Содержание
1Социально-экономическая эффективность мероприятий по охране окружающей среды
2 Принцип проектирования бессточных и замкнутых системводоснабжения
3Требования техники безопасности к сосудам
1Социально-экономическая эффективность мероприятий по охранеокружающей среды
Выборприоритетных направлений и мероприятий для краткосрочных НПДООС проводился сориентацией, с одной стороны, на такие направления действий, которые могут бытьосуществлены и дать конкретные результаты за соответствующий (до 3 лет) периодвремени, с другой стороны, на такие неотложные меры, которые дадут наибольшийэффект в более далекой перспективе. К таким мерам относятся, прежде всего,развитие системы экологического образования и воспитания, совершенствованиесистемы и структуры регулирования охраны окружающей среды и природопользования,разработка и внедрение новых экологически безопасных технологий, другиенаправления экологической политики и совершенствования институциональныхотношений.
Вкачестве критериев отбора мероприятий для включения в НПДООС целесообразноиспользовать три группы критериев:
- требованиямаксимального достижения целей плана (критерии соответствия);
- требованиямаксимальной эффективности намечаемых действий (критерии эффективности);
- критерииосуществимости.
Важнейшимизадачами являются уточнения и разграничения полномочий федеральных ирегиональных органов власти в области природопользования; созданиясоответствующих современной ситуации форм управления природными ресурсами сучетом интересов субъектов хозяйственной деятельности.
Эффективностьприродоохранного регулирования во многом определяется институциональнымиотношениями в обществе. Центральным их элементом являются отношения по поводуправ собственности на природные ресурсы. Эти отношения требуют развития изаконодательного решения. В связи с этим в НПДООС предусмотрена подготовкапроекта Федерального закона «О порядке отнесения участков недр к объектамфедерального значения, в том числе: к федеральному фонду резервныхместорождений полезных ископаемых, об условиях пользования ими, а также опорядке отнесения их к федеральной собственности».
Экономическийи финансовый механизмы. Исходя из анализа существующей социально-экономической ситуации,а также тенденций на обозримую перспективу, необходимо формироватьэкономический механизм природопользования в следующих основных направлениях:
- совершенствованиеучета и оценки природно-ресурсного потенциала территорий;
- методическоеи нормативное правовое обеспечение введения платежей за право пользованияприродными ресурсами на основе их экономической оценки;
- совершенствованиесистемы платежей за загрязнение окружающей среды (нормативно-методическиедокументы);
- отработкаметодологии оценки ущерба в результате загрязнения окружающей среды;
- совершенствованиесистемы инструментов финансирования экологических программ и мероприятий поохране окружающей среды из различных источников, включая средства фондовэкологического страхования, экологических и других банков и пакетмежведомственных нормативных правовых документов по совершенствованию механизмареализации программ экологической направленности;
- формированиерынка экологических работ и услуг;
- организациясистемы лицензирования деятельности природоохранного назначения;
- внедрениеобязательного и добровольного экологического страхования для покрытиянепредвиденных расходов, возникающих в результате аварий.
Практикареализации большого числа программ одной направленности зачастую дает примерыснижения эффективности используемых средств. Это происходит вследствиепараллелизма и дублирования, распыления ограниченных средств по многочисленнымпроектам, нецелевого использования средств, отсутствия четкой координации междугосударственными заказчиками программ.
Вместес тем многие экологические проблемы, нуждающиеся в срочном решении, не охваченысуществующими программными мероприятиями, что порождает новые предложения оразработке программ природоохранной направленности. При этом экологическиепроблемы тесно связаны с решением многих вопросов социально-экономическогоразвития. Это определяет социальную направленность значительной частиэкологических программ, включающую вопросы здравоохранения, санитарии,жилищно-комунального хозяйства и занятости.
В«Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»(Указ Президента Российской Федерации 1 апреля 1996 г. № 440), в числе наиболееактуальных проблем названо обеспечение стабилизации экологической ситуации встране и коренное её улучшение за счет экологизации хозяйственной и инойдеятельности. Основным путем решения этой проблемы является формирование иреализация единой федеральной целевой программы «Охрана окружающейприродной среды Российской Федерации».
Разработкапрограммы должна осуществляться при четкой увязке федеральных и региональныхзадач в области охраны окружающей среды и решении других взаимосвязанныхсоциально-экономических вопросов. При этом существующие экологическиепрограммы, по результатам их анализа, должны войти составной частью в этуфедеральную целевую программу в качестве подпрограмм.
Врезультате реализации программы предполагается снижение на 10-15% удельныхвыбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду.Значительно сократятся площади ареалов с неблагоприятной экологическойобстановкой, уменьшатся площади лесов, подверженных усыханию и другим формамдеградации, будут приостановлены процессы снижения естественного плодородияпочв, будут созданы условия, способствующие использованию ресурсосберегающихтехнологий и выпуску экологически чистой продукции. Общий объемпредотвращенного ущерба в результате реализации программы, составит десяткимиллиардов рублей (по предварительным оценкам).
Кромеэкологического и экономического эффекта, программа будет иметь значительныйсоциальный эффект. Оздоровление экологической обстановки в стране положительноскажется на состоянии здоровья населения, будет способствовать улучшениюусловий труда и отдыха.
Государственнымзаказчиком — координатором программы целесообразно определить ГоскомэкологиюРоссии, государственными заказчиками программы по отдельным направлениям(подпрограммам) отраслевого (функционального) назначения должны статьсоответствующие министерства и ведомства Российской Федерации, государственнымизаказчиками по подпрограммам решающим вопросы охраны окружающей среды врегионах — соответствующие органы исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации.2 Принцип проектирования бессточных и замкнутых системводоснабжения
Приразмещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатациюхозяйственных и других объектов, а также при внедрении новых технологическихпроцессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов иокружающую природную среду.
Местастроительства (размещения) хозяйственных и других объектов, влияющих насостояние водных объектов, определяются по согласованию со специальноуполномоченным органом управления использованием и охраной водного фонда,специально уполномоченными государственными органами в области охраныокружающей природной среды, другими государственными органами управленияиспользованием и охраной природных ресурсов, государственным органом санитарно- эпидемиологического надзора в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации.
Припроектировании и строительстве вновь создаваемых и реконструируемыххозяйственных и других объектов, а также при внедрении новых технологическихпроцессов, влияющих на состояние водных объектов, необходимо предусматриватьсоздание замкнутых систем технического водоснабжения.
Проектированиеи строительство прямоточных систем технического водоснабжения, как правило, недопускаются. Проектирование и строительство таких систем разрешаются висключительных случаях при положительном заключении государственной экспертизына предпроектную и проектную документацию и государственной экологическойэкспертизы.
Запрещается ввод в эксплуатацию:
хозяйственныхи других объектов, в том числе фильтрующих накопителей, захоронений отходов,городских и других свалок, не оборудованных устройствами, очистнымисооружениями, редотвращающими загрязнение, засорение, истощение водных объектови вредное воздействие вод;
водозаборныхи сбросных сооружений без рыбозащитных устройств и устройств, обеспечивающихучет забираемых и сбрасываемых вод;
животноводческихферм и других производственных комплексов, не имеющих очистных сооружений исанитарно-защитных зон;
оросительных,обводнительных и осушительных систем, водохранилищ, плотин, каналов и другихгидротехнических сооружений до проведения мероприятий, предотвращающих вредноевоздействие вод;
гидротехническихсооружений без рыбозащитных устройств, а также устройств для пропускапаводковых вод и рыбы;
водозаборныхсооружений, связанных с использованием подземных вод, без оборудования ихводорегулирующими устройствами, водоучитывающими приборами;
водозаборныхи иных гидротехнических сооружений без установления зон санитарной охраны исоздания пунктов наблюдения за показателями состояния водных объектов;
сооруженийи устройств для транспортирования и хранения нефтяных, химических и другихпродуктов без оборудования их средствами для предотвращения загрязнения водныхобъектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечкиуказанных продуктов.
Недопускается ввод в эксплуатацию объектов орошения сточными водами без созданияпунктов наблюдения за показателями состояния водных объектов.
Доввода в эксплуатацию водохранилищ осуществляются мероприятия по подготовке ихложа к затоплению.
Решениео запрещении ввода в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, влияющих насостояние водных объектов, принимают Правительство Российской Федерации иорганы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке,установленном законодательством Российской Федерации.
Охлаждающиесистемы оборотного водоснабжения
Схемаводоснабжения должна приниматься с оборотом воды, общим для всего промышленногопредприятия, или в виде замкнутых циклов для отдельных производств, цехов илиустановок.
Количествоохлаждающих систем оборотного водоснабжения на предприятии надлежитустанавливать с учетом технологии производства, требований, предъявляемых ккачеству, температуре, давлению воды, размещения потребителей воды на генпланеи очередности строительства.
Дляуменьшения диаметра и протяженности труб водопроводных сетей надлежит применятьна промышленном предприятии раздельные системы оборотного водоснабжения поотдельным производствам, цехам или установкам с максимально возможным приближениемих к потребителям воды.
Припроектировании охлаждающих систем оборотного водоснабжения должна учитыватьсявозможность использования низкопотенциального тепла подогретой воды.
Системуоборотного водоснабжения надлежит проектировать с отводом воды оттехнологических установок без разрыва струи с напором, достаточным для подачиводы на охладители, за исключением случаев, когда разрыв струи обусловленконструкцией установок.
Всистемах оборотного водоснабжения следует использовать природные и сточные водыпри соответствующей очистке и обработке. Использование очищенных сточных воддолжно согласовываться с органами санитарно-эпидемиологической службы.
Оборотнаявода не должна вызывать коррозии труб, оборудования и теплообменных аппаратов,биологических обрастаний, выпадения взвесей и солевых отложений на поверхностяхтеплообмена.
Дляобеспечения указанных требований надлежит предусматривать соответствующуюочистку и обработку добавочной и оборотной воды.
Выборсостава и размеров сооружений и оборудования для очистки, обработки иохлаждения воды надлежит производить из условий максимальной нагрузки на этисооружения.3 Требования техники безопасности к сосудам
Эксплуатациясосудов, работающих под давлением, и баллонов с газом регламентируетсяследующими документами:
1.Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара неболее 0,07 МПа (0,7 кгс/см2), водогрейных котлов иводоподогревателей с температурой нагрева воды не выше 338 К (115 oC),утв. Минстроем России 28.08.92..
2.Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов (от28.05.93 с изм. от 1996 г.).
3.Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлениемПБ 10 — 115 — 96, утвержденные Госгортехнадзором России от 18.04.95 ( сизменениями и дополнениями от 02.09.97).
Лицоосуществляющее на предприятии надзор за сосудами, а также лицо, ответственноеза их исправное состояние и безопасное действие, должны назначаться приказом попредприятию из числа инженерно-технических работников, прошедших проверкузнаний в установленном порядке.
Обслуживаниесосудов может быть поручено лицам, достигшим 18-летнего возраста, прошедшимпроизводственное обучение, аттестацию в квалификационной комиссии и инструктажпо безопасному обслуживанию сосудов. Состав квалификационной комиссииназначается руководством организации или предприятия, проводившего обучение.Результаты аттестации оформляются протоколом, подписанным председателем ичленами квалификационной комиссии. Лицам, сдавшим испытания, должны быть выданыудостоверения за подписью председателя комиссии.
Напредприятии должна быть разработана и утверждена главным инженером инструкцияпо режиму работы сосудов и их безопасному обслуживанию. Такие инструкции должныбыть вывешены на рабочих местах, а также выданы под расписку обслуживающемуперсоналу. Периодическая проверка знаний персонала должна производитьсякомиссией, назначаемой приказом по предприятию, не реже чем через 12 месяцев.Результаты проверки должны оформляться протоколом.
Ремонтсосуда и его элементов во время работы не допускается.
Обслуживающийперсонал обязан строго выполнять инструкции по режиму работы сосудов ибезопасному их обслуживанию и своевременно проверять исправность действияарматуры, контрольно-измерительных приборов и предохранительных устройств.
Сосуддолжен быть остановлен в случаях, предусмотренных инструкцией, в частности:
- приповышении давления в сосуде выше разрешенного, несмотря на соблюдение всехтребований, указанных в инструкции;
- принеисправности предохранительных клапанов;
- приобнаружении в основных элементах сосуда трещин, выпучин, значительногоутончения стенок, пропусков или потения в сварных швах, течи в заклепочных иболтовых соединениях, разрыва прокладок;
- привозникновении пожара, непосредственно угрожающего сосуду под давлением;
- принеисправности манометра и невозможности определить давление по другим приборам;
- приснижении уровня жидкости ниже допустимого в сосудах с огневым обогревом;
- принеисправности или неполном количестве крепежных деталей крышек и люков;
- принеисправности указателя уровня жидкости;
- принеисправности предохранительных блокировочных устройств;
- принеисправности (отсутствии) предусмотренных проектом контрольно-измерительныхприборов и средств автоматики.
Запрещаетсянаполнять газом баллоны, у которых:
- истексрок периодического освидетельствования;
- отсутствуютустановленные клейма;
- неисправнывентили;
- поврежденкорпус (трещины, сильная коррозия, заметное изменение формы);
- окраскаи надписи не соответствуют Правилам устройства и безопасной эксплуатациисосудов, работающих под давлением.
Ремонтбаллонов (пересадка башмаков и колец для колпаков) и вентилей долженпроизводиться на заводах-наполнителях. По разрешению местных органов госгортехнадзораремонт баллонов и вентилей может быть допущен в специальных мастерских. Вентильпосле ремонта, связанного с его разборкой, должен быть проверен на плотностьпри рабочем давлении.
Производитьнасадку башмаков на баллоны разрешается только после выпуска газа, вывертываниявентилей и соответствующей дегазации баллонов.
Очисткаи окраска наполненных газом баллонов, а также укрепление колец на их горловинахзапрещаются.
Баллоныс ядовитыми газами должны храниться в специальных закрытых помещениях,устройство которых регламентируется соответствующими нормами и положениями.Баллоны со всеми другими газами могут храниться как в специальных помещениях,так и на открытом воздухе; в последнем случае они должны быть защищены отатмосферных осадков и солнечных лучей.
Складскоехранение в одном помещении баллонов с кислородом и горючими газами запрещается.
Перемещениебаллонов должно производиться на специально приспособленных для этого тележкахили при помощи других устройств. Перевозка наполненных газом баллонов должнапроизводиться на рессорном транспорте или на автокарах в горизонтальномположении обязательно с прокладками между баллонами. В качестве прокладок могутприменяться деревянные бруски с вырезанными гнездами для баллонов, а такжеверевочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца набаллон) или другие прокладки, предохраняющие баллоны от ударов друг о друга.Все баллоны во время перевозки должны укладываться вентилями в одну сторону.
Техническоеосвидетельствование котлов
Передтехническим освидетельствованием котел должен быть охлажден, отключен и очищенв соответствии с требованиями Правил. Внутренние устройства барабана, если онимешают осмотру, следует удалить.
Втом случае, если котел своевременно не подготовлен к внутреннему осмотру илигидравлическому испытанию, следует потребовать повторного предъявления его косвидетельствованию и наложения взыскания на ответственных за это лиц.
Первичноетехническое освидетельствование вновь установленных котлов (за исключениемкотлов, подвергавшихся техническому освидетельствованию на заводе-изготовителеи прибывших на место установки в собранном виде) проводится после их монтажа ирегистрации. Освидетельствование котлов, у которых обмуровочные илиизоляционные работы проводятся в процессе монтажа, рекомендуется осуществлятьдо выполнения этих работ. В этом случае освидетельствование котла проводится доего регистрации.
Припериодическом или досрочном техническом освидетельствовании лицо, проводящееосвидетельствование, имеет право потребовать вскрытия обмуровки или снятияизоляции полностью или частично, а в котлах с дымогарными трубами — полного иличастичного удаления труб.
Необходимостьполного или частичного удаления труб, обмуровки или изоляции определяется взависимости от технического состояния котла по результатам предыдущегоосвидетельствования или технического диагностирования, продолжительности работыкотла со времени его изготовления и последнего освидетельствования с удалениемтруб, а также от качества выполненных ремонтов.
Уклепаных котлов необходимо освобождать от обмуровки и тщательно очищатьзаклепочные швы барабанов, грязевиков и других элементов котла, а такжеосвобождать от обмуровки и изоляции трубы спускных, продувочных и питательныхлиний в местах их присоединения к котлу.
Техническоеосвидетельствование котла проводится в следующей последовательности:
- проверкатехнической документации;
- наружныйи внутренний осмотр;
- гидравлическоеиспытание.