СОДЕРЖАНИЕ
Введение… 3
1. Виды иформы собственности… 5
2. Собственностьи рынок. Приватизация… 10
2.1.Отношения собственности и рынка… 10
2.2.Общая характеристика «приватизационной» экономической реформы13
Заключение… 16
Список литературы… 18
ВВЕДЕНИЕ
Собственность — основа, становой хребет любого общественногостроя и общества. Она возникла на заре развития человечества, выражаясь вначале в индивидуальном присвоении древними людьми своей добычи, а потом и вколлективном присвоении.
Ни о каком обществе не может быть речи там, где не существуетникакой формы собственности, поскольку всякое производство есть присвоениеиндивидуумом предметов природы в пределах определенной общественной формы ипосредством нее.
Во время перехода к рыночнойэкономике в России, как, впрочем, и в других постсоциалистических странах,осуществление реформ столкнулось с рядом объективных трудностей, первоочереднойсреди которых, безусловно, можно назвать проблему собственности.
Проблема эта не нова и занимает умылюдей уже не одно столетие. Первые упоминания о собственности как об одной изосновных характеристик государства, появились еще в глубокой древности — вВавилоне, Китае и других странах.
С зарождением капитализма возникаеткритика частной собственности. Так, социалист-утопист Т.Мор в своей книге“Утопия” писал: “Там, где господствует частная собственность, все богатствапопадают в руки немногих”.
Проблемы частной собственностирассмотрены и в трудах А.Смита. Так, в книге “Исследование о природе и причинахбогатства народов" он выступает как противник большого землевладения. Онписал: “Где есть большая собственность, — там есть и большое неравенство. Наодного богатого человека приходится как минимум пятьсот бедных, и богатствонемногих предусматривает бедность многих”.
Приведенные выше точки зрения не потерялисвоей актуальности и в наше время. В условиях перехода к рыночным отношениям вэкономике России реформация отношений собственности, разгосударствление ипоявление новых видов собственности имеют большое значение; это будетспособствовать развитию рыночных отношений, новых видов хозяйствования,благодаря чему появится возможность преодолеть тот экономический кризис, вкотором находится Россия.
В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике Россиии сложившейся в данный момент экономической и политической ситуации отношенияформ собственности играют далеко не последнюю из ролей в стабилизацииэкономического положения в стране.
Возникшая проблема разгосударствления и приватизации (перехода от государственной кнегосударственной форме собственности) большинства предприятий России,сложности, вытекающие из сложившейся ситуации, требует тщательного рассмотрениятаких предметов, как:
-структура собственности и ее особенности;
-мировой опыт дифференциации форм собственности (национализацияи денационализация, антимонопольная политика, приватизация и прочее);
-национальные особенности экономики России.
1.ТИПЫ И ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ
Под типом собственностипонимается особый этап в развитии собственности, под формой — принадлежность факторов(ресурсов) и результатов производства субъектам. Тип и формы собственности находятся внепосредственной зависимости. Они определяются конкретными историческимиусловиями и развиваются в рамках той или иной социально-экономическойсистемы.
Каждомутипу собственности соответствуют свои особые формы собственности.
Выделяются два типа собственности: частная и общая.
Частная собственность предполагает,что отдельные лица относятся к средствам производства (ресурсам) и результатам производства каклично своим. Она произошла от частного производства (ремесла, торговли и т.д.).Объектами частной собственности являются одежда, обувь, продукты питания и т.д.,т.е. предметыиндивидуального пользования. Частная собственностьбывает двух видов: трудовая частная собственность и нетрудовая частнаясобственность.
Трудовая частная собственность — это личная собственность. Ее субъектами являются крестьяне,ремесленники, фермеры, работники различных сфер и отраслей,предприниматели — мелкие производители. Ониодновременно являются и собственниками, и работниками. Все ониприсваивают результаты своего труда, за счет которого они приумножают своюсобственность и живут. Однако нигде трудовая частная собственность не является ни господствующим, нипреобладающим видом собственности.
Нетрудовая частнаясобственность, напротив, предполагает разъединение труда исобственности. Факторы производства принадлежат немногим лицам, в связи счем возникает имущественное неравенство. Общество раскалывается напротивоположные классы и социальные группы, одни из которых монопольно владеют и распоряжаютсяфакторами и результатами производства, адругие — их лишены. Неимущие вынуждены работать на собственника и находятся вполной экономической зависимости от последнего. Примером этого вида частной собственности являются азиатская, античная,феодальная и капиталистическаяобщественно-экономические системы.
Общая собственность представляетсобой совместное достояние,т.е. принадлежность тех или иных объектов семье, общине, ассоциации, коллективу, народу, государству, обществу. Всесубъекты имеют реальное и равное право владеть, пользоваться и распоряжатьсяобъектами собственности с учетом личных,коллективных и государственных интересов. Общая собственность можетпереходить в частную собственность и наоборот.Например, семейная собственность из общей переходит в частную (долевую) привыделении доли сыну, и, наоборот, собственностьжены (приданое) вливается в общую собственность. Отдельные объекты общей собственности могут находиться в совместномпользовании (дом, квартира и т. д.), а другие — в индивидуальном (личныевещи).
В современных условиях вряд ли можно найти страну, где быв чистом виде существовал только один тип собственности — частная или общая.Поэтому современную экономику называют смешанной, т.е. в ней можно обнаружитьоба типа собственности.
В Российской Федерации согласно существующемуГражданскому кодексу (1995 г.) существуют следующие формы собственности: частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (совместная,коллективная, интеллектуальная, собственность общественных организаций(объединений), иностранных государств,юридических лиц и граждан).
Частная собственность — это собственность граждан наземельные участки, жилье, дома, садовые домики, гаражи, предметы домашнего хозяйства и личного потребления, денежные средства,ценные бумаги, предприятия в сфере производства товаров, бытовогообслуживания и торговли, транспортные средства и иные имущества. Частнымиобъектами собственник может распоряжаться по своему усмотрению (продавать,завещать, сдавать в аренду и т.д.).
Частная собственность создается и приумножается двумя путями:
— засчет личного (собственного) труда и труда в общественном хозяйстве, в предпринимательской деятельности, от денежныхбумаг, имущества по наследству;
— за счет использования разрешенного наемного труда иантизаконодательных деяний (коррупции, взяточничества, вымогательства и т. д.).
Частная собственность может- бытьколлективно-долевой и индивидуально-долевой.
Государственная собственностьвыступаетв виде федеральной собственности и собственности субъектов (краев, областей,республик) Федерации. Ею распоряжаются комитеты по управлениюгосударственным имуществом на соответствующих уровнях. Объектами федеральной собственности являются имущество органов власти и управления РФ (здания,сооружения, оборудования, культурные и исторические ценности страны,воздушный, речной, наземный транспорт, средства Госбюджета, пенсионные, страховые и другие фонды, связь,топливно-энергетические комплексы и т. д.), которые необходимы дляосуществления задач на уровне страны.
В собственности субъектов РФ находятся имущества органоввласти и управления краев, областей и республик (здания, сооружения,культурные и исторические ценности народов, населяющих эти территории,банки, предприятия, транспорт и т.д.).
В России доля государственной собственности не столь велика, как во Франции, Китае, Израиле,Австрии и других странах. У нас государственная вместе с муниципальной собственностьюсоставляет 11,4%, частная — 82,8%, смешанная — 5,8%.
Муниципальная собственность — это собственность местных органов власти и управления, т. е. еюуправляют местные органы самоуправления. К ней относятся городское, районное,поселковое имущество и имущество сельских населенных пунктов. Ее объектами являются средства местногобюджета, жилищный фонд, объекты тепло-, водо-, газо-, электроснабжения, транспорт, коммунальное обслуживание,промышленные и строительные объекты, учреждения образования культуры и здравоохранения.
Совместная собственность — это собственность совместных предприятий, создающихся с участиемроссийских юридических лиц и граждан,а также иностранных юридических лиц и граждан на территории РФ в формеАО, и других хозяйственных обществ и товариществ.
Коллективная (кооперативная) собственность — общая собственность, создаваемая путем объединения имуществ частной,государственной, муниципальной собственности и собственности общественныхорганизаций (объединений). Имущество одновременно принадлежит нескольким лицамс определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определениядолей (совместная собственность).
Собственность общественныхорганизаций (объединений) -собственность профсоюзов, спортивных обществ,культурно-просветительных учреждений, молодежных организаций, различных партий и движений и т. д. Кэтой же категории собственности относитсясобственность религиозных организаций, объекты культа, производственного,социального и благотворительного назначения, денежные средства,благотворительные фонды и т. д. Этиорганизации могут заниматься и предпринимательской деятельностью.
Интеллектуальнаясобственность — собственность творческих работников. Ее объектами являютсяпроизведения литературы,науки, искусства и другие виды творческой деятельности, а также научные открытия, изобретения, промышленные образцы, программыдля ЭВМ, ноу-хау, торговые секреты, товарные знаки, фирменные наименования изнаки обслуживания. Формы собственности меняются в соответствии со сложившимися условиями как эволюционным, так иреволюционным путем.
Эволюционный путь развития собственности предполагает, что преимущественное развитие получают те формысобственности, которые доказывают свою жизнеспособность. Революционный путь смены формсобственности заключается в насильственном утверждении господства новых формсобственности.
2. СОБСТВЕННОСТЬ И РЫНОК. ПРИВАТИЗАЦИЯ
Так как трансформацияотношений собственности в России происходит в период перехода к рыночнымотношениям, то немаловажно рассмотреть взаимодействие таких двух категорий какрынок и собственность.
2.1.Отношения собственности и рынка
В основе рынка лежатотношения между хозяйственно-обособленными субъектами, каждый из которыхпреследует свою выгоду, участвуя в конкурентной борьбе на рынках товаров,денег, факторов производства.
Проблема соотношения двухкатегорий — собственности и рынка — в сущности, сводится к вопросу о том,зависит ли обособленность и соответственно самостоятельность хозяйствующегосубъекта от формы его имущественных прав. В какой мере та или иная формасобственности создает (или не создает) благоприятные условия для принятияэффективных хозяйственных решений рыночными агентами — вот что представляетинтерес в первую очередь.
Исторически сложилосьтак, что нормативная регламентация редко бывает нейтральной по отношению кразным формам имущественных прав. Часты случаи введения специальных льготныхналоговых или кредитных режимов для фермеров, мелких предпринимателей,кооперативов, групп взаимопомощи и др. Облегчаются или ужесточаются взависимости от обстоятельств правила образования и функционирования компаний,принадлежащих иностранцам или смешанному капиталу. И хотя в послевоенный периодпрослеживается общая тенденция к универсализации административных и иныхподходов к разным юридическим формам собственности, дифференциация, тем неменее, сохраняется, и при необходимости правительство и администрация, неколеблясь, прибегают к введению особых режимов для той или иной группысобственников.
В неравенствегосударственно-административного отношения к отдельным формам собственности изаложена основная причина различий в хозяйственной эффективности имущественныхправ как таковых. Единственным преимуществом, пожалуй, обладают групповые иколлективные формы собственности. Они дают возможность более масштабной ибыстрой мобилизации денежных капиталов и потому лучше приспособлены к решениюзадач научно-технического прогресса и массового производства. Понятно, однако,что это качество связано не с частной природой прав собственности, а сразвитием кооперации собственников.
В принципе ничто немешает законодательным и исполнительным властям создать равные условия принятияхозяйственных решений для руководителей производственных ячеек различногособственнического статуса, например, для менеджеров частных акционерныхкомпаний и руководителей государственных предприятий. Как арбитр последнейинстанции именно государство определяет круг прав и обязанностей современногособственника, а, следовательно, и меру свободы его хозяйственного поведения.Любой хозяйственник (менеджер) подчиняется не только “невидимой руке” рыночнойконкуренции, но и постоянно осязаемой властной руке государства в лицепарламента, производства и администрации. В экономике ограниченных редких благименно правовые нормы создают институциональную решетку, которая определяеткачество конкурентной борьбы как главной движущей силы режима рыночногорегулирования.
Развитое рыночноехозяйство неотделимо от развитого правового общества. Правовые нормырегламентируют все сферы общественной жизни. Имущественное право как одна изчастей общего правопорядка играет предназначенную ему роль, не более. Чтобыпонять особенности хозяйственного поведения субъектов, необходимо учитыватьвесь комплекс общественных связей, а не ограничиваться только одним элементом.
Сформулированный таким образомтезис означает, что не существует принципиального запрета на рынок без частнойсобственности и даже на рынок с преобладанием — вплоть до абсолютного — государственной собственности. Исторически именно политическая власть признанаимущественными правами частным лицам (персоналу и менеджеру государственногопредприятия), предоставляя рынку возможность заставить этих лиц выбратьоптимальный тип хозяйственного поведения. Ведь именно так поступают акционерычастной корпорации, назначая ее руководителей. Больше того, заметная частьсовременных крупных корпораций организована на принципах внутреннего контроля,которые вообще исключают влияние владельцев акций на менеджеров. Развитыевторичные финансовые рынки с биржевой торговлей акциями — вполне достаточныйинструмент принуждения самых независимых администраторов к эффективномухозяйственному поведению.
Приватизация — длительныйи мучительный процесс. Исторический опыт дает и факты, которые свидетельствуюто сильной растянутости приватизации во времени, и аргументацию в защитупостепенности. Главный из этих аргументов состоит в том, что скоростьсправедливой приватизации обязана соотноситься с возможностями накопленияденежных капиталов, в частности, сбережений населения. А они таковы, чтовыделение на это мероприятие более 1-2% национального дохода в год нарушаетстабильность экономики. Учитывая, что общая стоимость накопленных зданий,сооружений и оборудования в нормальной западной стране обычно значительнобольше годового национального дохода, продажа всех основных фондов легко можетрастянуться на многие десятилетия.
Очевидно, что политики,которые решили покончить с полным огосударствлением экономики и которыеполагают, что только всеохватывающая приватизация поможет создать эффективнуюсистему хозяйствования, оказываются перед трудным выбором: или растянутьпереход от одного экономического режима к другому на добрые полвека, илираздать средства частным лицам бесплатно, или же, наконец, создать условия дляпринудительного перераспределения дохода из фонда потребления в фонднакопления.
2.2. Общаяхарактеристика «приватизационной» экономической реформы
Приватизация представляет особую систему экономическихотношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средствапроизводства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязьприоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти,трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинныхизменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, чтоприватизация является разгосударствлением собственности.
Объективные причины развития приватизационного процесса носяткак макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимостьпостоянного внерыночного согласования производственной деятельностигосударственных предприятий в условиях административно-командной экономикиобусловила их высокие планово-координационные издержки. Между тем механизмрынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками.Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от«административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяйству», но ипозитивным стремлением предприятий к снижению издержек.
Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должнастать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а сдругой, — инструментом государственного регулирования долговременногохарактера. Непосредственными целями приватизации являются:
· формированиеслоя мелких и средних собственников;
· сокращениедоли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
· перераспределениеэкономических основ власти.
Достижение социальной справедливости, повышение экономическойэффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступаютсобственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данныхпроцессов только в долгосрочном периоде.
Основными критериями выбора способа приватизации являютсяотраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальнойсправедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация,необходимость сохранения профиля предприятия и его производственногопотенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названныекритерии обусловили следующие основные способы приватизации – акционирование (сзакрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества покоммерческому или инвестиционномуконкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.
Особенностями начального этапа приватизации в России(1991-1994 гг.) являются: приоритет политических целей процесса, введениесистемы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации;преимущественно формальный характерприватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малыхобъектов; низкая доходность приватизации.
Эти черты сближают российскую практику приватизации свосточноевропейской. Использование приватизации как постоянного инструментагосударственного регулирования экономики на последующих этапах будет иметьобщие характеристики с процессом приватизации в развитых странах Запада(многообразие форм приватизации, ее инвестиционная направленность,индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса).
Эмиссия и обращение приватизационных чеков стали эффективныминструментом быстрого перераспределения государственного имущества среди негосударственных инвесторов. Вторичный жерынок акций приватизированных предприятий развивается медленно из-за отсутствияспроса на акции большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкойликвидности), малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондовогорынка.
Успешное проведение приватизации и особеннопостприватизационное развитие предприятий зависит от создания и функционированияуправленческих как государственных, так и негосударственных структур(холдингов, финансово-промышленных групп). Именно они призваны обеспечитьэффективное распоряжение государственной долей в уставном капитале акционерныхобществ.
Прогноз процесса приватизации в России показывает следующиеперспективы: ведущим способом приватизации станет продажа предприятий(имущества, пакетов акций) на инвестиционных конкурсах; сложились условия дляперехода к оригинальным моделям приватизации в регионах; индивидуализация условийприватизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственыхкомплексов, малых и средних предприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реформа отношенийсобственности — один из главных элементоврыночной трансформации постсоциалистической экономики. Преодоление тотальногоогосударствления, свойственного административно-плановой системе,осуществляется главным образом с помощью приватизации. Под приватизациейпонимают продажу или безвозмездную передачу государственной собственности вруки граждан, трудовых коллективов и юридических лиц. В результате приватизациимогут возникать частные или смешанные фирмы в различныхорганизационно-хозяйственных формах от индивидуальных предпринимательств довсех видов корпораций. В переходной экономике известны следующие основные методыприватизации: прямая продажа за деньги активов и ценных бумаг, льготная продажаили бесплатная передача активов работникам предприятий, массовая ваучернаяприватизация и реприватизация. Каждый из этих методов приватизации можетреализоваться в разнообразных конкретных формах. В переходной экономикеприватизация осуществляется в больших масштабах и более быстрыми темпами, чем вразвитой рыночной экономике. Россия прошла этапы массовой ваучерной и денежнойприватизации. В настоящее время в большинстве стран с переходной экономикойзавершена приватизация мелких предприятий торговли, общественного питания,сферы услуг. Приватизация крупных предприятий происходит медленнее, чемнамечалось первоначальными государственными программами, и с большими трудностями.Рыночная реструктуризация крупных компаний требует целенаправленного участиягосударства, а также проведения реформ предприятий.Необходимо еще раз отметить, что при огромном значении сменывладельцев и распорядителей государственной собственности переход отгосударственной формы к коллективной и частной, сам по себе еще не решаетпроблемы создания эффективной рыночной экономики. Необходимо, чтобы новыесобственники умели организовать производство, управлять им, обладаликомпетентностью, проявляли заинтересованность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. ГражданскийКодекс РФ.- М.;2003.
2. КонституцияРФ.- М.;2003.
3. «Курсэкономики» под ред. РайзбергаБ.А.-1997г.
4. СухановЕ.А. «Лекции о праве собственности».- М.: Юрид. лит.; 1999.
5. МозолинВ.П. «Право собственности в Российской Федерации в период перехода к рыночнымотношениям».- М.: Институт гос. и права РАН; 1998.
6. ЧерноморецА.Е. «Право собственности в сельском хозяйстве РФ».- М.; 1993.
7. «Приватизация»под ред. Карибжановой Ж.С.- т.2, т.3; 1993.
8. КаспинВ.И., Острина И.А. «Приватизация по правилам: вопросы и ответы: Справочник». –М.: Финансы и статистика; 1999.
9. КузнецовВ. “Рынок и приватизация”. – М.: “МЭ и МО”;1992.- №7
10. «Современнаяэкономика. Общедоступный учебный курс». – Ростов-на-Дону: Феникс; 1997.