Министерствообразования Российской Федерации
Новосибирская государственная Академия экономики иуправления
Кафедра экономической теории
Курсовая работа по теме:
Государственноеурегулирование в области ценообразования (отечественный и зарубежный опыт)
Выполнила
студенткагр. 3051
Руководитель
профессор
экономических наук
Новосибирск
Содержание
Введение (объектисследования, цели и задачи работы)
1.Основные понятия ценообразования
1.1.Виды цен и ихрегулирование
1.2. Влияние прибыли наформирование цен
1.3.Влияние издержекпроизводства на формирование цен
1.4.Зависимость ценообразованияот структуры рынка2.Опыт развитых стран в области ценообразования
2.1.Регулирование цен в развитых странах
2.2.Контроль цен:отечественный и зарубежный опыт
3.Ценовая политика государства
3.1.Законадательноерегулирование цен (на примере Российской Федерации)
3.2.Планирование цен
3.3.Выбор методаценообразования в условиях рыночных отношений
3.4.Влияние инфляции наценообразование
3.5.Мировые цены и роль государства в ихформировании (на примере РоссийскойФедерации)
Литература
Введение
Объектоммоего исследования стало государственное регулирование в областиценообразования в различных странах. Целью работы стало изучениеданной темы и применение ее на практике.Для этого необходимо было решить следующие задачи:
· изучить литературу по данной теме;
· рассмотреть на примерах систему ценообразования;
· самостоятельно выполнить ряд расчетных задач.
Представленная работасостоит из трех разделов. В первом разделе рассматриваются основные понятияценообразования. Второй раздел посвященконтролю цен, а так же регулированию цен в различных странах. В третьем разделерассматривается ценовая политика Российской Федерации, а так же роль мировыхцен и их формирование.
1. Основные понятия цен.
Цена –денежное выражение стоимости. На каждом из развития общества цена играла ииграет важную роль в решении производственных, экономических, социальных иполитических задач. Она так же значительно влияет на экономическую систему.Цена регулирует как отдельные акты покупки и продажи товаров, так иэкономические процессы в целом, включая право, распределение, обмен ипотребление благ, оказание услуг. С помощью цен предприятия измеряют иконтролируют затраты труда и результаты производств, стимулируют рост и совершенствованиепроизводства, а так же улучшают структуру воспроизводства и распределениересурсов. Цена представляет собой мощный рычаг управления экономикой и орудиеконкурентной борьбы, важный экономический инструмент для самофинансирования.
Цены выполняютследующие функции:
·
·
·
·
·
· функциюнакопления;
·
·
·
В основевыполнения ценами учетно-контролирующей функции лежит закон стоимости,отражающий в ценах общественно-необходимые затраты труда на производство иреализацию продукции. В этом случае успешно работающие предприятия возмещаютсвои издержки и получают достойную прибыль. Если же текущие затраты предприятияпревышают цену, соответствующую общим необходимым затратам труда, топроизводство становиться убыточным. При помощи цен в народном хозяйствепроизводится учет производства и реализации, контроль затрат и прибыли.Экономически обоснованные цены стимулируют рост производства, расширение иобновление ассортимента продукции, улучшение его качества, повышениеэффективности производства. Цены могут оказывать поощрительно или сдерживающиевоздействие на производство и потребление разных видов товаров (услуг). Проведеннойв Российской Федерации либерализация цен в начале 1992г. показала, что многиесвободные цены и тарифы отрицательно сказались на производстве и потреблениитоваров и услуг, так как при реформе цен не были учтены многие экономическиезаконы – спроса и предложения, стоимости, антимонопольный закон, а так жеконкурентно способных предприятий и другие моменты.
Распределительнаяи обменная функции цен реализуется в сферах производства и обращения. Рольэтих функций состоит в том, что цены участвуют в распределении иперераспределении национального дохода между отраслями экономики, государственнымии другими секторами экономики (например, между промышленностью и сельскимхозяйством), различным формам собственности, регионами страны, социальнымигруппами населения.
Уровеньпотребления и уровень накопления зависит от уровня цен. Как известно всякаяцена состоит из себестоимости и прибыли. А за счет прибылей создаются различныефонды развития, накопления, потребления, стимулирования и т.д.
Функциясбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через ценыосуществляется связь между производством и потреблением, между спросом ипредложением. Цена сигнализирует о появлении диспропорции в сферах производстваи обращении, что требует принятия необходимых мер по их преодолению. Припоявлении диспропорции в экономике (несоответствие между спросом ипредложением) равновесие достигается с помощью цен – путем их повышения илиснижения. От уровня цен зависит объем потребления товаров и услуг, уровеньжизни населении, прожиточный минимум, потребительская корзина и потребительскийбюджет семьи, т.е. социальное положение населения (социальная функция).От решения социальных вопросов зависит политическая ситуация в регионе или встране некоторых руководителей государства и регионов, использующую ценовуюполитику в политической борьбе.
Ценообразование- наука, изучающая процессы формирования, закономерности движения ииспользование цен. Предмет науки – теория цен и практика ихустановления.
В зависимостиот области применения различают шесть основных видов цен. К ним относятся:
·
·
·
·
·
·
Так же можновыделить цены на материальную продукцию и на услуги. Цены на материальнуюпродукцию в зависимости от того, какой оборот совершает продукция, бывают:закупочные, оптовые, отпускные и розничные. Закупочные ценыустанавливаются на сельскохозяйственную продукции, приобретаемую у сельскихтоваропроизводителей. Закупочные цены, как и оптовые, состоят из себестоимостии прибыли. Оптовые цены применяются промышленными и другими предприятиями(организациями) для определения объема производства и реализации продукции иполучения необходимой прибыли. Они используются, как правило, при реализации продукциимежду юридическими лицами. Оптовая цена предприятия состоит из себестоимости иприбыли:
Оптоваяцена предприятия = Себестоимость + Прибыль.
Существует также оптовая цена промышленности, когда продукция реализуется черезпосредника (снабженческо-сбытовые, заготовительные предприятия, организации,торговые базы). При этом посредники добавляют к оптовым ценамснабженческо-сбытовые наценки для покрытия всех своих расходов и получениянеобходимой прибыли.
Оптоваяцена промышленности = Оптовая цена предприятия + Снабженческо-сбытовая наценка
В настоящеевремя многие виды товаров и услуг облагаются налогом на добавленную стоимость(НДС) суммируются, в результате получается оптовая (отпускная) цена.
Оптовая(отпускная) цена = Оптовая цена * НДС.
Отпускные– на товары народного потребления. Оптовые и отпускные цены на промышленнуюпродукцию определяются предприятием-изготовителем этой продукции.
Розничныецены устанавливаются на товары народного потребления и на некоторые видыпродукции производственно-технического назначения, реализуемые населением.Розничная цена состоит из оптовой (отпускной цены) и торговой надбавки.
Розничнаяцена = Оптовая (отпускная) цена + Торговая надбавка.
Торговаянадбавка предназначена для покрытия расходов и получения необходимой прибыли вторговле.
Цены на услугиназываются тарифами, которые подразделяются на транспортные икоммунальные. Тарифы установленные только на услуги производственного инепроизводственного характера. Например, пошив одежды, обуви, трикотажныхизделий по заказам населения – это услуги производственного характера. Прокаттоваров, услуги справочно-информационной службы, парикмахерских, носятнепроизводственный характер. Тарифы на услуги, как и оптовые цены, состоят изсебестоимости и прибыли.
Свободныецены устанавливаются по согласию сторон (сами фирмы, организации,предприятия, другие физические июридические лица) на основе спроса и предложения. В рыночных условиях широкоераспространение получают свободные цены и тарифы.
Регулированиецен осуществляются на основе экономических и административных методов.Экономическое регулирование цен осуществляется через финансовую, налоговую,кредитную, таможенную и бюджетную политику.
Административноерегулирование цен проводится на основе следующих методов:
·
·
·
·
Кроме того,можно выделить:
·
·
· расчетные;
·
· плановые;
·
В экономическом анализе, планировании истатистике, наряду с действующими фактическими ценами используют сопоставимые(неизменные) цены, использование которых вызвано естественными изменениямимногих цен, процессами инфляции.
Проектныецены применяются в процессе проектирования новых видов изделий и объектовдля производства вновь осваиваемых товаров, услуг и т.д. С учетом ихприближенного, ориентировочного характера часто устанавливается придельныйуровень таких цен в виде лимитных цен.
Все виды цен,определяемые посредством расчетов, называются расчетными. В ходеосуществления планово-управленческих работ используются прогнозные иплановые цены на монопольную продукцию (товары, услуги), устанавливаются монопольныецены (тарифы).
В зависимостиот места нахождения рынка сбыта цены называют биржевыми, аукционными,комиссионными ценами рынков.
Особуюкатегорию представляют цены неофициального, так называемого «черного»рынка, т.е. цены запрещенных рынков.
В зависимостиот времени продажи продукции товара выделяют сезонные цены наплодовоовощную продукцию, одежду, обувь осеннее — зимнего, весеннее — летнегоассортимента и т.д.
Все основныевиды цен (оптовые, закупочные, розничные, тарифы на услуги, сметные ценыстроительства, мировые) могут выражаться в прочих видах цен. Так, сопоставимыми(неизменяемыми) ценами могут быть оптовые, закупочные, розничные, тарифы науслуги, сметные цены строительства и мировые.
Декларированиецен осуществляются путем сообщения в органы ценообразования, местные органы оповышении цен с соответствующей мотивацией и калькуляцией.
Со 2 января1992 года административное регулирование цен на базе повышающегося коэффициентабыло введено на основные продукты питания (хлеб, молоко, кефир, творогнежирный, соль, сахар, масло растительное), спирт, водку, спички, лекарства,так же основные виды услуг. Объем этих товаров составлял всего 10% втоварообороте страны.
Местныморганом властям разрешалось изменять эти коэффициенты.
С марта 1992года были отпущены цены на многие товары. Регулирование цен в 1992 и 1993 годахосуществлялось на основе определенного уровня рентабельности. В розничнойторговле он был определен в размере 8% к розничному товарообороту, в оптовой –3% к оптовому товарообороту, а в отдельных отраслях промышленности – в пределах25-50% к затратам.
7 марта 1995года Правительство Российской Федерации приняло постановление №239 «О мерах поупорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», в которомотмечается: «… не применять государственное регулирование цен (тарифов),надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от иххозяйственно-правовых форм и ведомственной подчиненности, осуществляемое путемустановления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельныхкоэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларированиеповышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения итовары народного потребления, кроме указанных в этом постановлении».
В переченьпродукции производственно-технического назначения, товаров народногопотребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов)осуществляется Правительством РФ и Федеральными органами исполнительной власти,входят:
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Переченьпродукции производственно-технического назначения, товаров народногопотребления и услуг, на которое государственное регулирование цен (тарифов) навнутреннем рынке РФ осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ,включает:
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· МПС,железными дорогами и при условии возмещения убытков за счет местных бюджетов;
·
·
·
·
Прибыльформируется под воздействием реального использования трех факторовпроизводства: трудовых, материальных ресурсов и основных средств.
Вэкономической литературе высказывается мнение, что существует прибыль,получаемая за счет предпринимательского риска, который не являясь четвертымфактором производства, основан на эффективном использовании трех факторовпроизводства.
Поскольку вреальных условиях рынка совершенной конкуренции не существует, поэтому каждомупредпринимателю следует учитывать, насколько практика отличается от совершеннойконкуренции.
Зависимостьприбыли от объема реализации прямо пропорциональна. Однако внутренняя связьмежду издержками (р), количеством (q) и ценой (z)в этой схеме не просматривается.
В условияхплановой экономики такой информации было достаточно для централизованногоустановления цен, заданий по снижению себестоимости и контроля за ихвыполнением. Определенный размер прибыли показывает, что предприятияукладывается в средние отраслевые нормативы, выполняет установленные задания.
В условияхрыночной экономики дело обстоит совершенно иначе. Предприниматель сам долженопределить уровень цены на основе конкурентных условий сделки, а так же конкретных условий работы предприятия, т.е.степени загруженности производственных мощностей заказами, достигнутого уровняиздержек производства и т.д.
Решить этузадачу в каждом конкретном случае можно только на основе применения вариантныхрасчетов, в основе которых лежит деление затрат на постоянные и переменные,другой подход к оценке компенсации издержек производства и обращения иопределения прибыли.
Эта методикаоснована на определении объема реализации, который покрывает весь комплекспостоянных и переменных затрат, и объема реализации, который будеткомпенсировать переменные расходы, связанные с производством реализуемойпродукции, формировать прибыль, т.е. до определенного момента вся выручка(назовем ее точкой безубыточности) от реализации идет на компенсацию затрат, апосле этой точки безубыточности вся выручка является прибылью.
Суммапеременных и постоянных расходов составляет издержки производства. В этомслучае прибыль от реализации товарной продукции составит:
Прт= ∑qz — ∑qPпер — F,
где Прт — прибыль от реализации товарной продукции фирмы; ∑qPпер – общая суммапеременных расходов фирмы; F– общая сумма постоянных расходов фирмы.
В зарубежнойлитературе и практике традиционный показатель прибыли от реализации продукциизаменен показателем валовой прибыли, которая включает прибыль от реализациитоварной продукции плюс постоянные расходы.
ВПр= ∑qz — ∑qPпер,
где ВПр –валовая прибыль.
Выражение∑qz — ∑qPпер заменим составом прибылиот реализации товарной продукции, но не для получения идентичного результатауравновесим его положительным значением постоянным расходов:
ВПр= Прт + F =( ∑qz — ∑qPпер – F) + F.
В точкебезубыточности прибыли от реализации будет равна нулю, тогда валовая прибыльбудет равна постоянным расходам:
ВПр= O + F или F = qz – qPпер,
откуда qz = qPпер + F, т.е. это тот момент, когда происходит компенсация переменных ипостоянных расходов.
Представив F, как qPпос,где Pпос –сумма постоянных расходов, приходящихся на одно изделие, получим выражение qz = qPпер + Pпос, разделив обечасти которого наqполучим:
Z = Pпер + Pпос.
Валовуюприбыль, приходящуюся на одно изделие и определяемую как разность между ценойтовара и переменными расходами, взарубежной экономической литературе называют маргинальной (в других источниках– маржинальной).
Маргинальнаяприбыль на единицу продукции и часть постоянных расходов, включаемых в полнуюсебестоимость изделия.
Рассмотримусловный пример: у фирмы имеется возможность заключить договор на поставку 5000штук изделий по цене 350руб. за штуку. Переменные расходы на единицу продукциисоставляют 125руб. Сумма переменных расходов равна 700000руб.
Требуетсяопределить минимальный объем заказа, в натуральных показателях, обеспечивающийбезубыточность фирмы.
ВП= Пр + F,
если Пр =0, то ВПР=F или qz = qPпер + Pпос.
Разделив обечасти уравнения на q,получим:
Z = Pпер + Pпос.
q =
Производство3111 шт. покрывает все постоянные и переменные расходы. Производство и продажаостальных 5000-3111=1889 шт. дает прибыль в размере1889*(350-125)=1889*225=425 000руб.
Если за заключениедоговора идет конкурентная борьба, то фирма может предложить более выгодныеусловия заказчику, снизив цену на продукцию.
Пределснижения – это сумма постоянных и переменных издержек на единицу продукции.Переменные – 125руб., постоянные – 700000:500шт.= =140руб., 125+140 = 265руб.
Фирма при этомдолжна учитывать, что для получения той же прибыли, что и при старой цене, ейнеобходимо заказ на большее количество изделий.
Формула q = надопреобразовать с учетом того, что предприятие не только компенсирует своизатраты, но и получает прибыль:
q =
Если фирмаснизит цену до 280руб., то точка безубыточности переместиться с 3111шт. в точкусо значением 4516шт.
700000руб.:(280-125)=155руб.
Размермаргинальной прибыли снизился с 225руб. до 155руб. (700000:4516шт. или 280руб. — 125руб.).
Для получениятой же прибыли, что и при цене 350руб., фирме надо иметь заказ на производство7258 шт. (425000руб.:155руб.+4516шт.). Прибыль в новых условиях будетформироваться за счет 2742шт. (7258шт.-4516шт.) и составит, как и в первомварианте 425000руб.
Если при этомрентабельность продукции не ниже среднеотраслевых
Применениегруппировки затрат на постоянные и переменные позволяет решать многие задачипри весьма ограниченном круге показателей.
Например, нетнеобходимости рассчитывать сумму переменных расходов, соответствующихпроектируемому объему производства. Достаточно определить переменные расходы наединицу продукции (это могут быть и нормативные величины) и знать общую суммупостоянных расходов.
Применениеметодики основано на изучении двух взаимосвязанных коэффициентов: коэффициентапеременных расходов и коэффициента валовой прибыли. Коэффициент переменныхрасходов равен отношению переменных расходов (на единицу продукции или на весьобъем) к цене или выручки от реализации. Коэффициент валовой или маргинальнойприбыли равен отношению этой прибыли к цене или выручке от реализации.
К= или
гдеК-коэффициент переменных расходов; А — коэффициент валовой или маргинальнойприбыли; П — прибыль на единицу продукции; Пм – маргинальная иливаловая прибыль.
Суммакоэффициентов всегда равна единице, т.к. Рпер + ВПрвсегда равна ∑qz,а Z=Пм + Рпер.
Анализ этихкоэффициентов показывает, что при неизмененном уровне постоянных расходов,переменных затрат на единицу продукции и стабильных ценах их величина неменяется.
Таким образом,при неизменных ценах и издержках производства, сложившихся в предшествующийпериоды, коэффициентом валовой (маргинальной) прибыли можно пользоваться вэкономических расчетах.
В примере прицене 350руб. коэффициент валовой прибыли будет равен сумме постоянных расходовплюс прибыль от реализации 5000шт. изделий, деланной на объем реализации (суммазаказов, т.е. 5000*350=1750000), т.е. (700000+425000):1750000=0,64286. Этот жерезультат получим на основе цены одного изделия, т.е. 255:350=0,64286.
Сумма прибылии постоянных расходов при объеме реализации в 1750000руб. составит 1125000(1750000*0,64286). Исключив постоянные расходы в сумме 700000руб., получимприбыль от сделки 425000руб. (1125000-700000).
При изменениицены, но неизмененных издержках, можно рассчитать необходимый объем реализациидля получения искомой прибыли на основе того, что коэффициент валовой(маргинальной) прибыли будет измененным как для одного изделия, так и для реализуемой их массы.
При изменениицены на 280руб., коэффициент маргинальной прибыли составляет 0,55357(280руб.-125руб.):280руб., а объемсделки-1400000 (280руб.*5000шт.).
Сумма прибылии постоянных расходов в данном случае равна 775000руб. (1400000*0,55357), априбыль от сделки — только 75000 (775000-700000).
Использованиегруппировки затрат на постоянные и переменные основано на том, что всепостоянные расходы, связанные с производством продукции, вне зависимости отуровня загрузки мощностей предприятия, относятся на себестоимости реализованнойпродукции. Зная их постоянное (достигнутое и рассчитанное) стоимостное значениеи желаемый уровень прибыли, можно осуществлять любые вариантные расчеты.
Вышеприведенныерасчеты можно было выполнить, используя следующую взаимосвязь показателей:
а –коэффициент маргинальной прибыли равен маргинальной прибыли, деленной на ценутовара.
Этой формулойможно пользоваться для расчета минимального объема реализации, минимальногоуровня цен на торгах, предела скидок на большие по объему заказы.
Применима онаи при определении возможности реализации товара по цене не только нижерыночной, но и ниже ее себестоимости. Идея продажи товара ниже себестоимости нестолько парадоксальна, как кажется на первый взгляд.
Этоцелесообразно сделать, если приростные доходы будут покрывать приростныезатраты и если полученная краткосрочная прибыль не войдет в противоречие сдолгосрочной ценовой политики фирмы.
Усложним нашпример. Фирма уже имеет заказ на 5000 изделий по цене 280руб. и покрывает этимзаказом постоянные расходы, формируя прибыль в размере 75000руб. Однако этойприбыли недостаточно для реализации задуманных программ.
Фирмапредполагает, что при загрузке имеющихся мощностей можно выпуститьдополнительный объем продукции 3000шт., но получение товара на приведенных вышеусловиях невозможно. Находится покупатель партии товара в 3000шт. по цене210руб.
Цена 210 руб. ниже полнойсебестоимости изделия: общий выпуск продукции 8000 (5000+3000), полнаясебестоимость изделелия 212,5(переменные расходы 125 руб. плюс постоянные 87,5 (700000:8000). Это дастубыток на каждое изделие 2,5 руб. (212,5-210 руб.).
На первыйвзгляд такой заказ, кроме убытков, ничего не
даст. Однако надо помнить, что вся сумма постоянных расходов былакомпенсирована продажей 5000 шт. (точнее даже 4516 шт.
первой партии (700000: (280-125)). ,
Затраты фирмы сведутсятолько к переменным расходам, а прибыль по изделию — к маргинальной.
Коэффициент маргинальной прибылипри этом можно использовать как коэффициент прибыли. Прибыль от сделки в 3000шт. будет равна 255000 руб. 630000*0,40476, где 630000 — объем реализации (3000*210),а 0,40476 — коэффициент маргинальной прибыли (125:210=0,59524-1).
Расчеты показывают, чтосделку можно считать выгодной, однако, если она не повлечет за собой вдальнейшем снижение доходов. При установлении цены ниже себестоимости есть определенныйриск. Снижение цен не должно быть продолжительным.
Эта методика применима ипри установлении внутрихозяйственных цен, определении целесообразностиприобретения полуфабрикатов у поставщика или организации собственного ихпроизводства.
Если подразделенияпредприятия (фирмы) рассчитываются между собой по средним рыночным ценам, топредприятие в целом, как минимум, выиграет па транспортно-заготовительныхрасходах, связанных с доставкой полуфабрикатов и комплектующих изделий отпроизводства к потребителю. Кроме того, подразделение может иметь и своюприбыль, которая улучшит показатели работы фирмы в целом.
Рассмотрим пример, когда фирме надорешать: завозить ли комплектующие изделия, либо производить их на фирме в одномиз цехов. Имеются следующие данные:
количество комплектующих изделий (шт.) — 26300;
переменные издержки на единицу (руб.) — 31,15;
постоянные затраты (руб.) — 250000.
Постоянные затраты наединицу при этом составляют 9,5 руб. (250000 руб.: 26300 шт.) Минимальная ценадля безубыточной работы должна составить 40,65 руб. (31,15 руб.+9,5 руб.), акоэффициент маргинальной прибыли — 0,234 (9,5 руб.: 40,65).
Если средняя рыночнаястоимость этого комплектующего изделия составляет 55 руб. то коэффициентмаргинальной прибыли при стабильных затратах в объеме производства составит0.173 (9.5 руб.:55 руб.), т.е. значительно меньше рассчитанного выше. Значит,предприятие будет иметь прибыль от внутреннего потребления комплектующихизделий.
Если же средняя рыночная ценасоставит 35 руб., то коэффициент маргинальной прибыли выше, чем в точке безубыточности.Он равен 0,244 (9,5:39). Однако транспортные и погрузочно-разгрузочные расходысогласно смете затрат составят 45 тыс. руб., т. е. 1,71 руб. на единицукомплектующего изделия (45000 :26300), себестоимость его изготовления при этомвозрастет до 40,71 руб. (39 руб.+1,71 руб.). Коэффициент маргинальной прибылипри этом составит 0,233 (9,5 руб.: 40,71 руб.), что почти соответствует точкебезубыточности (0,234). Предприятию практически безразлично, производить ликомплектующие изделия или покупать их на рынке.
Если же товар на рынкебудет стоить 35 руб., коэффициент маргинальной прибыли при неизменных затратахсоставит 0,271. Произведя расчеты, можно сделать вывод, что фирме невыгодносамой производить комплектующие изделия.
Однако это не совсем так.При решении вопроса о целесообразности наличия в составе фирмы цеха(подразделения) по изготовлению этого комплектующего изделия (при средней рыночнойцене в 35 руб.), следует учесть так называемые релевантные расходы, т. е.зависимые от принимаемых решений. Ведь после принятия решения о ликвидацииподразделения выпускающего полуфабрикаты, постоянные расходы останутся прежними,а их доля в себестоимости отдельных выпускаемых изделий возрастет, маргинальная(и не только маргинальная) прибыль снизится. Пределы этого снижения должны бытьучтены в ходе принятия решения о целесообразности ликвидации подразделения.
Данный подходприменим и при принятии решения о расформировании любого другогопроизводственного подразделения и при выборе ассортимента выпускаемойпродукции, если ограничены производственные мощности.
Значениеосновных взаимосвязей цены, объема реализованной продукции, издержек производствапозволит расширить область применения их связей в условиях внедрения рыночныхотношений в нашей стране.
1.3.Влияние издержек производства на формирование цен
Одним из основных факторовценообразования является учет издержек производства, так как цена на товарзависит как от спроса, так и от предложения, объема и состава ассортиментавыпускаемой продукции, издержек производства и обращения.
Цена зависит не только отиздержек и прибыли производителя, но и от издержек обращения и прибыли,количества посредников.
Для каждого участника процессадвижения товара от производителя до потребления цена будет определятьсязатратами по изготовлению товара и его продвижению на рынок, т. е. к конечномупотребителю, а также долей прибыли каждого участника.
Прибыль предприятия-изготовителябудет равна выручке от реализации без акцизного налога и налога на добавленнуюстоимость минус полная себестоимость реализованной продукции.
Прибыль посредников будет равна валовомудоходу минус издержки обращения, а в торговом предприятии еще минус налог надобавленную стоимость. Между уровнем цен, себестоимостью и прибылью имеетсяопределенная связь. Прибыль от реализации товарной продукции рассчитывают поформуле:
Прп = РП — ПСрп ,
где Прп — прибыль от реализации товарнойпродукции; РП — выручка от реализации товарной продукции без налога на добавленнуюстоимость; ПСрп — полная себестоимость реализованной продукции.
Эту формулу можно раскрыть, показавсостав реализованной продукции:
Прп =∑qz — ∑qр ,
где q— количество проданных изделий; z— цена изделия; ∑qz— объем реализованной продукции, выручка; р — полнаясебестоимость одного изделия; ∑qр— полная себестоимость реализованной продукции.
Преобразуемая формула Прп∑q(z— p)подтверждает зависимость прибыли от трех факторов (количества реализованных изделий,цены и себестоимости единицы товара) или от двух факторов (количествареализованной продукции и уровня рентабельности изделия).
Повышение уровня прибыльности может быть достигнуто нетолько за счет повышения рентабельности отдельных видов продукции, но и за счетускорения оборачиваемости средств, а также повышения эффективности всехактивов, используемых фирмой:
Рпред =
где Рпред — рентабельностьпредприятия; П0— прибыль, оставшаяся в