Введение
Мировойопытсвидетельствует, что все радикальные изменения, происходящие в хозяйственной жизни любой страны и особенно в тех странах, где осуществляетсяпереход от централизованного государственноговоздействия на экономику к рыночным методам хозяйствования, имеют положительный эффект только в том случае, еслимонополизм в их экономике перестает быть определяющим фактором. Вместе с тем рыночный механизм,как показывает практика, не всегдаможет дать желаемый результат без вмешательства в поведение участников рыночных отношений со стороны государства. Практическитакие же проблемы возникли и у России в 1992 году при переходе от команднойэкономики к рыночной. Естественно, что первые предпосылки возникновенияестественных монополий появились в таких отраслях, как электроэнергетика,газовая промышленность и в железнодорожном транспорте.
Мировойопыт реструктуризации, развития и регулирования естественных монополийпослужил определенным ориентиром дляруководства страны. Был разработан план по регулированию и совершенствованию естественных монополий вРоссии. Но, к сожалению, план не был продуман до конца. Тяжелая обстановка встране, отсутствие законодательной базы и другие немаловажные факторы привели ктому, что в данный момент многие отрасли естественных монополий (особенноэлектроэнергетика) нуждаются в серьезных преобразованиях, иначе вся дальнейшаясудьба естественных монополий в нашей стране будет весьма плачевной.
Нодля начала, хотелось бы в вкратце проследить весь путь становления естественныхмонополий в России: от распада СССР до сегодняшнего дня.Электроэнергетика
Кардинальные изменения в этой отрасли начались в1992 году. Указом Президента Российской Федерации было учреждено Российское Акционерное Общество(РАО) Электроэнергетики и электрификации. В собственности у государство осталсяконтрольный пакет акций РАО (51%).
В собственность РАО перешли практически всеэлектростанции и энергоснабжающие предприятия. Помимоних, в состав были включены организации, обеспечивающие функционирование итехнологическое управление.
К 1997году планировался переход к торговли электроэнергией на федеральном оптовомрынке электрической энергии. Частично оносуществился.
Нерешенныхпроблем к 1997 году накопилось много. Среди них серьезные противоречия междуучастниками оптового рынка, отсутствие четких правил регулирования этого рынка,несогласованность на федеральном и региональном уровнях. Из-за отсутствияфинансирования и контроля со стороны государства, нормальные платежи заэлектроэнергию начали замещаться бартерными операциями. Ценовое регулированиеэлектроэнергетики со стороны государства не осуществлялось и не осуществляетсяв полной мере. Следовательно, дополнительные затраты автоматическиперекладываются на плечи потребителей.
Основнойже проблемой электроэнергетики было иостается привлечение инвестиций в отрасль. Довольно много программ былопредложено и обсуждено, но на данный момент основной программой привлеченияинвестиций является реструктуризация отрасли. Основная идея этой программы разделение 3 основных частей отрасли:производство, транспортировка и распределение электроэнергии. Планируетсясоздание новых отдельных компаний для каждой части отрасли. Этой программойправление РАО старается создать здоровую конкурентную среду. Сейчас этот проектнаходится на стадии разработки и принятия в Государственной Думе.
По поводуреструктуризации существует великое множество споров и полемик. Большинствоспециалистов придерживаются мнения о том, чтобы искать другие пути привлеченияинвестиций в отрасль.Газовая промышленность
Газовая промышленностьне была преобразована кардинально. До сих пор основная часть акций РАО«Газпром» принадлежит государству. Основной задачей государственной политики«Газпрома» на ближайшие годы является создание эффективной системыгосударственного регулирования РАО.
Конечно, в одном государстве не может быть разныхпроблем в основных отраслях промышленности. Также как и в электроэнергетике, ив газовой промышленности существуют те же проблемы. Например, основная проблемавсех отраслей – государственная финансовая поддержка. Дополнительной проблемойв газовой промышленности было межрегиональное перекрестное субсидирование. Ещеодна проблеме – непоследовательное регулирование цен на природный газ на региональномуровне.
Естественно,что кризис, спад и инфляция 1991-1993 годов оказало существенное влияние наинвестиционный климат в РАО «Газпром». Основным же источником финансированияинвестиций стал фонд стабилизации и развития «Газпрома».
Главныйакцент в реформировании газовой отрасли сделан на создании системыгосударственного регулирования и улучшения применяемых методов ценообразования.Железнодорожный транспорт
В отличии от двух вышерассмотренных отраслей железнодорожный транспорт остался под руководствомМинистерства Путей Сообщения. До 1995 года, в отличии от РАО «Газпром» и РАО«ЕЭС», МПС России и железные дороги были предоставлены само себе. Государство иотрасль вполне устраивал негласный принцип «невмешательства во внутренние деладруг друга».
Но,все-таки, избежать кризиса, который прошли все железнодорожные системы мира,МПС России не удалось. Глубинные причины критической ситуации, сложившейся вотрасли к 1997 г. изначально были заложены внутри самой системыжелезнодорожного транспорта.
Чтобыпреодолеть сложившуюся ситуацию, отрасль нуждалась в государственномрегулировании. В то время, как большинство предприятий страны находились вжесткой конкуренции, внутриотраслевая конкуренция в системе МПС почтиотсутствовала, а отсутствие жесткого внешнего контроля над издержками железныхдорог привели не только к завышению тарифов, но и стали основной причинойфинансового благополучия отрасли.
Однакореальная эффективность железнодорожной отрасли оставалась крайне низкой. В 1994 года право ценового регулирования было официально закреплено за министерствомэкономики. Конечно, отрасль потерпела бы крах без серьезного вмешательствагосударства в управление железнодорожного транспорта.Вывод
У реформирования областиестественных монополий, начатое в 1992 году, было много плюсов и минусов.Однако для того, чтобы реформы были доведены до конца и были эффективны вэкономике России, Правительство предприняло много результативных шагов. Один изних был сделан в 1997 г., когда были принят Указ Президента Росси «Об основныхположениях структурной реформы в сферахестественных монополий» (он был принят межведомственной комиссией подруководством министра экономики Евгения Ясина).
Многое изпоставленных задач удалось реализовать. Но, мне кажется, еще очень многопредстоит сделать и воплотить в жизнь.