Введение
1.Особенности ревизии в строительстве
1.1Этапы строительства
1.2Использование материалов, машин и механизмов
1.3Ревизия в строительстве
1.3.1Проведение контрольных обмеров
1.3.2Проверка материальных отчетов
1.3.3Проверка материалов повторного использования
1.3.4Проверка остатков незавершенного производства
2.Мероприятия, проводимые при ревизии дебиторской задолженности
2.1Проверка внутренней системы контроля дебиторской задолженности
2.2Контроль соблюдения законодательства
2.3Проверка реальности и законности расчетов с дебиторами
2.4Инвентаризация расчетов с покупателями
2.5Анализ дебиторской задолженности
2.6Контроль эффективности
3.Ситуационная задача
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Особенности ревизии в строительстве
Продукциейстроительства являются законченные и сданные в эксплуатацию заводы, фабрики,железные и автомобильные дороги, электростанции, судоходные каналы, порты,жилые дома и другие объекты, образующие основные фонды. Кроме создания основныхфондов к функции строительства относятся реконструкция и техническоеперевооружение действующих основных фондов. Определение строительных работ данов разделе Г (45) Общероссийского классификатора видов экономическойдеятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденного ПостановлениемГосстандарта России от 6 августа 1993 г. № 17. Различие между понятиями «реконструкция»,«техническое перевооружение», «модернизация» и «новое строительство» приводитсяв письме Минфина России от 29 мая 1984 г. № 80 «Об определении понятий новогостроительства, расширения, реконструкции и технического перевооружениядействующих предприятий» и в Методических указаниях по определению стоимостистроительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденных ПостановлениемГосстроя России от 26 апреля 1999 г. № 31.
Этапы строительства
В строительном процессевыделяют три этапа:
1)подготовкастроительства;
2)собственностроительство;
3)реализациястроительной продукции (сдача готового объекта строительства в эксплуатацию).
Подготовкастроительства осуществляется по следующим направлениям:
•технико-экономическиеисследования целесообразности строительства объекта;
•проектирование объектаи инженерно-техническая подготовка к строительству.
Каждое направлениеимеет свои задачи. В процессе исследований определяются основныетехнико-экономические показатели будущего объекта, оценивается экономическаяцелесообразность его строительства. На стадии проектирования разрабатываютсяконструктивно-компоновочные решения объекта, методы организации егостроительства и технология производства работ, определяется сметная стоимостьстроительства. После этого осуществляется инженерно-техническая подготовка кстроительству, выносятся опорная геодезическая сеть и строительная сетка,проводятся работы по подготовке территории строительной площадки, подъездныхтранспортных коммуникаций.
Когда осуществляется собственностроительство, на строительной площадке происходит соединение всехтехнологических элементов строительного процесса, в результате чего создаетсястроительная продукция. На этом этапе формируются совокупные фактическиеиздержки строительного производства.
На этапе реализациистроительной продукции происходит ввод законченных строительством объектовв эксплуатацию и передача их заказчику как основных фондов. [2]
В строительствеиспользуют следующие сметные нормативы и сметы.
Сметные нормативы— это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, собранных в отдельныесборники. Сметные нормативы разделяют на следующие виды:
•федеральные(общереспубликанские);
•ведомственные(отраслевые);
•региональные(местные);
•собственнаянормативная база пользователя.
Сметная норма— это совокупность ресурсов, необходимых для выполнения определенного видастроительных работ. В сборниках норм и расценок (СНиР-91) содержится более 20000 норм и расценок. В сметных нормах предусматриваются единые для всейтерритории страны показатели затрат труда, машинного времени и расходаматериала на единицу конструктивного элемента или вида работ (1 м2оштукатуренной поверхности, 1 м3 кладки стен и т.д.).
Сметными нормамипредусмотрено производство строительных работ в нормальных условиях для района,принятого за базисный. При проведении работ в особых условиях: стесненности,загазованности, высокогорности и т.п., в районах, отличающихся от базисного, ксметным нормам СНиР-91 применяются поправочные коэффициенты, приводимые в общихположениях к сборникам нормативов. [4]
Сметную стоимостьстроительно-монтажных работ рекомендуется определять в базисном и текущемуровне цен.
Смета.Сметная документация разделяется на три группы:
1)локальные сметы исметные расчеты на отдельные виды работ;
2)объектные сметы исметные расчеты на объекты строительства;
3)сводные сметныерасчеты и сводки затрат на комплекс строительства в целом.
Локальные сметысоставляются на основе объема работ, определяемых в составе рабочего проекта идокументации (рабочих чертежей).
Локальные сметысоставляются:
1)по зданиям исооружениям на:
•строительные работы;
• внутренниесанитарно-технические работы;
•внутреннееэлектроосвещение;
•электросиловыеустановки;
•монтаж и приобретениетехнологического оборудования;
• приобретениеприспособлений, мебели и инвентаря и другие работы;
2)по общеплощадочнымработам на:
•вертикальнуюпланировку;
•устройство инженерныхсетей, путей и дорог;
•благоустройствотерритории;
•малые архитектурныеформы и другие работы.
Локальные сметныерасчеты составляют на отдельные работы и затраты по зданиям и сооружениям илипо общеплощадочным работам в тех случаях, когда отсутствуют детальные данные обобъемах работ. Тогда в основу расчета закладываются параметры зданий,сооружений, их частей и конструктивных элементов, а объемы работ принимаются изведомостей строительных и монтажных работ. Стоимость, определенная локальнымисметными расчетами, включает в себя прямые затраты, накладные расходы и сметнуюприбыль. Начисление указанных сумм при составлении локальных смет без деленияна разделы производится в конце сметы после итога прямых затрат, а приформировании по разделам — в конце каждого раздела и в целом по смете.
Объектные сметыобъединяют данные локальных смет на объект в целом и являются сметными документами,на основе которых формируется договорная цена. Объектом строительства являетсяотдельно стоящее здание (цех, склад, и т.п.), сооружение (мост, тоннель, платформаи т.п.).
Объектная сметаопределяет стоимость соответствующего объекта в составе рабочей документации. Вконце объектной сметы отражаются дополнительные средства на покрытиелимитированных затрат: удорожание работ в зимнее время, средства нанепредвиденные работы и затраты и т.п.
Если стоимость объектаможет быть определена по одной локальной смете, то объектная смета несоставляется. В этом случае роль объектной сметы выполняет локальная смета, вконце которой отражаются средства на покрытие лимитированных затрат.
Объектные сметныерасчеты объединяют данные локальных сметных расчетов иопределяют сметный лимит по соответствующему объекту в составе проекта. Вобъектном сметном расчете построчно и в итоге приводятся показатели единичнойстоимости на 1 м3 объема, на 1 м2 площади зданий,сооружений, на 1 м протяженности сетей и т.п. После итога объектного сметногорасчета справочно показываются суммы, которые являются итогом возвратных сумм,определенных в относящихся к этому объекту локальных сметных расчетах.
Сводные сметные расчетыявляются документом, определяющим сметный лимит средств, необходимых дляполного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом.Утвержденный сметный расчет стоимости строительства служит основанием дляопределения лимита капитальных вложений и открытия финансирования строительства.
Сводный сметный расчетсоставляется в базисно-текущем или базисно-прогнозном уровне цен на основеобъектных смет и расчетов.
Сводный сметный расчетдля промышленного строительства содержит 12 глав:
1. Подготовкатерритории строительства.
2. Основные объектыстроительства.
3. Объекты подсобного иобслуживающего назначения.
4. Объектыэнергетического хозяйства.
5. Объектытранспортного хозяйства и связи.
6. Наружные сети исооружения водоснабжения, канализации, тепло- и газоснабжения.
7. Благоустройство иозеленение территории.
8. Временные здания исооружения.
9. Прочие работы изатраты.
10. Содержание дирекций(технический надзор) строящегося предприятия.
11. Подготовкаэксплуатационных кадров.
12. Проектные иизыскательские работы.
По итогам каждой главыв сводный сметный расчет включается резерв средств на непредвиденные работы изатраты в размере не более 1% для всех зданий и сооружений, 2% —для объектовсоциальной сферы и 3% — для объектов производственного назначения от итога глав1—12.
После итога сводногосметного расчета стоимости строительства указываются возвратные суммы и суммыналога на добавленную стоимость.
К сводному сметномурасчету прилагается пояснительная записка, в которой характеризуют: районстроительства; уровень сметных цен, в которых составлен сводный сметный расчет;перечень каталогов сметных нормативов для составления сводного сметногорасчета; наименование генеральной подрядной организации; нормы накладныхрасходов и сметной прибыли; особенности определения сметной стоимости стройки,оборудования и его монтажа. [2]
1.1Использование материалов, машин и механизмов
Материалы.В целях организации аналитического бухгалтерского учета строительные материалыразделяют на следующие группы:
• основные материалы,вещественно входящие в конструкции зданий и сооружений (кирпич, раствор, пиломатериалы,лакокрасочные материалы, т.д.);
• конструкции и детали(сборные бетонные и железобетонные, деревянные, металлические и др.конструкции; сборные здания и сооружения, трубы из различных материалов,рельсы, шпалы, сборные элементы для санитарно-технических работ и т.п.);
• прочие материалы(запасные части, топливо, материалы для хозяйственных нужд, технических целейсодействия производственному процессу, вспомогательные материалы).
Отделы снабжениястроительной организации обеспечивают поставку, складирование и хранение материалов,производственно-технологическую комплектацию материалов (подбор материалов,конструкций и изделий комплектно в строго определенном количестве иноменклатуре в заданные сроки).
Если подрядчиквыполняет работы из давальческих материалов заказчика, то оставшиеся послевыполнения работ материалы подрядчик обязан возвратить заказчику либо с егосогласия уменьшить цену работы с учетом стоимости остатка неиспользованного материала.При этом сметная (договорная) стоимость строительства объекта формируется изстоимости конкретных работ без стоимости материалов.
В строительствевозникает большое количество вторичных материалов, подлежащих дальнейшемуиспользованию или утилизации. [2]
Машины и механизмы.Затраты по использованию машин и механизмов в строительстве достигаютзначительных сумм. Виды машин (механизмов) и время их использования, какправило, определяются в проектно-сметной документации на выполняемые работы.
Для проведения работорганизацией-подрядчиком могут быть использованы собственные машины(механизмы), находящиеся на балансе или арендованные организацией наопределенный срок, а так же услуги специализированных сторонних организаций.
Используемыестроительной организацией собственные машины и механизмы учитываются на балансестроительно-монтажной организации в составе основных средств. Подрядчик можетпривлечь специализированную организацию, которая будет осуществлять работысобственными строительными машинами и механизмами с использованием собственногоперсонала по договору субподряда. Расчеты с привлеченными организациямиосуществляются исходя из стоимости машино-часа и времени, отработанногостроительной техникой.
Аренда бывает двухвидов:
1)аренда транспортного средствас предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации;
2)аренда транспортногосредства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации.
Согласно первому видудоговора расходы по оплате услуг членов экипажа несет арендодатель, а повторому виду договора — арендатор. Во всех случаях обязанность по оплатерасходов, связанных с коммерческой эксплуатацией транспортного средства,включая оплату топлива, материалов и сборов, возлагается на арендатора (организацию-подрядчика).
В строительстве, иногда,невозможно произвести законченный объект силами одной организации. Поэтому весьобъем работ распределяется между несколькими строительными организациями, врезультате чего образуется цепочка организаций, принимающих участие в строительстве.Непосредственно строительство выполняют подрядные организации — генподрядчик исубподрядчики. Субподрядная организация в свою очередь может выступать в ролигенподрядчика для своих субподрядчиков.
С целью контроля заиспользованием строительных машин в строительных организациях используются следующиеформы первичной учетной документации:
• рапорт о работебашенного крана (форма № ЭСМ-1);
• путевой листстроительной машины (форма № ЭСМ-2),
• рапорт о выработкестроительной машины (форма № ЭСМ-3);
• рапорт-наряд о работестроительной машины (механизма) (форма № ЭСМ-4);
• карта учета работыстроительной машины (форма № ЭСМ-5);
• журнал учета работыстроительных машин (механизмов) (форма № ЭСМ-6);
• справка для расчетовза выполненные работы (услуги) (форма № ЭСМ-7).
Форма № ЭСМ-1применяется для учета работы мостовых, шлюзовых, самоходных, стационарных,козловых и башенных кранов при почасовой оплате и является основанием дляначисления заработной платы машинистам. Документ выписывается на декаду в одномэкземпляре прорабом или уполномоченным лицом участка управления механизации изаполняется ежесуточно машинистами крана. Объем выполненных работ проставляетдолжностное лицо, ответственное за нормирование и расчеты, на основании замероввыполненных работ и единых норм и расценок по каждому конструктивному элементуили виду работ.
Результаты работы ипростоев крана, а также претензии к работе машинистов подтверждаются подписью иштампом заказчика. В конце декады рапорт подписывается машинистами, должностнымлицом, ответственным за нормирование и расчет, прорабом, начальником участка ипередается в бухгалтерию.
Форма № ЭСМ-2применяется для учета работы строительных машин на автомобильном ходу припочасовой оплате и является основанием для начисления заработной платыобслуживающему персоналу. Лист выписывается в одном экземпляре диспетчером илиуполномоченным лицом и выдается на смену, день и декаду. Выезд и возвращениемашины оформляется диспетчером, механиком, машинистом. Результаты работы ипростои машины ежедневно подтверждаются подписью и штампом заказчика.
Форма № ЭСМ-3используется для учета работы строительной машины (механизма) при почасовойоплате и является основанием для начисления заработной платы обслуживающемуперсоналу. Рапорт выписывается в одном экземпляре должностным лицом,ответственным за нормирование и расчеты, прорабом или уполномоченным лицом.Выдача ГСМ подтверждается подписью заправщика или машиниста (если полученыталоны на горючее). Передача остатков горючего оформляется подписями ответственныхлиц. Результаты работы и простоев машины (механизма) ежедневно подтверждаютсяподписью и штампом заказчика. [2]
Форма № ЭСМ-4применяется для оформления и учета выполнения задания на сдельные работы,измеряемые в натуральном выражении, и является основанием для начислениязаработной платы обслуживающему персоналу. Рапорт заполняется в одномэкземпляре на каждого заказчика должностным лицом, ответственным занормирование и расчеты, или уполномоченным лицом и выдается машинистам на весьпериод выполнения работы. Выполнение работы строительной машиной (механизмом)подтверждается подписью и штампом заказчика, а при использовании документа ворганизациях, имеющих машины (механизмы) на балансе,— лицом, ответственным заих выполнение.
Формы № ЭСМ-5 и № ЭСМ-6используются для учета и контроля ежедневной работы больших и малыхстроительных машин (механизмов), в том числе башенных кранов, состоящих набалансе организации.
Для расчетов завыполненные работы между заказчиком и подрядчиком (генеральным подрядчиком исубподрядчиком), а также для подтверждения выполненных работ (услуг)строительными машинами (механизмами) используется форма № ЭСМ-7.
На каждый рапорт(путевой лист) работы строительной машины (механизма) выписывается отдельнаясправка в одном экземпляре на основании данных путевого листа (форма № ЭСМ-2)или рапортов (формы № ЭСМ-1, № ЭСМ-3).
Справка в обязательномпорядке заверяется печатью заказчика, передается в бухгалтерию организации,которая использует ее как приложение к документу, выставляемому заказчику дляоплаты. Стоимость работ (услуг) указывается в договорных ценах, по которымосуществляются расчеты заказчика с исполнителем.
Распределение затрат пообъектам строительства в журнале-ордере по форме № 10-с производится наосновании данных первичных учетных документов и отчетов главного механика околичестве машино-смен работы каждой машины и механизма за отчетный месяц иобщей суммы затрат по видам машин.
Распределение затратмежду объектами (видами работ), на содержание и эксплуатацию мелкихстроительных машин и механизмов, работа которых не отражается в рапортах иэксплуатационные расходы по которым учитываются общей суммой, производится втом же порядке.
При нормативном методеучета для распределения затрат на содержание и эксплуатацию машин и механизмовмежду объектами нормативная себестоимость одной машино-смены умножается нафактическое время работы каждой машины или механизма на определенных объектах.Отклонения распределяются по объектам учета по прямому признаку на основаниисигнальных и других первичных документов. [2]
1.2Ревизия в строительстве
Приступая к ревизии,необходимо проверить, обеспечена ли организация производственными нормамирасхода строительных материалов, трудовых затрат, расходов на содержаниестроительных машин и механизмов, на все ли работы имеются планы строительства,какие объекты строительства предусмотрены титульными списками, имеются ли вналичии договора, сметы.
Выборочно ревизорпроверяет сметные расчеты, правильно ли рассчитаны статьи сметы, в том числе используемыев расчетах цены, нет ли случаев включения в отчеты строительно-монтажных работпо объектам, не предусмотренным титульными списками.
На основаниижурнала-ордера по форме № 10-с ревизор проверяет, ведется ли учет по объектам,обоснованно ли списываются материалы на затраты производства, правильно лисписываются накладные расходы по объектам строительства, все ли текущие расходыотносятся на затраты в отчетном периоде, как организованы приемка и хранениематериалов на участках, проводятся ли инвентаризации материалов открытогохранения.
При проверкеправильности списания материальных ценностей используются следующие документы:журнал-ордер по форме № 10-с, ведомость по форме № 10-с, материальные отчеты,отчеты производителя работ, приходные ордера, накладные на внутреннееперемещение, акты на повторное использование материалов, ведомость по форме №6-с и др.
Особое вниманиеуделяется проверке показанных объемов выполненных работ, которые фиксируются вследующей документации: журналах пообъектного учета формы, в справках формы № 3и № 3а или в актах формы № 2, нарядах формы № 41-с, выдаваемых рабочим, сменныхрапортах машинистов, счетах, предъявленных заказчику на выполненные объемыработ, и т.п. Объемы работ, показанные в отчетах формы № М-29, можно сверить собъемами, приведенными в проектно-сметной документации по видам работ. Важнопроизвести контрольные обмеры нескольких объектов, особенно по тем объектам,конструктивным элементам и видам работ, по которым обнаружен значительныйперерасход материальных и других затрат. В случае выявления невыполненныхобъемов проверяющие подсчитывают количество и стоимость материалов, списанныхна этот объем. Одновременно с контрольным обмером необходимо произвести полнуюили частичную инвентаризацию материалов на участке (объекте). При проведенииконтрольных обмеров и инвентаризаций на объектах следует определить суммуматериального ущерба от незаконного списания материалов.
1.3Проведение контрольных обмеров
Порядок проведенияконтрольных обмеров регламентируется соответствующими инструкциями. Дляконтрольных обмеров целесообразно брать малое число объектов, на которыхвыполнен относительно большой объем работ, так как контрольные обмеры назначительном числе объектов, во-первых, малорезультативны в смысле выявленияприписок и завышения объемов и, во-вторых, требуют больших затрат времени. Такженецелесообразно брать для контрольного обмера работы, носящие скрытый характер(они проверяются по актам на скрытые работы в необходимых случаях); работы,трудно поддающиеся проверке (например, ремонт штукатурки в отдельных местах ит.п.); работы, имеющие низкую стоимость за единицу (покраска стен известковымраствором и т.п.), так как при выявлении завышения объемов общая стоимостьзавышения будет незначительной.
Перед контрольнымобмером объектов составляется сводная накопительная ведомость выполненных ипредъявленных работ по объектам и тем видам работ, которые будут проверятьсяпри контрольном обмере. Бухгалтерия должна вывести стоимость выполненных работна момент проведения контрольного обмера. При контрольном обмере объектов,расчеты по которым делают по проценту технической готовности, нет необходимостив составлении ведомости, так как в акте приемки этой формы выполненный объемработ отражается нарастающим итогом.
Обязательнымтребованием при проведении контрольного обмера является участие в немспециалиста-строителя, иначе акт контрольного обмера не будет иметь юридическойсилы (особенно при передаче материалов ревизии в правоохранительные органы).
При контрольном обмеренужно использовать следующие документы: журналы производства работ,геодезические замеры, акты технического обследования реконструируемых зданий исооружений, а также наряды, путевые листы, сменные рапорты машинистов, данныебухгалтерского учета о списании строительных материалов.
Контрольный обмерпроводится путем инструментального замера (рулеткой, метром, геодезическиминструментом и др.). Сопоставление выполненных объемов работ по актам приемки,сметам и результатам контрольного обмера желательно проводить сразу послеобмера, так как при наличии расхождений лучше уточнить их на месте. [2]
В практике проведенияконтрольных обмеров вскрываются следующие виды нарушений:
• фактическоеневыполнение отдельных видов работ или работы в целом;
• выполнение работ сотступлением от проекта;
• выполнение работ вменьшем объеме, чем значится в актах приемки, смете;
• включение в актыприемки, смету работ, по которым не предусмотрена раздельная оплата, ранееоплаченных работ;
• применение завышенныхединичных расценок, не соответствующих фактическим условиям и характеру выполненияработ.
По результатамконтрольного обмера составляется акт, а при наличии нарушений — ведомостьпересчета стоимости работ по установленной форме. Акт контрольного обмераподписывают все члены комиссии, а в случаях отказа от подписи или неявкизаказчика или подрядчика — только проверяющие лица.
Фактический расходмногих материалов и оборудования (плитки, ванн, шифера и т.п.) можно подсчитатьнепосредственно на объекте и сопоставить его с количеством, списанным по даннымучета.
1.3.1Проверка материальных отчетов
При проверке материальныхотчетовформ № М-19 и № М-20 особое внимание обращается насоответствие фактически списанных материалов и производственных норм. Если вучете имеются отклонения, то выясняются их причины. Следует проверить, несвязано ли списание материалов сверх норм с хищениями и другимизлоупотреблениями. Для этого изучаются акты, заключения производственногоотдела, приложения к материальным отчетам, а также решения по списаниюматериалов сверх норм. Кроме того, по материалам, списанным на производствосверх норм, проверяется фактическое наличие их в движении у производителейработ, в приобъектных кладовых и на складах. Если в отдельные периоды расходпревышал приход, ревизор тщательно проверяет все данные.
Перерасход материалов можетобразоваться из-за их неправильной приемки на строительных площадках. Ревизующиедолжны проверить, каков порядок приемки грузов и установить возможные случаинедогруза строительных материалов или приемки некачественных материалов (битыхплит, блоков, т.п.)
Анализируя форму № М-29и материальные отчеты форм № М-19 и № М-19а, ревизор должен проверить, нет лислучаев отражения в них расхода по нормам вместо фактического расхода. Такиефакты возможны с целью сокрытия перерасхода или создания неучтенных излишковматериальных ценностей. При обнаружении подобных фактов следует тщательноизучить порядок контроля за правильным списанием материалов со стороны производственно-техническогоотдела и бухгалтерии.
Одним из признаковсписания материалов по нормам вместо фактического списания является наличие«красных» (дебетовых) остатков в материальных отчетах производителей работ, чтосвидетельствует о приписках. Иногда с целью закрытия «красных» (дебетовых) остатковначальник участка (производитель работ) оформляет неотфактурованные поставки.Ревизор должен выбрать данные о подобных поставках и по ведомости формы № 6-спроверить, когда поступили счета-фактуры и поступили ли вообще. Наличие долгоне оплачиваемых неотфактурованных поставок может являться признаком неправильногосписания материалов. [2]
Себестоимостьстроительно-монтажных работ в основном составляет 50—60%, по монтажным работам— около 70%, поэтому целесообразно по журналу-ордеру формы № 10-с по объектам,участкам (особенно по капитальному ремонту) выборочно просчитать долю материаловв себестоимости.
Иногда материалыпередаются с одного объекта на другой. Отпуск таких материалов отражаетсянакладной на внутреннее перемещение. Ревизору в первую очередь надо выяснитьцелесообразность и причины перемещения материалов со склада на склад или собъекта на объект. Под видом передачи могут быть скрыты случаи расхищенияматериальных ценностей, признаками которых могут быть оформленные недолжнымобразом документы без подтверждения перевозки материалов транспортом,оформление большинства документов последними днями месяца.
1.3.2Проверка материалов повторного использования
При проверке материаловповторного использования проверке подвергается сметно-техническаядокументация, где показываются материалы повторного использования. Данные сметыважно сравнить с фактически оприходованными материалами.
Согласно форме № 2 иакту на материалы повторного использования ревизор должен проверить, оприходованыли в складском и бухгалтерском учете (форма № М-19) материалы и конструкции,которые были демонтированы и снова запущены в работу, и списаны ли они на производство(формы № М-19 и № М-29).
Ревизор долженпроанализировать степень использования парка строительных машин и механизмовкак по времени, так и по производительности, фактическую сменность работымеханизмов по группам машин, а также внутрисменные простои.
Проверяя достоверностьданных учета и отчетности о себестоимости строительно-монтажных работ, ревизорустанавливает полноту и правильность отражения в учете фактических затрат напроизводство в разрезе объектов и статей затрат, реальность незавершенногостроительства. [2]
1.3.3Проверка остатков незавершенного производства
Проверяя остаткинезавершенного производства, ревизор в первую очередь должен установитьправильность оформления инвентаризационных материалов: все ли члены комиссииподписали акты, приведено ли полное описание состава незавершенногопроизводства, нет ли исправлений, подчисток и приписок объемов выполненныхработ, все ли акты рассмотрены и утверждены в установленные сроки. Общие итогинезавершенного производства в актах должны совпадать с данными балансов иотчетов о себестоимости строительных и монтажных работ. Следует изучитьдокументы, подтверждающие факт проведения в организации инвентаризацийнезавершенного строительства. Особое внимание обращается на объекты, по которымдлительное время не производились работы, на окончательно прекращенное изаконсервированное строительство, обоснованность и законность списания бросовыхработ.
2.Мероприятия, проводимые при ревизии дебиторской задолженности
2.1Проверка внутренней системы контроля дебиторской задолженности
1. Необходимо выяснитьу руководства проверяемой организации, какова ее политика в отношениизадолженности покупателей: стабильная ситуация с долгами покупателей;наращивание долга; стремление к сокращению долга; анализируется соотношениедебиторской и кредиторской задолженности; существует ли необходимость вполучении кредитов у банка в период до погашения долга покупателями и т.д.
2. Обсудить спредставителями проверяемой организации:
•известно ли им, какойпроцент дебиторов подтвердил свою задолженность на отчетную дату и со сколькимидебиторами сверка на отчетную дату не произведена;
• как они оцениваютриски наличия в бухгалтерской отчетности долгов неплатежеспособных дебиторов,по которым не создан резерв сомнительных долгов, или насколько они уверены вверной оценке величины такого резерва.
3. Попроситьпредоставить документы, устанавливающие обязанность какого-либо должностноголица изучать платежеспособность дебитора и принимать решение о созданиивеличины резерва.
4. Попроситьпредоставить документы, подтверждающие изучение платежеспособности двух-трехдебиторов, на основании которых принималось решение о создании резервасомнительных долгов или отсутствия необходимости в нем.
5. Узнать, позволяет липрименяемое программное обеспечение бухгалтерии вводить ожидаемый срокпогашения долга, делать отчет о просроченных долгах. Установить, формирует литакие отчеты бухгалтерия или иное подразделение, кто анализирует эти отчеты ипринимает решения. Попросить сделать такой отчет по состоянию на дату проверки.
6. Сформироватьпредварительное мнение о состоянии внутреннего контроля изданном участке. [1]
А также необходимопроверить:
— соблюдается ли ворганизации порядок отгрузки продукции покупателям на условиях последующейоплаты только при наличии необходимых санкций;
— обсуждаются ликандидатуры покупателей до выдачи им разрешения на отгрузку продукции наусловиях последующей оплаты;
— учитываются ли мнениебанка, гарантии третьей стороны;
— своевременно линаправляется дебиторам, нарушающим сроки оплаты, извещение о возникновении задолженности;
— установлен ли напредприятии лимит дебиторской задолженности;
— есть ли у персонала,который отвечает за отгрузку, оперативная информация о текущей дебиторской задолженности;
— ставится ли на пакетедокументов на реализацию продукции отметка о проверке дебиторской задолженностипокупателя.
Ревизор проверяет,погашаются ли сразу после подписания платежного поручения сопроводительныеоправдательные документы. Погашение означает, что документ имеет штамп«Оплачено», соответствующую дату и номер платежного поручения. Кроме того,необходимо проверить, проводится ли анализ финансового состояния заказчика,которому продукция отпускается на условиях последующей оплаты.
Ревизор проверяетпорядок сверки расчетов в организации. Начальнику финансового отделарекомендуется ежемесячно производить выверку дебиторской задолженности,направляя покупателям по установленному в организации порядку акты сверки,подписанные начальником финансового отдела и заверенные печатью. Акт сверкисоставляется в двух экземплярах: второй экземпляр хранится в картотеке, первый— отправляется покупателю почтой или факсом с регистрацией точного времени идаты отправления. Покупатель в течение 10 дней со дня получения указанного актасверки должен подтвердить числящуюся за ним задолженность и порядок еепогашения либо представить мотивированные возражения по поводу акта. Полученныйответ также регистрируется с указанием даты и точного времени его получения. [2]
2.2Контроль соблюдения законодательства
Проверка соблюдениязаконодательства на данном участке может включать:
• проверку соблюдениянорм гражданского права, в том числе правильное определение срока исковойдавности по дебиторской задолженности;
• правильностьклассификации ситуации при извещении судебного пристава о невозможностиобращения взыскания на имущество должника;
• правильностьналогообложения операций по договорам уступки дебиторской задолженности,формирования налоговых расходов при создании резерва сомнительных долгов и т.д.[1]
2.3Проверка реальности и законности расчетов с дебиторами
Ревизор проверяет законностьи реальность задолженности по расчетам с поставщиками, покупателями(потребителями), разными дебиторами и кредиторами, а также повнутриведомственным и внутрихозяйственным расчетам. [2]
Проверка дебиторскойзадолженности состоит в изучении того, что:
• все отраженные вучете долги дебиторов реально существуют (предпосылка существования);
• все долги дебиторов,которые действительно существуют, отражены в учете (предпосылка полноты).
Проверка того,что все отраженные в учете долги дебиторов реально существуют.Ревизор должен запросить у бухгалтера список задолженностей на отчетную дату.На крупных и средних предприятиях этот список может занимать 100—200 страниц. Вэтом случае следует попросить подготовить три списка:
• перечень групп, какони ведутся в бухгалтерии (например, 1) выданные авансы поставщикам, 2) долгипокупателей продукции, 3) долги материально ответственных лиц по недостачам ит.д.) с указанием общей суммы долга по каждой группе;
• перечень десяти самыхкрупных по величине сумм долга на отчетную дату;
• перечень пяти самыхкрупных сумм долга из всех долгов, «висящих» еще с начала года и не погашенныхв течение года.
Из каждого списка нужновыбрать хотя бы по одному долгу. Попросить предоставить акты сверки именно сэтими дебиторами, изучить акт сверки.
По долгу из третьегосписка («долгосрочные долги») выяснить причину неоплаты, изучить условиядоговора, спросить, создан ли по этому долгу резерв на возможные потери из-занеоплаты долга, каким образом принималось решение о продаже продукции именно натаких условиях, ведется ли претензионная работа, попросить предоставитьдокументы.
Проверка того,что все долги дебиторов, которые действительно существуют, отражены в учететесно связана с результатами проверки доходов. Если в ходе проверки неучтенныхдоходов не выявлено, то скорее всего и неучтенной дебиторской задолженности несуществует.
Отдельным редкимслучаем является отсутствие наблюдения за списанной ранее нереальной квостребованию дебиторской задолженности. По правилам учета, после списаниязадолженности необходимо наблюдать за платежеспособностью дебитора в течениепяти лет, и если его финансовое состояние улучшится, задолженность должна бытьвосстановлена на балансе. На практике восстановление платежеспособностиявляется крайне редким, и списанные суммы дебиторской задолженности, какправило, незначительны.[1]
Проверяются такжесвоевременность регистрации счетов, счетов-фактур поставщиков и передачи их вотделы для акцепта, а также отслеживание этих документов специалистами отделовдля соблюдения поставщиками договорных обязательств по ассортименту,количеству, комплектности и срокам отгрузки продукции, правильности цен,наценок и скидок, предусмотренных прейскурантами и особыми условиями поставки.В ходе этой процедуры ревизор проверяет, правильно ли отражены в учете операциии реальна ли задолженность по расчетам с поставщиками по неотфактурованнымпоставкам продукции, своевременно ли составлены акты приемки (приходныеордера), полностью ли оприходованы товарно-материальные ценности, поступившиебез сопроводительных документов, не допускается ли по расчетам с поставщикамизапрещенное взаимное перекрытие (сальдирование) в балансе сумм товаров в пути,задолженности поставщикам по счетам, не оплаченным в установленные сроки, изадолженности по неотфактурованным поставкам.
Необходимо выяснитьследующие факты: какие меры принимаются по снижению дебиторской задолженности(особенно просроченной); производится ли взаимная сверка с дебиторами икредиторами сумм задолженности; имеются ли подтверждения о размерах долгов;существует ли нереальная дебиторская задолженность, каковы причины и лица,виновные в ее возникновении; соблюдается ли установленный порядок списания наубытки сумм безнадежной дебиторской задолженности; нет ли фактов необоснованногосписания дебиторской задолженности на результаты деятельности; не производилосьли списание как безнадежной дебиторской задолженности поставщиков, покупателейи заказчиков стоимости оплаченных и фактически полученных товарно-материальныхценностей, но не оприходованных под отчет материально ответственных лиц; неотносятся ли на счет расчетов с дебиторами по претензиям недостачи, хищения,брак и порча товаров с последующим отнесением этих сумм на убытки под видомсписания безнадежной дебиторской задолженности и несостоятельности ответчиков.
При проверке прочихрасчетов устанавливается, насколько реальна задолженность дебиторов попретензиям на момент проведения ревизии, подтверждаются ли числящиесяпретензионными суммы актами на недостачу, пересортицу, некомплектность и порчупродукции, определен ли ущерб по недостачам, хищениям и порче материальныхценностей по розничным ценам, подтверждена ли эта задолженностьсоответствующими документами и переданы ли материалы в судебно-следственныеорганы для привлечения виновных к ответственности и взысканию причиненногоущерба. Одним из важных моментов является проверка правильности исвоевременности расчетов с финансовыми органами по налогам, сборам, отчислениямот прибыли и другим платежам, а также своевременность внесения в бюджетпросроченной задолженности.
При ревизии организацийс обособленными подразделениями необходимо проверять взаимную согласованностьучетных и отчетных данных по внутриведомственным и внутрихозяйственнымрасчетам; законность и достоверность централизованной оплаты счетов поставщиковза товарно-материальные ценности, полученные базами, магазинами, конторами иотделениями, находящимися на внутрихозяйственном расчете, а также поступлениявыручки от реализации продукции указанными предприятиями. При выявлении расхожденийнеобходимо провести встречную проверку обоснованности расчетных операций,своевременности и полноты оприходования централизованно оплаченных материальныхценностей, выставления счетов (счетов-фактур) по отгруженным товарам и их оплатыпотребителями. [2]
При запущенностибухгалтерского учета расчетов следует организовать проведение внеплановойинвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками.
2.4Инвентаризация расчетов с покупателями
Инвентаризация расчетовпроводится в соответствии с приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 «Обутверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовыхобязательств». Принципы инвентаризации расчетов аналогичны инвентаризации имущества.Приказом предусмотрены инвентаризационные описи для инвентаризации товаровотгруженных, акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочимидебиторами и кредиторами. Основным при проведении такой инвентаризации являетсяфакт подтверждения (согласования) задолженности с дебиторами по результатамсверки задолженности.
Анализ дебиторскойзадолженности.
На основании ведомости№ 16 необходимо составить перечень покупателей-дебиторов с просроченной задолженностьюи сгруппировать их в порядке приоритетности получения от них оплаты. Необходимопровести анализ каждого конкретного случая для выявления причины неоплаты.Подобный список должен составляться ежемесячно. Любые задержки платежа должныклассифицироваться по времени следующим образом:
•менее одного месяца;
•более одного месяца, номенее двух месяцев;
•более двух, но менеетрех месяцев;
•более трех месяцев.
Ревизор обязанпроанализировать состав и структуру дебиторской задолженности, принеобходимости проследить динамику таких задолженностей. Анализ проводится вразрезе видов деятельности (продукции). Для выявления организаций с наибольшейзадолженностью составляется рейтинг покупателей-дебиторов, который можетслужить основанием для выводов о платежеспособности таких предприятий по датамвозникновения задолженности. Все данные анализа должны быть представлены втабличной форме. [2]
Контроль эффективности
Анализ эффективностиработы с дебиторской задолженностью может строиться по следующим направлениям:
1) попроситьпредоставить сделанный сотрудниками организации анализ условий отсрочки платежаза продукцию, предоставляемой основными конкурентами, и условий отсрочки покупателяморганизации;
2)изучить, какие мерыпо стимулированию скорейшей оплаты покупателями предпринимает организация;
3)изучить, есть ли ворганизации план погашения дебиторской задолженности и как контролируется его исполнение;
4)проанализироватьсоотношение дебиторской и кредиторской задолженности организации; направлялисьли средства банковских кредитов на финансирование дебиторской задолженностипокупателей.[1]
В. В. Бурцев определяетвопросы внутренней ревизии следующим образом:
«1. Политикакоммерческого кредитования
Объект ревизии:коммерческое кредитование (предоставление коммерческого кредита формы «открытыйсчет», предусматривающего погашение дебиторской задолженности покупателячастями в интервалы, обусловленные договором, или по истечении определенногосрока после отгрузки отдельных партий продукции).
Критерии эффективности:формально определены и должным образом соблюдаются:
• параметры (суммы,сроки) коммерческого кредитования для заказчиков разного типа (например, в соответствиис категориями риска заказчиков);
• нормативы кредитоспособностизаказчиков;
• объемы кредитования,подлежащие санкционированию (принятие соответствующей резолюции после проведениядетального анализа финансового состояния и деловой порядочности заказчика) насовете директоров (правлении, общем собрании руководителей организации);
• предоставление коммерческогокредита санкционируется должностным лицом, независимым (в целях предотвращениязлоупотреблений) от начальников отделов сбыта или маркетинга (например,начальником финансового отдела или, при превышении параметров кредитованияконкретному заказчику, заместителем директора по экономическим вопросам).
Методика ревизии:
1. Проанализироватьорганизационно-нормативные документы, регламентирующие предоставление коммерческихкредитов заказчикам (покупателям).
2. Установить уровеньфактического исполнения предписанных регламентов, а именно:
• наличиесоответствующих санкций (виз) на документах;
• наличие материалов,свидетельствующих об анализе финансового состояния (платежеспособности) иделовой порядочности заказчиков;
• соответствие сумм исроков предоставленных кредитов установленным группам риска заказчиков или нормативамкредитоспособности и т.д. [1]
2.Инкассационная политика
Объект ревизии: порядокпогашения дебиторской задолженности покупателей. Критерии эффективности:
• формально определены,целесообразны и реально выполняются следующие процедуры, направленные насвоевременное и полное погашение дебиторской задолженности покупателей:
• рассылка дебиторам напоминанийоб оплате;
• ежемесячные сверкидебиторской задолженности;
• своевременноеистребование задолженностей в полном соответствии с претензионным и судебнымпорядком урегулирования споров;
• передача дел ворганизацию, специализирующуюся на взыскании долгов, факторинг и т.д.
Методика ревизии:
1. Выяснить применяемыепроцедуры работы с дебиторами.
2. Проанализироватьорганизационно-нормативные документы, регламентирующие порядок погашения дебиторскойзадолженности покупателей.
Пронаблюдать заисполнением утвержденных процедур соответствующими работниками (начальник финансовогоотдела и др.)». [1]
3.Ситуационная задача №9
При проверке расчетов сподотчетными лицами ревизор изучил следующие документы:
— список лиц, имеющихправо получать средства под отчет, в котором указана фамилия системного администратораА.Ю. Соколова, и срок 10 дней, на который выдаются подотчетные суммы;
— авансовый отчет от25.07.08. от А.Ю Соколова. К авансовому отчету приложены товарный чек на сумму2900 руб., в котором указано «Канцелярские товары», и чек ККМ на сумму 2900руб.;
— расходный кассовыйордер № 22 от 5.07.08 на имя А.Ю. Соколова на сумму 2900 руб. В графе«Основание» значится «Хозяйственные расходы»;
— кассовый лист от5.07.08., где зарегистрирован расходный кассовый ордер № 22 на сумму 2900 руб.В графе «номер корреспондирующего счета» указан счет 71 «Расчеты с подотчетнымилицами».
— журнал — ордер №7. Вграфе «Израсходовано из подотчетных сумм» сумма 2900 руб. отнесена в дебет счета26 «Общехозяйственные расходы».
По результатам проверкиревизор сделал вывод о невозможности определить производственную целесообразностьрасходов А.Ю. Соколова по авансовому отчету и установил факт использованиясредств в личных целях. В акте ревизии руководителю предложено взыскать 2900руб. из заработанной платы А.Ю. Соколова. Руководитель принял решение онеобходимости внесения А.Ю. Соловым суммы 2900 руб. в кассу организации.
Что послужилооснованием для вывода о непроизводственном характере расходов? Какие замечанияпо данной операции необходимо отразить в акте ревизии? Сделайте проводки поитогам ревизии.
Решение:
1. В товарном чеке неуказано количество и конкретное наименование приобретаемых канцелярских товаров,поэтому должна быть создана комиссия, которая составит акт о приеме-передачематериальных ценностей. В акте должно быть перечислено наименование и количествопринимаемых материальных ценностей. В журнале-ордере сделана запись Д 26 — К 71— 2900 руб., что свидетельствует о передаче материальных ценностей в производство.Лица, получившие материальные ценности, должны расписаться в акте об их получении.
2. Нарушен срок отчетао расходовании подотчетных сумм;
— в списке сотрудников,имеющих право получать денежные средства под отчет, не утвержден вид расходов,который может осуществлять конкретное подотчетное лицо;
- к расходномукассовому ордеру должно быть подшито заявление с указанием материальныхценностей, на приобретение которых запрашиваются денежные средства;
— в графе «Приложение»должно быть указано название документа, по которому заполнена графа «Основание».В данном случае таким документом должно являться заявление А.Ю. Соколова.
3 Должны быть сделаныследующие проводки:
Д 94 — К 91 — 2900 руб.— уменьшена себестоимость на сумму непроизводственных расходов, выявленных входе ревизии;
Д 73 — К 94 — 2900 руб.— сумма отнесена на расчеты с персоналом;
Д 50 — К 73 — 2900 руб.— сумма внесена А.Ю. Соколовым в кассу.[4]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бровкина Н.Д. Контроль и ревизия: Учеб. пособие/ Подред. проф.М.В. Мельник. – М.: ИНФРА-М, 2009 г. – 346 с. – (Высшее образование).
2.Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.Л. Ревизия и контроль: Учебное пособие/Под ред. проф. М.В. Мельник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. – 520 с.
3.Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.Л. Ревизия и контроль: Тесты и задачи:Учебное пособие/ Под ред. проф. М.В. Мельник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. – 264с.
4.Бойкова М.П. «Ответы и мнения экспертов.» // Советник бухгалтера, № 12, декабрь2007 г.