Реферат по предмету "Экономическая теория"


Монополия и конкуренция 2

--PAGE_BREAK--

         Современный хозяйственный механизм представляет собой объединение стихийного рыночного регулирования с сознательным управлением со стороны монополий и государства. Одну из его основ составляет конкуренция, но в современных условиях это преимущественно несовершенная конкуренция.

         Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня действует качественно новая конкуренция, которая отражает новую структуру рынка, его монопольный характер. Традиционную модель рынка называют монополией («моно» — единственный и «полист» — продавец). В этом случае одна фирма является производителем продукта.

         Характерные черты монополии следующие. Если одна фирма является единственным производителем и единственным поставщиком, то она приобретает качество отрасли. Ее продукция уникальная, не имеет заменителей, и покупатель вынужден обращаться только к ней. Это позволяет фирме осуществлять контроль над ценой и воздействовать на общий объем предложения. Переход других производителей в свою отрасль фирма блокирует. Барьеры могут быть экономическими, юридическими, техническими. Реальными барьерами, препятствующими вхождению в отрасль, считаются следующие: эффект масштаба, исключительные права и собственность на важнейшие виды сырья. В некоторых странах правите5льство предоставляет фирме статус единственного продавца товаров и услуг, но взамен на эти привилегии оно сохраняет за собой право регулировать деятельность таких монополий, чтобы исключить ущерб, который они могут принести немонополизированным отраслям и населению (6, С.177).

         Кроме этих барьеров, препятствующих вступлению в отрасль, монополии могут использовать физическое устранение конкурента, давление на банки с целью воспрепятствовать получению конкурентам кредита, переманивание ведущих специалистов фирм-конкурентов и прочие способы.

         Основным инструментом для установления своего господства монополии используют цену. Различают три вида монопольных цен: монопольно высокие, по которым монополии продают свою продукцию потребителям; монопольно низкие, по которым монополии закупают сырье и комплектующие детали у поставщиков; дискриминационные цены, которые монополии устанавливают на различных рынках применительно к различным группам покупателей по вариантам товаров и услуг, а также по территориальному ми временному признаку. 

         Монополия как тип экономического поведения на рынке имеет положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, крупное производство дает возможность снижать издержки производства и в целом экономить ресурсы; оно меньше подвержено банкротству, а значит, сдерживает рост безработицы, имеет больше возможностей для проведения научно-исследовательских работ и т.д.  иногда государство заинтересованно в существовании некоторых монополий (например, Газпром) при условии регулирования их деятельности. Такие монополии носят название естественных.

         С другой стороны, в рыночной экономике монополия является препятствием свободной конкуренции, что не способствует снижению цен, повышению качества продукции и т.д. и в конечном итоге ведет к снижению жизненного уровня населения.

         Довольно часто субъекты рынка применяют ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция выражается посредством изменения цен на товары. Фирмы-продавцы снижают или увеличивают цену, анализируя кривую спроса на конкретном рынке. Основное условие ведения успешной конкурентной борьбы с помощью цен – это постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости продукции. Выигрывает тот предприниматель, который располагает реальными шансами снижения издержек производства.

         Механизм ценовой конкуренции действует следующим образом. Фирма-производитель устанавливает на свою продукцию цены ниже рыночных. Конкуренты, не имеющие возможности последовать той же инициативе, не могут удержаться на рынке и уходят с него или разоряются. Так что на выигрыш может рассчитывать только та фирма, которая имеет действительно сильное положение на рынке по сравнению с конкурентами (6, С.190). Если же конкурирующие фирмы находятся в примерно равных условиях, то «ценовая война» не просто расточительна, но и бессмысленна.

         При неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшается, однако на первый план выходят уникальные свойства продукта, его техническая надежность, высокое качество. Именно это, а не снижение цены позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара.

         В современных условиях сохранились следующие типы монополий.

         Первый тип монополизма является результатом конкурентной борьбы. В основе лежит конкуренция и централизация производства и капитала. Монополии такого типа являются результатом развития производственных сил в условиях рыночного механизма хозяйствования. Такой вид монополизма проявляется чаще всего в банковском или страховом деле, его особенность состоит в самовозрастании денежного капитала, что ведет к замедлению внедрения результатов научно-технического прогресса и общему экономическому застою. Этот тип монополий обычно регулируются государством.

         Второй тип представлен олигополиями, власть которых над рынком носит особый характер. Олигополия различается по отраслевому признаку. Применяемая технология позволяет такому, как правило, крупному предприятию достичь монопольного положения, концентрировать в своих руках материальные и людские ресурсы и на этой основе максимизировать прибыль, добиться монопольного положения в отрасли.

         Третий тип монополий связан с применением товаров, на которые утверждены торговые марки. Коммерческий успех попадает в зависимость не только от цен на товары и их потребительское качество, но и от того, сумеет ли производитель поставить товар в монопольное положение на рынке.

         Четвертый тип монополий представляют предприятия, применяющие те или иные достижения НТП. Монополии такого типа носят временный характер. Вмешательство государства в деятельность таких предприятий минимально и ограничивается введением правовых норм, способствующим более свободному обмену научно-технической информации.

         Пятый тип представлен естественными монополиями, которые занимаются выпуском и продажей ценных государственных бумаг и денежных знаков. На этих рынках государству как монополисту противостоят другие субъекты экономической системы государства, регулируя спрос и предложение денег. Естественные монополии могут иметь место на рынках тех товаров и услуг, неэластичность спроса на которые составляют неотъемлемые элементы потребительского набора, например снабжение населения потребительскими товарами, особенно связанными с использованием последних достижений научно-технического прогресса.

         Шестой тип характерен для стран, в которых господствующим является административно-командный метод управления народными хозяйством. Такой тип монополий наносит тяжелый урон экономике станы по следующим причинам:

— монополии незамедлительно проникают во все сферы народного хозяйства;

— все сектора экономики имеют высокий уровень монополизации.

         Так, например, в России монополиями контролируется 90% сбыта и производства продукции.

         Государственный монополизм возникает одновременно с административно-командным управлением отраслями народного хозяйства. Такие монополии просто не воспринимают государственное регулирование и не ощущают конкуренции со стороны предпринимателей. При монополизации экономики цены на товары и услуги утрачивают рыночную гибкость, слабо реагируют на изменения спроса и предложения, в результате чего остро ощущается дезориентация инвестиционных потоков. В связи с этим расширяется список товаров неэластичного спроса, что ведет к усилению монополизации производства.

         Судя по опыту развитых стран, правительствам приходится проводить демонополизацию экономики по двум направлениям:

— либерализация рынков (снижение таможенных пошлин, отмена квот и других количественных ограничений на ввозимые или вывозимые товары) и поступление на рынок иностранных товаров;

— государственный контроль над процессом централизации капитала, сопровождаемый финансовыми санкциями согласно антимонополистическому законодательству.

         Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонольную политику как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. На данном этапе проблема монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто экономической, она все больше становится политической и общественной. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.

         Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды

играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

         В данном направлении нужно обратить особое внимание на более чем вековой опыт антимонопольного законодательства и на антимонопольную практику других развитых стран. Но здесь возникает еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений, не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий — гибельный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
3. Государственное регулирование хозяйственной деятельности монополий, его особенности в России

         История развития монополий является одновременно и историей борьбы с

ними. Негативные результаты монополизации проявляются сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение, которое требует государственной защиты потребителей от деятельности монополистов, ограничения деятельности других.

         Накопленный опыт и научные обобщения помогли обществу понять все «плюсы» и «минусы» монополий, выработать по отношению к ним определенную политику, которая получила название монопольной (3, С.160). Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не имеют целью запрещение или ликвидацию монопольных образований. В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на  государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением. К. Маркс еще в середине прошлого столетия пришел к выводу, что появление монополий требует государственного вмешательства.

         Главная цель этого вмешательства заключается в защите и сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции. Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя.

         Существуют две основные формы борьбы с монополиями:

1) предупреждение создания монополий;

2) ограничение использования монопольной власти.

         Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае накладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами.

         Кроме осуществления процесса демонополизации антимонопольная служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь в этом должна, прежде всего, пресса и другие средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право на соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует ее.

         Может ли антимонопольная политика государства нанести вред экономике своей страны? Да, может, если она, без учета экономических взаимосвязей и без скрупулезной оценки той или иной проблемы, запрещает укрупнение фирм, которое было бы полезно и предоставило бы лучшие шансы в конкурентной борьбе с отечественными или зарубежными конкурентами. Очень важно, чтобы проведение антимонопольной политики завоевало доверие и поддержку населения, чтобы люди знали, что они могут обратиться в антимонопольные службы со своими проблемами. Необходимо убедить людей,

что свободная конкуренция является добром для всех.

         Во всех промышленно развитых странах в настоящее время осуществляется правовое регулирование (как правило, в рамках торгового права) процесса концентрации капитала и конкуренции в целях смягчения экономических и социальных последствий монополистической практики.

         Разработка и принятие антимонопольного законодательства -   одно из самых важных средств такого государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма. При этом под олигополией понимается такая организация отрасли (или локального рынка), при которой ограниченное число крупных производителей выпускают значительную или преобладающую часть отраслевой продукции и благодаря этому они способны либо осуществлять самостоятельную монопольную политику, либо вступать в монопольный сговор относительно единой рыночной политики (3, С.127). Важнейшая черта олигополистического рынка — взаимодействие конкурентных и монопольных сил. Следует отметить, что антимонопольное законодательство не является первой попыткой в истории развития регулируемой конкуренции.

         Впервые регулирование конкурентных отношений возникло в середине ХIХ века в рамках законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции, когда назрела необходимость в правовом регулировании методов и средств ведения конкуренции с тем, чтобы уберечь от дезорганизации товарно-денежные отношения.

         Возвращаясь к генезису антимонопольного законодательства, необходимо

отметить, что исторически сложилось два типа антимонопольных законов. Первый из них предусматривает формальное запрещение монополии, второй строится на принципе контроля за монополистическими объединениями и ограничения их злоупотреблений. Речь идет об антитрестовском законодательстве США и европейской системе антимонопольного законодательства, которая предусматривает контроль за монополистическими объединениями в целях недопущения их злоупотреблений своим господствующим положением на рынке.        

         Нарастающая концентрация производства во второй половине ХIХ в. привела к росту монополий во всех странах и их существенному влиянию на экономику. Такие процессы вызвали негативную реакцию со стороны всех слоев общества. Правительства различных стран, опасаясь усиления кризисных явлений, были вынуждены усиливать давление на деятельность монополий законодательными методами. Хотя конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в различных странах можно выделить характерные для всех стран основы этого законодательства:

— охрана и поощрение конкуренции;

— контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке;

— защита интересов потребителей;

— сохранение конкурентной среды на рынке;

— защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.

         Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам между крупными фирмами. Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

         В Западной Европе, которая сегодня практически полностью экономически объединена в рамках Европейского сообщества, антимонопольное регулирование устанавливается Комиссией европейских сообществ, специальный комиссар которой рассматривает и утверждает  все крупные соглашения о слиянии и образовании картелей. Соглашения поощряются, если они связаны с ускорением НТП и улучшением конкурентных условий деятельности европейских фирм.

         В Российской Федерации начало регулирования антимонопольной деятельности относится к марту 1991г., когда был принят Закон РСФСР от 22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

         Монополистическая структура экономика России, которая в научной литературе часто обозначается как государственный монополизм, складывалась под воздействием следующих основных факторов:

— наличие административно-командной системы управления, что проявлялось в директивном управлении, централизации большой части доходов, устойчивый и массовый дефицит, многократно обостряющий конкуренцию потребителей и превращающий всех производителей в монополистов. Монополия, возникшая из дефицита, может сама его, и воспроизводить, так как фирма-монополист не заинтересована в полном удовлетворении потребительского спроса;

— концентрация и специализация производства. В конце 1980-х гг. в руках государства было сосредоточено около 85% массы основных средств производства. Более 90% продукции машиностроения производилось на предприятиях, на которых было занято свыше 1 тыс. рабочих. Чрезвычайно высокая степень концентрации производства и сейчас наблюдается практически во всех отраслях экономики России. Концентрация производства дополняется узкой предметной специализацией производства, которая  просто несовместима с конкурентной борьбой и, более того, порождает зависимость потребителей от поставщиков-монополистов.

         Серьезное изучение путей  и методов борьбы с монополизмом в нашей стране началось относительно недавно. Обсуждаются два варианта антимонопольной политики. Первый из них предусматривает, что демонополизация производства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, т.е. заблаговременно должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монополистического рынка. Второй вариант – это путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям. Центральное место здесь занимают методы рыночного саморегулирования и косвенного регулирования: создание возможностей для протекания в экономике процессов, способствующих демонополизации, что потребовало принятия ряда законов для определения организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также для обеспечения условий создания и эффективного функционирования товарных рынков. Закон дает определение таких понятий, как «товар», «рынок», «хозяйствующий субъект», «конкуренция», «доминирующее положение», «монополистическая деятельность».

         Согласно закону фирма может занимать «доминирующее положение», если ее доля на рынке превышает 35% — величину, устанавливаемую ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной политике (ГКАП).

         Любое предприятие представляет собой торговую или промышленную структуру, пользующуюся правом юридического лица, позволяющую отличить одно предприятие от другого.

         Таким образом, главным действующим лицом современной экономики является предприятие, существующее в виде акционерных компаний, связанных друг с другом так называемой системой участия.

         Система участия представляет собой целый ряд многоступенчатого подчинения одних предприятий другим путем соучастия в их акционерном капитале. Головная компания скупает контрольные пакеты акций других компаний – дочерних, которые в свою очередь скупают акции еще нижестоящих компаний и т.д. Последовательное применение такой системы приводит к тому, что головное общество осуществляет контроль над расширяющейся пирамидой компаний и распоряжается капиталами, которые во много раз превосходят ее собственные. Дочерние предприятия в правовом отношении являются самостоятельными единицами, однако большинство финансовых операций регламентируются головной компанией. Вся совокупность подобных компаний: материнских, дочерних и т.д. – получила название корпорации.

         В современных корпорациях роль материнской компании, как правило, выполняют финансовые общества – холдинг-компании, основной деятельностью которых является постоянное приобретение акционерного капитала других фирм, управление контрольными пакетами акций. Путем сосредоточения в своих руках контрольных пакетов акций эти специфические фирмы выступают в качестве главной финансовой и управленческой службы, которая направляет, оказывает услуги и помощь зависимым компаниям, которые обладают относительной самостоятельностью. Холдинг обеспечивает их финансовую поддержку, определяет стратегию инвестиций, координирует направление развития в соответствии с заданными задачами и целями головного общества.

         Участие холдинг-компании в капитале других фирм приводит к дальнейшему усложнению системы участия. Ведущие компании не только имеют акции других компаний, но и вынуждают последние закупать свои собственные ценные бумаги. Таким образом, зависимая фирма превращается в общество, принимающая участие в акционерном капитале основной компании (6, С.187). Такая система усложняется еще и тем, что материнские компании приобретают акции не только дочерних, но и внучатых, правнучатых и т.п. компаний. В свою очередь последние покупают акции ведущего общества.     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Понятие и особенности административно-правовых отношений
Реферат Разработка инвестиционной стратегии. Оценка акций и облигаций
Реферат Разработка бизнес-плана финансового оздоровления предприятия ООО "СельхозПрод"
Реферат Review Of Sublime Video Essay Research Paper
Реферат Развитие мирового рынка ссудных капиталов
Реферат Упрощенная система налогооболожения
Реферат Развитие рынка фиктивного капитала
Реферат Развитие финансового обеспечения системы здравоохранения
Реферат Пути усовершенствования налогообложения в РБ
Реферат Развитие электронных платежных систем
Реферат Black Face Essay Research Paper Black FaceIn
Реферат Контроль ввоза товаров, подлежащих обязательной сертификации
Реферат Гендерні дослідження в контексті постнекласичної раціональності
Реферат Почвы, как компонент ландшафта
Реферат Уплата налогов, механизмы и режимы