Филиалгосударственного образовательного учреждения
высшегопрофессионального образования
“МОСКОВСКИЙЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
(ТЕХНИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ)”
вг. Смоленске
Кафедраэкономики, бухгалтерского учета и аудита
Специальность
КУРСОВАЯРАБОТА
подисциплине ”Экономика”
натему
“Издержки:сущность, структура и классификация”
Группа: ЭМ-04
Студент: Старостин Ю.М.
Научныйруководитель: Филатова Е.И.
Смоленск2007 г.
ПЛАН-ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………...3
1.Экономическа характеристика издержекобращения………….…...5
1.1.Классификация издержек обращения, их уровень и структура……………………………………………………………….8
1.2.Показатели издержек обращения……………………..........12
1.3.Планирование издержек обращения…………………………15
1.4.Анализ издержек обращения…………………………….……20
2. Исследование и анализ хозяйственнойдеятельности
ООО “Стройсервис”...……………………………………….….……..23
2.1. Краткая организационно – правовая характеристика и
экономическая характеристика предприятия………...............23
2.2. Расчет и анализ издержек обращения на примере
ООО ”Стройсервис”..………………………………………..……...24 Заключение…………………………………………………………..……..25
Список использованных источников……………………………..…….27
Приложение 1 Графики зависимости постоянных, переменных и суммарных издержек отобъема производства………………………………………28Приложение 2 Соотношение постоянных и переменныхиздержек……………………………………………………...……………..29
Приложение 3 Структуразатрат торгового предприятия……...……30
ВВЕДЕНИЕ
Процессдвижения товаров от производителя до потребителя связаны с различными затратамиживого и овеществленного труда, выражаемыми в денежной форме, затраты напроизводство товаров (работ, услуг) представляют их себестоимость.
По экономическомусодержанию не все расходы торгового предприятия включаются в издержкиобращения. Так, платежи по кредитам банков в пределах ставки, установленнойзаконодательством, учитывается в составе издержек обращения, а расходы покредитам сверх ставки относятся на финансовые результаты и оплачиваютсяпредприятием из чистой прибыли. За счет чистой прибыли уплачиваются штрафы,пени, осуществляются обязательные платежи во внебюджетные фонды социальногострахования.
В соответствиис Положением издержки обращения представляют собой стоимостную оценкуматериальных, трудовых и других затрат, для целей налогообложения, онакорректируется с учетом утвержденных в установленном порядке норм и нормативов.
Затратыторгового предприятия, которые относятся на издержки обращения и которые неучитываются в их составе, в совокупности образуют экономические издержки, т.е.характеризуют суммарную величину затрат.
Главноеотличие издержек обращения от себестоимости заключается в том, что в затратахторгового предприятия отсутствует стоимость закупочных товаров. Торговоепредприятие закупает уже произведенные товары, затрачивая средства лишь надоведение их до потребителей. Расходы, не включаемые в издержки торговогопредприятия, оплачиваются из его прибыли.
Механизмуправления формированием суммы прибыли от продаж товаров строится с учетомтесной взаимосвязи этого показателя с показателями объема товарооборота,доходов и издержек обращения торгового предприятия. Система этой взаимосвязи,получившая название «взаимосвязь издержек обращения, объема реализации иприбыли» (Cost – Volume – ProfitRelationships или CVP), позволяет выявить рольотдельных факторов в формировании прибыли от реализации товаров и обеспечитьэффективное управление этим процессом.
Вопрос осущности понятия ”предприятия“ следует рассматривать с разных сторон. Иначераскрыть это понятие полностью невозможно.
Основнымпонятием ”предприятия“ является, то, что оно как хозяйствующий субъект должноиметь самостоятельность. В противном случае это будет уже не предприятие, а простохозяйственная единица.
Финансовоесостояние предприятия характеризуется составом и размещением средств,структурой их источников, скоростью оборота капитала. Вместе с тем достовернаяи объективная оценка финансового состояния предприятия нужна многимпользователям. Чтобы получить ее на основе первичных документов, данныхтекущего учета, показателей бизнес-плана, баланса и других финансовых отчетов, необходимыопределенные показатели, правила и методика их оценки.
Финансовоесостояние является важнейшей характеристикой финансовой деятельностипредприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия и его потенциал вделовом сотрудничестве, является гарантом эффективной реализации экономическихинтересов всех участников финансовых отношений: как самого предприятия, так иего партнеров.
Устойчивоефинансовое положение предприятия является не подарком судьбы или счастливымслучаем его истории, а результатом умелого, просчитанного управления всейсовокупностью производственно-хозяйственных факторов, определяющих результатыдеятельности предприятия.
Теория анализафинансов, предпринимательства и экономики предприятия рассматривает понятие”устойчивое финансовое положение” не только как качественную характеристику его финансов, но и какколичественно измеримое явление. Этот принципиальный вывод позволяетсформулировать общие принципы построения научно обоснованной методики оценкифинансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятия. Такуюоценку можно получить различными методами с использованием различных критериев.
Каждоепредприятие любого общества стремится к получению возможно большего дохода отсвоей деятельности. Любое предприятие старается не только продать свой товар повыгодной высокой цене, но и сократить свои затраты на производство и реализациюпродукции. Если первый источник увеличения доходов предприятия во многомзависит от внешних условий деятельности предприятия, то второй — практическиисключительно от самого предприятия, точнее, от степени эффективностиорганизации процесса производства и последующей реализации произведенныхтоваров.
Категорияиздержки обращения связана с процессом реализации товаров. Дополнительнымииздержками обращения являются издержки на упаковку, сортировку, транспортировкуи хранение товаров. Этот вид издержек обращения близок к издержкам производстваи, входя в стоимость товара, увеличивает последнюю. Дополнительные издержкивозмещаются после продажи товаров из полученной суммы выручки. Чистые издержкиобращения — издержки на торговлю (зарплата продавцов и т.д.), маркетинг(изучение потребительского спроса), рекламу, затраты на оплату персоналаштаб-квартиры и т.д. Чистые издержки не увеличивают стоимости товаров, авозмещаются после продажи из прибыли, созданной в процессе производстватоваров.
Целью моей работыявляется изучение и анализ издержекобращения за отчетный период на базе торгового предприятия ООО “Стройсервис”для управления величиной и структурой этого показателя. Основанием для выбораданной темы курсовой работы является ее актуальность.
1. Экономическая характеристика издержек обращения
Издержками обращения называются выраженные в денежной формезатраты живого и овеществленного труда по планомерному доведению и реализациитоваров потребителям. Они включают расходы на оплату труда работников торговли,транспортирование, хранение, упаковку, подсортировку и подготовку товаров кпродаже, а также расходы на организацию закупки и реализации, на управлениеторговлей, ведение учета и контроля за выполнением планов торгово-финансовойдеятельности.
Текущие расходы авансируются ежегодно как постоимости, так и в натурально-вещественной форме в виде средств и предметовтруда, а также фонда потребления работников торговли.
В общую сумму общественных затрат на обращение товароввключаются и издержки обращения в сфере потребления, связанные с нахождением,покупкой и доставкой покупателями товаров на дом. Издержки потреблениясоставляют примерно половину всех издержек сферы обращения и почти в полторараза превосходят величину текущих затрат торговли.
Однако не все затраты торговли можно относить наиздержки обращения. Так, затраты и потери, возникающие в результате небрежногоотношения к собственности, убытки, образующиеся по причине наличия дебиторскойзадолженности, не востребованной в срок, штрафы и пени, уплачиваемыевследствие невыполнения хозяйственных договоров, и прочие подобные потери недолжны учитываться как издержки обращения. Указанные расходы необходимовзыскивать с виновных лиц, либо списывать на результаты хозяйственнойдеятельности.
Издержки торговли составляют более 40% общих издержекобращения по товарам личного потребления, в том числе около 65% приходится нарозничную торговую сеть. Соотношение различных звеньев торговли в издержкахобращения не является постоянным. Доля издержек розничного и оптового звеньевснижается, соответственно растет доля общественного питания и организаций,осуществляющих завоз, хранение и оптовую реализацию картофеля, овощей ифруктов.
К дополнительным издержкам обращения относятсярасходы по транспортированию, подработке, сортировке и фасовке товаров,хранению товарных запасов и другие производственные издержки. Источникомвозмещения этих издержек является труд, затрачиваемый на производственныепроцессы и участвующий в создании стоимости товаров.
Чистые издержки обращения — это расходы, связанные сосменой формы стоимости в процессе купли-продажи товаров (ведение учета,осуществление денежных и кредитных расчетов, организация рекламы и т. п.).
В отличие отдополнительных чистые издержки обращения не увеличивают стоимости товаров ивозмещаются за счет чистого дохода, созданного в отраслях материальногопроизводства (включая производственные процессы в торговле). Деление издержек торговли на дополнительные и чистые позволяетточнее установить границы сферы материального производства, правильнееисчислить величину общественного продукта и национального дохода, глубжепонимать процессы, происходящие в торговле, и целенаправленно управлять ими,выявлять пути разумной экономии средств.
Соотношение между дополнительными и чистымииздержками обращения не является постоянным. Его изменение обусловливаютобъективные процессы развития экономики в целом, и торговли в том числе.Комплексное развитие народного хозяйства в экономических районах страны,приближение производства к районам потребления, вовлечение в товарооборотизделий местной промышленности способствуют значительному сокращению важнейшеговида дополнительных издержек — транспортных расходов.
С развитием и совершенствованием размещения производительныхсил, углублением общественного разделения труда повышается рольпроизводственных предприятий в доведении товаров до степени полной готовности кпотреблению. В связи с этим снижается доля дополнительных издержек в торговлеи относительно возрастают затраты, связанные со сменой формы стоимости, чтоспособствует в конечном счете повышению культуры торговли и экономии временипокупателей. Высокий уровень торгового обслуживания населения и сокращениеиздержек потребления — это важнейшие направления совершенствования торговли вразвитом обществе. Экономия средств на культуре торгового обслуживанияпротиворечит самой сущности торговли.
Издержки обращения торговли принципиально отличаютсяот издержек торговли капиталистических стран в силу противоположных целейпроизводства и обращения.
В торговле издержки обращения направлены на наиболееполное удовлетворение спроса населения. Этим целям служат расходы в торговле,связанные с дополнительным вкладом в потребительную стоимость товаров,улучшением обслуживания населения, информацией покупателей о качестве,свойствах и способах потребления товаров, оказанием дополнительных услуг.
В издержках торговли нет расходов, порождаемыхэксплуатацией, конкуренцией, спекуляцией.
Важнейшим условием сокращения издержек, связанных среализацией товаров, является достижение соответствия между спросом ипредложением, товарооборотом и покупательными фондами населения.
При капитализме издержки обращения связаны сфункционированием торгового капитала, осуществляющего продажу товаров в целяхполучения максимальной прибыли. Преобладающую и все возрастающую часть ихзанимают чистые издержки обращения, порождаемые обострением проблемы сбытатоваров в условиях капитализма. Огромные непроизводительные расходы обусловленыскоплением чрезмерных товаров, что обусловлено конкурентной борьбой.
Ожесточенной конкуренцией обусловливаются также всеувеличивающиеся издержки на рекламу. Существуют также различия в уровне исоставе издержек обращения торговли. Издержки обращения торговли обусловленыплановой организацией товарного обращения, что создает возможность развиватьтоварооборот при менее значительных текущих расходах. При капитализме доляторговли (издержки обращения и торговая прибыль) в розничной цене довольнозначительна. По данным официальной статистики ФРГ, она составляет более однойтрети розничной цены.
Нередко вцелях затушевывания эксплуататорской сущности торговли статистика включает виздержки обращения значительную часть прибыли под видом «жалованья» торговыхслужащих.
В издержках торговли все большее значение приобретают расходы, связанные сподготовкой квалифицированных кадров, улучшением условий труда, охранойздоровья работников. В издержках торговли расходы на социальное страхование,охрану труда и прочие подобные мероприятия либо вовсе отсутствуют, либозанимают незначительную долю.
Издержки обращения в торговле всегда выражали, ибудут выражать качество работы торговых организаций и предприятий.Относительное снижение издержек обращения наряду с уменьшением себестоимостипродукции является экономическим условием снижения розничных цен, ростачистого дохода торговли, укрепления финансового состояния торговых организацийи предприятий.
Несмотря на значительную экономичность советскойторговли, еще имеются большие резервы для снижения уровня ее нерациональныхиздержек, возникающих в связи с наличием излишне дальних, встречных и повторныхперевозок, хранением товаров, пользующихся недостаточным спросом у населения.
Существуют объективные условия для рациональноговедения хозяйства в общегосударственном масштабе, для ликвидации причин,порождающих расточительность материальных и трудовых ресурсов.
Снижение дополнительных издержек обращения отражаетсяна уменьшении себестоимости и стоимости товаров. В результате сокращения чистыхиздержек обращения изменяются пропорции в первоначальном распределении продуктадля общества, уменьшается доля продукта, идущего на возмещение этого видаиздержек обращения.
Необходимым и достаточным уровнем следует считатьтот, который обусловлен общественно необходимыми затратами. Такими затратамипринято называть расходы, связанные с реализацией и доведением товаров допотребителей при общественно нормальных условиях купли-продажи, среднем уровнеинтенсивности труда работников, соблюдении установленных требований к качествуторгового обслуживания. 1.1. Классификация издержек обращения, их уровень иструктура
Выделяют внешние ивнутренние издержки.
Внешние связаны с тем,что фирма оплачивает работников, топливо, комплектующие изделия, то есть всето, что она не производит сама для создания данного изделия. В зависимости отспециализации предприятия величина внешних издержек для производства одной итой же продукции колеблется. Так, на сборочных заводах удельный вес внешнихиздержек больше.
Внутренние издержки:владелец собственного предприятия или магазина не платит самому себе заработнуюплату, не получает арендной платы за здание, в котором находится магазин. Еслион вкладывает денежные средства в торговлю, то не получает тех процентов,которые бы он имел, положив их в банк. Но владелец данной фирмы получает такназываемую нормальную прибыль. В противном случае он не будет заниматься этимделом. Получаемая им прибыль составляет элемент издержек.
Практикасвидетельствует, что величина издержек зависит от объема выпускаемой продукции.В связи с этим существует деление издержек на зависимые и независимые отвеличины производства: на постоянные и ные.
Постоянные (Fc) издержки не зависят отобъема производства продукции. Ониопределяются тем, что стоимость оборудования фирмы должна быть оплачена даже в случае остановкипредприятия. К постоянным издержкам относятся: оплата по облигационным займам,рентные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и сооружений, страховыевзносы, часть которых обязательна, а также зарплата управленческому персоналу испециалистам фирмы, оплата охраны, некоторые виды налогов и т.п.
В отличие отпостоянных, переменные (Vc) издержки непосредственно зависят от количествапроизводимой продукции. Они состоят из затрат на:
1) сырье;
2) материалы;
3) энергию;
4) заработнуюплату работникам;
5) транспорти т.д.
Сумма постоянных ипеременных издержек составляет общие издержки (Тс). Эти величинырассматриваются по отношению ко всему объему производства фирмы (Q), являясь ее функциями. Типичныеграфики зависимости постоянных, переменных и суммарных издержек от объемапроизводства показаны в приложении № 1. Заметим, что общие издержки в точностиравны сумме по вертикали переменных и постоянных издержек.
Для управления производством важно знатьвеличину издержек в расчете на единицу продукции. В связи с этимрассчитываются средние издержки как частное от деления величины издержек наколичество единиц продукции, произведенной фирмой.
Средние постоянныеиздержки фирмы (AFc) определяются путем деления постоянных издержек (Fc) на соответствующий общий объемпроизводства фирмы, то есть
AFc = Fc/Q.
Поскольку суммапостоянных издержек постоянна, то средние постоянные издержки AFcуменьшаются с ростом объемапродукции. Когда выпускается малое число единиц продукции, на них падает всятяжесть постоянных издержек. При увеличении объема производства средниепостоянные издержки снижаются и величина их стремится к нулю.
Средние переменныеиздержки фирмы (AVc) определяются путем деления переменных издержек Vcна соответствующий общий объемпроизводства фирмы, то есть
Avc = Vc/Q.
На поведение среднихпеременных издержек влияет так называемый «закон убывающей производительности».Предполагается, что если есть хотя бы один постоянный ресурс, количествокоторого не может быть изменено (размер земельного участка., уровень технологиии т.д.), то при увеличении переменныхиздержек на прочие ресурсы средняя производительность переменных ресурсовсначала возрастает (средние переменные издержки падают), а затем, начиная с некоторого выпуска Q1, производительность снижается(средние переменные издержки растут).
Средние общие издержкифирмы Acопределяются путем деления общих издержек Tcна соответствующий объем производствафирмы, то есть
Ас= Tc/Q =AFc + AVc.
Поведение среднихобщих издержек Acопределяется:
· поведениемсредних переменных издержек (AVc);
· поведениемсредних постоянных издержек (AFc), которые уменьшаются с увеличением объема выпуска.
Как былосказано выше, постоянные издержки не зависят от количества производимыхпродуктов. Переменные издержки зависят от объема производства, и зависимостьэта неоднозначная. На первом этапе увеличения производства переменные издержкиуменьшаются, так как сказывается воздействие роста масштабов производства. Но, начинаяс определенного момента последовательное добавление единиц переменного ресурса(например, труда) к фиксированному ресурсу (земле, капиталу) приноситуменьшающиеся добавочный, или предельный, продукт в расчете на каждуюпоследующую добавочную единицу изменяющегося ресурса. Это экономическое явлениеполучило наименование “закона убывающей отдачи”. Обязательно следует иметьввиду, что данный закон справедлив лишь при условии, что производственныеспособности ресурсов остаются неизменными. Если, например, увеличивается числорабочих, то их квалификация остается неизменной. Графически соотношениепостоянных и переменных издержек при увеличении производства изображено вприложении №2. Знание соотношения постоянных и переменных издержек имеетбольшое значение при определении возможностей увеличения производства без дополнительных капиталовложений всовершенствование производства. Кроме того, на графике показаны возможностирезкого увеличения производства продукции при неожиданно возросшем спросе.
Научная классификация издержекобращения предопределяется содержанием и структурой занятого в торговле живогои овеществленного труда, характером услуг, оказываемых торговле другимиотраслями хозяйства. В соответствии сэтим издержки обращения торговли делятся на следующие группы:
1)
2)
3)
4)
5)
Такая дифференциация издержек обращения позволяетустановить соотношение между затратами живого и овеществленного труда вторговле, исчислить меру оплачиваемых услуг других отраслей, более рациональноуправлять трудовыми и технологическими процессами.
Для целей учета, анализа и планирования издержекобращения установлена их номенклатура для розничной и оптовой торговли.Согласно этой номенклатуре к прямым затратам магазинов, оптовых баз и складовотносятся следующие расходы:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7) проценты закредит;
8)
9) недостачитоварно-материальных ценностей в пути и при хранении в пределах норм, а такжесверх норм убыли;
10)
Кроме указанных прямых расходов, в издержки обращениярозничной и оптовой торговли включаются косвенные расходы, связанные ссодержанием административно-управленческого аппарата вышестоящих звеньев,эксплуатацией складов и баз розничных организаций, часть которых возмещаетсяпредприятиями общественного питания или другими учреждениями, пользующимисяуслугами этих складов. В общественном питании издержки включают затраты позавозу и обработке сырья и продуктов, производству и продаже кулинарныхизделий и покупных товаров, а также по организации обслуживания посетителей.
Издержки обращенияисчисляются в абсолютной сумме и в процентном отношении к товарообороту. Врезультате увеличения объема деятельности торговли, роста численностиработников и количества торговых предприятий расходы государства по содержаниюторговли непрерывно возрастают. Сумма издержек обращения не дает, однако,достаточно полного представления об удешевлении или удорожании торговли.Главным измерителем издержек обращения является их уровень.
Уровнем издержек обращения называется отношениесуммы издержек обращения к товарообороту, выраженное в процентах (удельныйпоказатель). В каждом товаропроводящем звене издержки, кроме того, измеряются впроцентах к товарообороту отрасли (розничной торговли, оптовой торговли,обороту общественного питания). В отдельных звеньях (заготовительных и оптовыхплодоовощных организациях) издержки обращения могут измеряться на единицу(тонну) заготовленной или реализованной продукции.
При определении эффективности торговли иобщественного питания издержки обращения могут исчисляться по отношению к фондузаработной платы, в расчете, на одного работника и на 1 м2 торговойплощади, на стоимостную единицу основных и оборотных средств.
Уровень издержек обращения, взятый за длительныйпериод, характеризуется четко выраженной тенденцией к снижению.
В этой тенденции нашлипроявление общие закономерности развития нашей экономики, совершенствование иповышение эффективности общественного производства, улучшение планирования иуправления системой торговли.
Уровень издержек обращения складывается под влияниемсовокупности народнохозяйственных и внутриотраслевых факторов:
Социально — экономических, организационных, связанныхс научно-техническим прогрессом, ростом производительности общественноготруда.
Так, высокие темпы развития производства и рост платежеспособногоспроса населения способствуютнеуклонному увеличению розничного товарооборота, совершенствованию егоструктуры, ускорению процесса реализации товаров, что значительно замедляетувеличение суммы издержек обращения и приводит к снижению их уровня.
Принцип размещения производительных сил,осуществление комплексных программ по освоению и развитию хозяйства новыхрайонов способствуют правильному районированию сбыта, улучшению экономическихсвязей, рационализации путей и звенности товародвижения. Это в свою очередьповышает эффективность использования различных видов транспорта, ведет к внедрениюновейших и специализированных транспортных средств, ускорению доставки грузов,увеличению объема перевозок товаров в контейнерах, а также в пакетированномвиде. Все это наряду с комплексной механизацией и автоматизациейпогрузочно-разгрузочных и складских работ способствует сокращению уровняиздержек по транспортированию и хранению товаров.
Резервами снижения расходов по таре являютсятехнический прогресс в тарной промышленности, бережное потребление основногосырья и готовой тары. За сохранность тары должна быть повышена ответственностьне только торговых, но и тарособирающих организаций.
Снижению расходов будет содействовать осуществлениекурса на внедрение контейнерного хранения и доставки товаров, более широкоеиспользование тары-оборудования. А это позволит упростить задачу механизациипогрузочно-разгрузочных работ, сократить простои транспорта, снизить потеритоваров, рациональнее использовать складские площади.
Для снижения расходов по хранению товаров необходимоусилить воздействие торговли на поставщиков, добиваться повышения ихкачества, соблюдения предельных сроков выполнения заказов и графиков завозатоваров в торговую сеть.
Непрерывное укрепление материально-технической базыторговли, реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятийвлекут за собой увеличение расходов по их содержанию и амортизации. В то жевремя расширение масштабов внедрения новой техники, новых видов машин,оборудования, аппаратов и приборов имеет огромное значение для снижения уровняиздержек обращения в связи с ростом производительности труда, сокращениемвремени обращения товаров, уменьшением товарных потерь.
Снижение издержек обращения непосредственно связано сразвитием прогрессивных форм и методов продажи товаров, укрупнением торговых предприятийи централизацией управленческих функций. На крупных предприятиях создаютсяусловия для лучшего использования техники и рабочей силы, экономии насодержание помещений, обслуживающего персонала, прочих расходов.
Важным условием снижения уровня издержек обращения являетсянеуклонное повышение производительности труда в отраслях народного хозяйства,услугами которых пользуются торговые организации и предприятия.
В общественном питании экономия издержек обращенияобеспечивается в связи с массовым переходом на централизованное производствополуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий в пищевой промышленности, нафабриках-кухнях, фабриках заготовочных, в крупных столовых с последующейдоставкой этой продукции на предприятия общественного питания.
Проблема снижения издержек особенно важна в оптовойплодоовощной торговле, где еще велики потери товаров. Здесь необходимостроить и рационально размещать современные хранилища для картофеля, овощей ифруктов, внедрять прогрессивные методы храпения продукции, развиватьконтейнерные перевозки и хранение в них картофеля и овощей.
В заготовительных организациях снижение издержекдостигается за счет упразднения лишних товаропроводящих звеньев и сохранен