Реферат по предмету "Экология"


Экономика природопользования

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Филиал Государственногообразовательного учреждения высшего профессионального образования
«Ивановскаягосударственная текстильная академия» в г. Краснодаре
КАФЕДРА 2ЭП
Регистрационныйномер______________________________________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Экономикаприродопользования
Курс ________________________
Специальность ________________
Шифр _______________________
Вариант _____________________
Выполнил ___________________
Проверил _________________
КРАСНОДАР 2008/2009уч.г.

СОДЕРЖАНИЕ
Ведение…………………………………………………………………………….3
1.Экономический ущерб от загрязнения окружающей природной среды и методы егоопределения………………………………………………………….5
1.1 Экономическийущерб окружающей среде от загрязнения. Основные понятия…………………………………………………………………………….5
1.2 Определениеэкономического ущерба от загрязнения окружающейсреды……………………………………………………………………………...10
2.Экологический и природно-ресурсный параметры при принятии макроэкономическихрешений………………………………………………….16
Вывод……………………………………………………………………………..21
Списоклитературы………………………………………………………………22

ВВЕДЕНИЕ
На протяжении всей истории человечества важнейшим видомресурсов, используемых в экономике, были и остаются природные ресурсы: золото,лес, рыба, нефть, чистый воздух, питьевая вода и др. Первоначальноепредставление об этих ресурсах основывалось на том, что природные богатствапрактически не ограничены, что их хватит на многие поколения людей.Соответственно и подход к природопользованию был рассчитан на максимальноеизъятие ресурсов из природной среды для удовлетворения человеческихпотребностей.
Однако бурное развитие мировой экономики, начавшееся синдустриальной революцией, привело к значительному сокращению доступных запасовмногих видов природных ресурсов, исчезновению редких животных и растений,обострению локальных экологических проблем, возникновению угрозы глобальнойэкологической катастрофы. Ограниченность природных ресурсов и способностиокружающей среды ассимилировать негативное воздействие загрязнения(ассимиляционного потенциала) стала ощущаться все больше и больше, поэтому появиласьнеобходимость в определении механизмов оптимальною использования этих ресурсов,разработке инструментов эффективного управления качеством окружающей среды,поиска путей устойчивого экологически сбалансированного экономического развитияобщества с учетом интересов не только нынешнего, но и будущих поколений. Эти вопросыстали предметом изучения одного из важнейших разделов экономической пауки —экономики окружающей среды и природных ресурсов.
Экономика окружающей среды и природных ресурсов изучает воздействиеэкономической системы на окружающую среду, значите окружающей среды дляэкономики и пути регулирования экономической деятельности для достижениябаланса между природоохранными, экономическими и социальными целями.
Становление экономики окружающей среды началось в конце1950-х — начале 1960-х гг. под влиянием ряда широкомасштабных экономическихисследований, в том числе с участием американской организации «Ресурсы длябудущего». Однако широкое распространение и развитие этой дисциплиныпришлось на 1970-е и последующие годы, когда стало очевидно, что природныеблата должны иметь четкую стоимостную оценку и рассматриваться наряду с другимиэкономическими благами.
Экономика окружающей среды и природных ресурсовбазируется на постулатах неоклассической экономической теории и разим дает рядее основных положений. В последние десятилетия эта дисциплина стала действеннымисточником информации для принятия экономических решений с учетом воздействияна окружающую среду в тех государствах, где приоритетами внутренней и внешнейполитики стали борьба с загрязнением окружающей среды, эффективноеиспользование природных ресурсов, сохранение биоразнообразия, предотвращениеглобального изменения климата, устойчивое экономическое развитие и т.д.

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙСРЕДЫ И МЕТОДЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
1.1 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
В соответствии с «Временной типовой методикой определенияэкономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценкиэкономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающейсреды», экономический ущерб представляет собой стоимостное выражениенегативного антропогенного воздействия на окружающею среду. Он равен суммезатрат на предотвращение воздействия загрязненной окружающей среды на реципиентови затрат, связанных с воздействием на реципиентов. В состав реципиентов входят:население, объекты жилищно-коммунального хозяйства, сельскохозяйственныеугодья, лесные ресурсы, элементы основных фондов промышленности и транспорта,трудовые ресурсы, рекреационные ресурсы.
При снижении негативного антропогенного воздействия наокружающую среду достигаются экологические, социальные и экономическиерезультаты. В соответствии с методикой экологический результат природоохраннойдеятельности выражается в уменьшении выброса вредных веществ в окружающую средуи уровня ее загрязнения, увеличении и улучшении качества пригодных киспользованию земельных, лесных, водных ресурсов и атмосферного воздуха.Социальный результат проявляется в улучшении физиологических, культурных,творческих и рекреационных условий жизни человека. Экономический результатвыражается в экономии или предотвращении потерь природных ресурсов, живого иовеществленного труда во всех сферах народного хозяйства и личного потребления.
Под экономическим ущербом отдельного хозяйствующегосубъекта (предприятия) понимают те потери (затраты), которые несет предприятиевследствие негативного воздействия вредных веществ, попадающих в окружающуюсреду с выбросами собственного производства. Исходя из этого экономическийущерб от негативного воздействия вредных веществ представляет собой частьиздержек предприятия, связанных с компенсацией этого воздействия на ресурсы предприятия.Это воздействие выражается в повышенном износе основных фондов, потеряхпродукции и полуфабрикатов с отходящими газами и сточными водами, недополученииготовой продукции вследствие повышенной заболеваемости работников, а такжерасходов на предотвращение воздействия загрязненной окружающей среды.
Экономический ущерб является первой составляющей издержекпредприятия на природоохранную деятельность. Второй составляющей выступаюттекущие затраты на природоохранную деятельность, которые зависят от уровнянегативного воздействия вредных веществ технологических процессов напредприятии на окружающую среду.
Таким образом, общие издержки предприятия на охрануокружающей среды складываются из текущих затрат на природоохранную деятельностьи экологического ущерба.
Текущие затраты на природоохранную деятельностьскладываются из затрат:
– на содержание и обслуживание основных фондовприродоохранной деятельности;
– на мероприятия природоохранной деятельности;
– на эксплуатацию основных производственных фондов по основнойдеятельности и обусловленные совершенствованием производственной технологии дляснижения экономического ущерба (дополнительные затраты);
– на оплату услуг, связанных с охраной окружающей среды(например, очистка сточных вод на других предприятиях).
Экономический ущерб предприятию представляет собой:
1.Затраты, вызываемые воздействием загрязненнойокружающей среды на предприятие:
– компенсации потерь продукции (стоимость потерьпродукции) из-за снижения производительности труда и невыходов на работуработников из-за повышенной заболеваемости от воздействия конкретного вредноговещества;
– компенсации потерь продукции, сырья, полуфабрикатов,отходящих в виде выбросов (с отходящими газами или сточными водами);
– возмещение потерь продукции вследствие воздействиязагрязненной окружающей среды на основные фонды (внеплановый ремонт и простойоборудования);
– компенсации повышенного износа фондов технологическогоназначения вследствие воздействия загрязненной окружающей среды (увеличениезатрат на текущий и капитальный ремонты).
2.Затраты на предотвращение воздействия загрязненнойокружающей среды:
– разбавление сточных вод и предварительная очистка водыдля технических целей;
– перенос водозабора к более чистым источникам;
– эксплуатацию систем очистки воздуха дляпроизводственных помещений и производственных нужд;
– создание санитарно-защитных зон;
– обеспечение приспособляемости основных фондов квоздействию химически активных веществ (антикоррозионные покрытия и т.п.).
Очевидно, что чем больше текущие затраты наприродоохранную деятельность, тем меньше экономический ущерб предприятию, инаоборот. Между тем увеличение текущих затрат не означает роста общих затрат напроизводство. Это объясняется тем, что на величину роста общих затратуменьшается и экономический ущерб предприятию, который также включен всебестоимость выпуска готовой продукции. Общие затраты на производствоувеличатся лишь при превышении текущих затрат на природоохранную деятельностьнад издержками на охрану окружающей среды. Сокращение текущих затрат наприродоохранную деятельность не означает снижения себестоимости продукции.Снижение себестоимости продукции может быть достигнуто лишь при повышенииэффективности природоохранных мероприятий.
Таким образом, текущие затраты на природоохранную деятельностьимеют активный преобразующий, а экономический ущерб пассивный компенсирующийхарактер. Иначе говоря, текущие затраты направлены на устранение причинызагрязнения окружающей среды, а экономический ущерб является следствием этогозагрязнения.
Экономический ущерб рассчитывают исходя из объемоввыбросов или сбросов вредных веществ в окружающую среду. Последствия отзагрязнений природных компонент вредными веществами имеют, как уже отмечалосьранее, широкий спектр — от ухудшения здоровья человека из-за грязного воздуха,воды до убытков от ускоренного износа основных фондов (коррозия), сниженияпродуктивности сельскохозяйственных угодий и т.п.
Естественно желание количественной оценки такихпоследствий в универсальном виде как функции от объема выбросов. Такаяколичественная оценка необходима для того, чтобы соизмерить ее с другимизатратами и потерями, в том числе и с затратами на предотвращение загрязнения.
Зная объем выбросов V, суммарную денежную оценку ущербаможно представить в виде:
/>
где Р – денежная оценка ущерба;
/> – величина ущерба(потерь), возникающая в n-й сфере деятельности от ухудшения качества окружающейсреды вследствие выбросов.
 Несмотря на простоту такой идеи оценки ущерба,практическое ее выполнение вызывает значительные трудности. В основу оценкиэкономического ущерба от загрязнения положена следующая логическаяпричинно-следственная цепочка расчетов: выбросы вредных веществ из источникових образования концентрация вредных веществ в атмосферы (водоеме) натуральныйущерб экономический ущерб.
На первом этапе проводится анализ объектов и структурывыбросов и определяются объемы выбросов конкретных вредных веществ. Расчетконцентраций вредных веществ (второй этап) проводится по моделям рассеиваниязагрязнений в атмосфере или водоеме, учитывающим различные факторы. Например,при расчете концентраций загрязнений в атмосфере должны учитываться:местоположение источника, высота трубы, роза ветров, погодно-климатическиеусловия, рельеф местности и ряд других факторов. На третьем этапе оцениваетсянатуральное воздействие на окружающую среду и хозяйственную деятельность. Вкачестве натуральных воздействий обычно рассматриваются: ухудшение качестважизни, которое может быть измерено ростом заболеваний по группам болезней,смертности населения, ухудшением рекреационных условий жизни и т.п.; сокращениесроков службы имущества, например, основных фондов; ростом концентрации вредныхвеществ в воздухе или воде, которые используются как сырье в технологическихпроцессах производства; сокращением продуктивности биоценоза, например,сокращение урожайности в сельском хозяйстве. На основе эмпирических данныхнаблюдений строятся функциональные или статистические зависимости междуконцентрациями вредных веществ и изменениями натуральных показателей. Напоследнем, четвертом этапе производится оценка натуральных изменений встоимостной форме. Экономический ущерб, характеризующий величину убытков,вызванных натуральными изменениями, оценивается по формуле:
/> ,
где Xi — натуральное изменение в I сфере деятельности;
Рi — стоимостная оценка такого натурального изменения.
Несмотря на идейную простоту такой схемы определенияэкономического ущерба от загрязнений, практическая его реализация сталкиваетсяс большими сложностями. Эти сложности в основном связаны с требуемой детальнойинформацией об изменении физических характеристик, особенно при оценкахизменений натуральных показателей и их стоимостных оценок. Это обстоятельствотребует проведения специальных исследований в каждом конкретном случае. Поэтомувнимания заслуживает подход, основанный на упрощенной процедуре, сводящейся красчету по единой формуле, и приведенный во «Временной типовой методике...».
1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Считается, что методический подход, основанный наупрощенной процедуре, применим лишь для установления экономическойэффективности природоохранных мероприятий на уровне крупных регионов. Этирезультаты позволяют судить лишь о масштабах экономического ущерба исравнительной эффективности мер, направленных на ликвидацию ущерба отзагрязнения или его предотвращение.
В общем виде оценка экономического ущерба, причиняемогогодовыми выбросами загрязнений в отдельные природные компоненты (атмосфера,водные объекты) от отдельных стационарных источников загрязнения, определяетсяпо формуле:
а) водные объекты
/> ,
б) воздушная среда
/> ,
где у — экономический ущерб от загрязнения;
m – фактический объем выброса (сброса) i-вредноговещества;
/> — коэффициент, учитывающийрегиональные особенности территории, подверженной вредному воздействию, исвязанный с относительной опасностью ее загрязнения;
/> коэффициент приведения различныхвредных веществ к агрегированному виду (к «монозагрязнителю»), характеризуетотносительную опасность вредного вещества для биоты;
f – коэффициент, учитывающий характер рассеиваниявредных веществ в атмосфере;
/> — стоимостная (денежная)оценка ущерба от единицы выброса вредного вещества;
п — количество вредных веществ.
Идея изложенного подхода состоит в том, что сначала всевредные вещества, выбрасываемые в атмосферу или сбрасываемые в водоемы,приводятся к «монозагрязнителю». Известно, что воздействие разных веществ наокружающую среду и на человека различно. Поэтому складывать напрямую 500 кгртути и 10 тонн окиси серы нельзя. Такая операция имеет смысл только в томслучае, если каждому из вредных веществ придать весовой коэффициент/>, учитывающий, во сколькораз одно вредное вещество опаснее другого. Объемы фактических выбросов т,умноженные на весовые коэффициенты m называют приведенной массой выбросов изисточника загрязнения, или монозагрязнением.
Приведенная масса выбросов измеряется в условныхединицах, например, условных тоннах. Такой «монозагрязнитель» характеризуетобщий уровень загрязнения окружающей среды. Коэффициент /> характеризующийотносительную опасность вредных выбросов, рассчитывается на основесравнительного анализа вредного воздействия отдельных вредных веществ. Величинакоэффициента относительной опасности вредного вещества является функцией,обратной величине его предельно допустимой концентрации. В методике («Временнаяметодика....») их значения приводятся в специальных таблицах.
Коэффициент относительной опасности загрязнениятерриторий /> должен учитыватьособенности и социальную значимость определенного региона и его реакцию навыбросы вредных веществ. Известно, что способность окружающей среды поглощатьвредные примеси в значительной мере определяется широтой местности. Чемсевернее регион, тем интенсивность поглощения меньше. В южных регионах природалегче справляется с вредным воздействием. Для оценки ущерба от выбросов ватмосферу значения коэффициента /> определяются в методике подвум признакам: природные особенности и тип территории. Для водных ресурсовзначения коэффициента /> определяются для бассейноврек или для участков бассейна реки.
Коэффициент /> служит для измеренияденежной оценки приведенных выбросов в атмосферу и в водные объекты. Этикоэффициенты должны отражать все изменения, происходящие в экономике, икорректироваться в соответствии с протекающим в ней инфляционным процессом.Кроме того, этот коэффициент должен отражать умножающее воздействие на природнуюсреду объемов выбросов или сбросов вредных веществ, превышающих их предельныедля определенной территории величины. Иначе говоря, учитывать свойствомультипликативности вредных веществ.
Значения коэффициентов /> для атмосферногозагрязнения и загрязнения водоемов не совпадают. Значения коэффициента /> для выбросов (сбросов), непревышающих их предельные величины (в ценах 1990 г.) равны:
– воздушная среда /> 3,3 р/усл.т.
– водные объекты /> 443,5 р/усл.т.
Для выбросов(сбросов), превышающих их предельныезначения:
– воздушная среда />= 15,8 р/усл.т.
– водные объекты />= 2346,7 р/усл.т.
С учетом изложенного, экономический ущерб от загрязнения,например, водных объектов может быть рассчитан по формуле:
/>

/> , для вредных веществ приусловии />,
/> , для вредных веществ, приусловии />.
Значения поправки f, учитывающей характер рассеиваниявредных примесей в атмосфере, определяют по дисперсному составу пыли и скорости/>ее осаждения или взависимости от коэффициента очистки фильтров. Скорости осаждения /> определяют по номограммам,а коэффициент очистки фильтров рассчитывается по формуле:
/> ,
где />— годовой объем выбросов пылиили твердых аэрозолей без очистки;
/>годовой объем выбросов пылиили твердых аэрозоле после очистки.
Для газообразных примесей поправку f рассчитывают поформуле:
/>
/>
где />— поправка на тепловой подъемфакела в атмосферу;
/>Т — среднегодовая разностьтемператур в устье источника (трубы) и в окружающей атмосфере;
Н — геометрическая высота устья источника выбросов, м;
U – среднегодовое значение модуля скорости ветра науровне флюгера, м/с.
Если значение V неизвестно, то его принимают равным 3м/с.
Для пыли и твердых аэрозолей:
/> , /> ;
/>и 70%/>, /> ;
/> и />,
/>=10.
Поправка /> 10 принимается также привыбросах передвижными источниками загрязнения и при выбросах частиц пылиодновременно с парами воды.
При исчислении экономического ущерба в случае отсутствияметодики его определения по необходимому перечню воздействий рекомендуетсяиспользовать показатель платы за сверхлимитное загрязнение. Данный подход имеетсущественный недостаток, так как определяет квазиущерб, лежащий в основеплатежей за загрязнение окружающей среды. Поэтому для определения ущербаследует пользоваться расчетными оценками более или менее реального ущерба. Еслиреальный ущерб оценить невозможно, то рекомендуется воспользоваться «Временнымпорядком оценки и возмещения вреда окружающей среды в результате аварии»,утвержденным приказом Минприроды РФ 17.06.94 г., №200. Указанный «Порядок...»не регламентирует возмещение вреда, нанесенного здоровью людей, а ущерб отзагрязнения той или иной природной среды определяется исходя из массы 3В,базовых нормативов платы за выброс (сброс) 1 т 3В в пределах установленныхлимитов (ВСВ или ВСС), с применением коэффициента индексации платежей зазагрязнения, экологической ситуации и повышающего коэффициента 5.
Например, для воздушной среды:
/>
где 5 — повышающий коэффициент (штраф);
п'я— базовый норматив платы за выброс (сброс) 3В впределах установленного лимита, руб./т;
/> — коэффициентэкологической ситуации;
/> — коэффициент индексации(Н = 111 на 1.01.02 г.)
Показанный коэффициент индексации применяется к базовымнормам платы при расчетах платежей за загрязнения.

2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ И ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПАРАМЕТРЫ ПРИ ПРИНЯТИИМАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Современная экономика и окружающая среда настолько взаимосвязаны,что сегодня решения на уровне макроэкономической, социальной политики иотдельных инвестиционных проектов оказывают существенное влияние на окружающуюсреду. Негативные последствия загрязнения и исчерпания природных ресурсов заставляютчеловечество учитывать такие воздействия.
Многие меры макроэкономической политики прямо иликосвенно связаны с влиянием на состояние окружающей среды. Как показывает опыт,краткосрочные программы макроэкономической стабилизации и среднесрочныепрограммы структурной перестройки часто не учитывают долгосрочных последствийих реализации для экологии. В тоже время реформы на макроуровне должны бытьнаправлены на создание устойчивой экономики, экологически сбалансированной напротяжении длительного времени. Это в свою очередь позволит проводить болееэффективную политику в области охраны окружающей среды, интегрированную в планыэкономического развития страны.
Макроэкономическая политика оказывает широкомасштабное идалеко идущее влияние на использование природных ресурсов и состояниеокружающей среды в стране. Она изменяет экономические сигналы во всейэкономике, воздействуя на решения о том, какой ресурс или услуги окружающейсреды и в каком размере будут использоваться. Макроэкономическая политика вотношении обеспечения экономического роста, независимо от того, успешной илибезуспешной она является, оказывает косвенное влияние на окружающую средувследствие изменений в доходах населения, доходах и расходах государства, винновационной политике и т.д.
Меры макроэкономической политики могут рассматриваться вдвух различных временных горизонтах. Программы макроэкономической стабилизациинаправлены на быстрое восстановление макроэкономического баланса с помощьюполитики управления спросом. Они включают довольно большой набор фискальных,монетарных и других инструментов. Программы структурных реформ преследуют болеедолговременные цели — повышение эффективности производства и достижениеэкономического роста с помощью либерализации внешней торговли и внутреннейполитики цен, проведение институциональных реформ.
Обобщая особенности современного этапа социально –экономико-экологического развития на планете, в странах и регионах, можносделать следующие основные выводы.
1. Саморегулирующие, самовосстанавливающие способностиэкосистем всех уровней от локального (местного) и единичного до глобального (вмасштабе всей планеты) не «успевают» и не обеспечивают лечение «ран»,нанесенных природной среде.
2. Обострение экологических проблем и проблем обеспеченияресурсами стало одним из важнейших факторов общей проблемысоциально-экономического развития,
3. Четко обозначилась паритетность в элементах единой системы:экономика, социальный аспект и экология. Очевидной стала дилемма:социально-экономическое развитие ограничивается экологическим фактором, в своюочередь экологические проблемы не могут быть в отрыве от первых, т.е. когдарост не может оцениваться без учета потерь и убытков, связанных с деградациейэкосистем, а стабилизация и улучшение экологической обстановки возможны тольков контексте решения социально-экономических проблем.
4. Достаточно четко определилась необходимостьцеленаправленного достижения и поддержания пропорций между масштабамипотребления ресурсов и их воспроизводства в пространстве и во времени.Пороговые (критические) ситуации проявляются пока еще в большей степени в видеувеличения (превышения) необходимых ресурсов над обеспеченными и сокращенияприбыли (результата), нежели в виде резкого снижения и деградации качеств,свойств экосистем или их утраты полностью. Последние имеют, к счастью,локальный характер, т.е. человечеству дается шанс решить экологическиепроблемы, надеясь на «поддержку» экосистем, т.е. на их саморегулирующиеспособности1.
5. Существующая практика взаимоотношений вприродопользовании между экономически развитыми странами и «ресурсными»странами с недостаточным уровнем развития обрабатывающих отраслей не имеетперспективы. Размещение первыми «грязных» циклов производства на территориивторых все больше «раскрывает глаза» последним, и можно ожидать в ближайшеевремя распада такой системы «экологических колоний».
6. Всемирная общественность вынуждена признать, что модельразвития, используемая десятком промышленных развитых стран, исчерпала себя,она не может применяться дальше другими странами, так как не могут все страныначать жить «за счет ресурсов» других, этих самых «других» просто не будет.
7. Дальнейшее наращивание производственного потенциала засчет ограбления ресурсов других стран и нанесения им экологического,экономического, социального ущерба при такой традиционной «рыночной» системе(кто-то имеет большие возможности производства и экономического роста, при этомобъявляя многое зонами своего экономического интереса, а кто-то — нет),движущей силой, которой является частная собственность на все, в том числе наприродные ресурсы и объекты (присвоение не созданных никем ресурсов), истремление к дальнейшему росту потребления одной группой (небольшой) населенияза счет других ведет к дальнейшей дифференциации уровня жизни и поляризациибогатых и бедных. Это явно не «работает» на принципы демократии, равенства,свободы и справедливости, т.е. на идеалы человечества, и поэтому не имеетбудущего.
8. Всякие попытки дополнить рыночный механизмприродопользования элементами государственного регулирования в сфереприродопользования торпедируются частной собственностью.
9. Продолжение такого «порядка» обязательно приводит ибудет приводить к конфликтам, проявляющимся и окрашенным в различные «краски» —религиозные, межнациональные, этнические, политические, ибо никому и никогда неудастся оспорить тезис В.И. Ленина: «Политика есть концентрированное выражениеэкономики».
10. Если развивающиеся страны, стремясь повыситьжизненный уровень своего населения, пойдут тем же путем, что и развитые,конфликты перерастут в катастрофу: политическую, экономическую, экологическую.
11. Очевидно, что нужна новая модель роста и развития,удовлетворяющая все страны, регионы, где не будет места «праву» присвоениязначительной части ресурсов планеты небольшой группой людей, и модель эта можетбыть построена с учетом принципов:
• единство к паритетность социально-экономическихсоставляющих процесса развития;
• каждая страна, каждый регион, каждый человек вправебыть потребителем ресурсов для удовлетворения потребностей, обусловленныхправом жизни на Земле, а не по праву сильного;
• общие интересы жителей планеты Земля первостепенны поотношению к интересам отдельных стран, регионов;
• интегрированные интересы общества (всех жителей страны)первостепенны по отношению к интересам группы населения, частногопредпринимателя;
• ни одна страна, ни один регион не могут присвоить правараспорядиться самолично природными ресурсами, объектами природы, имеющими общеезначение, без учета интересов других потребителей, соседей, сопредельныхтерриторий.
Согласие с такими принципами неминуемо обусловливаетсянеобходимостью процесса регулирования природопользования в масштабах планеты(общепланетарные объекты: океаны, моря, тропические леса, тайга, землисельскохозяйственного назначения, популяции животных, воздушный и водныйбассейны, так как необходимо признать, что все ресурсы и объекты природывзаимосвязаны, взаимообусловлены между собой), в масштабе отдельных группстран, регионов внутри стран, в масштабе экосистем и объектаприродопользования.
Регулирование сознательное и целенаправленноеосновывается на прогнозировании, планировании пропорций между элементами самогопроцесса природопользования (использование, охрана, воспроизводство) междуотраслями, регионами. Поскольку речь идете целенаправленной деятельности, онапредполагает планирование мероприятий и обеспечение их необходимыми условиями иресурсами для реализации.
Особенности перехода России к модели устойчивого развитияглавным образом обусловлены проблемой стабилизации и улучшения экологическойобстановки, рациональным использованием природно-ресурсного потенциала.
Основополагающим должен стать переход от экстенсивногоприродопользования к рациональному и от экстенсивной экономики к интенсивной.

ВЫВОД
Успешное решение проблем социально-экономическогоразвития страны во многом обусловлено решением проблем рациональногоприродопользования. Это не только решение экологических проблем, имеющихповсеместный характер, но и коренное переустройствоорганизационно-экономических принципов взаимодействия в системе «общественноепроизводство — природная среда», т.е. экономики природопользования. Предстоитпреодолеть сложившуюся десятилетиями практику, когда в системе международногоразделения труда страна была «природовывозящей», и создать действенную системурационального природопользования на всех уровнях хозяйствования.
Необходимо преодоление сложившейся тенденции, когдаудовлетворение потребителей в использовании ресурсов, свойств объектов природыосуществляется в ущерб удовлетворению потребностей (столь же необходимых) всохранении природно-ресурсного потенциала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. АверченкоА. Экологическая политика в переходный период: проблемы и решения//Вопросыэкономики. 1495. № 2. С. 150—159.
2. АкимоваТ.А., Хаскин В.В. Основы экоразвития. М: Изд-во Российской экономическойакадемии, 1994.
3.Бабкина Л.Н. Система критериев оценки качества функционирования органовуправления природоохранной деятельностью в регионе. СПб.: Изд-во СПб. ун-таэкономики и финансов, 1994.
4.Беляев В.И., Литвинова А.А., Хильченко Н.В. Совершенствование экономическогомеханизма сохранения окружающей среды региона. Екатеринбург, 2000.
5.Носке Б. Экологизация налоговой системы в России. М.: Русский университет,2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.