Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Учебная дисциплина «Экономика»
Контрольнаяработа № 1
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЫНОЧНОЙЭКОНОМИКЕ
Выполнил:
студентгр. ГПт – 54
Зорин В.В.
Проверил:
Дядченко Н.Н.
Междуреченск — 2007
Тема: Антимонопольное регулирование в рыночной экономике
ПЛАН
2
3
6
10
12
14
18
19
Введение ……………………………………………………
1. Конкурентный и монопольный рынки ………………………...…
2.Государственное противодействие монополизму………...........
3.Государственное регулирование естественных монополий…...
4. Антимонопольное управление рынками имущественных объектов собственности…………………………………………..…
5.Государственная поддержка конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей ……………………………………...
Заключение ………………………………………………………..….
Список литературы ……………………………………………....
Введение
Во всех странах в любых социально-экономических системах государственное управление составляет неотъемлемую часть процесса управления экономикой. Государству принадлежит определяющая роль в управлении экономическими объектами, относящимися к государственной собственности, включая продажу, приобретение, приватизацию этих объектов, их использование для выполнения государственных функций, предоставление в аренду, концессию, в качестве залога. Государство управляет формированием и расходованием бюджета страны и регионов, движением государственных финансовых ресурсов, выполняет функции социального управления, способствует решению задач научно-технического развития.
Не остаются вне влияния государства и рыночные процессы,для регулирования которых государство использует правовые, организационные, экономические механизмы, институты и инструменты. Программно-целевое планирование и управление также попадает в сферу государственного воздействия.
В современной науке и практике во многом преодолена концепция невмешательства государства в рыночную экономику. Стало очевидным, что только государство способно преодолеть так называемые «провалы» рынка и ввести экономические процессы в цивилизованное русло сочетания централизованного управления и рыночного саморегулирования. Разработка и проведение антимонопольной политики относятся к числу важнейших экономических функций современного государства. Данная функция характеризует не только деятельность тех государств, в которых уже имеется социально ориентированная рыночная экономика, но и тех, которые идут по пути строительства такой экономики, как, например, Россия.
1. Конкурентный и монопольный рынки
Рыночная экономика способна эффективно функционировать только в условиях наличия конкуренции между участниками рынка: товаропроизводителями, продавцами, предпринимателями, т.е. всеми, кто поставляет и предлагает к продаже свои товары. В более широком плане конкуренция распространяется на соперничающие в борьбе за покупателей, за сбыт товаров на рынке целыми отраслями, регионами, странами. Конкуренция представляет самый сильный способ возбуждения субъектов хозяйственной деятельности. Наличию конкуренции мир обязан ростом качества продукции и сдерживанием цен. Строго говоря, вне конкуренции подлинно рыночная экономика не способна существовать, рынок вырождается как таковой, если на нем разные продавцы не обладают возможностью выставить на продажу близкие по виду товары.
Согласно общепринятому определению конкуренция есть состязание, соперничество между разными производителями или продавцами, а в общем случае — между любыми субъектами, агентами экономической деятельности в борьбе за рынки сбыта, за наиболее выгодные условия продажи или покупки товаров и услуг на рынках с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод.
Теория конкуренции и представления о ее роли в регулировании рыночных цен и рыночных отношений зародились несколько сот лет тому назад в рамках классической политической экономии. Адам Смит впервые высказал утверждение о ключевой роли конкуренции как механизма автоматического регулирования цен на свободных рынках. Он назвал конкуренцию «невидимой рукой», которая заставляет рыночных продавцов устанавливать цены на товары в соответствии с уровнем спроса на них со стороны покупателей, так что высоко-конкурентный рынок сам формирует цену равновесия величины спроса и предложения, известную под названием равновесной цены.
В дальнейшем представление о конкуренции значительно расширилось и углубилось, в результате чего выделились разные виды конкуренции, различающиеся, прежде всего, по признаку уровня концентрации на рынке соперничающих между собой продавцов однородного товара. Произошло расчленение общего понятия «конкуренция» на две его разновидности: «совершенная конкуренция» и «несовершенная конкуренция». При этом характерно, что А.Смит, Д. Рикардо и другие первые исследователи конкуренции имели в виду в большей мере совершенную конкуренцию, тогда как несовершенная конкуренция стала объектом последующих исследований, в итоге возникло представление о многих разновидностях конкуренции.
Совершенная конкуренция,именуемая также чистой, идеальной, подразумевает соблюдение следующих условий:
— наличие на рынке столь большого количества конкурирующихпродавцов однородного товара и его покупателей, что ни один из продавцов не обладает способностью навязывать свою «ценовую» волю покупателям, так как они могут приобрести тот же товар у других продавцов;
— свободный вход на рынок и выход из него продавцов и покупателей(отсутствие ограничений для проникновения на рынок и уход с него);
— отсутствие внешнего контроля над ценами и ценового принуждения;
— доступность для каждого участника рынка информации о ценах, спросе и предложении товара.
Идеальный рынок, соответствующий указанным условиям, представляет своеобразный эталон, мысленную конструкцию, так что совершенную конкуренцию можно считать абстрактной моделью, к которой в той или иной степени способен приближаться реальный рынок.
Несовершенная конкуренция,как явствует из ее названия, представляетвид конкурентной борьбы в условиях, заметно отличающихсяот тех, которые характеризуют совершенную, чистую, идеальнуюконкуренцию. Несовершенная конкуренция разделяется на несколько разновидностей, отражающих в основном степень монополизации рынка, определяемую количеством конкурирующих продавцов близких по типу товаров.
Монополистическая конкуренция,наиболее близкая к совершенной, характеризуется достаточно большим количеством продавцов и покупателей, свободным входом на рынок и выходом из него. Основное отличие от совершенной конкуренции заключается в дифференцировании товаров, предлагаемых покупателям конкурирующимифирмами, представленными на рынке. Тем самым конкуренты способны привлекать покупателя не только ценой, но и отличительными свойствами, качеством товара, видами обслуживания.
Олигополистическая конкуренция имеет место на рынке, где представлено относительно небольшое количество независимых продавцов однородного товара, который может быть дифференцированпо видам, при значительном количестве покупателей. В условиях олигополистической конкуренции на каждого продавца может приходиться значительная доля рыночного товара, в связи с чем он способен занимать доминирующее положение, в определенноймере диктовать цены, ограничивать доступ на рынок новых конкурентов. Частным случаем олигополии является дуополия, имеющая место на рынке, где представлены товары двух конкурирующих продавцов, фирм.
Практическое отсутствие конкуренции характерно для рынков, где господствует чистая монополия, т.е. представлены товары одногопродавца, не имеющие адекватных заменителей (товаров-субститутов). Проникновение конкурентов на монополизированные рынки чрезвычайно затруднено, в связи с чем государства, стремящиесяподдержать конкурентную рыночную ситуацию, активно борются с монополизмом.
Довольно часто приходится наблюдать конкуренцию, искаженнуюповедением реальных или потенциальных конкурентов, получившую название недобросовестной. Недобросовестная конкуренциянаблюдается в форме отклонений от узаконенных, принятыхправил и норм конкурентной борьбы. Недобросовестные конкуренты вступают в сговор, направленный против соперников, стремятся опорочить их, дискредитировать, используют ложную рекламу, прибегают к поддержке влиятельных лиц и организаций, устанавливают дискриминационные, иногда демпинговые цены. Недобросовестную конкуренцию в самых злостных формах называют хищнической.
Различают также виды конкуренции в зависимости от методов