Реферат по предмету "Экономическая теория"


Государственное регулирование экономики России 2

--PAGE_BREAK--
2.4) Основные сферы государственного вмешательства.

         

           Теперь поподробнее рассмотрим основные сферы вмешательства государства в экономику. Этот вопрос кратко затрагивался в обзоре этих сфер.

          Внешнеэкономическое регулировании.

Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсеналсредств внешнеэкономического регулирования.

Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др.

Однако имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия на хозяйственные связи с заграницей. Это, в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно — технического и административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования и репатриации, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных межгосударственных объединениях.

Общественные товары (общественные блага).  

          Классическим примером блага служит маяк. Подобный вид услуг называется государственным. Рыночная система не в состоянии производить подобные услуги. Выгоды от общественных благ достаются обществу.

Предоставляемые государством общественные товары (public goods) призваны удовлетворять коллективные потребности, которые невозможно измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может дать рынок. В отличие от общественных, товары, на которые спрос выражается в денежной форме и может быть удовлетворен рынком, называются частными. Общественные товары имеют определенную региональную структуру: национальная оборона распространяется на все население страны, республиканский парламент обслуживает граждан данной республики, городской водопровод – жителей города и т.д.

Свойства общественных товаров:

1) потребляются коллективно, сообща;

2) не могут быть исключены из потребления. Если хотя бы один член общества участвует в потреблении общественного товара, все остальные граждане делают то же самое, даже в тех случаях, когда они этого не хотят;

3) их предложение обеспечивается государством;

4) государству неизвестны индивидуальные потребности в общественных товарах;

5) индивидуальное потребление общественного товара не наносит ущерба интересам других потребителей, иными словами, объемы индивидуального потребления общественного товара равны между собой и равны совокупному его предложению

          Из концепции общественных товаров экономисты сделали следующие выводы для экономической политики государства:

1) поскольку гражданин страны покупает общественный товар по цене, равной налогу, то необходимо поддержание равновесия между доходами бюджета, формируемыми из налогов, и его расходами;

2) структура бюджетных расходов должна соответствовать структуре спроса на общественные товары;


3) с увеличением или уменьшением спектра общественных товаров должен соответственно увеличиваться или уменьшаться государственный бюджет.


Распределение ресурсов на общественные товары.

          В условиях, когда рыночная система не выделяет ресурсы на производство общественных благ (товаров и услуг), а у государства их недостаточно, то общественные товары приобретаются через посредство правительства на основе групповых или коллективных решений. Эти групповые решения, принимаемые на политической арене, служат дополнением к решениям домохозяйств и предприятий

          Внешние эффекты.

          Внешние эффекты можно классифицировать следующим образом: по источникам возникновения – на производственные и потребительские; по объектам воздействия – производство и потребление. Кроме того, каждый эффект характеризуется знаком – положительным или отрицательным. Таким образом, возможны восемь основных типов внешних эффектов.

          Государство, выполняя свою функцию, выявляет внешние эффекты; измеряет их в денежной форме; принимает решения, компенсирующие несовершенство рыночной системы. За этим следует немедленная реакция хозяйствующих субъектов и изменение макроэкономических параметров (перераспределение ресурсов, изменение структуры цен и др.). В оптимальном варианте государственные решения, регулирующие внешние эффекты, не должны ущемлять индивидуальные экономические интересы, так как они лишь дают денежную оценку уже случившемуся увеличению рыночных (частных) затрат или доходу.

          Предложения экономистов по регулированию внешних эффектов сводятся к следующему:

1) введение специальных налогов, которые вместе с субсидиями из государственного бюджета позволят перераспределять средства в пользу пострадавших от внешних эффектов;

2) установление с помощью государства цен, учитывающих внешние эффекты.


Это расширяет экономические функции государства и отвечает условиям свободной конкуренции.

          Перераспределение ресурсов. 

          Экономистам известны два случая резкого нарушения функционирования рынка, связанные с распределением ресурсов. Это ситуации, когда рыночная система либо (1) производила «не те» количества определенных товаров и услуг, либо (2) оказалась не в состоянии вообще выделить какие бы то ни было ресурсы на производство товаров и услуг, выпуск которых экономически оправдан. Первый случай связан с переливами ресурсов, или побочными эффектами, другой — с государственными, или социальными, благами.

 Переливы ресурсов, или побочные эффекты. Что это значит? Оптимальный объем ресурсов должен распределяться на производство каждого из множества товаров и услуг. Вывод же о том, что конкурентные рынки автоматически делают распределение эффективным, является неверным. На самом деле присутствуют допущения о том, что не существует переливов, или побочных эффектов, связанных с производством или потреблением всякого товара или услуги.

          Когда производство или потребление товара порождает некомпенсируемые издержки у какой-нибудь третьей стороны, тогда возникают издержки перелива. В качестве примера здесь можно привести случай, когда предприятие загрязняет окружающую среду (например, реку). В этом случае часть издержек предприятия несут купальщики, рыбаки и т. д. Предприятие несет издержки намного меньшие, чем все издержки, связанные с производством  данного товара, повышает предложение своего товара, получает большую прибыль, привлекает больше ресурсов для расширения своего производства. Возникает нелогичное распределение ресурсов.

          Государственная политика перераспределения доходов.

          Распределение доходов в рыночной экономике не гарантирует каждому человеку приемлемые уровень дохода независимо от наличия у него фактора производства и итогов экономической деятельности. В этом состоит некая социальная “несправедливость” рынка. Государство, принимая на себя значительную долю ответственности за соблюдение неотъемлемого права человека на достойную жизнь, организует перераспределение доходов. Но, вторгаясь в сферу распределения доходов, государство ни в коем случае не должно добиваться уравнивания доходов. Неравенство доходов – обязательное условие эффективного функционирования рыночной системы, только оно способно создать действенные мотивы к труду и инвестированию.

          Активность государства в перераспределении доходов можно оценить объемом и динамикой его социальных расходов, осуществляемых главным образом через центральный и местные бюджеты.

          Поскольку социальный критерий – наделение каждого доходом, обеспечивающим достойную жизнь независимо от результатов хозяйственной деятельности, — допускает различные толкования, то правомерен вопрос о пределах государственного регулирования. Но невозможно четко, с использованием количественных показателей, очертить минимальные и максимальные границы участия государства в перераспределении доходов. Возможны лишь качественные ориентиры.

          Минимальная граница подвижна, на нее влияют текущее состояние экономики, уровень жизни в стране, определяющий потребительские стереотипы, модель регулирования экономики. Большую роль здесь играет понимание людьми понятия достойная жизнь и его критериев.

          Максимально допустимая граница, через которую государству не следует переступать при любой модели рыночной экономики, — одна из самых трудных проблем в современном рыночном хозяйстве, — далека от удовлетворительного решения. Вот некоторые положения, очерчивающие верхний предел:

1) размеры социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми возможностями государства, его бюджетом. Если социальные выплаты превращаются в один из факторов бюджетного дефицита и инфляции, то перераспределение заменяется инфляционным повышением номинальных доходов.

2) размеры налогов не должны подрывать экономические стимулы владельцев факторов производства. Выполняя свои обязательства перед населением, государство должно действовать предельно осторожно, не допуская чрезмерного налогообложения, снижающего эффективность экономики.

          Более того, когда непомерные социальные расходы влекут за собой повышение уровня налогообложения, то возникает макроэкономический эффект, связанный с дефицитом сбережений. Нарушается макроэкономическое равновесие инвестиций и сбережений на товарных рынках, ограничиваются возможности расширения производства.

3) при определении объемов и сроков выплат социальных пособий необходимо учитывать негативные эффекты, которые могут деформировать рынок рабочей силы и рыночный механизм в целом (например, при помощи безработным следует установить такой объем пособий и сроки выплат, чтобы не ослабить у них стремления к поиску рабочих мест).

          Перераспределение доходов осуществляется прямыми  и косвенными методами.

          Прямые каналы перераспределения идут от бюджета. Государство, взимая налоги, аккумулирует средства в бюджете, (доходная часть), чтобы затем использовать их (расходная часть) на социальные программы, пособия выплаты и т. п.

          К косвенным методам перераспределения доходов в рыночной экономике можно отнести благотворительные фонды, льготное налогообложение неимущих слоев населения, предоставление бесплатных услуг государственного образования и здравоохранения малообеспеченным, государственный контроль цен на монопольных рынках и иные способы. Благотворительные фонды имеют бесспорное преимущество перед остальными способами, т. к. полностью согласуются с господствующим в рыночной экономике принципом рационального поведения: решение богатого поделиться с бедным продиктовано лишь его желанием, а не навязано извне. В свою очередь, государство освобождает от налогообложения доходы, идущие на благотворительные цели.

          Государственное регулирование рынка труда.

          Существует два подхода к регулированию рынка труда: кейнсианский и монетаристский. Рассмотрим каждый из них.

          Английский экономист А. У. Филлипс (Phillips A. U.) указал на существование некой зависимости между темпами роста номинальной заработной платы (W) и уровнем безработицы (U). Исследуя эту зависимость, он получил кривую, названную впоследствии кривой Филипса (см. рис. 1).  Надо, однако, отметить, что в долгосрочном периоде форма кривой Филипса не имеет универсального характера, то есть в долгосрочном периоде эта зависимость не сохраняется.    Классическая кривая

                                    Филипса не получила практического

W                                 распространения, поскольку темп 

                                    роста номинальной заработной платы

                             не входит в разряд основных целей

                             экономической политики и указанную

                             зависимость невозможно использовать

W= f(U)                 для оптимизации политических

                             решений.

  Е                                  П. Сэмюэльсон и Р. Солоу до-

PE                                 казали, что темп роста номинальной

                       U    заработной платы можно заменить на       

    UE  G                          темп роста цен (P) и привести              

 рис. 1                    кривую к виду P=h(U). Таким образом, они получили зависимость между темпами роста цен и уровнем безработицы.

Они же дали кейнсианскую трактовку кривой Филипса. В последнее время кривая подверглась многократным проверкам, в результате которых было установлено, что кривая Филипса достоверно описывает только краткосрочную динамику инфляции и безработицы, измеряемую текущимипоказателями. 

По кейнсианской теории инфляция выступает как плата за низкую безработицу и высокую занятость. Выбор определенной комбинации темпа инфляции и безработицы зависит от основной цели экономической политики, задаваемой кривой государственного предпочтения GG (см. рис.1). Точка касания краткосрочной кривой Филлипса и кривой государственного предпочтения (точка Е) и дает оптимальные значения темпа инфляции РЕ и безработицы UE. Задача государства состоит в том, чтобы, основываясь на своих предпочтениях, перевести экономику в положение, характеризуемое точкой Е, используя для этого бюджетные, налоговые и денежные инструменты экономической политики.

Монетаристы подвергли всю неокейнсианскую версию кривой Филлипса сомнению. Они подчеркивали краткосрочность кейнсианской интерпретации и указывали на игнорирование Дж. М. Кейнсом случайного характера инфляции и ее восприятие субъектами экономики, что также немаловажно. Они ввели понятие ожидаемого темпа инфляции, который представляет собой оценку различными субъектами развития инфляции в будущем, их прогноз.

Монетаристы выделили точку, в которой достигнут естественный уровень безработицы. Это значит, что государству надо полностью прекратить макроэкономическое регулирование занятости, дать ей возможность совершать рыночные колебания, при необходимости корректируя их микроэкономическими методами. Главной заботой государства становится поддержание темпа роста цен на сравнительно низком уровне посредством правильной денежной политики.

Монетаристы выделили, что, пытаясь установить полную занятость, государство в состоянии добиться лишь кратковременного снижения уровня безработицы, за которым последует немедленный его рост. Однако даже этот результат приходится оплачивать нарастающим темпом инфляции.
Таким образом, можно утверждать, что в каких бы формах ни выступала экономическая политика, направленная на поддержание искусственно низкой безработицы, она, в конечном счете, обязательно оборачивается стагфляцией.

Если же безработица превышает естественный уровень, то необходимо вмешательство государства, деятельность которого развивается по двум основным направлениям.

Первое направление – регулирование уровня и продолжительности безработицы. Задача государства заключается в том, чтобы снизить безработицу до естественного уровня. Вторгаясь в область занятости, оно вправе пользоваться такими методами, которые, сохраняя свою высокую эффективность, одновременно являются нейтральными по отношению к инфляции или вызывают минимальные инфляционные экономические последствия. Хорошие результаты дают целевые программы, как регионального характера, так и облегчающие трудоустройство определенных социальных групп (например, молодежи). К тому же все они инфляционно нейтральны.

Второе направление – социальная защита безработных. От государства потребуется немалая осмотрительность в определении форм и размеров социальной защиты, а также способов ее распределения. Социальная политика даст определенный эффект, если будет строиться на реальных возможностях экономики. Государственная социальная помощь должна быть избирательной и распределяться в зависимости от того, к какой группе безработных принадлежит претендент на ее получение. В первую очередь стоит позаботиться о потерявших рабочее место не по своей воле или вынужденно.

Антимонопольная политика.

Монополизм порожден рынком, но монополизм и рынок – противоположные понятия. Монополизм разрушает экономику, вызывает рост цен при сохранении качества, замедляет научно — технический прогресс. Рассмотрим основные принципы антимонопольной политики:

1) Изучение рынков, выявление среди них конкурентных и монопольных. Для выяснения степени монополизации рынка можно использовать, например, показатель, характеризующий долю четырех крупнейших корпораций в общем объеме предложения продукции. Если показатель превышает 60%, то рынок считается монополизированным, если меньше 20%, то рынок не монополизирован.

2) Дифференцированный подход к монопольным рынкам. Антимонопольная политика не должна направляться против монополизма вообще.Конечная цель антимонопольной политики состоит в том, чтобы в экономике осталась только зона естественной монополии.

3) Выявление зоны естественной монополии, в принципе не подлежащей демонополизации. В частности, для эффективного управления  технологическими олигополиями нужны преимущественно административные методы, включая текущее и перспективное планирование производства и инвестиций, контроль над ценами, качеством продукции и т. д. Вмешательство государства в научно — техническую монополию должно быть минимальным и ограничиваться введением правовых норм, благоприятствующих свободному обмену научно — технической информацией как внутри отдельных стран, так и между ними. Что касается государственной монополии в отношении товаров неэластичного спроса, то государство национализирует их производства, устанавливает административный контроль над ценами, фиксированные ставки акцизного налога и пр.

4) Выявление монополий, в отношении которых государство проводит жесткую антимонопольную политику. Государство стремится допустить превращения крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма. Государство контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из них признается законным и допустимым.

          Пока существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять без государственного, преимущественно  административного, контроля. Экономические регуляторы малоэффективны, ибо на их применение монополия отреагирует дальнейшим повышением цен и свертыванием производства, решая свои проблемы за счет потребителя. Имея дело с монополиями необходимо одновременно контролировать и регулировать цену, количество и качество продукции. Контроль какого — то одного из этих параметров при свободном формировании других не даст желаемого результата. Государство, защищая интересы граждан, вправе снимать административный контроль лишь по мере демонополизации рынков.

5) Сочетание антимонопольной политики, правовых норм (антимонопольного законодательства) и организационного механизма, обеспечивающего их реализацию.

          Антиинфляционная политика.

          Цель антиинфляционной политики состоит в том, чтобы установить над инфляцией надежный контроль и удержать сравнительно невысокий темп роста цен. Для этого разработан и проверен на практике комплекс действенных мер антиинфляционного регулирования. Бороться можно лишь с открытой инфляцией. Подавленная инфляция не оставляет государству иного выбора, кроме переключения ее на открытый режим.

          Какие же действия государства можно отнести к антиинфляционным? Так, различные формы правоинфляционных компенсаций и иные способы социальной зашиты населения, воздействуют не на причины инфляции, а на ее последствия и от нее не спасают. Не правомерно причислять к антиинфляционному регулированию и административный контроль цен. Административные методы должны воздействовать непосредственно на устойчивое неравновесие рынков (предложение и спрос) либо на механизм инфляции. Это и есть критерий, по которому антиинфляционные меры можно отличить от всех остальных.

          Различают антиинфляционные стратегию, соединяющую цели и методы долговременного характера, и тактику, которая дает результаты в краткосрочном периоде времени.

          Важнейшие задачи антиинфляционной стратегии:

1) Стратегия гашения инфляционных ожиданийпредполагает изменение психологии потребителей, избавление их от страха перед обесценением сбережений, предотвращение нагнетания текущего спроса. Это возможно при выполнении двух условий.

          Во — первых, всемерное укрепление механизмов рыночной системы, которые способны снизить цены или хотя бы замедлить их рост.

          Во — вторых, существование правительства национального согласия, пользующегося доверием большинства граждан и проводящего антиинфляционную политику.

2) Стратегия ограничения денежной массыоснована на жестких лимитах ее ежегодного прироста. Этот показатель определяется в соответствии с уравнением долгосрочного равновесия денежного рынка и складывается из долгосрочного темпа роста реального продукта и такого уровня инфляции, который правительство считает приемлемым и обязуется контролировать. Для того чтобы денежная политика была действительно антиинфляционной, указанный лимит надо удерживать в течение продолжительного времени независимо от состояния бюджета, интенсивности инвестиционного процесса, уровня безработицы и т. д. В инфляционной экономике денежная политика должна играть решающую роль. Осуществление антиинфляционной политики предполагает также и наличие современной банковской системы, причем Центральный Банк (ЦБ) независим от исполнительной власти.

          Нужно иметь в виду, что каждый успех денежной стратегии служит условием ее дальнейшего эффективного осуществления, то есть представляет собой самоусиливающийся процесс.

3) Стратегическая задача сокращения бюджетного дефицитаможет решаться двумя путями: увеличением доходов и уменьшением расходов государства. Это можно осуществить разными путями: совершенствование налоговой системы, краткосрочный рост налогов, и т. д. Но главный принцип сокращения бюджетных расходов состоит в следующем: постепенное уменьшение финансирования тех видов деятельности государства, которые можно передать рынку. Речь идет о прекращении чрезмерного вмешательства государства в инвестиционный процесс и уменьшении объема бюджетных капиталовложений, отмене необоснованных дотаций и субсидий и т. д.

4) Национальная антиинфляционная стратегия должна быть настроена так, чтобы свести к минимуму воздействие на экономику со стороны внешних инфляционных импульсов.

          Тактические методы антиинфляционной политики не рассчитаны на устранение причин инфляции и демонтаж ее механизмов, они носят чрезвычайный характер и направлены на ослабление инфляции. Антиинфляционная тактика даст максимальный результат, воздействуя на инфляционный разрыв между спросом и предложением, если она поможет увеличить предложение без соответствующего повышения спроса, либо будет способствовать снижению текущего спроса без воздействия на предложение. 

1) Краткосрочные резервы роста предложения:

  а) государственная поддержка повышения товарности экономики (льготное налогообложение предприятий, продающих побочные продукты производства и услуг, банков, обрабатывающих коммерческую информацию и торгующих ею и т. д.);

  б) поддержка формирования новых рынков, особенно в тех секторах экономики, где совершается переход от натурального к товарному производству (мировой рынок информационных услуг);

  в) разумно организованная приватизация собственности (она ведет к ослаблению напряжения в расходной части бюджета, что способствует преодолению дефицита);

  г) массированный потребительский импорт и частичная реализация государственных стратегических запасов;

2) Снижение текущего спроса:

  а) повышение ставки процента по вкладам (процент по вкладам должен быть не меньше суммы текущего темпа роста цен и уровня адаптивных инфляционных ожиданий);

  б) повышение процента по государственным облигациям, распространение акционерной формы собственности, приватизация, продажа земли;

  в) для понижения уровня ликвидности сбережений  практикуется установление повышенной нормы процента по срочным вкладам (а также другие приемы для удержания депозитов в банковской сфере;

  г) денежная реформа конфискационного типа (нацелена на экспроприацию части принадлежащих населению доходов и снижение текущего спроса);

  д) повышение курса национальной валюты.

          Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях, в разных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет изменятся место того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в конкретный период.
         
                               
                                     

2.5) Разгосударствление и его формы.

          Разгосударствление — это максимально возможное сокращение деятельности государства в тех сферах, где регулирующая роль государства чрезмерно велика, а регулирующий потенциал рынка  востребован не полностью. Таким образом становятся свободными для рыночной экономики те сферы, которые до этого были под полным контролем государства. Однако разгосударствление не тождественно полному уходу государства из экономики. Так, сужение сферы государственного предпринимательства сопровождается развитием налоговых, кредитно — денежных и иных методов государственного регулирования. Современное рыночное хозяйство остается регулируемым: государство меняет лишь формы своей деятельности, стараясь лучше приспособится к требованиям рынка.

Для бывших социалистических стран ныне предстоит огромная работа по трансформации сверхмонополистических структур в конкурентные предпринимательские образования. Этот процесс, получивший название «разгосударствление», очень даже не прост. Он труден и длителен. Именно на активизацию этого процесса и был направлен закон Союза СССР «Об ограничении монополистической деятельности СССР» (июль 1991 г.). В Законе четко проводится идея о необходимости конкуренции, ее защиты и поощрения. Так, в документе отмечается: «Запрещаются действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, если они имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции или реализации законных интересов других хозяйствующих субъектов или потребителей».

Как следует из мирового опыта, хорошо себя зарекомендовали четыре способа разгосударствления.

1) Приватизация собственности. При этом приватизация не обязательно должна быть стопроцентной, нередко экономически целесообразно сохранить за государством часть акционерного капитала ранее ему принадлежавших предприятий.

2) Либерализация рынков. Государство идет на снижение или отмену барьеров, препятствующих доступу новых конкурентов, стимулирует диверсификацию производства и продаж, поощряет малый бизнес, заполняющий рыночные ниши, ослабляет таможенные ограничения, облегчающие поступление импортных товаров, — все это делает рынки более свободными.

3) Оздоровление государственного сектора. Имеется в виду постепенная ликвидация нерыночной обстановки, в которой пребывают его предприятия: сокращение бюджетных поступлений, отмена налоговых льгот и т. п. Эти действия повышают конкурентоспособность государственных предприятий, подготавливая их к разгосударствлению.

4) Создание смешанных предприятий. Для стимулирования их возникновения и расширения сферы деятельности используют льготное налогообложение, особый режим кредитования.

          На практике наблюдаются комбинации различных способов, однако главными считаются приватизация и либерализация рынков. Рассмотрим их поподробнее.

          При либерализации государственное предприятие теряет власть над рынком, который превращается из монопольного в конкурентный. Либерализация рынков означает разгосударствление без приватизации. Либерализация цен вызывает два эффекта – демонополизацию и относительное сокращение сферы государственного предпринимательства. В этом ее преимущество перед приватизацией, ничего не меняющей в структуре рынков.

          Однако уприватизации свои преимущества.

          Во — первых, она дает собственности реального хозяина, что позволяет включить рыночные механизмы.

          Во — вторых, она сопровождается значительным ростом предложения акций приватизируемых государственных предприятий на финансовых рынках. Это ведет к увеличению предложения, не влекущего за собой расширения спроса 

          В — третьих, приватизация обладает противоинфляционным эффектом. Появление на финансовом рынке акций приватизируемых предприятий берет на себя часть свободных средств.

          В — четвертых, приватизация существенно ослабляет финансовое напряжение в расходной части бюджета, а продажа государственных предприятий приносит в доходную часть существенную добавку.

          Для успешного проведения приватизации необходимо выполнение ряда условий.

1) Существование субъектов государственной собственности (учреждений, которые по закону имеют право продавать и покупать акции государственных предприятий – холдинговых компаний).

2) Существование развитой рыночной инфраструктуры (в частности, необходимо наличие фондовых бирж).

3) Достаточная емкость фондовых рынков.

4) Распределение приватизируемой собственности.

5) Оптимальное распределение полномочий между центральными и местными органами государственной власти, которое исключало бы блокирование последними национальных программ приватизации. 

6) Создание правовой основы приватизации.

          В условиях современной рыночной экономики приватизация государственной собственности не является самоцелью или воплощением идеологических симпатий или антипатий. Осуществляя приватизацию, государство стремится вместить свою деятельность в очерченные рынком границы, добиваясь высокой эффективности рыночного хозяйства.     продолжение
--PAGE_BREAK--
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ.

3.1) Государственное регулирование экономики России.

К нынешнему периоду в России осуществляется беспрецедентный по своим размерам и значимости переход от сверхцентрализованного рыночного хозяйства к рыночному, существующему по своим экономическим законам. Разгосударствление в России осуществляется путем приватизации. К середине 1995 года закончился первый этап приватизации: ваучерная приватизация. Сейчас на смену ей приходит приватизация денежная, то есть покупка бывших государственных предприятий частными лицами. Вполне логично, что механизм государственного регулирования еще не сложился. Здесь существуют лишь некоторые крайности, которых надо опасаться. Это, с одной стороны, полный уход государства из экономики и наступление экономической анархии, и, с другой стороны, преобладание в экономике государства и подавление частной инициативы. Пока государственное регулирование экономики осуществляется лишь процессом устранения деформаций. Однако механизм государственного регулирования экономики уже складывается и к настоящему моменту можно выделить приоритетные направления в государственной экономической политике.

Государственная экономическая политика  нынешнего российского руководства до 2000 года пройдёт три основных этапа:

1) остановка развала экономики, прохождение поворотной точки от обвального спада производства к оживлению;

2) экономический рост. Приоритеты государственной экономической политики на этом этапе – структурная перестройка экономики в пользу потребительского сектора и ресурсосбережения, проводимая преимущественно на основе использования наличных, недостаточно прогрессивных технологий инвестиционной сферы;

3) на третьем этапе экономика России переходит к широкомасштабному освоению высокотехнологических производств.

В кредитно — денежной политике своей основной задачей правительство поставило борьбу с инфляцией. Для этого правительство с января 1995 года прекратило использовать прямые кредиты Центрального Банка России (ЦБР) для финансирования дефицита федерального бюджета, за исключением некоторых пунктов. Использование прямых кредитов ЦБР планируется только в виде краткосрочных займов с последующим  сокращением их количества и сведением в конечном итоге к нулю. Рост денежной базы и предложение денег предполагается определять политикой ЦБР по предоставлению кредитов коммерческим банкам, операциями ЦБР с государственными ценными бумагами на открытом рынке, а также интервенциями (покупка или продажа валюты) ЦБР на валютных рынках. Для контроля за ростом денежной массы предполагается установить предельные размеры чистых внутренних активов кредитно — денежных органов, а также предельные размеры чистых требований денежно — кредитных органов к федеральному и расширенному правительству (т.е. объединенному федеральному правительству и органам местного управления, а также государственным внебюджетным фондам) Кроме того, намечается установить целевые показатели по объему чистых официальных международных резервов. С 1 января 1995 года правительство и ЦБР положили конец практике предоставления новых централизованных кредитов. Рефинансирование коммерческих банков намечается осуществлять через аукционы и другие рыночные механизмы. В первой половине 1995 года ЦБР проводит операции по переучету векселей и предоставлению ломбардных кредитов. Начиная с 1994 года ЦБР проводит операции на открытом рынке для контроля за ростом чистых внутренних активов денежно — кредитных органов в соответствии с целевыми показателями кредитно — денежной программы. В 1995 году правительство перестало предоставлять бюджетные ссуда по процентным ставкам ниже справочной межбанковской ставки, а также предоставлять дотации по процентным ставкам на кредиты, предоставляемые из других источников, сверх объемов, предусмотренных в принятом бюджете. В 1996 году бюджетные ссуды по процентным ставкам ниже рыночных предоставляться не будут, за исключением выделения средств авансом для федеральных трансфертов регионам. Запрещаются отсрочки уплаты процентов и списания сумм основного долга внутренним заемщикам по кредитам, предоставленным по решениям Комиссии по финансовой и кредитно — денежной политике (КФДКП), за исключением льгот для сельского хозяйства и районам Севера. Разработан в тесном сотрудничестве ЦБР с Федеральным Собранием новое законодательство, регламентирующее статус ЦБР и деятельность коммерческих банков. Намечается расширение совета директоров ЦБР и создание Национального банковского совета. Это все позволит обеспечить всесторонний анализ экономической политики и более четко определить стратегические цели и задачи ЦБР.

Большую роль в России государство играет и в регулировании цен на некоторые группы товаров. На федеральном уровне регулируются цены на газ, отчасти на нефть и нефтепродукты, электроэнергию, тарифы железнодорожного транспорта и некоторые другие товары. Значительно регулирование цен местной администрацией (от 3 до 50 групп товаров в зависимости от региона подвергаются ценовому регулированию)[2]

Большое значение имеют государственные заказы и закупки. Государство закупает около 30% ВВП[3]. Цены при закупках у сельского хозяйства устанавливаются в контрактах. Системой Росконтракт, Комитетом по торговле осуществляется согласование закупок по определенному перечню товаров для обеспечения выполнения государственных обязательств. Велики размеры государственного заказа на нефть и нефтепродукты для экспортных целей. Так велики размеры государственных закупок из-за боязни закупки крупных партий сельскохозяйственной продукции или других товаров местными предпринимателями, поэтому государство само осуществляет перераспределение продукции между регионами .

Отношения между ЦБР и Министерством финансовочень разнообразны. ЦБР и Министерство финансов совместно разрабатывают организационные структуры, необходимые для обеспечения адекватной координации кредитно — денежной политики, управления государственным долгом и валютной политики, в т. ч.:

1)проводятся регулярные консультации на уровне руководителей департаментов по важнейшим вопросам макроэкономической политики;

2)Обмен информацией об исполнении бюджета, потребностях финансирования федерального правительства, ситуации в кредитно — денежной сфере, на финансовых и валютных рынках;

3)ЦБР управляет объемом и структурой чистых международных резервов на основе консультаций с Министерством финансов.

          В налоговой бюджетной политике также уже определены основные направления. Правительство консолидирует в федеральном бюджете все внебюджетные фонды, формирующиеся за счет  обязательных отчислений предприятий, кроме пенсионного фонда, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования и Фонда занятости. Правительство устанавливает квартальные пределы дефицита расширенного правительства. В 1995 году доходы государственного бюджета составили 134,3 трлн. руб. (это 14,5% ВВП), расходы составили 206,3 трлн. руб. (22,3% ВВП), а дефицит составил 72 трлн. руб. (7,8% ВВП)[4]. В экономическую программу правительства на 1996 год заложено снижение уровня бюджетного дефицита до 4% ВВП.

Для обеспечения достижения улучшения показателей в налогово-бюджетной сфере федеральное правительство осуществляет меры по увеличению доходов федерального бюджета и сокращению бюджетного дефицита. С этой целью правительство ограничивает свои расходы суммой фактически собранных доходов и заранее заложенным объемом дефицита. Также предпринимаются усилия по повышению собираемости налогов. Проводится политика уменьшения количества категорий, подвергаемых льготному налогообложению.

Наращиваются усилия по расширению неэмиссионного финансирования бюджетного дефицита за счет заимствований на внутреннем финансовом рынке на рыночной основе с тем, чтобы профинансировать, таким образом, значительную часть общей суммы дефицита бюджета (например, в 1995 году ЦБР разместил внутри страны ценных бумаг на сумму 42,5 трлн. руб., а всего эмиссия государственных обязательств составила 99,8 трлн. руб.)[5]. Здесь приоритет отдается таким направлениям, как развитие региональных рынков государственных ценных бумаг путем создания дополнительных торговых площадок, привлечение дополнительных сбережений населения, выпуск государственных среднесрочных и долгосрочных купонных облигаций.

Осуществляется переход к исполнению федерального бюджета через Казначейство. Производится перевод исполнения бюджета и отчетности на новую систему классификации, в целом соответствующую методологии Статистики государственных финансов (GSF) Международного валютного фонда (МВФ).

Планируются и проводятся также и другие меры, имеющие своей целью установление сбалансированности экономики средствами государственной экономической политики. Здесь можно выделить следующие меры: выпуск правил государственных закупок и заявок на участие в них на конкурентной основе, создание нового налогового кодекса РФ, изменяющего акценты при налогообложении.

В области политики валютного курса и международных резервов также намечаются к осуществлению некоторые меры. Это, прежде всего развитие и совершенствование функционирования рынка иностранной валюты при сохранении принципов системы единого валютного курса. Не будут вводиться никакие ограничения на рыночные принципы формирования обменного курса рубля. ЦБР и правительство разрабатывают инструменты наблюдения за валютными курсами. Правительство и ЦБР продолжают придерживаться системы плавающего обменного курса, ограничивая интервенцию кредитно — денежных органов на валютных рынках операциями по сглаживанию курсовых колебаний, соответствующими кредитно — денежной программе. ЦБР при консультационном участии Министерства финансов будет управлять объемом и структурой официальных чистых международных резервов в соответствии с общими целями кредитно — денежной политики.

В области платежного баланса и отношений с кредиторами принимаются меры по стимулированию экспорта, соответствующие усилиям по интеграции страны в систему международной торговли через вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). Планируется и привлечение иностранных инвестиций путем:

1) совершенствования методов регулирования рынка капиталов в целях привлечения портфельных инвестиций;

2) совершенствования налогового и другого необходимого законодательства.

          В области внешней торговли намечается как можно более быстрая либерализация режима внешней торговли с целью дальнейшей интеграции России в мировую экономику. Роль государства в регулировании внешней торговли будет ограничиваться признанными международными стандартами, и осуществляться в полном соответствии с правилами и нормами ВТО и ГАТТ. Здесь планируется вмешательство государства, причем недискриминационное, основанное на цене, точное и временное, в целях защиты отечественных производителей товаров, аналогичных импортируемым.
         
  
3.2) Общий анализ.

          Развитие экономики в России встает на путь рыночного развития впервые за всю историю своего существования, за нечетом некоторых попыток исключения подавляющей роли государства из экономики, закончившихся неудачей. Тем не менее, система государственного регулирования экономики в России уже складывается и обретает свои особенности и отличия. Однако она все — таки имеет временный, переходный характер, и поэтому включает в себя некоторые чрезвычайные меры.

                   Основной задачей российского правительства остается подавление инфляции, избавление от гиперинфляции и достижение ее нормального уровня. Однако общей первостепенной задачей является сокращение дефицита федерального бюджета. Однако к решению этой проблемы правительство  приняло различные методы. В России изыскиваются дополнительные источники финансирования, такие как займы, у населения (яркий пример — ГКО — государственные краткосрочные обязательства) и улучшение собираемости налогов.

          В законодательстве России (в частности, в антимонопольном законодательстве) вопросы поставлены более четко и ясно, однако отсюда возникает необходимость постоянного их корректирования. Тем не менее, и в своде российских антимонопольных законов наблюдается некоторая туманность в толковании тех или иных понятий.

          В России большинство закупок государства осуществляется на федеральном уровне. Это объясняется жесткой подчиненностью правящих органов субъектов федерации федеральному правительству в целях проведения единой стабилизирующей политики в России и довольно свободной позицией органов самоуправления штатов.

          Заметна разница и винвестировании отдельных отраслей народного хозяйства, нерентабельных или малоприбыльных. В России осуществляется крупномасштабная поддержка сельского хозяйства, льготное кредитование и создание условий экономического благоприятствования для отдельных крупных предприятий, эти меры необходимы, чтобы поддержать оказавшихся под давлением импортеров товаропроизводителей, помочь им выдержать конкуренцию и перестроиться под рыночные условия. Однако надо заметить, что в России в последнее время производится некоторое ужесточение условий льготного кредитования и субсидирования.

          Сравнение государственной экономической политики в области регулирования цен указывает на интересную особенность: нынешней российской экономике свойственны методы ценового регулирования, применявшиеся американским правительством в середине 70-х годов. Это жесткое установление тарифов и цен на некоторые стратегически важные группы товаров, таких как нефть, газ и т. д.   По некоторым сферам и закономерностям экономического развития России уже сейчас можно заметить, что государственное регулирование экономики в России будет в ближайшем будущем носить более глубокий характер. То есть экономическая политика России направлена на создание рыночного государства с довольно значительным участием государства в  смягчении социальных расслоений, неизбежных при капиталистическом способе производства. Для этой экономики будет характерно эффективное государственной регулирование экономическими средствами, становление смешанной экономики и рыночного менталитета, либерализация внешнеэкономических отношений, открытый доступ иностранному капиталу. В то же время необходимо учитывать переходный характер современной российской экономики и возможность существенных изменений в ближайшем будущем. 






















































 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         

       Итак, государственное вмешательство в рыночную экономику необходимо в тех сферах, в которых механизм рынка не в состоянии устранить различные последствия внешних эффектов либо несправедливостей самой рыночной системы. Этих сфер с развитием экономики становилось все больше, и тем сложнее становились формы государственного вмешательства в экономические процессы. На нынешнем уровне развития рыночного способа производства формы вмешательства государства приобрели настолько сложный вид, что рассмотреть все последствия экономической деятельности государства невозможно. Тем не менее, существует ряд сфер, вмешательство государства в которые жизненно необходимо. Это: перераспределение доходов и ресурсов, регулирование занятости, антиинфляционная и антимонопольная политика, исправление последствий внешних эффектов и многое другое. Вмешательство государства в экономику носит прямой и косвенных характер. К прямым мерам государственного регулирования нужно в первую очередь отнести государственный сектор экономики (также и долевое участие государства в АО), кредитование или льготное налогообложение отдельных субъектов, принятие регулирующих законодательных актов. К косвенным мерам относятся стимулирование инвестиций, обеспечение занятости, налогообложение, стимулирование экспорта/импорта и т. д. Средства государственного вмешательства подразделяются на экономические и административные. Экономические осуществляются при помощи экономических рычагов, находящихся в распоряжении государства, а административные используют законодательную власть и осуществляются в приказном порядке. Генеральной целью государственного регулирования экономики является стабильность национальной экономики, приспособление ее к изменяющимся внешним условиям. Кроме того, на современном этапе именно от государственной экономической политики зависит здоровье частного сектора экономики – основы рыночного хозяйства, а значит и всей страны. 

         
                        





4.  Приложения.















Приложение 1



























Экономическая и социальная стабильность, рост жизненного уровня населения, утверждение международного авторитета России















 

 













Социально — экономическая стратегия государства















 









Решаемые проблемы в рамках государственного регулирования экономики

 

Структурная перестройка экономики





Размещение производительных сил

 

 

















 

 

Инвестиционная политика





Социальное обеспечение населения

 

 

















 

 

Внешнеэкономическая деятельность





Финансовая, налоговая политика

 

 

















 

 

Анализ и прогноз социально-экономического развития страны





Антимонопольные мероприятия

 

 

















 

 

Государственные поставки





Научно-технический прогресс

 

 

















 

 

Денежное регулирование





Охрана окружающей среды

 

 

















 

 

Приватизация собственности





Правовое обеспечение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




















    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.