СодержаниеВведение ………………………………………………………………… 31 Сущность конкуренции …………………………………………….52 Функции конкуренции …………………………………………….. 63 Основные модели рынка ……………………………………………7 3.1 Свободная (чистая) конкуренция ……………………………73.2 Монополия …………………………………………………….83.3 Олигополия ……………………………………………………93.4 Чистая монополия …………………………………………….104 Способы ведения конкурентной борьбы ………………………….104.1 Добросовестная и недобросовестная конкуренция ………...114.2 Патент как стимул промышленного шпионажа …………….124.3 Современный экономический шпионаж …………………… 124.4 Промышленный шпионаж и фальсификация
готовой продукции ……………………………………………. 145 Основные направления и инструменты регулирования
конкуренции государством ………………………………………… 166 Значение конкуренции ……………………………………………...18Заключение ………………………………………………………………20Список литературы ……………………………………………………... 21
Введение
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночныхотношений является понятие конкуренции (competition).Конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, типвзаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемовпредложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогичноопределяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен иобъема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе,является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет озаключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба — это динамический ( ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечениюрынка товарами.
В качестве средствв конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент,условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
Современная рыночная экономикапредставляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количестваразнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационныхструктур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых нормбизнеса, и объединяемых единым понятием — рынок.
По определению рынок- это организованная структура, где «встречаются» производители ипотребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спросапотребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определеннойцене) и предложения производителей (предложение — это количество товара,которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров,и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющеезначение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей(покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости(денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей,характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Рынок представляет собой определенный способ взаимодействияпроизводителей и потребителей продукции.
Рыночный порядок взаимодействия экономических субъектов предполагаетналичие конкуренции, экономического соперничества производителей,потребителей, производителей и потребителей. Вопрос конкурентности в экономике— это вопрос, в каком количестве представлены на рынках различных товаров иуслуг независимо действующие производители и потребители, а также вопросстепени свободы их прихода на эти рынки и ухода. Частную собственность,свободное ценообразование, конкуренцию принято считать столпами рыночной системы.
В современных условиях рынки с чистой конкурентнойструктурой занимают небольшое место. Выяснение других типов конкуренциипозволит углубить понимание экономических процессов, определить спецификувзаимодействия экономических субъектов, их возможности, условия ценообразованияи другое. Решив завести «четвероногого друга» — собаку, человекобычно берет специальную справочную литературу, чтобы познакомиться сфизиологией, привычками, рекомендациями по уходу за собаками. Вместе с тем несуществует собаки вообще, есть конкретные породы собак — овчарка,ризеншнауцер, сенбернар, колли и т. д. И кто будет спорить с тем, что междубульдогом и пуделем существует разница? Поэтому будущему владельцу важнополучить сведения не только о собаках вообще, но и об особенностях конкретнойпороды. Человеку, стремящемуся разобраться в экономике, необходимо понятьустройство рыночной связи вообще и конкретные ее условия при различных типахконкуренции. Каждый из нас выступает в роли покупателя, большинство изтрудоспособных людей — в роли продавца (например, реализуя трудовые услуги),некоторые из нас — в роли предпринимателя. Знание условий конкуренции поможетлучше оценить собственные возможности и шансы, прогнозировать ситуацию,попытаться заранее подготовить альтернативные варианты поведения.
Рынок не может эффективно работать без конкуренции. В то жевремя он не обладает достаточным иммунитетом против устремлений ограничить илидаже устранить конкуренцию. Последнее означает присутствие на рынке толькоодного субъекта в роли, например, продавца — такое явление называется чистаямонополия. Сам рынок не может защитить себя. На помощь приходит государство,которое проводит политику регулирования конкуренции. Для украинской экономикиэто в значительной мере является новой и довольно серьезной проблемой.
Итак, в своей работе я намерен выяснить сущность и значениеконкуренции в экономической системе, ее типы (чистая конкуренция,монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия), формы, а такжедеятельность государства по регулированию конкуренции.
1
Вповседневной жизни мы все чащевстречаем слова: «конкуренция», «конкурентная борьба»,«конкурентоспособность», «конкурентный рынок». Этим строкаминогда предоставляются разные значения, но все они могут быть сведены до двухпонятий — «конкурентная борьба» и «конкурентный рынок».Первое касается способов поведения отдельных фирм на рынке, второе — рыночныхструктур и охватывает все аспекты рынка любых товаров, которые влияют на поведениеи деятельность фирм (количество фирм на рынке, технологию производства, типытоваров, которые продаются и т.д.).
Конкурентностьрынка определяется теми границами, в рамках которых отдельные фирмыспособные влиять на рынок, то есть на условия реализации своей продукции,прежде всего на цены. Чем меньше отдельные фирмы влияют на рынок, где ониреализуют свою продукцию тот более конкурентным считается рынок. Высочайшаястепень конкурентности рынка достигается тогда, когда отдельная фирма на негоне влияет совсем. Это возможно лишь в случае если на рынке товаров действуеттак много фирм, что любая из них в частности никак не может повлиятьна цену товара, и воспринимает ее как такую, что определяется рыночным спросоми предложением. Такой рынок называется целиком конкурентным. А фирмы,которые действуют в условиях целиком конкурентного рынка, не ведут междусобою конкурентной борьбы. Если же отдельные фирмы имеют возможность влиятьна условия реализации своей продукции (в первую очередь на цены), то они ведутмежду собою конкурентную борьбу, но рынок, где эта возможность реализуется,целиком конкурентной уже не считается.
Итак, конкуренция — категорияявным образом противоречивая. С одного стороны существует утверждение, котороебез конкуренции рынка не бывает, а с другого – целиком конкурентным есть тотрынок, на котором участники (фирмы) не ведут между собою конкурентной борьбы. Идальше. Если конкурентная борьба существует, такой рынок не считается целикомконкурентным. Больше того, чем более сильная конкуренция, тем полнееформируются условия для ее ограничения. Но рынок двигается уже не к целикомконкурентному, а к монопольному. Эта противоречивость конкуренции выступаетпредпосылкой самых разных оценок ее роли в экономике. Одни экономистыутверждают, что конкуренция — это большое благо (между прочим, эта точка зренияесть характерной для современных украинских реформаторов), другие настаивают напотому, что конкуренция, противопоставляя субъектов рынка и порождая монополию– большое зло для экономики. Где правда?
Отвечая на этот вопрос, следует, очевидно, начинать сэлементарного: что такое конкуренция. Конкуренция — это форма экономическихотношений между субъектами рыночного хозяйства, в которойвыражается соперничествоза наиболее выгодные условия производства, продажи и купли товара. Как и почему возникает конкуренция?Оптимального положения на рынке хозяйствующие субъекты достигают в результатеполучения ними экономической самостоятельности. То есть, если они получаютправо владения, пользование и распоряжение выработанной продукцией. В то жевремя экономическая самостоятельность порождает стремление выделяться средиравных, доказать свои преимущества, утвердить свое господство, обеспечить себеболее выгодное положение, большая прибыль и т.д. Это порождает междуэкономически самостоятельными и отделенными хозяйственными единицамиопределенное соперничество, борьбу, которая и получила название конкуренции.Причем конкуренцию не следует рассматривать как соревнование по олимпийскомупринципу: важная не победа, а участие. Это жестокий и конфликтный методвзаимодействия рыночных субъектов: достижение поставленных предпринимателемсвоих целей возможное лишь за счет поражения интересов других деловых людей.
Сутьконкуренции проявляется и в том, что она. с одной стороны, создает такиеусловия, за которые покупатель на рынке имеет великое множество возможностейдля приобретения товаров, а продавец — для их реализации. С другой стороны, вобмене принимают участие две стороны, любая из которых ставит свой интерес вышеинтереса партнера. В результате и продавец, и покупатель при заключениисоглашения должны идти на взаимный компромисс при определении цены, иначесоглашение не состоится, а каждый из них понесет убытки.
Непременным условием конкуренции есть независимостьсубъектов рыночного отношения от определенных «высших» ивнешних" сил. Эта независимость проявляется, во-первых, в возможностисамостоятельно принимать решение о производстве или купле товаров или услуг;во-вторых, в свободе выбора рыночных партнеров. В процессе конкуренциихозяйствующие субъекты как бы взаимно контролируют друг друга. Конкуренциятакже есть важным инструментом регулирования пропорций общественногопроизводства в условиях рынка.2
Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе,предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель(суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием ценынаправляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означаетшанс и риск одновременно:
-предприятия,которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшимипроизводственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивныесанкции). Это стимулирует техническийпрогресс;
-предприятия,которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренциисвоими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняютсяс рынка (негативные санкции).
Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяетраспределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с ихэффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбепринципу вознаграждения по результатам.
Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждогопредприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателювозможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, темсправедливее цена.
Политика в областиконкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять своифункции. Руководящий принцип «оптимальной интенсивности конкуренции»в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:
— техническийпрогресс в отношении изделий и процессов быстро внедряется (инновация поддавлением конкуренции);
— предприятия гибкоадаптируются к меняющимся условиям (например, склонности потребителей),(адаптация под давлением конкуренции).
Масштабинтенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в прибылитеряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентам. В первуюочередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывоквперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.
В соответствии сруководящим принципом оптимальной интенсивной конкуренции благоприятные условиядля нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда имеютдело с «широкой» олигополией с «умеренной»индивидуализацией продукции. «Узкая» олигополия с сильнойиндивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.
В каждой рыночнойэкономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбыпопытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободнойконкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарныхзнаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которыерегламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:
— качествоконкуренции;
— самосуществование конкуренции;
— цены и качествоизделий должны быть в центре внимания конкуренции;
— предлагаемаяуслуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;
— защищенныеправовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товарыпо их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;
- 3 модели рынка
В зависимости отсоотношения между количеством производителей и количеством потребителейразличают следующие виды конкурентных структур:
1. Чистая конкуренция являет собойситуацию когда на рынке присутствует большое количество самостоятельныхпроизводителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителейданного товара. Чистую, или свободную, конкуренцию принято еще называтьсовершенной конкуренцией, а три других типа — объединять названиемнесовершенная конкуренция. Последний термин принадлежит англичанке ДжоанРобинсон (книга «Экономика несовершенной конкуренции», 1933 г.),которую принято считать создательницей теории несовершенной конкуренции.
2. Огромное число обособленных потребителей ималое количество производителей, каждый из которых может удовлетворитьзначительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией, и порождает, так называемую,несовершенную конкуренцию.
3. Предельным случаем является монополия. В этом случаемассе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей. Когда рынок представлен относительно большим числомпроизводителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистическойконкуренции .
4. Существует такжечистая монополия. В этом случае на рынке присутствует только одинпроизводитель товара и множество потребителей.
Рассмотрим подробнее основные извышеперечисленных рыночных структур.
3.1 Свободная(чистая) конкуренция
Чистаяконкуренция представляет собой рыночную ситуацию, когда многочисленные,независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную)продукцию, и ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.
Такимидентичным, или стандартизированным, товаром может быть, например, пшеница,кукуруза, сахар, акции компании. Это означает, что все продавцы таких товаровпредлагают практически одинаковый продукт; разница в потребительских свойствахотсутствует. Поэтому покупателю не стоит утруждать себя выяснением отличий вкачестве, свойствах — их фактически нет. А для продавца становится практическибессмысленным вести неценовую конкуренцию. Каждый из продавцов при этом не всостоянии повлиять на цену товара, складывающуюся на рынке. Это связано с тем,что доля любого продавца в общем объеме предлагаемой на рынке продукции оченьнезначительна. Продавец на таком рынке является «ценополучателем».
Выделимосновные характеристики чистой конкуренции:
а)многочисленность участников обмена — продавцов и покупателей;
б)тождественная, стандартизированная продукция. Этому требованию могут отвечатьтолько простые товары, примеры которых ранее были названы;
в) свободныйдоступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода сних. Если посмотреть на эту проблему несколько шире, то можно отметить, чтопрепятствиями для входа новых субъектов в любую отрасль могут быть: технологические,ресурсные, финансовые, законодательные ограничения. Например, сложностьтехнологии и необходимость большого стартового капитала характерны для многихпроизводств в машиностроении, металлургии, нефтепереработке, что резко сужаетчисло возможных претендентов на появление в этих отраслях. В то же времябольшинство сфер, например сельскохозяйственного производства, не имеют такихсложных условий входа для новых производителей;
г) наличиеполной информации у участников обмена. Покупатели должны иметь сведения обимеющихся продавцах, их ценах, других условиях реализации. Экономическиесубъекты должны располагать примерно одинаковым объемом информации о рынке.
Эти условия в большинстве случаев сегодня являютсятрудноосуществимыми. Поэтому чистая, или совершенная, конкуренция — эторедкостный тип конкуренции в современной экономике. Преобладают формынесовершенной конкуренции, где продавцы обладают определенным контролем надрыночной ценой.
3.2 Монополия
Происхождениеназвания этого типа несовершенной конкуренции связано с тем реальнымобстоятельством, что очень многие продавцы, предлагая схожие товары, стремятся,в то же время, придать им уникальные, особенные свойства. Эти отличия могутбыть как реальными, так и мнимыми.
Монополистическаяконкуренция — это такая рыночная ситуация, когда многочисленные продавцыпродают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальныекачества.
Примеры такойконкуренции следующие: «жевательная резинка, очищающая зубы»,«журнал для деловой женщины», «автомобиль для тропиков»,«свежий хлеб», «шампунь, укрепляющий корни волос»,«вина из лучших сортов винограда», «наши акции — всегда вцене», «у нас самый широкий выбор косметики», «наш банкосуществляет самые быстрые расчеты», «шоколадный батончик — райскоенаслаждение» и т. д.
К основнымхарактеристикам монополистической конкуренции можно отнести:
а)относительно большое число некрупных производителей;
б) продажасхожей, но не идентичной продукции. Разные производители занимаются созданиемразновидностей товара, удовлетворяющих в принципе одну и. ту же потребность.Но назвать уже их продукцию идентичной нельзя. Здесь наблюдаетсядифференциация продукта;
в) наличие уотдельного производителя очень ограниченного контроля над рыночной ценой. Этосвязано, во-первых, с тем, что производителей достаточно много, значит доляпредлагаемого товара, приходящаяся на одного, — относительно небольшая.Во-вторых, спрос на такую продукцию характеризуется довольно высокой степеньюэластичности: покупатели чутко реагируют на изменение цены, и в случае ееповышения могут переключиться на приобретение схожей продукции у другихпродавцов, проигнорировав какие-то особенности в свойствах товаров.
Соперничающиесубъекты могут использовать здесь как ценовые, так и неценовые методыконкуренции. Возможность применения последних, в отличие от условий чистойконкуренции, связана с дифференциацией продукта: конкуренты предлагают егоразновидности, стремясь убедить покупателя в превосходстве своих спецификацийтовара. И поэтому здесь являются достижимыми конкурентные преимущества врезультате совершенствования качества продукта, условий его продажи, дизайна,упаковки, активной рекламы и т. д.;
г) различныесоглашения между конкурентами по ограничению конкуренции, например по проведениюсогласованной ценовой политики, являются практически малоосуществимыми. Вседело в том, что конкурентов довольно много, и, кроме того, размыты,неопределенны сами границы поля конкуренции, состав ее участников;
д)сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новыхпроизводителей. По сравнению с чистой конкуренцией трудности возрастают, но ненамного. Масштабы стартового капитала, уровень технологической сложности неставят непреодолимых барьеров для проникновения в отрасль новых конкурентов.
3.3 Олигополия
Существуютрынки, на которых, как правило, действует относительно небольшое количествокрупных фирм. Строго определить количество таких субъектов экономисты обычно неберутся, но можно встретить, например, такую количественную характеристикуолигополистического рынка, где число конкурентов составляет от трех до пяти.Ее, видимо, можно принять в виде некоторого ориентира. Примерами такойконкурентной ситуации в Украине могут быть рынки бытовых холодильников,стиральных машин, сигарет, магнитофонов, локальные рынки ряда товаров и услуг вгородах.
Олигополия —это господство на рынке нескольких фирм, производящих идентичные или схожиетовары.
К основнымхарактеристикам олигополистической конкуренции можно отнести:
а)немногочисленность конкурентов. Каждый из них обладает обычно довольно большойдолей рынка какого-то товара или услуги;
б)предложение стандартизированных или дифференцированных товаров. Рядпромышленных товаров, таких, например, как сталь, алюминий, цемент, являютсястандартизированными продуктами и обычно предлагаются в условияхолигополистической конкуренции. Дифференцированными товарами наолигополистических рынках могут быть, к примеру, автомобили, компьютеры,холодильники, пылесосы, телефонные аппараты. Предприятия-олигополисты — этообычно значительные по размерам структуры, ведущие крупномасштабноепроизводство;
в) сложностьвхода в отрасль новых предприятие. Здесь уже перед потенциальными конкурентами,возможными кандидатами на вступление в отрасль встают очень серьезные проблемы.Это и формирование большого стартового денежного капитала, и технологическиесложности, и доступность к важнейшим сырьевым ресурсам, и большие возможности«ветеранов» разными способами препятствовать появлению в отрасли«новичков» и другое. Пробиться новым фирмам здесь действительносложно;
г) наличиестимулов к слиянию, сговорам, направленным на снижение или устранениеконкуренции. Слияние конкурентов позволяет получить большую долю рынка, вбольшей степени использовать эффект масштаба: как «на выходе» — припродаже своей продукции (это можно делать с меньшими удельными издержками), таки «на входе» — при решении проблем, ресурсного обеспечения (закупкакрупных партий ресурсов по низшим ценам). Сговоры — по ценам, местам сбыта,объемам продаж — возможны здесь потому, что количество конкурентов ограничено иони все «на виду», что создает благоприятную почву для подобныхстремлений.
В условияхолигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовыеметоды соперничества обычно оказываются менее эффективными. Между предприятиямисуществует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены,другие вынуждены будут адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большаяпотеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они, одновременно, и сведутна нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принестикратковременный эффект.
3.4 Чистая монополия
При такоймонополии конкуренции вообще не существует. Уровень конкуренции изменяется поубывающей от чистой конкуренции до чистой монополии.
Чистая, илиабсолютная, монополия — это такая рыночная ситуация, при которой имеется толькоодин продавец товара, у которого нет близких заменителей. Отсутствие близкихзаменителей означает, что у покупателя остается выбор не между товарами, амежду тем, покупать ли данный товар или отказаться вообще от удовлетворенияпотребности в нем. Продавец — один, и в этом случае он — король, а покупатель —слуга. У такого продавца сосредотачивается огромная власть.
Отметимосновные характеристики чистой монополии:
а)единственный продавец;
б) товарнаядифференциация отсутствует,
в) продавецосуществляет практически полный контроль над ценами.
г) оченьтрудные условия вхождения в отрасль новых предприятий. По сути дела, входоказывается заблокированным финансовыми, технологическими, ресурсными,правовыми условиями.
Абсолютныймонополист, конечно же, не выступает в роли «ценополучателя», он —«ценоустановитель». Он полностью контролирует предложение товара,ему представляется исключительная возможность выбирать на свое усмотрение любуюцену из возможных в соответствии с определенной кривой спроса.
Здесь следуетотметить, что понятие «монополия» используется не только в строгомзначении — как чистая монополия, но нередко применяется и в широком толковании.В последнем случае монополия обычно трактуется несколько расплывчато, какдоминирующее положение экономического субъекта на рынке, т. е. можно, видимо,полагать, что в таком варианте понятие «монополия» вбирает в себя ичистую монополию, и олигополию.
Проблемаограничения или даже устранения конкуренции вызывает беспокойство во многихстранах. Главная роль в ее решении отводится государству, сам рынок, какпоказывает прошлый и современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции.4
Конкуренция в переводе с латинскогоязыка значит «сталкиваться» икак было уже отмечено выше означает борьбу между товаропроизводителями занаиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция выполняетроль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителявнедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда,совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.
Конкуренцияявляется определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационныхпроцессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Онаспособствует вытеснению из производства неэффективных предприятий,рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей(монополистов) по отношению к потребителю.
Конкуренцию можноусловно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию.
4.1 Добросовестная конкуренция и недобросовестная конкуренция
Основными методами являются:
— повышение качества продукции
— снижение цен(«война цен»)
— реклама
— развитие до- ипослепродажного обслуживания
— создание новыхтоваров и услуг с использованием достижений НТР и т.д.
Одной изтрадиционных форм конкурентной борьбы является манипулирование ценами, т.н.«война цен». Она осуществляется многими способами: понижением цен,локальными изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большегообъема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита идр. В основном ценовая конкуренция используется для выталкивания с рынка болееслабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок.
Более эффективной иболее современной формой конкурентной борьбы является борьба за качествопредлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокогокачества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороныконкурента, т.к. «формирование» качества проходит длительный цикл,начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации. Вкачестве примера можно привести тот факт, что известная японская фирма«SONY» осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10конкурирующим направлениям.
В настоящее времяполучили очень большое развитие различного рода маркетинговые исследования,целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем илииным товарам, т.к. знание производителем подобного рода информации позволяетему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точнопредставлять и прогнозировать ситуацию на рынке в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.
Большую роль играетдо- и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное присутствие производителей в сфереобслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себяудовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение,регулярность, ритмичность поставок (например комплектующих деталей и узлов).Послепродажное обслуживание- создание различных сервисных центров пообслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонти т.п.
В связи с большимвлиянием на общественность средств массовой информации, прессы реклама являетсяважнейшим методом ведения конкурентной борьбы, т.к. с помощью рекламы можноопределенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре,причем как в лучшую, так и в худшую стороны, в качестве доказательства можнопривести следующий пример:
Во временасуществования ФРГ у западногерманских потребителей большимспросом пользуется французское пиво. Западногерманские производители делаливсе, чтобы не допустить французское пиво на внутренний рынок ФРГ. Ни рекламанемецкого пива, ни патриотические призывы«немцы, пейте немецкое пиво», ни манипулирование ценами ни к чему непривели. Тогда пресса ФРГ стала делать упор на то, что французское пивосодержит различные вредные для здоровья химические вещества, в то время какнемецкое якобы является исключительно чистым продуктом. Начались различныеакции в прессе, арбитражные суды, медицинские экспертизы, В результате всегоэтого спрос на французское пиво все-таки упал — на всякий случай немцыперестали покупать французское пиво.
Но наряду сметодами добросовестной конкуренциейсуществуют и другие, менее законныеметоды ведения конкурентной борьбы:
Основными методами являются:
— экономический(промышленный шпионаж)
— подделкапродукции конкурентов
— подкуп и шантаж
— обманпотребителей
— махинации сделовой отчетностью
— валютные махинации
— сокрытиедефектов и т.д.
К этому можно такжедобавить и научно-технический шпионаж, т.к. любая научно-техническая разработкатолько тогда является источником прибыли, когда она находит применение впрактике, т.е. когда научно-технические идеи воплощаются на производстве в видеконкретных товаров или новых технологий.
3.2 Патент как стимул промышленного шпионажа
Именно промышленный шпионаж так сказать «создал» патент наизобретение. Поскольку сохранить секреты производства не удавалось,изобретатель, потративший годы труда, мог и не получить никакого вознагражденияза свое изобретение, т.к. результатом изобретения часто пользовались совершеннопосторонние, не имеющие ни какого отношения к изобретению люди. Предотвратитьтакую несправедливость должен был п