Этим положением устанавливаетсяэкономическая и социальная роль малого предпринимательства.
Постоянный поиск топоявляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывноеприспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.
Для экономики в целомдеятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости.По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страныприспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейсяна начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитиесектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризацииобщества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства странык рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малоепредпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические,социальные, научно-технические проблемы.
Анализ экономическойлитературы и фактических статистических данных о деятельности субъектов малогопредпринимательства убедительно свидетельствует об усилении роли малыхпредприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивостьмалых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий,развитой инфраструктуре и государственной поддержке, малое предпринимательствоявляется важным фактором решения экономических, социальных задач, а такжезанятости населения. Как правило, развитие малого предпринимательства являетсяусловием решения следующих проблем:
· формированиеконкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшемуудовлетворению потребностей населения и общества;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Все эти и другие, экономические и социальные функциималого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейшихгосударственных задач, делают его неотъемлемой частою реформирования экономикиРоссии.
Все вышесказанное подтверждает актуальность проблемы ипослужило основанием для выбора мной темы курсовой работы.
1. Малоепредприятие в рыночной экономике.
1.1 Понятие и признаки малого предприятия.
Как следует из самогоопределения, «малое предпринимательство» — это предпринимательская деятельность,осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленныхзаконами, государственными органами или другими представительными организациямикритериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия.
По даннымМирового банка, общее число показателей, по которым предприятие относится ксубъектам малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее частоприменяемыми критериями являются следующие:
· средняячисленность занятых на предприятии работников,
· ежегодныйоборот, полученный предприятием, как правило, за год,
· величинаактивов.
Однако почти во всехразвитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малогопредпринимательства является численность работающих. Приведем критерии отнесенияпредприятий к субъектам малого предпринимательства, которые применяются встранах с развитой рыночной экономикой. Так, в Великобритании, например, отнесениепредприятий к малым основывается на данных оборота и численности занятых. Кмельчайшим относятся фирмы с числом занятых от 1 до 24 человек, к мелким — от24 до 99 человек. При этом в обрабатывающей промышленности малым считаетсяпредприятие с занятостью ниже 200 человек, в то время как в розничной торговле- это предприятия с оборотом не выше 400 000 фунтов стерлингов. Согласно Законуо компаниях, в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум изследующих критериев:
·
·
·
Во Франции малымисчитаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 человеки годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итоговогобаланса, ниже 200.000.000 франков. Причем в различных отраслях экономики размерфирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленностифирмы с занятостью свыше 200 человек считаются крупными, то в отрасли,производящей оборудование, фирмы с занятостью до 500 человек относятся к категориималых предприятий.
В Швеции к малым и среднимпредприятиям относятся предприятия с численностью до 200 чел. Однако дляклассификации малых и средних предприятий применяются и следующие показатели:
·
·
·
·
·
В российской практикесуществование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот периодк числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее числоежегодно занятых не превышало 100 чел.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О государственнойподдержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г.№ 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческиеорганизации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации,субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций(объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля,принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектамималого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численностьработников за отчетный период не превышает предельных уровней:
·
·
·
·
·
·
·
·
В Федеральном Законе РФ «О государственной поддержкемалого предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что подсубъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица,занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридическоголица.
В соответствии с законодательством средняя за отчетный период численностьработающих малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в томчисле работающих по договорам гражданско-правового характера и посовместительству с учетом реально отработанного времени, а также работниковпредставительств, филиалов и других подразделений указанного юридического лица.
1.2 Место малого предпринимательства в экономикепромышленно развитых стран.
Малое предпринимательствоиграет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни развитыхстран.
Так, в США в 1986-1990 гг.небольшие фирмы производили более 40 % валового национального продукта иполовину валового продукта частного сектора.
В отдельных сферахэкономики малые предприятия доминируют. Так, на их долю оптовой торговлеприходится — 86 % валового продукта частного сектора, в сфере обслуживания — 81%, в строительстве — 80 %, в финансовой сфере — 60 %, в розничной торговле — 55%, в обрабатывающей промышленности — 21%.
На малые фирмы в указанныйпериод приходилась почти половина всех занятых в частном секторе: 12 млн. чел.- в сфере обслуживания; 10,1 — в розничной торговле; 4,4 — в оптовой; 8 — вобрабатывающей промышленности; 4,3 — в строительстве; 2 — на транспорте; 0,5 — в добывающей промышленности; 0,8 — в сельском хозяйстве; 3,2 млн. чел.было занято финансовой деятельностью.
Особо важную роль малыйбизнес играет в решении проблем занятости: в 80-е годы 80 % всех новых рабочихмест были созданы мелкими фирмами. Более 100 млн. американцев прямо иликосвенно зарабатывают средства к существованию благодаря малому предпринимательству.Государство же получает миллиардные суммы доходов в виде налогов на прибыльмелких фирм.
Процесс развертывания малых предприятий тесно связан с отраслевой спецификойи экономическими механизмами, действующими в той или иной стране. По этойпричине при оперировании цифровыми показателями и сравнении опыта развитыхкапиталистических стран с процессом формирования малой экономики в Россииследует помнить о различиях в уровнях развития институциональной и производственнойинфраструктур, в отраслевой структуре национального хозяйства, т.е. необходимоучитывать социокультурные особенности используемого опыта.
Национальные особенностиоказывают значительное влияние на процесс включения малых и средних фирм впроизводственные структуры. В западноевропейских источниках выделяетсянесколько видов такого включения.
В Германии 2 млн. мелких исредних фирм производят до 50 % ВВП и обеспечивают 66 % занятости. Эти фирмы неуступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях.Государство поощряет частные банки на расширении возможностей финансированиямелких и средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развитию.
В Италии малые и средниекомпании, число которых превышает средние показатели по ЕС, образуют основуобновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечитьвысокий уровень конкурентоспособности экспортной продукции.
Во Франции малые и средниефирмы чаще всего встречаются в аграрно-продовольственном секторе, подрядныхработах, в издательском деле, авиа- и судостроении.
В Португалии малые исредние фирмы производят основную массу промышленной продукции. Уже в 1982 г.компании с числом занятых менее 10 чел. составляли здесь 70 % всех промышленныхкомпании, а фирмы с числом занятых 500 чел. — лишь 0,4 %.
В пределах одной страны наотраслевую структуру малого предпринимательства оказывают влияние региональныеособенности развития экономики. Так, например, в Италии действуют три различныерегиональные экономические модели.
Первая сложилась на Северо-западе страны, центрами которого являютсятакие крупные города, как Милан, Турин, Генуя. Для этого региона характернообилие крупных промышленных предприятий, специализирующихся на массовомпроизводстве или непрерывных технологических процессах. Соответственно здесьразвитие малых и средних предприятий подчинено крупной промышленности. Растущеевзаимодействие малых и крупных предприятий затрагивает не только самопроизводство. Оно охватывает все виды деятельности, обслуживающиепромышленность – финансовую и технологические сферы, проектирование иинновации, снабжение и сбыт.
Второй экономическийрегион Италии — Северо-восточный и Центральный районы, включая области Тоскана(Флоренция), Эмилия — Романья и Венето. В этом регионе малые и средниепредприятия развивались автономно. Промышленные зоны, в которых располагаютсясотни и тысячи мелких предприятий традиционных для Италии производств (керамическаяплитка, одежда, обувь, трикотаж и т.п.), высоко специализированы.
Третья экономическаямодель сложилась на Юге Италии — на территории от Неаполя до Сицилии, гдетрадиционно низкий уровень экономического развития и социальная несбалансированностьв значительной степени сохраняются и поныне. Попытки правительства провестииндустриализацию региона путем строительства государственных предприятий ипривлечения сюда частного капитала не дали желаемого результата. Постояннаямиграция молодых и наиболее энергичных людей в другие области страны препятствуетразвитию малого бизнеса.
Таким образом, становление и развитие различных форм предпринимательстваво многом — следствие специфических особенностей регионов. Наряду с этимжизнеспособность малых предприятий обеспечивается в первую очередь социальной иинституциональной структурой общества. Как свидетельствует опыт той же Италии,малое предпринимательство обусловлено социальной организацией общества, поэтомунадежды на возможность построения системы устойчивого развития малого исреднего бизнеса с помощью лишь экономических мер воздействия недостаточны
1.3Организационно-правовые формы малого предприятия.
В соответствии сзаконодательством малые предприятия как субъекты малого предпринимательства неявляются особой организационно-правовой формой, так как ведущим критериемотнесения предприятий (организации) к субъектам малого предпринимательстваявляется средняя численность работников за отчетный период.
Субъектами малогопредпринимательства могут быть граждане (физические) и юридические лица.
Физические лица (граждане)могут быть участниками малого предпринимательства как непосредственнофизические лица, участвующие в создании хозяйственных обществ, и как физическиелица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образованияюридического лица, являющиеся учредителями хозяйственных товариществ и обществ.
Юридические лица,являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме:
·
·
·
Основнымиорганизационно-правовыми субъектами малого предпринимательства являются хозяйственныетоварищества и общества, функционирующие в различных отраслях экономики.
Основнымиорганизационно-правовыми формами субъектов малого предпринимательства являютсяхозяйственные товарищества и общества:
·
·
· общества с ограниченнойответственностью,
·
Ниже приводится краткаяхарактеристика отдельных организационно-правовых форм коммерческих организациикак субъектов предпринимательской деятельности.
Полным товариществомпризнается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии сзаключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностьюот имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам,принадлежащим им имуществом (ст. 69 ГК РФ).
Важной особенностьюполного товарищества является положение о том, что его участники солидарнонесут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствамтоварищества, а участник полного товарищества, не являющийся его учредителем, наравнес другими участниками отвечает по обязательствам, возникшим до его вступления вполное товарищество.
Полное товарищество неиграет существенной роли в экономике. По данным Госкомстата РФ, на 1 января1998 г. функционировало всего 2899 полных товариществ, что составляет 0,32 %всех хозяйственных товариществ и обществ.
Товариществом на вере(коммандитным) признается товарищество, в котором наряду с участниками,осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность иотвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами),имеется один или несколько участников вкладчиков (коммандитистов), которыенесут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенныхими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательскойдеятельности.
Участниками товарищества на вере могут быть в качестве полных товарищейиндивидуальные предприниматели или коммерческие организации, а в качестве вкладчиков- граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местногосамоуправления не вправе выступать вкладчиками товарищества на вере, если иноене предусмотрено законом, однако финансируемые собственниками учреждения могутбыть вкладчиками в товариществе на вере с разрешения собственника, если иное неустановлено законом.
Обществом с ограниченнойответственностью (ООО) признается учрежденное одним или несколькими лицамиобщество, уставный капитал которого разделен на доли определенныхучредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностьюне отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностьюобщества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества,внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствамв пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.Учредителями (участниками) общества с ограниченной ответственностью могут бытьграждане и юридические лица. Государственные органы и органы местногосамоуправления не вправе выступать участниками ООО, если иное не установленозаконом.
Важное значение дляуспешного функционирования ООО имеет формирование уставного капитала, которыйсоставляется из стоимости вкладов его участников; он определяет минимальныйразмер имущества общества, гарантирующего интересы кредиторов. Размер уставногокапитала не может быть менее суммы, определенной законодательством.
Акционерным обществом (АО)признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен наопределенное число акций, удовлетворяющих обязательственные права участниковобщества (акционеров) по отношению к обществу.
В соответствии сзаконодательством акционерное общество может быть открытым и закрытым, чтодолжно отражаться в уставе АО и фирменном наименовании. Акционеры открытогоакционерного общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласиядругих акционеров этого АО. Открытое АО имеет право проводить открытую подпискуна выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу. Закрытым акционернымобществом признается общество, акции которого распределяются только среди егоучредителей или иного, заранее определенного круга лиц. Закрытые АО не имеютправа проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции или иным образомпредлагать их для приобретения неограниченному числу лиц.
Высшим органом управленияакционерного общества является общее собрание акционеров, которое должнопроводиться ежегодно (годовое общее собрание акционеров).
Анализируя гражданскоезаконодательство и практику функционирования субъектов рыночной экономики вотдельных развитых странах, можно привести следующие организационно-правовыеформы субъектов малого и среднего предпринимательства (табл. 1).Таблица 1.3.1Основные организационные формы субъектов малого бизнеса.
Страна
Организационно-правовые формы предприятий
Великобритания
индивидуальное предприятие ассоциированные владельцы компании с ограниченной ответственностью
Франция
индивидуальное предприятие акционерная компания товарищество с ограниченной ответственностью
США
единоличное владение товарищество корпорация
Германия
индивидуальная трудовая деятельность партнерство (общее и ограниченное) малые акционерные общества
Как видно из таблицы, наиболее распространеннойорганизационной формой малого предпринимательства является индивидуальноепредприятие. С введением в действие первой части ГК РФ индивидуальные(семейные) частные предприятия (ИЧП) в России не создаются.
Как показывает практика,преимуществами этой организационно-правовой формы коммерческих организацийявляются:
·
·
·
Но наряду с достоинствами этой организационнойформы ей свойственны и недостатки, к которым относятся:
·
·
·
·
·
·
1.4 Система господдержки и регулирования малогопредпринимательства.
Как показывает мировая иотечественная практика, малое и среднее предпринимательство, учитывая егохарактерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороныорганов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередьнеобходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малогопредпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативныхактов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъектымалого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формойпредпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц.Одновременно идет создание инфраструктуры малого предпринимательства иобъединения предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системеподдержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитнойподдержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов,оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства.
В соответствии сзаконодательством финансово-кредитная поддержка малого предпринимательстваосуществляется федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства, фондамисубъектов РФ и муниципальными фондами с привлечением заинтересованныхорганизаций. Финансовое обеспечение фондами государственных и муниципальныхпрограмм поддержки малого предпринимательства организуется ежегодно за счетбюджетов всех уровней, а также средств, поступающих от приватизациигосударственного и муниципального имущества, доходов от собственнойдеятельности фондов, добровольных взносов физических и юридических лиц, в томчисле иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также попроцентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.
Фонды поддержки малогопредпринимательства всех уровней осуществляют следующие мероприятия пофинансированию субъектов малого предпринимательства:
·
·
·
·
·
·
1.5 Преимущества инедостатки малого бизнеса.
Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворениепотребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольшихпредприятий. Высокие темпы внедрения нововведении, мобильность технологическихизменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, остраяценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а сдругой — к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества,возможность для государства получать большие средства в форме налоговыхпоступлений — все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.
Индивидуальную частную легко учредить, так как это не вызываетпрактически никаких юридических и бюрократических препятствий и связанных сними расходов.
Частный предприниматель – сам себе хозяин и пользуется значительнойсвободой действий. Получаемый частным предпринимателем доход зависит отуспешной деятельности его предприятия, и это дает мощный стимул вести делаэффективно.
Однако, анализируя предпринимательскуюсреду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малогопредпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государстваи многих субъектов Российской Федерации.
Во-первых, сложнаяэкономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, разрыв хозяйственныхсвязей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок,слабая правовая защищенность предпринимателей.
Во-вторых, низкий уровеньорганизационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствиеделовой должной этики, хозяйственной культуры, как в малом бизнесе, так и вгосударственном секторе.
В-третьих, негативноеотношение определенной части населения, связывающей предпринимательствонапрямую только с посредничеством, куплей-продажей.
В-четвертых,неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательствана региональном уровне.
В-пятых, слабость действия механизма государственнойподдержки малого предпринимательства.
Сложившаясяэкономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство повсем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производстваставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе в первуюочередь оказываются предприятия, функционирующие в сфере производства товаров ибытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и др.,стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственныепредприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрываютстимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательскийнастрой. Обобщая данные социологических опросов, в аналитическом докладе,подготовленном Российской ассоциацией развития малого предпринимательства на тему:«Малый бизнес России. Проблемы и перспективы», сформулированы основные проблемычастного бизнеса в нашей стране:
·
·
·
·
· трудности с арендой; разрывэкономических связей; недостаток информации;
·
·
·
2. Практическиеаспекты развития малого предпринимательства
вРеспублике Башкортостан на примере г. Салавата.
2.1Развитиемалого предпринимательства в г. Салават.
Развитие предпринимательства в городе Салават берет свое начало с 1987года.
За короткий срок в городе было создано 900 кооперативов, большинство изних объединились в городскую ассоциацию, и тогда впервые в России в Салаватебыл проведен съезд кооператоров России.
В целях повышения эффективности развития предпринимательства мэромгорода утверждена «Программа государственной поддержки малого и среднегопредпринимательства в городе Салават на 1998-2000 годы».
Принятые в рамках постановлений и программы меры в значительной степениспособствовали активизации деятельности предпринимательских структур города.Если в 1997 году количество малых и средних предприятий уменьшилось посравнению с предыдущим годом на 198 единиц, то в 1998 году отмечено увеличениеих количества на 333 единицы. За три года прирост составил 1005 предприятий. На01.01.00г. число зарегистрированных предприятий малого и среднего бизнесасоставляет 6487. В то же время в сравнении с 1.01.98г. число предпринимателейбез образования юридического лица увеличилось к 1.01.00г. с 19643 до 26561.
На сегодняшний день львиная доля предприятий — около 60 % — заняты торгово-посредническойдеятельностью, 14% — промышленным производством, 10 % — строительством, 8 % — сервисом.
Если доля поступлений в бюджетгорода от предприятий малого и среднего бизнеса в 1994г. составляла 11% ичисленность работающих на них — 19,5 тыс. человек, то в 2000г. доля малого исреднего предпринимательства в секторе экономики города составляет 30%, ачисленность работающих на предприятиях малого и среднего бизнеса — около 70тысяч человек это 33% работающего населения города.
Было принято постановление от 16.02.1998г. № 334 «О мерах по дальнейшемуразвитию предпринимательства в городе Салават», в соответствии с которым,начато предоставление льгот по уплате налогов в бюджет города различнымкатегориям действующих предприятий на 1 год, а вновь созданным предприятияммалого и среднего бизнеса на первые три года их работы, независимо от видадеятельности, а также их освобождение от единовременной платы за землю.
Гибкая система предоставления налоговых льгот распространилась и на некоторыеубыточные предприятия, которые подлежат оздоровлению, а также для решающих проблемузанятости молодежи, инвалидов, матерей-одиночек, многодетных матерей и другихкатегорий населения, нуждающихся в социальной защите. Всего за 1996-98гг. былопредоставлено льгот 446-ти вновь созданным предприятиям на сумму 12256,3 тыс.руб.Таблица 2.1.1.Льготы, предоставленные субъектам малого предпринимательства г. Салават за периодс 1998г. по 2000г.
1998
1999
200
Итог
Количество вновь зарегистрированных предприятии
519
659
369
1547
Количество предприятий, получивших льготы
73
181
192
446
Сумма льгот, тыс. руб.
200,000
5147,300
6909,900
12256,3
Количество рабочих мест, созданных по условиям предоставления льгот
967
1527
4521
7015
Кроме средств местного бюджета было выделено 1,5 млрд. рублей в 2000г.Республиканским Фондом финансовой поддержки предпринимательствапредпринимателям города, хотя в последующие годы такой помощи не было оказано.Поэтому мэрией города выделено 10 млн. руб. бюджетных средств в качестве товарногокредита и отработан механизм его предоставления через городской фонд финансовойподдержки малого предпринимательства для инвестирования бизнес проектовпредприятий малого и среднего бизнеса.
Кроме того, администрация города предоставляет льготы предпринимателямбез образования юридического лица. В республике принято решение олицензировании данной деятельности, а в Салавате предприниматели уступают 50 %стоимости лицензии, благодаря чему в городе появилось около 23000предпринимателей без образования юридического лица.
В 2000г. предпринимательскими структурами выпущено продукции и оказаноуслуг на 3050,1 млн. рублей, что составляет 101% к уровню прошлого года. В томчисле в промышленности выпущено продукции на 700 млн. рублей, или 14% от общегообъема промышленной продукции по городу. В строительстве выполнено подрядныхработ на 163,9 млн. рублей, или 21,7%от общего объема подрядных работ по городу. В торговле реализованотоваров на 1518,2 млн. рублей или 47,4% от общего объема товарооборота по городу.В прочих отраслях — 668 млн. рублей, или 39,5% от общего объема оказанных услугпо городу.
За эти годы созданы:
1. Городской фонд финансовой поддержки малого предпринимательства,зарегистрированный постановлениеммэрагорода № 1652/5 от 16.09.2000г.
Фонд создан для финансированиямероприятий по развитию малого предпринимательства и инвестирования наконкурсной основе проектов, разработанных предпринимателями. Фонд являетсянекоммерческой организацией.
2.Региональное представительство Фонда НИОКР, созданное Постановлением ГосударственногоКомитета РБ по управлению государственным имуществом № 195 от 29.07.1999г.
3.Научно-производственное некоммерческое партнерство «Технопарк», созданное в1996г. постановлением мэра города №2533/4 от 20.11.1996г.
Основные направления работы регионального представительства Фонда НИОКРи НПНП «Технопарк»:
· реализацияпрограммы обучения по организации НИОКР руководителей предприятий, бухгалтерови ответственных за НИОКР;
· подготовкаспециалистов по разработке бизнес-планов;
· созданиебазы данных по инновациям;
· участие вработ