План: Введение…1. Философия права Джона Локка….2. Философия права Гугго Гроция…3. Сравнительный анализ трудов Локка и Гроция… 12 Заключение…15 Список использованной литературы Введение Джон Локк родился в 1632 г. в Рингтоне. После успешной учебы, которую он начал в вестминстерской школе и продолжил в Оксфордском университете, становится учителем греческого языка и риторики.
Уже в ходе учебы он проявляет исключительный интерес к современному естествознанию и, в частности, к современной философии, главным образом к системам Бэкона и Декарта. Гуго Гроций родился во время Нидерландской буржуазной революции (Восьмидесятилетней войны). Его дед, бургундский дворянин, женился во Франкфурт-на-Майне на дочери голландца де Гроота и взял её фамилию, а отец,
Иоганн (Ян) де Гроот, переехал в Голландию. Гуго был первым ребёнком в семье Яна де Грота и Алиды ван Оверсхи. Его отец был очень образованным (он учился в Лейдене вместе с великим Юстусом Липсиусом), а также политически активным человеком, и воспитывал сына с ранних лет в традиционной гуманистической традиции, основываясь на учении Аристотеля. Восьмилетним мальчиком Гроций уже писал латинские стихи.
Целью настоящей работы является исследование взглядов Джон Локка и Гугго Гроция на природу и достоверность познания, на перспективы развития системы государственного устройства, его педагогические взгляды. В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования: 1. рассмотреть основные труды Дж. Локка и Гугго Гроция 2. выявить сходства и различие в трудах
Джона Локка и Гугго Гроция Реферат состоит из 3 разделов. В первом сформулированы основные труды Джона Локка, во втором Труды Гугго Гроция, в третьем дается сравнение трудов Гугго Гроция и Джона Локка 1.ФИЛОСОФИЯ ПРАВА ЛОККА Локк считается отцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделения властей
на законодательную,исполнительную (включая судебную) и федеративную (внешних сношений), которые находятся в состоянии динамического равновесия в правильно устроенном государстве. Локк считал состояние свободы и равенства людей, живущих своим трудом, их готовность следовать разумным естественным, природным законам. Эта естественная готовность людей приводит их к осознанию того, что в интересах общего блага необходимо, сохранив свободу, часть функции отдать правительству, которое призвано
обеспечить дальнейшее развитие общества. Он полагал, что главное естественное право людей - право на собственность - должно быть закреплено с помощью разумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов. Для этого, согласно Локку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом. Совместное существование и взаимодействие частных лиц в качестве собственников с подачи Локка названо "гражданским обществом", интересы которого призвано
защищать "правовое государство", в котором волю народа выражают народные представители (представительная демократия, депутаты). Однако Локк имеет в виду городскую коммуну, в которой представлен союз мелких частных собственников Локк признает, что политическая власть направлена на разрешение конфликтов по поводу собственности. Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона
и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. Основная цель государства - защита естественных прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. Локк акцентирует другое: люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Чем больше прав у человека, тем шире круг его обязанностей перед обществом. Государство при этом не обладает произвольной абсолютной властью.
Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство, человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Общественный договор предполагает, по мнению Локка, и ответственность государства перед гражданами. Если государство не выполняет своего долга перед людьми, если оно нарушает естественные свободы - народ имеет право на восстание. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство
отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне. Локк являлся сторонником режима законности в деятельности государства. Закон в подлинном смысле - отнюдь не любое предписание, исходящее от гражданского общества в целом
или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Локк предусматривает особый конституционный механизм, мешающий государству выходить за рамки своих полномочий, становясь тем самым деспотическим. Его важнейшие компоненты - принципы разделения власти и законности.
Чтобы не допускать концентрации власти в руках руководства, которое получило бы тем самым возможность обратить к своей выгоде и создания законов и претворения их в жизнь, Локк предлагает не соединять законодательную и исполнительную власть и подчинить законодателей действию ими же созданных законов, осуществляемых исполнительной властью. В классификации форм государства Локк придерживался трехчленной системы (демократия, олигархия и монархия)
не исключая возможность промежуточных форм, но любую законную форму правления он ставит на почву общественного договора, объявляя ее производной от народного суверенитета, возникающей по доверенности. Под монархией, сторонником которой он являлся, Локк понимал конституционную монархию. Абсолютная монархия вообще не признавалась им формой гражданского правления. Гуманистическое содержание политико-правового учения
Локка более всего выражено в концепции естественных прав человека. Это учение впоследствии критиковалось за то, что Локк назвал мало прав и не ставил вопрос об их материальных гарантиях. Однако в XVII в. важнее всего было добиться признания естественных прав личности, которые до того отрицались и попирались феодально-абсолютистскими государствами. Созданная Локком концепция прав человека на свободу, равенство и собственность, не зависящих от государства,
развивалась и дополнялась в последующие века, когда существенно пополнился перечень "формальных" прав и свобод правами и свободами социальными, которые, однако, практически неосуществимы без их хотя бы поначалу и формального, но фундаментально-генетического основания. Локк был решительным противником теорий божественного происхождения королевской власти. Элементы его политической философии легли в основу идеологии и практики американской и
Великой французской революций. Истоки и содержание познания Локк отвергает теорию врожденных идей, в частности факты истории и географии, учение врожденности фундаментальных принципов морали и религии (включая идею Бога). Локк показывает, что всеобщего согласия людей по поводу "первых принципов" (даже основных законов логики) никогда не бывает, самоочевидность же некоторых истин (например, истин арифметики) еще не свидетельствует об их врожденности.
В основе всякого знания, по Локку, лежат два вида чувственного опыта: внешний и внутренний, причем каждый опыт - сугубо индивидуален. Внешние предметы, воздействуя на органы чувств, порождают "простые идеи"; душа при этом пассивна, это "чистая доска", на которой опыт пишет свои письмена в виде ощущений или чувственных образов вещей и их качеств. Внутренний же опыт основан на рефлексии над собственной деятельностью души.
Нет ничего в разуме, что до этого не было бы в чувствах. Теоретическое осмысление сводится к перекомбинации уже известного, без появления нового знания. Для учения Локка свойственно отрицание материальной субстанции, но признание духовной субстанции и бессмертия души, а также отрицание развития, эволюции природы. Сущность вещи, по Локку, это не закон, лежащий в ее основе, а ее строение.
Строение - реальная сущность, а вид и род - номинальная сущность. Мир - набор отдельных тел, о которых известны только их отдельные свойства. Вслед за Р. Бойлем Локк развивает теорию первичных и вторичных качеств. Под "качеством" он понимает силу (или способность) предмета вызывать в уме свою идею. Первичные качества - плотность, протяженность, форма, движение, покой, объем, число - это "реальные
сущности", объективно присущие вещам свойства; они изучаются точными науками.Вторичные качества - цвета, вкусы, запахи, звуки, температурные качества - это субъективные "номинальные сущности"; вызываемые ими идеи не имеют прямого сходства с телами. Эти качества зависят от первичных и реализуются при наличии ряда условий (например, для восприятия цвета некоторого предмета необходимы сам этот предмет с определенными первичными качествами, достаточная
освещенность помещения и нормальное функционирование зрительного аппарата человека). Усложнение опыта. Роль языка и проблема субстанции Посредством ассоциаций "простые идеи" внутреннего и внешнего опыта сочетаются в сложные. Так возникают три типа сложных идей: идеи субстанций, модусов и отношений (временных, причинных, тождества и различия). При образовании сложных идей душа, согласно
Локку, активна. Любая "определенная" идея должна быть связана со знаком. Слова - это чувственные знаки идей, необходимые для общения и передачи мыслей; в философии языка Локка идеи функционируют как значения слов. Будучи умеренным номиналистом, он считал, что общие термины (понятия) - это знаки общих идей, "у которых отделены обстоятельства места и времени". Локковская теория образования абстракций получила название "традиционной" и в дальнейшем
неоднократно критиковалась. Локк одним из первых ученых в западноевропейской философии поставил проблему личного тождества, различая при этом "тождество человека" (тождество непрерывно сменяющихся частиц, соединяющихся с одним и тем же организмом) и "тождество личности" как разумного существа, наделенного самосознанием (последнее сближается у Локка с памятью); в этом смысле личность может сохраняться и при перемене телесной субстанции.
Виды знания и степени достоверности Локк различал три вида знания по степени их достоверности: чувственное познание отдельных вещей; демонстративное(доказательное), т.е. знание соответствия или несоответствия идей друг другу, достигаемое опосредствованным путем (т.е. путем рассуждений, в т.ч. и силлогистических умозаключений) и интуитивное, наиболее достоверное знание - непосредственное восприятие умом соответствия или несоответствия нескольких идей. Трактовка интуиции, однако, носит у
Локка упрощенный характер; ее результатом оказываются тривиальные суждения типа "белое не есть черное", "три больше двух", "целое больше части" и т. п. Философия Локка оказала сильное воздействие на все последующее развитие англосаксонской философской традиции (включая развитие аналитической философии в 20 в.), на становление идей западноевропейского Просвещения, в частности, деизма. 2.ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
Гуго ГроциЯ Голландский правовед и философ права Гуго Гроций, (1583-1645) является признанным основателем современной теории международного права. Его перу принадлежит ряд юридических и религиозных трактатов, написанных на основе богатейшего материала классической, богословской и юридической литературы. Наибольшую известность принес Гроцию фундаментальный трактат "
О праве войны и мира" (1625). Этот великий труд, создававшийся в первый период Тридцатилетней войны, лег в основу европейского международного права. Продолжая традицию, идущую от Августина, Фомы Аквинского, Франсиско Суареса и многих других средневековых мыслителей, Гроций дает в этом трактате подробную правовую разработку многих этико-правовых проблем войны и мира,
в частности, оснований и именно, справедливых оснований, начала войны. Гроций - родоначальник Новоевропейской школы естественного права, которая оказала большое влияние на развитие моральной философии. Свое учение об обществе, праве и нравственности Гроций строит независимо от религиозной доктрины, основывая его исключительно на разуме. Три источника нормативного рассуждения. Концепция естественного права.
Свои рассуждения Гроций развивает в трех плоскостях. Один из ключевых источников его рассуждений - традиция естественного права. В понимании естественного права Гроций опирается на античную традицию, идущую от Пифагора и Аристотеля и окончательно выразившуюся у поздних стоиков и Цицерона. Это традиция такого обоснования права, при котором основополагающие принципы человеческого
поведения выводятся из первичных характеристик человека как животного, в первую очередь общественного, склонного и привычного к общежитию, руководствующегося разумом, способного к выражению своих чувств и мыслей, к познанию, формулированию правил и действованию сообразно им. Право Гроций понимает как социальный институт, обеспечивающий суверенность личности и соблюдение справедливости (в том числе в виде наказания виновных). Это юридическое понятие права
Гроций дополняет более широким, согласно которому право выражает способность человека к разумным суждениями и действиям, сообразным с разумом - со "здравым суждением". Таким образом, Гроций делает шаг, характеризующий его как типично новоевропейского мыслителя: общительность и рациональность представляются как сопряженные характеристики человека, благодаря разуму человек оказывается способным включиться в общественный порядок; разумность и социальность являются условиями его личной
безопасности. Дополнительной чертой такого естественного порядка является особый порядок справедливости - "благоразумная соразмерность в безвозмездном распределении между отдельными людьми и обществами причитающихся им благ" .Гроций вместе с тем подчеркивает, что эта область права специфична: здесь людям предоставляется то, что им уже принадлежит - само положение другого накладывает на нас определенные обязанности, и их нарушение есть проявление несправедливости.
Естественное право самодостаточно и не нуждается в санкции какого-либо авторитета, даже божественного. Другим по сравнению с природой основанием права является, по Гроцию, "свободная воля Бога". Своими законами Бог подтвердил присущие человеку начала. При всей их близости естественный закон и божественный закон не совпадают. Гроций постоянно апеллирует к этике Ветхого
Завета (точнее, к законам Моисея) как очевидно выражающей естественное право. Однако этико-правовой порядок, предполагаемый Ветхим Заветом, отличается в своих основаниях от порядка естественного права. В этике, основанной на божественном авторитете, принципы общительности, разумности или благоразумной справедливости рассматриваются как производные от воли
Бога; человеческая природа полагается подчиненной ей, а не природе и не разуму. Так что различия между естественным и божественным законом для Гроция несомненны, хотя прямо он и не стремился их акцентировать. Иным по сравнению с естественным правом и ветхозаветным законом основанием рассуждений Гроция является этика Нового Завета. Гроций всячески старается показать рядоположенность евангельских
заповедей Моисеевым законам; а также органичность перехода ветхозаветной этики в новозаветную этику, отражающего историческое возвышение этико-правовых условий жизни человека. Демонстрируя свою приверженность евангельской этике, Гроций одновременно переосмысливает ее в духе естественного права и Ветхого Завета и тем самым сближает эти три качественно различных способа нормативного мышления.
Стремясь уяснить соотношение естественных и установленных авторитетом законов, Гроций показывает, что в конечном счете божественные законы не могут не совпадать с естественными законами. Так что, предпринимая научное изложение юриспруденции, необходимо отделить человеческие установления от тех, что вытекают из самой природы. Только естественное право как неизменяемое, вечное, не зависящее от человека, и должно быть предметом научной теории права.
Этический синтез. По большому счету Гроций пытается примирить возвышенную христианскую этику самоотречения с активной и практически ориентированной жизнью в миру. Однако эта попытка могла быть успешной лишь на основе совмещения различных моральных традиций. Гроций стремится доказать единство Моисеевой и Иисусовой этики; его основу задает естественное право. У Гроция нет отвлеченных рассуждений. Предмет его исследования жестко определен: право войны и мира.
По этому поводу и проясняется его видение этики, существенно иной по сравнению с той, что принята в христианской традиции. Ключевым для него стал вопрос о допустимости применения силы. Устанавливая суверенность социального субъекта в качестве принципа общественной жизни, необходимо обеспечить защиту этой суверенности. Это - моральная проблема, поскольку ее решение зависит от самих людей. Война в этом смысле является наиболее типичной ситуацией: во время войны не существует общих судов,
и конфликтующие стороны сами должны определять меру справедливости своих решений и действий. Согласно естественному закону, пишет Гроций, при необходимости отстаивания справедливости и при исчерпанности всех мирных средств или невозможности применения мирных средств, использование силы не только морально допустимо, но и законно. Гроций разделяет право силы и произвол. Применение силы естественно против угрожающей силы в порядке предусмотрительности и заботы о себе,
а также о тех, на кого распространяется наша ответственность. Сила законна, если это "сила, не нарушающая чужого права". Иными словами, речь идет о силе, ограниченной правом и поставленной на службу праву. Ограничение касается в первую очередь целей, ради которых применяется сила. Таких целей всего три: а) самозащита, б) возвращение имущества, в) наказание .
Все они связаны с сохранением status quo. В естественном праве забота о собственной безопасности значительно важнее уважения к общему благу. В этом естественному праву противостоит закон любви, который не допускает нанесения ущерба другим ради собственной безопасности. Обосновав допустимость применения силы во имя нравственно оправданных целей, Гроций отдельно оговаривает ограничения в применении силовых средств, которые носят как пруденциальный
и прагматический, так и этический характер. Принципам естественного права Гроций противопоставляет принципы христианской этики - этики милосердия и человеколюбия .Этим противопоставлением старая этика не умаляется - таким образом лишь задается перспектива человеческого возвышения в праве и достоинстве. Гроций разделяет точку зрения, что естественное право, закон Моисея и христианский закон все были даны Богом (естественное право - неявно) в развитие один другого
по мере прогресса человечества. При этом более развитый закон не отрицает, но уточняет и ограничивает закон менее развитый. Сопоставление евангельских заповедей с ветхозаветными заповедями и нормами естественного права Гроций проводит по нескольким пунктам. Наиболее важные из них - рассуждения об ограничении свободы наказания и христианском терпении, о необходимости воздержания от возмездия и о необходимости миролюбия. Важно отметить, что Гроций, определяя и проясняя стандарт, задаваемый христианской этикой, находит
возможность привести свидетельства и из античных источников. Хотя Гроций сам не комментирует такие непременные параллели, очевидно, что для него важно не только показать возможность особенного по сравнению с естественно-правовым способа морального выбора и поведения, а именно того, который задан Христом но еще и указать на то, что тенденции в направлении к стандарту христианской этики или аналогичные ему существовали и тогда, когда естественное право было, как кажется
Гроцию, определяющим. Итак, Гроций осуществляет двоякий этический синтез. Во-первых, это нормативный синтез: Гроций совмещает с этикой милосердия и миролюбия, т.е. с христианской этикой, этику справедливости и возмездия, т.е. морально-правовые нормы Ветхого Завета и классической древности. Во-вторых, нормативную этику, основанную в целом на Священном писании, Гроций соединяет с естественно-правовой теорией морали.
Моральная философия, таким образом, выводится за рамки теологии. Этот поворот в теории морали (и права, как и общества в целом), закрепленный в социальной философии Т. Гоббса, определил одно из основных направлений в развитии новоевропейской моральной философии. Сравнительный анализ Джона Локка и Гугго Гроция Политико-правовое учение Гроция как во внутригосударственных, так и в международных отношениях нацелено на утверждение правовых
начал и достижение мира. Этих же начал придерживался и Джон Локк. Он утверждал что, естественное состояние-состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Обосновывая необходимость правового оформления и регулирования международных отношений и прежде всего проблем войны и мира, Гроций критиковал распространённое мнение, что война совершенно несовместима с
правом. «Невозможно подчеркивал он не только согласиться с измышлениями некоторых, будто во время войны прекращаются все права, но и даже не следует ни начинать войну иначе, так соблюдая границы права и добросовестности». Война как таковая, согласно Гроцию не противоречит естественному праву, по природе каждый является защитником своего права, для чего нам и даны руки. Существенное влияние на развитие политико-правовой мысли и формирование теоретических основ нового светского
«юридического мировоззрения» оказало учение Гроция о естественном и внутригосударственном праве о договорном происхождении государства. Джон Локк является также представителем и основоположником естественного права и общественного договора учения о разделении властей. Локк полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана.
Он развил эти идеи видоизменил, дополнил новыми и интегрировал в целостное политико-правовое учение-доктрину ранне буржуазного либерализма. Джон Локк считается теоретиком конституционной монархии и разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и федеральную, которые находятся в состоянии динамического равновесия в правильно устроенном государстве. Джон Локк как Гугго Гроций признавал естественное право – приоритетным, он пологал, что главное естественное
право людей-право на соственность –должно быть закреплено с помощью разумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов. Для это согласно Локку был решительным противником теории божественного происхождения королевской власти. Элементы его политической философии легли в основу идеалогии и практики американской и Великой французской революции. Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона
и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что оно лишь воплощает политическую власть, т.е. право воимя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне. Большое значение в учении
Гоция придавалось природе человека. Джон Локк также изучал природу человека, его социальные качества. Но в отличии от Гроция признавал опыт человека источником знания, считал что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведению к нему. Гугго гроций представлял Рационалистическую школу (основой познания он считал разум людей), а Локк Эмпирическую. Но оба признавали что, право у человека возникает от рождения и от природы, который
обладает неотъемлемыми естественными правами ( на жизнь, свободу, равенство) которое нельзя изменить, или отменить. Согласно Гроцию, некогда существовало естественное состояние, когда небыло ни государства, ни частной собственности. Развитие человечества, утрата им первоночальной простоты побудили людей заключить договор о создании государства. Теория договорного государства резко противостояла феодальным концепциям «богоустановленности» власти. Первоночально люди объединялись не по божественному повелению, а добровольно,
убедившись на опыте бессилии отдельных семейств против насилия, откуда берёт своё происхождение гражданская власть. Государство Гугго Гроций определял как «совершенный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы». Признаком государства выступала верховная власть, к атрибутам которой Гугго Гроций относил издание законов в религиозной и светских сферах, правосудия, должностных лиц и руководство их деятельностью, взимание налогов, вопросы войны и мира, заключение международных договоров
и т.п. При создании государства народ мог избирать любую форму правления, потому что договоры, согласно естественному праву, должны исполняться. Поэтому Гугго Гроций считал правомерной любую существенную форму правления и отрицал право подданных сопротивляться даже несправедливым предписанием властей. Здесь видно влияние Аристотеля и Цецерона. В естественном состоянии, рассуждал
Джон Локк, все равны, свободны, имеют собственность, и что все это достояние мира и доброжелательности. Закон природы, утверждал Джон Локк, предписывающий мир и безопасность, был бы бесполезен, если бы никто не обладал властью охранять такой закон, обуздывая его нарушителей. То же и естественные права людей. Каждый обладает властью охранять свою собственность, т.е свою жизнь, свободу и имущество. Для создания гарантий естественных прав и законов люди отказались от права самостоятельно
обеспечивать эти права и законы. Вследствии общественного согласия гарантом естественных прав и свобод стало государство, имеющее право издавать законы, снабжённые санкциями, использовать силы общества для применения законов, а также ведать отношениями с другими государствами. Если государство создано для гарантий естественных прав ( свобода, равенство, собственность), то оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были гарантированы.
Главная опасность для естественных прав и законов проистекает из привелегий, особенно из привелегий носителей властных полномочий. Согластно теории Джона Локка. Абсолютная монархия один из случаев изъятия носителя власти законов, противоречит общественному договору уже по той причине, что суть общественного договора в установлении людьми равного для всех труда и закона, а над абсолютным монархом судьи вообще нет, он сам судья в общественных делах, что конечно
же противоречит естественному праву и закону. Приделы власти государства при всех формах правления – естественные права поданных. Государственная власть, писал Джон Локк, не может брать на себя право полевать по средствам произвольных деспотических указов наоборот, она обязана отправлять правосудие и определять права подданного посредствам провозглашения законов. Власть не может лишить какого нибудь человека части его собственности без его согласия.
Джон Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти посягающей на естественные права и свободы народа. Джон Локк высказывает идею разделения властей, считая главным в разделении властей обеспечение законности, незыблемости правопорядка. Заключение: Значение философии Джона Локка и Гугго Гроция было велико. Положительные стороны учения Локка были использованы философами, продолжавшими далее
материалистические традиции, а ошибки, которые были исторически обусловлены характером общественных отношений и уровнем научной мысли его времени, в немалой степени исправлены. Но нам дорог честный и пытливый прогрессивный мыслитель прошлого, стремившийся вывести на свет людей, которые «заблудились» в огромном лесу слов» идеалистических спекуляций. Трудности же с которыми он сам столкнулся в теории, пытаясь разрешить поставленные вопросы, его искания
поучительны и для современных философов-материалистов, вооружённых оружием диалектического метода. Огромный вклад Гроция в разработку новой светской доктрины права международного общения дало основание для именования его "отцом международного права". Существенное влияние на последующее развитие политико-правовой мысли и формирование теоретических основ нового светского "юридического мировоззрения" оказало учение
Гроция о естественном и внутригосударственном праве, о договорном происхождении государства и волеустановленных форм права. Как видим, три главные идеи пронизывают основной труд Греция: принцип суверенности (публичности), международного сотрудничества и гуманизма. Последовательное их осуществление позволило голландскому ученому создать единую систему науки международного права, ибо дело заключалось не только в формальном расположении материала и его всеохватывающем характере,
но и в обобщенном подходе к развитию международно-правовых отношений по самому их существу. Гроций гениально предугадал специфику данной области правовой дей-ствительности. В этом и состоит отличие Гуго Гроция от его предшественников, а следовательно, его действительное место в истории человеческой культуры. Список использованной литературы: 1.Алексеев С.С Философия права М 2004. 2. Лега В.П.
Философия нового времени. Джон Локк М 2004 3. Локк Дж. Мысли о воспитании /Хрестоматия по истории зарубежной педагогики - М 1981, с. 163 - 95. 4. Зайченко Г.А. Локк. Очерк творчества М 1973. 5. Нарский И.С. Философия Д. Локка - М 1960. 6. Шабаева М.Ф. Педагогическая теория Д. Локка. Internet:
1. Российский общеобразовательный портал (http://museum.edu.ru/catalog.asp?cat_ob _no=12178&ob_no=12676) 2. Государство и власть. Российская информационная сеть (http://state.rin.ru/cgi-bin/main.pl?id= 40&r=19)
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |