Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Экология"


Экономический механизм природопользования в условиях перехода к рыночной экономике

РЕФЕРАТ
по курсу «Природопользование»
по теме: «Экономический механизмприродопользования в условиях перехода к рыночной экономике»

1. Основные положенияи сущность экономического механизма охраны окружающей среды
Результатом господстваадминистративно-командного хозяйствования в России явилась беспрецедентная дляэкономически развитых стран напряженность экологической обстановки. Занявведущее место в мире по масштабам эксплуатации природных ресурсов и нарушениюсреды обитания (добыча полезных ископаемых, вырубка лесов, водопотребление,площадь сельскохозяйственных угодий, выбросы вредных веществ в окружающую средуи т.п.), по величине дохода на душу населения наша страна оказалась далеко позадистран с развитой рыночной экономикой.
Мировой опыт показывает,что рыночные механизмы обеспечивают более благоприятный «климат» дляприродосбережения, нежели жесткое административное принуждение. Онинесовместимы с «дешевизной природных ресурсов, культивируемойадминистративно-командной системой. Законы рынка диктуют более высокий,отражающий степень их естественной ограниченности уровень цен на природныересурсы относительно цен конечной продукции. Рыночный механизм расширяетграницы прибыльных вложений в сбережение природных ресурсов с ростом ихдефицитности, чем и объясняются достижения стран с развитой рыночной экономикойв области снижения природоемкости общественного производства.
Вместе с темэкологические блага, и в первую очередь чистота окружающей среды, имеют важнуюособенность, предопределяющую необходимость централизованного управленияприродоохранной деятельностью. Эти блага, по сути, являются коллективнопотребляемыми: в отличие от других ресурсов они либо доступны всем, либонедоступны никому. Невозможна собственность любого вида на экологические благакак таковые, и не может существовать рынок, например, чистого воздуха, подобныйрынку нефти, автомобилей, капитала и т.д. Более того, конкурентная борьба нарынках традиционных благ заставляет предпринимателей приносить в жертвуэкологические блага, экономить на природоохранных затратах ради полученияприбыли.
Поэтому вполнезакономерно, что по мере обострения экологических проблем, начиная с 60-х гг.XX в., во всех странах с развитой рыночной экономикой стали создаваться иусиливаться централизованные административные системы управления охранойокружающей среды.
Цель новогоэкономического механизма природопользования и охраны окружающей среды — обеспечение выполнения заданий долгосрочной Государственной экологическойпрограммы с минимальными затратами материальных и трудовых ресурсов путемсоздания максимально благоприятного «экономического климата» дляприродоохранной и ресурсосберегающей деятельности предприятий на основедостижений НТП. Для выполнения этой цели необходимо решение следующих задач:
четкое разграничениеисточников финансирования мероприятий по охране, воспроизводству и сбережениюприродных ресурсов между предприятиями и централизованными (местными,областными и республиканскими) источниками, обеспечение надежности идостаточности этих источников в рыночных условиях хозяйствования;
формирование рынкаэкологических услуг, в рамках которого должно быть обеспечено финансирование икредитование мероприятий по оздоровлению окружающей среды, воспроизводству иулучшению природных ресурсов за счет средств предприятий-природопользователей,специализированных предприятий и организаций геологоразведки, лесногохозяйства, мелиорации и т.п., а также банковских кредитов;
создание системы платежейза природные ресурсы и экологических налогов, стимулирующей оздоровлениеэкологической обстановки, воспроизводство и рациональное использованиеприродных богатств, социально справедливое и экономически эффективноераспределение рентных доходов от этих ресурсов. Ведущим звеном в системеэкономических регуляторов природопользования в условиях рыночногохозяйствования должны стать платежи за природные ресурсы.
В основу экологическойэкономики входят как постоянно действующие институты, так и новая совокупностьпризнаков, возникшая на базе перехода к рыночным отношениям.
Постоянно действующиеинституты: природные кадастры; меры по материально-техническому и финансовомуобеспечению; платежи за использование природных ресурсов; платежи зазагрязнение окружающей природной среды; льготы по кредитованию,налогообложению; освобождение от обложения налогами.
К новым экономическимстимулам относятся: экологическое страхование, установление повышенных нормамортизации основных природоохранных производственных фондов, введениепоощрительных цен на экологически чистую продукцию и снижение на экологическинеблагоприятную, формирование банка экологических услуг, совершенствованиедоговорных отношений, где видное место занимает экономический механизмрегулирования — договоры на комплексное природопользование, аренду, передачу ипостоянное использование объектов, охрану памятников природы и т.д.
2. Источникифинансирования природоохранных мероприятий
Основными источникамифинансирования мероприятий по охране окружающей природной среды являютсябюджеты Российской Федерации, автономных областей, автономных округов,областей, краев и местных органов самоуправления. К ним также относятсяФедеральный и территориальный экологические фонды, собственные средствапредприятий.
Анализ действующихправовых документов, в той или иной мере отражающих проблему финансированияприродоохранной деятельности, показал, что в формировании бюджетной системыРоссийской Федерации активную роль начинает играть сфера природопользования иохраны природы. В доходную часть бюджета всех уровней зачисляютсясоответствующие налоги, платежи и отчисления за пользование природнымиресурсами и загрязнение окружающей среды. Аккумулированные в доходной частисредства, согласно законодательным актам Российской Федерации, предполагаетсяцелевым назначением использовать на финансирование природоохраннойдеятельности.
Средства в региональный иместный бюджет поступают за счет платежей в сфере природопользования и охраныприроды. Законодательством Российской Федерации также установлено, что избюджета вышестоящего уровня в бюджет нижестоящего могут поступать дотации,субсидии, субвенции, которые предусматривают и целевое инвестированиеприродоохранной деятельности. Например, в соответствии с Законом РФ «Осубвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям,автономным округам, Москве и Санкт-Петербургу» для реализации инвестиционныхэкологических программ может предоставляться финансовая помощь в виде субвенцийиз федерального бюджета и внебюджетных фондов.
3. Платежи заиспользование природных ресурсов
Введение платежей заиспользование природных ресурсов — прямое следствие преобразованияприродоресурсных отношений, проводимых на базе рыночных реформ. Установлениетакой платы стало возможным после отмены исключительной государственноймонополии на землю и другие природные ресурсы, превращения земель и другихресурсов в объект купли-продажи и гражданско-правовых сделок. При установленииплатежей за использование природных ресурсов ставились следующие задачи:
повышениезаинтересованности производителя в эффективном использовании природных ресурсови земель;
повышениезаинтересованности в сохранении и воспроизводстве материальных ресурсов;
получение дополнительныхсредств на восстановление и воспроизводство природных ресурсов.
Законом РФ «Об охранеокружающей природной среды» предусмотрено два вида платежей за ресурсы природы:за право пользования природными ресурсами и за загрязнение окружающей природнойсреды.
Плата за использованиеприродных ресурсов включает: плату за право пользования ресурсами; выплаты засверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; выплаты навоспроизводство и охрану природных ресурсов.
Плата за землюпроизводится в трех формах: земельный налог, арендная плата, нормативная ценаземли.
Плата за использованиенедр имеет три формы; право на поиск и разведку месторождений полезныхископаемых и их добычу; использование недр для иных целей, не связанных сдобычей полезного сырья.
Плата за пользованиеводными объектами. Существует две формы оплаты: за право пользования воднымиобъектами и на восстановление и охрану вод.
Формы платы запользование лесными ресурсами установлены Основами лесного законодательстваРоссийской Федерации в виде лесных податей, арендной платы, отчислений в фондывоспроизводства, охраны и защиты леса.
Плата за пользованиерастительными ресурсами регламентируется Основами лесного законодательства РФ,правительственными постановлениями, нормативными актами Министерства природныхресурсов России. Она определяется местными органами управления и отчисляется вместный бюджет района или города.
Плата за ресурсыживотного мира предусматривается в виде разнообразной платы за пользованиеживотным миром в виде охоты, отлова животных, использование продуктов их жизнедеятельностии т. д. Другой формой платы служит арендная плата за право пользованияохотничьими угодьями. Размер платы за право пользования животным миром, включаяохоту и ловлю рыбы, определяется местными исполнительными органами совместно сорганами охоты и рыболовства. Поступающие платежи перечисляются в местныйбюджет и используются на улучшение ведения охотничьего хозяйства,воспроизводство рыбных запасов.
Плата за загрязнениеокружающей природной среды имеет три значения: компенсационное, стимулирующее иэкологическое.
Правовое регулированиеплатежей за загрязнение обеспечивается Законом РФ «Об охране окружающейприродной среды» и постановлением Правительства РФ, в которых утвержден порядокопределения оплаты за загрязнение окружающей среды и ее предельные размеры.
Законом предусматриваетсятри вида платы за загрязнение: за выбросы, сбросы вредных веществ в пределахустановленных лимитов; выбросы, сбросы вредных веществ сверх установленных нормлибо без разрешения компетентных органов; плата за размещение отходов.
Порядок установленияплаты состоит из трех этапов: определение базовых нормативов платы,дифференцированных ставок, конкретных размеров платы за загрязнители.
Базовые нормативыопределяются по каждому виду загрязнителя или виду вредного воздействия (шум,электромагнитное излучение) с учетом степени их опасности для окружающей средыи здоровья населения.
Базовые нормативыпредставлены в двух видах — за выбросы, сбросы, размещение отходов в пределахустановленных нормативов; сверх установленных нормативов, но в пределахутвержденных лимитов или временно согласованных выбросов.

4. Виды особоохраняемыхприродных территорий
Одной из центральныхпроблем выживания человечества в современной биосфере является сохранениебиологического разнообразия, что недостижимо без создания особо охраняемыхприродных территорий (ООПТ). Главное место в системе особо охраняемых природныхтерриторий занимает природно-заповедный фонд. Это совокупность природныхобъектов, имеющих экологическое, правоохранительное, научное, культурноезначение, полностью или частично изъятых из хозяйственного и иногоиспользования с целью сохранения генетического фонда растений и животных,типичных или редких ландшафтов, эталонов природной среды.
Структураприродно-заповедного фонда России постоянно развивалась и совершенствовалась.Наряду с традиционными формами заповедования, столь характерными для нашейстраны, стали возникать новые формы в виде национальных природных парков,памятников живой и неживой природы. В настоящее время структура фонда РФвключает пять видов объектов: заповедники, заказники, парки, памятники природы,редкие, исчезающие виды, занесенные в Красную книгу. Их объединяет трипризнака: они государственные, природные и заповедные.
5. Сущность и типыособоохраняемых природных территорий
Особо охраняемыеприродные территории — это участки земли, водной поверхности и воздушногопространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющиеособое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное,оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной властиполностью или частично из хозяйственного использования и для них установленрежим специальной охраны.
В России важнейшимзаконодательным актом, регулирующим отношения в области организации, охраны ииспользования ООПТ, является Федеральный закон «Об особо охраняемых природныхтерриториях», принятый Государственной Думой 15 февраля 1995 г.
В зависимости отназначения ООПТ могут находиться в федеральной собственности и управлении, амогут являться региональной или даже муниципальной собственностью.
Если заглянуть в историюохраны некоторых объектов природы, то еще Петр I издал указ о запрещенииотстрела лосей в Санкт-Петербургской губернии. Однако современная система ООПТберет начало с создания в США первого в мире национального парка «Йеллоустон»(1872). В России система охраняемых территорий формируется уже более 80 лет.Одним из первых был Баргузинский заповедник, основанный на Байкале в 1916 г. Кконцу 1998 г. в эту систему входило 99 заповедников, 34 национальных парка,около 1600 государственных заказников и более 8000 памятников природы.
Государственный природныйзаповедник (полный резерват) является наиболее жесткой формой территориальнойохраны природы. Он представляет собой, во-первых, территорию, полностью изъятуюиз хозяйственного использования, а во-вторых, научно-исследовательскиеучреждения, имеющие целью сохранение и изучение естественного хода природныхпроцессов и явлений. В заповедниках разрешена только научная, охранная иконтрольная деятельность, а в исключительных случаях — организацияучебно-экологических маршрутов. Иногда запрещается даже уборка поваленных исухостойких деревьев, нарушающая естественное развитие природных процессов.
Из общего числа заповедниковособо выделяются биосферные, входящие в международную систему биосферныхрезерватов и осуществляющие глобальный экологический мониторинг. В России такиммеждународным статусом обладают около 20% заповедников, в том: числеПриокско-Террасный, находящийся недалеко от Москвы.
Кроме территорий,полностью закрытых для посещения, необходимо и создание территорий, доступныхдля контролируемого посещения. Мировой опыт говорит, что главное для охраныприроды сейчас — это воспитание экологически грамотных людей, особенноподрастающего поколения.
Национальный парк — этообширная территория (от нескольких тысяч до нескольких миллионов гектаров),включающих как полностью заповедные зоны, так и зоны, предназначенные дляотдыха, оздоровления, ближнего туризма, пропаганды экологических знаний. Однимиз известных национальных парков в России является Лосиный Остров (Москва).
Памятники природы — этоотдельные природные объекты, имеющие научное, эстетическое, культурное иливоспитательное значение. Ими могут быть необычный родник, водопад, овраг средкими видами растений, очень старые деревья, бывшие «свидетелями» каких-либоисторических событий, например дубы в усадьбе Коломенское (Москва),сохранившиеся со времен Ивана Грозного.
Заказник — это природныйкомплекс, предназначенный для сохранения одних видов природных ресурсов приограниченном использовании других. На участках, занимаемых заказниками,постоянно или временно запрещены отдельные виды хозяйственной деятельности.Например, запрещена любая хозяйственная деятельность, ведущая к нарушениюландшафта, но может быть разрешена охота. Часто создаются временные охотничьизаказники для сохранения и восстановления численности каких-либо видовживотных.
Заказники и памятникиприроды хотя и играют положительную роль в деле поддержания экологическогоравновесия, но кардинально решить проблему не могут. Сохранить можно лишьсистемные природные совокупности, а не отдельные компоненты.

6. Требования корганизации особоохраняемых природных территорий
Громадное число видов и целыхэкосистем уже потеряно безвозвратно. За неполные 400 лет, в течение которыхведутся описания животного и растительного мира, полностью исчезли более 60видов млекопитающих и более 90 видов птиц, а также множество видов растений инасекомых. Для регистрации и принятия, экстренных мер по сохранению редкихвидов создаются международные и национальные Красные книги. В 1983 г. вышлопервое издание Красной книги РСФСР. В нее были занесены 65 видов и подвидовмлекопитающих, 109 видов птиц, 533 вида и подвида растений, а также многиенасекомые, рыбы и рептилии.
С образованием в 1988 г.системы природоохранных органов функция ведения Красной книги России перешла вМинприроды России. Научное обеспечение ее ведения осуществляют Российскаяакадемия наук и Всероссийский научно-исследовательский институт охраны природы.
В 1997 г. в Министерствеюстиции России за № 1435 было зарегистрировано второе издание Красной книгиРоссийской Федерации. По многим видам список исчезающих животных и растенийувеличился, особенно по рыбам (51) и насекомым (95). К сожалению, процесс этотбудет продолжаться. Для его остановки потребовалось бы превратить в заповедниквсю территорию Земли. Однако замедлить его, отодвигая наступлениекатастрофических для человека изменений в биосфере, вполне возможно приправильном выборе территорий, размеров и организационных форм ООПТ.
В настоящее времяорганизация заповедного дела в России получила широкое международное признание.На конец XX в. 21 заповедник России имел международный статус биосферногорезервата ЮНЕСКО, 5 находилось под юрисдикцией международной Конвенции обохране всемирного культурного наследия, 2 получили дипломы Совета Европы.Однако, если взять прошлые годы, государственные природные заповедники жили унас в бедности, а в условиях современного экологического кризиса уровень ихфинансирования снизился более чем в 20 раз.
Очень большую опасностьпредставляет хозяйственное освоение прежде заповедных территорий по решениюместных властей. Все это требует принятия неотложных мер, прежде всего,экономических, для предотвращения развала существующей системы ООПТ в России.
7. Ответственность занарушение режима особо охраняемых природных территорий
Исходя из общего понятияэколого-правового нарушения, можно сказать, что экологическое правонарушениевыражается в совершении виновными противоправных действий, нарушающихэкологическое законодательство и причиняющих вред (или создающих угрозутакового) особо охраняемой природной территории или природному объекту.
В числе экологическихправонарушений законодательство предусматривает: загрязнение окружающейприродной среды и причинение вследствие этого вреда здоровью человека,растительному и животному миру; порчу, повреждение, уничтожение природныхобъектов, взятых под особую охрану государства; невыполнение обязательных мерпо восстановлению нарушенной окружающей природной среды и по воспроизводствуприродных ресурсов.
Однако мерыответственности за причинение вреда комплексам природных объектов, находящихсяпод особой охраной государства, пока еще, к сожалению, не находят должногоотражения в законодательстве. Ситуация меняется с выходом нового Кодекса обадминистративных правонарушениях (КоАП) РФ, вступившего в силу с 1 июля 2002г., и то только на уровне административной ответственности. В Уголовном кодексеРФ эта проблема пока не решена. Но об этом поговорим в следующей лекции поорганизационным и правовым основам охраны окружающей среды.

Литература
1.    Авраменко И.М. Вводный комментарий кЗемельному кодексу РФ. Ростов-на-Дону, 2007.
2.    Авраменко И.М. Природопользование.Белгород, 2007.
3.    Арустамов Э.А. Природопользование.М., 2006.
4.    Боголюбов С.А. Экологическое право.М., 2009.
5.    Закон РФ «Об охране окружающейприродной среды» // Российская газета. 2002. Январь.
6.    Комментарий к Закону РФ «О животноммире» / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2002.
7.    Коробкин В.И. и др. Экология.Ростов-на-Дону, 2006.
8.    Реймерс Н.Ф. Природопользование:Словарь-справочник. М, 2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Жостовская роспись
Реферат Жилищное страхование
Реферат Теория личности А Адлера и основы индивидуальной психотерапии
Реферат That School Uniforms Are Necessary Essay Research
Реферат Myths Test Essay Research Paper MYTHS AND
Реферат Толерантность действий, Кронин С. И.
Реферат Дослідження динаміки чисельності жуків-короїдів хвойних дерев Плужнянського лісництва
Реферат Iсторизм
Реферат Статистика. Население как объект статистического изучения
Реферат Федеральная резервная система и кредитно-денежная политика правительства США
Реферат Інструкція про застосування Плану рахунків бухгалтерського обліку активів, капіталу, зобов'язань І господарських операцій підприємств І організацій
Реферат The Big Lebowski Essay Research Paper All
Реферат Mad Bad And Dangerous To Know Essay
Реферат Lessons from Russia's parliamentary early twentieth century
Реферат Основные направления внешней политики Китая с соседними странами