Реферат по предмету "Экономическая теория"


Внешние и внутренние факторы экономического роста в России

--PAGE_BREAK--1.2 Прогнозные оценки показателей экономического роста России на 2009 год
Период 2007-2009 годов является переходным в развитии российской экономики. Активизируется перестройка факторов экономического роста, сопровождаемая структурными сдвигами.

В прогнозном периоде ожидаются значительные изменения в соотношении факторов экономического роста – ослабление вклада нефтяных цен и увеличение вклада инновационной и инвестиционной компонент развития.

Вклад фактора внешнеэкономической конъюнктуры, в значительной степени определявший высокие темпы роста в предшествующие годы, заметно уменьшается: с 2,1 п.п. прироста ВВП в 2005 году до 1,7 п.п. прироста ВВП в 2006 году и 1,3 п.п. в 2009 году. Это обусловлено не только снижением мировых цен, но относительно невысокими темпами роста физических объемов экспорта нефти и сырья.

 В таких условиях темпы роста экономики могут упасть до 4,8-5,0% в 2008-2009 годах. Для преодоления этой тенденции необходимо, чтобы набрали силу новые факторы роста, связанные с диверсификацией экономики, повышением нормы накопления и уровня инновационной активности. Для выхода к 2009 году на параметры роста не ниже 5,9%, необходимо повышение вклада инновационной компоненты развития до уровня не менее 0,9 — 1 п.п. роста ВВП (против 0,6 п.п. в 2005 году), а инвестиционного фактора роста — до 2,2 п.п. ВВП.

Улучшение инвестиционного климата может придать в 2009 году импульс росту частных инвестиций. В результате усиления склонности российского бизнеса к инвестированию, притока частных и государственных инвестиций (включая государственно-частное партнерство) среднегодовой темп прироста инвестиций в основной капитал в экономике составит от 7,9% до 10 %.

Реализация комплекса мер по стимулированию экономического роста предполагает повышение эффективности государственных расходов инвестиционного характера. Их объем, включая инвестиционный фонд и инвестиционную часть национальных проектов, увеличится с 2,1% ВВП в 2006 году до 2,7% ВВП в 2007 году (второй вариант) в связи с запуском новых целевых программ и активизацией государственно-частного партнерства. В 2008-2009 годах расходы инвестиционного характера снизятся до 2,3-2,4 процентов ВВП.

Повышение качества экономического ростапроявляется:

·        во-первых, в опережающих темпах роста обрабатывающих секторов и более активном изменении в их пользу структуры инвестиций;

·        во-вторых, в повышении доли экспорта машиностроительной продукции в общем объеме экспорта;

·        в-третьих, в более активном преодолении накопленного отставания в развитии транспортной и энергетической инфраструктуры.

Второй сценарий позволяет снизить зависимость российской экономики от конъюнктуры мировых рынков энергоносителей и сырья. Он предполагает формирование заделов в высокотехнологичных секторах, которые создают возможность ускорения роста в более долгосрочной перспективе.

Ускорение экономического роста может быть достигнуто, прежде всего, за счет увеличения масштабов использования ресурсов производства. Особенно большие возможности для ускорения роста открывает использование таких факторов, как повышение капиталовооруженности труда; совершенствование технологии производства на основе достижений пауки и техники; улучшение экономических механизмов, способствующих распределению ограниченных ресурсов; повышение уровня образованности работников и т. п. Эти факторы обеспечивают интенсивный рост, значение которого со временем все повышается. Именно благодаря интенсивному росту можно избежать угрозы голода, порождаемой ростом численности населения и убывающей предельной производительностью факторов производства.

В Российской Федерации формирование нового качества экономического роста связано с осуществлением глобальных преобразований, осуществляемых при проведении рыночных реформ, призванных стимулировать деловую активность в обществе, ее направленность на рост потребительской удовлетворенности и развитие творческой инициативы, как предпринимателей, так и работников, выполняющих исполнительские функции в процессе производства.


2 Внешние факторы экономического роста России
2.1 Внешнеэкономическая политика государства


Внешнеэкономическая политика направлена на регулирование всех форм внешнеэкономических связей. Определяет режим их осуществления, включая экспорт и импорт товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, движение валюты и др. Проводя внешнеэкономическую политику, государство стремится, во-первых, создать для своих предпринимателей наиболее благоприятные условия реализации их товаров по сравнению с иностранными на внутреннем рынке, во-вторых, способствовать расширению внешнеэкономических позиций своих предпринимателей путём различных мероприятий, а также стимулировать вывоз товаров национального производства. Основные средства осуществления внешнеэкономической политики: таможенно-тарифная система  и нетарифные барьеры, регулирование движения капитала и валютного курса, эмиграция и иммиграция рабочей силы, торговля ценными бумагами и др.

Важнейшая составная часть внешнеэкономической политики — внешнеторговая политика. Исторически известны два основных её направления: протекционизм и фритредерство. Протекционизм направлен на защиту собственной промышленности или сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке, для чего используются таможенные тарифы и др. барьеры, призванные не допустить иностранные товары на внутренний рынок или ухудшить их конкурентоспособность. Протекционизм был характерен для периода формирования капитализма.

В противоположность этому политика свободной торговли (фритредерство) предполагает отмену различного рода ограничений на пути иностранных товаров. Для политики свободной торговли характерны низкие таможенные пошлины или полная их отмена, ликвидация различных ограничений импорта и т. д. Но, хотя идеологи фритредерства и провозглашали принцип невмешательства государства в частнокапиталистическую деятельность, тем не менее, государство активно использовалось в борьбе за рынки, в частности, внешние.

Важнейшей задачей государственного регулирования становится усиление международной конкурентоспособности «своих» предпринимателей; с этой целью национальное государство не только проводит мероприятия в области внешнеэкономических связей, но и принимает меры по форсированию накопления капитала, стимулированию технического совершенствования производства, формированию новых отраслей и видов производств.

Основными методами внешнеторговой политики являются таможенно-тарифное регулирование (взимание импортных и экспортных пошлин) и нетарифное регулирование (квотирование, лицензирование и др.). Таможенные пошлины выступают не только инструментом регулирования внешней торговли, но и важным источником доходов государственного бюджета. В большинстве стран взимаются только импортные пошлины. Свод таможенных импортных пошлин составляет таможенный тариф. Выполняя фискальные функции, таможенный тариф вместе с тем призван быть инструментом разумного протекционизма, защищать отрасли национального производства, способные быть конкурентоспособными на внутреннем и на мировом рынках, и стимулировать прогрессивные структурные сдвиги во внешней торговле страны. Этим принципам должно отвечать построение таможенного тарифа. В промышленно развитых странах средний уровень таможенных пошлин низкий (5-6%), в развивающихся — он намного выше (до 50%). В действующем таможенном тарифе РФ его средний уровень 13-14%.

К нетарифному регулированию относится, прежде всего, установление квот экспорта или импорта отдельных товаров. В условиях либерализации торговли в промышленно развитых странах квоты на импорт в основном отменены, хотя получившие распространение ограничения экспорта добровольные по существу являются квотами. Импортные квоты в РФ, как правило, не применяются. Экспортные квоты в мировой практике встречаются редко. В начале отечественных рыночных реформ для ограничения вывоза сырьевых товаров наряду с экспортными пошлинами использовались экспортные квоты, которые в дальнейшем были отменены.

Лицензирование, предполагающее получение экспортёром или импортёром специального разрешения (лицензии) на осуществление внешнеторговой сделки с соответствующим товаром, применяется для контроля за соблюдением квот, если они установлены, а также за торговлей специфическими товарами.

Основные принципы государственного регулирования внешней торговли определены в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

Элементами внешнеэкономической политики являются:

·        регулирование движения капитала.

В условиях рыночных реформ привлечение капитала в РФ — одно из приоритетных направлений внешнеэкономической политики. Ввоз иностранного капитала в страну регулируется Законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», принятым 9 июля 1999 г., в соответствии с которым иностранные инвестиции пользуются в РФ национальным режимом. Им предоставлены гарантии от национализации, реквизиции им конфискации (кроме исключительных случаев, предусмотренных законодательством).

·        государственное регулирование международного технологического обмена, коммерческого использования интеллектуальной и промышленной собственности.

      В системе мер внешнеэкономической политики важное место занимает валютная политика, от характера которой в многой зависит степень либерализации внешнеэкономических связей и открытости экономики.

Важнейшими инструментами внешнеэкономической политики являются заключаемые страной торговые договоры и соглашения, а также другие соглашения, регулирующие её отношения со странами-партнёрами. В современных условиях важное значение имеет участие в международных соглашениях, договорах и в деятельности международных организаций, которые регулируют торговые, валютные и др. экономические отношения.

Регулированием международных валютных и кредитных отношений занимаются такие финансовые международные организации, как Международный валютный фонд, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития, членом которых является РФ.

Для многих стран одно из основных направлений внешнеэкономической политики — участие в интеграционных группировках, в рамках которых создаются наиболее благоприятные условия для экономических отношений стран-участниц. Для РФ важное значение имеет сотрудничество с бывшими республиками СССР в рамках Содружества Независимых Государств и Таможенного союза. В декабре 1997 г. РФ была принята в Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Экономические отношения РФ со странами ЕС базируются на соглашении о партнёрстве и сотрудничестве, подписанном в 1995 г.
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Внешний долг страны
Внешним долгом считаются долговые обязательства России перед иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

«Государственными внешними заимствованиями РФ – привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их  юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства РФ как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственными внешними заимствованиями РФ формируют государственный внешний долг РФ». Эта формулировка в большей степени соответствует принятым в международной практике определениям внешнего долга.
Влияние внешнего долга на российскую экономику

Внешний долг, то есть накопленная задолженность субъектов хозяйствования и органов власти перед нерезидентами, — ключевой фактор экономического развития России в XXI в… Эта ситуация соответствует современным тенденциям, которые свидетельствуют о том, что мировая экономика дефицитна и имеет ярко выраженные долговые черты. Подавляющее число государств испытывает недостаток собственных финансовых ресурсов для осуществления внутренних платежей, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономической политики и выполнения обязательств по уже осуществлённым внешним заимствованиям. В разных странах соотношение привлечённых и предоставленных средств неодинаково, однако практически везде, в том числе и в России, сложилась экономическая система, во многом основанная на внешних заимствованиях.

Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, экономические спады в стране, кризисы различных сферах деятельности и т.д. Еще один источник государственного долга – политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.

Можно выделить определенный характер взаимодействия внешних заимствований с соответствующими сферами экономики страны. Прежде всего, важен характер опасности чрезмерного роста внешнего долга с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности страны. Для государственного бюджета в трехзвенном  кредитном цикле, таких как привлечение, использование, погашение, – неблагоприятные  последствия чрезмерного возрастания внешнего долга связаны в основном со стадией его погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные источники, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса. В то же время неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу. В любом случае степень и последствия взаимодействия зависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнего долга.

В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости. Особое место при этом занимает вопрос о возможных неблагоприятных последствиях в случае чрезмерной девальвации национальной валюты, относительно занижения ее реального курса.

Финансовая неустойчивость мировой экономики приобретает системный характер и принуждает отдельные страны и регионы к поиску новых экономических моделей, обеспечивающих необходимый баланс между реализацией национальных интересов и прагматичным участием в международных экономических отношениях. Составной частью такой экономической модели является система управления государственным долгом. До 2001 г. внешняя задолженность России оказывала негативное воздействие на развитие национальной экономики России по нескольким направлениям:

·         усиливалась зависимость РФ от иностранных государств, предоставлявших кредиты, при принятии решений в области экономической политики;

·         происходило сокращение объёма средств, которые могли быть направлены на инвестирование, что серьёзно ограничивало экономический рост;

·         сокращался объём средств, которые могли быть направлены на развитие социальной сферы, усиливалась социальная напряженность;

·         дестабилизировалась денежно-кредитная ситуация; происходило ослабление позиций России на мировых рынках товаров и капиталов.

Совокупность этих качественных показателей дает основания характеризовать экономическую систему страны в XXI в. как долговую. Это означает, что принятие большинства экономических решений на государственном уровне было тесно связано и зависело, от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Поэтому построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления внешней задолженностью и их увязка с другими направлениями экономической политики государства являлось на современном этапе задачей исключительной важности.

Внешние заимствования представляли собой источник финансовых ресурсов для органов власти. Их особенность заключалась в том, что, хотя всеми правами в сфере привлечения и использования международных кредитов обладали органы исполнительной и законодательной власти, бремя ответственности за ошибочное решение ложилось на граждан страны, которые через систему налогов передавали субъектам власти средства, необходимые для погашения внешней задолженности. Таким образом, внешний долг оказывал серьёзное влияние на налоговую нагрузку и социальную ситуацию.

Для принятия решения о внешнем займе должны быть учтены, как минимум, четыре фактора:

1)    финансовые возможности страны по погашению взятых кредитов в будущем;

2)    возможные потери от невыполнения или неполного выполнения тех   задач,     для которых привлекаются средства из-за рубежа;

3)    цена внешних финансовых ресурсов;

4)    степень зависимости от внешних кредиторов при принятии решений в дальнейшем.

Ни один из этих факторов не учитывался в полной мере при привлечении зарубежных кредитов в последние 10-16 лет, что привело к катастрофическому нарастанию внешней задолженности.

По официальным данным Минфина на 31 декабря 1997 г. внешний долг России составлял 123.5 млрд. долларов, из которых 91,4 млрд. долларов — составляли долги, доставшиеся в наследство от Советского Союза. Однако в 1998 году вновь были сделаны масштабные заимствования. К 1 июля внешний долг вырос до 129 млрд. долларов, и, этот рост задолженности был связан, в первую очередь, с попытками предотвратить дефолт по внутреннему долгу. Во второй половине 1998 года произошла конвертация части внутреннего долга во внешний – объем задолженности на конец 1998 года составил уже — 156,6 млрд.долларов, а в 1999 году достиг своего исторического пика — 167 млрд. долларов (более 90% ВНП в долларовом исчислении) В 1997-98 годах затраты на обслуживание долга составляли половину бюджетных расходов.

В 2000 году благодаря списанию части задолженности бывшего СССР долг сократился до 148.7 млрд. долларов, в 2001 году за счет проведенных выплат долг сократился до 138 млрд. долларов; за 2004 год гос. долг сократился на 353,3 млрд. рублей (5,4 млрд. долларов) и составлял на 1 января 2005 года 3 трлн. 172,8 млрд. рублей (114,3 млрд. долларов).

Таблица 3 — Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 октября 2008 года

Наименование

Сумма, млрд долларов США

Сумма, млрд ЕВРО

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией)

40.4

28.0

Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба

1.4

1.0

Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба

2.0

1.4

Задолженность бывшим странам СЭВ

1.5

1.0

Коммерческая задолженность бывшего СССР

0.8

0.6

Задолженность перед международными финансовыми организациями

4.6

3.2

Задолженность по еврооблигационным займам

27.7

19.2

Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)

1.8      

1.2

Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте

0.6

0.4
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.3 Отток капитала из России
Переход к рынку в России начался несколько лет назад, но массовый отток капитала из страны продолжается. Издержки этого явления хорошо известны: утрата производительного потенциала, налоговой базы и контроля над денежными агрегатами – все это ложится тяжелым бременем на общество в целом и затрудняет осуществление мер государственной политики. В то же время отток капитала может быть как симптомом, так и средством противозаконной деятельности, что, как многие полагают, особенно актуально в случае России. Наконец, многочисленные сообщения в прессе указывают на возможность того, что часть средств, предоставляемых международными финансовыми учреждениями (МФУ) просто переправляется за пределы страны и даже оседает на индивидуальных счетах в зарубежных банках. Таким образом, отток капитала, по всей вероятности, также подрывает общественную поддержку программ МФУ в России.
Основные причины оттока капитала из России

С самого начала перехода к рыночной экономике Россия столкнулась с целым рядом проблем, которые сделали достаточно рискованным хранение сбережений населения внутри страны и, наоборот, в значительной мере способствовали переводу личных сбережений за рубеж. Несмотря на то, что был принят ряд мер по устранению этих проблем, качество реформ в этом направлении остается далеко неоднозначным.

·        Макроэкономическая нестабильность, являющаяся в большой степени следствием политической нестабильности, порождает неуверенность в отношении будущей прибыли от инвестиций в России.

·        Произвольный и конфискационный характер системы налогообложения способствует уклонению от уплаты налогов, а перевод средств за рубеж позволяет легко укрывать их от налоговых органов.

·        Недоверие к банковской системе способствует переводу сбережений за рубеж.

·        Слабость институциональных механизмов защиты прав собственности и широко распространившаяся коррупция не располагают к накоплению активов в России.

·        Наконец, в некоторых случаях приватизация создала возможности для руководителей предприятий отчуждать находящиеся в их ведении активы и укрывать полученную выручку за рубежом.

Следствием всего этого является мощный отток капитала из страны с использованием таких средств, как занижение сумм в счетах-фактурах при экспортных операциях, оформление фиктивных авансовых платежей в счет импорта, а также банковские переводы в обход существующих мер контроля.

В своем стремлении ограничить отток капитала из России органы государственной власти полагаются на стратегию, объединяющую два подхода. Во-первых, при помощи экономических реформ, многие из которых проводятся в рамках программ, финансируемых МФУ, предполагается устранить главные причины оттока капитала. Во-вторых, меры регулирования капитала используются для пресечения конкретных каналов оттока капитала; вслед за кризисом августа 1998 года усилия в этом направлении были активизированы.

Каналы оттока капитала из России

Каналы оттока капитала из России хорошо известны и включают в себя следующие:

·        Предоставление неверных сведений о размерах экспортной выручки, особенно в топливно-энергетическом секторе.

a)     Неверное указание доходов от экспорта достигается несколькими способами: занижение сумм в счетах-фактурах при экспортных операциях;

b)    контрабандный экспорт, доходы от которого переводятся в зарубежные компании или на зарубежные счета;

c)     осуществление экспорта через оффшорные дочерние предприятия по заниженным отпускным ценам, причем разница между ними и рыночными ценами остается в оффшорной зоне.

Преимущественное сосредоточение российского экспорта в энергетическом секторе превращает его в основной канал оттока капитала из России. Как предполагается в Fischer and Sahay (1999), именно “нефтяное проклятие” отчасти объясняет подобное сочетание медленного хода реформ, коррупции и оттока капитала из России. Очевидная взаимосвязь между интенсивностью оттока капитала из страны и ростом мировых цен на нефть также подтверждает ту точку зрения, что отток капитала в значительной мере отражает невозвращение в страну экспортной выручки от продажи энергоносителей.

Слабость таможенного и пограничного контроля в государствах бывшего СССР в первые годы реформ облегчала отток капитала через этот канал. Например, некоторые страны Балтии превратились в центры реэкспорта товаров, незаконно экспортированных из России.

·        Завышение размеров платежей по импорту, в том числе с помощью фиктивных контрактов на импорт товаров или услуг.
По сравнению с экспортным механизмом, величину оттока капитала через этот канал оценить значительно сложнее, поскольку структура российского импорта оказывается значительно более диверсифицированной, чем структура экспорта. По оценкам в Tikhomirov (1997), указанные в контрактах цены импортируемых пищевых продуктов, таких как пшеница и подсолнечное масло, превышают мировые цены на 40 процентов.

·        Фиктивная предоплата по импортным сделкам.

Это еще один из важных каналов оттока капитала. Имеется множество примеров, когда предприятия создаются исключительно с целью оформления импортного контракта, на основании которого банк предоставляет крупную предоплату. Как только перевод средства осуществляется, предприятие ликвидируется.

·        Целый ряд операций по счетам движения капиталов в обход установленных правил нередко осуществляется российскими банками через корреспондентские счета зарубежных банков.

В ряде случаев граждане России также приобретают банки (обычно в тех странах, где отсутствует строгий надзор за банковской деятельностью) с целью открытия корреспондентских счетов с российским банком. Эти счета служат каналом оттока капитала, практически неподконтрольным ЦБ Российской Федерации.

Подводя итоги, можно сказать, что основополагающими причинами оттока капитала являются политическая неопределенность, непоследовательность реформ, слабость институциональной основы, в том числе, выраженной в коррупции. Данные по другим странам с переходной экономикой показывают, что решение этих проблем часто приводит к преодолению оттока капитала. Меры регулирования капитала, хотя и приносят определенную краткосрочную выгоду, смягчая изменчивость потоков капитала, представляются все же неэффективными с точки зрения среднесрочных задач предотвращения оттока капитала, и обходятся очень дорого, поскольку приводят к росту коррупции. Таким образом, среднесрочная стратегия после выборов должна предусматривать график постепенной отмены мер контроля с одновременным проведением комплексных мер по совершенствованию управления и макроэкономических показателей, а также по укреплению банковской системы.
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.4 Валютный курс и экономический рост
Среди факторов, оказывающих значительное влияние на экономический рост, интенсивность структурных изменений, инвестиционную привлекательность страны, уровень жизни населения и другие параметры экономического и социального развития, регулярно называется уровень валютного курса. Широкое признание самого факта такого влияния сочетается с существенными разногласиями относительно направленности этого воздействия, его «силы», оценки величины заниженности (завышенности) курса, характера экономической политики, способной приблизить величину реального валютного курса к «желаемым» значениям.

Валютный курс представляет собой цену национальной валюты, выраженную в иностранной валюте. Валютный курс оказывает огромное влияние на валютнообменные операции, международную торговлю и инвестиции — словом, все то, что связывает национальную экономику с общемировым рынком. Валютный курс занимает центральное место в денежно-кредитной политике: он может использоваться как целевой ориентир, инструмент политики или просто экономический показатель. Роль валютного курса во многом определяется типом выбранной денежно-кредитной политики.

По виду валютных рынков курсы могут быть внутренними и внешними. Внутренний курс устанавливается по итогам торгов на внутреннем рынке, внешний – по итогам торгов на валютных биржах за пределами государства.

По способу расчета выделяют номинальный, реальный, номинальный эффективный и реальный эффективный валютные курсы.

Номинальный  валютный курс— это обменный валютный курс, действующий в данной стране. Обычно, под номинальным валютным курсом  в РФ понимается официальный валютный курс рубля,  устанавливаемый Центральным банком РФ.

Номинальный курс – это определенная конкретная цена национальной валюты при ее обмене на иностранную, и наоборот, рассчитывается как отношение национальной валюты к курсам валют стран основных торговых партнеров с учетом удельных весов этих стран в валютных операциях данного государства:

         

 Еn= F/D                                                                                (1)

        где   Еn– номинальный курс валюты;

      F–иностранная валюта;

                D– национальная валюта.

Для анализа валютной ситуации страны Центральный банк РФ определяет реальный эффективный курс  рубля, который подсчитывается на основе соотношения  ценовых показателей не к одной валюте — американскому доллару — а по отношению к набору основных мировых валют стран торговых партнеров РФ, куда входит и евро. И если валютный курс евро к доллару и соответственно номинальный курс евро к рублю растет, то рост реального эффективного курса рубля оказывается меньше, чем рост реального эффективного курса рубля только к одной валюте — американскому доллару. Так в 2003 г. реальный курс рубля к американскому доллару вырос на 19 %, а реальный курс рубля к евро даже  снизился на 4 %, поэтому в целом реальный эффективный курс рубля в 2003 г. повысился только на 4,1 %.

Реальный валютный курс  не является собственно валютным курсом. Его можно определить как отношение цен товаров двух стран, выраженных в соответствующих валютах..

Реальный курс национальной валюты рассчитывается умножением номинального курса на соотношение уровня цен в двух государствах и является показателем конкурентоспособности национальных товаров:

Er= En(Pf/ Pd)                                             (2)

где Er– реальный валютный курс;

      Pf– индекс цен зарубежной страны;

      Pd– индекс цен внутри страны.
Влияние изменений валютного курса на экономику

Снижение курса национальной валюты (девальвация) обычно выгодно экспортерам, так как они получают экспортную премию (надбавку) при обмене вырученной иностранной валюты на подешевевшую национальную. Экспортеры стремятся при этом увеличить свои прибыли путем расширения объем вывоза товаров по ценам ниже среднемировых.

Импортеры при девальвации проигрывают, так как им дороже обходится покупка валюты цены контракта. При падении курса национальной валюты уменьшается реальный долг, выраженный в ней, но увеличивается внешняя задолженность в иностранной валюте, приобретение которой обходится дороже.

Повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным денежным единицам (ревальвация) оказывает, в принципе, противоположное воздействие на международные экономические отношения. Последствия колебаний валютного курса зависят от валютно-экономического и экспортного потенциала страны, ее позиций в мировом хозяйстве.

Необходимость валютного курсаобъясняется следующим факторами.

1.  Взаимный обмен валютами при торговле товарами, услугами, при дви­жении капиталов и кредитов. Экспортер обменивает вырученную иностран­ную валюту на национальную, так как валюты других стран не могут обра­щаться в качестве законного покупательного и платежного средства на тер­ритории данного государства. Импортер обменивает национальную валюту на иностранную для оплаты товаров, купленных за рубежом. Должник приобретает иностранную валюту на национальную — для погашения задолженнос­ти и выплаты процентов по внешним займам.

2. Сравнение цен мировых и национальных рынков, а также стоимостных показателей разных стран, выраженных в национальных или иностранных валютах.

3. Периодическая переоценка счетов в иностранной валюте фирм и бан­ков. Внешне валютный курс представляется участникам обмена как «цена» денежной единицы одной страны, выраженная в иностранных деньгах, т. е. коэффициент пересчета одной валюты в другую определяется соотношением спроса и предложения на валютном рынке.
Таблица 4 -  Показатели валютного курса



Факт                                                Прогноз



2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Курс

«рубль/доллар»:















На конец года

28.8

26.3

24.6

26.5

28.2

29.4

30.6

среднегодовой

28.3

27.1

25.6

24.7

27.3

28.8

30.0



Изменение курса валюты по-разному сказывается на различных субъектах рынка. При неизменных внешних и внутренних ценах изменение курса валюты меняет относительные цены. Удешевление рубля делает наши товары за границей дешевле, а иностранные товары на внутреннем рынке — дороже. Соответственно, если ситуация складывается противоположным образом, то это ухудшает позиции национальных экспортеров, но идет на пользу потребителям импортных товаров в стране.        

Негативные последствия понижения стоимости валюты помимо потребителей испытывают на себе производители, чье производство основано на импортируемом сырье, материалах, оборудовании: происходит рост издержек и, как следствие, падение прибыли или убыточность производства, а далее сокращение его объемов или закрытие.
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.5 Цены на нефть
Одна из причин роста цены на нефть — слабеющий доллар (низкий курс доллара США). Так первого октября в паре доллар/евро (USD/EUR) установлен очередной рекорд: за евро давали уже 1,428 доллара. Причины таких показателей: ослабление инфляционного давления в США, признаки замедления американской экономики.

Выделим отдельно причины роста цен на нефть, актуальные на сегодняшний день:

·        экономическая (при снижении курса доллара США нефтяные контракты корректируются на величину этого снижения).  Публикация различной экономической статистики по США  (например, статистика по расходам населения США);

·        военно-политическая (война в Ираке, конфликт вокруг Ирана, беспорядками в Нигерии);

·        климатическая (боязнь ураганов в нефтедобывающих районах, в первую очередь — Мексиканский залив, где добываются значительные объемы нефти);

·        связанные с запасами и потреблением энергоносителей (сокращение запасов на нефтяных терминалах).

Рассмотрим динамику цен на нефть: в период с 1948 по 1960 гг. цены на нефть изменялись несущественно и лежали в интервале от 13 до 16 долл. за баррель. В 1960 г. Была образована ОПЕК, и цены на нефть стали монотонно падать. В 1972 г. цена на нефть была ниже 12 долл., а в  1974 г. цена на нефть увеличилась в 4 раза и составила 46 долл. Такое значительное увеличение цены на нефть связано с войной Йом-Киппур. В 1979 г. цена на нефть увеличилась в 2 раза и составила 85 долл. Причиной столь значительного повышения цены на нефть стала революция в Иране и война между Ираком и Ираном.

Высокие цены на нефть стимулировали развитие энергосберегающих технологий, в результате чего мировой спрос на нефть упал. Высокие цены на нефть также способствовали повышению разведки и добычи нефти вне ОПЕК. Начиная с 1981 г. цены на нефть начали падать, в 1982 г. ОПЕК вводит первые квоты, чтобы удержать их на прежнем уровне. В 1985 г. цена на нефть упала до уровня 50 долл.В результате вторжения Ирака в Кувейт цена на нефть в 1990 г. повысилась, но вскоре продолжила падать. Благодаря повышению экономической активности в США и экономическому буму в Азии потребление нефти к 1997 г. значительно увеличилось, что способствовало повышению цены на нефть и повышению квот ОПЕК. Дальнейший азиатский кризис спровоцировал падение потребления нефти, а, следовательно, и падение цен, ОПЕК ответила понижением квот, и только к 1999 г. падение цен сменилась повышением.  Страны ОПЕК сумели договориться о сокращении добычи нефти, и к середине 2000 года цены достигли $30 за баррель. С конца 2003 до 2005 включительно произошёл новый резкий скачок цен, в мае 2008 была достигнута цена $135, и удерживается на уровне выше $100. Некоторые считают причиной этого скачка цен предполагаемое вторжение США в Иран, по мнению других, он знаменует начало давно ожидаемого нефтяного кризиса, когда истощающимся месторождениям всё труднее удовлетворить растущий спрос на нефть. Большинство аналитиков считают, что эта цена будет снижена. Одни называют цифру 40, другие 75 долларов за баррель.

Цена нефти в феврале 2008-го уже превышала психологически важную отметку в 100 долларов за баррель, в марте высокие темпы роста цен продолжились(110$). Максимальная цена нефти сорта WTI (Light Sweet) была достигнута 11 июля 2008 года, превысив $147  за баррель.

В октябре 2008 цена на нефть опустилась ниже 67 долларов за баррель в результате глобального экономического кризиса и достигла своего 12 месячного минимума.

Следует отметить, что рост мировых цен на нефть всегда разгоняет долларовую инфляцию, так как США крупнейший потребитель нефти.


Рисунок 1- Динамика изменения цены на нефть (декабрь 2007 г.- декабрь 2008 г.)



3 Внутренние факторы экономического роста России
3.1 Проблема региональной дифференциации экономического развития России
Исторически сложившиеся различия в экономическом развитии регионов России оказывают значительное влияние на государственное устройство, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономической политики.

Уменьшение различий в экономическом развитии создает благоприятные условия для развития внутреннего рынка, оптимизации социально-экономических преобразований, укрепления единства российского государства, в то время как усиление различий затрудняет проведение единой политики социально-экономических преобразований и формирование общенационального рынка, увеличивает опасность возникновения региональных кризисов и межрегиональных конфликтов, дезинтеграции национальной экономики и ослабления целостности общества и государства.

С началом рыночных реформ различия в социально-экономическом развитии регионов стали усиливаться, что можно объяснить двумя причинами: наличием регионов с разной структурой экономики и значительным ослаблением регулирующей роли государства.

Оценка социально-экономического развития федеральных округов показывает, что в каждом из них имеются неблагополучные регионы. В наихудшем положении находятся Сибирский, Дальневосточный и Южный федеральные округа.

Комплексная оценка динамики развития субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, позволяет сделать вывод о некоторой стабилизации социально-экономического положения в них. Вместе с тем несколько регионов этого округа отстают по уровню социально-экономического развития. По таким показателям как, как объем инвестиций в основной капитал, объем среднедушевого внешнеторгового оборота, среднедушевая финансовая обеспеченность региона, доля занятых на малых предприятиях, отношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума и доля среднедушевого розничного товарооборота.

    Оценка социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа позволяет сделать вывод об улучшении ситуации. Вместе с тем ухудшились показатели развития отраслей социальной инфраструктуры и уменьшились объемы инвестиций в основной капитал на душу населения.

        В целом социально-экономическое развитие Южного федерального округа остается гораздо ниже среднего уровня, в том числе по доле валового регионального продукта на душу населения, объему внешнеторгового оборота на душу населения и наличию основных фондов на душу населения. Низкие значения показателей валового регионального продукта на душу населения, объема внешнеторгового оборота на душу населения, уровня финансовой обеспеченности региона на душу населения, общего объема розничного товарооборота и платных услуг на душу населения, основных фондов на душу населения и развития отраслей социальной инфраструктуры составляют основу отсталости субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ. 

 В Приволжском федеральном округе наблюдается тенденция к стабилизации социально-экономического развития, хотя практически все показатели этого региона ниже среднего по России.

         Комплексная оценка социально-экономического развития Уральского федерального округа свидетельствует о стабилизации положения на уровне ниже среднероссийского по основным показателям после спада в 1999 г. К группе наиболее неблагополучных можно отнести Курганскую область.

Результаты комплексной оценки социально-экономического положения Сибирского федерального округа свидетельствуют о спаде его развития в 1999 – 2000 гг. Наибольшее отклонение от среднего по России уровня наблюдается в отношении валового регионального продукта на душу населения, финансовой обеспеченности региона на душу населения, доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, общего объема розничного товарооборота платных услуг на душу населения, наличия основных фондов на душу населения и коэффициента плотности дорог.

 В каждом федеральном округе есть субъекты Российской Федерации, относящиеся к группе отстающих. В совокупности они составляют почти половину всех субъектов Российской Федерации. Абсолютное большинство этих регионов являются приграничными.

Такое положение явилось результатом неодинаковой адаптации регионов к новым рыночным условиям и значительного уменьшения объемов государственной поддержки. Сохраняющаяся диспропорция в социально-экономическом развитии регионов является существенным фактором ослабления системы федеративных отношений в Российской Федерации, ее социально-экономического развития и уменьшения возможностей преодоления внутреннего кризиса.

     За последнее десятилетие усилились различия между субъектами Российской Федерации и по размеру финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов других уровней, что ведет к увеличению территориальных диспропорций в обеспечении населения социальными пособиями, услугами образования, здравоохранения, культуры и искусства. В результате увеличились различия в обеспеченности регионов объектами социальной инфраструктуры.

     В настоящее время различия в развитии субъектов Российской Федерации по основным социально-экономическим показателям достигли критического уровня. Резкая межрегиональная дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение числа отстающих регионов, ослабление механизмов

межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий, что значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики социально-экономических преобразований. Чрезмерные различия в условиях жизни населения центра и периферии, различных регионов страны воспринимаются обществом как нарушение принципов социальной справедливости и могут приводить к усилению центробежных тенденций и сепаратизму.

     Поэтому стратегически важным для России является проведение сильной государственной региональной политики, направленной на сглаживание различий в уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Первоочередной задачей является улучшение условий жизни в

наиболее отстающих регионах. Правительство поставило задачу адаптации программных механизмов к принципиально новой структуре приоритетов, формам и методам участия государства в решении социально-экономических проблем отдельных регионов. Необходимость решения этой задачи определяется наличием таких общепризнанных недостатков современной практики федерального программного регулирования, как размытость целей, отсутствие федеральных приоритетов, формальность процедур отбора программ, недостаточная ответственность за исполнение программных мероприятий и др.

     Основными целями программных мероприятий являются сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации, уменьшение разрыва по основным показателям социально-экономического развития между наиболее развитыми и отстающими регионами к 2010 г. в 1,5 раза, а к 2015 г. – в 2 раза.

     Для достижения этих целей предусматривается решение следующих задач:

·        формирование условий для ускоренного развития регионов, социально-экономические показатели которых ниже среднероссийских;

·        создание благоприятной среды для развития предпринимательской деятельности и улучшения инвестиционного климата;

·        повышение эффективности государственной поддержки субъектов Российской Федерации.

Финансирование мероприятий, направленных на решение этих задач, предполагается осуществлять за счет средств Фонда регионального развития, бюджетов субъектов Российской Федерации, кредитных ресурсов, других источников, включая иностранные инвестиции.
    продолжение
--PAGE_BREAK--3.2 Инвестирование в НИОКР
Оживление экономики, которое началось и продолжается благодаря девальвации рубля и благоприятной мировой конъюнктуре на большинство экспортных товаров, не может продолжаться в долгосрочной перспективе без серьезной структурной перестройки промышленности России.

Итак, инновационная сфера, НИОКР, на современном этапе развития является основным двигателем экономического роста.Как и многие наши проблемы, проблема развития сферы НИОКР наталкивается на решения вопросов инвестирования.

Организация и проблемы финансирования НИОКР России на современном этапе

Проведение оценки современного состояния и структурных изменений инновационного потенциала России позволяют констатировать ошибочность ряда основополагающих реформаторских установок, сущность которых проявилась в обвальном снижении инновационно — инвестиционной активности, что во многом обусловило усугубление кризиса российской экономики.

Для российской науки сегодня главной угрозой является отсутствие 'платежеспособного спроса' на передовые технологии и промышленные нововведения на внутреннем рынке.  К сожалению, наш отечественный рынок научных услуг и наукоемкой продукции в настоящее время очень мал. Большинство предприятий не может себе позволить 'покупать' услуги науки. В этих условиях государство должно выступить спонсором и координатором размещения заказов на выполнение научных работ.

Механизм прямого финансирования является наиболее перспективным именно на направлениях решения общегосударственных задач: финансирование науки, фундаментальных исследований, приоритетных прикладных исследований и т.п.,- для стимулирования увеличения доли затрат на НИОКР внутри хозяйствующих субъектов необходимо использования механизма косвенного государственного финансирования.

На сегодняшней день государству следует принять более радикальные меры, направленные на повышение заинтересованности кредитных учреждении в обслуживании сферы НИОКР. К таким мерам могут быть отнесены следующие:

— исключить или существенно сократить суммы срочной задолженности предприятий, реализующих инновационные проекты из облагаемой налогом прибыли банка;

— уменьшить размер обязательных резервов в ЦБР на 50 % для коммерческих банков, кредитующих инновационные проекты отечественных предприятии;

— гарантировать своевременный возврат полученных кредитов от коммерческих банков путем беспроцентного кредитования со стороны ЦБР на определенные сроки пролонгирования просроченных кредитов;

— предоставлять для целей кредитования инновационных процессов коммерческими банками целевые ресурсы ЦБР по более низким ставкам.

Кроме средств российских банков представляется целесообразными действия государства и субъектов хозяйствования по привлечению иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции во многом способствовали бы росту инновационной активности российских предприятий, поскольку прямые вложения иностранного капитала предпочтительнее кредитов, увеличивающих внешний долг страны.

Относительные размеры инвестиций в НИОКР

Относительные размеры инвестиций в исследования и разработки имеют важные организационные последствия. Высокая доля расходов на НИОКР характерна для технологически интенсивных отраслей и производств, таких, как фармацевтика, химия и электроника; низкая для технологически неинтенсивных отраслей: пищевой, деревообрабатывающей, цементной промышленности.

В случае высоких относительных размеров инвестиций в НИОКР выдвигаются важные требования к управлению.

1. Непрерывная оценка и уточнение решений о приобретении или разработке технологии за счет приобретения лицензий или использования консультантов; найма высококомпетентных в соответствующей области специалистов. В тех компаниях, где затраты на НИОКР относительно низки, имеется возможность развития технологии внутри фирмы с относительно меньшим риском отстать в конкуренции. Высокий уровень затрат накладывает жесткие временные рамки и часто делает приобретение технологии наиболее привлекательной альтернативой.

2. Организация, обладающая высокой способностью перестраиваться, может быстро перейти на новую продукцию и технологию производства, опираясь на внутренние или внешние источники. Главным критерием, определяющим успех организации с высоким относительным уровнем затрат на НИОКР, является ее способность адаптироваться к новой технологии без серьезного урона или перерыва в ее прибыльной деятельности.

3. Эффективное и гибкое управление обновлением и совершенствованием продукции, которое заключается в следующем: стратегический контроль за развитием ситуации в системе 'продукция рынок', который позволяет руководству фирмы быстро прекратить разработки, не дающие первоначально ожидавшегося эффекта;

4. Тщательный и непосредственный контроль общего руководства за работами в области техники. В связи с тем что выживание компании в условиях конкуренции зависит от технологии и она затрачивает на нее значительные ресурсы, необходимо, чтобы высшие руководители фирмы имели понятие о влиянии развития технологии на затраты и прибыль.

Выбор относительного уровня инвестиций в НИОКР частично определяется изменчивостью технологической области, в которой действует фирма, а также масштабом задач, которые она ставит перед собой в определенной стратегической зоне хозяйствования.

Участие правительств в развитии национальных инновационных систем

Влияние на инвестирование в НИОКР должно быть прямым, как в распоряжениях, запрещающих некоторые рекомбинантные технологии.

По мере возрастания интернационализации инвестиций в НИОКР правительства отдельных стран более активно преобразовывают рамочные условия. В настоящее время специалисты считают, что для привлечения инвестиций важны не наличие рабочей силы и капитала, а квалификация кадров и гибкая научная база. Именно эти факторы отличают страны, получающие инвестиции непосредственно в НИОКР.

Учитывая российскую специфику, можно говорить о формировании, как общих льгот, так и льгот специальных, ориентированных на НИОКР в приоритетных научно-технических направлениях.

Государство в рыночной экономике ответственно за создание рыночной инфраструктуры и информационного обеспечения рынка научно-технической продукции, финансовое обеспечение системы патентной и иной защиты интеллектуальной собственности за счет бюджетных средств. Создание благоприятной экономико-правовой среды для привлечения иностранных инвестиций, которые необходимы в силу резкой ограниченности внутренних финансовых ресурсов в России.

 Сфера НИОКР поистине является основой возможного качественного роста российской экономики. Разбазаривание научно-технического потенциала, накопленного в советские годы, было бы непростительной, грубейшей ошибкой. Только развитие сферы высоких технологий четвертого, пятого технологических укладов, производство конкурентоспособной, наукоемкой продукции отечественными предприятиями способно предотвратить попадание России в число «банановых республик».

Для этого государство должно приложить максимум усилий по стимулированию развития данной сферы. Наряду с ростом бюджетных расходов на НИОКР доля которых остаются очень низкой, государство должно развивать систему косвенного финансирования предпринимательского сектора, через систему налоговых и амортизационных льгот о которой говорилось выше, повышая заинтересованность предприятий в увеличении расходов на НИОКР и инновационной составляющей в общем объеме производимой продукции. В условиях, когда большинство предприятий не может себе позволить покупать услуги науки, государство должно выступить спонсором и координатором размещения заказов на выполнение научных работ.

В целом же остается уверенность, что, несмотря на все трудности, Россия и в 21 веке останется в ряду высокотехнологичных держав, так как существующий человеческий потенциал научной сферы огромен. К некоторым предпринимателям уже приходит понимание того, что сфера вложения средств в высокотехнологические проекты, при всей ее рискованности, осталась, чуть ли не единственной, где можно заработать высокие дивиденды, государству остается только подтолкнуть инвесторов, обеспечив соответствующую инфраструктуру, законодательную основу, необходимые льготы и гарантии.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :