Министерствообщего и профессионального образования РФ
Тверской государственный университетФакультетприкладной математики и кибернетики
Кафедра теоретической и прикладнойэкономикиРеферат
по курсу «История экономическихучений»
на тему: «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы»Выполнил: Скоробогатова Н.М., 41 группа
Проверил:
Тверь
2000
Содержание
Введение…………………………………………………………
ЭпохаТоммазо Кампанеллы……………………………………
Биографияученого………………………………………………
«ГородСолнца» Кампанеллы…………………………………..
Экономическиевзгляды Кампанеллы в «Городе Солнца»:…..
- Отношение ктруду…………………………………………
- Организацияпроизводства…………………………………
- Принципыраспределения………………………………….
Заключение……………………………………………………….
Литература………………………………………………………..
Введение.
Греческий термин ou topos обозначает «место, которого нет». Отэтого слова сэр Томас Мор произвел слово «утопия» для обозначения идеальногогуманистического общества. Его книга «Утопия» была напечатана на латинскомязыке в 1516 году, и в английском переводе в 1551. Мор писал в то время, когдасоциальные институты, сохранявшие общество Средних веков, начинали разрушаться.
«Утопия» Мора была непервой книгой такого типа, но и не последней. В древней Греции Гесиод в «Трудахи днях», располагает свою утопию в далеком прошлом, в Золотом веке. Библиятакже располагает ее в прошлом – в садах Эдема. Греческий автор Эвхемер тожеписал об утопическом острове в своей «Священной истории».
В средние века подвлиянием христианства утопическая литература в Европе исчезает. Вниманиеуделялось жизни после смерти, царству Божьему.
Утопия Мора, написаннаякак раз в конце Средних Веков, стала популярной, что вызвало различныеимитации. Антонио Франческо Дони, редактировавший итальянское издание «Утопии»в 1548 году, в 1588 году выпускает книгу «Миры», книгу о совершенном городе,где отменен институт брака. Далее последовало издание книги Франческо Патрици«Счастливый город».
В 1602 году Кампанеллапечатает «Город Солнца». Хотя в какой-то мере его можно назвать имитацией«Утопии», надо сказать, что Город Солнца Кампанеллы совершенно отличен отУтопии, там действуют иные законы, он и построен по-другому.
Жизнь и деятельностьКампанеллы, ученого и философа, вызывает большой интерес у исследователей.
ЭпохаТоммазо Кампанеллы.
Конец 15в.знаменовал собой наступление нового времени. Тенденции экономического развитияэтого периода обусловили начало процесса первоначального накопления капитала. ВАнглии и других наиболее развитых странах Европы зарождаются новые общественныеотношения – капиталистические, появляются новые классы, складываются нации,усиливается централизация государственной власти, что подготавливаетпревращение сословно-представительных монархий в абсолютистские. С особеннойсилой проявляются новые веяния в идеологии, которая становится той первойареной, где разгорается битва против феодализма, духовного порабощения человекакатолической церковью, против схоластики и суеверия.
В Италииуже в 14-15вв., а в других странах Европы с конца 15 – начала 16 века наступаетэпоха Возрождения – развертывается движение, шедшее под знаменем «ренессанса»античной культуры. Приблизительно в то же время появляются идеологическиетечения гуманизма и реформации церкви. Каждое из них обладало своей формойпроявления и гаммой общественно-политических идей.
Средиисследователей нет единодушия, можно ли считать «Город Солнца» частьюренессансной культуры или относить его к последующему периоду. С.Д.Сказкинпричислял Кампанеллу к гуманистам Возрождения. В.П.Волгин говорил о «ГородеСолнца» как о замечательном произведении, сочетающем принципы гуманизма спринципами общности – с социализмом.
Л.Фирпосчитает, что рассматривать «Город Солнца» в ряду предшествующих ренессансныхутопий – значит видеть в проекте Кампанеллы безнадежный анахронизм. Толькопоставив его в круг духовных искателей деятелей Контрреформации, можноправильно понять смысл «Города Солнца».
Еслиотношение «Города Солнца» к «христианскому гуманизму» представляется достаточноясным (вспомним хотя бы калек, живущих за границами града Солнца), то вопрос оботношении его к так называемому «гражданскому гуманизму» требует оченьсерьезного исследования. Не вызывает сомнений, что ряд черт «гражданскогогуманизма» получил дальнейшее развитие в утопии Кампанеллы, тем важнееподчеркнуть существующее различие. «Гражданские гуманисты» были, как правило,озабочены лишь одним: как реформировать существующее общество и добиться егоулучшения, не прибегая к коренной ломке сложившихся общественных отношений.Даже те из них, кто видел слабость государства в резком социальном расслоенииего граждан, предлагая сгладить имущественное неравенство, не покушались насвятую святых – на сам принцип частной собственности.
Такимобразом, Кампанеллу трудно отнести прямо к какому-либо течению. Обычноисследователи называют работы Мора и Кампанеллы принадлежащими к утопическомусоциализму, причем некоторые исследователи считают авторов родоначальникамисоциализма вообще.
Биография ученого.
ДжованниДоменико Кампанелла, принявший в монашестве имя Thommaso (Фома), родился в сентябре 1568 годав селении Стеньяно, около города Стило, в Калабрии, находившейся в то время подвластью испанцев. С самого детства Кампанелла проявлял большие способности; в13 лет он писал стихи. Первоначальное образование Кампанелла получил подруководством монаха-доминиканца, у которого учился логике; под его влиянием он,пятнадцати лет, пошел в монастырь. Решение идти в монастырь противоречиложеланию его отца, который хотел отправить сына в Неаполь к родственнику-юристудля изучения права.
Кампанелластал доминиканцем в 1583 году, частично из-за того, что только пойдя по этомупути он мог получить образование. Он был послан в монастырь Сан-Джорджио, гдеизучал философию три года, затем в 1586 году в монастырь в Никастро, где училсяеще 2 года.
Послеизучения философии, основанной на Аристотеле, в 1588 Кампанелла уехал вдоминиканский монастырь в Козенце изучать теологию. Там он открывает для себяфилософию Телезия. К концу 1598 года он заканчивает большую работу в защитуТелезия «Philosophiasensibus demonstrata». Сэтой своей первой ученой работой Кампанелла появляется в Неаполе и издает еетам в 1591 году. Он проводит здесь два года и пишет новое сочинение («De sensu rerum»), в котором уже отклоняется отучения Телезия, увлекшись изучением так называемой «натуральной магии» иастрологии, противником которой был Телезий. Это сочинение написано подвлиянием ученого неаполитанца делла Порта, автора книги о натуральной магии иоснователя академии для изучения природы (Academia secretorum naturae). Но в другой своей, написанной вНеаполе же, работе Кампанелла опять идет по стопам своего учителя, доказываяэтим, что его сложное миросозерцание обнимало весьма противоречивые идеи.
Свое свободомыслиеКампанелла проявлял и в поступках: для своих занятий он пользовался книгамимонастырской библиотеки, не испрашивая разрешения у папы и пренебрегаягрозившим за это отлучением от церкви. Результатом был донос: Кампанеллы баларестован и отправлен в Рим, где ему впервые пришлось познакомиться синквизицией. На первый раз он дешево отделался и хотя был оставлен под сильнымподозрением, но все-таки выпущен на свободу.
Следующие зазаключением годы Кампанелла проводит в скитаниях по Италии. Через Флоренцию иБолонью он отправляется в Венецию и Падую, где поселяется в монастыресв.Августина и деятельно принимается за ученые занятия, восстанавливая своирукописные сочинения, которые были у него отобраны и отправлены в инквизициюнастоятелем доминиканского монастыря в Болонье. Но и тут враги Кампанеллы неоставляют своих преследований: против него возбуждаются два новых процесса.Если первый (по обвинения в оскорблении генерала ордена) сошел легко, то второйбыл гораздо серьезнее и грозил суровыми последствиями: на Кампанеллу быловозведено обвинение в авторстве сочинения «О трех обманщиках» («De tribus impostoribus») и в том, что он не донес накакого-то отрицателя Христа как спасителя. К этим обвинениям прибавили ещедонос, приписывающий Кампанелле сочинения стихотворной сатиры на Христа,указывавший на его приверженность к Демокриту и т.д. Быть может, нелепостьпервого из этих обвинений – в авторстве книги, написанной задолго до рожденияКампанеллы, — помогла ему опять выпутаться, но вероятнее то, что освобождениюспособствовали влиятельные покровители. Благоприятное впечатление на судейдолжны были произвести и два новых сочинения Кампанеллы: «О христианскоймонархии» и «О правлении церкви», в которых он выступил как ярый противникреформационного движения и приверженец папской власти, доказывая, что пападолжен объединить под своей властью всех христиан и стать главой не толькоцеркви, но и государства. «К этому религиозному и политическому единству, — говорит Лафарг, — Кампанелла стремился лишь для того, чтобы прекратить раздорыи установить мир и благоденствие на земле». Эти стремления Кампанеллы, всоответствии с условиями его времени, выражались им зачастую в теологическихформах, так что приверженцам католической церкви он мог порою казатьсяправоверным католиком.
Вернувшись кработе, Кампанелла не только принялся за философские сочинения, но выступил икак автор политических «Речей к итальянским князям», в которых он убеждаетподчиниться власти испанцев и таким путем прийти к созданию мировой монархии, вкоторой Италия под владычеством папы будет играть первенствующую роль. Как вэтих «Речах», так и в написанной позднее книге «Об испанской монархии»Кампанелла высказывает свои заветные идеи о создании единого мировогогосударства, которые в конечном итоге были направлены против всех существующихправительств и, в частности, против Испании, несмотря на то, что ейпредвещалось мировое главенство как самой христианской стране в мире.
В 1597 году,29 лет, Кампанелла оставляет Рим и, прожив полгода в Неаполе, возвращается, подпредлогом болезни и усталости от всех скитаний на родину, в Стило. Но никакиескитания и невзгоды не могли сломить его неутомимой энергии. Не оставляялитературной деятельности, он принимается за осуществление своего заветногозамысла, которому придает уже конкретную форму, считая, на основании пророчестви астрологических предсказаний, что пришло время для мирового переворота, а сдругой стороны полагая, что в Калабрии он легко склонит к восстанию изнывающеепод тягостью испанского ига население. Пьетро Джанноне в «Гражданской историиНеаполитанского государства» (Неаполь, 1723) говорит, что «Кампанелла едва былоне вызвал восстания всей Калабрии своими новыми идеями и освободительным иреспубликанскими планами. Он заходил так далеко в своих планах, что предполагалдаже преобразовать королевства и монархии и создать новые законы и новыесистемы управления общества». Тяжелое положение масс в Италии способствовалоуспеху заговорщиков. Пылкий проповедник повел широкую агитацию. К заговору былипривлечены и монахи, проповедовавшие восстание по всей Калабрии, и недовольныеиспанским владычеством дворяне, и калабрийские разбойники, и даже турки, нафлот которых под управлением итальянского ренегата паши Синан Цикала особеннорассчитывали заговорщики.
Восстаниебыло назначено на 10 сентября. Но нашлись два предателя, предупредившиеиспанские власти. Заговорщики были схвачены и частью казнены, частью заключеныв тюрьму. Подошедший в назначенное время к берегам Калабрии турецкий флотникого не нашел. Сам Кампанелла пытался бежать переодетым в Сицилию, но былсхвачен и отправлен по воле папы в неаполитанскую тюрьму.
От смертнойказни Кампанеллу спасло то, что, помимо обвинения в преступлении политическом,он был обвинен и в ереси, а решение по этому делу не могло быть вынесеноиспанскими властями, — для этого требовалась санкция папы. Но если Кампанеллаизбегнул смерти, то был подвергнут таким страшным пыткам и таком жесткомутюремному заключению, что, не говоря уже о физических мучениях, которые онперенес, приходится изумляться необычайной силе воли, не покидавшей его целуючетверть века его заточения. По собственному его свидетельству в предисловии к«Побежденному атеизму» («Atheismus triumphatus»), он был заключен в пятидесяти тюрьмах и семь раз былподвергнут жесточайшей пытке, причем последняя пытка длилась около 40 часов,после чего истерзанного и истекающего кровью Кампанеллу бросили в яму. Об этойпытке Кампанелла говорит и в своих стихотворениях, и в «Городе Солнца»: «Они(т.е. Солярии) неоспоримо доказывают, что человек свободен, и говорят, что еслив течение сорокачасовой жесточайшей пытки, какою мучили одного почитаемого имифилософа враги, невозможно было добиться от него на допросе и единого словечкапризнания в том, чего они от него добивались, потому что он решил в душемолчать, что следовательно, и звезды, которые воздействую далеко и мягко, немогу нас заставить поступать против нашего решения».
Несмотря навсе мучения, которые пришлось претерпеть Кампанелле, творческая деятельность егоне ослабела. Можно считать очень вероятным, что одно из замечательнейших егосочинений – «Об испанской монархии», в котором он проявляет себя настоящимзнатоком политики и истории, задумано и написано в тюрьме, хотя сам Кампанеллавыдавал его за произведение более раннее.
В тюрьме женаписан Кампанеллой и «Город Солнца» – произведение, ставшее впоследствии самымизвестным из всего им написанного и являющееся, несмотря на его небольшойобъем, едва ли не самым замечательным из его сочинений. Сопоставляя «ГородСолнца» с другими произведениями Кампанеллы, можно только изумляться, какудивительно сочетался в Кампанелле тонкий политик и один из самых смелыхсоциальных реформаторов, которого не могли одолеть ни тюрьма, ни пытки, нипостоянные преследования, ни крушение надежд на подготовлявшееся восстание.
Осенью 1602года Кампанелла был осужден на пожизненное заключение в тюрьме.
К этомупериоду относится знакомство Кампанеллы с лютеранином Товием Адами,поддерживающееся их общим интересом к учению Коперника и Галилея. Кампанелланаписал подробную «Защиту Галилея» («Apologia pro Galilaeo»), в которой доказывал правомерность его теории сточек зрения естественной, философской и богословской.
Дружескиеотношения между Адами и Кампанеллой были в дальнейшем нарушены ожесточеннойполемикой, которую Кампанелла повел против последователей Лютера в письмах ксвоему приверженцу, вследствие чего их десятилетняя дружеская связьпрекратилась.
Только в1626 году, после более чем двадцатипятилетнего заключения в тюрьмах, в судьбеКампанеллы наступило улучшение. Папа Урбан VIII, руководимый интересами своей антииспанской политики,добивается передачи заключенного церковным властям, и Кампанелла переводится вРим. Но, несмотря на покровительство папы, давшего ему возможность продолжатьсвои ученые труды, Кампанелла не мог чувствовать себя спокойно. Те самыеастрологические знания, которым он угодил папе, навлекли на Кампанеллу новыенеприятности. В 1629 году без его ведома и разрешения напечатана его«Астрология». Враги Кампанеллы воспользовались этим для доказательства егосуеверия и непокорности. А вскоре после этого, в 1632 году, начался процессГалилея, и Кампанелла опять энергично выступил в его защиту. От этого положениеКампанеллы все ухудшалось. Наконец, обвинения в новом заговоре против Испанииедва не оказалось для него роковым. Но тут ему помогло его сближение сфранцузским дипломатом Ноде и, главным образом, с французским посланником вРиме, Ноалем, к которому он, узнав о грозящей опасности, бежал. Ноаль попробовалобратиться за содействием к папе, но тот только разрешил ему делать сКампанеллой все, что ему заблагорассудится. После неудачной попытки Кампанеллыскрыться в Венеции ему оставалось только навсегда покинуть пределы своей родиныи бежать во Францию.
Во Францииправительством, которое видело в Кампанелле врага Испании, ему был оказанрадушный прием, и он мог наконец отдохнуть от своей страдальческой жизни.Друзья его, в числе которых был знаменитый философ-материалист Гассенди,старались как можно лучше устроить Кампанеллу и материально его обеспечить. Но,несмотря на заботы и любовь, которыми он был окружен, Кампанелла сильнонуждался. Разрешение издать собрание своих сочинений он получил от Рима толькопосле долгих хлопот. Но 21 мая 1639 года Кампанелла умер, успев издать толькопервые тома.
«Город Солнца» Кампанеллы.
«ГородСолнца» Кампанеллы занимает в истории социальных идей значительное место.Влияние этой книги в XVII иXVIII веках несомненно. Она вызвала целыйряд подражаний и перепевов. Как источник утопических идей «Город Солнца» долженбыть поставлен рядом с «Утопией» Томаса Мора.
Литературноеоформление «Города Солнца» весьма примитивно. Заимствовав у античных авторов иавторов эпохи Возрождения форму диалога, Кампанелла не смог этой формы должнымобразом использовать. В сущности мы имеем перед собой не диалог, а сплошнойрассказ от первого лица, в который вкраплены – в угоду литературной традициибессодержательные реплики собеседника, оправдываемые, и то не во всех случаях,необходимостью перейти к новой теме рассказа. Ничего существенного они врассказ не вносят, и от их исключения рассказ ничего не теряет. Взятый сам посебе, рассказ построен не оригинально и мало занимателен. Он следуетустановившемуся трафарету: путешественник попадает в неведомую, вновь открытуюстрану, где и находит осуществленными представляющиеся ему совершеннымиобщественные порядки. В противоположность Мору, Кампанелла не смог внести вэтот трафарет ни одной живой черты. Наконец, стиль рассказа – сухой,абстрактный лишенный ярких образов и формулировок. Увлечь читателя каклитературное произведение «Город Солнца» не может.
Его успехивлияние были обусловлены, очевидно. Другими его качествами. Ни литературныйталант автора, а формулированные им с большой четкостью принципы привлекали к«Городу Солнца» интерес и вызывали его широкое распространение во всех странахЗападной Европы – можно сказать, вопреки его форме. Полное отсутствие частнойсобственности, всеобщий обязательный труд, признаваемый всеми делом почетным, общественнаяорганизация производства и распределения, трудовое воспитание граждан – таковосновной комплекс социальных идей Кампанеллы. Именно эти идеи и позволили«Городу Солнца» пережить три столетия, находя для него читателей и почитателей.Стоит еще раз подчеркнуть, что в раскрытии этих положений – исключая трудовоевоспитание – Кампанелла дает мало конкретного и оригинального.
Экономические взгляды Кампанеллы в «Городе Солнца».
Кампанеллассылался на невыносимое положение, сложившееся в Калабрии, на гнет налогов иразорение крестьян, на раздоры в городах, на набеги турок и местных бандитов.Вымогательства богатых торговцев и ростовщиков приводят к голоду и запустению.«Голод, — писал Кампанелла в «Рассуждениях об увеличении доходовНеаполитанского королевства», — происходит от торговли, потому что купцы имогущественные ростовщики скупают на корню весь хлеб и держат его, пока недоведут народ до голода, а потом продают по тройной или четверной цене так чтострана становится безлюдной, ибо одни бегут прочь из королевства, другие жеподыхают от такой мерзкой еды….».
Главная жепричина всех бедствий – социальное неравенство, существование богатства инищеты. Господство в обществе социального неравенства, частного интересапорождает ничем не сдерживаемое себялюбие, индивидуализм, пренебрежение кинтересам других людей, общества в целом.
Разумноеустройство Солнечного Града есть не сто иное, как выражение разумности исоответствия природе того социального строя, который установлен в государствесоляриев: « у них все общее», в Городе Солнца упразднена частная собственность– основа социального неравенства: «Община делает всех одновременно и богатыми ивместе с тем бедными: богатыми – потому, что у них есть все, бедными – потому,что у них нет никакой собственности; и поэтому не они служат вещам, а вещислужат им».
Выводячастную собственность из моногамной семьи («собственность образуется у нас иподдерживается тем, что мы имеем каждый свое отдельное жилище и собственных жени детей»), Кампанелла в общности жен видел единственно возможную предпосылкууничтожения частной собственности. «У соляриев жены общи и в деле услужения, ив отношении ложа, однако же не всегда и не как у животных, покрывающих каждуюсамку, а лишь ради производства потомства в должном порядке…». Общность женслужит не только поддержанию общности имуществ, но и «научному» («согласноправилам философии») государственному контролю за деторождением. Этот контрольосуществляется в соответствии с биологическими и астрологическими теориями Кампанеллы.Именно этим стремлением придать «научный» характер воспроизводствучеловеческого рода в идеальном обществе, а не одними заимствованиями излитературных источников (Платон) следует объяснять введение общности жен в егосоциальную программу.
Тем жерациональным принципам подчинено в Городе Солнца и воспитание и обучение детей.Всеобщему невежеству народа в современном ему обществе Кампанеллыпротивопоставляет заботу государства о просвещении. Изучив естественные иотвлеченные науки, «постоянно и усердно занимаясь обсуждением и спорами», юношии девушки «получают должности в области тех наук и ремесел, в которых онипреуспели больше всего».Отношение к труду
Всеобщееучастие в труде, который из проклятья стал почетным и уважаемым делом, — важнейшая черта общественного строя Города Солнца. Солярии «того почитают зазнатнейшего и достойнейшего, кто изучил больше искусств и ремесел и кто умеетприменять их с большим знанием дела».
Никакой трудне является позорным в обществе соляриев, «никто не считает для себяунизительным прислуживать за столом или на кухне, ходить за больными и т.д.Всякую службу называют они учением… Поэтому каждый, на какую бы службу ни былон назначен, исполняет ее как самую почетную». «Самые тяжелые ремесла,например, кузнечное или строительное, считаются у них и самыми похвальными, иникто не уклоняется от занятия ими, тем более что наклонность к нимобнаруживается от рождения, а благодаря такому распорядку работ всякийзанимается не вредным для него трудом, а, наоборот, развивающим его силы».
Труд визвестном смысле реабилитируется: он перестает быть уделом угнетенных. Аучастие в труде всех обеспечивает возможность резко сократить рабочий день иизбавить работающего от чрезмерного перенапряжения. Использование же человека вобщественном производстве «сообразно с его природными наклонностями» делаеттруд привлекательным. Люди обретают радость труда.
Кампанеллаясно сознавала, что в условиях, когда ликвидирована частная собственность ипотребление организовано на коммунистических началах, вопрос о том, кто станетвыполнять самые непривлекательные и грязные работы, сам по себе не решится.Мысль Мора об использовании труда невольников не казалась ему целесообразной.Воплощение в жизнь принципа «каждый работает сообразно со своей природой»многое решало, но не все. Воспитание подрастающего поколения в духе трудовойдисциплины и наказания нерадивых проблемы тоже не решало. Упор, по мыслиКампанеллы, следовало делать на моральные факторы.
Существует усоляриев и разделение труда, прежде всего связанное с биологическимиособенностями людей. Хотя женщины воспитываются и обучаются наравне смужчинами, они освобождаются от особенно тяжелых видов работ. «… никто невынужден участвовать в труде, губительном для личности, а только в труде, сохраняющемличность».
В обществе,избавленном от эксплуатации, свободный труд, соответствующий природнымнаклонностям человека, не только служит самовыражению личности, но и являетсяоплотом сохранения индивидуальности. Организация производства
Участие всехв общественно полезной работе трактуется как важнейшее экономическое условие,позволяющее обществу избавиться от подневольного труда, целиком обеспечить себярабочей силой.
Всеобщийтруд – залог подлинного процветания как государства, так и всех его граждан.Трудиться человеку необходимо не только из экономических соображений: бездельегубит человека и физически, и нравственно. Кампанелла убежден, что некоторыеболезни возникают «от недостаточной работы».
Хотя самымблагородным в Государстве Солнца считалось наряду с военным делом земледелие искотоводство, тем не менее Зайбт (Seibt) называет утопию Кампанеллы «аграрно-коммунистической». Деревня кактаковая в ней сколько-нибудь значительной роли не играет, ибо все основныеэкономические функции ее жителей, заключающиеся в обеспечении государствапродуктами питания и сырьем, переданы городу. Сельское хозяйство ведется рукамигородских жителей.
Занятиесельским хозяйством – одна из первейших обязанностей граждан Города Солнца.Обработкой полей, уходом за посевами и скотоводством занимаются все городскиежители. Но все ли? Или кому-то делается исключение? Есть ли основаниеутверждать, будто элита освобождена от участия в сельскохозяйственных работах,обязательных для всех остальных? Имеется в виду не поголовный и одновременныйвыход всех в поле – рациональная организация хозяйства вовсе этого нетребовала, — сколько сам принцип, в силу которого определенные лицаосвобождаются от сельского труда по своему положению.
В ГородеСолнца, по мнению А. Х. Горфункеля, сохраняется «разделение умственного ифизического труда: в то время, как одна часть общества (большинство) занимаетсяфизическим трудом, функции организации производства, научного и политическогоруководства обществом целиком переданы в руки особой группы».
Кампанеллаотмечает, что в Государстве Солнца царит изобилие. И обеспечивает его нещедрость природы, а именно труд граждан. «Всего у них изобилие, — гласитперевод с латинского, — потому что всякий стремится быть первым в работе,которая невелика и плодотворна, а сами они очень способны».
Коллективныйтруд на полях и в мастерских, избавленный от всяких тягот несправедливости иэксплуатации, обеспечивал, по Кампанелле, всеобщий достаток и невиданной досельсокращение рабочего дня. Достичь этого было можно путем обобществления производства, справедливого распределения и эффективного труда – большей, каксказали бы в настоящее время, его производительности.
Кампанеллаговорит, что в Городе Солнца каждый исполняет работу «сообразно со своей природой»,в труде таким образом человек не губит собственную индивидуальность а сохраняетее. Производство организуется так, чтобы людям работалось всегда «с радостью». Мастерские соляриев – это общественные мастерские, где торжествует новый способпроизводства, основанный на обобществлении собственности, всеобщем коллективномтруде и справедливом распределении материальных благ.Принципы распределения
Относительнопринципа распределения, положенного в основу «Города Солнца», нет единодушия.И. И. Зильбербарф, к примеру, полагал, что продукты в Городе Солнцараспределялись «по потребностям», а В. П. Волгин предпочел более пространнуюформулировку: «Каждый гражданин получает от общества все, что необходимо дляудовлетворения его потребностей; но Кампанелла считает возможным чрезмерныйспрос со стороны граждан на те или иные продукты. Поэтому власти следят за тем,чтобы никто не получил больше, чем ему надо» Действительно, в латинском изданииговорится, что соляриям неоткуда делать друг другу подарки, «потому что все, вчем они нуждаются, они получают от общины, и должностные лица тщательно следятза тем, чтобы никто не получил больше, чем ему следует, никому, однако, неотказывая в необходимом». Латинский текст позволяет предположить и другойперевод: «магистраты тщательно следят, чтобы никто не получил больше, чемзаслуживает». «Окончательный» итальянский текст подтверждает такое толкование:«должностные лица тщательно следят, чтобы никто не имел больше, чем онзаслуживает». Но как это понимать: «никто не должен иметь больше, чем онзаслуживает»? Что принято за критерий – место гражданина в общественной иерархии или непосредственные плоды его труда?
Некоторыеисследователи говорят, что основой для такого распределения может служитьпрофессия человека, то есть каждый человек, занимающийся определеннойпрофессией, получает одинаковое количество благ.
Но неявляется ли соблюдение правила «люди одной профессии получают поровну» защитойправа грубой уравнительности, могущей подорвать всякий стимул к лучшей работе?Кампанелла подчеркивал, что солярии трудятся на совесть. Фраза о магистратах,следящих за тем, чтобы никто не получал больше других, совершенно непротиворечит ни рассказу о поощрении юных соляриев, отличившихся на лекциях, внаучных диспутах и военных занятиях, ни подробностям, связанным с чествованиемгероев и героинь. Как в первом, так и во втором случае разговор шел преждевсего о воспитательной мере, а не о подлинном «материальном поощрении».
В своемдругом трактате «О наилучшем государстве» Кампанелла опровергал известный тезисАристотеля о том, что общее владение вызвало бы нерадивое отношение к работе ибольшие трудности при распределении ее плодов. «Каждый бы стремился получитьлучшую и большую долю продуктов, — излагал он доводы Аристотеля, — но приложитьменьшую долю труда, что привело бы к ссорам и обману взамен дружбы». Кампанеллаже считает, что предложенный им способ распределения убережет общину отподобных бед: «И никто не имеет возможности что-либо присвоить себе, так каквсе принимают пищу за общим столом и, получив у ведающих одеждой должностныхлиц одежды нужного качества, пользуются ими сообразно с временами года и сосвоим здоровьем». «Невозможность присвоить» – хотя и важная, но далеко не самаясущественная сторона дела. Кампанелла убежден в разумности граждан своегоидеального государства и роняет знаменательную фразу: «Ведь никто не можетотвергать такой способ распределения, так как все совершается на основанииразума».
Труд вГороде Солнца стал не только всеобщим – солярии стремятся, чтобы егораспределяли поровну. Но у соляриев труд был коллективный, поэтому если у них исуществовала в каком-то виде «урочная система», то задание скорее всегодавалось не каждому в отдельности, а всем работающим сообща – «пятерке»,«десятке» и т.п. Распределение труда «поровну» не означала, обязанности каждогосделать ровно столько, сколько сделают остальные. Ибо такое равенствооборачивалось бы по сути несправедливостью: люди разных навыков и разной силыоказывались бы в неравных условиях. Поэтому «делить труды поровну» – значилоработать «справедливо»: каждому – в полную меру своих возможностей. Вероятно,об этом и говорят слова: «труды распределяют соответственно пригодности исиле».
Кампанелланамного больше, чем Мор, приблизился к идее «от каждого по способностям». Этообъясняется не тем, что «уровень жизни» соляриев несколько выше, чем утопийцев.Главное тут в ином отношении к труду: солярии работают «всегда с радостью». Втруде, сообразном с природной склонностью, Кампанелла видит залог «сохранения»личности. Не случайно его солярии куда внимательней, чем утопийцы, относятся кприродным наклонностям человека, их выявлению, пестованию и даже«программированию». Однако нельзя сказать, что в этом внимании преобладаютинтересы личности – на первом месте по-прежнему стоят интересы общины,стремление найти наиболее рациональное применение для каждого из ее членов. Даи проявление способностей все еще поставлено в жесткие рамки давнопредначертанных понятий о «нужном» и «ненужном».
Толькоучитывая это, можно сказать, что в Городе Солнца солярии требовали от каждогоучастия в труде «соответственно пригодности и силе».
Заключение.
Такимобразом, рассмотрев работу «Город Солнца» Кампанеллы, мы приходим к некоторымвыводам.
Энгельсотносит «Город Солнца» уже к утопическому коммунизму. Но все-таки это не оченьточно, и поэтому в основном исследователи считают Мора и Кампанеллуродоначальниками утопического социализма.
Но можно исчитать Кампанеллу относящимся к гуманистическому течению, к утопическому гуманизму,придавшим этому гуманизму невиданную доселе демократическую окраску и подлиннуюобщечеловеческую широту.
«ГородСолнца» нес на себе печать времени, и если некоторые предубеждения гуманиста непозволят отнести это произведение к «прямо коммунистическим теориям», тем неменее заслуги Кампанеллы в распространении коммунистических учений велики. Новоздавая должное этому замечательному мыслителю, который в уничтожении частнойсобственности и гуманистически-философском преобразовании общества видел единственноеизбавление от жестокостей своего времени, не следует преувеличиватьисторическое значение созданной им утопии. Конечно, и Мор, и Кампанелла былипредшественниками научного социализма. Но нельзя их соединять с утопистами XIX века – Сен-Симоном и Оуэном – подобщей шапкой «утопический социализм».
«ГородСолнца» представляет в истории гуманизма утопическо-социалистическое учение, иэто позволяет рассматривать его как неотъемлемую часть ренессансной культуры ивидеть в великом калабрианце одного из великих сынов Возрождения.
Литература
1. Волгин В. П.Коммунистическая утопия Кампанеллы.
2. Горфункель А. Х.Томмазо Кампанелла. М., «Мысль», 1969.
3. Кампанелла Т.Город Солнца. М., Издательство Академии наук СССР, 1947.
4. Львов С. Л.Гражданин Города Солнца: Повесть о Томмазо Кампанелле. М.: Политиздат, 1979.
5. Петровский А. Ф.Кампанелла. Биографический очерк.
6. Штекли А. Э.«Город Солнца»: утопия и наука. М.: «Наука», 1978.
7. Штекли А. Э.Кампанелла. М.: «Молодая гвардия», 1966.
8. Catalogof the Scientific Community, Department of History and Philosophy of Science,Indiana University, 1995.
9. CatholicEncyclopedia, The. Vol. III. Robert Appleton Company, 1908.
10. EncyclopediaBritannica.
11. WeberA. History of Philosophy.