Реферат по предмету "Экономическая теория"


Монополии в российской экономике

--PAGE_BREAK--Барьеры, защищающие монопольный рынок
Оказывается, что захватить рынок и стать на нем монополистом очень сложно, но удержать этот рынок в своих руках еще сложнее. Поэтому издавна монополисты научились возводить барьеры на входе в контролируемые ими рынки. Именно эти барьеры мешают проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации к лучшему для покупателей.

Барьер для входа в отрасль (Barrier entry) – ограничитель, который предотвращает появление новых дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для того, чтобы  поддерживать монополию в долгосрочном плане. Так, если бы был возможен  свободный вход на рынок, то экономические прибыли, получаемые  монополистом, привлекли бы  на рынок новых продавцов,  значит, возросло бы предложение. Монопольный контроль над ценами  исчез бы вовсе, так как рынки, в конечном  счете,  стали бы конкурентными.

 Типы барьеров, препятствующих проникновению новых фирм на монополизированные рынки:

1.  Юридические барьеры. Вход на монополизированный рынок обычно очень сильно может быть ограничен с помощью юридических барьеров. Самыми  древними формами таких барьеров были монопольные  права, которые присваивались себе по праву сильного правителями и которые со временем получили название “государственных монополий”.   Под этим именем они продолжают существовать и сегодня.

Надо сказать, что государство рождает монополию или создает условия для нее и тогда, когда выгоды от этого достаются преимущественно не государственной казне, а другим лицам или организациям.

Например, государство осуществляет лицензирование определенных видов деятельности, и без получения государственной лицензии такой деятельностью заниматься просто нельзя. Лицензируются, например, деятельность радиостанций и телекомпаний, нотариусов, аудиторов, банков, охота на определенные породы ценных животных (в частности, пушных), изготовление спиртных напитков или торговля ими и т.д.  Итогом лицензирования является ограничение доступа желающих проникнуть в определенные сферы деятельности и, следовательно, создание предпосылок для рождения монополистов.

Естественно, лицензирование придумано не для создания монополий – оно решает совершенно иные задачи. Например, предотвращение фальсификации алкогольных напитков не лицензированными и потому бесконтрольными фирмами, продукцией которых люди могут отравиться. Тем не менее, экономически грамотный человек не может не замечать побочных последствий лицензирования как фактора усиления монополизации.

Важнейшим видом юридических барьеров, рождающих  и защищающих монополию, являются патенты на изобретения и научно-технические разработки.

Патенты и авторские права. Патенты и авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или произведений искусства, литературы, музыки и так далее исключительные права на продажу, использование, предоставление лицензии на использование их изобретений и творений. Патенты могут выдаваться на производственные технологии. Но патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции лишь на ограниченное количество лет, в зависимости от местного законодательства. После окончания срока действия патента барьер для входа в отрасль исчезает. Идея патентов и авторских прав стимулирует фирмы и отдельные личности к изобретению новых продуктов, так как изобретателю заранее гарантируются  эксклюзивные права на реализацию продукта.


2.  Естественные барьеры. В некоторых случаях рождение монополии оказывается практически неизбежным по сугубо объективным причинам. Такие монополии называют обычно естественными. Поскольку порождающие их барьеры естественны, то есть закономерно присущи определенному рынку.

Полная характеристика естественных монополий будет дана ниже, однако, для раскрытия сущности естественных барьеров, необходимо ввести определение естественных монополий.

Естественная монополия – отрасль, в которой производство  товара или оказание услуг сосредотачивается  в одной фирме в силу объективных (природных или технических) причин, и это выгодно обществу.

     В зависимости от вида естественной монополии существуют естественные барьеры  двух видов:

а) Когда рождение  монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

б) Второй вид естественных барьеров, препятствующих проникновение конкурентов на рынок монополиста, характерен для монополий, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо  экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в  квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить  в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

3.  Экономические барьеры. Такие барьеры возводятся самими  фирмами-монополистами или являются следствием неблагоприятной общеэкономической ситуации в стране.

Также в качестве барьеров для входа в отрасль, контролируемую монополистом, могут служить:

а). Собственность на все предложение производственного ресурса.   Монополия также может поддерживаться  в результате владения всеми источниками конкретного ресурса, необходимого для  производства монополизированного товара.


б).  Уникальные способности и знания также могут создать монополию.Так певцы, художники, спортсмены обладают монополией на использование своих услуг. Фирма, обладающая технологическим секретом, при условии, что другие фирмы не могут воспроизвести данную технологию, обладает монополией на данный продукт. Хотя, как правило, такая монополия не является  чистой, так как могут существовать близкие заменители данного продукта.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Источники монополий
Экономисты насчитывают четыре фактора, каждый из которых, сочетание некоторых из них или все четыре способствуют тому, что некоторая фирма становится монополией. Рассмотрим поочередно каждый из этих факторов.

1. Полный (исключительный) контроль над вводимыми важными факторами производства.

Например, в течение многих лет фирма “Ксерокс” контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, просто потому, что она обладала более совершенными знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенными патентами.

Также, подобное монопольное положение создалось в результате полного контроля фирмы “Де Бирс Даймонд Майнз” над большинством мировой добычи и поставок необработанных алмазов. В обоих случаях у конкурентов по существу не было возможности проникнуть в эту область деятельности.

Однако, осуществление  исключительного контроля над ключевыми вводимыми факторами производства, например, ресурсами, не гарантируют монополии постоянной власти. Например, предпочтение, отдаваемое настоящим алмазам, основано, главным образом, на том историческом факте, что добытые  в копях алмазы действительно когда-то  превосходили по качеству синтетические алмазы. Но, принимая во внимание то, что, в конце концов, синтетические алмазы стало невозможно отличить от настоящих, вскоре не будет никаких оснований для такого предпочтения. В результате фирма “Де Бирс Даймонд Майнз”, контролирующая добычу и поставки на рынок настоящих алмазов, перестанет быть монополией, пользующейся неограниченной властью. Для производства существующих видов изделий непрерывно разрабатываются все новые способы, и исключительность вводимых факторов производства, которая генерирует сегодняшнюю монополию, завтра может оказаться устаревшей.

2. Экономия, обусловленная ростом масштаба производства (проявляющаяся в снижении долгосрочных средних издержек  производства на единицу продукции при увеличении объема выпуска продукции).

Когда кривая долгосрочных средних издержек (при данных фиксированных ценах на вводимые ресурсы) представляет собой  нисходящую покатую прямую, то самый дешевый способ удовлетворить отраслевой продукцией потребителя заключается в том, чтобы сконцентрировать производство данного изделия в руках одной единственной фирмы.

Рынок, который обслуживается с наименьшими затратами одной фирмой, носит название естественной монополии.

Но падение кривой долгосрочных средних издержек возможно даже при отсутствии экономии, обусловленной ростом масштаба производства. Это может случиться, например, если цена на основные вводимые ресурсы значительно падает, а выпуск промышленной продукции расширяется. Отметим, однако, с осторожностью, что этот случай не принадлежит к числу тех, которые способствуют становлению естественной монополии. Цены на вводимые ресурсы в рассматриваемом случае зависят от уровня выпуска продукции отраслью, а не от уровня выпуска продукции какой-либо одной фирмой.

Строго говоря, не наклон кривой долгосрочных средних издержек определяет, имеем ли мы дело с естественной монополией, а эффект масштаба, то есть экономия, обусловленная ростом масштаба производства. При фиксированных ценах на вводимые ресурсы, конечно, всегда справедливо соотношение один к одному между эффектом  масштаба и наклоном кривой долгосрочных средних издержек. Но когда цены на вводимые ресурсы изменяются с изменением уровня выпуска продукции в отраслевом масштабе, такое производство уже не является монополией.

3. Патенты. В большинстве стран мира изобретения защищены с помощью той или иной патентной системы. Патент, вообще говоря, обычно предоставляет право исключительного получения прибыли на всех стадиях производства, где используется данное изобретение. Наряду с прибылью, существуют также издержки, связанные с ис­пользованием патентов. Когда речь идет об издержках, связанных с использованием патентов, то соответствующая монополия обычно устанавливает более высокие цены для покупателей. С точки зрения повышения прибылей патент дела­ет возможным осуществление очень большого числа изобретений, ко­торые без патента внедрять было нельзя. Хотя некоторые изобрете­ния совершаются чисто случайно, большинство из них являются результатом длительных усилий и затраченных на их разработку средств  в солидных исследовательских лабораториях. Если фирме не удалось продать свою продукцию по достаточно высокой цене, чтобы возместить указанные издержки, то у нее нет никакого эко­номического стимула для проведения дальнейших исследований и разработок. Без применения патентов конкуренция вынудила бы фирму снизить цену до значения, равного приращению издержек, и скорость обновления основных фондов снизилась бы до недопусти­мых величин. Защита от конкуренции, обеспечиваемая внедрением патентов, позволяет фирме возместить затраты на обновление про­изводства.

Например, только фирма “Полароид”, благодаря имеющимся у нее необходимым патентам может продавать определенные типы фотопленки и фотокамер.

4.  Государственные лицензии или привилегии. На многих рын­ках закон не разрешает заниматься бизнесом никому, кроме фирм, имеющих государственные лицензии.

В подобных случаях государственная лицензия выступает в виде первопричины возникновения монополии, но на самом деле здесь имеет место эффект масштаба, проявляющийся в другой форме. Но государственные лицензии необходимы и на раз­ных других рынках, например, для таксистов, где эффект масштаба не представляется важным фактором.

Государственные лицензии иногда сопровождаются строгими правилами, которые четко регламентируют, что может гарантиро­вать лицензия, и что — нет. Там, например, где однотипным ре­сторанам предоставляется государственная лицензия с исключительными правами, в лицензии часто оговаривается, что ресторану разрешается повышать цены не более чем, скажем, на 10% по срав­нению с назначенными им ценами в его нерегулируемых торговых точках. В других случаях государство просто устанавливает чрез­вычайно высокую плату за лицензию, фактически вынуждая покупате­ля лицензии устанавливать цены с надбавкой.

Иногда государство само ограничивает приток новых фирм в отрасль. Монополии могут существовать в силу того, что они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. Так, по закону местная электрическая компания может поставлять вам электроэнергия. В некоторых случаях правительство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только  государственные монополии могут продавать табак.  В некоторых странах право на импорт конкретных товаров предоставлено правительством одной-единственной компании. Правительство может пойти создание монополии в области импорта товара по политическим соображениям, или за вознаграждение, полученное государственными деятелями от импортера, или и по той, и другой причинам.

 В конечном счёте, наиболее ванным из четырех факторов, кото­рые способствуют становлению монополии, является экономия, обу­словленная ростом масштаба производства. Производственные про­цессы с течением времени изменяются, поэтому исключительный кон­троль над важными вводимыми факторами производства представляет собой лишь временный фактор, способствующий процветанию монопо­лии. Патенты тоже по своей природе преходящи. Государственные лицензии могут, конечно, действовать в течение длительного вре­мени, но многие из таких лицензий по сути лишь подтверждают пер­востепенную важность экономии, обусловленной ростом масштаба производства, которая способствует становлению монополии в лю­бом случае.

Хотя правительство может предоставить компании монопольное право, например, в том случае, когда имеет место экономия от масштаба. В данном случае конкуренция была бы расточительна с точки зрения общества. Но правительство может в то же самое время стремиться к регулированию поведения компании, с тем, чтобы ослабить основные явления неэффективности монополизации, уменьшить социальные потери, связанные с ограничением выпуска.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Спрос на продукт монополиста
Кривая  спрос на  выпуск продукции монопольной фирмы совпадает с наклоненной вниз кривой рыночного спроса  на продукт, продаваемый монополией.   Поэтому монополист  считается  с реакцией покупателей на изменение цены, когда устанавливает цену на свой продукт.

Монополист может установить либо цену своего товара, либо его количество, предлагаемое на продажу за любой определенный период времени. И раз он выбрал цену, то требуемое количество товара определится кривой спроса. Аналогично, если  фирма — монополист выберет в качестве устанавливаемого параметра количество товара поставляемого ею на рынок, то цену, которую потребители заплатят за это количество товара, определит спрос на данный товар.

Предложение продукции чистой монополией является рыночным предложением.  Спрос на товар монополиста также является рыночным спросом. ( Это объясняет тот факт, что монополист не является получателем цены),
Монопольное предложение
Монополист, в отличие от конкурентного продавца, не является получателем цены, и даже наоборот, сам назначает цену на рынке. Монополия может выбрать цену, которая максимизирует ее прибыль, и предоставить, самим покупателям выбирать, сколько покупать данного товара. Таким образом, невозможно дать определение кривой спроса на продукцию монополии. Фирма решает: сколько товаров производить, основываясь на информации о спросе на ее продукт. Если такая информация существует, то фирма назначает такой выпуск, при котором предельный доход равняется предельным издержкам.

Кривая предельных издержек монополиста направлена вверх, но при повышении спроса на товар фирмы монополист не всегда увеличит свой выпуск. Изменение выпуска произойдет только при сдвиге кривой предельного дохода.
Предельный доход монополиста
В предыдущем пункте мы уже говорили, что кривая спроса на продукт монополиста направлена вниз, поэтому при увеличении количества товара он вынужден понижать цену. Предельный доход дополнительных продаж монополиста всегда меньше, чем цена.

Можно выделить две интересные особенности поведения монополиста:

1)                На повышение спроса монополист не всегда отвечает увеличением выпуска, вместо этого монополист может просто поднять цены на свой товар. Его реакция зависит не только от изменения спроса на его товар, но и от  того, как изменится эластичность спроса, при изменении последнего. Поскольку изменение или сдвиг кривой предельного дохода зависит напрямую от изменения ценовой эластичности, связанной с данной ценой. Для монополиста сдвиг кривой предельного дохода, а не кривой спроса на его продукт, является решающим фактором при изменении выпуска.


2)                Невозможно определить кривую спроса для монополиста, так как для оного и того же количества товара   можно определить две и более цены. ( И наоборот две и более цены могут ставиться в соответствие одному и тому же выпуску). Кривую спроса невозможно использовать для того, чтобы объяснить, какое количество продукции монополист предложит на рынок, так как  фирма сама назначает цены.

Монопольная цена
Особого внимания  требует вопрос ценовой политики монополистических образований. Монополии, как уже говорилось выше, используя свое монополистическое положение, имеют возможность влиять на цены, а иногда и устанавливать их. Вследствие этого появляется новая разновидность цены, которая называется монопольной ценой, которая устанавливается предпринимателем, занимающим монопольное положение на рынке, и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя. К этому следует добавить, что эта цена рассчитана на получение сверхприбылей, или монополистических прибылей. Именно в цене реализуется выгода монопольного положения.

Особенность монопольной цены заключается в том, что она сознательно отклоняется от реальной рыночной цены, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. Монопольная цена является верхней или нижней в зависимости от того, кто ее формирует — монополист или монопсония. Рассматривая монопольные образования, мы говорим, о верхней монопольной цене. Но одинаково в  обоих случаях обеспечивается выгода последних за счет потребителя или мелкого производителя: первый переплачивает, а второй не получает надлежащей ему части продукта. Таким образом, монопольная цена являет собой определенную “дань”, которую общество вынуждено платить тем, кто занимает монопольное положение.

Отличают монопольную высокую и монопольную низкую цены. Первую устанавливает монополист, оккупировавший рынок, и с ней вынужден мириться потребитель, лишенный альтернативы. Вторую формирует монопсонист по отношению к мелким производителям, которые тоже не имеют выбора. Следовательно, монопольная цена осуществляет перераспределение продукта между хозяйственными субъектами, но такое перераспределение, которое основывается на внеэкономических факторах. Но сущность монопольной цены этим не исчерпывается, она также  отражает и экономические преимущества крупного, высокотехнического производства, обеспечивая получения сверх излишнего продукта.

Монопольной цены складывается из следующих составляющих:

1.     средняя прибыль, получаемая предпринимателями в условиях свободного перемещения капитала в результате действия межотраслевой конкуренции;

2.     обычная сверхприбыль, получаемая предпринимателями, которые осуществляют нововведения;

3.     монопольная сверхприбыль от использования (злоупотребления) монопольного положения.

Монопольная цена — это верхняя цена, за которую монополист может продать товар или услугу и которая содержит в себе максимальную монопольная сверхприбыль от использования (злоупотребления) монопольного положения.

Однако, как показывает опыт, удержать такую цену в течение длительного времени невозможно. Сверхприбыли, как мощный магнит, притягивают в отрасль других предпринимателей, которые в результате “ломают” монополию. Барьеры, сдерживающие проникновение других предпринимателей в отрасль, были рассмотрены выше.

Следует учитывать также и то, что монополия может регулировать производство, но не спрос. Даже она вынуждена учитывать реакцию покупателей на увеличение цен. Монополизировать можно только тот  товар, на который существует неэластичный спрос. Но и в такой ситуации подорожание продукции приводит к ограничению ее потребления. Монополист имеет две возможности: или применить небольшой дефицит для удержания высокой цены, или увеличить объем продажи, но уже по сниженным ценам.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Формы и виды монополий
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:

1.     естественная,

2.     административная

3.     экономическая.
Естественная монополия
Естественнаямонополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Основными признаками естественной монополии являются:

1.     Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано  с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.

2.     Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной  системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.

3.     Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем  спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей  отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение  тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным  энергоносителем сложно.

4.     Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

Существуют два типа естественных монополий:

а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо  экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в  квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить  в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести  к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

С. Фишер дает другое определение естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем  его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.
Административная монополия
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Государственные монополии
Существование государственных монополий на рынке конкрет­ных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодо­рожный транспорт), так и государственными ограничениями при­тока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).

В отличие от совершенного конкурента, принимающего ры­ночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих из­держек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относитель­ному сокращению объемов производства и более высоким ры­ночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит бо­лее или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкурен­ции на рынке.
Монополия в виде контроля фирмы над редкими природными ресурсами, знаниями
Другой причиной возникновения и сохранения фирмой осо­бого монопольного положения является ограниченность и невозможность воспроизводить отдельные природные ресурсы (например, нефть). Контроль за добычей и реализацией данного вида сырья создает их собственникам особые благоприятные условия на рын­ке, препятствует проникновению на рассматриваемый рынок других компаний.

Контроль фирмы над знаниями в виде собственности на па­тент предоставляет ей исключительное право на производство и продажу вновь изобретенного продукта в течение определенного периода времени. Классическим примером монополии данного вида была компания “Дженерал Электрик”, которая безраздель­но господствовала на рынке электрических лампочек, изобретен­ных Эдисоном, с 1892 по 1930 г.
Экономическая монополия
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Что является причиной появления и развития монополистических тенденций? По этому вопросу в экономической литературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Один из тех, что предпочитают такие взгляды — английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно”. Она является логическим завершением стратегии предприятий. Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности  увеличения  своих прибылей.  Одной  из  них,  наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.

Иной движущей  силой действий предпринимателей в этом направлении является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его движителем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы  средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что, появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.
Типы монополий
Современная экономическая теория выделяет три типа монополий:

1)               монополия отдельного предприятия;

2)               монополия как соглашение;

3)               монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот  путь к монополии можно считать “порядочным”, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на «нет» конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты.

Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем, объеме производства, ценах, рынках сбыта. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех его участников уровни цен и условия продаж покупателям.

Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Хотя необходимо сказать пару слов о таком способе монополизации, как корнер.

Корнер – способ, придуманный еще в ХVIвеке. Смысл этого метода прост: купцы или производители заключают тайное соглашение о скупке о временном изъятии с рынка какого-либо товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники “ринга” получают повышенный доход.

Например, в 1931 году участники Международного оловянного картеля организовали корнер по олову. Они скупили огромное количество олова и создали на него ажиотажный спрос, вызвавший, в свою очередь, резкий рост цен. Добившись этого, участники корнера  спустя  год распродали свои запасы металла с огромной прибылью.

Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность. Иными словами, они объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Существуют также отраслевые холдинги, созданные в результате скупки пакетов конкурирующих фирм и установлении благодаря этому над ними экономического контроля с целью проведения единой монопольной политики продаж и цен.

Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились и   начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разно отраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.

Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и, захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.

За свою историю человечество накопило немалый опыт  столкновений  с монополиями и убедилось, что монополия – это экономическое зло. Появление монополий  нарушает нормальную работу  рыночных механизмов, а это вредно для интересов нации в целом. И потому большинство стран мира постепенно пришло к пониманию необходимости борьбы с монополией.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Антимонопольное регулирование
История развития монополий является одновременно и историей борьбы с ними. Негативные результаты монополизации проявляются сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Существование монополистической структуры приводит к различным отрицательным последствиям для общества, не позволяет использовать все преимущества рыночного механизма. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение, которое требует государственной защиты потребителей от деятельности монополистов, ограничения деятельности других. Ведь одной из важнейших функции государства является создание условий для нормального функционирования рынка.

Накопленный опыт и научные обобщения помогли обществу понять все “плюсы” и “минусы” монополий, выработать по отношению к ним определенную политику, которая получила название монопольной. Монопольную политику разрабатывает и реализует государство. Во всех странах с рыночной экономикой существует  антимонопольное законодательство. Оно впервые возникло в Канаде (в 1889 году) и США (в 1890 году).

Под антимонопольной политикой понимается система государственных мер правового, экономического, финансового, налогового, психологического характера, препятствующая проявлениям антиконкурентного поведения и способствующая эффективному функционированию рыночной экономики. Антимонопольная политика — это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.

Отношение государства, общества к проблемам монополизма и конкуренции двояко. Эта двойственность исходит из того, что в условиях концентрации производства и обращения объективна тенденция сокращения производства, роста цен, злоупотреблений монопольным положением.

С другой стороны, концентрация ведет к массовому производству продукции и, следовательно, к снижению издержек производства, а в целом к эко­номии основных видов ресурсов.

Исходя из этих двух тенденций, государство строит антимонопольную политику.

Можно выделить три направления антимонопольной политики.

Во-первых, борьба с монополизацией. В США рынок отрасли считается монополизированным, если доля одной фирмы составляет 60% и выше. При этом американское законодательство направлено не против крупных размеров корпораций как таковых, а против последствий захвата рын­ка монополистами, так как в ряде случаев минимальные средние издержки могут быть достигнуты лишь при значи­тельных выпусках продукции, которые могут составлять до­статочно большую долю отраслевого объема производства. Поэтому дополнительными критериями для отнесения ком­паний к монополистам служат подавление партнеров путем снижения цен ниже издержек производства, заключение контрактов с другими фирмами, направленных против кон­курентов. Компания не преследуется, если она производит “необычные” товары или услуги, является новатором, и при многих других обстоятельствах.

Во-вторых, предотвращение антиконкурентных слияний фирм.

В-третьих, запрет сговоров о ценах, т. е. образования кар­телей. Запрещены соглашения между фирмами о разделе рын­ка, групповой бойкот других фирм, манипулирование ставка­ми на аукционах.

К числу других наиболее широко применяемых методов борьбы с монополизацией рынков относятся:

1) предельное упрощение процедуры создания но­вых фирм;

2) снятие всех барьеров во внешней торговле и от­крытие внутренних рынков для зарубежных фирм, разрушающих контроль над рынком отечественных монополистов;

3) принудительное разделение крупнейших фирм-монополистов на несколько более мелких и незави­симых друг от друга (как это было проделано некогда со “Стандарт Ойл”);

4) введение государственного контроля за проце­дурами слияния и поглощения фирм, а в некоторых случаях — установление порядка, при котором по­глощения и слияния возможны лишь с разрешения государства;

5) введение в особо сложных случаях (чаще всего это относится к естественным монополиям) прямого государственного контроля за ценами и заработной платой. Последнее связано с тем, что в определен­ных ситуациях профсоюзы, если они достаточно массовые, трактуются законом как монопольные продавцы на рынке труда;

6) наказание фирм за проведение политикицено­вой дискриминации.

Осуществление антимонопольных действий со стороны государства в тактическом плане возможно двумя путями.

Во-первых, антимонополистические мероприятия должны в значительной части предшествовать переходу к рыночным отношениям. Предварительно необходимо создание системы мер противодействия монополиям (создание антимонопольного законодательства, расформирование крупных объединений, первичная демонополизация). Но этому варианту присущи недостатки. Они связаны с тем, что вместо одной формы монополизма возникают другие, что не ведет к развитию конкуренции.

Во-вторых,  антимонополистические  действия должны осуществляться одновременно с переходом к рыночным отношениям и в рамках этих отношений. Синхронность этих процессов в большей мере способствует демонополизации экономики, развитию конкуренции. В этой связи всей совокупности мероприятий по экономической реформе необходимо придавать антимонопольную направленность. Необходима антимонопольная экспертиза принимаемых решений.

Антимонопольная политика во времени видоизменяется. На каком-то этапе развития приоритетными являются одни направления антимонопольной политики, а с изменением ситуации акценты меняются.

Однако некоторые формы монополии современная экономическая наука и законодательство все же счита­ют нормальным явлением и потому не преследуют. Прежде всего, не подлежит наказанию та фирма, которая сумела схватить значительную долю рынка за счет:

·        создания уникального товара;

·        эффективного маркетинга;

·        разработки и освоение новой технологии, позволившей существенно снизить затраты и на этой основе продавать товары по более низким ценам, не лишаясь прибыли.

Можно сказать, что антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не имеют целью запрещение или ликвидацию монопольных образований. В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на  государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением. К. Маркс еще в середине прошлого столетия пришел к выводу, что появление монополий требует государственного вмешательства.

Главная цель этого вмешательства заключается в защите и сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции. Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя. Существуют две основные формы борьбы с монополиями:

1)     предупреждение создания монополий;

2)     ограничение использования монопольной власти.

Демонополизация осуществляется путем либерализации рынков. Это достигается гибким маневрированием таможенным режимом (снижение таможенных пошлин, отмена квот, ликвидация других барьеров, препятствующих поступлению на внутренний рынок иностранной продукции), улучшением инвестиционного климата для зарубежных инвесторов, поддержкой малого бизнеса и т.д.

Важное значение имеют государственный контроль над процессом концентрации капитала, финансовые санкции в случае нарушения антимонопольного законодательства.

Необходимо умело использовать такой инструмент антимонопольной политики, как ведение Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. Включение в Реестр служит предостережением, хозяйствующим субъектам, является профилактической мерой и может быть основанием для изучения того или иного субъекта в плане установления монополистической деятельности.

В качестве одного из инструментов антимонопольной политики используется предварительное согласие антимонопольных органов на создание, реорганизацию, ликвидацию, слияние предприятий, приобретение акций (долей) в уставном капитале, на проведение операций на рынке банковских услуг. Предварительное согласие рассматривается как важный элемент политики создания конкурентной среды.

Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае налагаются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами.

Кроме осуществления процесса демонополизации антимонопольная служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь в этом должна, прежде всего, пресса и другие средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право на соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует ее.

Антимонопольная политика государства способна нанести вред экономике своей страны, если она, без учета экономических взаимосвязей и без скрупулезной оценки той или иной проблемы, запрещает укрупнение фирм, которое было бы полезно и предоставило бы лучшие шансы в конкурентной борьбе с отечественными или зарубежными конкурентами.

Итак, не во всех случаях антимонопольное законодательство яв­ляется достаточно эффективным. Оно отличается высокой степенью неопределенности, часто не позволяет точно уста­навливать размеры монополизации рынка. Но в целом оно способствует созданию условий для развития конкуренции. За его нарушения предусмотрены значительная уголовная и гражданская ответственность.

В этой связи стратегическим направлением антимонопольной политики становится работа по поддержанию и формированию добросовестной конкуренции. Этому нередко мешают соглашения хозяйствующих субъектов, направленные на раздел рынка по территориальному или продуктовому признаку, на создание препятствий входа на рынок конкурентов, на проведение скоординированной ценовой политики. Поэтому антимонопольная политика включает и меры по пресечению подобных антиконкурентных действий. Вместе с тем остается актуальной проблема ограничения и пресечения монополистической деятельности.

Наконец разберемся, какую политику проводит государство по отношению к естественным монополиям. В данном случае возникает противоречие. С одной стороны, фирмы — естественные монополисты, как любые монополисты, устанавливают высокие монопольные цены, сокращая объем производства продукции, и получают сверхприбыли. С другой стороны, как указывалось  выше, конкуренция в отраслях с естественной монополией экономически неэффективна. Поэтому государство, сохраняя естественные монополии, принимает меры к ограничению их отрицательных последствий для общества, прежде всего, контролируя цены на их продукцию.

Обычно, устанавливая цены на продукцию естественных монополий, государство в странах Запада следит за тем, чтобы цены в максимальной степени приближались к предельным издержкам, величина получаемой фирмами прибыли не превышала “нормальной” и снижались издержки.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Молодёжь и общество: проблемы социальной адаптации в современном мире
Реферат Мораль этические воззрения средневековья Рыцарский эпос
Реферат Стресс в профессиональной деятельности
Реферат Основний обробіток ґрунту під льон олійний після пшениці озимої в південній частині правобережного лісостепу України
Реферат Положение 19 февраля 1961 г., из историческое значение
Реферат Советская экономическая мысль в 1917-1930-х гг.
Реферат Экономическое содержание понятий регион и региональная политика
Реферат Визначення продуктивності печі СШЦМ-6.12/10
Реферат Способы транспортировки нефти
Реферат Анализ стихотворения А. Блока Осенняя воля комментарий к стихотворению
Реферат Стереотипи та забобони
Реферат Порядок рассмотрения участковым инспектором милиции предложений, заявлений, жалоб, граждан
Реферат Развитие методов экспертизы инновационных проектов и решений
Реферат Confucius Essay Research Paper ConfuciusIf our government
Реферат Проектирование городской телефонной сети