--PAGE_BREAK--ГЛАВА 3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В каждом государстве существует своя налоговая система, под которой понимается совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы и принципы построения налогов. Это общее правило. Национальные налоговые системы отличаются по структуре налогов, их количеству и методам изъятия налогов. Налоговая система Республики Беларусь закреплена в основном налоговом Законе Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» от 20 декабря 2000 г.
Согласно ст.3 данного Закона в РБ установлены следующие виды общегосударственных налогов и сборов:
1. Налог на добавленную стоимость;
2. Акцизы;
3. Налог на прибыль и доходы, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности;
4. Налог за пользование природными ресурсами (экологический налог);
5. Налог на недвижимость;
6. Налог на экспорт и импорт;
7. Земельный налог (плата за землю);
8. Налог на топливо;
9. Транзитный налог;
10.Государственная пошлина и сборы;
11.Подоходный налог с физических лиц.
Кроме того, в Республике могут устанавливаться местные налоги и сборы, а также образовываться внебюджетные фонды с обязательным отчислением в них определённых платежей.
В налоговую систему входят не только непосредственно налоги, но и сборы, пошлины, обязательные отчисления. К сожалению, законодательство не дает определения понятию «обязательные отчисления». Однако с налогами их объединяет то, что они вводятся законами, обязательны для уплаты, зачисляются в бюджет или внебюджетные фонды. Контроль за их уплатой, применение экономических санкций возложены на налоговые органы. Таким образом, у них имеется ряд общих признаков, что позволяет объединить их в налоговую систему государства.
Налоговая система Республики Беларусь строится, исходя из общих для всех национальных налоговых систем принципов, но с учетом экономических и политических особенностей, присущих белорусскому государству.
Таким образом, налоговая система Республики Беларусь представляет собой совокупность государственных и местных налогов, сборов и иных обязательных отчислений, зачисляемых в государственные денежные фонды, а также законодательно определенный порядок установления, введения налогов, права и обязанности участников налоговых отношений.
Налоговая система РБ закреплена в основном налоговом Законе Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» от 20 декабря 2000г. Таким образом, налоговая система Республики Беларусь представляет собой совокупность государственных и местных налогов, сборов и иных обязательных отчислений, зачисляемых в государственные денежные фонды и законодательно определенный порядок установления, введения налогов, права и обязанности участников налоговых отношений. Одним из основных видов налогов, оказывающим действенное влияние на предприятия, является налог на прибыль. Этот налог направлен на повышение эффективности производства, соизмерение затрат с полученной выручкой. В бюджете Республики на 2009 год на долю поступлений от налога на доходы и прибыль приходилось 10,88% (2881434572,6 тыс. руб.)[1].
Плательщиками налога на прибыль являются предприятия, объединения, организации, их филиалы и представительства, отделения и другие обособленные подразделения, осуществляющие хозяйственную и коммерческую деятельность на территории Республики Беларусь, независимо от подчиненности и форм собственности.
Налогом на прибыль облагается балансовая прибыль предприятия, состоящая из прибыли от реализации продукции (работ, услуг), иных материальных ценностей (включая основные фонды) и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Ставка налога на прибыль с момента его введения менялась несколько раз и в настоящее время установлена в размере 24 процентов.
Налогом на доходыоблагаются дивиденды и приравненные к ним доходы.
Дивидендом для целей налогообложения признается часть прибыли предприятия, хозяйственного общества или хозяйственного объединения, выплачиваемая соответственно собственнику (собственникам) данного предприятия либо участникам хозяйственного общества или хозяйстенного объединения в связи с правом собственности на имущество предприятия либо участием в хозяйственном обществе или хозяйственном объединении, за некоторыми исключениями. Дивиденды и приравненные к ним доходы, начисленные предприятием, облагаются по ставке 15 процентов. Налог взимается у источника дохода.
Порядок взимания налога на прибыль и налога на доходы регулируется Законом «О налогах на прибыль и доходы»от 6.04.2005г. [5].
Наибольший удельный вес в доходах бюджета занимает налог на добавленную стоимость (НДС). В бюджете Республики на 2009 год на его долю приходилось 30,97% всех доходных поступлений [1]. Его плательщиками являются все юридические лица, в том числе и иностранные, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Республики Беларусь. С 1994 г. плательщиками этого налога стали физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Налог на добавленную стоимость был введен в Республике с 1992 г. и стал своего рода преемником существовавших до него в хронологической последовательности налога с оборота и налога с продаж. До 1999 г. в республике использовался так называемый «гибридный» метод исчисления этого налога. Один порядок распространялся на внутри республиканский оборот, второй — на импорт.
Начиная с 2000 г. введен новый порядок, соответствующий используемому в большинстве стран. Объектом налогообложения признаются реализация товаров на территории Республики Беларусь, за пределами республики и ввоз товаров на таможенную территорию белорусского государства. На данный момент НДС находится в пределах от 0% (Применение нулевой ставки означает полное освобождение от налога оборотов по реализации товаров (работ, услуг) путем вычета (зачета, возмещения) сумм налога, уплаченных при приобретении объектов, использованных для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом по нулевой ставке, если иное не предусмотрено законодательством), 10%, 20%.
Осуществляя производство и реализацию товаров, а также их перемещение через таможенную границу Беларуси, субъекты хозяйствования в установленных в законодательстве случаях уплачивают в бюджет акцизы. Это — также косвенный налог, который занимает значительную долю в бюджетных поступлениях (13,1 в 2009 г.). Его плательщиками являются предприятия, производящие продукцию, на которую установлены ставки акцизов, а также ввозящие товары, которые по белорусскому законодательству относятся к подакцизным. Ставки акцизов устанавливаются в процентах к выручке от реализации подакцизных товаров и на сегодняшний день равна 5%. Размер ставок — величина непостоянная.
С целью рационального пользования природных ресурсов и борьбы с загрязнением окружающей среды во многих странах мира введены специальные налоги. Республика Беларусь не богата природными ископаемыми. Негативное воздействие на ее экологию оказала Чернобыльская катастрофа. Введение в республике налога за пользование природными ресурсами (экологического налога) способствует рационализации природопользования, мобилизации средств на охрану окружающей среды [6, ст.57]. Плательщиками налога являются предприятия и частные предприниматели, деятельность которых связана с добычей природных ископаемых и выбросами загрязняющих веществ. Фактические объемы добытых ресурсов и выброшенных загрязняющих веществ являются объектом обложения. Налог зависит от класса опасности веществ. С 1.07.2005 налог на выбросы отравляющих веществ в атмосферу составляет от 170000 до 3000000 рублей за тонну.
Ориентация экономики республики на осуществление различных форм собственности создала объективную основу для введения в перечень объектов обложения недвижимости. Плательщиками налога являются юридические и физические лица [7, ст.59]. Объектом обложения у юридических лиц является остаточная стоимость основных производственных и непроизводственных фондов, у физических — стоимость принадлежащих им зданий. Годовая процентная ставка для юридических лиц установлена в размере 1 процента.
В целях стимулирования рационального использования земель, выравнивания условий осуществления хозяйственной деятельности на землях различного качества и аккумуляции средств и финансирования затрат по обустройству земель введен земельный налог [2, ст.49]. Его, как и налог на недвижимость, уплачивают юридические и физические лица. На земельные участки, в зависимости от их расположения и целей, для которых они отведены, установлено несколько ставок земельного налога. Размер ставки зависит от кадастровой оценки земли. При отсутствии такой оценки налог начисляется по средним ставкам, установленным по административным районам, исходя из средних показателей плодородия земель.
Учитывая необходимость финансирования расходов по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в Республике Беларусь введён Чрезвычайный налог. Следует отметить, что, начиная с 2001 года данный налог объединён в единый платёж с обязательными отчислениями в государственный фонд содействия занятости. и общий размер данного единого платежа на 7.02.2005 установлен в размере 4 процентов от фонда заработной платы. В момент же введения ставка чрезвычайного налога составляла 18 процентов. От уплаты этого налога освобождаются бюджетные учреждения, а также социально-культурные учреждения, находящиеся на балансе предприятий и содержащиеся за счет прибыли, остающейся в их распоряжении.
Только физические лица являются плательщиками подоходного налога [4, ст.79]. Налог с заработной палаты уплачивают все граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства. Объектом обложения выступают доходы в денежной и натуральной формах.
Для целей налогообложения выделяются несколько групп налогоплательщиков и объектов обложения. Основными из них являются суммы заработков, получаемых гражданами за выполнение трудовых обязанностей, и приравненных к ним доходов. Так с 1.04.2005 подоходный налог колеблется от 9% до 30%, в зависимости от совокупного годового дохода.
Система налогов в Республике Беларусь подчинена интересам государства, заинтересованного в реализации как фискальной, так и стимулирующей функцией налогов. Манипулирование налоговыми ставками, введение одних и отмена других налогов — это обычная практика, присущая многим странам.
Декретом Президента Республики Беларусь от 1 декабря 1998 г. № 21 «О мерах по упорядочению игорного бизнеса в Республике Беларусь» введен налог на игорный бизнес [9, ст.853]. Плательщиками этого налога являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом на основании специального разрешения Ставки налога дифференцированные, зависящие от вида объекта обложения и объема игрового оборота. Уплата налога производится ежемесячно.
Декретом Президента от 23.04.2000 г. № 19 «Об установлении налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности» также введен налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности [10, ст.1/289]. Плательщиками данного налога признаются организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению лотерей. Объектом обложения является доходы от организации и проведения лотерей. Налоговая ставка 8 процентов. Налоговый период устанавливается на каждый календарный месяц.
Реакцией государства на утечку капиталов за границу стало введение в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 17 от 14.01.2003 г. оффшорного сбора [11, ст.1/930]. Плательщиками сбора выступают белорусские предприятия и индивидуальные предприниматели. Оффшорный сбор исчисляется и уплачивается резидентами Республики Беларусь в иностранной валюте, в которой осуществляется платеж, или в белорусских рублях по курсу Национального банка Республики Беларусь по ставке 15 процентов.
Подводя итог, следует повторить, что налоговая система Республики Беларусь представляет собой совокупность государственных и местных налогов, сборов и иных обязательных отчислений, зачисляемых в государственные денежные фонды, а также законодательно определенный порядок установления, введения налогов, права и обязанности участников налоговых отношений. Налоговая система Республики Беларусь закреплена в основном налоговом Законе Республики Беларусь. Одним из основных видов налогов, оказывающим действенное влияние на предприятия, является налог на прибыль и НДС.
ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Отказ от принципов административного управления и переход к рыночной экономике выдвигает на первый план проблему налогового регулирования экономических процессов. Все это потребовало внесения существенных изменений в налоговое законодательство и в налоговую систему.
Несомненным достижением проведенных преобразований было придание процессу налогообложения законодательного характера. Начальные основы налогового права были закреплены в Законе «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», который установил круг налогоплательщиков, их права, обязанности и меру ответственности, виды общегосударственных налогов и сборов, сроки и порядок их уплаты и зачисления в бюджет, предоставления льгот, регламентировал работу налоговых органов.
По достоинству оценивая проведенную в этом направлении работу, нельзя не отметить, что разработка налогового законодательства проводилась в спешном порядке, без серьезных обоснований и перспективных прогнозов. Только этим, а ничем иным можно объяснить введение налогов «однодневок», их отмену и введение некоторых из них вновь (сбор на содержание государственной пожарной службы, отчисление на медицинское страхование, налог на превышение расходов над нормируемой величиной оплаты труда, пятипроцентный налог на прибыль от товарооборота, налог на топливо, который вначале был заменен акцизным налогом, а в 1999 году введен вновь и т.д.) [23, с.31].
Как результат всего этого, запутанность налоговой системы, ее неэффективность и сложность, частые изменения и поправки. Трудно подсчитать, сколько раз вносились изменения и дополнения в методику исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и акцизы. Свыше 60% субъектов хозяйствования, а по отдельным формам собственности более 80% допускает неточности в исчислении налогов. Трудно заподозрить всех этих главных бухгалтеров в умышленном нарушении налогового законодательства.
Результатом отсутствия целенаправленной и последовательной работы в области налогообложения явился отказ в 2000 году от внедрения, казалось бы, уже решенного зачетного метода исчисления налога на добавленную стоимость.
Налицо стремление высших органов власти и государственного управления не столько к расширению налоговой базы путем стимулирования развития производства и предпринимательства, сколько к сбалансированности бюджета. Фискальная функция налогов явно превалирует над экономической, о чем свидетельствуют чрезмерно высокие ставки по ряду налогов. Так, первоначально ставка налога на добавленную стоимость была установлена на уровне 28%, чрезвычайного налога для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС -18%, налога на недвижимость для государственных предприятий — 5%, налога на незавершенное строительство — 10%, максимальная ставка акцизного налога составляла 88%. Многократность обложения отдельных объектов различными налогами и сборами делает ее громоздкой, сложной и непонятной для налогоплательщиков [23, с.32].
Отсутствие явных результатов в налоговых преобразованиях некоторые экономисты и официальные органы пытаются объяснить «новизной» налоговых преобразований, переходом к налоговой системе. История же свидетельствует об обратном. Налоги появляются вместе с возникновением государства, поскольку оно без них существовать не может, как и работник без заработной платы.
Преобразование налоговой системы в первые годы шло в трех основных направлениях. Первое из них — организация строжайшего учета и контроля в деле взимания установленных ранее прямых налогов (подоходного, единовременного налога на прибыль и др.). Второе — широкое использование «единовременных чрезвычайных налогов». Третье направление — перестройка системы косвенных налогов.
Множественность платежей, многократность их изъятия создавали трудности в финансовом планировании. Требовалась коренная перестройка существовавших форм финансовых отношений предприятий с бюджетом, которая бы позволила значительно упростить сложившуюся систему платежей и повысить ее эффективность.
Не следует преувеличивать и «новизну» налоговой системы Республики Беларусь. Как говорилось выше, многие из нынешних налогов имеют давнюю историю, повторяя ранее взимаемые налоговые платежи с некоторыми модификациями. Акцентируя внимание на новизну налоговой системы, ее авторы заранее приучают нас к мысли о том, что в новом деле неизбежны недостатки и упущения
Таким образом, можно выделить следующие основные недостатки налогообложения в Республике Беларусь:
1. Круг налогов и неналоговых платежей, подлежащих уплате в бюджет предприятиями и организациями, достаточно широк (более 15). Факты свидетельствуют о том, что социальные последствия налоговых преобразований заранее не просчитываются, что ведет к усилению социальной напряженности в обществе.
2. Резкое увеличение налоговых платежей. Налоги спонтанно возникают, затем отменяются или заменяются новыми и возникают снова.
3. Нестабильность налоговых правил, лишающая налогоплательщиков возможностей прогнозировать перспективы развития бизнеса и ориентирующая их на получение только быстрых результатов от вложения капитала. Таким образом, сложные экономические и социальные проблемы мы пытаемся решать кавалерийским наскоком.
4. Нет четкого критерия отнесения одних налогов на себестоимость продукции или издержки обращения и уплаты других за счет прибыли. В результате включения налогов в себестоимость, она деформируется и в таком виде воспринимается как предельные издержки, формирующие минимальную цену. Ускоренный рост себестоимости и цен вследствие необоснованных налогов делает неконкурентоспособной продукцию многих наших предприятий на внешнем рынке и недоступной для внутреннего потребления. Производитель же теряет ориентацию в действительных издержках прибыли, в структуре затрат и направлениях поиска резервов их снижения, а процесс формирования прибыли остается закрытым как для самого производителя, так и для контролера.
5. Различна база, используемая в налогообложении. В одних случаях это добавленная стоимость, сумма дохода, величина прибыли, в других — остаточная стоимость основных фондов. Непонятно, почему налоги, начисляемые на заработную плату, взимаются по факту ее начисления и поступают в бюджет, даже если выплата заработка работникам задерживается из-за отсутствия у предприятия средств. Аналогичная ситуация и с уплатой субъектами хозяйствования налога на недвижимость. Источником его взимания служит прибыль, однако, он взимается в бюджет и при убытках.
6. Множественность нормативных актов, регулирующих налогообложение в Республике Беларусь. (На сегодняшний день их общее число составляет около 300).
Таким образом, подводя итог, можно утверждать, что действующая в Беларуси система налогообложения обладает ярко выраженной фискальной функцией, роль регулирующей функции значительно принижена.
Для развития отечественной экономики, на мой взгляд, необходимо проведение такой налоговой политики, которая бы способствовала созданию благоприятных условий для повышения эффективности производства.
Поставленная цель может быть реализована в трёх направлениях:
1. Достижение стабильности и определённости налоговой системы. Данное направление предполагает справедливость, ясность, стабильность и предсказуемость фискальных условий хозяйственной деятельности на основе:
Ø Определения исчерпывающего перечня налогов и сборов (в том числе местных), а также их предельные ставки;
Ø Упрощения правил определения налоговых платежей, установления системы единого налога за осуществление всех видов деятельности индивидуальными предпринимателями (физическими лицами);
2. Второе направление касается формирования фискальных стимулов и предполагает осуществление следующих мероприятий:
Ø Введение рыночного механизма налогообложения недвижимости, обеспечивающего зависимость размеров платежей от доходности её использования;
Ø За счёт сокращения налоговых льгот снизить ставку налога на прибыль для предприятий;
Ø Перенос налогового бремени со сферы производства в сферу обращения, как это практикуется в странах развитой рыночной экономики.
3. Третье направление налоговой политики проводится в сфере повышения собираемости налогов. Необходимо запланировать проведение следующих мер:
Ø Сокращения налоговых льгот, определения исчерпывающего перечня условий, при которых возможно их предоставление (к примеру, установить, что льготы предоставляются при условии полной уплаты налогов в предыдущем году);
Ø Усиление контроля и ответственности за неполное отражение в бухгалтерской отчётности операций по наличному денежному обращению;
Ø Выявление и ликвидация фирм – «однодневок», а также усиление ответственности за создание предпринимательских структур подобного типа [15, с.70].
продолжение
--PAGE_BREAK--