Введение
Концепция национальной безопасности Российской Федерации важнымусловием обеспечения национальных интересов в области экономики предусматриваетпереход к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решениесоциально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды в целяхудовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений. Переход кустойчивому развитию предполагает обеспечение безопасности во всех отношениях,а тесная взаимосвязь всеобщей безопасности страны и устойчивого развитияопределяют условия дальнейшего существования общества. Эта взаимосвязь должнаопираться на результаты комплексного анализа всей совокупности показателейсоциальной, экономической и экологической сфер жизни общества. Рассмотрениепроблем безопасности и устойчивого развития в единстве возможно в рамкахразработки концепции эколого-экономической безопасности на различных уровнях.
В этих условиях разработка теоретических основ эффективногообеспечения эколого-экономической безопасности и развития национальнойэкономики на основе мониторинга и диагностики реальных угроз, а такжеэкономических, социальных, организационных и иных мер, направленных напреодоление негативных тенденций, их локализацию и устранение, предупреждениенаступления событий, представляющих угрозу безопасности, обладает высокойактуальностью.
Следует отметить, что методология и методика диагностикиформирования, функционирования и развития системы эффективного обеспечения эколого-экономическойбезопасности в условиях современной реформы в научной литературе разработанынедостаточно. Тем не менее, несмотря на значительный объем исследований порассматриваемой проблематике, ее научная разработанность далеко неисчерпывающая. В этих условиях важнейшее значение имеет применение методовсистемного анализа для изучения проблем безопасности в регионе.
1. Сущность и содержание категории «эколого-экономическаябезопасность»
Выявление содержания эколого-экономической безопасности иразработка научных основ ее обеспечения требуют рассмотрения ряда теоретическихположений, связанных с определением сущностного содержания исследуемойкатегории.
Постановка и эффективное решение проблемы эколого-экономическойбезопасности должны характеризоваться строгой методологическойпоследовательностью ее рассмотрения, позволяющей наиболее полно увязать всеособенности ее реализации.
Исходным моментом, в структурировании содержания эколого-экономическойбезопасности выступает выделение совокупности ее элементов: объектбезопасности, субъект безопасности, угроза, чувствительность к опасности,критерии и показатели безопасности, пороговые значения. Общеметодологическийподход к определению содержания понятия «эколого-экономическая» безопасность»осуществим через названные категории.
Для раскрытия сущности и содержания эколого-экономической безопасности,прежде всего, необходимо выяснить, что понимать под безопасностью. Научноепонимание и соответственно, определение безопасности в настоящее времяотсутствует. Это объясняется особой сложностью, внутренней противоречивостью инеоднозначностью основополагающею понятия «безопасность».
Безопасность любого исследуемого объекта свидетельствует, что он всостоянии решить стоящие перед ним задачи, а в случае возникновения различногорода непредвиденных обстоятельств, опасностей или угроз в состоянии от нихзащититься или восстановить свою работоспособность.
Следует четко осознать, что достижение абсолютной безопасности вреальной действительности невозможно. Это связано с тем, что нельзя достичьсовершенной безвредности продуктов, нельзя достичь абсолютной надежноститехнических и технологических систем, предотвратить нанесение ущерба внешнейсреде в процессе производства.
В публикациях по проблеме обеспечения экономической безопасностиразных авторов и само понимание экономической безопасности, иеекритерии существенно различаются. Поэтому достаточно четкое определение и содержаниеэтой категории пока отсутствует.
Под экономической безопасностью субъекта Российской Федерации илирегиона понимается совокупность текущего состояния, условий и факторов,характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность развитияэкономики территории, органически интегрированной в экономику Федерации. Науровне города (района, поселка) с градообразующим предприятием экономическаябезопасность предполагает поддержание устойчивого развития данного предприятия,исключающего отрицательное влияние на состояние и условия жизни проживающего наданной территории населения.
Существует множество подходовк определению понятия«экономическаябезопасность», имеется их противоречивость и неопределенное поле использования(с вторжением в проблематику международных отношений, экологии, социологии,юриспруденции и т.д.)
В целом же методологический анализ выделяет три основных подхода копределению экономической безопасности: через интересы (национальные,государственные, общественные и т.д.); через экономическую независимость(экономики от внешних рынков, выработки экономической политики от влиянияизвне) через стабильность или устойчивость (национальной экономики,экономического развития, социально-экономической системы и др.)
Определение экономической безопасности как условие устойчивости(стабильности) экономического развития через интересы являются наиболеепопулярными, они фокусируют внимание на поддержании определенных характеристикфункционирования экономики перед лицом неблагоприятных факторов. Длярассмотрения данной проблемы на общенациональном макроэкономическом уровнеопираются на определение экономической безопасности через стабильность.Определение экономической безопасности через «независимость» практическиникогда не фигурирует в чистом виде, а входит составной частью в определениячерез «интересы» или «устойчивость».
Из определения безопасности через «устойчивость», взятого заоснову нашего анализа, вытекает общий принцип исследования проблемыэколого-экономической безопасности.
Мировым сообществом экологическая безопасность понимается какотсутствие угрозы для окружающей среды, которая представляется как«преобразованная человеком окружающая среда», ставшая сферой его обитания, вкоторой соблюдается защищенность жизненно важных интересов граждан, общества,государства, а также ресурсов и космического пространства от внутренних ивнешних воздействий, негативных процессов, создающих угрозы здоровью людей,биологическому разнообразию и устойчивому функционированию экологических системи выживанию человечества.
Таким образом, понятие «экологической безопасности» трактуетсяпо-разному: то как «состояние защищенности» объекта от угроз со сторонызагрязненных природных объектов, то как «состояние» объекта, при которомотсутствует угроза окружающей среды со стороны этого объекта, а то как«отсутствие недопустимого экологического риска, связанного с возможностьюнанесения ущерба».
Экологическая безопасность – приемлемая на данном этапесоциально-экономического развитая степень защищенности жизненно важныхинтересов личности, общества, государства, мирового сообщества от последствий иугроз, которые обусловлены негативными изменениями (деградацией) окружающейсреды, возникающими в результате антропогенного и природного воздействия нанее.
Необходимо отметить, что экологическая безопасность какобщественная ценность имеет ряд особенностей:
1) Суперприоритетность. Гарантии экологической безопасности должнынаходиться в одном ряду с гарантиями военной, государственной и личнойбезопасности, с гарантиями основных прав и свобод человека.
2) Коллективный характер присвоения экологической безопасности какспецифического жизненного блага.
3) Сложный и противоречивый характер взаимодействия экологическойбезопасности с другими социальными ценностями.
4) Неопределенный характер экологической безопасности, сложностьее оценки.
5) Неподчиненность экологической безопасности как социального благазакону убывания ценности благ во времени.
6) Системный характер. Достижение и поддержание экологическойбезопасности на приемлемом уровне требует кардинального преобразования всехсторон жизни общества, в том числе: формирование нового «экологизированного»мировоззрения, экологизация структуры национальной экономики в направленииснижения ее природоемкости.
Эколого-экономическая безопасность – это сочетание экономических, политических и экологических условийи факторов, которые обеспечивают устойчивое и эффективноесоциально-экономическое развитие общества, направленное на улучшение качестважизни людей и сохранение окружающей природной среды.
В основутеоретического исследования было положено рассмотрение и выявление сущностиэколого-экономической безопасности, базирующегося на понятиях «развитие» и«устойчивость», как динамического явления и взаимосвязанной системы состоянийэколого-экономических отношений разного уровня.
Пол «устойчивостью» будем понимать способность данной системыадекватно реагировать на внешние и внутренние воздействия и функционировать,вести себя так, чтобы сохранять при этом стабильную внутреннююструктурно-функциональную организацию и развиваться в направлении достижениязаданных целей своего существования.
В таком понимании устойчивости экономической системы – это, преждевсего, устойчивость ее внутренне структурно-функциональной организации(санкционирование и развитие в определенных генетически заданных границах) иустойчивость в достижении, реализации внешних главных стратегических целейразвития.
Раскрывая сущность эколого-экономической безопасности, следуетотметить многообразные аспекты этой сложной политико-экономической категории, ичто наиболее важной ее особенностью является способность экономической системык устойчивому сохранению основных значений экономических финансовых,социальных, экологических и других показателей в параметрах, обеспечивающихосновы ее функционирования.
Объект – этото, на что направлены действия субъекта по обеспечению его безопасности.Законом РФ«Обезопасности» определено, что к основным, объектамбезопасности относятся: личность – ее права и свободы, жизненно важныеинтересы: общество – его материальные и духовные ценности; государство – егоконституционный строй суверенитет и территориальная целостность.
Субъекты безопасности – те организации, государственные институтыслужбы отдельные личности, которые обеспечивают безопасность объекта на основепрактических действий при введении в действие механизма обеспечениябезопасности и организации практических действий.
В соответствии с существующими правовыми актами, основнымисубъектами обеспечения безопасности России являются различные органы, которые впределах своей компетенции обеспечивают реализацию федеральных программ защитыжизненно важных интересов объектов безопасности: их состав подробно описан вработах. Кроме того, к субъектам безопасности относятся граждане, общественныеили иные организации и объединения, обладающие нравами по обеспечениюбезопасности.
Состояниетого или иного объекта эколого-экономической безопасности может быть оцененоцелой гаммой как качественных, так и количественных критериев и показа гелей.
2. Ранжирование территорий по степени воздействия хозяйственнойдеятельности на окружающую среду и здоровье населения
Для выбора оптимальной стратегии регионального природопользованиянаиболее часто используются различные методы для оценки ранжированиятерриторий, многие из которых имеют практическое значение. Наиболее простой идоступный – это исчисление общего объема выбросов, сбросов, захоронений вредныхвеществ, а также этих величин на единицу продукции, населения или территории.При этом может учитываться и класс вредности веществ.
Возможно и сопоставление их с установленными в регионе (стране)санитарно-гигиеническими нормативами (ПДК, ПДВ, ВСВ), нахождение величиныотклонения от них. Так, индекс нагрузки на окружающую природную среду (азначит, и ее качество) может быть определен по формуле:
Y= (H*Q*V) / S
где Н – численность населения, проживающего на даннойтерритории; V – объем выписка продукции в регионе; Q– объем вредных веществ, выбрасываемых в окружающую среду; S – площадь территории.
Т.Л. Акимова,В.В. Батонян, О.В. Моисеенков, В.В Хаскин отмечают, чтовариабельность природно-производственных комплексов в значительней мереопределяется плотностью населения и техногенной насыщенностью территории, хотяпринадлежность ее к определенной природно-климатической зоне тоже имеет большезначение. В соответствии с энергетическим подходом к соизмерению природных ипроизводственных потенциалов территории, зональная принадлежность и производственнаянасыщенность территории могу быть количественно оценены с помощью энергетическихпоказателей.
Масштабтехнической энергетики и плотность населения, отнесенные к биотическомупотенциалу территории, характеризуют эколого-экономические системы разныхтипов. Поэтому в основу типизации может быть взят «эргодемографический индекс»(ЭДИ). В зависимости от конкретных условий ЭДИ может варьировать в пределахнескольких порядков, что позволяет довольно отчетливо контрастировать различныетерриториальные комплексы.
На практике применяются оценка и ранжирование территории посовокупности признаков экологической напряженности с помощью суммарных балльныхоценок. Использование индексов промышленной нагрузки, устойчивости экосистем,загрязнение воздуха, нагрузки на водные ресурсы, демографической напряженности,учет плотности потребления энергоресурсов и др. функционально взаимосвязанныхпараметров позволяет дать обобщенную оценку экологического состояния территориии ее частей.
При эколого-экономической оценке территории следует обратитьвнимание на то, что если оценивается территория макрорегиона, то важно такжеизучить в границах такой территории, каково ее состояние в региональномразрезе.
Показателями, определяющими степень природоемкости и хозяйства,служит система показателей, характеризующих уровень потребления природныхресурсов и уровень нарушенности экосистем в результате хозяйственнойдеятельности (на единицу конечной продукции). Информативными являютсяаналогичные показатели на душу населения.
Растущее влияние хозяйственно-экономической деятельности наокружающую среду любого административно-территориального образования, какправило, связано с увеличением производства новых веществ и продуктов ивыбросами различных загрязнителей и отходов. В совокупности все факторыантропогенного воздействия на природную среду территории приводят к серьезнымизменениям естественных ландшафтов, загрязнению атмосферы, водных объектов ипочвы.
При эколого-экономической оценке территории экологическое действиефакторов окружающей среды на здоровье человека оценивается с учетом тогореального обстоятельства, что ни один из указанных факторов – химических,биологических и физических – практически не является изолированным: все онидействуют в комплексе между собой, соединяясь также с социально-экономическимии наследственными факторами.
Ввиду того, что вся система указанных факторов оченьмногочисленна, очень сложно выделить группу факторов или определить одинведущий фактор по воздействию на организм и состояние здоровья человека. Всеэто указывает на то, что комплекс условий жизни человека весьма сложен. Онвключает в себя не только эколого-экономические и социальные характеристикиместности с оценкой состава почв, воды, атмосферы, природных ресурсов, климатагеографических зон и природных экосистем, но также условия труда и быта людей,их обычаи и привычки, физиологическую реактивность организма. Вразличныепериоды жизни у людей разных возрастов, разного пола ответные реакции организмапа химические, биологические, физические, экологические и социальные факторыпроявляются индивидуально.
Поэтому все отмеченное должно учитывать методы определения иоценки реальной нагрузки на здоровье человека всего многообразия факторовокружающей природной среды, а также методологии обоснования допустимых нагрузокна человеческий организм и здоровье населения. Указанные особенности должны статьосновой разработки систем природоохранительных мероприятий и законов,разработки программ и планов по охране природы и рациональному использованиюприродных ресурсов, а также организации системы санитарного контроля игигиенического регламентирования факторов окружающей среды.
Процесс разработки и реализации концепции эколого-экономическойбезопасности опирается на систему показателей состояния окружающей природнойсреды региона во взаимосвязи с его социально-экономическим развитием, которая являетсяосновой для проведения эколого-экономического анализа. Государственная стратегияобеспечения эколого-экономической безопасности должна носить долговременныйхарактер и исходить из того, что в эколого-экономическом отношении эффективно «прогнозированиеи предотвращение», чем «реагирование и исправление» в отражении угроз. Этомуможет способствовать, рассмотренная система критериев и индикаторов,показателей» эколого-экономической оценки и анализа и предложенные схемы ихпроведения.
3. Роль и место эколого-экономической безопасности в системенациональной безопасности России
Россия, как и каждое государство, несмотря на происходящие всовременном мире интеграционные процессы, преследует свои национальныеинтересы, которые предполагают проведение государством независимогополитического и экономического курса. К числу важнейших национальныхприоритетов России принадлежит обеспечение безопасности во всех ее аспектах.
Для России важно, что в условиях глобализации не должнопроисходить снижение уровня ее национальной безопасности, экономического иоборонного потенциала страны. С глобализацией мировой экономики часто связываютнадежды на оздоровление окружающей среды в глобальных масштабах
Конфликт межгосударственных интересов на пути к устойчивомуразвитию: нарастающая борьба за территориальный, ресурсный, экологическийрезерв и рынки сбыта, критический уровень отношений между человеком, обществоми природой, дефицит ресурсов и деградация окружающей среды вылились в конфликтинтересов на межгосударственном и национальных уровнях.
Содержание этих интересов в настоящее время отражаетнеобходимость:
– повышения материального благосостояния граждан;
– повышения качества физического и нравственного здоровьялюдей;
– сокращения смертности и преодоления тенденции деполуляциинаселения:
– охранения и обогащения культурного опыта народов России, ихобычаев, традиций и др.
Как справедливо отмечается, экологическая ориентированностьобщенациональных экономических интересов России проявляется в необходимости:
– обеспечения экологической безопасности страны в настоящем ибудущем;
– рационального использования природных ресурсов;
– сокращения загрязнения окружающей природной среды;
– сохранения и воспроизводства естественной среды обитаниячеловека;
– экологизации экономики и общества (включая хозяйственный механизмразвития).
Национальная безопасность – это состояние, при котором отсутствуютугрозы человеку, обществу, государству и всей цивилизации.
Понятие национальной безопасности имеет следующие важныеособенности:
Во-первых, понятие безопасности имеет конкретно-историческоесодержание;
Во-вторых,оно носит предельный характер. Состояние национальной безопасности оцениваетсяобратными величинами, то есть теми или иными опасностями, ей угрожающими,социальными параметрами, которые в сопоставлении со своими пороговымизначениями служат как бы аварийными красными сигналами для общества, диктующиминеобходимость принятия неотложных мер в соответствующих сферах.
В-третьих,значение и острота проблем национальной безопасности возрастают на переломныхрубежах развития стран, отдельных регионов и мирового сообщества в целом.Именно этим объясняется тот факт, что проблемы национальной безопасности вРоссии в последние годы вышли на первый план.
В-четвертых, при всей подвижности критериев и параметровнациональной безопасности, их специфичности для различных стран они, в конечномсчете, связаны с общими тенденциями экономического и социального прогрессачеловечества, вписаны в контекст глобальных политических и экономическихотношений.
Поэтому многие государства нашей планеты разрабатывают стратегиюнациональной безопасности. Подобная концепция существует и в РоссийскойФедерации. В ней указывается на необходимость защищать жизненно важные интересынаселения, общества и государства, а также общенациональные ценности и образжизни от внутренних и внешних угроз (военных, политических, экономических,информационных, экологических и т.д.) При этом ключевым фактором обеспечениябезопасности страны определена экономика.
В системе национальной безопасности основная роль отводитсяэкономической безопасности. Это объясняется тем, что экономика представляетсобой основу деятельности общества, государства и личности. В то же время онаявляется и отражением общественно-политического строя.
Система экономической безопасности признана обеспечитьматериальные условия для достижения общих целей национальной безопасности изашиты жизненно важных интересов страны. В то же время государственнаябезопасность – условие и предпосылка экономической безопасности страны.
Выделяются следующие уровни экономической безопасности:международный; национальный (уровень экономики государства в целом);региональный уровень, в том числе территории с районо-, градообразующимпредприятием; отраслевой; микроэкономический (уровень отдельного субъектахозяйствования); уровень семьи и личности.
Всистемах национальнойбезопасности традиционно рассматриваются силовые угрозы, в первую очередьсвязанные с «внешним врагом». В соответствии с этой традицией обеспечениенациональной безопасности достигается через укрепление обороноспособности,защиты границ, упрочение единства государства. Таким образом, стержнемнациональной безопасности является государственный суверенитет.
Экологическая и экономическая безопасности представляют собойсоставные части национальной безопасности всего общества. На их взаимосвязь ивзаимообусловленностъ совершенно справедливо обращают внимание многиеисследователи: К. Самсонов., Е. Бухвальд, Н. Гловацкая, С. Лазуренко,Л. Абалкин, А.Д. Урсул.
Ситуация, сложившаяся в регионах к настоящему времени,настоятельно требует выработки такой стратегии национальной безопасности,которая позволила бы совместить политические, экономические, социальные идругие потребности государства с требованиями всестороннего экологического оздоровления.По существу, речь идет о переходе к принципиально новому качеству национальнойбезопасности – единой эколого-экономической безопасности.
Реализация экологической опасности влияет пасоциально-экономическую ситуацию в обществе, но и само общество можетспровоцировать экологическую напряженность, следовательно, нельзя рассматриватьпроцесс формирования и развития экологической опасности вне связи с другимиаспектами обеспечения интегральной безопасности общества.
Сбалансированное социально-экономическое развитие, не разрушающее окружающейсреды и обеспечивающее непрерывный прогресс человечества, определяетсяоптимизацией трех основных составляющих: экономического роста, экологическойбезопасности и социальной защищенности. В соответствии со стратегиейустойчивого развития должна быть трансформирована система управленияэкологической безопасностью.
Действенная национальная безопасность есть единство экономическойбезопасности и безопасности существования окружающей природной среды(экологической безопасности). Активным – ведущим элементом здесь выступаетобщественная сторона; через придание последней (всем формам ее деятельности)экологической направленности и достигается безопасность экологическая.
4. Программно-целевой подход к обеспечению эколого-экономической безопасности региона
Многообразие экологических проблем, значительные масштабы ихпроявления, сложности решения этих проблем, обусловленная природнымсвоеобразием региона и коренными социально-экономическими преобразованиями,происходящими в последние годы, требуют скоординированных действий направленныхна стабилизацию и улучшение экологической обстановки. Решению этой задачи вомногом может способствовать создание единой Концепции эколого-экономическойбезопасности региона.
Программно-целевойметод хозяйственного и территориального управления служит одним из важныхсредств активною влияния государства на социально-экономическое развитиепроблемных регионов – депрессивных, слаборазвитых, осваиваемых, а также и промышленноразвитых, позволяя успешно решать как текущие, так и стратегические задачи.
Главным нормативным документом регионального программированияявляется «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ имежгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвуетРоссийская Федерация». При разработке прогнозов и программсоциально-экономического развития, подготовке нормативных правовых актов,принятии хозяйственных и иных решений необходимо также учитывать положения «Концепцииперехода Российской Федерации к устойчивому развитию».
Все программы задействованы на решение насущных задачрегионального развития.
Внастоящее время в РФосновным инструментом государственного управления природными ресурсами иэкологической безопасностью являются федеральные целевые программы, которыепредставляются в правительство министерством природных ресурсов РФ, совместно сдругими заинтересованными ведомствами.
Что касается принятых и реализуемых в России федеральныхэкологических программ, то анализ их содержания позволяет сделать следующиеосновные выводы.
Велик удельный вес программ, посвященных решению экологическихпроблем защите населения в экологически неблагополучных районах РФ, т.е.направленных не на предупреждение нарушения природного равновесия и обострениеэкологической ситуации, а на нейтрализацию последствий нанесенногоэкологического ущерба.
Явнонедостаточно экологических программ инновационного характера, нацеленных наразработку и внедрение принципиально новых технико-технологических приемовохраны окружающей среды. В конечном счете все это препятствуетцеленаправленному проведению мер по предотвращению загрязнения среды.
В контексте применения программно-целевою метода основным плановымдокументом выступает целевая комплексная программа, которая содержит указанныйпо времени, ресурсам и исполнителям комплекс мероприятий и направлений действийдля достижения поставленных целей развития. Целевая комплексная программадолжна представлять собой основной методологический документ, на базе которогопроводится практическое осуществление целей развития и обеспечения безопасностирегиона во всех ее аспектах, включающий следующие основные разделы.
Главная цель такой целевой программы (ЦП) – разработка взаимосвязаннойсистемы программных мероприятий. обеспечивающих решение поставленных задач всоответствующей области.
Достижение главной цели программы, а именно улучшение состоянияокружающей природной среды и ослабление влияния факторов загрязнения окружающейсреды на здоровье населения осуществляется путем совершенствования существующейсистемы управления охраной окружающей среды и природопользованием.
Инструментом реализации экологической политики в регионе должнаслать целевая комплексная программа безопасного развития региона. Предпосылкидля разработки программы в кратчайшие сроки имеются, поскольку практически вкаждом субъекте Южного федерального округа существует практика подготовкиэкологических программ.
В социальных и экологических программах применяются характеристикикачественных изменений в результате осуществления программных мероприятий – увеличениепродолжительности жизни, улучшение структуры питания, оздоровление окружающейсреды и т.д.
К числу основных недостатков организационного и методическогохарактера практики разработки и особенно реализации региональных программследует отнести:
– выборочное осуществление мероприятий программ, изменяющееих первоначальный замысел, структуру и конечные цели;
– отставание в создании механизмов реализации, особеннофинансовых;
– слабая координация между федеральными целевыми программами,параллельно осуществляемыми на определенной территории, отсутствие зафиксированныхправил распределения ограниченных финансовых средств между отдельнымипрограммами;
– недостаточный контроль за использованием бюджетных средств,выделяемых на программы, и за соответствием получаемых результатов целямпрограмм.
Программно-целевойметод входит составной частью в блок административно-контрольных инструментовуправления безопасным устойчивым региональным развитием и одновременно отвечаетпринципам рыночной экономики. Он позволит скоординировать различные сторонывзаимодействия экономики и окружающей природной среды на разных уровнях, атакже определить возможные варианты эколого-экономического развития в будущем.Это требует создания эффективной системы целенаправленного и планомерногорегулирования воздействия общества на природу, основанной на сочетанииадминистративно-правовых и экономических методов.
Задача
Химическийзавод производит полиэтилен. Производственные мощности по изготовлению полиэтиленасоставляют 100000 т/год. Равновесная цена – 25000 руб./т. Производственныеиздержки – 15000 руб./т. Нормальная прибыль в отрасли составляет 20%. На 1 тполиэтилена расходуется при прямоточной системе водоснабжения 1000 куб. м воды. При оборотной – 200 куб. м. воды на 1 т. Потери воды в производственном циклесоставляют в обоих случаях 100 куб. м. воды на 1 т. полиэтилена. Заводиспользует прямоточную систему водоснабжения, при этом стоки в объеме 900 куб. м на 1 т. полиэтилена сбрасываются без очистки. Извлекаемая в пользу государства рента врасчете на 1 куб. м свежей воды оценивается в 4 руб./т, плата за сбросызагрязненной воды установлена в размере 5 руб./т.
Рассчитатьцену и объем продукции химического завода в условиях платности природопользования.Коэффициент эластичности спроса на полиэтилен составляет 1,5.
Решение
1) Определяем равновесный общий доход:
Д = Р * Ц = 100000 * 25000 = 2500000000
2) Определяем производственные равновесные издержки:
Изд.произв. = Р * Изд. = 100000 * 15000 = 1500000000
3) Определяем равновесную прибыль:
Пр.равн. = (Д * 20%) /100 = (2500000000 * 20%) / 100 = 50000000
4) Определяем дополнительные расходы напотребление свежей воды:
Доп. расх.св. воды = 100000 * 1000 * 4 = 400000000
5) Определяем дополнительные расходы засброс загрязненной воды:
Доп. расх.загр. воды = 100000 * 900 * 5 = 450000000
6) Определяем общие дополнительные расходы:
Доп. расх.общие = 400000000 + 450000000 = 850000000
7) Определяем нормальную прибыль с учетомдополнительных затрат:
Пр.норм = ((1500000000 + 850000000) * 20%) / 100 =470000000
8) Определяем полные издержки дополнительныхзатрат:
Изд.полн. = 1500000000 + 850000000 + 470000000 =2820000000
9) Определяем реальную цену:
Цреал. = Изд.полн. / Р = 2820000000 / 10000= 28200
Вывод: Цена полиэтилена со всеми дополнительнымииздержками равна 28200 руб., что на 3200 руб. превышает равновесную. С учетомкоэффициента эластичности и повышением спроса на полиэтилен, а также с учетомповышения цены V = Коэф * Р = 1,5 * 100000 = 150000 куб. м.
Заключение
Нарастание глобальных угроз цивилизации вместе с прогрессомсовременного общества, неустойчивость и все большая разнонаправленностьэкономической, социальной и экологической составляющих развития настоятельнотребуют выработки такой стратегии национальной безопасности, которая позволилабы совместить политические, экономические, оборонные и другие нужды страны стребованиями всестороннею экологического оздоровления.
Стремительно растущий интерес к проблемам обеспечениябезопасности, а также дефицит научных знаний в области методологии, методики ипрактики создания не только органов и средств защиты от опасностей, но имеханизма изменения деятельности с целью создания новых возможностей развития,существенно уменьшающих угрозы, определили актуальность монографии.
Современный развивающийся эколого-экономический кризис требуетпостроения новых подходов к решению возникающих проблем. Если ранееисследования экономического развития осуществлялись в плоскости«экономическое-социальное», то текущая ситуация требует пространственногоподхода, т.е. подразумевает трехмерность исследований: экономическое, экологическоеи социальное. Такой подход позволяет интерпретировать задачу в новом качестве иполучить ряд важных выводов.
Всовременных условиях когда вопросы эколого-экономичеекой безопасностистановятся приоритетными, возникает настоятельная необходимость всестороннегоанализа взаимодействия экологического, экономического и социального факторовобщественного развития, исследования глубинных эколого-экономических процессови разработки на этой основе теоретических и практических принципов стратегии эколого-экономическойбезопасности.
Список используемой литературы
1. Наше общее будущее [Текст]. Доклад Международной комиссиипо окружающей среде и развитию (МКОСР): пер. с англ. – М: Прогресс, 1989. –376 с.
2. Первушин, С. Возможности предотвращения глобальнойэкологической катастрофы [Текст] / С. Первушин // Российскийэкономический журнал, – 1996. – №2. – С. 12–17.
3. Окружающая среда: от новых технологий к новому мышлению|Текст] / В.Г. Горшков [и др.] Экос-информ. – 1994. – №7.
4. Гузев, М.М. Экономические проблемы и механизмыэкологически устойчивого развития [Текст]: монография / М.М. Гузев. – Волгоград:Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 1997. – 200 с.
5. Основные критерии экоразвития ['Текст] / Т.А, Акимова [идр.]. – М.: Из-во Рос эко академии, 1994. – 54 с.
6. Бобылев, С. Россия на пути антиустойчивого развития?[Текст] / С. Бобылев // Вопросы экономики. – 2004. – №2. – С. 43–54,
7. Возняк, В. Общественное развитие и экология:взаимосвязь, противоречия, кризисы | Текст | / В. Возняк /7 Вопросыэкономики. – 1995 – №2. – С. 129–136.
8. Пилиев, С. Возможности устойчивого развития [Текст] /С. Пилиев, Э. Цховребов // Экономист. – 2001, – №4. – С. 23–28.
9. Поздняков, Л.В. Проблемы самоорганизации и устойчивоюразвития социально-экономических систем [Текст] / А.В. Поздняков. – Томск, 2000.
10. М. Вернадский, В.И. Размышления натуралиста. Кн.1. Пространство и время в неживой и живой природе [Текст]. – М., 1 975 – С. 49–50.