Министерство образования РеспубликиБеларусь
Учреждение образования
«Брестский государственныйтехнический университет»
Кафедра экономической теории
Курсовая работа
по дисциплине «Макроэкономика»
на тему:
«Бюджетный дефицит и проблемы государственного долга»
Выполнила студентка гр.Ма-20
Денисюк Е.С.
Проверила Коновалюк Р.А.
Брест 2005
Содержание
Введение
IТеоретические аспекты бюджетногодефицита и государственного долга
1.1 Понятие государственногобюджета………………………………………….
1.2 Сущность бюджетногодефицита и государственного долга……………….
1.3 Управлениегосударственным долгом………………………………………..
IIАнализ бюджетного дефицита иметоды его покрытия в экономике РБ
2.1 Анализ структурыгосударственного бюджета РБ за 2000-2003 гг. ............
2.2 Основные концепциирегулирования бюджетного дефицита………………
2.3 Управлениегосударственным долгом в РБ………………………………….
Заключение
Список использованныхисточников
Приложение
ВВЕДЕННИЕ
Темойкурсовой работы является: «Бюджетный дефицит и проблема государственного долга».Актуальность данной темы состоит в том, что государственный бюджет оказываетрегулирующее воздействие на развитие экономических процессов.
Цельюнаписания курсовой работы является исследование теоретических аспектовфункционирования бюджетной системы, анализ особенностей бюджетной системы в РеспубликеБеларусь и выявление основных проблем, связанных с наличием в стране бюджетногодефицита и государственного долга.
Дляреализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть понятие, сущность бюджетного дефицита и государственного долга;
— рассмотреть структуру бюджетной системы;
— выявить основные функции бюджетной системы;
— определить роль и место бюджетной системы в экономике страны;
— проанализировать развитие бюджетной системы в экономике Республик Беларусь;
— охарактеризовать современное состояние бюджетной системы в Республике Беларусь;
— изучить нормативно-правовые акты Республики Беларусь, регулирующие бюджетныйдефицит и государственный долг;
— выделить основные направления совершенствования бюджетной системы в Республике Беларусь.
Принаписании курсовой работы были использованы следующие источники литературы:учебная литература, научные экономические издания, журнальные и газетныестатьи, законодательные акты Республики Беларусь, статистические материалы.
I.Теоретические аспекты бюджетного дефицита и государственного долга
1.1Понятие государственного бюджета
Ведущим звеном финансовой системы любой страныявляется государственный бюджет. По своей экономической сущности государственныйбюджет – это совокупность финансовых отношений, возникающих междугосударством и юридическими, физическимилицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственногофонда финансовых средств. Его определяют также как ежегодную смету (роспись)доходов и расходов государства. Государственный бюджет является главнымфинансовым планом страны, в котором отражается движение централизованныхфинансовых ресурсов.[3]
Государственный бюджет содержит переченьзапланированных (ожидаемых) расходов. Перечень запланированных доходов ирасходов принято называть бюджетнымуставом. [3]
В основепостроения бюджета лежит ряд принципов. Важнейшим из них является принципединства. Он означает, что в стране имеется один бюджет, в котором объединенывсе доходы и расходы государства. Этот принцип обусловлен единой экономическойи политической основой государства, что предопределяет проведение единойгосударственной политики. Принцип полноты предполагает учет по каждой бюджетнойстатье всех затрат и поступлений.Принцип реальности предусматривает правдивое отражение в бюджете всех расходов,доходов, финансовых операций, соответствие утверждаемых в бюджетах сумм ихиспользованию. Принцип публичности означает, что все фазы кругооборота были«открытыми» и каждый заинтересованный гражданин мог с ними ознакомиться. Кругооборотом бюджета называетсязаконодательно утвержденный « путь бюджета». В нем можно выделить три фазы:
1. составление бюджетного плана
2. исполнение
3. контроль и одобрение бюджетных действий.[3]
В первойфазе движение бюджетного плана начинается с того, что отдельные министерстваподают свои заявки (в виде смет). Министр финансов проверяет предоставленныесметы и составляет (учитывая финансовые возможности государства, которые вбольшинстве случаев определяются на основе прогнозирования будущих налоговыхпоступлений) план бюджета, который поступает в Кабинет министров. Здесь план проверяется, при необходимости в неговносятся корректировки и затемпредставляется как проект закона о бюджете законодательным органам. [3]
Бюджетвыполняет следующие функции:
· Распределительную — через госбюджет перераспределяется от 20 до 60 %национального дохода;
· Контрольную- движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономикии позволяет его контролировать;
· Регулирующую — изменение доходов и расходов госбюджета позволяет смягчить спадпроизводства, снизить уровень безработицы, темпы инфляции, т. е. стабилизировать экономику.[3]
Структурабюджета определяетсягосударственным устройством. Встранах, имеющих унитарное устройство(Великобритания, Франция, Япония), он включает бюджет правительства и местные(муниципальные) бюджеты. В государствах с федеральным устройством он трехзвенный, так как помимо центрального иместного включает также бюджеты промежуточного уровня. [3]
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетнуюсистему государства. Организация, принципы построения бюджетнойсистемы, связь между ее звеньями определяются бюджетным устройством. В егооснове лежит бюджетный (фискальный) федерализм. С одной стороны, он означаетчеткое разграничение функций между бюджетами разных уровней, ихсамостоятельность. Это проявляется, во-первых, в том, что бюджетыразрабатываются, утверждаются и исполняются соответствующими органами власти. Во-вторых, каждый бюджетимеет собственные источники доходов, которые закреплены за ним законодательно. В-третьих, соответствующие органывласти устанавливают направления расходования бюджетных средств, которыеопределяются конкретными социально-экономическими задачами, стоящими передстраной, регионом, городом. Так за счет центрального бюджета финансируютсякрупные общегосударственные программы, национальная оборона, космос,внешнеэкономические отношения,государственное управление и т. д. Региональные, муниципальные денежные ресурсынаправляются на развитие регионов, городов: содержание учреждений социальнойсферы, развитие местного хозяйства, благоустройство территорий. [3]
С другой стороны, фискальный федерализмпредполагает оказание финансовой помощи вышестоящим звеньям бюджетной системынижестоящим в форме дотаций, субвенций. Дотации предоставляются безвозмезднов виде определенной суммы денег для пополнения доходов и минимизации бюджетногодефицита нижестоящего звена. Они не имеют строгого целевого назначения. Субвенции- это также денежные суммы,предоставляемые нижестоящим бюджетам, но имеющие строго целевое назначение.Этот метод регулирования межбюджетных отношений помогает нивелировать различияв социально-экономическом развитии регионов.[3]
Среди бюджетов разных уровней ведущую роль играет центральныйбюджет (федеральный, республиканский), в котором аккумулируетсязначительная часть финансовых ресурсов государства. Вместе с тем в странах срыночной экономикой все большее значение приобретают местные бюджеты, черезкоторые перераспределяются от 30 до 60 % всех финансовых ресурсовгосударства.[3]
Для аналитических и статистических целейрассматриваются консолидированные бюджеты. Консолидированныйбюджет представляет собой свод бюджетов по стране в целом или посоответствующим регионам, территориям.[3]
Организацию работы по формированию и исполнениюгосударственного бюджета страны осуществляет, как правило, Министерствофинансов. Рассмотрение, утверждение бюджетов входит в функции законодательныхорганов власти. Бюджет государства составляется на год. В ряде стран срокибюджетного года не совпадают с календарными. В Великобритании, Японии, Канадеон начинается с 1 апреля, в США — с1 октября. Государственный бюджет состоит издоходной и расходной частей, которые в каждой стране имеют свои особенности.Существуют бюджетный и кредитный методы формирования и использования бюджетныхсредств. Бюджетный метод заключается в том, что часть денежных доходовнаселения, субъектов хозяйствования изымается безвозмездно в форме налогов,обязательных платежей и предоставляются средства из бюджета тоже безвозмездно.Кредитный метод имеет место тогда, когда бюджетные ресурсы формируются за счетпоступлений от внутренних и внешних займов или расходуются на выдачу ссуд,кредитов. Основная часть финансовых ресурсов государства формируется на основеиспользования первого метода.[3]
Построение государственного бюджета осуществляетсяв соответствии с бюджетной классификацией. Бюджетная классификация-это научнообоснованная группировка расходов и доходов бюджетов всех уровней, основаннаяна однородных признаках. Она позволяет определить цели расходования бюджетныхсредств, источники финансовых ресурсов государства и используется припланировании и исполнении бюджетов.[3]
1.2Сущность бюджетного дефицита игосударственного долга
Бюджетный процесс предполагает балансированиегосударственных расходов и доходов. Несбалансированность бюджета означает количественноенеравенство между доходами и расходами бюджета. В том случае, если расходыбюджета равны доходам, бюджет считается сбалансированным; когда расходыпревышают доходы – имеет место дефицит государственного бюджета и, наконец,если доходы превышают расходы, имеет место профицит государственного бюджета.Почти во всех странах в настоящее время имеет место значительное по своиммасштабам превышение государственных расходов над доходами. Следствием этогоявляется стремительный рост бюджетных дефицитов.[3]
Бюджетный дефицит — это тасумма, на которую в данном году расходы государственного бюджета превышают егодоходы. Бюджетный дефицит рассчитывается как разница между расходами илизакупками товаров и услуг, социальными выплатами т доходами, равными чистым налогам(налоги за вычетом социальных выплат). В государствах с развитой экономикой бюджетный дефицит впределах 4-5 % от ВНП считается нормальным явлением.[3]
Бюджетный дефицит может быть вызван следующимипричинами:
1. Осуществление крупных государственных программразвития экономики. Например, ее структурная перестройка. В этом случаепоявление дефицита может быть оправдано, так как значительные государственныерасходы будут способствовать в будущемподъему экономики и росту доходов бюджета.
2. Бюджетный дефицит может быть обусловлен спадомэкономики. Сокращение объема производства и доходов ведет к уменьшениюналоговых поступлений в казну и к увеличению объемов трансфертных платежей, чтопри фиксированных расходах государства неизбежно ведет к дефициту.
3. Превышение расходов над доходами может быть вызваномилитаризацией экономики, войнами, стихийными бедствиями и другимичрезвычайными обстоятельствами.
4. Резкое увеличение государственных расходов в связис ростом инфляции сверх предусмотренной величины (доходы госбюджетаобесцениваются, а расходы растут, так как необходимые товары и услугиправительство вынуждено покупать по более высоким ценам и т.д.)
5. Расширение трансфертных платежей, введение льгот ипринятием других популярных мер в предвыборные годы.[3]
Бюджетный дефицит, несомненно, относиться к такназываемым негативным экономическим категориям типа инфляции, кризиса,безработицы, которые являются, однако, неотъемлемыми элементами экономическойсистемы.[5]
Следует заметить, что бездефицитность бюджета еще неозначает «здоровья» экономики. Надо четко представлять какие процессы протекаютвнутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного циклаотражают дефицит бюджета.[5]
При существующем уровнегосударственных расходов и ставке налогообложения размер бюджетного дефицитаили излишка зависит от уровня доходов. Чем выше уровень доходов, тем меньшедефицит, или тем больше положительное сальдо бюджета. Связь междугосударственными расходами и налоговыми поступлениями в казну (все доходы государственногобюджета) можно показать графически. Государственные расходы на текущий год естьвеличина постоянная, не зависящая от объема национального производства. Поэтомукривая государственных расходов Gбудетиметь вид горизонтальной прямой (рис 1).[5]
Из рисунка видно, что принеизменном уровне государственных расходов и ставке налогов и низких объемахнационального производства ( до точки Е) будет наблюдаться бюджетный дефицит. Вточке Е бюджет будет сбалансирован: расходы государства будут равны его доходам.При значительных объемах национального производства (после точки Е) будетнаблюдаться превышение доходов над расходами, т.е. бюджетный излишек(профицит).[5]
Рис. 1.Бюджетныйдефицит и бюджетный излишек.
Таким образом, бюджетный дефицит иизлишек связаны с объемом производства, что позволяет различать структурный ициклический дефициты. Циклический дефицитгосударственного бюджета образуется в результате сокращения налоговыхпоступлений и увеличения государственных трансфертов в результате экономическогоспада. Структурный дефицит государственного бюджета – это разностьмежду расходной и доходной частью бюджета в условиях достаточно равновесногофункционирования экономической системы.[5]
Оценить структурный дефицитнепросто, он объясняется сложностью определения уровня полной занятостиресурсов, естественного уровня безработицы, потенциального объема ВВП. В странах с переходной экономикойпроблема структурного дефицита еще болееусложняется в связи с тем, что на величину бюджетного дефицита влияют такиедействия правительства, как отсрочка налоговых платежей для определенныхсубъектов хозяйствования, введение временных или дополнительных налогов,отсрочка выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и т. д. Чтобырассчитать структурный дефицит, надо его «очистить» от воздействиявышеперечисленных факторов. Сделать это чрезвычайно трудно. Поэтому в странах спереходной экономикой при разработке экономической политике обычно используютдинамику реального дефицита. [8]
Наряду с официально измеряемымбюджетным дефицитом может существовать скрытый (квазифискальный) дефицит. Причинойего появления являются квазифискальные операции, осуществляемые центральнымбанком, правительством. К ним относят, например, предоставление центральнымбанком льготных кредитов правительству; финансирование центральным банкомгосударственных программ, которые не проходят через госбюджет(сельскохозяйственных, жилищных и т.д.); субсидирование обменного курса черезвалютную систему; выдача центральным банком кредитов коммерческим банкам наобслуживание просроченных долговых обязательств госпредприятий и т. д. Скрытыйдефицит снижает величину официального дефицита, что не позволяет реальнооценить финансовое состояние экономики. Как правило, к квазифискальному дефициту прибегают перед очередными выборамиили когда правительство пытается ежегодно балансировать бюджет.[3]
Государственныйдолг.
Сумма накопленных за определенныйпериод времени бюджетных дефицитов образует государственный долг. Государственныйдолг-это вся сумма, выпущенных, но не погашенных государственныхзаймов с начисленными процентами, которые должны быть оплачены к определенномусроку. Величина государственного долга определяется суммой задолженностейцентрального правительства, местных органов власти, долгов государственныхпредприятий. Используются следующие показатели величины государственного долга:
1)отношение суммы государственногодолга к ВВП или ВНП;
2)величина задолженности на душунаселения;
3)отношение объема внешнего долгак ВВП;
4)отношение объема внешнего долгак сумме валютной выручки за год.[8]
Считается, что превышениегосударственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза является опасным длястабильного развития экономики и устойчивого денежного обращения. [8]
Он образуется путем временной мобилизациигосударством дополнительных средств для покрытия своих расходов путем выпускасравнительных займов. В развитых странах правительственные займы подразделяютсяна облигационные и безоблигационные. Владельцами облигациймогут быть фонды социального страхования, центральные и коммерческие банки, небанковские финансовые институты,население. К безоблигационным займам относят займы правительства у сбербанка ивнешние межправительственные займы. [8]
Одной из причин, порождающихгосударственный долг, являются спады в производстве. В период падения деловойактивности автоматически срабатывают встроенные стабилизаторы: налоговыепоступления сокращаются и вызывают бюджетный дефицит. Попытки уменьшить егопутем продажи государственных ценных бумаг и государственных кредитов создают иувеличивают государственный долг. Другой причиной образования государственногодолга является милитаризация экономики и войны. В этот период для экономики характерна переориентация частиресурсов на нужды военного производства (вооружение, содержание военнослужащих). Поскольку военный секторявляется не производственным, а только потребляющим, правительство изыскиваетсредства для его финансирования. [8]
Известны три основных источникафинансирования этих расходов: увеличение налогов, эмиссия денег, продажаоблигаций населению. Несмотря на то, что на практике используются все триисточника, первые два приводят к ряду негативных последствий для экономики.Увеличение налогов в краткосрочном периоде несомненно увеличивает налоговые поступленияв бюджет; однако в долгосрочном – приводят к уменьшению, так как налоговоебремя сдерживает предпринимательскую активность. Выпуск денег, не обеспеченныхтоварами и услугами, усиливает инфляцию и подрывает механизм функционированиявсей национальной экономики. Выпуск ценных бумаг, с одной стороны, позволяетпривлечь сбережения населения, я с другой стороны – образует и увеличиваетгосударственный долг.[8]
Наиболее полно величинугосударственного долга отражает общегосударственный долг, который включаетзадолженность центрального правительства, долги государственных предприятий иместных органов власти.
Государственный долг состоит изобщей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) исуммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части,которая пошла бы на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. Вразвитых странах государственный долг определяют также как общий объемнепогашенных государственных облигаций.[8]
Рост государственного долга наблюдаетсяпрактически во всех странах мира, что восновном объясняется хронической дефицитностью государственных финансов. [8]
Государственный долгподразделяется на внешний и внутренний. Внутренний долг государства — задолженность государства перед своими гражданами – образуется в результатевыпуска долговых обязательств. Он в настоящее время является финансовым иполитическим инструментом, т.е. с его помощью не просто перераспределяютсядоходы внутри страны, но создается общественный слой, материально заинтересованныйв укреплении государства. [3]
Внутренний государственный долг не может быть погашен вобозримой перспективе, но создается он не для того, чтобы быть погашенным, авнутренний государственный долг — постоянно действующий финансовый инструмент.Государство выполняет свое текущее обязательство перед кредиторами внутристраны с помощью поддержания баланса между притоком и оттоком заемных средств ипроцента. Вместе с тем нельзя недооценивать негативные последствия внутреннегодолга, ибо при определенных условиях он может стать серьезной проблемой дляэкономики страны. Рассмотрим некоторые из них.[3]
Рост внутреннего долга особенноопасен для страны с низким уровнем доходов, а следовательно, и сбережений.Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумагявляется альтернативой инвестированию свободных денежных средств впроизводство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственныхценных бумаг может привести к сокращению основного капитала. Другая опасностьсвязана с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынкессудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудногопроцента повышается, что ведет к сокращению частных инвестиций в экономикустраны, чистого экспорта и частично потребительских расходов.[3]
Негативным последствием роставнутреннего долга является увеличение суммы процентных выплат по нему. Если вэкономике наблюдается стагнация или спад производства, то процентные выплатымогут оказаться неподъемными для страны. Поэтому необходимо постоянноотслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Еслидолг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означаетуменьшение его доли в национальном продукте. Если же темпы роста внутреннегодолга обгоняют темпы роста валового внутреннего продукта, то долягосударственного долга в последнем будет увеличиваться. Чтобы при этом его последствия не стали слишком тяжелыми дляэкономики, правительство должно предпринять определенные меры по управлениюдолгом. Это могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальныхналогов и, в-третьих, секвестирование бюджета. Если государство финансируетдефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Онаобесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Болеетого, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственнымценным бумагам даже отрицательными. Однако такой ход событий может привести кгиперинфляции, которая разрушительна для экономики страны. [3]
Следует учитывать также, чтозначительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочнымигосударственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпускегосударственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространениетакже ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется приизменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Все это ограничиваетвозможности инфляции.[3]
Введение специальных налогов илиповышение налоговых ставок позволит в краткосрочном периоде увеличить доходыбюджета, а значит, уменьшить государственный долг. В долгосрочном временноминтервале это может привести к сокращению производства, сужению базыналогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну. Внекоторых случаях целесообразно прибегнуть к сокращению государственныхрасходов путем секвестирования. Секвестирование –пропорциональное снижение расходов (на 5 или 10, 15 % и т. д.) ежемесячнопрактически по всем статьям бюджета до конца текущего финансового года.Секвестированию не подлежат защищенные статьи, состав которых определяетсявысшими органами власти. Существуют также статьи, секвестирование которых невозможно (выплата процентов погосударственному долгу и др.). Например, в США все федеральные расходы делятсяна две части – прямые (обязательные) и дискреционные. К прямым относятся терасходы, которые регламентируются постоянно действующим законодательством (пособия по безработице, программы медицинскогообслуживания и т.д.). К дискреционным – расходы, которые зависят от конкретногосостояния дел в экономике и ежегодно рассматриваются и утверждаются КонгрессомСША. По данным статьям Конгрессомустанавливается ежегодно лимит расходов.[3] Внутренний долг порождаетсябюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием. Государственныезаймы выпускаются на различные сроки. И поэтому государственный долг бывает:
1. краткосрочный (до 1 года)
2. среднесрочный (до 5 лет)
3. долгосрочный (свыше 5 лет)[4]
Наиболее обременительными являютсякраткосрочные долги, ибо дата их погашения наступает очень быстро, а процентыпо таким займам довольно высокие. Большинство экономистов утверждают, что роствнутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самимсебе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать егопутем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования.[4]
Внешний государственный долг– этообщая сумма задолженностей иностранным государствам, физическим и юридическимлицам, иностранным и международным финансовым институтам. Внешнийгосударственный долг считается самым тяжелым для государства, т.к. его возраст,выплата процента по нему производится за счет национального дохода илинационального богатства страны. Кроме того, внешний государственный долг связанс выполнением государством определенных условий перед основными кредиторами.Помимо названных выше видов государственного долга, государственный долг делятна капитальный и текущий. Капитальный государственный долг включает всюсовокупность долговых обязательств государства на определенную дату, т.е. этоне в текущем финансовом году. Текущий государственный долг состоитиз платежей по обязательствам, которые государство должно погасить в текущем финансовомгоду.[4]
Последствия внешнего долга болеетяжелы для страны, чем последствия внутреннего. При внешнем долге нациявынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатитьпроценты и погасить долг, что снижает уровень жизни населения. Кроме того, припредоставлении займа страна- кредитор может потребовать выполнения рядаусловий, которые «неудобны» для страны- заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычнозаконодательно устанавливается его лимит. Следует отметить, что абсолютнаясумма долга малопоказательна для экономического анализа. Поэтому оценивают егоотносительную величину. Используют такие показатели, как доля внешнего долга вваловом национальном продукте; отношение годового объема выплат по внешнему долгувалютных поступлений за год. По оценкам экономистов, последний показатель недолжен превышать 25 %.[3]
Большой внешний долг снижаетмеждународный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранныхзаймов. Поэтому правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшитьвнешний долг, если он превышает приемлемый уровень. Оно может использовать дляпогашения части долга золотовалютные резервы страны, если таковыеимеются. С согласия кредиторов правительство может переоформить краткосрочную исреднесрочную задолженность в долгосрочную или отсрочить выплату внешнегодолга.[2]
В современной экономической наукесуществуют две различные точки зрения на проблему бюджетного дефицита,государственного долга и их макроэкономических последствий. Большинствоэкономистов считают, что дефицит бюджета и государственный долг оказываютсущественное влияние на развитие экономической системы, а именно — ростбюджетного дефицита и государственного долга влекут за собой реальныенегативные последствия. Во-первых, выплата процентов по государственному долгуувеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственныхобязательств сконцентрирована в руках у наиболее состоятельной части населения.Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги изкарманов менее обеспеченных слоев населения к более обеспеченным, т.е. те, ктовладеет облигациями, становятся еще богаче.[2]
Во-вторых, повышение ставокналогов ( как средство выплаты государственного внутреннего долга или егоуменьшения ) может подорвать действие экономических стимулов развитияпроизводства, снизить интерес к вложениям в новые рискованные программы и т.д.,а также усилить социальную напряженность в обществе.
В-третьих, существование внешнегодолга предполагает передачу ( при погашении этого долга ) части созданноговнутри страны продукта за рубеж.
В-четвертых, рост внешнего долгабезусловно снижает международный авторитет страны.
В-пятых, когда правительство беретзайм на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов погосударственному долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента накапитал. Рост процентной ставки, в свою очередь, влечет за собой снижениекапитализированной стоимости, сокращение частных плановых инвестиций. В результатеэтого последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшающимсяпроизводственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательнымипоследствиями.
В-шестых, можно отметить и чистопсихологический эффект: с ростом государственного долга усиливаетсянеуверенность населения страны в завтрашнем дне.[2]
Такая точка зрения на бюджетныйдефицит и государственный долг называется традиционной и является, в общем-то,господствующей. Но есть и другая точка зрения «рикардианской школы», в соответствиис которой бюджетный дефицит и государственный долг могут не повлиять на ростпроцентных ставок, уменьшение инвестиций и т.д.[7]
«Нейтральность» бюджетногодефицита и государственного долга является следствием того, что снижениеналогов при неизменном уровне государственных расходов само по себе можетповлиять на рост расходов потребителей.[7]
Это утверждение вытекает из теорииповедения потребителей, в соответствии с которой потребители при выборе линииповедения учитывают не только текущий интерес, но и интерес будущего, т.е.будущий доход.[7]
Снижение налогов при неизменныхгосударственных расходах, с точки зрения потребителя, думающего о будущем,означает, что правительство финансирует данное снижение за счет ростагосударственного долга. В свою очередь, рост государственного долгаподразумевает, что в будущем для его покрытия необходимо будут увеличиватьналоги. Таким образом, фактически налоги не изменяются, а простоперераспределяются во времени.[7]
Ожидания налогоплательщиковотносительно будущего роста налогов и снижения доходов приведут к тому, чтосегодняшнее потребление не увеличится, увеличатся лишь сбережения потребителейкак защитная мера по поддержанию в будущем «привычного» уровня жизни. Приростчастных сбережений позволит реализовать государственные ценные бумаги,предназначенные для покрытия бюджетного дефицита без увеличения нормыпроцента.[7]
Или иначе – рост частныхсбережений будет равен по величине снижению государственных сбережений, котороеявилось следствием уменьшения налоговых поступлений. Объем сбережений в рамкахнациональной экономики останется в целом неизменным, изменится лишь ихструктура (доля частных и государственных сбережений). Поэтому в данномконтексте снижение налогов не приведет к последствиям, описываемым традиционнойточкой зрения. Изложенные рассуждения означают, что финансированиегосударственных закупок за счет государственного долга равнозначно ихфинансированию за счет налогов. [7]