План Введение 1. Аргументация 2. Доказательство Заключение Список литературы ВВЕДЕНИЕ Прежде чем изучать законы правильного мышления, необходимо получить представление о науке, предметом которой они являются. Поскольку мышление - сложный феномен духовной жизни, на разных этапах развития человечества оно получило различную оценку и, различную роль играла изучающая ее наука - логика. Но уже в древней Греции она обрела четкую структуру и выделилась в отдельную дисциплину, получив
собственное название. Своеобразие логики как науки, состоит в том что, ее предметом служат функции и структура мышления, его значение в отображении реальности и применение в практической деятельности. Она является наукой о формах и законах правильного мышления, где под правильным, подразумевается такой способ мышления, который приводит к соответствующим действительности выводам; но так же, рассматриваются и логические ошибки, проявляющиеся в формировании умозаключений, для выявления путей их возникновения
и дальнейшего устранения. Ее применение позволяет избегать ложных суждений, четко формулировать мысли и излагать их в лаконичной форме, что необходимо каждому человеку, независимо от рода его занятий и социального статуса, поскольку без мышления, отвечающего принципам логики (логического мышления) даже в повседневной жизни ему придется уповать лишь на счастливое стечение обстоятельств. Конечно, и без логики люди способны мыслить объективно, но не часто эту врожденную способность реализовывают,
поскольку не могут отличить правильное мышление от неправильного. Только логика, и ничто другое, может научить этому. 1. АРГУМЕНТАЦИЯ Аргументация один из способов обоснования утверждений (суждений, гипотез, концепций и т. д.). Утверждения могут обосновываться путем непосредственного обращения к действительности (посредством наблюдения, эксперимента и других видов, практической деятельности), а также с помощью уже известных
положений (аргументов) и средств логики. Во втором случае обоснование тоже осуществляется путем обращения к действительности, но не непосредственного, а опосредствованного. Аргументация это полное или частичное обоснование какого-либо утверждения с использованием других утверждений. Предполагается, что в хороших (правильных) аргументациях другие утверждения полностью или хотя бы частично обоснованы и обосновываемое положение из них логически следует или, по крайней мере, они подтверждают
его. Задачей аргументации является выработка убеждения или мнения в истинности какого-либо утверждения. Убеждение полная уверенность в истинности, мнение тоже уверенность, но неполная. Убеждение и мнение могут, конечно, вырабатываться не только на основе аргументации или наблюдения и практической деятельности, но и путем внушения, на основе веры и т. д. Способы выработки убеждений изображены на следующей схеме:
Способы выработки убеждений Путем обоснования На основе внушения, веры и т.д. На основе непосредственного обращения к действительности На основе аргументации Аргументация представляет собой процесс формирования убеждения или мнения относительно истинности какого-либо утверждения (суждения, гипотезы, концепции и т. д.) с использованием других утверждении. То утверждение, которое обосновывается, называется тезисом аргументации.
Утверждения, используемые при обосновании тезиса, называются аргументами, или основаниями. Логическую структуру аргументации, т. е. способ логического обоснования тезиса посредством аргументов, называют формой аргументации, или демонстрацией. Если аргументы обозначить буквами А1 Ап, тезис буквой 7, а отношение между аргументами и тезисом (по логическим формам) двойной стрелкой, то аргументация может быть наглядно изображена так: {А1…,
Аn} =>Т. (Множество аргументов {А1 Ап} подтверждает тезис Т, или тезис Т логически следует из указанных аргументов, или в аргументации нет ни того, ни другого.) Каковы тезис, аргументы и форма следующей аргументации: « все сыновья наследователя являются его потомками, все потомки наследователя являются наследниками, которые не могут быть лишены наследства, следовательно, все сыновья наследователя являются его наследниками, которые не могут быть лишены наследства».
Тезис суждение «Все сыновья наследователя являются его наследниками, которые не могут быть лишены наследства». Аргументы «Все сыновья наследователя являются - его потомками» и «Все потомки наследователя являются его наследниками, которые не могут быть лишены наследства», форма - дедуктивное рассуждение, в силу которого из истинности аргументов вытекает истинность тезиса. Аргументы делятся на пять типов: 1. Определение, раскрывающее суть термина.
Его иногда достаточно, чтобы доказать тезис. Например: «Бессовестный человек не признает ответственности за свои поступки. Само понятие совести, означает чувство ответственности». 2. Аксиома не требует доказательств и, как правило, является посылкой для нового аргумента, после которого, сам собой, напрашивается доказываемый тезис (или очередной аргумент). 3. Ранее доказанные суждения и законы. 4. Безусловные факты.
5. Указание на уловки (при их обнаружении), вскрывающее лживость оппонента, пытающегося добиться победы любой ценой и, разбивающее, таким образом, его утверждения, независимо от их истинности, поскольку, когда оппонента интересует истина, он использует только лояльные (корректные) приемы. 2. Доказательство Доказательство это установление истинности какого-либо положения с использованием логических средств и утверждений истинность которых уже установлена.
Доказательство является частным случаем аргументации. Таким образом, доказательство это аргументация, в которой аргументы являются утверждениями, истинность которых установлена, а формой является демонстративное рассуждение суждение, которое обеспечивает получение истинного заключения при истинных посылках; к демонстративным относятся, например, дедуктивные умозаключения, некоторые виды индукции и аналогии. Следовательно, можно различать доказательную аргументацию и недоказательную
аргументацию. В каких случаях (правильная) аргументация не является доказательством? Во-первых, когда аргументы, по крайней мере некоторые из них, являются не достоверными, а лишь правдоподобными утверждениями, а форма демонстративным рассуждением. Тезис в такой аргументации лишь правдоподобен из-за недостоверности аргументов. Ко второму виду недемонстративных аргументаций относятся аргументации, в которых аргументы достоверные
утверждения, а форма недемонстративное рассуждение. В этих аргументациях тезис является только правдоподобным утверждением из-за недемонстративности формы. В недоказательных аргументациях третьего типа аргумент являются не полностью обоснованными утверждениями, а форма - недемонстративным рассуждением. В гуманитарных науках применяются аргументации всех указанных типов, и демонстративные, и недемонстративные. Рассмотрим два рассуждения и установим, к какому типу
аргументации относится каждое из них. (1) Рассуждение Лейбница: Если идея бога является врожденной, то бога должны почитать выше всякого другого предмета. Бога почитают выше всякого другого предмета. Следовательно, идея бога является врожденной. Очевидно, что тезис здесь утверждение «Идея бога является врожденной». Второй аргумент утверждение «Бога почитают выше всякого другого предмета» является достоверным (во
времена Лейбница это было так). Первый аргумент недостоверное утверждение даже для Лейбница, поскольку он допускал случаи, когда врожденные идеи осознаются не большинством людей. Форма недемонстративное рассуждение (вывод от подтверждения следствия к подтверждению основания). Таким образом, первое рассуждение является недоказательной аргументацией третьего типа. (2) Рассуждение Шпенглера: Поскольку живые организмы проходят в своем развитии ступени рождения, расцвета,
упадка и гибели, постольку и общество в своем развитии проходит те же ступени. Это недоказательная аргументация второго типа. Ее формой является нестрогая аналогия. Выше выделены аргументации двух типов по форме: аргументации, формами которых являются демонстративные рассуждения и аргументации, формами которых являются недемонстративные рассуждения. Можно выделить (правильные) аргументации двух типов по другому основанию по направленности рассуждения.
Это прямой и косвенный виды аргументации. В прямой аргументации рассуждение идет от аргументов к тезису. Например, в случае прямого доказательства тезис выводится (дедуктивно) из аргументов по правилам логики. Косвенная аргументация (один из ее видов) заключается в следующем. Требуется обосновать некоторое утверждение (тезис). Выдвигается утверждение, являющееся отрицанием тезиса, т. е. антитезис (допущение косвенной аргументации).
Из имеющихся аргументов и антитезиса выводят (дедуктивно или индуктивно) противоречие (конъюнкцию некоторого утверждения и отрицания этого утверждения). В результате делается вывод об обоснованности (полной или частичной) тезиса. Этот вид косвенной аргументации называется аргументацией от противного, или апагогической аргументацией. Проанализируем следующее рассуждение о так называемом «буридановом осле». Осел находится между двумя одинаково удаленными от него охапками сена одинакового качества и одинаковой
величины. Если бы он не обладал свободой воли, то умер бы от голода, не отдав предпочтения ни одной из этих охапок сена, поскольку оснований для того, чтобы отдать предпочтение одной из них, нет. Следовательно, поскольку на практике, в чем, по крайней мере, есть убежденность, в таких случаях ослы не умирают, они обладают свободой воли. Значит, свобода воли существует. Здесь тезисом является утверждение: «Свобода воли существует» (Т).
Имеется вспомогательный тезис: «Осел обладает сводой воли» (Т`). Утверждение: «Осел не обладает свободой воли» антитезис (~Т'), отрицание вспомогательного тезиса. Аргументы: «Нет оснований для того, чтобы отдать предпочтение одной из охапок сена» (А1); «На практике, в чем, по крайней мере есть убежденность, ослы в таких случаях не умирают» (А2) Схема рассуждения: A1, А2 ~ Т' - А1 ^¬ А2; Тґ - Т А1,
А2 - Тґ; Тґ- Т А1, А2 - Т Очевидно, что косвенные аргументации могут быть доказательными и недоказательными, а последние в свою очередь делятся на три вида. Обычно выделяют косвенные аргументаци еще одного вида, которые называют разделительными аргументациями. Пример: Пусть в закрытом помещении находились три человека, и один из них оказался убит. Точно установлено, что помещение никто не входил и никто из него не выходил.
Рассуждать можно так. Установлено, что имеет место именно убийство, а не самоубийство, т. е. умерший человек не убивал самого себя ~ А1, второй не убивал ~]А2. Следовательно, третий человек совершил убийство Аз. Схематически: А1 А2 А3 ~ А1 А2 А3 ~ А2 А3 В таких аргументациях тезис обосновывается путем исключения всех членов разделительного суждения, кроме одного.
Косвенное логическое доказательство с правовой точки зрения не является завершенным. Тезис, доказанный таким способом, требует еще и обоснования посредством прямого доказательства. Например, тезис рассмотренного выше разделительного доказательства (А3) утверждение о том, что убил третий человек, необходимо обосновать путем воссоздания события преступления: чем убил, как и т. д. В гуманитарных науках широко используется способ доказательной аргументации, называемый диалектическим
доказательством. Этим способом обосновываются гипотезы о социальных явлениях, приобретающие в результате обоснования статус теорий. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Используя рассуждения, подобные рассуждениям А. А. Макарова, легко сделать вывод что, разные трактовки должны быть не только у логики, но и у других наук (ведь логика лежит в основе каждой из них). Так, например, из одной точки на плоскости можно провести неограниченное число перпендикуляров на одну прямую, а параллельные прямые могут пересекаться; исключение
подтверждает правило, даже если под ворохом исключений правилу не остается места и т. д. Гетманова и тысячи ученых иже с ней, не признают того простого факта, на каждый конкретный вопрос имеет конкретный ответ (истина всегда конкретна). Человек либо знает его, либо нет. Третьего не дано (хотя сказать можно и восьмидесятое). И то, что постижение истины (истин) бесконечно, вовсе не означает что, конкретное знание может иметь
бесконечную градацию. Каждый установленный факт отмечается значением истинности и, накопление таких фактов ведет к увеличению числа конкретных истин, но не качественному изменению некой «абстрактной истины». Количество безумий в мире велико и, у каждого безумца своя логика, своя физика, своя эстетика, нравственность, мораль, понятие о совести и чести… истинности, полезности, справедливости. Свое понятие прогресса. Зачем тогда вообще какие-либо понятия, если они для каждого различны и диалог
строится на их подмене? Какая-то безграничнолектика и борьба многоложностей. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Ивлев, Ю. В. Учебник логики: Семестровый курс: Учебник / Ю.В. Ивлев. М.: Дело, 2003. 208 с 2. Бочаров, В. А.Основы логики: Учебник / В.А. Бочаров, В.И. Маркин. М.: ИНФРА-М, 2001. 296 с. 3. Ивин, А.
А. Логика: Учебное пособие / А.А. Ивин. Изд. 2-е. М.: Знание, 1998.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |