Смоленская государственная академия
физической культуры, спорта и туризма
кафедра ______________________________
Реферат
На тему: «Аварии в метро»
Выполнил: студент гр.3-1-08
Ващенко Д.И.
Смоленск 2010
Авария эскалатора на станции "Авиамоторная"17 февраля 1982г.
В 16 часов 30 минут из-за начинающегося наплыва пассажиров, возвращающихся с работы, эскалатор №4 станции "Авиамоторная" был включен на спуск. Несколько минут эскалатор работал без пассажиров. Вскоре, эскалатор был открыт, и на лестницу ступили первые пассажиры. Через пятнадцать минут в результате поломки механизма, пропало сцепление тележек лестницы с двигателем, и эскалатор под тяжестью людей стал двигаться вниз, набирая скорость.
Из заключения экспертизы:
"В 17 часов 17 февраля с.г. при работе эскалатора на спуск пассажиров сошел с направляющих правый поручень, сработало блокировочное устройство, и отключился электродвигатель главного привода. Введенный в действие рабочий тормоз в результате допущенных нарушений не развил тормозного момента и не обеспечил остановки лестничного полотна. Под тяжестью веса пассажиров (около 12 тонн) возникло ускоренное движение лестничного полотна, но выведенный ранее из действия аварийный тормоз также не остановил эскалатор".
Лестничное полотно развило скорость, в 2-2,4 раза превышающую номинальную, около ста человек не смогли удержаться на ногах и стали падать, загородив проход в зоне нижней выходной площадки. За несколько секунд, почти все пассажиры, находившиеся на эскалаторе, скатились вниз.
Трагедия длилась 110 секунд. Дежурный по эскалатору сделал все от него зависящее, но оказался бессилен. Заметив ненормальное движение лестницы, он пытался остановить машину рабочим тормозом с пульта в своей кабине, но безрезультатно. Выскочив из кабины, дежурный бросился к балюстраде, чтобы задействовать аварийный тормоз, но и это не помогло... В 17 часов 10 минут вход на станцию был ограничен, в 17 часов 35 минут перекрыт, а еще через десять минут полностью закрыта станция. Поезда проезжали без остановки.
Весть о катастрофе разнеслась по городу мгновенно. "Вечерка", чуть ли не единственная из газет, опубликовала лаконичное сообщение, в котором отмечалось: "17 февраля 1982 года на станции "Авиамоторная" Калининского радиуса Московского метрополитена произошла авария эскалатора. Среди пассажиров имеются пострадавшие. Причины аварии расследуются". Лишь через девять месяцев, на заседании Верховного суда РСФСР, было названо точное число жертв: 8 погибших и 30 раненых.
Вопреки слухам, наводнившим город, люди не проваливались в машинное отделение, и никого не затянуло в механизмы. Все погибшие восемь человек были задавлены массой навалившихся на них людей. Некоторые пассажиры, пытаясь спастись, запрыгивали на балюстраду эскалатора. Пластиковые листы облицовки не выдержали и провалилась (вот откуда слухи), но провалившиеся отделались всего лишь легкими ушибами, поскольку под самой балюстрадой всего в нескольких метрах бетонное основание и нет никаких движущихся частей.
Буквально за два дня до аварии проводился его осмотр, регулировка и проверка действия тормоза. Работу выполнил мастер Загвоздкин. Утром 17 февраля, после ночного отстоя, машинист Крысанов опробовал машину с замером тормозного пути. Результаты оказались удовлетворительными.
Начавшееся расследование выяснило, что в декабре 1981 г. на четырех эскалаторах станции "Авиамоторная" установили рабочие тормоза новой системы, которые должны были настраиваться с соблюдением требований "Инструкции по эксплуатации тоннельных эскалаторов ЭТ-2 и ЭТ-3 Т-65215ИЭ", разработанной СКБ эскалаторостроения Ленинградского производственного объединения "Эскалатор". Однако мастер по эксплуатации эскалаторов этой станции В.П. Загвоздкин регулировал рабочие тормоза не по имевшейся у него указанной инструкции, а по инструкции, относящейся к другому типу эскалаторов (ЛТ-4), которые он ранее обслуживал.
Поэтому следствие пришло к выводу, что в период с декабря 1981 г. по день катастрофы включительно, все четыре эскалатора "Авиамоторной" эксплуатировались в аварийном режиме.
Непосредственной причиной аварии, явился излом ступени №96. Поврежденная ступень при прохождении нижней входной площадки вызвала деформацию и разрушение гребенки, при этом сработала защита подъема ступеней низа и входной площадки. При срабатывании защитных устройств отключился электродвигатель главного привода и включился электромагнит рабочего тормоза, но вследствие недостаточного тормозного момента, путь торможения значительно превысил установленную величину и составил около одиннадцати метров. Аварийный тормоз не включился, так как скорость движения лестничного полотна не достигла величины срабатывания датчика аварийного тормоза, а электрической схемой контроль состояния рабочего тормоза эскалаторов этой серии не был предусмотрен.
К трагедии привело наложение как конструктивных недоработок эскалатора, так и пресловутого "человеческого фактора".
После аварии на руководство метрополитена оказалось в сложной ситуации. С одной стороны, следовало немедленно проверить все эскалаторы серии ЭТ, поскольку нареканий на них было более чем достаточно, но для этого пришлось бы закрыть свыше полутора десятков станций, а Калининскую линию полностью.
Ю.В. Сенюшкин, начальник Московского метрополитена, направил письма в Горком КПСС и в исполком Моссовета с просьбой решить вопрос о полном закрытии Калининской линии на время ремонта:
"Учитывая, что по заключению судебно-технологической экспертизы эксплуатация ступеней с проплавными электрозаклепочными соединениями представляется опасной и их следует немедленно заменить, прошу для демонтажа ступеней эскалаторов на станциях "Авиамоторная", "Шоссе Энтузиастов", "Площадь Ильича" и "Марксистская" и усиления их на заводе Минтяжмаша разрешить закрыть Калининскую линию.
Естественно, ни городская власть, ни, тем более, партийная, не могли пойти на такой скандал. Закрыта была только станция "Авиамоторная" на три недели, с 12 по 28 мая. Работу организовали круглосуточно, в три смены, бригадами по 70 человек, без выходных. Смены возглавили опытные специалисты, на станции дневали и ночевали инженеры из Управления метрополитена и Главного управления метрополитенов МПС. Ремонтный персонал доставляли специальными автобусами, было организовано бесплатное питание. Координацию работ осуществлял специальный штаб. Эскалаторы на остальных станциях ремонтировались постепенно.
После аварии на станции "Авиамоторная", Минтяжмашем совместно с МПС были намечены неотложные меры по повышению надежности эскалаторов серии ЭТ. Произвели усиление ступеней, модернизацию рабочих тормозов с изменением в электрической схеме; заменили главные приводные валы, щиты балюстрады заменили с 3 мм на 8-10 мм.
В лондонском метро из-за перебоев в энергопитании прямо в туннелях остановилось пять поездов, в них находилось около 4000 пассажиров. Около 2000 пассажиров из трех поездов на одной из линий вынуждены были пешком выбираться наружу по туннелям, освещаемым лишь аварийными лампами. Другие на несколько часов остались под землей, пока машинисты не вывели поезда к станциям.
Запертые в поездах лондонцы тяжело пережили произошедшее, особенно трудно было пассажирам переносить недостаток свежего воздуха. Инженеры продолжают выяснять причины аварии, поезда долгое время ходили с перебоями.
Самое удивительное, что на одной из станций с застрявших, но выбравшихся пассажиров потребовали плату за проезд (в лондонском метро билет надо предъявить и на выходе).
В Лондоне в результате поломки пяти поездов в метро пострадали более 4 тыс. человек.
Около 2 000 людей пришлось выйти из вагонов и идти пешком до платформы внутри тоннеля. Это произошло на Джубили Лайн. Другим пришлось провести в вагонах несколько часов, страдая от жары и недостатка кислорода, так как это произошло в утренний час-пик.
В настоящее время инженеры работают на то, чтобы исправить поломки и понять, чем они были вызваны. В настоящее время они предполагают, что метро сможет заработать в нормальном режиме этим вечером, но затрудняются назвать точное время.
Крупная авария в метро Вашингтона
В результате столкновения двух поездов погибли по меньшей мере 6 человек, около 80 получили ранения.
ЧП произошло в вечерний час-пик - около 17:00 по местному времени на Красной линии недалеко от станции Такома-Парк. Движущийся поезд столкнулся со стоящим составом, машинист которого ожидал разрешения на движение в сторону станции Форт Тоттен, по направлению в центр города. Женщина, управлявшая врезавшимся поездом, погибла на месте. Кроме нее, по последним данным, погибли 5 пассажиров. Еще 76 человек получили ранения. Между тем, по-прежнему называется разное число раненных. Разные источники говорят, что пострадавших может быть около 100. Люди получили травмы разной тяжести, некоторым медицинская помощь была оказана на месте. Шесть человек в настоящее время находятся в критическом состоянии, врачи борются за их жизнь. Мэр Вашингтона Адриан Фенти, побывавший на месте крушения, оценил это ЧП как самое страшное за всю историю существования городского метро. "Один из вагонов буквально сплющило, процентов на 75. Спасатели не до конца уверены, что достали оттуда всех", - рассказал он на пресс-конференции.
Между тем, руководство вашингтонского метро пока не называет причину столкновения двух поездов. Как сообщается, расследование займет несколько дней. Несмотря на то, что никто из официальных лиц и экспертов не называл в качестве причин произошедшего диверсию, вчера вечером стало известно, что к расследованию подключилось ФБР. Технические службы метро продолжают работу на месте аварии. Администрация метрополитена сообщает, что сегодня движение на пострадавшей ветке будет сильно затруднено и призывает ей не пользоваться. Власти пустили временные автобусные маршруты для перевозки горожан.
Добавим, что соболезнования родственникам погибших и пострадавших при
столкновении поездов в вашингтонском метро, выразили президент США Барак Обама и его супруга Мишель.
Столкновение поездов в метро Вашингтона для американской столицы уже не первое. Случались подобные инциденты и в подземках других городов.
В Вашингтоне метро открылось всего лишь тридцать три года назад. Однако за это время в нем произошла не одна катастрофа. Последний такой случай произошел в ноябре 2004. Тогда два поезда столкнулись на той же самой красной ветке. В итоге более 20 человек получили ранения различной степени тяжести, но обошлось без жертв. А вот в 82 ЧП в вашингтонском метро унесло три человеческих жизни. Люди погибли, когда поезд неожиданно сошел с рельс. В Московском метро инциденты тоже случались, причем, в большинстве случаев, на серой ветке. Так 1994 год запомнился серией аварий на этой линии. В течение двенадцати часов произошло сразу два столкновения. Оба случая были похожи друг на друга. Один из составов догонял другой на остановке и врезался в него.
В результате этих происшествий пострадали 20 человек. А летом минувшего года на перегоне между станциями Владыкино и Отрадное один из поездов сошел с рельс. В итоге из тоннеля было эвакуировано 800 человек. Восемь из них обратились за медицинской помощью, но не из-за травм, а из-за обострения хронических заболеваний. А самая крупная катастрофа в мировой истории метро произошла в июне 2006 в испанской Валенсии.
Поезд, отошедший от станции Хесус, сошел с рельс на одном из поворотов. В итоге погиб 41 пассажир еще более пятидесяти человек получили ранения. Причиной происшествия был признан человеческий фактор. Машинист, который по сообщению испанских властей, существенно превысил скорость, не справился с управлением, что и привело к аварии. Еще один громкий инцидент произошел в январе 2005 года в метро Бангкока. В поезд, в котором находилось более 700 человек, врезался пустой состав. Никто не погиб, но более 140 пассажиров получили тяжелые травмы.
Добавим, что, по мнению экспертов, чаще всего причиной аварии в метро становится ошибка машиниста или диспетчера.
По основным показателям, московский метрополитен неплохо смотрится на фоне многих мировых систем городского транспорта, в том числе, и американских. Специальный рейтинг метрополитенов мира составил журнал "Финанс". В рейтинге журнала "Финанс" московское метро занимает второе место после токийской подземки, а метро Вашингтона находится на 39-м из 53-х.
Причиной схода с рельсов четырех вагонов в среду на Серпуховско-Тимирязевской линии московского метро, по предварительным данным расследования, стал разрыв рельса, сообщил в четверг источник в правоохранительных органах столицы.
«Сход четырех последних вагонов при движении электропоезда в тоннеле московского метро на перегоне станций «Владыкино» - «Отрадное» произошел из-за разрыва рельса», - сказал собеседник агентства. Расследование причин инцидента продолжается.
Ранее начальник пресс-службы столичного управления МЧС Евгений Бобылев сообщил, что в ходе осмотра полотна железнодорожных путей обнаружены сколы на рельсе. Эти повреждения могли привести к сходу вагона. В результате ЧП восемь человек получили ушибы и незначительные травмы, одна женщина госпитализирована с гипертоническим кризом.
Источник в комплексе городского хозяйства столицы подтвердил, что предположительно причиной ЧП в метро стал дефект рельса. «Пока не могу точно сказать, почему вагоны сошли с рельсов, но, возможно, это связано с дефектом рельса. Предположительно это был заводской брак. Более точно можно будет сказать, после того как эксперты проведут все необходимые проверки»
Машинист поезда, сошедшего накануне с рельс на Серпуховско-Тимирязевской линии, будет отмечен администрацией метрополитена.
Дефектоскопия рельса, из-за которого на линии сошли с путей четыре вагона, проводилась за сутки до инцидента. Об этом сообщил начальник метрополитена Дмитрий Гаев. Специалисты сейчас должны понять, почему оказался выломан кусок рельса длиной в полтора метра, является ли это браком проката или объясняется некачественным металлом. «К заводу, изготовившему некачественный продукт, будут предъявляться претензии о понесенных метрополитеном убытках», — сказал Гаев.
«При норме эксплуатации рельса в 360 миллионов тонн по нему нагрузка прошла чуть более 100 миллионов тонн, то есть меньше трети разрешенной нагрузки», — отметил Гаев. Он сообщил, что машинист поезда, сошедшего с рельс, будет отмечен администрацией метро. «Помимо того, что он вовремя остановил поезд, он организовал эвакуацию. Он четко выполнил должностную инструкцию в экстремальной ситуации, поэтому будет отмечен»
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |